18889

Художественное объединение «Мир искусства»

Доклад

Культурология и искусствоведение

Художественное объединение Мир искусства. Мир искусства русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890х гг. официально в 1900 в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный...

Русский

2013-07-10

28.78 KB

13 чел.

Художественное объединение «Мир искусства».

«Мир искусства», русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890-х гг. (официально — в 1900) в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журнала «Мир искусства»(1898-1904г.)  в первоначальном виде существовало до 1904; в расширенном составе, утратив идейно-творческое единство, — в 1910—24. В 1904—10 большинство мастеров «М. и.» входило в состав Союза русских художников. Помимо основного ядра (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов), «М. и.» включал многих петербургских и московских живописцев и графиков (И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов, Серебрякова и др.). В выставках «М. и.» участвовали М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, а также некоторые иностранные художники.

Идея: Искусство спасёт мир! Цель: Развивать вкус у общества.

Иллюстрация должна соответствовать стилистике книги. Книга – это тоже художественный организм. Направление: модерн и символизм.

В противовес идеям передвижников художники «М.и» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены «М.и» утверждали, что искусство — прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров журнала С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца».

Мировоззренческие установки ведущих деятелей «М. и» во многом зависели от их острого неприятия господствующего антиэстетизма современного общества и желания противопоставить тревожной реальности исконные духовные и художественные ценности.

Просветительский пафос деятельности мастеров «М.и» проявился в их стремлении возбудить всеобщий интерес к искусству прошлого (особенно к искусству 18 — начала 19 вв.), в их постоянной заботе об охране памятников старины, а также желании шире ознакомить публику с новейшими течениями современного искусства. Лозунг «М.и» - «свободное», или «чистое» искусство. Декларируя независимость искусства и отрицая его тенденциозность, они огвергали как академизм, так и творчество передвижников (признавая, однако, историческое значение последнего в прошлом), выступали с критикой эстетики русских революционных демократов (прежде всего Н. Г. Чернышевского) и концепций В. В. Стасова.

Ранний «М.и» во многом был идейно и стилистически близок западно-европейским худ. группировкам, объединявшим теоретиков и практиков «модерна». Так же, как и в творчестве мастеров западо-европейского «модерна», образный строй произведений художников «М.и» формировался на основе поэтики символизма и шире — неоромантизма; вместе с тем он оказывался в гораздо большей мере наполненным историко-культурными реминисценциями. Для представителей «М.и» характерно также постоянное обращение наряду с историческим к «сочинённому» (подчас фантастическому) пейзажу, широкое использование приёмов гротеска, элементов игры, карнавала и театра, мотивов маски и куклы-марионетки, сна и видений, тяготение к «роковой» символике, сказочному, эротическому. Творчеству ряда членов «М.и» присущи тенденции неоклассицизма (Бакст, Серов, Добужинский; последнего вместе с тем отличает пристрастие и к урбанистическим мотивам); для Билибина и Рериха характерно увлечение средневековым русским искусством, фольклором, древнерус. историей. Поиски мастерами «М.и» стилеобразующего начала выразились в опытах создания произведений, построенных по законам «целостного искусства», т. е. синтеза искусств и наиболее полно были реализованы в их работах для книги и театра, немногочисленных опытах оформления интерьера, а также нашли отражение в живописи и графике. Живописным (в основном в технике акварели или гуаши) и графическим произведениям членов «М.и» присущи утончённый декоративизм, стилизация мотивов рококо и ампира, соединение плоскостного и трёхмерного начал, изящная линеарность, порой переходящая в орнаментику, сочетание матовых, как бы искусственных тонов. Мастера «М.и» немало способствовали развитию искусства книги в России (помимо основных участников объединения, в этой области плодотворно работали также представители «второго поколения» «М.и» — Г. И. Нарбут, Д. И. Митрохин, С. В. Чехонин), значительными были их достижения в области живописного и графического портрета.

Со 2-й половины первого десятилетия 20 в. в идейных и эстетических взглядах ведущих художников «М.и» происходят существенные изменения. В период Революции 1905—07 ряд из них (Добужинский, Лансере, Серов и др.) выступают как мастера политической сатиры. Новый этап существования «М.и» характеризуется также активизацией театральной деятельности и пропаганды современного русского искусства за границей. Спектакли, организованные во 2-й половине 1900-х — 1910-е гг. Дягилевым, т. н. Русские сезоны и Русский балет за границей, в оформлении которых участвовали многие члены «М.и», явились образцами синтеза искусств. С 1917 ряд представителей «М.и» (Бенуа, Грабарь и др.) активно обратился к музейно-организационной и реставрационной деятельности.

С 1907г. Дягиев организовывал ежегодные выступления русских музыкантов, т.н. «Русские сезоны за границей»: первым стал сезон «Исторических русских концертов», в которых выступили Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, Ф.И.Шаляпин совместно с артистами и хором Большого театра. Успех подвигнул Дягилева на подготовку сезона русской оперы. В 1908 представил в Париже шедевры русской музыки: оперу Борис Годунов с участием Ф.И.Шаляпина в декорациях А.Я.Головина, сцены из опер: Руслан и Людмила М.И.Глинки, Ночь перед Рождеством, Снегурочка, Садко и Царь Салтан Н.А.Римского-Корсакова. В Петербурге приступил к подготовке третьего, балетного сезона. В комитет по подготовке вошли худ. А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.А.Серов. Был утвержден репертуар из балетов (Шехерезада Н.А.Римского-Корсакова, сцены Половецких пляскок из оперы Князь Игорь. Оперно-балетный Сезон 1909 все же состоялся и длился два месяца. Русский балет очаровал всех оригинальностью хореографии, высоким уровнем исполнительского мастерства, танцем кордебалета, блестящей живописью декораций, эффектными костюмами. Каждый спектакль представлял собой изумительное по красоте и совершенству единое художественное целое. С 1909 дягилевские сезоны стали ежегодными и получили название «Русских сезонов за границей». Поставлены оперы М.П.Мусоргского Борис Годунов, Хованщина, Псковитянка и др. Примером удачного объединения оперы и балета стала опера Римского-Корсакова Золотой Петушок, В 1911 сформировал собственную труппу, получившую название «Русский Балет Сергея Дягилева» в 1913, которая гастролировала в Лондоне, Риме, Милане, Мадриде, Барселоне, Берлине, городах Америки. После начала первой мировой войны в 1914 труппа распалась, т.к. большая часть осталась в США. Дягилев возвращается в Европу и создает новую труппу, которая существовала до 1929. За годы работы труппа поставила более 20 балетов, способствовала возрождению балета в Европе, где он существовал на подмостках мюзик-холлов, и Америке, где классического балета не было. Новаторское по характеру оформление балетных и оперных спектаклей, выполненное А.Н.Бенуа, Л.С.Бакстом, А.Я.Головиным, Н.К.Рерихом, Н.С.Гончаровой и др. художниками, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие мировой сценографии. Успех «Русского балета» удерживался на завидном уровне в течение многих лет. В целом работа труппы делится на 2 периода: 1й - золотой век, довоенный (1909–1914), характеризуется стремлением донести до европейского зрителя своеобразие русской национальной культуры. С 1914 по 1929 происходит европеизация Русского балета, утверждается бессюжетный балет, привлекаются к сотрудничеству представители современного искусства в лице композиторов И.Стравинского, С.Прокофьева,; худ. П.Пикассо, А.Дерена, А.Матисса. Спектакль как единое художественное целое - костюмы, декорации, музыка. Все художники «М.и» уехали в Париж с Дягилевым. 1903-1910 выступали за объединение с «Московскими художниками». С 1910 года – самостоятельно. Рерих пишет картины о средневековье, Петров – Водкин, Кустодиев, Малютин начинают выставляться на выставках «М.и». Сообщество становится  пестрым, но остается культурно выдержанным. После гражданской войны это объединение закончило свое существование, часть осталась в Париже, другие влились в послевоенное искусство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33509. Один день Ивана Денисовича 13.61 KB
  Рассказывается об одном дне из жизни заключённого русского крестьянина и солдата Ивана Денисовича Шухова в январе 1951 года. Один день Ивана Денисовича Солженицына привлекает художественным исследованием характера Ивана Шухова не через какоето исключительное событие лагерной жизни побег поединок со следователем смерть а через описание одного дня от подъема до отбоя. Давайте вглядимся в тот мир вещей что сложился вокруг Ивана Денисовича: белая тряпочка чтоб рот на морозе прикрывать ботинки валенки вязанка шапка ложка...
33510. Поэты советского времени 14.47 KB
  Маяковский смог писать на эти же темы но так что бы выделиться из толпы. Маяковский – выдающийся поэт футурист в каждом хлёстком слове бессмертных произведений которого – бескомпромиссность и убеждённость трагедия и сарказм. одился Владимир Маяковский 7 июля 1893 года в небольшом грузинском посёлке в семье лесничего. Маяковский ушёл из жизни в возрасте 37 лет выстрелив себе в сердце из револьвера.
33511. Лирика периода Великой Отечественной войны (основные темы, художественные особенности) 16.05 KB
  Жди меня и я вернусь Если бы нас своим могуществом. Жди меня и я вернусь Всем смертям назло – стихотворение К. Феномен Жди меня вырезаемого перепечатываемого и переписываемого посылаемого с фронта домой и из тыла – на фронт феномен стихотворения написанного в августа 1941 на чужой даче в Переделкино адресованного вполне конкретной земной но в эту минуту – далекой женщине выходит за рамки поэзии. Жди меня – молитва атеиста заговариванье судьбы хрупкий мост между жизнью и смертью и оно же – опора этого моста.
33512. Абрамов. Деревенская тематика 15.05 KB
  В повести “Алька†проблема выбора героем верного пути своего места в жизни. Алька находится в поисках своего “яâ€. Алька хочет показать себя зачастую преувеличивая истинные значения. Алька решает остаться в деревне но приехав в город за вещами теряет решительность.
33513. Анализ поэмы 13.68 KB
  Он открыл новый язык новую реальность нового героя и новый слой в словесности брежневской эпохи. Как понятно уже из заглавия книги цель путешествия героя Петушки подмосковная станция где его ждет возлюбленная. Не случайно в композиционном центре поэмы в ОреховеЗуеве описывается сон героя в котором победоносная революция овладевающая всеми винными магазинами района погибает оттого что на нее решительно никто не обращает ни малейшею внимания. Сочетание ироничности и трагичности маргинальное и интеллектуальности в фигуре главного...
33514. Метод соцреализма в литературе (идейно-тематическая нормативность, концепция личности) 15.02 KB
  Социалистический реализм художественный метод литературы и искусства представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание и основные художественноструктурные принципы искусства соцреализма.Социалистический реализм художественный метод литературы и искусства построенный на социалистической концепции мира и человека. Художник должен был...
33515. Образ Клима Ивановича Самгина 14.95 KB
  В романе нет ни одной сюжетной линии которая не была бы непосредственно связана с Самгиным. Какая бы ситуация ни изображалась в романе автора интересует поведение Самгина в данной ситуации его точка зрения его переживания. Клим Самгин является представителем русской буржуазной интеллигенции конца XIX начала XX века.
33516. Собачье сердце 13.83 KB
  В основу повести лег рискованный эксперимент. Для автора повести это было недопустимым вмешательством в естественный ход вещей последствия которого могли оказаться плачевными для всех в том числе и для самих “экспериментаторовâ€. Одним из главных героев выразителем авторских мыслей в повести становится профессор Преображенский. Новаторство же повести “Собачье сердце†не только в сатирическом и юмористическом мастерстве Булгакова но и в сложной философской концепции этого произведения.