18891

Нелинейная архитектура

Доклад

Культурология и искусствоведение

Нелинейная архитектура. Архитектура последнего десятилетия XX века ориентированная на новую сверхмощную компьютерную технологию продемонстрировала стремление к небывалому авангардистскому по сути прорыву в области формообразования на фоне которого переломы пост

Русский

2013-07-10

24.7 KB

16 чел.

Нелинейная архитектура.

Архитектура последнего десятилетия XX века, ориентированная на новую, сверхмощную компьютерную технологию, продемонстрировала стремление к небывалому, авангардистскому по сути прорыву в области формообразования, на фоне которого переломы постмодернизма и деконструктивизма выглядели уже не столь революционно. Любая немыслимая прежде форма - криволинейная, органическая, техноорганическая - относительно легко просчитывается компьютером. Разнообразие и неповторимость элементов перестает быть препятствием для строительного производства, базирующегося на новых технологиях. Транслируемые в сети Интернет архитектурные объекты и инсталляции, развертывающиеся в виртуальном пространстве, неподвластном законам гравитации, подводят к идее полностью раскованной формы. Особая эстетика освобожденной от архитектонических закономерностей виртуальной архитектуры не может не влиять на реальное проектирование.

Кратко можно охарактеризовать нелинейную поверхность как чрезвычайно изогнутую сразу в нескольких направлениях, кривизна таких оболочек превосходит известные конструкции типа гиперболических параболоидов во много раз. Именно использование мощного программного обеспечения позволило свободно оперировать этими формами, причем, для их построения, как правило, используются программы отнюдь не предназначенные для архитектуры; так хрестоматийным примером стал музей в Бильбао Фрэнка Гери, созданный с использованием алгоритма САТIА - программы, рассчитывающей обшивку самолетов. Но еще чаще, чем средства для авиатехники и автомобильного дизайна в "нелинейке" применяются программы для компьютерной графики и анимации.

Конечно, "изогнутое и кривое" существовало в архитектуре задолго до появления подобных программ - можно вспомнить знаменитый аэровокзал Сааринена в Нью-Йорке или сиднейский оперный театр Утцона, поэтому стоит специально оговорить отличия этих форм от нелинейных.

Фантастические изгибы упомянутых зданий, во-первых, подчинены жестким тектоническим отношениям, следуют логике гравитации, а во-вторых, создают четкий ряд возможных метафорических значений, - пресловутые "цветок-остров-паруса", "парящая птица". Нелинейные же оболочки совершенно атектоничны: если аэропорт-птица Сааринена все же парит над землей, то "рыба" или "желудок" Гери существуют в безвоздушном пространстве вне сил тяготения. Эти формы не имеют четкого метафорического наполнения - они напоминают облака, в которых можно увидеть самые разные образы.

Заха Хадид — британский архитектор арабского происхождения, ученица Рэма Кулхаса, представительница деконструктивизма.

Группа ХИММЕЛЬБЛАУ, основанная в 1968-м году Вольфом Приксом и Хельмутом Свисцинским, входят в разряд самых новаторских и выдающихся архитекторов нашего времени. Своими нетрадиционными работами, которые указывают путь в будущее, они заложили фундамент своей беспримерной международной карьеры.

Том Мейн  (род. 19 января 1944) — американский архитектор.

Основал собственный архитектурный институт. Одновременно он создал бюро, названное Morphosis. Новаторские произведения, строившиеся по проектам Мейна, не всегда находили понимание и за пределами Калифорнии.

Фрэнк Оуэн Гэри (род. 28 февраля 1929) — один из крупнейших архитекторов современности, стоявший у истоков архитектурного деконструктивизма.

Постройки: Музей Гуггенхайма в Бильбао, Художественный музей Вейсмана, Концертный зал имени Уолта Диснея, Офисное здание в Ганновере,  «Танцующий дом» в Праге, Корпус Массачусетского технологического университета, Новая таможня (Дюссельдорф), Музей музыки в Сиэтле.

Сантьяго Калатрава Вальс (род. 28 июля 1951) — испанский архитектор и скульптор, автор многих футуристических построек в разных странах мира. Его эстетику иногда определяют как «био-тек».

Норман Фостер (род. 1 июня 1935) — британский архитектор, автор построек:

Небоскрёб Мэри-Экс, Башня Хёрст, Купол Рейхстага в Берлине, Перекрытие-оболочка двора Британского музея «Сити-холл» Лондон, Байтерек (монумент) Астана-Казахстан, Здание швейцарской страховой компании в Лондоне.