18855

Постмодернизм – истоки. Сложность и противоречие вмето ясности и простоты. Уроки Лас-Вегаса. Роберт Вентури

Доклад

Культурология и искусствоведение

Постмодернизм – истоки. Сложность и противоречие вмето ясности и простоты. Уроки ЛасВегаса. Роберт Вентури. В архитектуре постмодернизм сформировался в США теоретически во второй половине 60х гг. а в практике строительства к концу 70х объединив различных по творческим ...

Русский

2013-07-10

24.02 KB

18 чел.

Постмодернизм – истоки. Сложность и противоречие вмето ясности и простоты. Уроки Лас-Вегаса. Роберт Вентури.

В архитектуре постмодернизм сформировался в США теоретически во второй половине 60-х гг., а в практике строительства к концу 70-х, объединив различных по творческим принципам и почерку мастеров.

Критикуя невыразительность современных зданий, так называемого функционального «пуризма» (стилевое течение, ратующее за чистоту и простоту форм, минималистичен и функционален), архитекторы постмодернизма попытались внести сложность и противоречия против сверхпростоты и «минимализма» современной архитектуры. Выдумка, фантазия, театральное игровое начало, сложные образные ассоциации, метафоричность и диалог, говорящая архитектура, ироничность – это слова характеризующие постмодернизм. Еще одно качество, которое отличает архитектуру постмодернизма, особенно в европейских странах - это осознанное желание увязать новые постройки с историческим городским окружением, не испортив его новыми включениями, а добавив игры и эклектизма, соответствующего данной местности. Обращение к историческим формам в постмодернизме никогда не носит характера прямого цитирования, вместо этого появляется игра в намеки на прообразы, зашифрованная символика и сложные ассоциации.


Главной заслугой постмодернизма является то, что язык архитектурных форм стал несравненно богаче, выразительнее стали объемы и композиции, понятие красоты и образности было реабилитировано даже в отношении строго функциональных построек. Архитекторы постмодернизма, проявляя уважение к историческому и национальному наследию, создали немало замечательных проектов реконструкции исторических частей городов, превращая современные постройки в историческую ткань города без ущерба для сторон. Но главное, что они вернули архитектуру в лоно искусства.

Постмодернисты критиковали такие основополагающие принципы модернизма, как функциональное зонирование городов, аскетизм архитектурных форм и серийный подход к проектированию, отказ от творческого наследия и регионализма.
При всей прогрессивности рациональных установок функционализма, направленных на формирование здоровой городской среды и гигиенического массового жилища, в его идеологии впервые реальный заказчик был заменён "осреднённым жителем", потребности которого архитектор заранее исследовал, оценил и учёл в типовом проекте. Формирование внешнего облика здания стало так же рационально детерминированным. Такой подход не учитывал объективную психологическую потребность человека в разнообразии внешних впечатлений и неизбежно порождал эстетически и эмоционально ущербную архитектуру массовой застройки, основной характеристикой которой стала угнетающая монотонность.

Роберт Вентури.

Основная информация: американский архитектор и теоретик искусства, один из основоположников постмодернизма. Лауреат Притцкеровской премии. В 1950-е гг. работал в архитекторском бюро Эро Сааринена. Выступал против интернационального стиля (Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ) с лозунгом: «Мало — это скучно».
Известный архитектор делит дома на две группы: «утки» и «декорированные сараи». «Утки» – это здания, в которых функциональная и объемно-пространственная организация подчинены символической форме. «Декорированные сараи» – это дома, спроектированные точно по функциональной программе без оглядки на эстетику, все символическое привнесено в них извне, в виде накладных элементов, подобно украшенному к празднику пивному ларьку.
Проекты Вентури не так спорны и вызывающи, как его теоретические высказывания. В 1970-х годах им были построены две похожих друг на друга виллы – «Джексон-хаус» в Колорадо и «Такер-хаус» в Кантонахе. Эти две виллы производят впечатление очень уютных, милых домов, одетых в чешуйчатые «платья» из досок. Они настолько удачно вписаны в окружающую их природу, что кажется, будто они стоят на своих местах уже столетия. Наряду с обманчивой простотой дома наделены яркой индивидуальностью. Квадратные в плане, они венчаются большими пирамидальными крышами-шапками, в которых прорезаны круглые или полукруглые окна – «бычьи глаза». Закругленные формы окон плавностью своих очертаний контрастируют с острыми кромками кровель. Дома напоминают собой большие, глазастые грибы. В их формах заключен интригующий парадокс: с одной стороны, узнавание до боли знакомых повседневных деталей, с другой стороны, эти детали предстают в новом, неожиданном свете. Очень интересно обыграна архитектором масштабность окон, которая меняется от больших площадей стекол до измельченной штриховки переплетов на разных этажах. По планировкам дома в целом носят довольно традиционный характер, необычно лишь то, что гостиные в них вынесены на верхние этажи под кровли, где самое высокое и красиво оформленное пространство с окнами закругленных очертаний.

В своих постройках Вентури намеренно смещал разные стилистические пласты, придавая жилым домам черты склада или супермаркета, – но в сочетании с иронически-остраненными элементами исторических стилей.

Роберт Вентури писал о том, что важно принимать Рим и Лас-Вегас одновременно и учиться и у того, и у другого. У первого ритму, определению пространства, формам, а у второго выразительности образов.

С годами стилистические ретроспекции, «сноски» на классику занимали в его произведениях все более заметное место, однако мастер неизменно погружал их в атмосферу тонкой архитектурно-пластической игры, не позволяющей зданию превратиться в непреложный эстетический канон.

Роберт Вентури написал книгу «Сложность и противоречия в архитектуре».

Основные постройки: здание Правления Ассоциации приходящих медсестер в Северной Пенсильвании (1960), Гилд-хаус в Филадельфии (1960—1965), дом в Честнат-хилл в Пенсильвании (1964), Бранд-хаус в Гринвиче (1971—1973), гуманитарный факультет и факультет общественных наук в Государственном университете штата Нью-Йорк в Перчейзе (1968–1978), пожарное депо в Нью-Хейвене (1970), мемориальный комплекс Б.Франклина в Филадельфии (1972–1976), новый корпус Художественного музея в Оберлине (1974–1977), корпус молекулярной биологии в Принстонском университете (1983), художественные музеи (Лагуна Глория в Остине, 1983) и Сиэтле (1985), новый корпус лондонской Национальной галереи (1987–1991).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34012. Искусство как социокультурное явление.Эстетические основания и закономерности развития ис 45.5 KB
  Искусство это одна из форм культуры и сфера художественного творчества. философия исследует искусство в общем плане и в контексте жизни человека и общества. Искусство отражает и изображает жизнь в художественных образах которые позволяют человеку непосредственно в чувственном виде переживать то что в них заключил художник.
34013. Философское понимание культуры. Культура и цивилизация 26 KB
  Культура и цивилизация. Культура все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития ова. Там где есть человек его деятсть отношения между людьми там имеется и культура. Культура: материальная и духовная не противопоставлять.
34014. Филсофия Древней Индии 23 KB
  э Мир вечен никем никогда не был создан остоянно развивается делится на мир приоды и мир людей. Мир природы гормоничен и спокоен; мир людей мир страданий.э Мир вечен никем никогда не создан. Сущность мира изменеие развия.
34015. Философия русской культуры 110 KB
  Сущность любой культуры раскрывается в основополагающих ценностях: добре и зле свободе справедливости любви и т. Непосредственный объект любви в нем не человечество потому что вызвать любовь может только нечто наглядное; человечество просто карта которая разыгрывается им против того что ненавидят. Не уважая же никого перестает любить а чтобы не имея любви занять себя и развлечь предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих а все от беспрерывной лжи и людям и себе самому. Однако...
34016. Общество как развивающаяся система 25 KB
  В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии...
34017. Основные модели общественного устройства 38.5 KB
  Современная форма либерализма как она утвердилась на Западе наиболее типичными здесь являются США теоретически оформилась и начала осуществляться на практике в Новое время и эпоху Просвещения. Основными посылками либерализма являются: 1. 'Lissez fire не мешайте действовать девиз классического либерализма. Идеал минимального государства характерная черта классического либерализма.
34018. Исторические формы общности людей 38.5 KB
  Историческими формами общности людей принято считать: род племя народность нацию. Это исторически восходящие формы объединения людей. Это связано с тем что в обществе где господствует коллективная собственность на средства производства и уравнительное распределение еще не дифференцировались интересы людей.
34019. Государство 32 KB
  Государство это одна из сложнейших и самых запутанных тем социальной и политической философии что связано в значительной степени с тем что она затрагивала и затрагивает интересы людей находящихся у кормила власти. Цицерон определяет государство как дело достойное народа подчеркивая при этом что народ не любое соединение людей собранных вместе каким бы то ни было образом а соединение многих людей связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов . Макиавелли определяет государство как аппарат управляющий...
34020. Философия истории 26 KB
  Философия истории представляет особую сферу практической философии исследующей смысл и значение уникального явления человеческой жизни исторического бытия. Тем не менее несмотря на большое разнообразие теоретических подходов к феномену истории единой унифицированной философскоисторической концепции до сих пор не существует. Есть все основания полагать что именно в этом отсутствии единой теоретической версии философии истории есть и свои положительные черты. Термин философия истории введен в научный оборот сравнительно недавно...