18894

Архитектура 30-50-ых гг

Доклад

Культурология и искусствоведение

Архитектура 30-50-ых гг. Новаторские черты вступали в сложные отношения с традициями в творчестве мастеров сложившихся еще до революции. Таким явлением оказалось здание Мавзолея В. И. Ленина выстроенный архитектором Щусевым. В первоначальном варианте он был выстроен

Русский

2013-07-10

25.07 KB

9 чел.

Архитектура 30-50-ых гг.

   Новаторские черты вступали в сложные отношения с традициями в творчестве мастеров, сложившихся еще до революции. Таким явлением оказалось здание Мавзолея В. И. Ленина, выстроенный архитектором Щусевым. В первоначальном варианте он был выстроен в дереве (1924 год). В 1930 г. он был перестроен в расчете на новый материал – камень. Железобетонный каркас и кирпич составляют конструкцию стен, облицованных красным полированным гранитом в сочетании с черным и красным лабрадором. Мавзолей был трактован одновременно как надгробие и как трибуна    Поставленный на центральной оси Красной площади, некрупный по своим размерам, Мавзолей воздействует на зрителя четкостью своих форм, ясностью силуэта, постепенным нарастанием своих объемов, пирамидальностью композиции.
   Другой приверженец старых традиций
И. В. Жолтовский, остался верен своим принципам. Так в жилом доме на Моховой (здание гостиницы «Интурист») 1934 г. он буквально повторяет фасад палаццо Капитанио в Виченце работы Палладио. Семиэтажный фасад обработан большим ордером вне всякой привязки к функции сооружения. Именно Жолтовский был последовательным сторонником нового советского монументального классицизма – пышного и зачастую помпезного. Наряду с Жолтовским выдвигается еще один архитектор – бывший сторонник дореволюционного классицизма И.Фомин, он преобразует ордер и начинает его применять все более широко в строительстве различных сооружений. В 30–ые годы архитектура находилась как бы между двумя точками – конструктивизмом и традиционализмом.
   В стиле конструктивизма завершалось строительство
библиотеки им. В. И. Ленина в Москве (архитекторы Щуко, Гольфрейх), Дом Совета Труда и Обороны – ныне здание Государственной Думы в Охотном ряду, (арх. Лангман).
Здание академии им. Фрунзе (арх. Руднев и Мунц)
. В 1936 – 1938 гг. был сооружен Крымский мост через Москва-реку, здание современное, выразительное по силуэту (архитектор Власов, инженер Константинов). Тонкая балка основного пролета подвешена с помощью металлических тросов к изогнутому элементу из стальных пластин, передающему основные нагрузки на четыре вертикальные опоры.
Сталинский ампир, сталинский монументальный классицизм так иногда называют тот стиль архитектуры. Который сложился в конце 20-ых гг. Этот стиль сменил рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И. В. Сталина, особенно — в послевоенное время.
Отличительные черты стиля:
ансамблевая застройка улиц и площадей; стилизация под палладианство, русский классицизм и ампир; систематическое использование архитектурных ордеров; барельефы с советской символикой и изображениями трудящихся; использование мрамора и бронзы в оформлении интерьеров общественных зданий и сооружений; барельефная лепка фасадов.
Для этого стиля характерны помпезность, ориентированность на вечность, некоторая театральность и воодушевляющая наигранность. В отличие от футуристических настроений конструктивизма — явный поворот к консерватизму и имперской державности.
   Наряду с портиком колоннада стала в эти годы самым излюбленным декоративным приемом, нередко в ущерб конструкции и даже удобству. А на фасаде крупноблочного дома на Б. Полянке архитекторами Буровым и Блохиным был имитирован «брильянтовый руст». Так закладывались основы того стиля, который получит условное наименование Сталинский классицизм.
   В строительстве
Московского метрополитена тоже сказались эти две тенденции. Так станции метро «Красные ворота» и «Площадь Свердлова» – арх. Фомин - ориентированы на строгую классику, четко организованы и солидны, а «Маяковская» и «Кропоткинская» арх.– Душкин – стремятся к облегчению конструкций, к рациональности и легкости. В интерьере «Маяковской» использована нержавеющая сталь, облицовка – мрамор.
Наряду с архитектурой развивается и
монументальная живопись, тесно с ней связанная. Так в 1938 г. А. А. Дейнека создает мозаики на станции метро «Маяковская». Они посвящены спорту и авиации. В мозаиках Дейнека использует качества современного стиля – остроту ритмов, динамику локальных красочных пятен, энергию ракурсов, условность изображения фигур и предметов.
   Черты монументальности сказались в развитии советской скульптуры. Особенно эти тенденции присущи творчеству Веры Мухиной.
В 1934 г. была проведена грандиозная по своим масштабам и, к сожалению, разрушительной силе реконструкция Москвы.
   
Строительство Дворца Советов.
В 1929 г. был взорван Храм Христа Спасителя на набережной Москва-реки. Освободившуюся площадку решено было отдать под строительство главного сооружения эпохи – Дворца Советов. Был проведен целый ряд конкурсов, которые выявили интересную закономерность. Основные архитектурные формы, которыми оперировали зодчие, купол, амфитеатр, пирамида и вертикальный объем. Купол наиболее приемлемо передавал идею всеобщности и единения трудящихся.
   В ходе конкурса стало окончательно ясно. Что конструктивизм неприемлем для новой эпохи, а 1932 г. были распущены все прежде существовавшие архитектурные объединения.
В ходе конкурса на создание Дворца Советов выделились наиболее интересные решения: так Борис Иофан располагал главную башню по центральной оси движения масс, нижний ее этаж трактовался как портал, пропускающий демонстрантов в большой зал заседаний Дворца, расположенный непосредственно за башней.
   В проекте Жолтовского башня располагалась на ближайшем со стороны Кремля углу и выносилась на периметр сооружения. Тем самым башня должна была составить с Кремлем единый силуэт. В результате из 160 проектов за основу был принят проект Иофана и началась его доработка. Проект Иофана в конечном виде представлял собой уступчатую башню, состоящую из нескольких ярусов. Цилиндр каждого яруса опоясывали гигантские плинтуса, по мере движения вверх, суживались и плинтуса, и получалась, что башня, по словам Луначарского, штурмовала небо. Все же сооружение вместе трактовалось как грандиозный постамент для гигантской фигуры Ленина высотой 75 метров.
   Интересно, что когда в 40-50 года в Москве приступили к сооружению первых высотных домов, архитекторы воспринимали неосуществленный по самым различным причинам (война, использование конструкций для строительства мостов и противотанковых заграждений) проект Дворца советов как осуществленный. Таким образом высотные сооружения Москвы должны были как бы поддержать главное высотное сооружение столицы. Располагаясь на Садовом кольце, эти сооружения должны были составить вместе с Дворцом Советов грандиозный ансамбль новой Москвы.

ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владимирович (1867-1959), архитектор, заслуженный деятель науки и искусства РСФСР (1932). Использовал формы классического зодчества, гл. образом архитектуры итальянского Возрождения: здание Госбанка (1927-1929), административное здание на Манежной площади (ныне Интурист; 1933-34), жилые дома на Ленинском проспекте (1949), на Смоленской площади (1950), на проспекте Мира (1957) - в Москве. Государственная премия СССР (1950).
Иван Владиславович (15/27.11.1867-16.07.1959), русский архитектор. Творчество его опиралось на достижения как архитектуры античного мира и эпохи Возрождения, так и на традиции древнерусского зодчества. Среди многочисленных работ т. н. дом Тарасова на Спиридоновке, дом Скакового общества на Беговой, постройки первой Сельскохозяйственной выставки (1923), здание Госбанка (1929), ряд жилых построек в Москве, традиционно называемых домами Жолтовского. Педагог и теоретик в области архитектуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18589. Среды быстрой разработки приложений 36 KB
  Среды быстрой разработки приложений CASEсистемы часто отождествляют с инструментальными средами разработки ПО называемыми средами быстрой разработки приложений RAD Rapid Application Development. Примерами широко известных инструментальных сред RAD являются Visual Basic Delphi PowerBuilder фи
18590. Компонентно-ориентированные технологии 53.5 KB
  Компонентноориентированные технологии Появление компонентноориентированных технологий вызвано необходимостью повышения эффективности разработки сложных программных систем являющихся в условиях использования корпоративных и глобальных вычислительных сетей рас...
18591. Пример реализации компонентно-ориентированной технологии в САПР 36 KB
  Пример реализации компонентноориентированной технологии в САПР Основные идеи компонентноориентированной объектной технологии с созданием расширенных специализированных библиотек компонентов реализованы в системе CAS.CADE Computer Aided Software / Computer Aided Design Engineering фирмы Ma...
18592. Системные среды автоматизированных систем. Назначение системных сред автоматизированных систем 30.5 KB
  Системные среды автоматизированных систем Назначение системных сред автоматизированных систем Системы автоматизированного проектирования относятся к числу наиболее сложных и наукоемких АС. Наряду с выполнением собственно проектных процедур необходимо автоматизи...
18593. Системы управления базами данных 37.5 KB
  Системы управления базами данных В большинстве автоматизированных информационных систем применяют СУБД поддерживающие реляционные модели данных. Среди общих требований к СУБД можно отметить: 1 обеспечение целостности данных их полноты и достоверности; 2 защита дан
18594. Распределенные базы данных 35 KB
  Распределенные базы данных В крупных АС построенных на основе корпоративных сетей не всегда удается организовать централизованное размещение всех баз данных и СУБД на одном узле сети. Поэтому появляются распределенные базы данных РБД. При построении РБД приходитс
18595. Системные среды автоматизированных систем 30 KB
  Системные среды автоматизированных систем Применяют два способа тиражирования. Способ называемый репликацией первой копии основан на выделении среди серверов с копиями базы данных одного первичного сервера репликатора. Внесение изменений пользователями возможно
18596. Интеллектуальные средства поддержки принятия решений 26.5 KB
  Интеллектуальные средства поддержки принятия решений В общем случае полная формализация управления проектированием не может быть достигнута поэтому полезную роль играют системы DSS Decision Support Systems поддержки решений принимаемых людьми. В качестве таких систем часто и
18597. Функции систем PDM 58.5 KB
  Функции систем PDM Системы PDM предназначены для управления проектированием и его информационного обеспечения. Это осуществляется путем упорядочения информации о проекте и управления соответствующими документами включая спецификации и другие виды представления данны