18855

Постмодернизм – истоки. Сложность и противоречие вмето ясности и простоты. Уроки Лас-Вегаса. Роберт Вентури

Доклад

Культурология и искусствоведение

Постмодернизм – истоки. Сложность и противоречие вмето ясности и простоты. Уроки ЛасВегаса. Роберт Вентури. В архитектуре постмодернизм сформировался в США теоретически во второй половине 60х гг. а в практике строительства к концу 70х объединив различных по творческим ...

Русский

2013-07-10

24.02 KB

18 чел.

Постмодернизм – истоки. Сложность и противоречие вмето ясности и простоты. Уроки Лас-Вегаса. Роберт Вентури.

В архитектуре постмодернизм сформировался в США теоретически во второй половине 60-х гг., а в практике строительства к концу 70-х, объединив различных по творческим принципам и почерку мастеров.

Критикуя невыразительность современных зданий, так называемого функционального «пуризма» (стилевое течение, ратующее за чистоту и простоту форм, минималистичен и функционален), архитекторы постмодернизма попытались внести сложность и противоречия против сверхпростоты и «минимализма» современной архитектуры. Выдумка, фантазия, театральное игровое начало, сложные образные ассоциации, метафоричность и диалог, говорящая архитектура, ироничность – это слова характеризующие постмодернизм. Еще одно качество, которое отличает архитектуру постмодернизма, особенно в европейских странах - это осознанное желание увязать новые постройки с историческим городским окружением, не испортив его новыми включениями, а добавив игры и эклектизма, соответствующего данной местности. Обращение к историческим формам в постмодернизме никогда не носит характера прямого цитирования, вместо этого появляется игра в намеки на прообразы, зашифрованная символика и сложные ассоциации.


Главной заслугой постмодернизма является то, что язык архитектурных форм стал несравненно богаче, выразительнее стали объемы и композиции, понятие красоты и образности было реабилитировано даже в отношении строго функциональных построек. Архитекторы постмодернизма, проявляя уважение к историческому и национальному наследию, создали немало замечательных проектов реконструкции исторических частей городов, превращая современные постройки в историческую ткань города без ущерба для сторон. Но главное, что они вернули архитектуру в лоно искусства.

Постмодернисты критиковали такие основополагающие принципы модернизма, как функциональное зонирование городов, аскетизм архитектурных форм и серийный подход к проектированию, отказ от творческого наследия и регионализма.
При всей прогрессивности рациональных установок функционализма, направленных на формирование здоровой городской среды и гигиенического массового жилища, в его идеологии впервые реальный заказчик был заменён "осреднённым жителем", потребности которого архитектор заранее исследовал, оценил и учёл в типовом проекте. Формирование внешнего облика здания стало так же рационально детерминированным. Такой подход не учитывал объективную психологическую потребность человека в разнообразии внешних впечатлений и неизбежно порождал эстетически и эмоционально ущербную архитектуру массовой застройки, основной характеристикой которой стала угнетающая монотонность.

Роберт Вентури.

Основная информация: американский архитектор и теоретик искусства, один из основоположников постмодернизма. Лауреат Притцкеровской премии. В 1950-е гг. работал в архитекторском бюро Эро Сааринена. Выступал против интернационального стиля (Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ) с лозунгом: «Мало — это скучно».
Известный архитектор делит дома на две группы: «утки» и «декорированные сараи». «Утки» – это здания, в которых функциональная и объемно-пространственная организация подчинены символической форме. «Декорированные сараи» – это дома, спроектированные точно по функциональной программе без оглядки на эстетику, все символическое привнесено в них извне, в виде накладных элементов, подобно украшенному к празднику пивному ларьку.
Проекты Вентури не так спорны и вызывающи, как его теоретические высказывания. В 1970-х годах им были построены две похожих друг на друга виллы – «Джексон-хаус» в Колорадо и «Такер-хаус» в Кантонахе. Эти две виллы производят впечатление очень уютных, милых домов, одетых в чешуйчатые «платья» из досок. Они настолько удачно вписаны в окружающую их природу, что кажется, будто они стоят на своих местах уже столетия. Наряду с обманчивой простотой дома наделены яркой индивидуальностью. Квадратные в плане, они венчаются большими пирамидальными крышами-шапками, в которых прорезаны круглые или полукруглые окна – «бычьи глаза». Закругленные формы окон плавностью своих очертаний контрастируют с острыми кромками кровель. Дома напоминают собой большие, глазастые грибы. В их формах заключен интригующий парадокс: с одной стороны, узнавание до боли знакомых повседневных деталей, с другой стороны, эти детали предстают в новом, неожиданном свете. Очень интересно обыграна архитектором масштабность окон, которая меняется от больших площадей стекол до измельченной штриховки переплетов на разных этажах. По планировкам дома в целом носят довольно традиционный характер, необычно лишь то, что гостиные в них вынесены на верхние этажи под кровли, где самое высокое и красиво оформленное пространство с окнами закругленных очертаний.

В своих постройках Вентури намеренно смещал разные стилистические пласты, придавая жилым домам черты склада или супермаркета, – но в сочетании с иронически-остраненными элементами исторических стилей.

Роберт Вентури писал о том, что важно принимать Рим и Лас-Вегас одновременно и учиться и у того, и у другого. У первого ритму, определению пространства, формам, а у второго выразительности образов.

С годами стилистические ретроспекции, «сноски» на классику занимали в его произведениях все более заметное место, однако мастер неизменно погружал их в атмосферу тонкой архитектурно-пластической игры, не позволяющей зданию превратиться в непреложный эстетический канон.

Роберт Вентури написал книгу «Сложность и противоречия в архитектуре».

Основные постройки: здание Правления Ассоциации приходящих медсестер в Северной Пенсильвании (1960), Гилд-хаус в Филадельфии (1960—1965), дом в Честнат-хилл в Пенсильвании (1964), Бранд-хаус в Гринвиче (1971—1973), гуманитарный факультет и факультет общественных наук в Государственном университете штата Нью-Йорк в Перчейзе (1968–1978), пожарное депо в Нью-Хейвене (1970), мемориальный комплекс Б.Франклина в Филадельфии (1972–1976), новый корпус Художественного музея в Оберлине (1974–1977), корпус молекулярной биологии в Принстонском университете (1983), художественные музеи (Лагуна Глория в Остине, 1983) и Сиэтле (1985), новый корпус лондонской Национальной галереи (1987–1991).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4972. Стандартная библиотека шаблонов STL 25.77 KB
  Стандартная библиотека шаблонов STL Практическая деятельность программистов в течение нескольких десятков лет привела широкому распространению ряда способов организации структур данных, например, массив, список, очередь и т.д. Эти структуры данных с...
4973. Виртуальные и статические элементы классов 28.83 KB
  Виртуальные и статические элементы классов Виртуальные функции При создании производных классов на основе базовых путем наследования часто возникает ситуация, когда в нескольких класса используется функция с одними и тем же именем и набором параметр...
4974. Введение в программирование под Windows на C++ 28.81 KB
  Введение в программирование под Windows. Развитие графической операционной системы Windows привело к тому, что программы, поддерживающие консольный ввод исходных данных и вывод результатов в текстовом режиме стремительно устаревает. К современным пр...
4975. Обработка исключений. Принципы обработки исключений 21.45 KB
  Обработка исключений Исключение ситуация – возникновение непредвиденного или аварийного события, которое может порождаться недостатком ресурсов. Язык Си имеет средства для обработки исключительных ситуаций. Они используются для обработки ошибок...
4976. Экономика и экономическая теория. Учебник 269 KB
  Введение Цель изучения данного курса заключается в усвоении студентами основных положений экономической теории для перспективного ее использования при формировании объективных экономических оценок и формирования рационального экономического мышления...
4977. Бухгалтерское дело. Организация бухгалтерского дела на предприятии 133.57 KB
  Бухгалтерское дело Сущность бухгалтерского дела, его содержание формирование профессии современного бухгалтера и аудитора профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления о...
4978. Общие допуски размеров, формы и расположения поверхностей 908 KB
  Общие допуски размеров, формы и расположения поверхностей Ограничение всех геометрических параметров деталей на чертеже должно быть полным и пониматься однозначно: не должно быть разночтений и произвольного истолкования требований при изготовлении и...
4979. Проблематика осмысления прошлого в совместных исследованиях ученых России и Германии 1.02 MB
  Одна из актуальных тем, волнующих российское и германское общество – осмысление недавнего прошлого. Примечательная особенность этого процесса – данную тематику рассматривали на многочисленных конференциях, круглых столах, в совместных изда...
4980. Стилистика. Современный английский язык 1.85 MB
  Основная задача книги - научить сознательно подходить к художественному тексту как целому, рассматривая его в единстве формы и идейного содержания. Все аспекты стилистики, изучаемые современными учеными, нашли свое отражение в данной книге. Функцион...