18918

Социальные функции массовой коммуникации. Структурно-функциональный подход к анализу массовой коммуникации

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Социальные функции массовой коммуникации. Структурнофункциональный подход к анализу массовой коммуникации Конецкая Социология коммуникации Изучение МК как социального явления возникло в 20ые годы ХХ века ее проблемы рассматривались в контексте общей социоло...

Русский

2013-07-10

36.5 KB

69 чел.

Социальные функции массовой коммуникации. Структурно- функциональный подход к анализу массовой коммуникации

 

Конецкая, Социология коммуникации

Изучение МК как социального явления возникло в 20-ые годы ХХ века, ее проблемы рассматривались в контексте общей социологии. Начало изучения связывают с именем Макса Вебера, который в 1919 году методологически обосновал необходимость изучения периодической печати в социологическом аспекте, убедительно показав ориентации прессы на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Существует множество теорий, направленных на изучение МК. Все их можно определить к одной из трех групп в соответствии с доминирующей функцией: 1) Функция политического контроля; 2) функция опосредованного духовного контроля; 3) культурологическая функция.

Ко второй группе относится структурно-функциональная теория, в рамках которой СМИ рассматриваются как самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных политических правил. К важнейшим функциям МК относятся интегрирующая, обеспечивающая преемственность господствующей культуры, развлекательная и мобилизующая людей к активным действиям.

В основе социальных функций массовой коммуникации лежат потребности общества как целостной системы. Потребности общества имеют объективный характер, то есть они не зависят от желаний, настроений, взглядов людей. Однако  массовая коммуникация является общением социальных  групп, состоящих из живых реальных людей, наделенных разумом, волей, чувствами, желаниями. В силу этого члены общества обладают определенными субъективными, т.е. психологическими потребностями, и массовая коммуникация, для того, чтобы выполнить свои социальные функции, не может не учитывать этого. Иначе сообщения, передаваемые средствами массовой коммуникации, могут быть либо не поняты, либо не приняты аудиторией.

Мотивы использования СМИ аудиторией:

  1.  Познание. СМК позволяю удовлетворить когнитивные потребности людей, основанные на желании исследовать и изменить окружающую среду.
  2.  Разнообразие. Стимулирование  - эмоциональное и интеллектуальное воздействие СМИ на людей. Расслабление – избавление от сенсорной перегрузки, переключение с повседневных забот на отдых. Эмоциональная разрядка – мыльные оперы и трагические истории.
  3.  Социальная полезность – СМИ помогают человеку реализовывать потребность в укреплении контактов с семьей, друзьями другими членами общества. Материалы СМИ – повод для обсуждения – «валюта» общения.
  4.  Уход. С помощью СМИ люди могут избегать конкретной деятельности, уходить от нее, создавать барьер между собой и другими людьми или какой-либо деятельностью.

Социальные функции СМК (по лекциям Богдановой М.В.)

  1.  Присвоение статуса. СМК присваивают статус общественным проблемам, личностям, организациям, СМК наделяют престижем. Усиливают власть тех или иных групп и индивидов, легитимизируют, то есть делают легальным разделение анонимной массы (присвоение статусов)
  2.  Укрепление социальных норм. СМК могут инициировать организованные социальные действия показом условий, отличающихся от общественной морали (Индивидуально терпимое --- общественно приемлемое)
  3.  Дисфункция «наркотизации». Считается, что широкое распространение СМК вызывает лишь искусственную информированность людей об общественных проблемах. Все больше времени проводится за «проглатыванием» информации,  меньше отдается реальному организованному социальному действию. Человек может быть широко информированным, но может и не замечать свою оторванность от принятия решений и действий. Он рассматривает свои вторичные контакты с миром реальности как «замещающие» действия. Он отождествляет свои знания о проблеме с действиями в отношении этих проблем (СМИ  - один из социальных наркотиков).

В современном российском контексте масс-медиа перестали быть напряженной, обсуждаемой точкой публичного пространства, они утратили лидерскую роль. Сегодня СМИ работаю на самого широкого зрителя, и взяли на себя функцию информационно-сенсационного и развлекательного «массажа».

Социальные функции СМИ (по Алешиной):

  1.  надзор или наблюдение.

Надзор может быть предостерегающим, предупреждающим об опасности – о надвигающемся экономическом или политическом кризисе, стихийном бедствии или военной угрозе. Но может быть и инструментальным – когда СМИ передают  информацию, полезную для повседневной жизни – о новых товарах и услугах, ценах на товары, о возможностях профессионального роста и проведения досуга.

  1.  Интерпретация.

СМИ не только сообщают о событиях и фактах, но и представляют информацию о их значении и роли. Масс-медиа имеют возможность представить аудитории спектр позиций, недоступных через межличностную коммуникацию.

  1.  Соединение, связь.

СМИ способны соединить вместе межличностными каналами различные части общества между собой напрямую. Избиратели через СМИ узнают о деятельности своих представителей в парламенте. Реклама соединяет покупателя и продавца. Профильные издания соединяют людей со сходными интересами в области профессии, политики, досуга.

  1.  Трансмиссия или передача ценностей.

СМИ представляют портрет общества, а люди через СМИ воспринимают ценности, нормы, правила поведения. Медиа демонстрирует ролевые модели (демократа, патриота, либерала, семьянина, предпринимателя, профессионала), которые телезрители, радиослушатели и читатели наблюдают и имитируют.

  1.  Развлечение. СМИ делают развлечение доступным для большого числа людей по

относительно низкой цене.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59310. Інтонація та розділові знаки між простими реченнями в складносурядному 38.5 KB
  Які речення називається складносурядним 2. Які смислові зв’язки існують між простими реченнями у складносурядному 3. ЗАВДАННЯ: записити й виразно з інтонацією прочитати речення.
59311. ЕНЕРГІЯ ЗМІН: МОЛОДЬ ВИБИРАЄ ЗДОРОВЯ 59 KB
  Допомогти учням зрозуміти значення всіх складових і факторів здоров’я. Вчити усвідомлювати основну мету здорової людини повноцінне життя як громадянина; можливість кожної особи реалізувати свій творчий і фізичний потенціал успадкований від батьків...
59312. Святий Миколай-найяскравіший приклад добродійництва і милосердя 40.5 KB
  Трошки допоможи мамі бо святий Миколай все бачить і чує. Гануся: Мамо мамо а хто такий святий Миколай Мама: Ой діти то довга історія а я немаю часу розповідати. Жив в однім краю служив Господу Богу і людям єпископ Миколай.
59314. Кайдашева сімя – зразок реалістичної соціально-побутової повісті 45 KB
  Кайдашева сім’я зразок реалістичної соціальнопобутової повісті. Нечуя-Левицького Кайдашева сім’я€. ВИХОВНА: виховувати повагу до старшого покоління показати огидність сімейних конфліктів. Історія написання повісті €œКайдашева сім’я€.
59315. Дозвольте колядувати – дім звеселяти 56 KB
  Хід заняття: діти заходять до залу Вихователь: Діти нещодавно ми святкували Різдвяні свята. Діти а що це за свято Різдво Що це за день Діти Це день коли народився Ісус Христос. діти беруться за руки попарно Всі – Мирмиром пироги з сиром варенички в маслі Ми дружечки красні.
59316. Веселі старти 26.5 KB
  Естафета 1: Передай швидше м’яч†Естафета заключається в тому яка команда швидше передасть м’яч. Виграла та команда в якої командир найшвидше від всіх інших стане на своє попереднє місце. по команді марш†вся команда взявшись за руки біжить поміж прапорцями так щоб вони не впали. Команда біжить в кінець залу і вертається так само.
59317. Бал ввічливості. Свято ввічливості 38.5 KB
  Ведучий: Кожний бал діти розпочинається €œбальним танцем€. Ведучий: Шановні мушкетери Просимо вас прочитати лекцію будьласка мушкетери. Пан Коцький: вітає Привіт А я запізнився Про що ви тут розмовляєте Ведучий: Так ти запізнився А ми про ввічливість говоримо.