18885

Рококо. Интерьер - как ансамбль

Доклад

Культурология и искусствоведение

Рококо. Интерьер как ансамбль. Характеристика стиля на примере Китайского дворца Антонио Ренальди в Ораниенбауме. Рококо декоративный стиль в искусстве и архитектуре зародившийся во Франции в начале 18 в. достигло апогея при Людовике XV. и распространившийся по все...

Русский

2013-07-10

25.86 KB

5 чел.

Рококо. Интерьер - как ансамбль. 

Характеристика стиля на примере Китайского дворца Антонио Ренальди в Ораниенбауме.

Рококо, декоративный стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 в. (достигло апогея при Людовике XV.) и распространившийся по всей Европе. Продолжение стиля барокко, его видоизменение.

Легкость, приветливость, игривость, избегает острой симметрии. Фигурная отделка, нет прямых линий, нет угла, нет граней. Нет ордера в чистом виде – то колонны то удлинённые, то уменьшены и скручиваются винтообразно. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером, нежными красками. Кариатиды, балюстрады, вазы, статуи, затейливая лепная орнаментация. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).

В архитектуре этот стиль нашёл наиболее яркое выражение в декоративном украшении интерьеров. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг.). Родившийся во Франции, стиль Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов. За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.

Сторонник Рококо в Италии - архитектор Тьеполо - способствовал его распространению в Испании. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий, и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо, у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью соответствует духу Рококо. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.

Рококо – последнее выражение аристократического идеала в Европейском искусстве. Камерное искусство аристократических салонов — рококо, искусство абсолютно светское.

В архитектуре этот стиль нашёл наиболее яркое выражение в декоративном украшении интерьеров. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг.).

Как на особенно замечательные из этих памятников можно указать во Франции на Версальский дворец, в Германии - на Дрезденский Цвингер, в России - на петербургский Зимний дворец и некоторые другие постройки графа Растрелли. Интересным памятником рококо считается Амалиенбургский павильон замка Нимфенбург в Баварии.

Для Б. характерно стремление к синтезу различных видов искусства, к поиску универсальных закономерностей, свойственных всем формам художественного мышления. Появляется мода на китайщину: китайские мотивы – шинуазри.

Миниатюризация дворцового быта. Рациональное распределение планировочной структуры. Экзотика и ориентализм.

В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).

Китайский дворец — дворец, расположенный в юго-западной части дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» (г. Ломоносов). Был построен по проекту архитектора Антонио Ринальди в 1762—1768 гг. для императрицы Екатерины II . Является частью ансамбля Собственной дачи в Ораниенбауме. Свое название получил благодаря тому, что его несколько интерьеров отделаны в китайском стиле (шинуазри), что было в то время очень модным.

Из всех построек Ораниенбаума середины XVIII века (дворец Петра III, павильон Катальной горки) именно в Китайском дворце стиль рококо проявил себя наиболее полно. В этом, наряду с абсолютной подлинностью дворца (Ораниенбаум в годы Великой Отечественной войны фашистами захвачен не был, в отличие от остальных пригородов Санкт-Петербурга), заключается его уникальность.

В итоге рококо, сменивший в свое время барокко, уступил место неоклассицизму. Однако присущий ему тонкий орнамент и пастельная, непременно с золотым компонентом, палитра продолжали вдохновлять следующие поколения оформителей, более того он послужил почвой для направления «ар-нуво», расцвет которого приходится на конец XIX-начало XX века, для которого также характерными были волнистые линии, асимметрия и растительный орнамент.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79377. Автономное существование человека в условиях природной среды 57 KB
  Способствующие: хорошее здоровье, высокие морально-волевые качества, психофизиологическая устойчивость организма, наличие средств для жизнедеятельности в экстремальных условиях (одежда, снаряжение водно-пищевой запас), подготовленность к действиям в экстремальных условиях.
79378. Комп’ютери бувають різні 66.5 KB
  Мета: сформувати уявлення про види компютерів; розглянути види компютерів та сфери їх застосування; повторити правила безпечної роботи та поведінки в компютерному класі правила вибору переміщення обєктів; вчити робити висновки узагальнення доводити власну думку...
79379. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ КРИМИНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА 36.5 KB
  Не держите деньги в карманах в которые легко проникнуть вору. Ключи и кошелек храните во внутренних карманах При выходе из дома в темное время суток избегайте малолюдных и плохо освещенных мест пустынных парков и скверов; на улице держитесь подальше от стен домов.
79380. Относительное позиционирование 85.5 KB
  Смещение в этом случае будет происходить не относительно «родительского» элемента (как при абсолютном позиционировании), а относительно самого блока в нормальном потоке. Это будет понятнее на примере. Пусть у нас есть html-страница с тремя div-ами...
79381. УГОЛОВНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. ПОНЯТИЕ ПРСТУПЛЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 16.78 KB
  Лишение свободы на определенный срок в возрасте до 16 лет на срок до 6 лет. Если за особо тяжкое преступления с санкцией до 10 лет несовершеннолетним назначается отбытие в воспитательных колониях. М.Б. наказание в виде лишения свободы и за небольшой и средней тяжести преступления, есл преступления совершены впервые.
79382. УГОЛОВНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЗА ХУЛИГАНСТВО, ВАНДАЛИЗМ, НАДРУГАТЕЛЬСТВО, ЗА ПРИВЕДЕНИЕ В НЕГОДНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 19.16 KB
  Грубое нарушение общественного порядка: действия причинившие существенный ущерб личным или общественным интересам либо выразившееся в злостном нарушении общественной нравственности Примеры: срыв общественного мероприятия нарушение покоя и отдыха граждан в ночное время распитие спиртных...
79383. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА 55 KB
  Способы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: подачей звуковых и или световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцией текстов директор школы зам. директора о необходимости эвакуации путях эвакуации направлении...
79385. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ГО. СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ. КЧС И ПБ 60 KB
  Определяет: задачи и правовые основы их осуществления; правовое регулирование в области гражданской обороны; принципы организации и ведения гражданской обороны; полномочия органов государственной власти Российской Федерации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации...