18864

Русское барокко. Окно в Европу

Доклад

Культурология и искусствоведение

Русское барокко. Окно в Европу. Барокко стиль зародившийся в конце XVI в. в Италии в Европе был распространен до начала XVIII в. в Латинской Америке отчасти в Северной Америки и Азии в XVII XVIII вв. Основополагающая черта синтетичность. Искусство барокко отличается динами

Русский

2013-07-10

29.03 KB

10 чел.

Русское барокко. Окно в Европу.

Барокко — стиль, зародившийся в конце XVI в. в Италии, в Европе был распространен до начала XVIII в., в Латинской Америке, отчасти в Северной Америки и Азии — в XVII—XVIII вв. Основополагающая черта — синтетичность. Искусство барокко отличается динамичностью, пышностью, взвихренностью, экзальтацией образов, это стиль богатства и его демонстрации.

Барокко любит: много скульптуры, овальные формы, лучковые разорванные фронтоны, колонны собранные в пучки, расслаивающиеся пилястры, скрытность тектоники, волнистые стены, всевозможные архитектурные детали (вазоны, маскароны, балюстрады, волюту, тяжёлые гирлянды), сложные лестницы, часто - анфилады.

Чаще всего, барокко - дворцовый стиль.

Московское барокко (Нарышкинское барокко и Голиценское барокко)

Нарышкинское барокко

НБ представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих Московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.

Главное значение Нарышкинского барокко в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем Петровским барокко возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга.

Примером НБ является Церковь покрова в Филях. Кон.90-х.г. XVIIв.

Высокий многоугольный центричный храм, бесстолпный (соответственно не крестово-купольный).

Высокий подклет, окруженный галереей – гульбищем.

+ Четверик с пределами, увенчанный главами

+ Восьмерик

+ Восьмерик открытого звона

+ Глава на восьмигранном барабане.

Храм двухцветный. Обилие ордерного декора (более правильного, чем позднее барокко)

Западный декор.

Голицынское барокко

Голицынское барокко — одна из стилевых вариаций в рамках русского барокко, связанная с именем князя Бориса Алексеевича Голицына, единомышленника Петра I и сторонника европеизации русской культуры. Его прозападные взгляды выразились, в частности, в возведении в подмосковных имениях построек, близких к западноевропейской архитектурной традиции.

Основные черты и отличия: окончательный отказ от сохранения традиционного силуэта русского храма; заимствование из западноевропейского барокко сложный лепной декор; в основном, здания в плане не крестово-купольные, а эллиптические, более напоминают ротонды. Архитекторы голицынских построек неизвестны, но можно предположить непосредственное участие в их возведении западноевропейских зодчих. Отличие Голицынских построек от Петровского барокко состояло в том, что они ориентировались не на североевропейские (шведские, голландские), а на австрийские образцы (которые, в свою очередь, следовали итальянским прототипам).

Поскольку голицынское барокко не вписывалось в московское архитектурное пространство того времени, резко контрастируя с ним, стиль не получил дальнейшего распространения в России и не смог оказать заметного влияния на развивавшееся на протяжении XVIII столетия искусство русского барокко.

Примером ГБ является Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах (1690-1704)

Основание – равноконечный крест с закруглёнными концами. Разорванные фронтоны, много скульптуры. Церковь увенчана не традиционным куполом, а золочёной короной.

Московское барокко

Характерным примером раннего МБ может служить знаменитая колокольня Меншиковой башни или Церковь Архангела Гавриила (1704-1707, XVIIIв). Здесь и обилие европейского декора - даже, что называется, "с перебором", - и золотые шишечки, и ярко-красный цвет самой постройки. Когда-то колокольня была последним писком моды, своего рода московским небоскребом, да еще и заморской диковиной в смысле строительной техники и облика. Руководил строительством Иван Зарудный.

Церковное барокко

Появиление пышных, в основном резных иконостасов с витыми колоннами, изукрашенными цветочными орнаментами, розами, гирляндами. Уже в конце XVII века в церквях стали встречаться позолоченные рамы и резьба иконостасов, наличников, проемов и царских врат. "Пряничный" облик русского "церковного" барокко легко и естественно сочетался с современными ему строительными технологиями.

Петровское барокко

ПБ - стиль ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников). Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Здания ПБ во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины.

Архитектуре петровского времени свойственны: простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от Нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, Петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Вместе с тем налицо и отличия от Голицынского барокко, вдохновлявшегося непосредственно итальянскими и австрийскими образцами.

Примеры ПБ:

Арх. Доменико Андреа Трезини (из Швейцарии) XVIIIв. – Сдержанное барокко.

Петропавловская крепость. 1703.

3-х нефная базилика западно-европеского стиля (не явные рукава креста)

В интерьере появляется кафедра для проповеди, в глубине иконостас; искусственный мрамор.

3х-ярусная колокольня с золотым шпилем. Раскреповка пилястров.

Здание 12 коллегий. 1722-1730.(админ.структуры)

Чёткое выделение цокольного этажа, наличники с ушками.

Кикины палаты.

Александр Кикин - адмирал-советник, соподвижник Петра I.

Летний домик Петра.

Петергоф. нач.XVIIIв.- Петровское барокко + (позже) Зрелое барокко.

Дворец Монплезир.

Несравнимо фешенебельный и нарядный дворец спроектирован и построен архитектором Браунштейном в голландском стиле. Стены украшены дубовыми панелями, живописными полотнами голландских и фламандских художников, лаковыми росписями. Комнаты, в духе времени, оформлены в стиле "шинуазри" - расписаны миниатюрами на китайскую тематику и покрыты лаком. Чисто барочным мотивом было сочетание черного лака с изысканной золоченой резьбой и ярко-красной отделкой панелей. В меблировке появляются так называемые кресла-бержер, мягкие и глубокие.

Верхний сад, Нижний сад – фонтаны.

Большой Петергофский Дворец.

Екатерининский корпус (жёлтый).

Дворец Марли.

Елизаветинское барокко

Пик проявления стиля барокко в России.

Елизаветинское барокко — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741-61). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название - «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему Петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения Московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).

Елизаветинское барокко тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях. Растрелли свойственны огромные масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота, богатый, праздничный характер архитектуры.

Арх. Франческо Бартоломео Растрелли XVIIIв.

Екатерининский Дворец. Царское село.

Названного в честь жены Петра императрицы Екатерины I.

Прямоугольные помещения в плане, длинные фасады с ордерной системой, множество комнат, продольная ось – главная, 2 палаллельные анфилады.

Материал: Дерево и кирпич; штукатурка; много золота.

То была своего рода вершина "дворцового" стиля. В парадных залах количество позолоты достигло "критической массы" - архитектор добился уникального впечатления: реальная плоскость растворилась, исчезла. Иными словами, свершилось окончательное уничтожение плоскости, декор сделался самоценным.

Дворец наполнен множеством скульптуры, формами перетекающих одна в другую, разорванными фронтонами, раскреповками и большими выступами антаблемента над ними, балюстрадами, вазонами.

Барокко и пышность во всём: как в архитектуре, так и в мельчайших деталях интерьера.

Зимний дворец. Современное здание имеет квадрат в плане, с внутренним двором и фасадами.

Парадность – пышная отделка фасадов и помещений: ритм колонн, лепнина, статуи расположенные над парапетом, многочисленные фронтоны; множество залов разных цветов, всё с позолотой.

Смольный монастырь.

В плане греческий крест, с четырьмя церквями по углам и центральным собором внутри. h - 93,7метра. 5 глав – 1 относится к храму и 4 колокольни.

Декор: люкарны, лучковые фронтоны, у черырёх церквей по одному шлемовидному куполу.

Летний Дворец Елизаветы Петровны - несохранившаяся императорская резиденция.

Петергоф.

Самобытную страницу Елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным. В Петербурге при Елизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих — крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П. А. Трезини. За исключением украинских построек А. В. Квасова, А. Ринальди, Г. И. Шеделя, елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.

После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19014. Дифференциальное сечение рассеяния частиц. Формула Резерфорда 2.55 MB
  Лекция 12. Дифференциальное сечение рассеяния частиц. Формула Резерфорда Для изучения характера взаимодействия частиц друг с другом обычно проводятся эксперименты по рассеянию целого пучка одинаковых частиц которые падают из бесконечности с одинаковой начальной с...
19015. Малые одномерные колебания (свободные и вынужденные). Вынужденные колебания под действием произвольной силы 2.55 MB
  Лекция 13. Малые одномерные колебания свободные и вынужденные. Вынужденные колебания под действием произвольной силы. Вынужденные колебания под действием гармонической силы. Резонанс. Затухающие колебания Распространенным движением в природе являются колебания те
19016. Малые колебания системы со многими степенями свободы. Собственные частоты и нормальные координаты 459.5 KB
  Лекция 14. Малые колебания системы со многими степенями свободы. Собственные частоты и нормальные координаты Рассмотрим случай малых колебаний системы частиц имеющей степеней свободы. Самый общий вид функции Лагранжа такой системы таков: 1 2 Устойч
19017. Уравнения Гамильтона (канонические уравнения). Функция Гамильтона. Скобки Пуассона и их свойства 750 KB
  Лекция 15. Уравнения Гамильтона канонические уравнения. Функция Гамильтона. Скобки Пуассона и их свойства Одна из форм уравнения движения это уравнения Лагранжа когда задается функция Лагранжа как функция независимых обобщенных координат и обобщенных скоростей
19018. Канонические преобразования. Производящие функции. Временная эволюция механической системы как каноническое преобразование 901 KB
  Лекция 15. Канонические преобразования. Производящие функции. Временная эволюция механической системы как каноническое преобразование Выбор обобщенных координат не ограничен никакими условиями – ими могут быть любые величин однозначно определяющие положение сис
19019. Место квантовой механики в современной физической науке. Основные экспе-риментальные факты, лежащие в основе квантовой механики 318 KB
  Лекция 1. Место квантовой механики в современной физической науке. Основные экспериментальные факты лежащие в основе квантовой механики В современной науке квантовая механика занимает важнейшее место поскольку формирует основные идеи современного подхода к описа
19020. Принципы построения и постулаты квантовой механики. Операторы физических величин 285 KB
  Лекция 2 Принципы построения и постулаты квантовой механики. Операторы физических величин Как следует из опытов по дифракции микрочастиц в квантовой механике отсутствует понятие траектории т.е. состояние квантовой частицы не описывается заданием координаты и имп
19021. Операторы координаты и импульса: уравнения на собственные значения и собственные функции, разложения, координатное и импульсное представления волновой функции 444.5 KB
  Лекция 3 Операторы координаты и импульса: уравнения на собственные значения и собственные функции разложения координатное и импульсное представления волновой функции Найдем оператор координаты в представлении то есть найдем как действует этот оператор на про
19022. Матрицы операторов. Унитарные преобразования базиса. Соотношения коммутации. Одновременная измеримость физических величин 650 KB
  Лекция 4 Матрицы операторов. Унитарные преобразования базиса. Соотношения коммутации. Одновременная измеримость физических величин. Соотношение неопределенностей Гейзенберга Рассмотрим некоторый линейный оператор :. Выберем в рассматриваемом линейном пространст...