18864

Русское барокко. Окно в Европу

Доклад

Культурология и искусствоведение

Русское барокко. Окно в Европу. Барокко стиль зародившийся в конце XVI в. в Италии в Европе был распространен до начала XVIII в. в Латинской Америке отчасти в Северной Америки и Азии в XVII XVIII вв. Основополагающая черта синтетичность. Искусство барокко отличается динами

Русский

2013-07-10

29.03 KB

10 чел.

Русское барокко. Окно в Европу.

Барокко — стиль, зародившийся в конце XVI в. в Италии, в Европе был распространен до начала XVIII в., в Латинской Америке, отчасти в Северной Америки и Азии — в XVII—XVIII вв. Основополагающая черта — синтетичность. Искусство барокко отличается динамичностью, пышностью, взвихренностью, экзальтацией образов, это стиль богатства и его демонстрации.

Барокко любит: много скульптуры, овальные формы, лучковые разорванные фронтоны, колонны собранные в пучки, расслаивающиеся пилястры, скрытность тектоники, волнистые стены, всевозможные архитектурные детали (вазоны, маскароны, балюстрады, волюту, тяжёлые гирлянды), сложные лестницы, часто - анфилады.

Чаще всего, барокко - дворцовый стиль.

Московское барокко (Нарышкинское барокко и Голиценское барокко)

Нарышкинское барокко

НБ представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих Московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.

Главное значение Нарышкинского барокко в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем Петровским барокко возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга.

Примером НБ является Церковь покрова в Филях. Кон.90-х.г. XVIIв.

Высокий многоугольный центричный храм, бесстолпный (соответственно не крестово-купольный).

Высокий подклет, окруженный галереей – гульбищем.

+ Четверик с пределами, увенчанный главами

+ Восьмерик

+ Восьмерик открытого звона

+ Глава на восьмигранном барабане.

Храм двухцветный. Обилие ордерного декора (более правильного, чем позднее барокко)

Западный декор.

Голицынское барокко

Голицынское барокко — одна из стилевых вариаций в рамках русского барокко, связанная с именем князя Бориса Алексеевича Голицына, единомышленника Петра I и сторонника европеизации русской культуры. Его прозападные взгляды выразились, в частности, в возведении в подмосковных имениях построек, близких к западноевропейской архитектурной традиции.

Основные черты и отличия: окончательный отказ от сохранения традиционного силуэта русского храма; заимствование из западноевропейского барокко сложный лепной декор; в основном, здания в плане не крестово-купольные, а эллиптические, более напоминают ротонды. Архитекторы голицынских построек неизвестны, но можно предположить непосредственное участие в их возведении западноевропейских зодчих. Отличие Голицынских построек от Петровского барокко состояло в том, что они ориентировались не на североевропейские (шведские, голландские), а на австрийские образцы (которые, в свою очередь, следовали итальянским прототипам).

Поскольку голицынское барокко не вписывалось в московское архитектурное пространство того времени, резко контрастируя с ним, стиль не получил дальнейшего распространения в России и не смог оказать заметного влияния на развивавшееся на протяжении XVIII столетия искусство русского барокко.

Примером ГБ является Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах (1690-1704)

Основание – равноконечный крест с закруглёнными концами. Разорванные фронтоны, много скульптуры. Церковь увенчана не традиционным куполом, а золочёной короной.

Московское барокко

Характерным примером раннего МБ может служить знаменитая колокольня Меншиковой башни или Церковь Архангела Гавриила (1704-1707, XVIIIв). Здесь и обилие европейского декора - даже, что называется, "с перебором", - и золотые шишечки, и ярко-красный цвет самой постройки. Когда-то колокольня была последним писком моды, своего рода московским небоскребом, да еще и заморской диковиной в смысле строительной техники и облика. Руководил строительством Иван Зарудный.

Церковное барокко

Появиление пышных, в основном резных иконостасов с витыми колоннами, изукрашенными цветочными орнаментами, розами, гирляндами. Уже в конце XVII века в церквях стали встречаться позолоченные рамы и резьба иконостасов, наличников, проемов и царских врат. "Пряничный" облик русского "церковного" барокко легко и естественно сочетался с современными ему строительными технологиями.

Петровское барокко

ПБ - стиль ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников). Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Здания ПБ во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины.

Архитектуре петровского времени свойственны: простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от Нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, Петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Вместе с тем налицо и отличия от Голицынского барокко, вдохновлявшегося непосредственно итальянскими и австрийскими образцами.

Примеры ПБ:

Арх. Доменико Андреа Трезини (из Швейцарии) XVIIIв. – Сдержанное барокко.

Петропавловская крепость. 1703.

3-х нефная базилика западно-европеского стиля (не явные рукава креста)

В интерьере появляется кафедра для проповеди, в глубине иконостас; искусственный мрамор.

3х-ярусная колокольня с золотым шпилем. Раскреповка пилястров.

Здание 12 коллегий. 1722-1730.(админ.структуры)

Чёткое выделение цокольного этажа, наличники с ушками.

Кикины палаты.

Александр Кикин - адмирал-советник, соподвижник Петра I.

Летний домик Петра.

Петергоф. нач.XVIIIв.- Петровское барокко + (позже) Зрелое барокко.

Дворец Монплезир.

Несравнимо фешенебельный и нарядный дворец спроектирован и построен архитектором Браунштейном в голландском стиле. Стены украшены дубовыми панелями, живописными полотнами голландских и фламандских художников, лаковыми росписями. Комнаты, в духе времени, оформлены в стиле "шинуазри" - расписаны миниатюрами на китайскую тематику и покрыты лаком. Чисто барочным мотивом было сочетание черного лака с изысканной золоченой резьбой и ярко-красной отделкой панелей. В меблировке появляются так называемые кресла-бержер, мягкие и глубокие.

Верхний сад, Нижний сад – фонтаны.

Большой Петергофский Дворец.

Екатерининский корпус (жёлтый).

Дворец Марли.

Елизаветинское барокко

Пик проявления стиля барокко в России.

Елизаветинское барокко — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741-61). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название - «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему Петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения Московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).

Елизаветинское барокко тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях. Растрелли свойственны огромные масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота, богатый, праздничный характер архитектуры.

Арх. Франческо Бартоломео Растрелли XVIIIв.

Екатерининский Дворец. Царское село.

Названного в честь жены Петра императрицы Екатерины I.

Прямоугольные помещения в плане, длинные фасады с ордерной системой, множество комнат, продольная ось – главная, 2 палаллельные анфилады.

Материал: Дерево и кирпич; штукатурка; много золота.

То была своего рода вершина "дворцового" стиля. В парадных залах количество позолоты достигло "критической массы" - архитектор добился уникального впечатления: реальная плоскость растворилась, исчезла. Иными словами, свершилось окончательное уничтожение плоскости, декор сделался самоценным.

Дворец наполнен множеством скульптуры, формами перетекающих одна в другую, разорванными фронтонами, раскреповками и большими выступами антаблемента над ними, балюстрадами, вазонами.

Барокко и пышность во всём: как в архитектуре, так и в мельчайших деталях интерьера.

Зимний дворец. Современное здание имеет квадрат в плане, с внутренним двором и фасадами.

Парадность – пышная отделка фасадов и помещений: ритм колонн, лепнина, статуи расположенные над парапетом, многочисленные фронтоны; множество залов разных цветов, всё с позолотой.

Смольный монастырь.

В плане греческий крест, с четырьмя церквями по углам и центральным собором внутри. h - 93,7метра. 5 глав – 1 относится к храму и 4 колокольни.

Декор: люкарны, лучковые фронтоны, у черырёх церквей по одному шлемовидному куполу.

Летний Дворец Елизаветы Петровны - несохранившаяся императорская резиденция.

Петергоф.

Самобытную страницу Елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным. В Петербурге при Елизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих — крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П. А. Трезини. За исключением украинских построек А. В. Квасова, А. Ринальди, Г. И. Шеделя, елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.

После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67851. Загальні положення судового огляду 97 KB
  Попередні стадії (порушення кримінальної справи, досудове розслідування, попередній розгляд справи судією) служать необхідними етапами підготовки до судового розгляду і вирішення справи по суті, а всі наступні, після означеної стадії — це засоби контролю за правильністю винесеного вироку...
67852. Особливі порядки провадження 104 KB
  В ході розслідування кримінальних справ може виникати така ситуація, коли замість звичного, загального для більшості справ порядку провадження, може бути запроваджений інший порядок розслідування, з певними особливостями стосовно віку, характеру стану особи, та порядку притягнення її до кримінальної відповідальності.
67853. Международные правовые отношения в сфере уголовного судопроизводства 151 KB
  Организация работы следственных подразделений по выполнению международно-правовых поручений и сотрудничество с правоохранительными органами иностранных государств Взаимодействие государств в сфере уголовной юстиции Действующее уголовно-процессуальное законодательство Украины...
67854. Уголовный процесс и вопросы международного сотрудничества 121.5 KB
  Взаимодействие государств в сфере уголовной юстиции осуществляется по следующим основным направлениям: взаимодействие по вопросам разработки международных минимальных стандартных правил функционирования правосудия и обращения с лицами которые принимают в нем участие...
67855. Комп’ютерні мережі як інформаційні системи 43.29 KB
  Сучасній людині важко уявити собі життя без різних засобів зв’язку. Пошта, телефон, радіо та інші комунікації перетворили людство в єдиний “живий” організм, змусивши його обробляти величезний потік інформації. Підручним засобом для обробки інформації став комп’ютер.
67856. Уровень материального благополучия сельской молодежи: оценка ситуации и анализ факторов 499.13 KB
  Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, следует отдавать себе отчет в том, что молодежь может представлять собой не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности.
67857. Особенности авиационных геоинформационных комплексов как объекта проектирования. Проблемы построения АСУ на базе ГИС-технологий 296.5 KB
  АГК это целый класс программного обеспечения такого же уровня как системы управления базами данных или языки программирования. Плюс к этому к каждому графическому элементу должна быть привязана информация в формате обычной базы данных для сведений по любому объекту.
67859. Методы проектирования авиационных геоинформационных комплексов на основе информационно-структурного подхода 203 KB
  Системный подход В.М.Глушкова является достаточно хорошей основой для создания компонентов ИГК РВ, работающих в статике. Однако основной чертой таких комплексов, какими являются ИГК РВ, является их работа в динамике. Они должны успевать отображать в реальном времени быстротечные процессы...