18858

Готический собор – образ христианского мира (Соборы Шатра,Парижа, Реймса.)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Готический собор образ христианского мира Соборы ШатраПарижа Реймса. Периодизация французской готики: Зарождение готики. 30е гг. 12в. Расцвет готики. 13в. Поздняя готика. 1415 вв. Название появилось в Италии. Готическое варварское плохое; от пле...

Русский

2013-07-10

26.09 KB

38 чел.

Готический собор – образ христианского мира (Соборы Шатра,Парижа, Реймса.)

Периодизация французской готики:

  1.  Зарождение готики. (30-е гг. 12в.)
  2.  Расцвет готики. (13в.)
  3.  Поздняя готика. (14-15 вв.)

Название появилось в Италии. Готическое – варварское (плохое); от  племени готов. Не следовало классическим традициям.

Ведущий архитектурный тип – собор (в от.от романской архитектуры, готический собор – это городской собор).

Особенности готической конструкции: стрельчатые нервюрные своды, вынесение дополнительной опоры за пределы интерьера центрального нефа, аркбутаны и контрфорсы, круглое витражное окно – роза.

Возникновение профессиональных артелей строителей.

Превращение инженерной конструкции в художественный образ. Готический собор как воплощение строения христианского мира.

  1.  Церковь королевского монастыря Сен-Дени. (12в.)

Аббат Сугерий - настоятель монастыря, регент и королевский советник.

Церковь служила усыпальницей французских королей (мощи Св. Дионисия).

В ней хранились сочинения о мистике света.

Две башни, три портала.

Интерьер: непрерывность света.

На протяжении многих столетий вокруг главного здания храма строились часовни-капеллы, производились многочисленные «поправки» и достройки в результате чего церковь сохранила лишь часть своего первоначального облика.

В облике церкви Сен-Дени сохраняются черты крепостного сооружения. Вертикальные линии портала, выдвинутые вперед контрфорсы создают ощущение тяжести и мощи. Внутреннее пространство храма, контрастируя с этой внешней суровостью, производит впечатление особой завершенности, ясной гармонии. Своды храма невысоки, и взгляд не теряется в безмерной вышине. Храм прекрасно освещен: свет падает сквозь застекленные окна верхнего яруса. Трансепт и неф украшают крупные окна-розы. Некогда интерьер церкви наполняли радужным светом многочисленные витражи, но теперь от них почти ничего не осталось — бульшая часть была разбита во времена Великой французской революции.

Северную башню разрушили в 19в.

  1.  Центральные витражи из Сен - Дени.

Металлическая арматура уже согласовывается с композицией (в от.от романской).

Основные цвета: синий, красный, белый, жёлтый. Роспись по стеклу (в ранней и поздней готике). Витраж как имитация драгоценных камней.

  1.  Нотр – Дам в Шартре.

К ранней готике относится только западный фасад (30гг 12в.)

Левая башня внизу ещё романская, верхняя её часть – 16в.

Фасад имеет 4-ре яруса.

Королевский портал Шартра.

Скульптура ещё похожа на романскую, но уже более объёмная. Нов. элемент – статуи на откосах портала.

Статуи – колонны: вытянутые фигуры включены в вертикальный ритм, складки одежды ещё не выявляют фигуры, а имеют свой орнаментальный образ, наблюдается желание скульпторов индивидуализировать лица. Человеческий образ – доминирующий.

Витражи: Витраж - орнамент или сюжетная композиция из цветного стекла. Сначала эскиз делали в натуральную величину, потом резали стекло на кусочки, в соответствии с линиями эскиза, затем красили. В готике изменилось соотношение окон к стене.

  1.  Собор Нотр-Дам в Париже. (2я пол. 12в. – 13в., отдельные части в 14 в.)

H – 135м.

3 яруса: 3 арочных портала, окно - роза, ажурная галерея.

В нижнем ярусе почти романская мощь стены. Во 2м ярусе скульптура.

Рвновесие вертикалей и горизонталей.

Интерьер3-х ярусная скульптура:

-переходы в соседний неф

-арки

-огромные окна, украшенные витражами.

Впервые применены контрфорсы и аркбутаны.

  1.  Собор в Реймсе. (Нач. 13в. – 1я пол. 14в.)

Шедевр зрелой готики.

В от.от романской архитектуры нет крепости, вместо каменной массы – каменное кружево.

Вертикальность, все горизонтальные ритмы сбиты. Бесконечно повторяющийся мотив стрельчатых арок. В романском храме – всё отдельно, самостоятельно, выраженное деление на отдельные объёмы. В готическом храме – всё слитно.

Готический собор мыслится, как вселенная.

Скульптура на откосах и пинакле.

Скульптура правого откоса:

Благовещение и встреча Марии с Елизаветой.

Поворот к настоящим статуям. Приближение к античности: контропостное положение тела, лица отличаются классической красотой, складки одежды уже выявляют тело. Образы сложнее, чем в античности (мимика, жесты).

Витражи: две розы. Одна в темпане, выше стандартная роза. 

  1.  Королевская капелла Сент Шапель в Париже. (13в., декоративные элементы позже.)

Там хранится терновый венок Христа.

Поздняя французская готика. 14-16в.

«Пламенеющая» или «лучистая».

Схоластика это средневековое движение, процветавшее в период с 1250 по 1500 гг., которое уделяло большое внимание рациональному подтверждению религиозной веры.

Вершиной средневековой схоластики стало творчество философа Фомы Аквинского (XIII в.)

В готическом соборе живопись представлена главным образом росписью алтарей. По мере того, как утверждалась каркасная система и стена становилась все ажурней, в соборе сужалось место для фресок - их чаще заменяли витражи. Витраж открыл новые возможности для средневекового художника. Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет. Игра света, проникающего через витраж, уводила мирян от всего конкретного, земного, вела к неосязаемому, светозарному. Витраж как бы приглушал телесность, выразительность, конкретность образов готической пластики. Светоносность внутреннего пространства собора как бы лишала материю непроницаемости, одухотворяла ее. 

Готический стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми галереями. Замки аристократов все более напоминают дворцы. Богатые горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.

В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода. В этот период оформляется готическое письмо с вытянутыми и изломанными линиями. В готическом стиле работали золотых и серебряных дел мастера, скульпторы и резчики по дереву, граверы по дереву и меди. Расцветает и искусство миниатюры.

Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Ренессанса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34481. Русское искусство середины 18в.: Живопись – расцвет портрета. Своеобразие творческого метода живописцев И.Я. Вишнякова, И.П. Аргунова, Л.П. Антропова 36 KB
  : Живопись расцвет портрета. В его портретах особенно детских отразился дух русского рокайльного искусства но в них нет бездушности фривольности наружной слащавости и галантности присущих западному рококо. Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью в них есть особая интимность и непритязательность обаяние и цельность образа. Аргунов первые приобретшие известность портреты соединяют в себе принцип композиции западноевропейского парадного портрета и идущие от парсуны черты застылости живописной сухости плоскостности.
34482. Русское искусство середины 18в.: Архитектура – от барокко к классицизму 31 KB
  : Архитектура от барокко к классицизму. Переход от барокко к классицизму был одним из самых быстрых в смене стилей отечественной архитектуры. Конец 1750х годов еще расцвет барокко. Барокко как самостоятельный стиль в русской архитектуре оформилось в 1730х годах.
34483. Русская архитектура середины 18в. Школа Д. В.Ухтомского. Своеобразие архитектурного почерка 33 KB
  Ухтомского заключалась в руководстве правильной застройкой города. Ухтомского. Ухтомского выходили отличные зодчие примером чего может служить М. Ухтомского.
34484. Русская архитектура второй половины 18в. Деятельность М.Ф. Казакова 35 KB
  Казакова М. Казаков ученик архитектурной школы известного русского зодчего Д. возглавил школу и команду Казаков приобрел большой строительный опыт: участвовал в создании Головинского дворца Триумфальных ворот на Страстной площади в честь коронации Екатерины II галереи Оружейной палаты. Впервые дарование Казакова как архитектора раскрылось во время его участия в восстановлении Твери после пожара в мае 1763 г.
34485. Русское искусство к.18в.: Эпоха русского классицизма. Портретный и исторический жанр в творчестве А.П. Лосенко. М.Шибанов – зачинатель крестьянского бытового жанра 34.5 KB
  Лосенко. Лосенко 1737 1773 сын крестьянина ставший потом директором Академии. Будучи воспитанником Академии художеств Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет Чудесный улов . Лосенко много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна Авель и Каин .
34486. Русское искусство к.18в.: Исторический пейзаж в творчестве Ф.М. Матвеева, С.Ф. Щедрина. Городской пейзаж в творчестве Ф.Я. Алексеева 31 KB
  Классицизм стремился подчинить себе все виды живописи превратить их по сути дела в исторический жанр. Среди его работ наиболее известны серии видов Павловского Гатчинского и Петергофского парков виды Каменного острова и декоративные панно для Михайловского дворца в Петербурге. Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений но главную роль отводил не им а окружающей природе с которой человек и его творения оказываются в гармоническом слиянии. Виды уютны уравновешенны в них есть прелесть открытия нового чувства природы...
34487. Русское искусство к.18в.: Портрет в творчестве Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского 34 KB
  : Портрет в творчестве Ф. Новый этап в развитии портретного искусства которое теперь не ограничивается запечатлением индивидуальных черт человека но проникает в его внутренний мир ознаменовался творчеством Ф. Удивительная одаренность Рокотова быстро принесла ему известность и признание при дворе но лучшие произведения относятся к московскому периоду его жизни где расцвел талант художника в области интимных камерных портретов. Созданный Рокотовым тип портрета камерный интимный портрет составляет целую эпоху в русской портретной...
34488. Архитектура первой половины 19в.: от классицизма к ампиру. А.Н. Воронихин. Ж.Т. де Томон, А.Д.Захаров, К.И. Росси 85 KB
  : от классицизма к ампиру. В Российской империи стиль ампир появился при Александре I. Для возведения Исакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана впоследствии ставшего одним из основоположников русского ампира. Ампир от фр.
34489. Скульптура первой половины 19в.Скульпторы И.П. Мартос, Ф.Ф. Щедрин 26.5 KB
  Мартос Ф. Мартос создатель памятника Минину и Пожарскому а также Ф. Иван Петрович Мартос выдающийся русский скульптормонументалист. Портрет как самостоятельный жанр не занимает в творчестве Мартоса значительного места.