18877

Символизм в Русском искусстве рубежа XIX-XX вв. М.А. Врубель

Доклад

Культурология и искусствоведение

Символизм в Русском искусстве рубежа XIXXX вв. М.А. Врубель. Врубель М.А. был предшественником символизма. Личность художника объясняет характерную особенность всего отечественного искусства. Это искусство никогда не полагается на холодный расчёт ума. Оно согрето живым ис...

Русский

2013-07-10

290.82 KB

10 чел.

Символизм в Русском искусстве рубежа XIX-XX вв. М.А. Врубель.

Врубель М.А. был предшественником символизма. Личность художника объясняет характерную особенность всего отечественного искусства. Это искусство никогда не полагается на холодный расчёт ума. Оно согрето живым искусством.

Врубель связан прочными корнями с материнской почвой – русской традиции. Он шёл в искусстве своим путём, был романтиком, символистом, одним из тех искателей правды, которым гордится отечественная культура. Видное место, которое Врубель занял в истории русского искусства, даёт ему полное право занять подобающие место и в искусстве мира.

Надо осознать, что русская художественная школа, ярким представителем является М.А. Врубель, составляет неотъемлемую часть европейской культуры. Без русского искусства общая картина мировой культуры получается обеднённой, лишенной тех оттенков и созвучий, которые внесли в него лучшие русские художники. В целом русское искусство развивалось в том же направлении, что искусство других стран Европы. От эпоса к роману, от иконы к картине, от умозрения к эмпиризму, от мифа к научному мировоззрению.

В конце XIX века особое место в живописи занял символизм. У символистов основой художественного творчества стал образ – символ. «Символ» может быть пластической формой, словом или мелодической фразой, но он всегда имеет возвышенное содержание. Он исходит из бессознательного, в нём отражается незримая реальность. Иногда символ может отсылать просто к какой – нибудь духовной теме, но если он полностью проявляет мечту художника, то становится синтезом мысли и устремлений сознания. Образ – символ отражает как бы мистические таинственные силы или же недостижимые идеалы. Богатый мир романтической символики использовался художниками конца XIX века в попытках создать художественные ансамбли, отвечающие эстетическим установкам стиля модерн. Символистический знак всегда был связан с живописью.

Например, магическая сила религиозного египетского искусства. Христианский символ был важным элементом средневековых и византийских фресок. В эпоху Возрождения была открыта заново античность и символ стал предавать духу первостепенную идею. Так, например, несмотря на иконологию Рипы, всё больше усложнялась иконография, связанная с символическими ценностями.

Но правильнее будет использование термина «символизм» в определённом историческом смысле, освобождающем его от пространных эстетических эпитетов.

Таким образом, символизм – это направление в искусстве на рубеже XIX – XX в.в.

В основе концепции символистского мировоззрения лежит постулат о существовании за миром видимых вещей другого мира настоящей реальности, которую наш мир смутно отражает. Все происходящие события – от грандиозных до незначительных, случающихся в жизни человека, - символисты считают порождением цепи причин, скрытых от обыденного сознания. Они невысоко ценили человеческий разум с его склонностью заблуждаться. Единственным, что позволяло приподнять покрывало иллюзорного мира, символисты считали момент прозрения, возникающий во время творческого акта. Отсюда особая роль, отводимая творческой личности, которая по мнению символистов, является посредником между нашим иллюзорным миром и сверхчувствительной реальностью.

Излюбленными сюжетами символистов стали сцены евангельской истории, а также полуисторические – полу мифические события европейского средневековья. Античная мифология также стала по-новому читаться в произведениях символистов.

В качестве направления символизм заявил о себе во многих странах Западной Европы – в Бельгии, Франции, Германии, Австрии, Норвегии. В России же символизм возникает позднее, но развивается быстрее и энергичнее, чем на Западе.

демон (сидящий)  царевна-лебедь

сирень     пан


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12841. КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ 31 KB
  КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ. Задачи: снять агрессию избежать конфликтных ситуаций дать возможность детям разрядиться. Период смены: 35 дней. Возраст детей: 12 и старше Продолжительность: около 1 часа. Количество детей: 1030 человек. Место проведения: помещение или место на п...
12842. Отрядное дело на знакомство 27 KB
  ОД на ЗНАКОМСТВО. Задачи: познакомить детей друг с другом выявить лидера. Период смены: первый день орг. периода. Возраст детей: все отряды. Продолжительность: 1-15 часа. Количество детей: весь отряд. Место проведения: лужайка или помещение. Оборудование: повязки...
12843. Домик для сосны отрядное дело 21 KB
  ДОМИК ДЛЯ СОСНЫ. Задача: творческое развитие детей сплотить коллектив. Период смены: 56день. Возраст детей: младший отряд. Продолжительность: 30-40 минут. Количество детей: несколько групп по любому количеству человек. Место проведения: площадка перед корпусом р
12844. День рыцарства 32 KB
  День рыцарства Период смены: основной. Возраст детей: все отряды за исключением возможно самого младшего Колво детей: участвует равное колво мальчиков и девочек. Продолжительность: 6080 мин. Оборудование: цветная бумага ножницы стулья кегли или кубики20 фломастеров
12845. Девятилетние принцессы. ОД предназначено для дня девочек 26.5 KB
  Девятилетние принцессы Период смены: основной ОД предназначено для дня девочек или чегото в этом родеВозраст: младшие отряды34 Количество детей: все девочки отряда мальчики жюри Продолжительность: 15 часаМесто проведения: отрядное местоОборудование: незаполненн...
12846. ДЕВЯТИЛЕТНИЕ КАПИТАНЫ. СЦЕНАРИЙ ДНЯ РОЖДЕНИЯ В ЛАГЕРЕ 31.5 KB
  ДЕВЯТИЛЕТНИЕ КАПИТАНЫ. СЦЕНАРИЙ ДНЯ РОЖДЕНИЯ В ЛАГЕРЕ. Период смены: день рождения ребенка Возраст: Праздник проводится для детей 812 лет. Количество детей: в празднике участвует весь отряд Продолжительность: 152 часа возможно разделение на 2 блока: до и после обеда Место
12847. ИГРА «ДВА КОРАБЛЯ» 27.5 KB
  ИГРА ДВА КОРАБЛЯ ПЕРИОД СМЕНЫ: основной. ВОЗРАСТ: старшие отряды. КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ: в идеале 2 команды по 10 человек остальные дети жюри если отряд большой число участников можно увеличить. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 1час. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: отрядное место или люба
12848. ГЕРБЫ 20.5 KB
  ГЕРБЫ. Задача: познакомить детей. Период смены: орг. период. Возраст детей: старший отряд. Продолжительность: 3050 минут. Количество детей: весь отряд. Место проведения: отрядное место. Оборудование: бумага карандаши. Раздаем гербы. Их запоминае...
12849. ГАЗЕТА 23 KB
  ГАЗЕТА. Задачи: сплочение коллектива развитие творческой сообразительности показать детям то что они должны искать в окружающей жизни больше положительных моментов в отличии от современных СМИ которые освещают слишком много негативного. Период смены: серед