18894

Архитектура 30-50-ых гг

Доклад

Культурология и искусствоведение

Архитектура 30-50-ых гг. Новаторские черты вступали в сложные отношения с традициями в творчестве мастеров сложившихся еще до революции. Таким явлением оказалось здание Мавзолея В. И. Ленина выстроенный архитектором Щусевым. В первоначальном варианте он был выстроен

Русский

2013-07-10

25.07 KB

9 чел.

Архитектура 30-50-ых гг.

   Новаторские черты вступали в сложные отношения с традициями в творчестве мастеров, сложившихся еще до революции. Таким явлением оказалось здание Мавзолея В. И. Ленина, выстроенный архитектором Щусевым. В первоначальном варианте он был выстроен в дереве (1924 год). В 1930 г. он был перестроен в расчете на новый материал – камень. Железобетонный каркас и кирпич составляют конструкцию стен, облицованных красным полированным гранитом в сочетании с черным и красным лабрадором. Мавзолей был трактован одновременно как надгробие и как трибуна    Поставленный на центральной оси Красной площади, некрупный по своим размерам, Мавзолей воздействует на зрителя четкостью своих форм, ясностью силуэта, постепенным нарастанием своих объемов, пирамидальностью композиции.
   Другой приверженец старых традиций
И. В. Жолтовский, остался верен своим принципам. Так в жилом доме на Моховой (здание гостиницы «Интурист») 1934 г. он буквально повторяет фасад палаццо Капитанио в Виченце работы Палладио. Семиэтажный фасад обработан большим ордером вне всякой привязки к функции сооружения. Именно Жолтовский был последовательным сторонником нового советского монументального классицизма – пышного и зачастую помпезного. Наряду с Жолтовским выдвигается еще один архитектор – бывший сторонник дореволюционного классицизма И.Фомин, он преобразует ордер и начинает его применять все более широко в строительстве различных сооружений. В 30–ые годы архитектура находилась как бы между двумя точками – конструктивизмом и традиционализмом.
   В стиле конструктивизма завершалось строительство
библиотеки им. В. И. Ленина в Москве (архитекторы Щуко, Гольфрейх), Дом Совета Труда и Обороны – ныне здание Государственной Думы в Охотном ряду, (арх. Лангман).
Здание академии им. Фрунзе (арх. Руднев и Мунц)
. В 1936 – 1938 гг. был сооружен Крымский мост через Москва-реку, здание современное, выразительное по силуэту (архитектор Власов, инженер Константинов). Тонкая балка основного пролета подвешена с помощью металлических тросов к изогнутому элементу из стальных пластин, передающему основные нагрузки на четыре вертикальные опоры.
Сталинский ампир, сталинский монументальный классицизм так иногда называют тот стиль архитектуры. Который сложился в конце 20-ых гг. Этот стиль сменил рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И. В. Сталина, особенно — в послевоенное время.
Отличительные черты стиля:
ансамблевая застройка улиц и площадей; стилизация под палладианство, русский классицизм и ампир; систематическое использование архитектурных ордеров; барельефы с советской символикой и изображениями трудящихся; использование мрамора и бронзы в оформлении интерьеров общественных зданий и сооружений; барельефная лепка фасадов.
Для этого стиля характерны помпезность, ориентированность на вечность, некоторая театральность и воодушевляющая наигранность. В отличие от футуристических настроений конструктивизма — явный поворот к консерватизму и имперской державности.
   Наряду с портиком колоннада стала в эти годы самым излюбленным декоративным приемом, нередко в ущерб конструкции и даже удобству. А на фасаде крупноблочного дома на Б. Полянке архитекторами Буровым и Блохиным был имитирован «брильянтовый руст». Так закладывались основы того стиля, который получит условное наименование Сталинский классицизм.
   В строительстве
Московского метрополитена тоже сказались эти две тенденции. Так станции метро «Красные ворота» и «Площадь Свердлова» – арх. Фомин - ориентированы на строгую классику, четко организованы и солидны, а «Маяковская» и «Кропоткинская» арх.– Душкин – стремятся к облегчению конструкций, к рациональности и легкости. В интерьере «Маяковской» использована нержавеющая сталь, облицовка – мрамор.
Наряду с архитектурой развивается и
монументальная живопись, тесно с ней связанная. Так в 1938 г. А. А. Дейнека создает мозаики на станции метро «Маяковская». Они посвящены спорту и авиации. В мозаиках Дейнека использует качества современного стиля – остроту ритмов, динамику локальных красочных пятен, энергию ракурсов, условность изображения фигур и предметов.
   Черты монументальности сказались в развитии советской скульптуры. Особенно эти тенденции присущи творчеству Веры Мухиной.
В 1934 г. была проведена грандиозная по своим масштабам и, к сожалению, разрушительной силе реконструкция Москвы.
   
Строительство Дворца Советов.
В 1929 г. был взорван Храм Христа Спасителя на набережной Москва-реки. Освободившуюся площадку решено было отдать под строительство главного сооружения эпохи – Дворца Советов. Был проведен целый ряд конкурсов, которые выявили интересную закономерность. Основные архитектурные формы, которыми оперировали зодчие, купол, амфитеатр, пирамида и вертикальный объем. Купол наиболее приемлемо передавал идею всеобщности и единения трудящихся.
   В ходе конкурса стало окончательно ясно. Что конструктивизм неприемлем для новой эпохи, а 1932 г. были распущены все прежде существовавшие архитектурные объединения.
В ходе конкурса на создание Дворца Советов выделились наиболее интересные решения: так Борис Иофан располагал главную башню по центральной оси движения масс, нижний ее этаж трактовался как портал, пропускающий демонстрантов в большой зал заседаний Дворца, расположенный непосредственно за башней.
   В проекте Жолтовского башня располагалась на ближайшем со стороны Кремля углу и выносилась на периметр сооружения. Тем самым башня должна была составить с Кремлем единый силуэт. В результате из 160 проектов за основу был принят проект Иофана и началась его доработка. Проект Иофана в конечном виде представлял собой уступчатую башню, состоящую из нескольких ярусов. Цилиндр каждого яруса опоясывали гигантские плинтуса, по мере движения вверх, суживались и плинтуса, и получалась, что башня, по словам Луначарского, штурмовала небо. Все же сооружение вместе трактовалось как грандиозный постамент для гигантской фигуры Ленина высотой 75 метров.
   Интересно, что когда в 40-50 года в Москве приступили к сооружению первых высотных домов, архитекторы воспринимали неосуществленный по самым различным причинам (война, использование конструкций для строительства мостов и противотанковых заграждений) проект Дворца советов как осуществленный. Таким образом высотные сооружения Москвы должны были как бы поддержать главное высотное сооружение столицы. Располагаясь на Садовом кольце, эти сооружения должны были составить вместе с Дворцом Советов грандиозный ансамбль новой Москвы.

ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владимирович (1867-1959), архитектор, заслуженный деятель науки и искусства РСФСР (1932). Использовал формы классического зодчества, гл. образом архитектуры итальянского Возрождения: здание Госбанка (1927-1929), административное здание на Манежной площади (ныне Интурист; 1933-34), жилые дома на Ленинском проспекте (1949), на Смоленской площади (1950), на проспекте Мира (1957) - в Москве. Государственная премия СССР (1950).
Иван Владиславович (15/27.11.1867-16.07.1959), русский архитектор. Творчество его опиралось на достижения как архитектуры античного мира и эпохи Возрождения, так и на традиции древнерусского зодчества. Среди многочисленных работ т. н. дом Тарасова на Спиридоновке, дом Скакового общества на Беговой, постройки первой Сельскохозяйственной выставки (1923), здание Госбанка (1929), ряд жилых построек в Москве, традиционно называемых домами Жолтовского. Педагог и теоретик в области архитектуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26469. Роговые образования кожного покрова 37 KB
  Роговые образования кожного покрова МЯКИШИ torus – упругие утолщения кожного покрова которые служат для опоры конечности о землю и обеспечивает амортизацию обладают большой чувствительностью осязание имеют хорошо развитый подкожный слой липоциты эласт. волокна располагаются на автоподиях Лошадь запястье пальмарно заплюсна плантарно каштаны пясть плюсна – шоры пальцевый мякиш стрелка внутри копыта Собака на грудной – запястные пястные пальцевые на тазовой – плюсневые пальцевые Свинья КРС –...
26470. Фило-онтогенез кожного покрова 20 KB
  Филоонтогенез кожного покрова Филогенез: ланцетник – однослойный цилиндрический эпителий рыбы – появляются производные кожного покрова чешуя амфибии – двуслойный эпителий 2ой слой соединительнотканный в связи с выходом на сушу рептилии – 34слойный эпидермис в соединительной ткани коллагеновые и эластические волокна роговые образования птицы млекопитающие – 5 слоёв эпителия 2слоя в дерме подкожный; роговые образования железы у птиц – перья копчиковая железа онтогенез: У эмбриона кожа состоит из эпителия эктодермального...
26471. Фило-онтогенез скелета 25 KB
  Внутренний – развивался в филогенезе как каркас – опорная конструкция на которой закрепляются мягкие ткани. в промежуточном вве костной ткани кроме коллагеновых волокон и клеток откладываются мин. Пресмыкающиеся и тд – скелет из пластинчатой костной ткани коллагеновые волокна расположены упорядоченно . ткани перепончатого скелета коллагеновые волокна расп.
26472. Анатомическая терминология. Плоскости и направления, принятые в анатомии 28.5 KB
  латеральное направление – наружу медиальное направление – вовнутрь Сегментальная поперечная – вертикальная проходящая поперёк тела и делящая его на переднюю и заднюю половины. краниальное направление – к голове cranium череп каудальное направление – к хвосту cauda – хвост Фронтальная горизонтальная делит тело на верхнюю и нижнюю половины. дорсальное направление – вверх dorsum спина вентральное направление – вниз ventor – живот На голове: дорсальное направление...
26473. Биоморфологические закономерности строения и развития организмов 27 KB
  Биоморфологические закономерности строения и развития организмов Организм – целостная живая система для которого прежде всего характерны целостность и дискретность. Общие принципы строения тела животного: биполярность билатеральность сегментарность закон трубкообразного строения большинство непарных органов расположены вдоль главной оси тела Основные законы биологического развития: Закон исторического филогенетического развития Шмальгаузен: в процессе развития постоянно происходит дифференцировка разделение функций клеток и тканей...
26474. Железы кожного покрова 45 KB
  На коже вымени: между бёдрами – молочное зеркало planum lactiferum или надвыменная область regio supramammaria Под кожей поверхностная фасция вымени беловатая пластинка из плотн. ткани соединительнотканная собственная оболочка долей вымени соединённая прослойками ткани внутри долей вымени – стромой stroma gl. mammaria между правой и левой половинами – подвешивающая связка вымени lig. suspensorium mammarium на месте связки снизу вымени – серединный жёлоб – sulcus intermammarius.
26475. Классификация костей 23.5 KB
  Классификация костей Оs longum длинные дугообразные рёбра трубчатые плечевая бедренная общий план строения: биэпифизарные дистальный эпифиз проксимальный эпифиз между эпифизами – тело кости – диафиз. Зона роста кости в длину – проксимальный и дистальный метафиз – между эпифизом и диафизом. Os longum короткие равны по длине высоте ширине состоят из компактного и губчатого вещества кости запястья и заплюсны основная функция – амортизация Os planum плоские или пластинчатые Имеют обширные...
26476. Кость как орган и её остеогенез 33.5 KB
  соли в кости меняется: Молодость: 1:1 Зрелость: 1:2 Старость: 1:7 кости твёрдые хрупкие С поверхности кость покрыта надкостницей periosteum: Наружный фиброзный слой защитная функция из плотной соединительной ткани содержит много коллагеновых волокон. продольно по отношению к главной оси кости. Костные перегородки остеоны расположены плотно что придаёт кости прочность сравнимую с прочностью гранита. Особо толстый слй компакты там где велики нагрузки кости на излом.
26477. Морфофункциональная характеристика волоса 35.5 KB
  Морфофункциональная характеристика волоса Волосы pili производные эпидермиса тонкие эластичные ороговевающие нити из ороговевшего или ороговевающего эпителия. волосы покрывают почти всё тело Фции: защита терморегуляторная орган осязания Волос состоит из: волосяная нить: стержень – scapus pili видимая часть корень – radix pili находится в толще кожного покрова корень переходит в луковицу волоса. волосяная сумка чехол в сумку открываются протоки сальных желёз Утолщение корня...