18917

Тележурналистика: особенности, виды, способы финансирования

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Тележурналистика: особенности виды способы финансирования Находящееся на пике популярности самое массовое средство информации и развлечения телевидение сегодня – и одно из самых затратных и одно из самых прибыльных СМИ. В первой трети XX в. главную роль в этом ...

Русский

2013-07-10

68 KB

4 чел.

Тележурналистика: особенности, виды, способы  финансирования

 Находящееся на пике популярности, самое массовое средство информации и развлечения, телевидение сегодня – и одно из самых затратных, и одно из самых прибыльных СМИ.

В первой трети XX в. главную роль в этом выполняли кинематограф и радио, имевшие массовую аудиторию. В 1963 году в США ТВ отняло у прессы лидерство в качестве приоритетного источника новостей. Несколько позже это произошло и в России. В развитых странах ТВ собирает самую массовую аудиторию из всех СМИ благодаря своим коммуникационным возможностям.

 Начало 90-х годов – точка отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвигам в структуре средств массовой информации, в том числе и электронных: их демократизации, возникновению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий, связанных со вступлением в массовое информационное сообщество.

Провозглашение суверенитета России привело к созданию Российской телерадиокомпании. С большими трудностями вступало в строй Российское телевидение. Монопольное право Всесоюзной телерадиокомпании на технические средства позволяло ей всячески препятствовать нормальной работе Российского телевидения, которому был предоставлен второй канал. С 16 мая 1991 года стала регулярно выходить в эфир информационная программа РТР "Вести": сначала 1 раз в день, а затем - 3 раза, 4 раза. В 1996 г. "Вести" выходили в эфир 6 раз в день.
В систему телевидения и радиовещания входили телерадиоорганизации в национальных образованиях на территории Российской Федерации, краевые и областные телерадиоорганизации: городское радиовещание, районное радиовещание, низовое радиовещание.
В 90-е гг. в системе телерадиовещания Российской Федерации возникли также не государственные (альтернативные) организации. Учет зрительских интересов в условиях рынка сделал неизбежным новые подходы в дифференциации телеканалов. Кроме информационных программ по тематическому признаку строились музыкальные, кино, спортивные и другие программы; по адресному - программы для детей, молодежи, женщин и для другой аудитории. Кроме того, профилирование телеканалов шло по национальному, территориальному, временному признакам. Многопрограммность телевидения нашла свое проявление и в учредителе канала, и в источнике его финансирования (государственный, платный, общественный, коммерческий, арендный и др.)

Особенности ТВ как СМИ

Для ТВ свойственен «эффект присутствия»  - больше, чем для радио и газеты. «Эффект личного общения» сближает телевизионную коммуникацию с формами межличностного общения. Общение может быть прямым и опосредованным. Массовая коммуникация всегда носит опосредованный характер: пространственная или временная дистанция. Для ТВ дистанция может быть лишь временной – в случае прямого вещания.

Как средство, используемое для ПР - активности, ТВ обладает определенной спецификой:

  1.  Сочетание звук – движение – визуальность - цвет
  2.  В развитых странах ТВ - доминирующее средство развлечений, а в развивающихся  - элитное СМИ
  3.  Производство телепрограмм требует много времени и средств
  4.  ТВ требовательно к визуальной экспрессии и привлекательности материалов
  5.  время телеэфира дорого, потому ПР - информация имеет временные лимиты для представления – к примеру, вечерняя программа новостей должна состоять из 4000 слов и менее, что равно четырем колонкам стандартной газетной полосы
  6.  Телевизионная съемка требует специально оборудования и персонала
  7.  Тележурналистам нужно особо значимое и визуально экспрессивное событие

ТВ, как и радио, свойственна программность – то есть передача аудитории сообщений, определенным образом организованных. Еще в конце 1998 года в России насчитывалось около 2000 телевизионных и радиовещательных компаний, в том числе 100 государственных. В США в это время – более 1500 телевизионных компаний.

К числу наиболее широко вещающих на территории России (общероссийским) относятся Первый, РТР, НТВ, Культура, ТВЦ – телеканалы с государственным участием.

В сентябре 1999 года Первый канал (ранее ОРТ) начал вещание в цифровом формате на страны СНГ и Европы.

Эфирное, кабельное и спутниковое ТВ различается способом доставки сигнала. Эфирное ТВ передает сигнал по схеме: студия – передатчик – телевизор. В сети вещания городской станции предусмотрены «окна» - для программ студий округов. В «окнах» окружных студий предусмотрены блоки районных студий.

Кабельное ТВ: вещательная станция (в том числе вещающая через спутник) – принимающая станция (иногда со своей студией) – кабель – телевизор.

Спутниковое ТВ: спутник – антенна параболическая – телевизор.

Непосредственное или прямое спутниковое ТВ: прием сигнала со спутника прямо на антенну телезрителя в России началось с программ НТВ+.

ТВ программы выходят в Интернет. Развитие информационных технологий ведет к росту селективности, или избирательности, в восприятия информации телезрителем, телезритель становится более требовательным, что способствует развитию конкуренции среди каналов за долю рынка телеаудитории.

Аудитория аудиовизуальных СМИ обладает несколькими ключевыми характеристиками, определяющими ее экономическую ценность для рекламодателей. В их число входят:

  1.  массовость;
  2.  широкий географический охват;
  3.  анонимность при практическом отсутствии обратной связи;
  4.  неоднородность;
  5.  неорганизованность.

Появление массовой аудитории у телевидения и радиовещания (в дословном переводе с английского broadcasting  широковещание) определило и экономическую специфику аудиовизуальных СМИ. Возможность одновременного доступа рекламодателей к большому числу потребителей сформировала практику коммерческого телевидения, реализующего одну из ведущих концепций современной телеиндустрии. Именно в условиях коммерческого радио и телевидения зрители впервые получили возможность «бесплатного» доступа к программам. Коммерческому ТВ противостоит практика общественного вещания, основанная на признании особой социально-политической миссии аудиовизуальных СМИ. Обращаясь к массовой аудитории, непосредственно влияя на формирование общественного мнения и индивидуальных взглядов зрителей, вещание стало сегодня уникальным медиаинститутом, сердцевиной политической системы, механизмом создания национальной идентичности, с одной стороны, и массовой культуры – с другой.

Для обеих концепций – коммерческого и общественного вещания – «массовая аудитория» является ключевым понятием, поскольку она напрямую связана с экономическими основами телевизионной индустрии. В условиях коммерческого вещания массовая аудитория приравнивается к рынку потребителей, а максимизация аудитории означает максимизацию прибыли рекламодателей. Программная политика коммерческих телеканалов, таким образом, подчиняется именно этому положению. В случае коммерческого радиовещания максимизация прибыли связана с фрагментацией аудитории на основе ее музыкальных предпочтений, формирующихся на основе ряда характеристик – и демографических (возраст, пол), и социокультурных (уровень доходов, образование, принадлежность к этническим и религиозным сообществам).

Массовая аудитория, приравненная в концепции общественного вещания к обществу в целом, выступает и здесь как важный, хотя и не всегда единственный, источник финансирования. Абонентская плата зрителей за право смотреть общественные телеканалы и слушать общественное радио становится своеобразным добровольным «налогом на телевидение», который демократическое и гражданское общество возлагает на своих граждан.

Пионерами телевидения стали три технологически наиболее развитых для своего времени региона – США, Западная Европа (прежде всего Великобритания, Франция и Германия) и СССР. В каждом из них была создана собственная модель организации вещательной сферы. Коммерческое, общественное и государственное телевидение  таковы три ключевые организационно-программные модели, сложившиеся в телевидении этих регионов и использованные в качестве примера развития телеиндустрии в других странах.

Доминирующие модели организации телевизионной индустрии:

  1.  Коммерческое ТВ: США.
  2.  Общественное ТВ: Западная Европа (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, страны Северной Европы), Япония, Австралия, Индия, Канада.
  3.  Государственное ТВ: бывшие страны социализма, Китай.

В основе экономики коммерческих телесетей лежит продажа рекламы, хотя сети ведут и другие коммерческие операции на телерынке: производят и продают телепрограммы, реализуют аудио- и видеокассеты, торгуют авторскими правами на свои программы. В некоторых случаях телесети выступают и как игроки на финансовом рынке, проводя операции с ценными бумагами. В этом случае финансовая сфера считается вторичным рынком и не может приносить значительных прибылей. Главным доходом телесетей остается реклама, направленная прежде всего на массовую аудиторию.

Важнейшей характеристикой общественного телевидения традиционно являлось значительное внимание государства и политиков не только к сфере распределения частот, но и к выработке программной политики и к созданию организационной структуры вещательных компаний. Лорд Рейт, один из первых руководителей ВВС, отмечал, что общественное вещание является таким активом морального порядка, который «с годами приносит проценты в форме счастливых семей, развитой культуры и настоящего гражданства»1[1]. Утверждение подобных представлений об общественном вещании привело к формированию такой программной политики, которая отражала мнения политической элиты и их «выразителя» – общественного вещателя – о политической и гражданской позиции телепрограмм.

Различие коммерческого и общественного телевидения, конечно, не ограничивается только программной политикой. Экономические основы их деятельности также весьма различны. В отличие от коммерческого ТВ, финансируемого только за счет рекламы, общественное телевидение часто финансируется самими зрителями, которые вносят в бюджет общественных телекомпаний абонентскую плату (см. табл. 24. Глава 9). Исторически абонентская плата рассматривалась в большинстве стран Западной Европы как основной источник финансирования общественного ТВ. Но не везде экономические условия одинаковы, поэтому и экономика общественного ТВ различна. Так, общественное ТВ Германии создавалось в сложный послевоенный период, и полностью обеспечить его финансирование за счет абонентской платы оказалось невозможным. Именно поэтому законодатели ФРГ приняли решение о частичном финансировании ARD, первой немецкой общественной телекомпании, за счет рекламы. Но и само появление рекламы на телевидении Германии должно было стимулировать рост потребления, что также ведет к экономическому росту. В Испании же после перехода общества на путь реформирования создание общественного ТВ на традиционных экономических принципах вместо государственного, финансировавшегося за счет рекламы и спонсорства, оказалось практически невозможным. Именно поэтому сегодня испанское общественное телевидение финансируется за счет рекламы, а абонентской платы не существует.

Одним из ключевых отличий коммерческих телекомпаний от общественных является их отношение к аудитории. Для коммерческих сетей важнейшей задачей является привлечение пассивной массовой аудитории, то есть потребителей, общественные же вещатели – в идеале – рассматривают аудиторию как сообщество критически мыслящих граждан.

Экономика государственного телевидения – в отличие от коммерческого и общественного – не находится в прямой экономической зависимости от массовой аудитории, поскольку она финансируется централизованно и планово из государственного бюджета. В условиях плановой экономики, например в СССР, целевым образом выделялись средства на техническое функционирование и производство программ для национального вещательного монополиста – Гостелерадио. Правда, на ранних этапах развития государственного ТВ в СССР существовала особая абонентская плата – налог на телевизоры, составлявший 15% от общей стоимости телевизора. Но сложный механизм перераспределения средств между разными статьями в недрах государственного бюджета практически сводил на нет идею финансирования государственного ТВ самими зрителями.

Смешанная модель финансирования – государственный бюджет + реклама + спонсорская помощь крупных корпораций, близких к государственным структурам,  в последние годы получает все большее распространение в России, странах СНГ, многих азиатских государствах.

Это связано с ограниченностью государственных средств, выделяемых на финансирование вещания. Государственное ТВ не менее чем коммерческое или общественное, заинтересовано в массовом зрителе, хотя причины такого интереса иные. Максимизация его аудитории направлена на реализацию пропагандистских, манипулятивных или мобилизующих целей государства. Часто наряду с политической мобилизацией аудитории государственное вещание преследует и такие цели, как социальная и культурная интеграция населения, просвещение, развитие патриотизма и единой национальной идентичности.

Сегодня практически ни в одной стране с развитой рыночной экономикой не встречаются «чистые» модели ТВ. Доминирующая модель организации телеиндустрии – смешанная, в которой сосуществуют общественное и коммерческое ТВ или государственное и коммерческое, хотя их соотношение в разных странах неравномерно.

Варианты финансирования телевизионной индустрии

Тип финансирования

Преимущественное использование

Пример

Реклама

Все коммерческие вещатели

RTL (Германия),

Carlton (Великобритания)

Абонентская плата

Общественное вещание

ВВС (Великобритания),

SVT (Швеция)

Подписка

Кабельные и спутниковые каналы

BSkyB (Великобритания) Сапаl+ (Франция)

Плата за просмотр

Кабельные и спутниковые каналы

DFI

Добровольные пожертвования

Общественное вещание

PBS (США)

Государственные субсидии

Общественное вещание

СВС (Канада)

Почасовая оплата: «почти видео по заказу»

Кабельные и спутниковые каналы

Telepiu, DirecTV,

Canal Satellite (Франция)

Почасовая оплата: «видео по заказу»

Кабельные и спутниковые каналы

Time Warner/US West (США)

 

Заканчивая обзор основных источников финансирования современного ТВ, необходимо подчеркнуть, что происходящая на наших глазах фрагментация аудитории неизбежно приведет к развитию платного ТВ. Вполне вероятно, что доминирующая еще сегодня экономическая платформа – бесплатный доступ к ТВ + доход от рекламы, транслируемой на массовую аудиторию,  уступит место той, которая присутствует в газетно-журнальном бизнесе. Это значит, что зрители будут в возрастающей степени привлекаться к финансированию телевидения, хотя реклама и сохранит свое место на недорогих каналах.

1