18873

Исторический жанр изобразительного искусства

Доклад

Культурология и искусствоведение

Исторический жанр один из основных жанров изобразительного искусства посвященный воссозданию событий прошлого имеющих историческое значение. Обращённый в основном к прошлому исторический жанр включает также изображение недавних событий историческое значение кото

Русский

2013-07-10

23.16 KB

18 чел.

Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого, имеющих историческое значение. Обращённый в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображение недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), батальным жанром. Эволюция исторического жанра во многом обусловлена развитием исторических воззрений и сформировался он окончательно вместе со становлением научного взгляда на историю (полностью лишь в 18–19 вв.).

Главный путь русского исторического жанра определялся интересом художников к отечественной истории, судьбам народа, героическим подвигам исторических деятелей и простых людей.

Корифеем реалистической живописи XIX века был В. И. Суриков. Его исторические полотна и поныне служат классическим образцом этого жанра.

Художник выбрал из истории России несколько переломных исторических событий, полных трагических коллизий, столкновений могучих характеров, взрыва страстей. Он нашел образы, обладающие большой силой наглядности, переживаний и мысли, — «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Меншиков в Березове».

Художник показывая, как в трудные моменты исторических переломов складываются судьбы народа и национальный характер, выковываются героические личности, запечатлел в многоликих толпах разнообразные оттенки переживания, объединил в сложное и богатое живописное целое народную массу, старинную архитектуру, пейзаж, художественные особенности быта.

Покорение сибири Ермаком.

Главный герой, Ермак, почти не выделен художником, он как бы слит, "спаян" со своим отрядом. Лишь повелительный жест руки, направляющей отряд на врага, отмечает его особое место в картине, выделяет его из общей массы людей. Так же "спаяны", сплочены между собой сподвижники Ермака. Снова перед нами излюбленные Суриковым типы и характеры. Суровое мужество, несокрушимая сила, воля к борьбе и уверенность в победе — вот что написано на лицах этих могучих русских людей. Замечательно передан Суриковым суровый сибирский пейзаж в темный осенний день — и мутные желтые воды реки, и глинистый берег, и серое небо, на фоне которого четко выделяются силуэты охваченных тревогой всадников. Прекрасен тяжелый, сумрачный, суровый колорит картины. Суриков как бы "сплавлял" вместе все красочные пятна этого громадного полотна; картина кажется то золотисто-коричневой, то свинцовой, напоминая мерцание древней парчи.

И вместе с тем Суриков не уничтожил отдельные цветовые пятна; объединив их, он позволил им "проступать" или "мерцать" на общем фоне. Так выделяется приглушенное, как бы кровавое пятно кафтана казака, лежащего в лодке, холодный блеск ружейных стволов, облачка дыма, розовые вспышки выстрелов. .. . Битва в разгаре, но исход ее решен: велик запас душевных сил у казаков, с предельным напряжением бьются и кучумовцы, но их ряды уже дрогнули — там, посередине, иные уже повернулись спиной; многие всадники в беспорядке ринулись к городу, что виднеется вдали.. . По своему высокому реалистическому трагедийному строю, по глубине содержания и живописному совершенству эта "живая быль... в рамках небылиц", по словам Репина, этот древний народный сказ, воплощенный Суриковым в живых образах искусства, — одно из лучших произведений исторической батальной живописи.

Особой эмоциональной силы достиг И. Е. Репин в изображении трагедии деспотического произвола ("Иван Грозный и сын его Иван", 1885) и могучего вольнолюбия народа ("Запорожцы", 1878—91). История народных масс стала центральной темой творчества В. И. Сурикова ("Утро стрелецкой казни", 1881; "Боярыня Морозова", 1887; "Покорение Сибири Ермаком", 1895); показывая, как в трудные моменты исторических переломов складываются судьбы народа и национальный характер, выковываются героические личности, он запечатлел в многоликих толпах разнообразные оттенки переживания, объединил в сложное и богатое живописное целое народную массу, старинную архитектуру, пейзаж, художественные особенности быта. Эпический, былинный дух русской древней истории воскрешал В. М. Васнецов ("Богатыри", 1881—98), облик московской старины разных эпох — А. М. Васнецов.