18894

Архитектура 30-50-ых гг

Доклад

Культурология и искусствоведение

Архитектура 30-50-ых гг. Новаторские черты вступали в сложные отношения с традициями в творчестве мастеров сложившихся еще до революции. Таким явлением оказалось здание Мавзолея В. И. Ленина выстроенный архитектором Щусевым. В первоначальном варианте он был выстроен

Русский

2013-07-10

25.07 KB

9 чел.

Архитектура 30-50-ых гг.

   Новаторские черты вступали в сложные отношения с традициями в творчестве мастеров, сложившихся еще до революции. Таким явлением оказалось здание Мавзолея В. И. Ленина, выстроенный архитектором Щусевым. В первоначальном варианте он был выстроен в дереве (1924 год). В 1930 г. он был перестроен в расчете на новый материал – камень. Железобетонный каркас и кирпич составляют конструкцию стен, облицованных красным полированным гранитом в сочетании с черным и красным лабрадором. Мавзолей был трактован одновременно как надгробие и как трибуна    Поставленный на центральной оси Красной площади, некрупный по своим размерам, Мавзолей воздействует на зрителя четкостью своих форм, ясностью силуэта, постепенным нарастанием своих объемов, пирамидальностью композиции.
   Другой приверженец старых традиций
И. В. Жолтовский, остался верен своим принципам. Так в жилом доме на Моховой (здание гостиницы «Интурист») 1934 г. он буквально повторяет фасад палаццо Капитанио в Виченце работы Палладио. Семиэтажный фасад обработан большим ордером вне всякой привязки к функции сооружения. Именно Жолтовский был последовательным сторонником нового советского монументального классицизма – пышного и зачастую помпезного. Наряду с Жолтовским выдвигается еще один архитектор – бывший сторонник дореволюционного классицизма И.Фомин, он преобразует ордер и начинает его применять все более широко в строительстве различных сооружений. В 30–ые годы архитектура находилась как бы между двумя точками – конструктивизмом и традиционализмом.
   В стиле конструктивизма завершалось строительство
библиотеки им. В. И. Ленина в Москве (архитекторы Щуко, Гольфрейх), Дом Совета Труда и Обороны – ныне здание Государственной Думы в Охотном ряду, (арх. Лангман).
Здание академии им. Фрунзе (арх. Руднев и Мунц)
. В 1936 – 1938 гг. был сооружен Крымский мост через Москва-реку, здание современное, выразительное по силуэту (архитектор Власов, инженер Константинов). Тонкая балка основного пролета подвешена с помощью металлических тросов к изогнутому элементу из стальных пластин, передающему основные нагрузки на четыре вертикальные опоры.
Сталинский ампир, сталинский монументальный классицизм так иногда называют тот стиль архитектуры. Который сложился в конце 20-ых гг. Этот стиль сменил рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И. В. Сталина, особенно — в послевоенное время.
Отличительные черты стиля:
ансамблевая застройка улиц и площадей; стилизация под палладианство, русский классицизм и ампир; систематическое использование архитектурных ордеров; барельефы с советской символикой и изображениями трудящихся; использование мрамора и бронзы в оформлении интерьеров общественных зданий и сооружений; барельефная лепка фасадов.
Для этого стиля характерны помпезность, ориентированность на вечность, некоторая театральность и воодушевляющая наигранность. В отличие от футуристических настроений конструктивизма — явный поворот к консерватизму и имперской державности.
   Наряду с портиком колоннада стала в эти годы самым излюбленным декоративным приемом, нередко в ущерб конструкции и даже удобству. А на фасаде крупноблочного дома на Б. Полянке архитекторами Буровым и Блохиным был имитирован «брильянтовый руст». Так закладывались основы того стиля, который получит условное наименование Сталинский классицизм.
   В строительстве
Московского метрополитена тоже сказались эти две тенденции. Так станции метро «Красные ворота» и «Площадь Свердлова» – арх. Фомин - ориентированы на строгую классику, четко организованы и солидны, а «Маяковская» и «Кропоткинская» арх.– Душкин – стремятся к облегчению конструкций, к рациональности и легкости. В интерьере «Маяковской» использована нержавеющая сталь, облицовка – мрамор.
Наряду с архитектурой развивается и
монументальная живопись, тесно с ней связанная. Так в 1938 г. А. А. Дейнека создает мозаики на станции метро «Маяковская». Они посвящены спорту и авиации. В мозаиках Дейнека использует качества современного стиля – остроту ритмов, динамику локальных красочных пятен, энергию ракурсов, условность изображения фигур и предметов.
   Черты монументальности сказались в развитии советской скульптуры. Особенно эти тенденции присущи творчеству Веры Мухиной.
В 1934 г. была проведена грандиозная по своим масштабам и, к сожалению, разрушительной силе реконструкция Москвы.
   
Строительство Дворца Советов.
В 1929 г. был взорван Храм Христа Спасителя на набережной Москва-реки. Освободившуюся площадку решено было отдать под строительство главного сооружения эпохи – Дворца Советов. Был проведен целый ряд конкурсов, которые выявили интересную закономерность. Основные архитектурные формы, которыми оперировали зодчие, купол, амфитеатр, пирамида и вертикальный объем. Купол наиболее приемлемо передавал идею всеобщности и единения трудящихся.
   В ходе конкурса стало окончательно ясно. Что конструктивизм неприемлем для новой эпохи, а 1932 г. были распущены все прежде существовавшие архитектурные объединения.
В ходе конкурса на создание Дворца Советов выделились наиболее интересные решения: так Борис Иофан располагал главную башню по центральной оси движения масс, нижний ее этаж трактовался как портал, пропускающий демонстрантов в большой зал заседаний Дворца, расположенный непосредственно за башней.
   В проекте Жолтовского башня располагалась на ближайшем со стороны Кремля углу и выносилась на периметр сооружения. Тем самым башня должна была составить с Кремлем единый силуэт. В результате из 160 проектов за основу был принят проект Иофана и началась его доработка. Проект Иофана в конечном виде представлял собой уступчатую башню, состоящую из нескольких ярусов. Цилиндр каждого яруса опоясывали гигантские плинтуса, по мере движения вверх, суживались и плинтуса, и получалась, что башня, по словам Луначарского, штурмовала небо. Все же сооружение вместе трактовалось как грандиозный постамент для гигантской фигуры Ленина высотой 75 метров.
   Интересно, что когда в 40-50 года в Москве приступили к сооружению первых высотных домов, архитекторы воспринимали неосуществленный по самым различным причинам (война, использование конструкций для строительства мостов и противотанковых заграждений) проект Дворца советов как осуществленный. Таким образом высотные сооружения Москвы должны были как бы поддержать главное высотное сооружение столицы. Располагаясь на Садовом кольце, эти сооружения должны были составить вместе с Дворцом Советов грандиозный ансамбль новой Москвы.

ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владимирович (1867-1959), архитектор, заслуженный деятель науки и искусства РСФСР (1932). Использовал формы классического зодчества, гл. образом архитектуры итальянского Возрождения: здание Госбанка (1927-1929), административное здание на Манежной площади (ныне Интурист; 1933-34), жилые дома на Ленинском проспекте (1949), на Смоленской площади (1950), на проспекте Мира (1957) - в Москве. Государственная премия СССР (1950).
Иван Владиславович (15/27.11.1867-16.07.1959), русский архитектор. Творчество его опиралось на достижения как архитектуры античного мира и эпохи Возрождения, так и на традиции древнерусского зодчества. Среди многочисленных работ т. н. дом Тарасова на Спиридоновке, дом Скакового общества на Беговой, постройки первой Сельскохозяйственной выставки (1923), здание Госбанка (1929), ряд жилых построек в Москве, традиционно называемых домами Жолтовского. Педагог и теоретик в области архитектуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49341. Монтаж строительных конструкций в строительном производстве 338.27 KB
  Определение объемов строительномонтажных работ и выбор приспособлений для монтажа конструкций. Определение трудоемкости монтажа сборных конструкций одноэтажного промздания. Монтаж строительных конструкций это индустриальный механизированный комплексный процесс возведения зданий или сооружений из готовых конструкций или их элементов. Монтаж строительных конструкций состоит из подготовительных и основных процессов.
49342. Расчёт основных характеристик цифровой системы передачи непрерывных сообщений 8.79 MB
  Источник сообщений и формирователь первичного сигнала В формирователе первичного сигнала происходит преобразование сообщения в первичный электрический сигнал. Дискретизатор осуществляет взятие отсчетов сигнала в моменты времени . На вход демодулятора поступает сигнал являющийся суммой полезного сигнала и помехи.
49345. Оценка эффективности деятельности организации. Методические указания 274 KB
  Обосновывается актуальность выбранной темы, значение, её соответствие современным задачам экономического развития. Объект и предмет исследования. Формулируется цель курсовой работы. В сжатой форме формулируются задачи, которые подлежат решению в данной курсовой работе. Указываются источники информации, правовые, нормативные документы.
49348. Поиск неисправностей на аппаратуре СВ и РМ 792.06 KB
  При попытке остановить усеченный тест по адресу заданной команды по условию ОСТАНОВ ПО КОМАН набранной на ПОУ программа не останавливается. Краткое описание тракта прохождения сигнала В состав СВ входят следующие основные устройств: Вычислительной устройство ВчУ Устройство обмена УО Устройство управления внутренним магистральным каналом УК Долговременное запоминающее устройство ДЗУ Э 8КЛ Оперативное запоминающее устройство ЗУ02 Внутренний магистральный канал ВМК Пульт оперативного управления СВ ПОУ СВ Взаимодействие...
49349. Порядок разрешения земельных споров 78 KB
  Права и обязанности землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков возникают из юридических фактов. Права возникают с момента наступления события или совершения действия. Отдельные виды прав возникают с момента их государственной регистрации...