18858

Готический собор – образ христианского мира (Соборы Шатра,Парижа, Реймса.)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Готический собор – образ христианского мира Соборы ШатраПарижа Реймса. Периодизация французской готики: Зарождение готики. 30е гг. 12в. Расцвет готики. 13в. Поздняя готика. 1415 вв. Название появилось в Италии. Готическое – варварское плохое; от пле...

Русский

2013-07-10

26.09 KB

37 чел.

Готический собор – образ христианского мира (Соборы Шатра,Парижа, Реймса.)

Периодизация французской готики:

  1.  Зарождение готики. (30-е гг. 12в.)
  2.  Расцвет готики. (13в.)
  3.  Поздняя готика. (14-15 вв.)

Название появилось в Италии. Готическое – варварское (плохое); от  племени готов. Не следовало классическим традициям.

Ведущий архитектурный тип – собор (в от.от романской архитектуры, готический собор – это городской собор).

Особенности готической конструкции: стрельчатые нервюрные своды, вынесение дополнительной опоры за пределы интерьера центрального нефа, аркбутаны и контрфорсы, круглое витражное окно – роза.

Возникновение профессиональных артелей строителей.

Превращение инженерной конструкции в художественный образ. Готический собор как воплощение строения христианского мира.

  1.  Церковь королевского монастыря Сен-Дени. (12в.)

Аббат Сугерий - настоятель монастыря, регент и королевский советник.

Церковь служила усыпальницей французских королей (мощи Св. Дионисия).

В ней хранились сочинения о мистике света.

Две башни, три портала.

Интерьер: непрерывность света.

На протяжении многих столетий вокруг главного здания храма строились часовни-капеллы, производились многочисленные «поправки» и достройки в результате чего церковь сохранила лишь часть своего первоначального облика.

В облике церкви Сен-Дени сохраняются черты крепостного сооружения. Вертикальные линии портала, выдвинутые вперед контрфорсы создают ощущение тяжести и мощи. Внутреннее пространство храма, контрастируя с этой внешней суровостью, производит впечатление особой завершенности, ясной гармонии. Своды храма невысоки, и взгляд не теряется в безмерной вышине. Храм прекрасно освещен: свет падает сквозь застекленные окна верхнего яруса. Трансепт и неф украшают крупные окна-розы. Некогда интерьер церкви наполняли радужным светом многочисленные витражи, но теперь от них почти ничего не осталось — бульшая часть была разбита во времена Великой французской революции.

Северную башню разрушили в 19в.

  1.  Центральные витражи из Сен - Дени.

Металлическая арматура уже согласовывается с композицией (в от.от романской).

Основные цвета: синий, красный, белый, жёлтый. Роспись по стеклу (в ранней и поздней готике). Витраж как имитация драгоценных камней.

  1.  Нотр – Дам в Шартре.

К ранней готике относится только западный фасад (30гг 12в.)

Левая башня внизу ещё романская, верхняя её часть – 16в.

Фасад имеет 4-ре яруса.

Королевский портал Шартра.

Скульптура ещё похожа на романскую, но уже более объёмная. Нов. элемент – статуи на откосах портала.

Статуи – колонны: вытянутые фигуры включены в вертикальный ритм, складки одежды ещё не выявляют фигуры, а имеют свой орнаментальный образ, наблюдается желание скульпторов индивидуализировать лица. Человеческий образ – доминирующий.

Витражи: Витраж - орнамент или сюжетная композиция из цветного стекла. Сначала эскиз делали в натуральную величину, потом резали стекло на кусочки, в соответствии с линиями эскиза, затем красили. В готике изменилось соотношение окон к стене.

  1.  Собор Нотр-Дам в Париже. (2я пол. 12в. – 13в., отдельные части в 14 в.)

H – 135м.

3 яруса: 3 арочных портала, окно - роза, ажурная галерея.

В нижнем ярусе почти романская мощь стены. Во 2м ярусе скульптура.

Рвновесие вертикалей и горизонталей.

Интерьер3-х ярусная скульптура:

-переходы в соседний неф

-арки

-огромные окна, украшенные витражами.

Впервые применены контрфорсы и аркбутаны.

  1.  Собор в Реймсе. (Нач. 13в. – 1я пол. 14в.)

Шедевр зрелой готики.

В от.от романской архитектуры нет крепости, вместо каменной массы – каменное кружево.

Вертикальность, все горизонтальные ритмы сбиты. Бесконечно повторяющийся мотив стрельчатых арок. В романском храме – всё отдельно, самостоятельно, выраженное деление на отдельные объёмы. В готическом храме – всё слитно.

Готический собор мыслится, как вселенная.

Скульптура на откосах и пинакле.

Скульптура правого откоса:

Благовещение и встреча Марии с Елизаветой.

Поворот к настоящим статуям. Приближение к античности: контропостное положение тела, лица отличаются классической красотой, складки одежды уже выявляют тело. Образы сложнее, чем в античности (мимика, жесты).

Витражи: две розы. Одна в темпане, выше стандартная роза. 

  1.  Королевская капелла Сент Шапель в Париже. (13в., декоративные элементы позже.)

Там хранится терновый венок Христа.

Поздняя французская готика. 14-16в.

«Пламенеющая» или «лучистая».

Схоластика это средневековое движение, процветавшее в период с 1250 по 1500 гг., которое уделяло большое внимание рациональному подтверждению религиозной веры.

Вершиной средневековой схоластики стало творчество философа Фомы Аквинского (XIII в.)

В готическом соборе живопись представлена главным образом росписью алтарей. По мере того, как утверждалась каркасная система и стена становилась все ажурней, в соборе сужалось место для фресок - их чаще заменяли витражи. Витраж открыл новые возможности для средневекового художника. Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет. Игра света, проникающего через витраж, уводила мирян от всего конкретного, земного, вела к неосязаемому, светозарному. Витраж как бы приглушал телесность, выразительность, конкретность образов готической пластики. Светоносность внутреннего пространства собора как бы лишала материю непроницаемости, одухотворяла ее. 

Готический стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми галереями. Замки аристократов все более напоминают дворцы. Богатые горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.

В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода. В этот период оформляется готическое письмо с вытянутыми и изломанными линиями. В готическом стиле работали золотых и серебряных дел мастера, скульпторы и резчики по дереву, граверы по дереву и меди. Расцветает и искусство миниатюры.

Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Ренессанса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50595. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ИНТЕРФЕЙСА ПРИЛОЖЕНИЯ 144 KB
  Чаще всего термин применяется по отношению к компьютерным программам, однако под ним может подразумеваться любая система взаимодействия с устройствами, способными к интерактивному общению с пользователем. Несколько широко распространённых примеров...
50596. КОМПЕНСАЦИЯ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ 344 KB
  Цель работы: исследование влияния продольной и поперечной компенсации реактивной мощности на параметры электрической сети. Принципиальная электрическая схема лабораторного стенда Рис. 1 Результаты экспериментальных исследований (без компенсации и с поперечной компенсацией)
50598. АНАЛИЗ РЕЖИМОВ КОЛЬЦЕВЫХ СЕТЕЙ 57.5 KB
  Проделав лабораторную работу, мы исследовали режимы работы кольцевых сетей. Выяснили, что при одинаковых напряжения питающих пунктов, вследствие естественного перераспределения мощностей в замкнутой однородной сети, потери мощности получаются минимальными.
50599. АНАЛИЗ РЕЖИМОВ РАЗОМКНУТЫХ СЕТЕЙ 52.5 KB
  Проделав лабораторную работу, мы исследовали режимы работы разомкнутых сетей. Анализируя графики можно сделать вывод, что ток в линии прямо пропорционален мощности, поэтому увеличение мощности потребителя ведёт к увеличению тока, в связи с этим увеличиваются потери в линии и возникает просадка (снижение) уровня напряжения, что так же хорошо видно на графиках.
50600. Импульсные стабилизаторы напряжения 143 KB
  Цель работы Изучить назначение принцип действия свойства и возможные схемотехнические решения импульсных стабилизаторов напряжения. Задание Ознакомиться с принципами построения характеристиками и свойствами импульсных стабилизаторов напряжения. Исследовать свойства импульсных стабилизаторов напряжения построенного на биполярных транзисторах.
50601. Схемотехнические решения устройств на операционных усилителях 586 KB
  Принципиальная схема простого аналогового интегратора показана на рис. На этой схеме конденсатор в цепи обратной связи ОУ подсоединен между суммирующим входом и выходом интегратора. Для определения выходного напряжения интегратора при постоянном напряжении Ui на его входе воспользуемся формулой коэффициента передачи усилителя с параллельной отрицательной обратной связью Kip = Uo Ui = Kp [1 bp Kp] 1 в которой Кр = А...
50602. Генераторы электрических колебаний 488 KB
  Зарисовать осциллограммы на выходе RCгенератора при 3х и 4х звенной фазосдвигающей цепочки. Исследовать зависимость амплитуды и частоты выходного сигнала а также периода самовозбуждения генератора от величины R и С и занести полученные значения в таб.5 кОм С мкФ 5 10 20 40 80 Um В 355 327 273 207 143 Т С 026 03 034 037 038 Гц 385 333 294 27 263 Tcв сек Исследование генератора на операционном усилителе.
50603. Пуск-Autodesk-Autodesk 3d Max 8-3d Max 8 516.5 KB
  Находится в верхней части окна программы и обеспечивает доступ к основным командам 3ds Mx 7. Обычно находится под главным меню но может отображаться как плавающая панель или располагаться в других местах окна. Viewports Окна проекций. Расположены в центре окна и занимают его большую часть.