18917

Тележурналистика: особенности, виды, способы финансирования

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Тележурналистика: особенности виды способы финансирования Находящееся на пике популярности самое массовое средство информации и развлечения телевидение сегодня – и одно из самых затратных и одно из самых прибыльных СМИ. В первой трети XX в. главную роль в этом ...

Русский

2013-07-10

68 KB

4 чел.

Тележурналистика: особенности, виды, способы  финансирования

 Находящееся на пике популярности, самое массовое средство информации и развлечения, телевидение сегодня – и одно из самых затратных, и одно из самых прибыльных СМИ.

В первой трети XX в. главную роль в этом выполняли кинематограф и радио, имевшие массовую аудиторию. В 1963 году в США ТВ отняло у прессы лидерство в качестве приоритетного источника новостей. Несколько позже это произошло и в России. В развитых странах ТВ собирает самую массовую аудиторию из всех СМИ благодаря своим коммуникационным возможностям.

 Начало 90-х годов – точка отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвигам в структуре средств массовой информации, в том числе и электронных: их демократизации, возникновению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий, связанных со вступлением в массовое информационное сообщество.

Провозглашение суверенитета России привело к созданию Российской телерадиокомпании. С большими трудностями вступало в строй Российское телевидение. Монопольное право Всесоюзной телерадиокомпании на технические средства позволяло ей всячески препятствовать нормальной работе Российского телевидения, которому был предоставлен второй канал. С 16 мая 1991 года стала регулярно выходить в эфир информационная программа РТР "Вести": сначала 1 раз в день, а затем - 3 раза, 4 раза. В 1996 г. "Вести" выходили в эфир 6 раз в день.
В систему телевидения и радиовещания входили телерадиоорганизации в национальных образованиях на территории Российской Федерации, краевые и областные телерадиоорганизации: городское радиовещание, районное радиовещание, низовое радиовещание.
В 90-е гг. в системе телерадиовещания Российской Федерации возникли также не государственные (альтернативные) организации. Учет зрительских интересов в условиях рынка сделал неизбежным новые подходы в дифференциации телеканалов. Кроме информационных программ по тематическому признаку строились музыкальные, кино, спортивные и другие программы; по адресному - программы для детей, молодежи, женщин и для другой аудитории. Кроме того, профилирование телеканалов шло по национальному, территориальному, временному признакам. Многопрограммность телевидения нашла свое проявление и в учредителе канала, и в источнике его финансирования (государственный, платный, общественный, коммерческий, арендный и др.)

Особенности ТВ как СМИ

Для ТВ свойственен «эффект присутствия»  - больше, чем для радио и газеты. «Эффект личного общения» сближает телевизионную коммуникацию с формами межличностного общения. Общение может быть прямым и опосредованным. Массовая коммуникация всегда носит опосредованный характер: пространственная или временная дистанция. Для ТВ дистанция может быть лишь временной – в случае прямого вещания.

Как средство, используемое для ПР - активности, ТВ обладает определенной спецификой:

  1.  Сочетание звук – движение – визуальность - цвет
  2.  В развитых странах ТВ - доминирующее средство развлечений, а в развивающихся  - элитное СМИ
  3.  Производство телепрограмм требует много времени и средств
  4.  ТВ требовательно к визуальной экспрессии и привлекательности материалов
  5.  время телеэфира дорого, потому ПР - информация имеет временные лимиты для представления – к примеру, вечерняя программа новостей должна состоять из 4000 слов и менее, что равно четырем колонкам стандартной газетной полосы
  6.  Телевизионная съемка требует специально оборудования и персонала
  7.  Тележурналистам нужно особо значимое и визуально экспрессивное событие

ТВ, как и радио, свойственна программность – то есть передача аудитории сообщений, определенным образом организованных. Еще в конце 1998 года в России насчитывалось около 2000 телевизионных и радиовещательных компаний, в том числе 100 государственных. В США в это время – более 1500 телевизионных компаний.

К числу наиболее широко вещающих на территории России (общероссийским) относятся Первый, РТР, НТВ, Культура, ТВЦ – телеканалы с государственным участием.

В сентябре 1999 года Первый канал (ранее ОРТ) начал вещание в цифровом формате на страны СНГ и Европы.

Эфирное, кабельное и спутниковое ТВ различается способом доставки сигнала. Эфирное ТВ передает сигнал по схеме: студия – передатчик – телевизор. В сети вещания городской станции предусмотрены «окна» - для программ студий округов. В «окнах» окружных студий предусмотрены блоки районных студий.

Кабельное ТВ: вещательная станция (в том числе вещающая через спутник) – принимающая станция (иногда со своей студией) – кабель – телевизор.

Спутниковое ТВ: спутник – антенна параболическая – телевизор.

Непосредственное или прямое спутниковое ТВ: прием сигнала со спутника прямо на антенну телезрителя в России началось с программ НТВ+.

ТВ программы выходят в Интернет. Развитие информационных технологий ведет к росту селективности, или избирательности, в восприятия информации телезрителем, телезритель становится более требовательным, что способствует развитию конкуренции среди каналов за долю рынка телеаудитории.

Аудитория аудиовизуальных СМИ обладает несколькими ключевыми характеристиками, определяющими ее экономическую ценность для рекламодателей. В их число входят:

  1.  массовость;
  2.  широкий географический охват;
  3.  анонимность при практическом отсутствии обратной связи;
  4.  неоднородность;
  5.  неорганизованность.

Появление массовой аудитории у телевидения и радиовещания (в дословном переводе с английского broadcasting  широковещание) определило и экономическую специфику аудиовизуальных СМИ. Возможность одновременного доступа рекламодателей к большому числу потребителей сформировала практику коммерческого телевидения, реализующего одну из ведущих концепций современной телеиндустрии. Именно в условиях коммерческого радио и телевидения зрители впервые получили возможность «бесплатного» доступа к программам. Коммерческому ТВ противостоит практика общественного вещания, основанная на признании особой социально-политической миссии аудиовизуальных СМИ. Обращаясь к массовой аудитории, непосредственно влияя на формирование общественного мнения и индивидуальных взглядов зрителей, вещание стало сегодня уникальным медиаинститутом, сердцевиной политической системы, механизмом создания национальной идентичности, с одной стороны, и массовой культуры – с другой.

Для обеих концепций – коммерческого и общественного вещания – «массовая аудитория» является ключевым понятием, поскольку она напрямую связана с экономическими основами телевизионной индустрии. В условиях коммерческого вещания массовая аудитория приравнивается к рынку потребителей, а максимизация аудитории означает максимизацию прибыли рекламодателей. Программная политика коммерческих телеканалов, таким образом, подчиняется именно этому положению. В случае коммерческого радиовещания максимизация прибыли связана с фрагментацией аудитории на основе ее музыкальных предпочтений, формирующихся на основе ряда характеристик – и демографических (возраст, пол), и социокультурных (уровень доходов, образование, принадлежность к этническим и религиозным сообществам).

Массовая аудитория, приравненная в концепции общественного вещания к обществу в целом, выступает и здесь как важный, хотя и не всегда единственный, источник финансирования. Абонентская плата зрителей за право смотреть общественные телеканалы и слушать общественное радио становится своеобразным добровольным «налогом на телевидение», который демократическое и гражданское общество возлагает на своих граждан.

Пионерами телевидения стали три технологически наиболее развитых для своего времени региона – США, Западная Европа (прежде всего Великобритания, Франция и Германия) и СССР. В каждом из них была создана собственная модель организации вещательной сферы. Коммерческое, общественное и государственное телевидение  таковы три ключевые организационно-программные модели, сложившиеся в телевидении этих регионов и использованные в качестве примера развития телеиндустрии в других странах.

Доминирующие модели организации телевизионной индустрии:

  1.  Коммерческое ТВ: США.
  2.  Общественное ТВ: Западная Европа (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, страны Северной Европы), Япония, Австралия, Индия, Канада.
  3.  Государственное ТВ: бывшие страны социализма, Китай.

В основе экономики коммерческих телесетей лежит продажа рекламы, хотя сети ведут и другие коммерческие операции на телерынке: производят и продают телепрограммы, реализуют аудио- и видеокассеты, торгуют авторскими правами на свои программы. В некоторых случаях телесети выступают и как игроки на финансовом рынке, проводя операции с ценными бумагами. В этом случае финансовая сфера считается вторичным рынком и не может приносить значительных прибылей. Главным доходом телесетей остается реклама, направленная прежде всего на массовую аудиторию.

Важнейшей характеристикой общественного телевидения традиционно являлось значительное внимание государства и политиков не только к сфере распределения частот, но и к выработке программной политики и к созданию организационной структуры вещательных компаний. Лорд Рейт, один из первых руководителей ВВС, отмечал, что общественное вещание является таким активом морального порядка, который «с годами приносит проценты в форме счастливых семей, развитой культуры и настоящего гражданства»1[1]. Утверждение подобных представлений об общественном вещании привело к формированию такой программной политики, которая отражала мнения политической элиты и их «выразителя» – общественного вещателя – о политической и гражданской позиции телепрограмм.

Различие коммерческого и общественного телевидения, конечно, не ограничивается только программной политикой. Экономические основы их деятельности также весьма различны. В отличие от коммерческого ТВ, финансируемого только за счет рекламы, общественное телевидение часто финансируется самими зрителями, которые вносят в бюджет общественных телекомпаний абонентскую плату (см. табл. 24. Глава 9). Исторически абонентская плата рассматривалась в большинстве стран Западной Европы как основной источник финансирования общественного ТВ. Но не везде экономические условия одинаковы, поэтому и экономика общественного ТВ различна. Так, общественное ТВ Германии создавалось в сложный послевоенный период, и полностью обеспечить его финансирование за счет абонентской платы оказалось невозможным. Именно поэтому законодатели ФРГ приняли решение о частичном финансировании ARD, первой немецкой общественной телекомпании, за счет рекламы. Но и само появление рекламы на телевидении Германии должно было стимулировать рост потребления, что также ведет к экономическому росту. В Испании же после перехода общества на путь реформирования создание общественного ТВ на традиционных экономических принципах вместо государственного, финансировавшегося за счет рекламы и спонсорства, оказалось практически невозможным. Именно поэтому сегодня испанское общественное телевидение финансируется за счет рекламы, а абонентской платы не существует.

Одним из ключевых отличий коммерческих телекомпаний от общественных является их отношение к аудитории. Для коммерческих сетей важнейшей задачей является привлечение пассивной массовой аудитории, то есть потребителей, общественные же вещатели – в идеале – рассматривают аудиторию как сообщество критически мыслящих граждан.

Экономика государственного телевидения – в отличие от коммерческого и общественного – не находится в прямой экономической зависимости от массовой аудитории, поскольку она финансируется централизованно и планово из государственного бюджета. В условиях плановой экономики, например в СССР, целевым образом выделялись средства на техническое функционирование и производство программ для национального вещательного монополиста – Гостелерадио. Правда, на ранних этапах развития государственного ТВ в СССР существовала особая абонентская плата – налог на телевизоры, составлявший 15% от общей стоимости телевизора. Но сложный механизм перераспределения средств между разными статьями в недрах государственного бюджета практически сводил на нет идею финансирования государственного ТВ самими зрителями.

Смешанная модель финансирования – государственный бюджет + реклама + спонсорская помощь крупных корпораций, близких к государственным структурам,  в последние годы получает все большее распространение в России, странах СНГ, многих азиатских государствах.

Это связано с ограниченностью государственных средств, выделяемых на финансирование вещания. Государственное ТВ не менее чем коммерческое или общественное, заинтересовано в массовом зрителе, хотя причины такого интереса иные. Максимизация его аудитории направлена на реализацию пропагандистских, манипулятивных или мобилизующих целей государства. Часто наряду с политической мобилизацией аудитории государственное вещание преследует и такие цели, как социальная и культурная интеграция населения, просвещение, развитие патриотизма и единой национальной идентичности.

Сегодня практически ни в одной стране с развитой рыночной экономикой не встречаются «чистые» модели ТВ. Доминирующая модель организации телеиндустрии – смешанная, в которой сосуществуют общественное и коммерческое ТВ или государственное и коммерческое, хотя их соотношение в разных странах неравномерно.

Варианты финансирования телевизионной индустрии

Тип финансирования

Преимущественное использование

Пример

Реклама

Все коммерческие вещатели

RTL (Германия),

Carlton (Великобритания)

Абонентская плата

Общественное вещание

ВВС (Великобритания),

SVT (Швеция)

Подписка

Кабельные и спутниковые каналы

BSkyB (Великобритания) Сапаl+ (Франция)

Плата за просмотр

Кабельные и спутниковые каналы

DFI

Добровольные пожертвования

Общественное вещание

PBS (США)

Государственные субсидии

Общественное вещание

СВС (Канада)

Почасовая оплата: «почти видео по заказу»

Кабельные и спутниковые каналы

Telepiu, DirecTV,

Canal Satellite (Франция)

Почасовая оплата: «видео по заказу»

Кабельные и спутниковые каналы

Time Warner/US West (США)

 

Заканчивая обзор основных источников финансирования современного ТВ, необходимо подчеркнуть, что происходящая на наших глазах фрагментация аудитории неизбежно приведет к развитию платного ТВ. Вполне вероятно, что доминирующая еще сегодня экономическая платформа – бесплатный доступ к ТВ + доход от рекламы, транслируемой на массовую аудиторию,  уступит место той, которая присутствует в газетно-журнальном бизнесе. Это значит, что зрители будут в возрастающей степени привлекаться к финансированию телевидения, хотя реклама и сохранит свое место на недорогих каналах.

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49875. Усилитель звуковой частоты 3.16 MB
  ВЫБОР ОБОСНОВАНИЕ И РАСЧЕТ СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ УСИЛИТЕЛЯ. РАСЧЕТ АЧХ УСИЛИТЕЛЯ. По номинальному входному напряжению 100 мВ и внутреннему сопротивлению источника сигнала 700 Ом можно предположить что источником сигнала для данного усилителя является микрофон. ВЫБОР ОБОСНОВАНИЕ И РАСЧЕТ СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ УСИЛИТЕЛЯ.
49877. Усилитель звуковой частоты. Расчет АЧХ усилителя 3.16 MB
  ВЫБОР ОБОСНОВАНИЕ И РАСЧЕТ СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ УСИЛИТЕЛЯ. РАСЧЕТ АЧХ УСИЛИТЕЛЯ. По номинальному входному напряжению 20 мВ и внутреннему сопротивлению источника сигнала 250 Ом можно предположить что источником сигнала для данного усилителя является микрофон. ВЫБОР ОБОСНОВАНИЕ И РАСЧЕТ СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ УСИЛИТЕЛЯ.
49879. Применение нейронных сетей при оценке платежеспособности заемщика банка Драгоценности Урала 1.99 MB
  Искусственные нейронные сети. Нейросети в финансах и банковском деле Нейронные сети и нейрокомпьютеры это одно из направлений компьютерной индустрии в основе которого лежит идея создания искусственных интеллектуальных устройств по образу и подобию человеческого мозга. Искусственный нейронные сети в значительной мере заимствуют принципы работы головного мозга.
49880. Исследование моделей представления знаний и разработка прототипа экспертной системы поддержки принятия решений для предметной области управления сборкой двигателей внутреннего сгорания 3.43 MB
  Укомплектовать объект: ДВС субъект: УСД компоненты: Комплектующие Узел поддействия: условия активизации: Комплектующие Объеденены = flse Узел У_Находится_в = Склад готовой продукции результат: УСД Укомплектован ДВС = истина Комплектующие Объеденены = true Комплектующие Объеденены ДВС = истина ДВС Укомплектован = true Узел Объеденен Узел = истина Узел У_Укомплектованность = Продукт действие верхнего уровня: 1.2 Упаковать объект: Готовый_продукт субъект: УСД компоненты: Коробка ДВС поддействия: условия активизации: УСД...
49881. Cинтез и анализ цифрового фильтра 1.09 MB
  Дискретная обработка аналогового сигнала. Математическая модель сигнала. Расчёт спектральной плотности сигнала. Дискретизация сигнала.
49882. Разработка нейронной сети 1.4 MB
  Нейронные сети Основы работы нейронной сети. Рассмотрение нейросети на примере.
49883. Использование эффекта оптической активности для измерения физических величин 375 KB
  Очень интересно явление вращение плоскости поляризации света при его прохождении через среду. Свойство вещества поворачивать плоскость поляризации света называется естественной оптической активностью. Оптическая активность способность вещества: твердого жидкого или газа ─ вращать плоскость поляризации проходящего через него света. Он же установил что: а угол j поворота плоскости поляризации линейно зависит от толщины l слоя активного вещества или его раствора и концентрации с этого вещества:...