18895

Символизм в Русском искусстве рубежа 19-20 вв

Научная статья

Культурология и искусствоведение

Символизм в Русском искусстве рубежа 1920вв. М.А.Врубель.БорисовМусатов. Можно сказать что символизм в русском искусстве конца XIX начала XX в.в. стал апофеозом творческой индивидуальности. В символизме индивидуальность сделала попытку подчинить себе весь окружающий м

Русский

2013-07-10

12.75 KB

15 чел.

Символизм в Русском искусстве рубежа 19-20вв.

М.А.Врубель.
Борисов-Мусатов.

Можно сказать, что символизм в русском искусстве конца XIX - начала XX в.в. стал апофеозом творческой индивидуальности. В символизме индивидуальность сделала попытку подчинить себе весь окружающий мир, вернее своим переживаниям, воспоминаниям, ощущениям. Средства для самовыражения – те формы искусства, с которыми сталкивается повседневно художник-символист. Однако, это формы уже и другие. Новая форма не просто видоизменяется, а становится символом, несущим в себе глубинный смысл мироздания.

Символизм начала XX века считают порождением своего времени, двойственность которого нашла отражение в художественном символе, соединившем внешнее – знакомое и глубинное – не видимое человеческому глазу. Художник-символист, это художник с особой остротой переживающий тот факт, что человечество стоит на роковом рубеже, что «раздвоенность между жизнью и словом, сознательным и бессознательным доведена до конца».[1] Настоящее походило на какой-то затяжной сон, порождающий фантазии. Эти смутные, но довольно сильные ощущения рождали в душе творческой индивидуальности неудовлетворенность прежними методами и формами творчества. Старые формы напоминали окаменелости, на которых невозможно построить храм жизненного творчества.

М. А. Врубель - крупнейший русский художник-символист, создатель оригинальной живописной системы, построенной на литературной основе. Иконографически Врубель близок к западноевропейскому модерну и символизму, но за сюжетными внешними аналогиями скрывается глубокое оригинальное содержание, которое зиждется на русской национальной традиции.

Творчество Врубеля является ярким выражением символистского мировоззрения. Мы пришли к выводу, что главной идеей в его творчестве была идея преображения мира и человека средствами искусства.

В основе живописного стиля Врубеля лежит оригинальный взгляд на мир. У него неотделимы зоркость наблюдателя от богатого воображения, в его творчестве соединяется реальность и фантазия. Врубель очень обостренно ощущал творческие силы природы, которая была для него живым миром, вместилищем тайны, которую он старался выразить в своем искусстве. Он одухотворял природу, населял ее мифическими существами. Мы выделяем три способа преображения реальности в работах Врубеля: 1) свободная поэтическая интерпретация по мотивам фольклора, 2) авторское мифотворчество, 3) работы представляющие саму атмосферу таинственности природы, пробуждающую воображение у зрителей.