18901

ЗАНЯТИЯ ЛЕПКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая

Педагогика и дидактика

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности

Русский

2014-08-21

172.5 KB

109 чел.

ЗАНЯТИЯ ЛЕПКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3-4

ГЛАВА 1. Развитие творческих способностей детей Старшего дошкольного возраста……………………………..6

1.1.Этапы формирования творческой деятельности дошкольников…6

1.2.Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения к искусству………..12

ГЛАВА 2. развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по лепке………………………16

2.1. Возможности занятий по лепке для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста………………..16

2.2. Формы, методы и приемы развития творческих способностей в процессе практических занятий по лепке………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………30-31

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..32- 34

ВВЕДЕНИЕ

Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни ребенка. Познавая окружающий мир предметов, ребенок учится точно и расчленено их воспринимать, действовать ими, узнает о разнообразии их свойств и отношений – о цвете, форме, величине. Малыш эмоционально откликается на яркую игрушку, картинку, цветовое пятно; взяв в руки игрушку, обследует её форму.

У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют на формирование нравственных чувств.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем многообразии.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Методика обучения детей навыкам лепки строится с учетом определенных условий:

- творческая деятельность приобретает широкое воспитательное значение, если она имеет место не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи;

- в дошкольном возрасте процесс обучения навыкам, умениям связан с формированием предпосылок творчества, художественно- образного начала, с обогащением у детей представлений об окружающем;

- дети успешно овладевают способами самостоятельных действий, самостоятельно выбирают художественные средства при передаче образа, если учебные и творческие задания даются в определенной системе.

Принципы построения рабочей программы по лепке должны исходить из задач обучения В изобразительной деятельности основной задачей и обучения, и воспитания является развитие творческих способностей детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.

Приемы обучения, используемые педагогом, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным.

Целью курсовой работы является:

  •  выявление условий формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и  определение способов их развития в процессе занятий по лепке;

Задачи:

  •  изучить этапы формирования творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
  •  проанализировать особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе приобщения к искусству;
  •  определить значение занятий по лепке для развития творческих способностей детей;
  •   рассмотреть формы, методы и приемы обучения детей лепке;
  •  разработать практические занятия по лепке со старшими дошкольниками;

Методы исследования:

анализ научно-теоретической литературы, учебно - образовательных программ;

Объект исследования: 

  •  процесс развития творческих способностей на занятиях по лепке;

Предмет исследования: 

  •  условия, обеспечивающие успешность развития творческих способностей на занятиях по лепке;

Структура курсовой работы:

  •  курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений;

глава 1. Развитие творческих способностей детей Старшего дошкольного возраста

  1.  Этапы формирования творческой деятельности дошкольников

    Творчество представляет собой сознательную, целенаправленную, активную деятельность человека, направленную на познание и преобразование реальной действительности, создание новых, никогда ранее не существовавших идей, произведений, явлений, предметов в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества. Оно свойственно лишь человеку. Только человек творит, приводя в движение мышление, память, чувства, создавая в своем сознании понятия и образы и воплощая идеи в жизнь.  Чем глубже развиты творческие способности человека, тем он глубже как индивидуальность, разностороннее, интереснее как личность.

Творческий процесс, в главных своих структурных моментах, един для любой созидательной человеческой деятельности. Он включает в себя интеллектуальную деятельность по осмыслению явлений жизни, созданию новых теоретических и образных обобщений, выдвижению оригинальных идей, трудовую деятельность, направленную на воплощение, реализацию этих идей в жизнь. Он всегда окрашен активным эмоциональным отношением человека к процессу искания и созидания. Для успешного участия в творческом процессе у ребенка должно быть развито стремление, желание творить и способности к творчеству.

К числу творческих способностей следует отнести богатое воображение, эмоциональность, нешаблонность мышления, критический взгляд на вещи, умение обобщать факты, осмысливать их, делать выводы, выдвигать новые решения и идеи, целеустремленность, волю, упорство и настойчивость, активность жизненной позиции и т.п.

Исследование педагогов, психологов Е.А.Флериной, Н.П. Сакулиной, Е.И. Игнатьева и других дают основание сделать вывод о том, что творческая деятельность возникает у детей на втором году жизни. В возрасте от 1 года до 1 года 2 месяцев эта деятельность носит характер манипуляций. Ребенок проявляет аккуратность при освоении новых материалов ( карандашей, листа бумаги, пластилина, комка глины). Он перекладывает карандаши, шуршит листом бумаги, стучит ладошкой по комку глины, при этом он прислушивается к возникающим звукам и стремится много раз повторить свои движения [15. 41].

Творческая деятельность в раннем возрасте имеет художественно- образную основу. Создание образа связано с проявлением разнообразных чувств, эмоций. Воспитание у детей эмоционального отношения к изображаемым явлениям необходимо, так как этот процесс - не только передача отдельных черт, свойств, но и момент активного вхождения в образ, когда перед ребенком как бы оживают формы, линии.

Творческой деятельности пока еще нет, так как ребенку пока еще незнакомо назначение карандашей, бумаги, глины. Его движения напоминают игру. И даже если в процессе этой игры на бумаге случайно появятся какие - то точки, а на комке глины вмятины, они не привлекут внимания ребенка. Такая деятельность может продолжаться довольно долго, в течение всего второго года жизни, если отсутствует руководство со стороны взрослых.

Ученые отмечают, что, как правило, творческая деятельность раньше проявляется в тех случаях, когда дети наблюдают аналогичную деятельность взрослых и начинают им подражать.

Во второй половине второго года жизни у ребенка более активно начинает развиваться речь. Это способствует обогащению его художественной деятельности. Дети 1 года 6 месяцев – 2 лет все чаще замечают следы на бумаге, изменения комка глины, пытаются дать название первым изображениям.

По мере накопления ребенком жизненного опыта, пластические формы у него ассоциируются с предметами и явлениями окружающего мира. Кажущееся взрослым однообразие детских каракуль, объемных форм на самом деле таит в себе сложную цепь мыслей и чувств, которые постепенно, с развитием ребенка изменяются, углубляются.

Узнавание - новый этап в развитии изобразительной деятельности детей 3 лет. В то же время наблюдается неустойчивость ассоциаций.

На третьем году жизни у детей происходит дальнейшее развитие речи, конкретно - образного мышления, эмоций, накопление небольшого пока личного опыта.

Для детей четвертого года жизни характерно развитие связной речи, более высокая ступень конкретно- образного мышления. На основе ранее приобретенного опыта малыши продолжают осваивать изобразительные навыки, умения. Возникают изображения предметов, которые можно определить по конкретным признакам. Дети передают различные формы: округлые, прямоугольные, шарообразные. По своему замыслу, хотя он еще неустойчив, они могут изобразить какой- либо предмет.

При создании образа ребенок может сочетать виды деятельности (пластика, силуэт, слово, игра). Этот процесс в зависимости от возраста протекает по- разному. Путь возникновения образа в раннем возрасте, по определению Е.А.Флериной, происходит «ассоциативно, без предварительного замысла». Характеризуя изобразительную деятельность детей младшего возраста, она отмечала, что у них в процессе занятий возникает «временный образ». Для ребенка важна динамика развития образа. Все, что изображено, он воспринимает в определенном временном соотношении: «Покатился в лес», «Никого не было, а вот пробежал зайчик» и т.д. Ребенок стремится к активному действию, поэтому у него возникают активные образы.

Сначала связь между движением и образом однозначна. Ребенок усваивает ее, подражая взрослому. При этом вырабатывается навык произвольного выполнения движений, которые необходимы для создания образа. Постепенно ребенок оказывается в состоянии  создавать и другие образы, т.е. может уже устанавливать новые связи и овладевать ими. Поэтому создаваемые ребенком образы отличаются устойчивостью, понятной внешней формой выражения. Это уже не те, случайно вспыхивающие ассоциации, которыми ребенок владел ранее. Объективное сходство с предметом помогает ему увидеть живой образ. В таких случаях меняется характер восприятия изображения, дети оживленно рассказывают о том, что у них получилось в процессе творчества.

Что касается психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, то известно, что в этом возрасте существенно снижаются пороги всех видов чувствительности. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие становится обдуманным. Особую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам — общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений. Нормально развитый ребенок к шестилетнему возрасту уже может правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т.д. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления: детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления; складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость [4.206].

Таким образом, в основе ориентации ребенка в старшем дошкольном возрасте лежат обобщенные представления. Но ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т.п. невозможны без определенного уровня развития памяти, которая, по мнению Л.С. Выготского, стоит в центре сознания в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания.

Внимание дошкольника еще носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, эмоциональным отношением к ней. С возрастом значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития планирующей функции речи и познавательных процессов; внимание остановится опосредованным; появляются элементы послепроизвольного внимания.

Воображение постепенно приобретает произвольный характер: ребенок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и наличие предметов-заместителей. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [11.118].

Дошкольники отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций, непосредственностью в проявлении своих чувств, быстрой сменой настроения. Однако к концу дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка изменяется — чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические, которые у шестилетних детей нередко становятся мотивом поведения.

В младшем школьном возрасте интенсивно формируется и личность ребенка. Стимулом для оформления системы ценностей ребенка является расширение социальных связей и значимых отношений. Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов, придающего общую направленность поведению ребенка, являющимися, в свою очередь, одним из основных психологических новообразований дошкольного возраста. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий значимым взрослым.

Рассматривая возникновение личного сознания, нельзя не упомянуть о развитии самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими детьми. Для шестилетних детей характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Развитие умения адекватно оценить себя в значительно степени обусловлено возникающей именно в этот период, способностью ребенка посмотреть на себя и на ситуацию с разных точек зрения.

    

1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения к искусству

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики творческого воспитания как важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Одна из важных задач в области образования - эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.

Развитие творческих способностей у детей - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными вилами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство с народным прикладным творчеством.

В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект [5.86].

Необходимо подчеркнуть две особенности осуществления творческого воспитания в современных условиях.

Первая особенность - педагогическая. Творческое развитие личности начинается в раннем детстве. Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста.

В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания  надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. Сознание ребенка еще не окрепло, оно лишь формируется [1.38]. Педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру – один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования.

Вторая особенность – эстетическая. Искусство было и остается главным предметом эстетики, а художественное воспитание - основным средством формирования эстетического отношения к миру. Творческое воспитание все более опирается на эстетическое развитие детской личности в процессе организации всех видов детской деятельности.

Познавательно - творческая активность дошкольников предопределяет собой успех учебно-воспитательного процесса, обусловливает уровень умственного и творческого развития личности старшего дошкольника.

Воспитание познавательно- творческой активности у старших дошкольников означает, прежде всего, развитие у них потребности непрерывно познавать мир и творчески использовать полученные знания в своей деятельности. Как известно, потребности по мере их осознания выступают как силы, побуждающие к деятельности, т.е. как мотивы деятельности.

Воспитание потребности в накоплении знаний, в активном познании мира и на этой основе познавательно- творческой активности старшего дошкольника обусловливает формирование таких важнейших сторон личности, как самостоятельность, инициатива, настойчивость, развитые духовные интересы.

Воспитание познавательно- творческой активности у старших дошкольников предполагает как необходимое условие развитие у них настойчивости, умения добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к достижению ее.

Познавательно- творческая активность ребенка основана на его наблюдениях. Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие. Характеризуясь особой направленностью, наличием цели, наблюдение является активной формой познания личностью окружающего мира.

Педагог должен постоянно помнить о том, что полнота и конкретность, четкость зрительных образов в памяти, представлениях детей ведет к более быстрому и продуктивному созданию зрительного образа в их воображении в соответствии с поставленной задачей, творческим замыслом. Ученик с развитой зрительной памятью обладает и развитым воображением. Следует также подчеркнуть, что развитое воображение необходимо не только непосредственно в изобразительно- творческом процессе, но и для полноценного восприятия и анализа произведений искусства.

Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям народного искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки, предметы ДПИ, скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображения, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным [13.52].

Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, т.е. учатся эстетически осваивать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения - что хорошо и что плохо.

Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается, прежде всего, в предпочтении одних произведений другим: дети часто просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.

При ознакомлении детей с декоративно- прикладным искусством необходимо направить их внимание на целесообразность вещей, на сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Во всех случаях, когда это целесообразно, следует предоставлять детям возможность действовать с вещами, использовать их.

Художественно выполненные игрушки и скульптура служат образцами для лепки, знакомят детей с пластическими изображениями, с передачей формы, движения.

Необычная занимательность образов, жизнерадостность, яркая роспись игрушки позволяют использовать их в играх, в играх – драматизациях на сказочные сюжеты ( «Хаврошечка», «Морозко» и т.п.)

Глава 2. развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по лепке

2.1. Возможности занятий по лепке для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

На первом этапе творческой деятельности старших дошкольников созданию образа помогает целый ряд компонентов: речь, игра, звукоподражание. Постепенно дети приобретают умение передавать форму предмета. В связи с этим ассоциативный образ переходит в преднамеренный. Ребенок начинает понимать, что можно передавать в лепке образы предметов, какие - то явления, но у него появляется желание выразить свое отношение к ним.

В процессе лепки комок глины в руках ребенка приобретает роль определенного предмета: он может по нему похлопать ладошкой, надавить пальчиком, двигает по столу, гудит, изображая машину, самолет. Благодаря тому, что ребенок держит в руках объемную форму комка, он скорее начинает осознавать её. Поэтому в лепке основным будет восприятие формы, в то время как в рисовании ребенок видит, прежде всего, линию, цветовое пятно.

Лепка предоставляет широкие возможности для развития творческой активности детей. Это объясняется тем, что специфика занятий лепкой требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативы; с другой стороны, для занятий лепкой характерна ярко выраженная эстетическая направленность ( как по форме, так и по содержанию) [15.103].

Говоря о лепке, имеется ввиду изобразительная деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

Создание ребенком даже самых простых скульптур - творческий процесс. Так, шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик - кольцом, баранкой. Во время работы с глиной или пластилином ребенок испытывает эстетическое наслаждение от их пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

На занятиях по лепке перед педагогом ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, обогащение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой развитие данных качеств имеет свои особенности. Так, любой предмет имеет объем, и воспринимается ребенком со всех сторон. На основе восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает   все стороны предмета,  не одну, как в рисовании или аппликации. Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению, что необходимо в других видах изобразительной деятельности. Кроме того, лепка в большей мере, чем рисование или аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому, дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.

Все виды деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов или удалений лишней глины. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой [16.46]. Объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой. Организация  занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

В процессе лепки у ребят развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться станком с поворотным кругом и т.д.

В работе с детьми используют три вида лепки: предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию, так и по замыслу детей.

В предметной лепке дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Однако они быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы.

В сюжетной лепке обычно не стремятся изобразить развернутый сюжет. Ребенок может, например, ограничиться изображением девочки и цыпленка в статичном состоянии, но он тут же начинает с ними играть. Обычно с подобной игры и начинается сюжетная лепка. По мере развития интереса к данному виду лепки, овладения приемами изображения, дети выполняют развернутые сюжеты.

Декоративная лепка позволяет учить детей сначала обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Работа над декоративной пластикой учит детей обращению с инструментом, различными приемами лепки, а главное - красивому декоративному заполнению пространства. Наблюдая работы народных умельцев, старшие дошкольники могут сами создавать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применять для игр, для украшения комнаты, как сувениры.

Развитию творчества способствует также коллективная лепка, проводимая на основе умений самостоятельно действовать, применять знакомые способы изображения.

Сенсорные основы изобразительной деятельности не могут формироваться в отрыве от становления художественно- образного видения при лепке. В чем же проявляются предпосылки творчества у детей старшего дошкольного возраста?

Н.П.Сакулина пишет, что развитие художественного творчества невозможно без эстетического освоения действительности, под которым понимается эстетическое восприятие, переживание, оценка [12.66].

В раннем возрасте непосредственность детских реакций, их яркость, эмоциональность свидетельствуют о первоначальных этапах эстетического восприятия. Поэтому важно, чтобы в процессе лепки ребенок мог свободно пользоваться материалом, передавая образы предметов, явлений окружающего ритмом форм, линий, располагая их на плоскости стола. Ритмичное повторение форм в процессе лепки принимает игровой характер в деятельности ребенка. Занимаясь с глиной, ребенок повторяет движение рукой, прихлопывая по комку глины, раскатывая в ладонях небольшие кусочки и т.д.

Пространственно - двигательный ритм как наиболее простое выразительное средство помогает детям раннего возраста передать содержание; постепенно ритм взаимодействует с другими средствами изображения. Ритмичные движения приобретают преднамеренный характер.

Одним из первоначальных проявлений творчества можно рассматривать стремление детей предавать сюжет в лепке. Когда мы рассматриваем лепку детей, то убеждаемся, что она довольно разнообразна. Очертания, углубления, неровности делают каждое изделие особенным. Овладевая изобразительно- выразительными навыками, дети в то же время приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности. Образ в лепке от ассоциативного постепенно переходит в преднамеренный благодаря тому, что дети приобретают навыки изображения простейших форм. Возникает сюжет, который постепенно дополняется  словом, жестами, звукоподражанием. Образ становится для ребенка живым, ощутимым. Этот процесс протекает неодинаково даже у детей одного возраста и зависит от уровня художественного развития ребенка, от его сенсомоторной сферы восприятия, речи, мышления, эмоциональных проявлений.

Разнообразные формы, простая композиция придает выразительность лепке и вызывает у детей элементарные эстетические эмоции. Поэтому, обучая детей, педагог каждый раз должен опираться на выразительные особенности художественного материала, приобщать детей к различным видам изобразительной деятельности.

В лепке дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.

Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой то мере способностью передавать в лепке присущие предметам свойства: форму, строение и т.д. Красота и выразительность зависят от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.

Не только интерес к содержанию лепки побуждает детей выполнять ее лучше, стремиться к достижению выразительности образа - большое значение имеет воспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других. Воспитание стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на нее порадовались другие, - задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности деятельности.

2.1. Формы, методы и приемы обучения детей лепке

Рассмотрев особенности проявления детского творчества на занятиях лепкой и некоторые пути его формирования, можно сказать, что образ в лепке у детей формируется постепенно, под влиянием восприятия окружающего и обучения. Благоприятное развитие детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых, от применения тех или иных приемов обучения.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также способности в определенном виде деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста следует понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного программой «Лепка».

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, умения и навыки по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети младшего возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего и из сообщений (рассказа, объяснения) педагога, а также непосредственной практической деятельности (лепки), то выделяют методы наглядные, словесные, практические. Руководствуясь ярко выраженным игровым отношением детей к образу, игровым проявлениям в процессе изображения и по его окончании, следует выделить игровые методы обучения.

Методы и приемы обучения находятся в диалектическом единстве и могут переходить один в другой. Так, показ нового способа изображения относится к методам, а показ знакомого способа изображения ребенком у доски или индивидуальный показ педагогом в процессе занятия тому, кто в этом нуждается (например, ребенку, с трудом усваивающему способы изображения или пропустившему много занятий), можно назвать приемом обучения.

Выбор педагогом методов и приемов проведения того или иного занятия зависит от ряда обстоятельств. Прежде всего, он определяется целями и задачами конкретного занятия. Отбор методов требует учета специфики вида деятельности, а также знания возрастных особенностей детей и уровня их овладения деятельностью.

Занятия лепкой включают два рода действий: внешние, т.е. движения, производимые руками при лепке, и внутренние: восприятие предмета или картинки, продумывание того, что и как следует делать, представление того, что должно получиться и т.д.

В изобразительной деятельности дети отражают предметы и явления окружающего мира, содержание музыкальных и литературных произведений, поэтому деятельность педагога должна быть направлена на организацию и обеспечение восприятия и понимания этого содержания [6.67]. С этой целью педагог применяет объяснительно- иллюстративный метод. Он организует наблюдение детей, обследование предметов, игрушек, которые предстоит передать в изображении.

В процессе наблюдений, рассматривании предметов дети знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности. К проведению наблюдения, рассматривания педагог должен хорошо подготовиться: выбрать объект, решить, как к нему лучше подойти, чтобы детям хорошо были видны все его части; продумать, какие вопросы он задаст, чтобы направить внимание детей на те стороны объектов наблюдения, которые нужно будет передать в изображении. Необходимо активизировать детей во время наблюдений, обращаясь к ним с вопросами, предлагая давать характеристику предметов. Тогда полученные детьми знания и представления будут более осознанными и глубокими[12.85].

Проводить наблюдения нужно живо, эмоционально, пробуждая эстетические чувства детей (подчеркивать красоту наблюдаемых предметов, четкость, пластичность, изящество формы и т.п.).

Особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения.

Обследование - это организованный педагогом процесс восприятия предмета. Организация заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет свойства и стороны предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются  отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для последующего изображения (о форме, величине, строении и т.д.). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предметов, как объемная форма, величина, качество поверхности (шероховатость, гладкость), требуется наряду с рассматриванием и ощупыванием - осязательное восприятие.

Обследование надо закончить так, чтобы детям было понятно, как приступить к созданию изображения. Целесообразно детей спросить, с чего они начнут лепку. Такой подход к процессу создания изображения подводит детей к элементарному планированию своих действий.

Показ способов действия играет важную роль в обучении детей лепке. Чтобы дети овладели формообразующими движениями рук, направленных на передачу формы, им эти способы нужно показать и объяснить. Дети также должны усвоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами.

Было бы неправильно показывать способы изображения на каждом занятии. Это целесообразно делать лишь тогда, когда тот или иной прием встречается впервые. В тех же случаях, когда прием уже знаком детям, показывать его не следует. Постоянный показ способов изображения лишает детей активности, приводит к пассивному повторению воспринятого. Нужно учить детей, воспринимая те или иные сведения, способы действия, соотносить их с теми, которые они узнали, усвоили раньше, устанавливать взаимосвязь нового, с уже известным. Такие приемы обучения способствуют формированию общих способов, пригодных не для одного случая, а для всех сходных. В результате дети получают возможность самостоятельно изображать широкий круг предметов. Создается основа для развития творчества.

Объяснение, рассказ, любое слово педагога, обращенное к детям, должно быть эмоциональным, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик у детей, пробудить эстетические чувства. Этому способствует образная характеристика предметов  и явлений с использованием эпитетов, сравнений.

Словесные приемы обучения используются и в процессе занятия: уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы, предложения. И в ходе занятия может быть применено образное сравнение, художественное слово. Это позволяет направить детей на выразительное решение изобразительной задачи.

Особое значение имеет анализ детских работ. Он должен проводиться дифференцированно, в зависимости от возраста детей и характера выполненного изображения. Разнообразие форм анализа повышает интерес детей  к занятиям.

Для того, чтобы занятия стали прочными, а воспринятые способы действия превратились в навыки и умения, необходимо организовать их применение, возможность их повторения, упражнения в тех или иных действиях. Деятельность педагога, направленная на закрепление знаний, выработку навыков и умений, определяется как репродуктивный метод.

Продумывание упражнения и систему заданий, направленных на формирование изобразительных навыков и умений, следует помнить, что буквальное повторение одних и тех же заданий для детей скучно, и, как правило, не приводит к успеху.

Исследовательский и эвристический методы в обучении изобразительной деятельности используются в единстве. Эти методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, поискам возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения. Эвристический метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности.

Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает детям выполнить творческие задания, предать сюжет литературного произведения, выполнить изображение по замыслу. Педагог, прежде всего, руководит формированием замысла, для чего требуется активизировать, мобилизовать весь предшествующий опыт детей, направить их на решение новой задачи.

Игровые приемы обучения могут быть применимы внутри разных методов. Так, они могут быть использованы в процессе применения информационно - рецептивного метода, когда предмет (игрушка), который предстоит изобразить и с которым знакомят детей, преподносится детям в игровой ситуации.

Они могут включаться в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом, не становятся однообразными и скучными. Нужно всячески поощрять и развивать и инициативу детей, разумные дополнения в лепке.

Эффективным методом развития творческого воображения детей является выполнение ими в заданное время ( обычно один, два урока) целого ряда вариантов - эскизов композиций на одну тему, на один сюжет. Педагогическая практика убеждает, что указанный метод может успешно применяться как средство развития творческого воображения.

Развитие творческого воображения неразрывно связано с развитием зрительной памяти, и в условиях изобразительного творчества оба эти процесса сливаются в единый процесс создания художественного образа.

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями[12.117].

Эстетическое восприятие содействует образованию соответствующих представлений. В них отражены эстетические качества предметов и явлений. Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В лепку ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие - то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого воображение ребенка создает образ, который он выражает с помощью изобразительных средств.

Эстетическое воздействие занятий на детей зависит от того, какие предметы и явления отбираются для изображения (это не только хорошо знакомые детям предметы, игрушки, но и красивые, вызывающие радость, восхищение ребенка). Важно также чтобы педагог сумел правильно объяснить задание, рассмотреть с детьми предмет, вызвать желание его изобразить. Для этого нужно, прежде всего, обратить внимание на красоту предмета, найти для этого образные, выразительные слова. Привлечение стихотворного, песенного текста всегда усиливает эстетическое впечатление.

Все рассмотренные методы и приемы обучения в реальном процессе обучения сочетаются и взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества. В одном занятии могут применяться самые разнообразные методы и приемы. Выбор их зависит от программного содержания, которое должны освоить дети, а также от их возрастных особенностей. Только такой подход сделает обучение эффективным, позволит развить творческие способности каждого ребенка.

Во время проведения практических занятий по лепке прежде всего, необходимо познакомить детей с материалом - глиной или пластилином. Это наиболее целесообразно делать в процессе выполнения элементарного действия, при помощи которого дети сразу могут ощутить видимый результат. Педагог, показывая детям глину, говорит: «Это глина, сделаем из нее палочку. Глина очень мягкая, от нее можно оторвать кусочек (отрывает от общей массы кусочек и раскатывает его между ладонями)». Таким образом, знакомя детей с материалом, педагог обучает детей первому формообразующему движению - раскатыванию.

После того, как дети освоят формообразующие движения по созданию цилиндрической формы, следует научить детей преобразованию цилиндра - сделать из палочки кольцо. При этом следует обратить внимание детей на то, что сначала нужно найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить.

Прежде чем научить детей изображать предмет, надо научить их рассматривать его, обследовать, выделять основные свойства. Обучение следует вести через показ реального предмета или игрушки. При рассмотрении предмета педагог должен поставить следующие цели:

- сделать процесс восприятия преднамеренным;

- вызвать у детей ориентировочную деятельность, внимание, интерес к предмету;

- научить выделять основные части предмета;

-установить связь воспринимаемого с уже имеющимся умением;

После того, как дети научатся изображать хотя бы один предмет и овладеют формообразующими движениями, можно проводить занятия на свободную тему. В процессе работы с глиной или пластилином, дети постепенно начинают понимать, что из них можно слепить изображения разных предметов.

Подбирая предметы для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей возраста.  Предмет, во - первых, должен быть хорошо знаком детям, во- вторых, должен вызывать у детей положительные эмоции, быть интересным.  В - третьих, он должен быть простым по форме и строению и состоять из небольшого количества частей.

Ведущим методом формообразующего движения должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий.  Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям.

Для успешного проведения занятий требуются определенные условия. Когда занятия проводятся с группой, в ней может быть не более четырех человек. Они должны свободно лепить на столе. Для лепки можно применять пластилин или глину с условием, чтобы они были правильно приготовлены. Пластилин, глину, следует давать детям в виде колбаски длиной 5-6 см. Постепенно педагог привлекает детей к подготовке занятия (они могут помочь поставить стулья и т.д.). Глину или пластилин дают детям после объяснения задания. В конце занятия вылепленные фигурки убирают на дощечку, разделенную на ячейки. После занятия педагог вместе с детьми рассматривает, что у них получилось, дает положительную оценку работам, сравнивает их с изображаемым предметом, еще раз уточняет его основные части.

Для успешного развития самостоятельности, инициативы в процессе обучения лепке необходимо соблюдение ряда условий, являющихся, как правило, и средствами воспитания самостоятельности.

Одним из таких условий является умелое объяснение и показ последовательности выполнения предмета. Это означает, что проводить детальный и обстоятельный анализ особенностей натуры (ее пропорций, строения и т.д.) и показывать последовательность выполнения предмета следует чаще в начале учебного года, а также в самом начале выполнения совершенно новых предметов. В остальных случаях дети должны учиться самостоятельно проводить анализ натуры, определять ее особенности, намечать последовательность выполнения работы.

Необходимо давать дошкольникам и задания на свободные темы, что заставляет их проявлять максимум самостоятельности и творческой активности. Большое воспитательной воздействие оказывает поощрение детей за самостоятельный выбор темы, сюжета в лепке, за оригинальную композицию, быстрое и вместе с тем грамотное выполнение работы.

Наиболее эффективными способами развития наблюдательности у дошкольников, приучения их к систематическим наблюдениям на занятиях по лепке являются:

- планомерное и целенаправленное рассматривание объектов изображения - натуры. К сожалению, нередко в практике можно наблюдать, как дети, не обращая внимания на натуру, фактически делают наброски или лепят по памяти и имеющимся у них представлениям о данном объекте. В итоге - неточное изображение очертаний, искажение формы. Изучения, познания натуры в данном случае не происходит. И причина этого- отсутствие у детей умения, привычки смотреть на натуру, рассматривать объекты изображения.

- постоянное сравнение своей работы с изображаемым предметом

- выполнение набросков и зарисовок с натуры и по памяти с целью передать форму, пропорции и т.п.

Заключение

Изучив этапы формирования творческой деятельности дошкольников, можно сделать вывод, что она возникает у детей на 2-м году жизни и на первом этапе носит характер манипуляций. Как правило, творческая деятельность раньше проявляется в тех случаях, когда дети наблюдают аналогичную деятельность взрослых и начинают им подражать. По мере накопления ребенком жизненного опыта, творческая деятельность у него ассоциируется с предметами и явлениями окружающего мира.

Проанализировав особенности развития творческой деятельности старших дошкольников средствами приобщения к искусству, необходимо подчеркнуть, что через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, т.е. учатся эстетически осваивать жизнь. Старшие дошкольники получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство и с народным прикладным творчеством.

На основе изученного материала я пришла к выводу, что лепка как вид изобразительной деятельности в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому, дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.

Рассмотрев формы, методы и приемы развития творческих способностей в процессе практических занятий по лепке, нужно указать на то, что обучение, организованное педагогом, должно подвести детей к самостоятельному использованию всего того, что они усвоили в процессе занятий по лепке Задания творческого характера должны быть разнообразными и находиться в определенном соотношении с задачами обучения.

На основе изученного материала я разработала серию занятий по лепке с детьми старшего дошкольного возраста (1,2)

.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

2. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. М.: Просвещение, 2004.

3.Дубровская. Приглашение к творчеству. СПб.: Детство-Пресс, 2007.

4. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. М.: Форум, 2005.

5. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. СПб.: М.,2003.

6. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1979.

7. Левин В.А. «Воспитание творчества» М.: Просвещение, 1987.

8.Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников М.: Просвещение 1985.

9. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. «Художественная одарённость детей, её выявление и развитие» Дубна: Феникс+, 2006.

10. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству» М.: Педагогика, 1987.

11. Николаева Е.И. «Психология детского творчества» СПб.: Речь, 2006.

12.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М., Просвещение, 1979.

13. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2008.

14. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. «Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика)» Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

15.Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1986.

16. Художественное творчество в детском саду/ Под ред.Н.А.Ветлугиной. М., 1972.

17. Черток М.Ю. Повесть о глине. М., 1968.

 

Приложение 1

План-конспект урока по лепке

 «Чайная посуда для Медведя»

цель урока:

познакомить детей с новой техникой в лепке (формование);

задачи:

  •  сформировать любовь и интерес к лепке как виду декоративно- прикладного творчества;
  •  развить самостоятельность в выборе композиционных решений;
  •  воспитать аккуратность и творческое воображение;

Оборудование урока: 

  •  образцы посуды (чашки, тарелочки, сахарницы);
  •  пластилин
  •  стеки
  •  дощечки или клеенки;

 План урока:

  1.  Орг. момент ;
  2.  Постановка темы и цели урока;
  3.  Беседа;

    4.  Самостоятельная работа;

    5.  Подведение итогов урока;

Ход урока:

  1.   Организация класса. Проверка готовности к уроку.

Игра «молчанка».

   2. Вступительная беседа.

  -  Ребята, вы любите ходить в гости? Почему?

-  А любите ли вы, когда к вам приходят гости? Почему?

- Что вы делаете, когда к вам приходят гости?

а)Игровая ситуация.

- Сегодня на наш урок пришел медведь Миша и хочет рассказать, как он приглашает друзей и готовится к их приему.

Он сегодня с огорода

Бочку меда получил

Ждет к обеду  в эту среду.

Ребятишки сбились с ног; из травы пекут пирог.

А зайчиха очень лихо

Мастерит к обеду пышки

Из капустной кочерыжки.

Будет Волк – Зубами Щелк,

Обещала и Лиса

Забежать на полчаса.

Остальные – свой народ:

Кот Федот из-под ворот,

Еж с ежихой – сторожихой,

Да зайчиха, да он сам

Все придут к семи часам.

- Но вы знаете, Мишка позвал гостей, а посуды для чаепития у него нет. И чтобы не сорвался праздник поможем Мишке  слепить посуду.

б) Упражнение на развитие логического мышления «что лишнее?».

Выбрать из картинок с чашкой, блюдцем, чайной ложкой, кастрюлей лишнее.

в)   Повторение правил работы с пластилином.

г)    Совместная работа по выполнению основного задания.

- А сейчас внимательно посмотрите, как нужно правильно лепить блюдце. От большого куска пластилина отрезаем маленький кусочек, раскатываем его в жгут, соединяем концы и получаем кольцо. И так делаем несколько колец, так что бы одно кольцо было чуть-чуть побольше другого. Затем разглаживаем поверхность блюдца, чтобы она была гладкая, ровная. Что бы сделать чашечку делаем то же самое, но нужно больше6 колец, т.к. чашечка глубже блюдца. И в конце прикрепляем ручку к чашечке.

4. Самостоятельная работа учащихся, помощь учителя.

5. Показ лучших работ, подведение итогов.

- Что мы с вами сегодня делали?

- Как вы думаете, что вам особенно удалось сегодня?

- Ребята, Миша вами очень доволен. Вы его выручили и теперь он сможет пригласить много-много гостей, напоить их чаем и угостить сладостями.

 

Приложение 2

План-конспект урока 

 «В гостях у дымковских игрушек»

цель урока: познакомить детей с дымковской игрушкой как одним из видов народного творчества;

задачи:

сформировать любовь и интерес к народному творчеству;

воспитать аккуратность и творческое воображение;

развить мелкую моторику рук;

Оборудование урока: 

дымковские  игрушки;

иллюстрации дымковских игрушек;

пластилин (или глина);

стеки;

емкость с водой;

тряпки;

дощечки, клеенки

 План урока:

Орг. момент ;

Постановка темы и цели урока;

Беседа;

    4.  Самостоятельная работа;

    5.  Подведение итогов урока;

Ход урока:

    Здравствуйте, ребята!

    С каким из видов народного творчества вы познакомились на прошлых уроках? Хохломская роспись, городецкая роспись. Сегодня мы будем продолжать знакомиться с русским народным творчеством. Тема нашего сегодняшнего урока - дымковская игрушка.

     Ребята, кто-нибудь из вас видел дымковские игрушки? Какие они? Яркие, красочные,  необычной формы? Верно. А как вы думаете, почему эти игрушки назвали дымковскими? ( Учитель демонстрирует игрушки).

Это название произошло от того места, где их делают. Да, они появились в селе Дымково, что находится под городом Киров. Но ведь дым серого цвета, а игрушки нарядные, красочные! (…)

Послушайте, что сказал про дымковскую игрушку поэт Фофанов:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

         В ней нету цвету дымного,

         Что серости серей.

         В ней что-то есть от радуги,

         От капелек росы,

         В ней что-то есть от радости,

         Гремящей, как басы!

                                      В.Фофанов.

      Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, с этим связано название слободы, а может, оно возникло оттого, что вился над каждым домом дым из русской печки, когда мастера обжигали игрушки.

      Основание промысла относят к концу XV началу XVI в. Население, лишенное земельных наделов, занялось разными промыслами, в том числе игрушечным. Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще большую нарядность игрушке.

     Веселый игрушечный народец отличается яркими красками. Барыни и кавалеры щеголяли своими нарядами, петухи и индюки своими пышными хвостами напоминают сказочные букеты, кормилицы хвастаются богатым семейством. В дымковской игрушке радуют пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

     Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника "Свистопляска". Как вы думаете, почему праздник назывался именно так? Потому что на нем все свистели и пускались в пляс под эту музыку. Правильно. Позднее ярмарка-праздник стала называться "Свистунья". Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень велик.

Я вам сегодня на урок принесла несколько дымковских игрушек.

        Что же общего у всех этих игрушек? Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, нарядные детали, обобщенная форма. А почему у всех игрушек белый фон, как вы думаете? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне.

       - Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему? (…) Где расположен узор на дымковской игрушке? На больших участках фигурки, на центральных и значимых.

      Посмотрите на форму игрушек. Какая необычная форма хвоста индюка!

Давайте попробуем сделать свои игрушки, а потом поиграем с ними. Дети выполняют работы, педагог показывает технику выполнения юбки барышни, хвост индюка и т.д.

      Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, занимаясь лепкой дымковской игрушки. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому что изделия у вас получились очень необычные, красивые.

     Далее дети расставляют свои работы, рассматривают, обсуждают


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15412. Возбудители дифтерии, коклюша, паракоклюша. Характеристика. Патогенез, клиника, лабораторная диагностика вызываемых заболеваний. Специфическая терапии и профилактика 46.5 KB
  Практическое занятие 24 Тема: Возбудители дифтерии коклюша паракоклюша. Характеристика. Патогенез клиника лабораторная диагностика вызываемых заболеваний. Специфическая терапии и профилактика. 1. Дифтерия Дифтерия острое инфекционное заболевание преимущ...
15413. Вирус клещевого энцефалита. Характеристика. Патогенез и клиника клещевого энцефалита. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика. Рабдовирусы. Вирус бешенства. Характеристика 57.5 KB
  Практическое занятие 30 Тема: Вирус клещевого энцефалита. Характеристика. Патогенез и клиника клещевого энцефалита. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика. Рабдовирусы. Вирус бешенства. Характеристика. Патогенез и клиника бешенства. Лабораторная диагн
15414. Сальмонеллы и сальмонеллезы. Возбудители брюшного тифа и паратифов А и В. Патогенез вызываемых заболеваний. Лабораторная диагностика. Профилактика 38 KB
  Практическое занятие 21 Тема: Сальмонеллы и сальмонеллезы. Возбудители брюшного тифа и паратифов А и В. Патогенез вызываемых заболеваний. Лабораторная диагностика. Профилактика. 1. Сальмонеллы и вызываемые ими заболевания Таксономия. Сальмонеллы относятся к се
15415. Гноеродные кокки. Стафилококки. Классификация. Биологические свойства. Роль в патологии. Лабораторная диагностика. Профилактика 35.5 KB
  Практическое занятие 18 Тема: Гноеродные кокки. Стафилококки. Классификация. Биологические свойства. Роль в патологии. Лабораторная диагностика. Профилактика. Таксономия. Стафилококки греч. staphyle виноградная гроздь kokkos зерно относятся к отделу Firmicutes семейству ...
15416. Гноеродные кокки. Стрептококки. Нейссерии. Характеристика. Роль в патологии. Лабораторная диагностика вызываемых заболеваний. Профилактика 64 KB
  Практическое занятие 19 Тема: Гноеродные кокки. Стрептококки. Нейссерии. Характеристика. Роль в патологии. Лабораторная диагностика вызываемых заболеваний. Профилактика. 1. Стрептококки Таксономия и классификация. Стрептококки от греч. streptos цепочка и kokkos зер
15417. Возбудитель туберкулеза. Биологические свойства. Патогенез и клиника туберкулеза. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика 42.5 KB
  Практическое занятие 25 Тема: Возбудитель туберкулеза. Биологические свойства. Патогенез и клиника туберкулеза. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика. Туберкулез лат. tuberculum бугорок – инфекционное заболевание человека сопровождающееся ...
15418. Возбудители зоонозных инфекций: чумы, туляремии, бруцеллеза, сибирской язвы. Биологические свойства. Патогенез и клиника вызываемых заболеваний 61 KB
  Практическое занятие 26 Тема: Возбудители зоонозных инфекций: чумы туляремии бруцеллеза сибирской язвы. Биологические свойства. Патогенез и клиника вызываемых заболеваний. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика. 1. Возбудитель чумы Y. pestis Чума ...
15419. Характеристика семейства энтеробактерий. Эшерихии. Шигеллы. Биологические свойства. Классификация. Патогенез вызываемых заболеваний. Лабораторная диагностика 45.5 KB
  Практическое занятие 20 Тема: Характеристика семейства энтеробактерий. Эшерихии. Шигеллы. Биологические свойства. Классификация. Патогенез вызываемых заболеваний. Лабораторная диагностика. 1. Характеристика семейства Еnterobacteriaceae Семейство Enterobacteriaceae является о...
15420. Инфекция. Роль микроорганизма в инфекционном процессе. Патогенность и вирулентность. Экспериментальный (биологический) метод исследования. Бактериоскопическое и бактериологическое исследование трупного материала 35.5 KB
  ЗАНЯТИЕ 11 Тема занятия: Инфекция. Роль микроорганизма в инфекционном процессе. Патогенность и вирулентность. Экспериментальный биологический метод исследования. Бактериоскопическое и бактериологическое исследование трупного материала. ...