18918

Социальные функции массовой коммуникации. Структурно-функциональный подход к анализу массовой коммуникации

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Социальные функции массовой коммуникации. Структурнофункциональный подход к анализу массовой коммуникации Конецкая Социология коммуникации Изучение МК как социального явления возникло в 20ые годы ХХ века ее проблемы рассматривались в контексте общей социоло...

Русский

2013-07-10

36.5 KB

79 чел.

Социальные функции массовой коммуникации. Структурно- функциональный подход к анализу массовой коммуникации

 

Конецкая, Социология коммуникации

Изучение МК как социального явления возникло в 20-ые годы ХХ века, ее проблемы рассматривались в контексте общей социологии. Начало изучения связывают с именем Макса Вебера, который в 1919 году методологически обосновал необходимость изучения периодической печати в социологическом аспекте, убедительно показав ориентации прессы на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Существует множество теорий, направленных на изучение МК. Все их можно определить к одной из трех групп в соответствии с доминирующей функцией: 1) Функция политического контроля; 2) функция опосредованного духовного контроля; 3) культурологическая функция.

Ко второй группе относится структурно-функциональная теория, в рамках которой СМИ рассматриваются как самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных политических правил. К важнейшим функциям МК относятся интегрирующая, обеспечивающая преемственность господствующей культуры, развлекательная и мобилизующая людей к активным действиям.

В основе социальных функций массовой коммуникации лежат потребности общества как целостной системы. Потребности общества имеют объективный характер, то есть они не зависят от желаний, настроений, взглядов людей. Однако  массовая коммуникация является общением социальных  групп, состоящих из живых реальных людей, наделенных разумом, волей, чувствами, желаниями. В силу этого члены общества обладают определенными субъективными, т.е. психологическими потребностями, и массовая коммуникация, для того, чтобы выполнить свои социальные функции, не может не учитывать этого. Иначе сообщения, передаваемые средствами массовой коммуникации, могут быть либо не поняты, либо не приняты аудиторией.

Мотивы использования СМИ аудиторией:

  1.  Познание. СМК позволяю удовлетворить когнитивные потребности людей, основанные на желании исследовать и изменить окружающую среду.
  2.  Разнообразие. Стимулирование  - эмоциональное и интеллектуальное воздействие СМИ на людей. Расслабление – избавление от сенсорной перегрузки, переключение с повседневных забот на отдых. Эмоциональная разрядка – мыльные оперы и трагические истории.
  3.  Социальная полезность – СМИ помогают человеку реализовывать потребность в укреплении контактов с семьей, друзьями другими членами общества. Материалы СМИ – повод для обсуждения – «валюта» общения.
  4.  Уход. С помощью СМИ люди могут избегать конкретной деятельности, уходить от нее, создавать барьер между собой и другими людьми или какой-либо деятельностью.

Социальные функции СМК (по лекциям Богдановой М.В.)

  1.  Присвоение статуса. СМК присваивают статус общественным проблемам, личностям, организациям, СМК наделяют престижем. Усиливают власть тех или иных групп и индивидов, легитимизируют, то есть делают легальным разделение анонимной массы (присвоение статусов)
  2.  Укрепление социальных норм. СМК могут инициировать организованные социальные действия показом условий, отличающихся от общественной морали (Индивидуально терпимое --- общественно приемлемое)
  3.  Дисфункция «наркотизации». Считается, что широкое распространение СМК вызывает лишь искусственную информированность людей об общественных проблемах. Все больше времени проводится за «проглатыванием» информации,  меньше отдается реальному организованному социальному действию. Человек может быть широко информированным, но может и не замечать свою оторванность от принятия решений и действий. Он рассматривает свои вторичные контакты с миром реальности как «замещающие» действия. Он отождествляет свои знания о проблеме с действиями в отношении этих проблем (СМИ  - один из социальных наркотиков).

В современном российском контексте масс-медиа перестали быть напряженной, обсуждаемой точкой публичного пространства, они утратили лидерскую роль. Сегодня СМИ работаю на самого широкого зрителя, и взяли на себя функцию информационно-сенсационного и развлекательного «массажа».

Социальные функции СМИ (по Алешиной):

  1.  надзор или наблюдение.

Надзор может быть предостерегающим, предупреждающим об опасности – о надвигающемся экономическом или политическом кризисе, стихийном бедствии или военной угрозе. Но может быть и инструментальным – когда СМИ передают  информацию, полезную для повседневной жизни – о новых товарах и услугах, ценах на товары, о возможностях профессионального роста и проведения досуга.

  1.  Интерпретация.

СМИ не только сообщают о событиях и фактах, но и представляют информацию о их значении и роли. Масс-медиа имеют возможность представить аудитории спектр позиций, недоступных через межличностную коммуникацию.

  1.  Соединение, связь.

СМИ способны соединить вместе межличностными каналами различные части общества между собой напрямую. Избиратели через СМИ узнают о деятельности своих представителей в парламенте. Реклама соединяет покупателя и продавца. Профильные издания соединяют людей со сходными интересами в области профессии, политики, досуга.

  1.  Трансмиссия или передача ценностей.

СМИ представляют портрет общества, а люди через СМИ воспринимают ценности, нормы, правила поведения. Медиа демонстрирует ролевые модели (демократа, патриота, либерала, семьянина, предпринимателя, профессионала), которые телезрители, радиослушатели и читатели наблюдают и имитируют.

  1.  Развлечение. СМИ делают развлечение доступным для большого числа людей по

относительно низкой цене.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47274. Определение номинальной мощности трансформаторных подстанций (ТП) 20/0,4 кВ и расстановка ТП на территории района 3.78 MB
  Источником пищеприготовления электроэнергии для электроснабжения заданного района является теплоэлектроцентраль (ТЭЦ), расположенная на расстоянии от района. Номинально напряжение источника питания составляет...
47275. Организация системы видеонаблюдения в главном корпусе Башкирского ГАУ 2.44 MB
  Система видеонаблюдения на базе видеорегистратора. Используемые в данной системе видеонаблюдения камеры являются аналоговыми. Данный тип камер преобразует видеосигнал в формат, который может быть получен телевизионным или другим приемником, например охранным монитором. В то же время система видеонаблюдения является цифровой, так как полученные данные сохраняются на цифровой носитель.
47277. Устройство рулевого управления Зил 5301 76.44 KB
  Для надежности соединений деталей рулевого привода пробки наконечников продольной рулевой тяги автомобиль ЗИЛ5301 и гайки крепления поворотных рычагов и шаровых пальцев зашплинтованы.Все шарнирные соединения рулевого привода для уменьшения износа деталей смазываются через масленки и имеют защитные приспособления от попадания грязи и вытекания смазки. При повороте колёс или наезде на препятствие детали рулевого привода перемещаются друг относительно друга как в вертикальной так и в горизонтальной плоскостях.
47279. Структура тормозного управления автомобиля и требования, предъявляемые к нему 446.74 KB
  Каждая из этих систем включает в себя тормозные механизмы обеспечивающие создание сопротивления движению автомобиля и тормозной привод необходимый для управления тормозными механизмами. К тормозной системе автомобиля предъявляются высокие требования. Стояночная тормозная система выполняет также функцию аварийной тормозной системы в случае выхода из строя рабочей тормозной системы. Каждая тормозная система состоит из тормозных механизмов которые обеспечивают затормаживание колес или вал трансмиссий и тормозного привода приводящего в...
47280. Разработка сети электроснабжения нового района города и коттеджного поселка 5.19 MB
  Построение вариантов схемы сети 380 В города и коттеджного поселка. Техникоэкономическое сравнение и выбор оптимального варианта схемы городской сети 380 В. Построение конкурентно способных вариантов схемы сети 10 кВ с учетом коттеджного поселка и выбор электрооборудования.
47282. Классификация и общая характеристика учреждений, предоставляющих социальные услуги 235 KB
  Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания это предоставление услуг социального характера консультаций материальной помощи помощи беженцам и аналогичных услуг отдельным лицам и семьям на дому или в других местах. К учреждениям оказывающим социальные услуги без обеспечения проживания относятся комплексные центры социального обслуживания центры социального обслуживания семьи и детей центры социального обслуживания лиц без определенного места жительства и т. В центрах социального обслуживания населения и в отделах...