18864

Русское барокко. Окно в Европу

Доклад

Культурология и искусствоведение

Русское барокко. Окно в Европу. Барокко стиль зародившийся в конце XVI в. в Италии в Европе был распространен до начала XVIII в. в Латинской Америке отчасти в Северной Америки и Азии в XVII XVIII вв. Основополагающая черта синтетичность. Искусство барокко отличается динами

Русский

2013-07-10

29.03 KB

10 чел.

Русское барокко. Окно в Европу.

Барокко — стиль, зародившийся в конце XVI в. в Италии, в Европе был распространен до начала XVIII в., в Латинской Америке, отчасти в Северной Америки и Азии — в XVII—XVIII вв. Основополагающая черта — синтетичность. Искусство барокко отличается динамичностью, пышностью, взвихренностью, экзальтацией образов, это стиль богатства и его демонстрации.

Барокко любит: много скульптуры, овальные формы, лучковые разорванные фронтоны, колонны собранные в пучки, расслаивающиеся пилястры, скрытность тектоники, волнистые стены, всевозможные архитектурные детали (вазоны, маскароны, балюстрады, волюту, тяжёлые гирлянды), сложные лестницы, часто - анфилады.

Чаще всего, барокко - дворцовый стиль.

Московское барокко (Нарышкинское барокко и Голиценское барокко)

Нарышкинское барокко

НБ представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих Московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.

Главное значение Нарышкинского барокко в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем Петровским барокко возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга.

Примером НБ является Церковь покрова в Филях. Кон.90-х.г. XVIIв.

Высокий многоугольный центричный храм, бесстолпный (соответственно не крестово-купольный).

Высокий подклет, окруженный галереей – гульбищем.

+ Четверик с пределами, увенчанный главами

+ Восьмерик

+ Восьмерик открытого звона

+ Глава на восьмигранном барабане.

Храм двухцветный. Обилие ордерного декора (более правильного, чем позднее барокко)

Западный декор.

Голицынское барокко

Голицынское барокко — одна из стилевых вариаций в рамках русского барокко, связанная с именем князя Бориса Алексеевича Голицына, единомышленника Петра I и сторонника европеизации русской культуры. Его прозападные взгляды выразились, в частности, в возведении в подмосковных имениях построек, близких к западноевропейской архитектурной традиции.

Основные черты и отличия: окончательный отказ от сохранения традиционного силуэта русского храма; заимствование из западноевропейского барокко сложный лепной декор; в основном, здания в плане не крестово-купольные, а эллиптические, более напоминают ротонды. Архитекторы голицынских построек неизвестны, но можно предположить непосредственное участие в их возведении западноевропейских зодчих. Отличие Голицынских построек от Петровского барокко состояло в том, что они ориентировались не на североевропейские (шведские, голландские), а на австрийские образцы (которые, в свою очередь, следовали итальянским прототипам).

Поскольку голицынское барокко не вписывалось в московское архитектурное пространство того времени, резко контрастируя с ним, стиль не получил дальнейшего распространения в России и не смог оказать заметного влияния на развивавшееся на протяжении XVIII столетия искусство русского барокко.

Примером ГБ является Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах (1690-1704)

Основание – равноконечный крест с закруглёнными концами. Разорванные фронтоны, много скульптуры. Церковь увенчана не традиционным куполом, а золочёной короной.

Московское барокко

Характерным примером раннего МБ может служить знаменитая колокольня Меншиковой башни или Церковь Архангела Гавриила (1704-1707, XVIIIв). Здесь и обилие европейского декора - даже, что называется, "с перебором", - и золотые шишечки, и ярко-красный цвет самой постройки. Когда-то колокольня была последним писком моды, своего рода московским небоскребом, да еще и заморской диковиной в смысле строительной техники и облика. Руководил строительством Иван Зарудный.

Церковное барокко

Появиление пышных, в основном резных иконостасов с витыми колоннами, изукрашенными цветочными орнаментами, розами, гирляндами. Уже в конце XVII века в церквях стали встречаться позолоченные рамы и резьба иконостасов, наличников, проемов и царских врат. "Пряничный" облик русского "церковного" барокко легко и естественно сочетался с современными ему строительными технологиями.

Петровское барокко

ПБ - стиль ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников). Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Здания ПБ во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины.

Архитектуре петровского времени свойственны: простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от Нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, Петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Вместе с тем налицо и отличия от Голицынского барокко, вдохновлявшегося непосредственно итальянскими и австрийскими образцами.

Примеры ПБ:

Арх. Доменико Андреа Трезини (из Швейцарии) XVIIIв. – Сдержанное барокко.

Петропавловская крепость. 1703.

3-х нефная базилика западно-европеского стиля (не явные рукава креста)

В интерьере появляется кафедра для проповеди, в глубине иконостас; искусственный мрамор.

3х-ярусная колокольня с золотым шпилем. Раскреповка пилястров.

Здание 12 коллегий. 1722-1730.(админ.структуры)

Чёткое выделение цокольного этажа, наличники с ушками.

Кикины палаты.

Александр Кикин - адмирал-советник, соподвижник Петра I.

Летний домик Петра.

Петергоф. нач.XVIIIв.- Петровское барокко + (позже) Зрелое барокко.

Дворец Монплезир.

Несравнимо фешенебельный и нарядный дворец спроектирован и построен архитектором Браунштейном в голландском стиле. Стены украшены дубовыми панелями, живописными полотнами голландских и фламандских художников, лаковыми росписями. Комнаты, в духе времени, оформлены в стиле "шинуазри" - расписаны миниатюрами на китайскую тематику и покрыты лаком. Чисто барочным мотивом было сочетание черного лака с изысканной золоченой резьбой и ярко-красной отделкой панелей. В меблировке появляются так называемые кресла-бержер, мягкие и глубокие.

Верхний сад, Нижний сад – фонтаны.

Большой Петергофский Дворец.

Екатерининский корпус (жёлтый).

Дворец Марли.

Елизаветинское барокко

Пик проявления стиля барокко в России.

Елизаветинское барокко — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741-61). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название - «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему Петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения Московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).

Елизаветинское барокко тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях. Растрелли свойственны огромные масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота, богатый, праздничный характер архитектуры.

Арх. Франческо Бартоломео Растрелли XVIIIв.

Екатерининский Дворец. Царское село.

Названного в честь жены Петра императрицы Екатерины I.

Прямоугольные помещения в плане, длинные фасады с ордерной системой, множество комнат, продольная ось – главная, 2 палаллельные анфилады.

Материал: Дерево и кирпич; штукатурка; много золота.

То была своего рода вершина "дворцового" стиля. В парадных залах количество позолоты достигло "критической массы" - архитектор добился уникального впечатления: реальная плоскость растворилась, исчезла. Иными словами, свершилось окончательное уничтожение плоскости, декор сделался самоценным.

Дворец наполнен множеством скульптуры, формами перетекающих одна в другую, разорванными фронтонами, раскреповками и большими выступами антаблемента над ними, балюстрадами, вазонами.

Барокко и пышность во всём: как в архитектуре, так и в мельчайших деталях интерьера.

Зимний дворец. Современное здание имеет квадрат в плане, с внутренним двором и фасадами.

Парадность – пышная отделка фасадов и помещений: ритм колонн, лепнина, статуи расположенные над парапетом, многочисленные фронтоны; множество залов разных цветов, всё с позолотой.

Смольный монастырь.

В плане греческий крест, с четырьмя церквями по углам и центральным собором внутри. h - 93,7метра. 5 глав – 1 относится к храму и 4 колокольни.

Декор: люкарны, лучковые фронтоны, у черырёх церквей по одному шлемовидному куполу.

Летний Дворец Елизаветы Петровны - несохранившаяся императорская резиденция.

Петергоф.

Самобытную страницу Елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным. В Петербурге при Елизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих — крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П. А. Трезини. За исключением украинских построек А. В. Квасова, А. Ринальди, Г. И. Шеделя, елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.

После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72074. Оценка рыночной стоимости офисного помещения класса А 286 KB
  Для этого вся совокупность объектов рынка например совокупность офисных помещений предлагаемых в аренду в определенном городе в течение определенного периода должна быть разделена на группы типы классы по качеству размеру местоположению а иногда и по другим типологическим признакам...
72077. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг 98.15 KB
  О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг дополнил Основы статьями регулирующими размер оплаты жилья и коммунальных услуг...
72078. Оцінка фінансової стійкості підприємства і заходи по її підвищенню (з досвіду ЗАТ ’’Центральна районна аптека № 81’’) 930.5 KB
  Мета дослідження. Полягає в аналізі системи показників, що характеризують внутрішній фінансовий стан підприємства, необхідних для розробки програми, прийняття ділових виробничо - господарських і управлінських рішень по підвищенню фінансової стійкості та розробка пропозицій, щодо покращення фінансового стану підприємства.
72079. Проблема формирования межкультурной компетенции посредством тренинга 282.91 KB
  Актуальность исследования тенденций в существующих на сегодняшний день стратегиях управления монокультурными и поликультурными конфликтами продиктована рядом обстоятельств: Межличностные конфликты в поликультурной среде являются предметом многочисленных исследований что вызвано активными...
72080. Психологические аспекты управления процессом мотивации в системе государственной службы 156.91 KB
  Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления персоналом.