18858

Готический собор – образ христианского мира (Соборы Шатра,Парижа, Реймса.)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Готический собор образ христианского мира Соборы ШатраПарижа Реймса. Периодизация французской готики: Зарождение готики. 30е гг. 12в. Расцвет готики. 13в. Поздняя готика. 1415 вв. Название появилось в Италии. Готическое варварское плохое; от пле...

Русский

2013-07-10

26.09 KB

37 чел.

Готический собор – образ христианского мира (Соборы Шатра,Парижа, Реймса.)

Периодизация французской готики:

  1.  Зарождение готики. (30-е гг. 12в.)
  2.  Расцвет готики. (13в.)
  3.  Поздняя готика. (14-15 вв.)

Название появилось в Италии. Готическое – варварское (плохое); от  племени готов. Не следовало классическим традициям.

Ведущий архитектурный тип – собор (в от.от романской архитектуры, готический собор – это городской собор).

Особенности готической конструкции: стрельчатые нервюрные своды, вынесение дополнительной опоры за пределы интерьера центрального нефа, аркбутаны и контрфорсы, круглое витражное окно – роза.

Возникновение профессиональных артелей строителей.

Превращение инженерной конструкции в художественный образ. Готический собор как воплощение строения христианского мира.

  1.  Церковь королевского монастыря Сен-Дени. (12в.)

Аббат Сугерий - настоятель монастыря, регент и королевский советник.

Церковь служила усыпальницей французских королей (мощи Св. Дионисия).

В ней хранились сочинения о мистике света.

Две башни, три портала.

Интерьер: непрерывность света.

На протяжении многих столетий вокруг главного здания храма строились часовни-капеллы, производились многочисленные «поправки» и достройки в результате чего церковь сохранила лишь часть своего первоначального облика.

В облике церкви Сен-Дени сохраняются черты крепостного сооружения. Вертикальные линии портала, выдвинутые вперед контрфорсы создают ощущение тяжести и мощи. Внутреннее пространство храма, контрастируя с этой внешней суровостью, производит впечатление особой завершенности, ясной гармонии. Своды храма невысоки, и взгляд не теряется в безмерной вышине. Храм прекрасно освещен: свет падает сквозь застекленные окна верхнего яруса. Трансепт и неф украшают крупные окна-розы. Некогда интерьер церкви наполняли радужным светом многочисленные витражи, но теперь от них почти ничего не осталось — бульшая часть была разбита во времена Великой французской революции.

Северную башню разрушили в 19в.

  1.  Центральные витражи из Сен - Дени.

Металлическая арматура уже согласовывается с композицией (в от.от романской).

Основные цвета: синий, красный, белый, жёлтый. Роспись по стеклу (в ранней и поздней готике). Витраж как имитация драгоценных камней.

  1.  Нотр – Дам в Шартре.

К ранней готике относится только западный фасад (30гг 12в.)

Левая башня внизу ещё романская, верхняя её часть – 16в.

Фасад имеет 4-ре яруса.

Королевский портал Шартра.

Скульптура ещё похожа на романскую, но уже более объёмная. Нов. элемент – статуи на откосах портала.

Статуи – колонны: вытянутые фигуры включены в вертикальный ритм, складки одежды ещё не выявляют фигуры, а имеют свой орнаментальный образ, наблюдается желание скульпторов индивидуализировать лица. Человеческий образ – доминирующий.

Витражи: Витраж - орнамент или сюжетная композиция из цветного стекла. Сначала эскиз делали в натуральную величину, потом резали стекло на кусочки, в соответствии с линиями эскиза, затем красили. В готике изменилось соотношение окон к стене.

  1.  Собор Нотр-Дам в Париже. (2я пол. 12в. – 13в., отдельные части в 14 в.)

H – 135м.

3 яруса: 3 арочных портала, окно - роза, ажурная галерея.

В нижнем ярусе почти романская мощь стены. Во 2м ярусе скульптура.

Рвновесие вертикалей и горизонталей.

Интерьер3-х ярусная скульптура:

-переходы в соседний неф

-арки

-огромные окна, украшенные витражами.

Впервые применены контрфорсы и аркбутаны.

  1.  Собор в Реймсе. (Нач. 13в. – 1я пол. 14в.)

Шедевр зрелой готики.

В от.от романской архитектуры нет крепости, вместо каменной массы – каменное кружево.

Вертикальность, все горизонтальные ритмы сбиты. Бесконечно повторяющийся мотив стрельчатых арок. В романском храме – всё отдельно, самостоятельно, выраженное деление на отдельные объёмы. В готическом храме – всё слитно.

Готический собор мыслится, как вселенная.

Скульптура на откосах и пинакле.

Скульптура правого откоса:

Благовещение и встреча Марии с Елизаветой.

Поворот к настоящим статуям. Приближение к античности: контропостное положение тела, лица отличаются классической красотой, складки одежды уже выявляют тело. Образы сложнее, чем в античности (мимика, жесты).

Витражи: две розы. Одна в темпане, выше стандартная роза. 

  1.  Королевская капелла Сент Шапель в Париже. (13в., декоративные элементы позже.)

Там хранится терновый венок Христа.

Поздняя французская готика. 14-16в.

«Пламенеющая» или «лучистая».

Схоластика это средневековое движение, процветавшее в период с 1250 по 1500 гг., которое уделяло большое внимание рациональному подтверждению религиозной веры.

Вершиной средневековой схоластики стало творчество философа Фомы Аквинского (XIII в.)

В готическом соборе живопись представлена главным образом росписью алтарей. По мере того, как утверждалась каркасная система и стена становилась все ажурней, в соборе сужалось место для фресок - их чаще заменяли витражи. Витраж открыл новые возможности для средневекового художника. Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет. Игра света, проникающего через витраж, уводила мирян от всего конкретного, земного, вела к неосязаемому, светозарному. Витраж как бы приглушал телесность, выразительность, конкретность образов готической пластики. Светоносность внутреннего пространства собора как бы лишала материю непроницаемости, одухотворяла ее. 

Готический стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми галереями. Замки аристократов все более напоминают дворцы. Богатые горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.

В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода. В этот период оформляется готическое письмо с вытянутыми и изломанными линиями. В готическом стиле работали золотых и серебряных дел мастера, скульпторы и резчики по дереву, граверы по дереву и меди. Расцветает и искусство миниатюры.

Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Ренессанса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44064. Конкурентоспособность торговой организации ООО «Первая компьютерная компания» 727 KB
  Организационно-экономическая характеристика предприятия Оценка конкурентоспособности предприятия Предмет исследования конкурентоспособность торгового предприятия. Исходя из поставленных целей можно сформировать следующие задачи: исследование теоретических и методологических основ оценки конкурентоспособности фирмы; обоснование комплексного подхода к обеспечению конкурентоспособности товара; анализ деятельности сети магазинов Первая компьютерная компания; разработка мероприятий по повышению...
44065. АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 629 KB
  Анализ финансовых результатов деятельности предприятия Оценка имущественного положения предприятия Оценка ликвидности и платежеспособности вероятности банкротства предприятия Анализ деловой активности и рентабельности предприятия ООО Компания Альянс.
44066. Реалізація засобів моделювання обєкту для MMOPRG засобами Javascript 4.04 MB
  JavaScript - об'єктно-орієнтована скрипкова мова програмування. Являється діалектом мови ECMAScript. JavaScript частіше за все використовується в браузерах як мова сценаріїв для надання інтерактивності веб сторінкам. Тобто за допомогою JavaScript можливо міняти сторінку після того як вона повністю завантажилась у браузер.
44068. Североуральское месторождение бокситов не является исключением ОАО «Севуралбокситруда» 502.5 KB
  Североуральское месторождение бокситов не является исключением ОАО «Севуралбокситруда» - основной поставщик боксита для уральских алюминиевых заводов. В связи с этим развитие ОАО «Севуралбокситруда» придается исключительное знание. Поэтому главным в работе управления «Шахтострой» должно быть максимальное применение высокоиндустриальных и экономических методов строительства, использование новейших достижений науки и техники, применение прогрессивных строительных материалов.
44069. Прокурорский надзор как юридическая гарантия охраны (защиты) прав и свобод человека и гражданина 111.5 KB
  Рассмотрение и разрешение заявлений жалоб и иных обращений граждан юридических и должностных лиц является неотъемлемой и весьма значимой частью многофункциональной деятельности российской прокуратуры. Несмотря на значительное сокращение полномочий прокуратуры особенно в сфере надзора произошедшее в результате изменений процессуального законодательства поток обращений граждан в эти органы имеет постоянную тенденцию роста. Одним из объяснений такого положения может служить в целом повышение социальной и политической активности граждан их...
44070. Экспериментальное исследование педагогического общения 4.68 MB
  Это осознанная и неосознанная вербальная связь передача и приеминформации что наблюдается повсюду и всегда. Именно им определены основные коммуникативные как бы назвали это сейчас задачи говорящего: что сказать где сказать и как сказать. На основании соблюдения оратором трех задач что где как сказать Цицерон определял и тип оратора лучшим воплощением которого был тот чья речь будет уместной. Достаточно сказать что только в США этой проблемой занимаются несколько десятков тысяч научных...
44071. Технологическое проектирование производственных подразделений современных автотранспортных предприятий (АТП) 383 KB
  Характеристика объекта проектирования Характеристика подвижного состава Наименование характеристик Марка а м Марка а м Грузоподъемность кг Снаряженная масса кг Габаритные размеры мм Двигатель Мощность кВт л.13 Марка автомобиля Урал 63685 Зил130 Списочное количество 16...
44072. Професійна підготовка спеціаліста верстки і дизайну 281 KB
  Головним завданням учня при роботі над дипломною роботою є: мобілізація своїх професійних знань та навичок з питань обробки текстової та графічної інформації для вирішення технічної задачі набору та верстки матеріалу у відповідних програмах при цьому витримати технологічну послідовність виконання операцій набору та верстки; підібрати техніку та технології що відповідають сучасним вимогам поліграфічних підприємств; здійснити економічні розрахунки;визначати матеріальні затрати;чітко дотримуватися правил з охорони праці. Необхідна...