18858

Готический собор – образ христианского мира (Соборы Шатра,Парижа, Реймса.)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Готический собор – образ христианского мира Соборы ШатраПарижа Реймса. Периодизация французской готики: Зарождение готики. 30е гг. 12в. Расцвет готики. 13в. Поздняя готика. 1415 вв. Название появилось в Италии. Готическое – варварское плохое; от пле...

Русский

2013-07-10

26.09 KB

37 чел.

Готический собор – образ христианского мира (Соборы Шатра,Парижа, Реймса.)

Периодизация французской готики:

  1.  Зарождение готики. (30-е гг. 12в.)
  2.  Расцвет готики. (13в.)
  3.  Поздняя готика. (14-15 вв.)

Название появилось в Италии. Готическое – варварское (плохое); от  племени готов. Не следовало классическим традициям.

Ведущий архитектурный тип – собор (в от.от романской архитектуры, готический собор – это городской собор).

Особенности готической конструкции: стрельчатые нервюрные своды, вынесение дополнительной опоры за пределы интерьера центрального нефа, аркбутаны и контрфорсы, круглое витражное окно – роза.

Возникновение профессиональных артелей строителей.

Превращение инженерной конструкции в художественный образ. Готический собор как воплощение строения христианского мира.

  1.  Церковь королевского монастыря Сен-Дени. (12в.)

Аббат Сугерий - настоятель монастыря, регент и королевский советник.

Церковь служила усыпальницей французских королей (мощи Св. Дионисия).

В ней хранились сочинения о мистике света.

Две башни, три портала.

Интерьер: непрерывность света.

На протяжении многих столетий вокруг главного здания храма строились часовни-капеллы, производились многочисленные «поправки» и достройки в результате чего церковь сохранила лишь часть своего первоначального облика.

В облике церкви Сен-Дени сохраняются черты крепостного сооружения. Вертикальные линии портала, выдвинутые вперед контрфорсы создают ощущение тяжести и мощи. Внутреннее пространство храма, контрастируя с этой внешней суровостью, производит впечатление особой завершенности, ясной гармонии. Своды храма невысоки, и взгляд не теряется в безмерной вышине. Храм прекрасно освещен: свет падает сквозь застекленные окна верхнего яруса. Трансепт и неф украшают крупные окна-розы. Некогда интерьер церкви наполняли радужным светом многочисленные витражи, но теперь от них почти ничего не осталось — бульшая часть была разбита во времена Великой французской революции.

Северную башню разрушили в 19в.

  1.  Центральные витражи из Сен - Дени.

Металлическая арматура уже согласовывается с композицией (в от.от романской).

Основные цвета: синий, красный, белый, жёлтый. Роспись по стеклу (в ранней и поздней готике). Витраж как имитация драгоценных камней.

  1.  Нотр – Дам в Шартре.

К ранней готике относится только западный фасад (30гг 12в.)

Левая башня внизу ещё романская, верхняя её часть – 16в.

Фасад имеет 4-ре яруса.

Королевский портал Шартра.

Скульптура ещё похожа на романскую, но уже более объёмная. Нов. элемент – статуи на откосах портала.

Статуи – колонны: вытянутые фигуры включены в вертикальный ритм, складки одежды ещё не выявляют фигуры, а имеют свой орнаментальный образ, наблюдается желание скульпторов индивидуализировать лица. Человеческий образ – доминирующий.

Витражи: Витраж - орнамент или сюжетная композиция из цветного стекла. Сначала эскиз делали в натуральную величину, потом резали стекло на кусочки, в соответствии с линиями эскиза, затем красили. В готике изменилось соотношение окон к стене.

  1.  Собор Нотр-Дам в Париже. (2я пол. 12в. – 13в., отдельные части в 14 в.)

H – 135м.

3 яруса: 3 арочных портала, окно - роза, ажурная галерея.

В нижнем ярусе почти романская мощь стены. Во 2м ярусе скульптура.

Рвновесие вертикалей и горизонталей.

Интерьер3-х ярусная скульптура:

-переходы в соседний неф

-арки

-огромные окна, украшенные витражами.

Впервые применены контрфорсы и аркбутаны.

  1.  Собор в Реймсе. (Нач. 13в. – 1я пол. 14в.)

Шедевр зрелой готики.

В от.от романской архитектуры нет крепости, вместо каменной массы – каменное кружево.

Вертикальность, все горизонтальные ритмы сбиты. Бесконечно повторяющийся мотив стрельчатых арок. В романском храме – всё отдельно, самостоятельно, выраженное деление на отдельные объёмы. В готическом храме – всё слитно.

Готический собор мыслится, как вселенная.

Скульптура на откосах и пинакле.

Скульптура правого откоса:

Благовещение и встреча Марии с Елизаветой.

Поворот к настоящим статуям. Приближение к античности: контропостное положение тела, лица отличаются классической красотой, складки одежды уже выявляют тело. Образы сложнее, чем в античности (мимика, жесты).

Витражи: две розы. Одна в темпане, выше стандартная роза. 

  1.  Королевская капелла Сент Шапель в Париже. (13в., декоративные элементы позже.)

Там хранится терновый венок Христа.

Поздняя французская готика. 14-16в.

«Пламенеющая» или «лучистая».

Схоластика это средневековое движение, процветавшее в период с 1250 по 1500 гг., которое уделяло большое внимание рациональному подтверждению религиозной веры.

Вершиной средневековой схоластики стало творчество философа Фомы Аквинского (XIII в.)

В готическом соборе живопись представлена главным образом росписью алтарей. По мере того, как утверждалась каркасная система и стена становилась все ажурней, в соборе сужалось место для фресок - их чаще заменяли витражи. Витраж открыл новые возможности для средневекового художника. Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет. Игра света, проникающего через витраж, уводила мирян от всего конкретного, земного, вела к неосязаемому, светозарному. Витраж как бы приглушал телесность, выразительность, конкретность образов готической пластики. Светоносность внутреннего пространства собора как бы лишала материю непроницаемости, одухотворяла ее. 

Готический стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми галереями. Замки аристократов все более напоминают дворцы. Богатые горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.

В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода. В этот период оформляется готическое письмо с вытянутыми и изломанными линиями. В готическом стиле работали золотых и серебряных дел мастера, скульпторы и резчики по дереву, граверы по дереву и меди. Расцветает и искусство миниатюры.

Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Ренессанса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77537. РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ И СИТУАЦИЙ 89 KB
  Суть задачи распознавания – установить обладают ли изучаемые объекты фиксированным конечным набором признаков позволяющим отнести и ке определенному классу. Цели науки распознавания образов: замена человеческого эксперта или сложной экспертной системы более простой системой автоматизация деятельности человека или упрощение сложных систем; построение обучающихся систем которые умеют принимать решения без указания четких правил а именно систем которые умеют сами синтезировать правила принятия решений на основе некоторого конечного...
77538. МУЛЬТИ-АГЕНТНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 96.5 KB
  Системы группового управления должны обеспечить возможность быстрой перестройки производства к изменению типа и объёма выпускаемой продукции в изменяющейся среде. Первоначально были разработаны принципы централизованного и децентрализованного группового управления сложными робототехническими системами. При децентрализованном управлении использовались распределённая группа микропроцессоров встроенных в локальные системы управления гибко программирующие поведение роботов и оборудования в соответствии с заданной в реальном времени...
77539. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 66 KB
  Изменения во внешней среде влияют не только на сам МО но и на выбор требований к цели и качеству управления и как следствие на характер желаемых траекторий движения рабочих органов. Современные МО должны обладать возможностями выполнения функций принятия решений и управления близкими к интеллектуальным функциям человека а по скорости получения решений существенно превышать возможности человека. Эти функции реализуются с помощью современных средств вычислительной техники в интеллектуальных системах управления ИСУ.
77540. Основы искусственного интеллекта (ИИ). Создание высокоавтоматизированных производств 111 KB
  Прогресс в области информатизации практически всех сфер деятельности человека, в том числе в мехатронике и робототехнике связан с тем, что часть интеллектуальной нагрузки берут на себя компьютеры. Одним из способов достигнуть максимального прогресса в этой области, является искусственный интеллект
77541. Представление знаний о внешнем мире в интеллектуальных системах 146.5 KB
  Определение того что представлять и как представлять знания. Для функционирования ИС требуются следующие знания: знания о процессе решения задачи; знания о языке общения и способах организации диалога используемые лингвинистическим процессором; знания о способах представления модификации знаний используемые компонентом приобретения знаний; поддерживающие структурные и управляющие знания используемые объяснительным компонентом; знания о методах взаимодействия с внешним окружением; знания о модели внешнего мира. Знания....
77542. Продукционные модели знаний 87.5 KB
  Продукционные модели знаний занимают особое положение, т. к. они являются наиболее декларативным способом представления знаний. Продукционная модель представления знаний – это набор правил вила
77543. Семантические сети и их особенности 108.5 KB
  В бытовом понимании семантика означает смысл слова, действия, художественного произведения и т.п. Семантическая сеть – это граф, вершинам которого сопоставляются понятия (объекты, процессы, явления), дуги графа – это отношения между вершинами.
77544. Крепостное право и кодификация законов 213 KB
  Понять, как положение крепостных отражено в праве. Проанализировать, как сочетаются крепостное право и абсолютизм. Разобраться в том, какие права были у помещиков, а какие у крепостных. Найти ответ на вопрос, что представляло собой крепостное право в эпоху оформления законов и сохранения крепостничества.
77545. Проект технологического процесса изготовления детали «Шестерня» в условиях серийного производства 185.98 KB
  В данной курсовой работе представлена разработка технологического процесса изготовления детали шестерня. Представлены рабочий чертёж детали эскизы операций чертежи специального формообразующего и мерительного инструмента.