18916

Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации Начало 90х годов – точка отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические экономические социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвиг

Русский

2013-07-10

43 KB

6 чел.

 Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида  массовой коммуникации

 Начало 90-х годов – точка отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвигам в структуре средств массовой информации, в том числе и электронных: их демократизации, возникновению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий, связанных со вступлением в массовое информационное сообщество.

После распада СССР прекращение деятельности Гостелерадио привело к образованию государственных радиопрограмм Российской телерадиокомпании "Останкино" и программы "Радио России" Всероссийской телерадиокомпании. В начале 90-х гг. на территории Российской Федерации осуществляли вещание 89 местных государственных телерадиоорганизаций и 203 городские редакции радиовещания. Программы содержали блок информации, публицистические и музыкальные передачи, рекламу. Важным проявлением новых тенденций на радио стали религиозные программы.

Коренным образом повлияли на коммуникативную ситуацию в Российской Федерации негосударственные радиостанции, появление которых стало возможным после разрешения на частное радиовещание в Москве, Санкт-Петербурге, в областных, краевых и республиканских центрах. В течение 1991-1993 гг. в стране стали выходить в эфир все новые общественные, частные, коммерческие радиостанции.

"Эхо Москвы" - первое негосударственное московское радио, вышедшее в эфир в августе 1990 г. Продолжительность работы станции вначале составляла всего 4 часа. С середины апреля 1991 г. эфирное время станция увеличилось на 3 часа и достигло 7 часов в будни и 8 часов в субботние и воскресные дни. А спустя год передачи радиостанции "Эхо Москвы" звучали в эфире уже по 20 часов в сутки.

Распад СССР актуализировал проблему расширения местного телевидения и радиовещания Российской Федерации. Реальная независимость потребовала от них упрочения своей самостоятельности в условиях перехода к рыночным отношениям, выработки оптимальной модели местной студии, которая позволила бы телевидению и радиовещанию стать непосредственными соучастниками происходивших перемен в регионе и во всей стране. Местные СМИ должны были создать гибкую модель, учитывающую разнообразие местных особенностей.

Появление негосударственных структур на радио расширило для радиослушателей возможности информационного выбора. Конкуренция между станциями за создание программ, наиболее отвечавших индивидуальным запросам слушателей, привела к развитию оригинальных концепций структурно-содержательного построения программ, новых нетрадиционных форм вещания.

 Формат вещания – стиль радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусовые предпочтения определенной целевой аудитории; программная политика. Целевая аудитория формируется исходя из возраста, социального статуса, стилистических предпочтений музыкального материала. Исходя из вкуса и приверженностей своей аудитории, радиостанции создают определенный образ вещания.

Можно выделить два основных вещательных формата – музыкальный и информационный. Радиожурналистика существует лишь там, где есть информация. А информация может иметь множество разных форм: от информационных выпусков до авторских передач, специализирующихся на определенных аспектах.

Если рассматривать только FM-диапазон (московский), то кроме "Маяка-24" и "Эхо Москвы" другие станции являются чисто развлекательными, не вписывающимися в информационные вещательные форматы. Если там и есть информационные выпуски, то это лишь для того, чтобы удержать своих же слушателей от переключения на другие каналы. Настоящие же образцы информационных жанров - на AM-диапазоне. (Маяк-федеральный, Голос России, BBC, Свобода, RFI и т. д.)

Музыкальные и информационно-музыкальные станции в основном дают в эфир выпуски новостей на основе материалов информационных агентств, прессы, информации радиостанции "Эхо Москвы", Интернета, но не имеют эксклюзивных сообщений, собственных корреспондентов и, естественно, не располагают разветвленной информационной службой.  Ведь, чтобы обеспечить фактически бесперебойный и надёжный новостной конвейер, необходимы:  
1.  штат профессиональных работников,  
2.  отлаженный механизм сбора информации, её быстрой и качественной обработки,  
3.  технические ресурсы,  
и, самое главное, - найти свой оригинальный стиль подачи информации, чтобы отличаться от соперников по эфиру.

На фоне подавляющего большинства музыкальных, музыкально-развлекательных, музыкально-информационных станций особое место занимают радиостанции так называемого "общего и новостного формата". Это станции, в программах которых серьезное место отведено информации, аналитическим передачам, художественным и другим.

 Свойства радио

Устная речь более экспрессивна, чем письменная. Радио в сравнении с печатной прессой и ТВ имеет свои особенности, значимые для ПР -  активности.

  1.  Использование устной речи создает эффект прямого обращения к слушателю - «персонального касания». Радио – это средство коммуникации «персона - персоне»
  2.  Значимость звуковых характеристик сообщений (привлекает голос ведущего, для привлечения аудитории в эфире радио звучит популярная музыка)
  3.  тексты новостей короче, чем в прессе, длина главной истории новостного выпуска – 100 слов и менее
  4.  Программные материалы могут производиться очень быстро и недорого. Программы, построенные на звонках от слушателей, ведутся в реальном времени
  5.  Радио общедоступно
  6.  Радио вездесуще – люди могут слушать радио, занимаясь другими делами
  7.  Радио может охватывать несколько этнических групп, вещая для каждой на ее языке
  8.  Радио – это медиа, страдающее от дисфункции, так как может восприниматься слушателями как фоновый шум, если они отдают предпочтение музыке перед человеческим голосом и продолжительность жизни радио – сообщения  также как телевизионного не превышает длительности его передачи
  9.  Радио в основном слушаю в определенное время  - 7-9 утра, 17-19 вечера

10. Радио наиболее оперативное СМИ.

 Недостатки:

1. Радиосообщения воспринимаются исключительно на слух. Значит, большое количество фактов, деталей, цифр затрудняет восприятие. Результаты экспериментов показали: «на слух» человеческий мозг способен воспринять и запомнить не более 20% информации. Улавливается главное – прежде всего, тема сообщения, его угловые моменты. Поэтому в радиосообщениях рекомендуется несколько (до пяти) раз повторять основные моменты, подбирая слова для одного и того же сообщения. Разнообразие стилистических форм призвано маскировать единообразие закладываемого в сознание людей содержания.

2. Еще один объективный недостаток радио заключается в том, что к радиопередаче невозможно «возвратиться». Нельзя «переспросить» радиоприемник, если чего-то недослышал или недопонял.

3. Недостатком радио как СМИ является и то, что радиостанции редко имеют постоянную аудиторию – она меняется даже в течение дня Поэтому на радио редки серийные программы.самую важную новостную информацию могут пустить в эфир в ближайшем выпуске новостей.

Радиопрограммы состоят из следующих материалов:

  1.  новостные программы;
  2.  программы прямого эфира, включая интервью и ток-шоу;
  3.  записанные программные материалы – записанные в студии или поставленные внешним источником;
  4.  специально произведенные версии ТВ-программ, предаваемые в прямом эфире или в записи;
  5.  программа «звоните - отвечаем».

 

В условиях роста телевидения радио не только не потеряло аудиторию, но и нашло пути для ее увеличения. В своем воздействии на слушателя радио пошло дальше телевидения, в стремлении глубже дифференцировать программы, рассчитанные на определенную аудиторию. Значительная ее часть предпочитает теперь слушать те передачи, и при этом постоянно, которые представляют для нее интерес.

 Сегодня более двух тысяч радиостанций передают свои программы в сеть Интернет.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58037. Завоевание арабов. Создание Арабского халифата 248.5 KB
  Рассмотреть историю создания Арабского халифата и возникновение ислама, ознакомиться с ярчайшими достижениями исламской культуры; усовершенствовать навыки работы с исторической картой
58038. Утворення національної держави в Італії 123 KB
  Мета: навчити учнів встановлювати хронологічну послідовність подій; визначати причини хід та наслідки об’єднання Італії; пояснювати терміни: поміркованоліберальний напрям об’єднання революційний напрям об’єднання; давати характеристику політичним лідерам даного періоду...
58039. Італія 104 KB
  Мета: Охарактеризувати процес розвитку Італії у повоєнні роки. Розкрити основні тенденції економічного, політичного, соціального розвитку. Показати основні проблеми, що стояли перед країною, і шляхи їх подолання.
58040. Побудова математичної моделі 120.5 KB
  Мета уроку: Сприяти формуванню практичних умінь і навичок розв’язувати задачі за допомогою рівнянь; розвивати логічне мислення; спонукати учнів до прояву творчої активності, ініціативи; розвивати вміння аналізувати, знаходити раціональні способи розв’язування задач.
58041. Підсумковий урок по темі «Чотирикутники» 220 KB
  Мета уроку: Повторити і систематизувати означення окремих видів чотирикутників і їх властивостей. Встановити зв’язок між обсягами понять. Вдосконалити в учнів уміння та навички розв’язувати задачі, використовуючи властивості чотирикутників...
58042. Особистісно орієнтоване навчання на уроках математики 116.5 KB
  Виходячи з принципів особистісно орієнтованого навчання учитель повинен дозволити учням засвоювати знання в тому темпі який визначається їхніми пізнавальним здібностями забезпечити засвоєння всіма учнями знань на рівні державних стандартів що дозволить їм продовжувати освіту або займатися трудовою діяльністю після отриманої спеціальної підготовки; дати можливість здібним учням максимально розвинути позитивні нахили і задовольнити свої пізнавльні інтереси...
58043. Узагальнена теорема Фалеса 228.5 KB
  Мета уроку: Закріпити знання учнів про зміст узагальненої теореми Фалеса а також про означення та властивості подібних трикутників; доповнити знання учнів історичними фактами з життя Фалеса та таких понять як пропорціональність відрізків та подібність фігур; удосконалювати вміння застосовувати вивчені твердження під час розв’язування задач практичного змісту. Ми з вами вивчаємо одну з найцікавіших тем геометрії Узагальнена теорема Фалеса. Чому найцікавіших Тому що знання узагальненої теореми Фалеса та означення подібності трикутників і їх...
58044. Функція в основній школі 346.5 KB
  Мета: повторити, систематизувати та узагальнити знання учнів з теми «Функція в основній школі»; удосконалювати вміння та навички у застосуванні цих знань при розвязуванні вправ; розвивати логічне та асоціативне мислення...
58045. Квадратична функція і її графік 82 KB
  Мета: розглянути побудову графіка функції y=x2bxc та її властивості використовуючи графік функції y = x2 навчитись знаходити значення функції значення аргументу розвивати вміння увагу й систематизувати вивчений матеріал; розвивати графічну грамотність.