18916

Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации Начало 90х годов точка отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические экономические социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвиг

Русский

2013-07-10

43 KB

9 чел.

 Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида  массовой коммуникации

 Начало 90-х годов – точка отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвигам в структуре средств массовой информации, в том числе и электронных: их демократизации, возникновению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий, связанных со вступлением в массовое информационное сообщество.

После распада СССР прекращение деятельности Гостелерадио привело к образованию государственных радиопрограмм Российской телерадиокомпании "Останкино" и программы "Радио России" Всероссийской телерадиокомпании. В начале 90-х гг. на территории Российской Федерации осуществляли вещание 89 местных государственных телерадиоорганизаций и 203 городские редакции радиовещания. Программы содержали блок информации, публицистические и музыкальные передачи, рекламу. Важным проявлением новых тенденций на радио стали религиозные программы.

Коренным образом повлияли на коммуникативную ситуацию в Российской Федерации негосударственные радиостанции, появление которых стало возможным после разрешения на частное радиовещание в Москве, Санкт-Петербурге, в областных, краевых и республиканских центрах. В течение 1991-1993 гг. в стране стали выходить в эфир все новые общественные, частные, коммерческие радиостанции.

"Эхо Москвы" - первое негосударственное московское радио, вышедшее в эфир в августе 1990 г. Продолжительность работы станции вначале составляла всего 4 часа. С середины апреля 1991 г. эфирное время станция увеличилось на 3 часа и достигло 7 часов в будни и 8 часов в субботние и воскресные дни. А спустя год передачи радиостанции "Эхо Москвы" звучали в эфире уже по 20 часов в сутки.

Распад СССР актуализировал проблему расширения местного телевидения и радиовещания Российской Федерации. Реальная независимость потребовала от них упрочения своей самостоятельности в условиях перехода к рыночным отношениям, выработки оптимальной модели местной студии, которая позволила бы телевидению и радиовещанию стать непосредственными соучастниками происходивших перемен в регионе и во всей стране. Местные СМИ должны были создать гибкую модель, учитывающую разнообразие местных особенностей.

Появление негосударственных структур на радио расширило для радиослушателей возможности информационного выбора. Конкуренция между станциями за создание программ, наиболее отвечавших индивидуальным запросам слушателей, привела к развитию оригинальных концепций структурно-содержательного построения программ, новых нетрадиционных форм вещания.

 Формат вещания – стиль радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусовые предпочтения определенной целевой аудитории; программная политика. Целевая аудитория формируется исходя из возраста, социального статуса, стилистических предпочтений музыкального материала. Исходя из вкуса и приверженностей своей аудитории, радиостанции создают определенный образ вещания.

Можно выделить два основных вещательных формата – музыкальный и информационный. Радиожурналистика существует лишь там, где есть информация. А информация может иметь множество разных форм: от информационных выпусков до авторских передач, специализирующихся на определенных аспектах.

Если рассматривать только FM-диапазон (московский), то кроме "Маяка-24" и "Эхо Москвы" другие станции являются чисто развлекательными, не вписывающимися в информационные вещательные форматы. Если там и есть информационные выпуски, то это лишь для того, чтобы удержать своих же слушателей от переключения на другие каналы. Настоящие же образцы информационных жанров - на AM-диапазоне. (Маяк-федеральный, Голос России, BBC, Свобода, RFI и т. д.)

Музыкальные и информационно-музыкальные станции в основном дают в эфир выпуски новостей на основе материалов информационных агентств, прессы, информации радиостанции "Эхо Москвы", Интернета, но не имеют эксклюзивных сообщений, собственных корреспондентов и, естественно, не располагают разветвленной информационной службой.  Ведь, чтобы обеспечить фактически бесперебойный и надёжный новостной конвейер, необходимы:  
1.  штат профессиональных работников,  
2.  отлаженный механизм сбора информации, её быстрой и качественной обработки,  
3.  технические ресурсы,  
и, самое главное, - найти свой оригинальный стиль подачи информации, чтобы отличаться от соперников по эфиру.

На фоне подавляющего большинства музыкальных, музыкально-развлекательных, музыкально-информационных станций особое место занимают радиостанции так называемого "общего и новостного формата". Это станции, в программах которых серьезное место отведено информации, аналитическим передачам, художественным и другим.

 Свойства радио

Устная речь более экспрессивна, чем письменная. Радио в сравнении с печатной прессой и ТВ имеет свои особенности, значимые для ПР -  активности.

  1.  Использование устной речи создает эффект прямого обращения к слушателю - «персонального касания». Радио – это средство коммуникации «персона - персоне»
  2.  Значимость звуковых характеристик сообщений (привлекает голос ведущего, для привлечения аудитории в эфире радио звучит популярная музыка)
  3.  тексты новостей короче, чем в прессе, длина главной истории новостного выпуска – 100 слов и менее
  4.  Программные материалы могут производиться очень быстро и недорого. Программы, построенные на звонках от слушателей, ведутся в реальном времени
  5.  Радио общедоступно
  6.  Радио вездесуще – люди могут слушать радио, занимаясь другими делами
  7.  Радио может охватывать несколько этнических групп, вещая для каждой на ее языке
  8.  Радио – это медиа, страдающее от дисфункции, так как может восприниматься слушателями как фоновый шум, если они отдают предпочтение музыке перед человеческим голосом и продолжительность жизни радио – сообщения  также как телевизионного не превышает длительности его передачи
  9.  Радио в основном слушаю в определенное время  - 7-9 утра, 17-19 вечера

10. Радио наиболее оперативное СМИ.

 Недостатки:

1. Радиосообщения воспринимаются исключительно на слух. Значит, большое количество фактов, деталей, цифр затрудняет восприятие. Результаты экспериментов показали: «на слух» человеческий мозг способен воспринять и запомнить не более 20% информации. Улавливается главное – прежде всего, тема сообщения, его угловые моменты. Поэтому в радиосообщениях рекомендуется несколько (до пяти) раз повторять основные моменты, подбирая слова для одного и того же сообщения. Разнообразие стилистических форм призвано маскировать единообразие закладываемого в сознание людей содержания.

2. Еще один объективный недостаток радио заключается в том, что к радиопередаче невозможно «возвратиться». Нельзя «переспросить» радиоприемник, если чего-то недослышал или недопонял.

3. Недостатком радио как СМИ является и то, что радиостанции редко имеют постоянную аудиторию – она меняется даже в течение дня Поэтому на радио редки серийные программы.самую важную новостную информацию могут пустить в эфир в ближайшем выпуске новостей.

Радиопрограммы состоят из следующих материалов:

  1.  новостные программы;
  2.  программы прямого эфира, включая интервью и ток-шоу;
  3.  записанные программные материалы – записанные в студии или поставленные внешним источником;
  4.  специально произведенные версии ТВ-программ, предаваемые в прямом эфире или в записи;
  5.  программа «звоните - отвечаем».

 

В условиях роста телевидения радио не только не потеряло аудиторию, но и нашло пути для ее увеличения. В своем воздействии на слушателя радио пошло дальше телевидения, в стремлении глубже дифференцировать программы, рассчитанные на определенную аудиторию. Значительная ее часть предпочитает теперь слушать те передачи, и при этом постоянно, которые представляют для нее интерес.

 Сегодня более двух тысяч радиостанций передают свои программы в сеть Интернет.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24652. Аналіз динаміки та структури основних фондів 35 KB
  Характеристику руху о з дають коефіцієнти оновлення і вибуття Коефіцієнт оновлення=вартість прибулих о з за звітний період розділити на первісну вартість о з на кінець звітного періоду Показує яку частку від наявності на кінець звітного періоду складають нові о з Коеф вибуття= вартість вибулих о з за звітний період розділити на первісну вартість о з на початок звітного періоду Показує яка частина о з з якими підприємство починало свою діяльність у звітному році вибула через зношеність та інші причини. Технічний стан о з характеризується: Коеф...
24653. Аналіз ефективності використання основних фондів 26.5 KB
  Аналіз ефективності використання основних фондів. Під раціональним та найповнішим використанням діяючих промисловиробничих основних засобів розуміють той максимальний економічний ефект який отримує суспільство за певний період у вигляді відповідного обсягу та якості продукції. Економічна ефективність використання основних засобів визначається відношенням економічного ефекту одержаного на підприємстві за відповідний період до витрат необхідних для створення основних засобів. Для характеристики ефективності використання основних засобів...
24654. Оцінка забезпеченості підприємства трудовими ресурсами 31.5 KB
  Аналізуючи питання забезпеченості робочою силою потрібно пам'ятати що в сучасних умовах внаслідок помітних скорочень обсягів виробництва підприємства більше стикаються не з проблемою недостачі а з наявністю зайвої робочої сили необхідністю скорочення робочих місць і водночас збереження кваліфікованих кадрів на майбутнє. Із питанням забезпечення робочою силою тісно пов'язане питання закріплення кадрів на підприємстві. При цьому вивчають загальні показники прийняття та звільнення робітників і службовців розраховують коефіцієнти обороту...
24655. Аналіз ефективності використання робочої сили 24.5 KB
  прийому = Чпр сер Ч Коеф вибуття = Чвир сер Ч Коеф заг обор = Чпр Чвир сер Ч Коеф пот кадрів = Ч виб за власним бажанням сер Ч.
24656. Аналіз продуктивності праці 29.5 KB
  Розрахунок продуктивності праці: ПП = V серЧ V обсяг виробництва продукції сер Ч середньооблікова чисельність персоналу для окремих цехів: ПП = Vнат сер Ц сер Ч Vнат обсяг в натуральних одиницях сер Ц середньооблікова ціна Оцінка впливу обсягу виробництва продукції дельта ППв дельта ППв = Vф сер Цпл сер Чпл Пл. сер Цпл сер Чпл Оцінка впливу середньооблікової чисельності робітників дельта ППч = Vф чер Цпл сер ЧФ Vф сер Цпл сер Чпл Оцінка впливу середньої оптової ціни дельта ППсер ц = Vф сер Цф сер Чф Vф сер Цпл...
24657. Аналіз ефективності використання матеріальних ресурсів 25.5 KB
  Аналіз використання матеріалів здійснюється за наступними узагальнюючими показниками: матеріаловіддача зняття продукції із гривні витрат на матеріали це відношення обсягу випущеної продукції до загальної суми матеріальних витрат; матеріалоємність сума матеріальних витрат на випуск однієї гривні продукції це відношення загальної суми матеріальних витрат на обсяг виготовленої продукції. У процесі аналізу можна використати також допоміжні показники рівня використання матеріальних ресурсів: коефіцієнт використання матеріалів рівень...
24658. Аналіз витрат на виробництво за елементами та статтями витрат 26.5 KB
  Аналіз витрат на виробництво за елементами та статтями витрат. Найбільш корисним для вивчення змін у структурі витрат на виробництво є аналіз собівартості за елементами витрат. Елементні витрати це однорідні за складом витрати підприємства. До них належать матеріальні витрати оплата праці відрахування на соціальні потреби амортизаційні відрахування інші грошові витрати.
24659. Аналіз витрат на одну гривню товарної продукції 25 KB
  Аналіз витрат на одну гривню товарної продукції.товарної продукції є основним показником який харзує рівень і динаміку витрат на підво які розробляють різновидну продукцію. товварної продукції є загальним показником рівня витрат він може бути розрахованим для будь якого підващо дуже важливо до порівняння аналізу між підвами їх оцінки конкурентно спроможності. товарної продукції харзує успішність роботи підвапо впровадженя нової технікипідвищення продукції праці раціонально викорастаних ресурсів.
24660. Методика аналізу фінансових результатів підприємства 32 KB
  Кінцевим позитивним результатом господарської діяльності підприємства є прибуток. Прибуток це грошовий дохід утворений в результаті виробничогосподарської діяльності. Прибуток виконує такі основні функції: оцінки підсумків діяльності підприємства; розподілу розподілу доходу між підприємством і державою підприємством і його робітниками між сферою виробництва і невиробничою сферою; джерела утворення фондів економічного стимулювання і соціальних фондів. Джерелами аналітичної інформації є плани економічного та соціального...