18918

Социальные функции массовой коммуникации. Структурно-функциональный подход к анализу массовой коммуникации

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Социальные функции массовой коммуникации. Структурнофункциональный подход к анализу массовой коммуникации Конецкая Социология коммуникации Изучение МК как социального явления возникло в 20ые годы ХХ века ее проблемы рассматривались в контексте общей социоло...

Русский

2013-07-10

36.5 KB

70 чел.

Социальные функции массовой коммуникации. Структурно- функциональный подход к анализу массовой коммуникации

 

Конецкая, Социология коммуникации

Изучение МК как социального явления возникло в 20-ые годы ХХ века, ее проблемы рассматривались в контексте общей социологии. Начало изучения связывают с именем Макса Вебера, который в 1919 году методологически обосновал необходимость изучения периодической печати в социологическом аспекте, убедительно показав ориентации прессы на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Существует множество теорий, направленных на изучение МК. Все их можно определить к одной из трех групп в соответствии с доминирующей функцией: 1) Функция политического контроля; 2) функция опосредованного духовного контроля; 3) культурологическая функция.

Ко второй группе относится структурно-функциональная теория, в рамках которой СМИ рассматриваются как самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных политических правил. К важнейшим функциям МК относятся интегрирующая, обеспечивающая преемственность господствующей культуры, развлекательная и мобилизующая людей к активным действиям.

В основе социальных функций массовой коммуникации лежат потребности общества как целостной системы. Потребности общества имеют объективный характер, то есть они не зависят от желаний, настроений, взглядов людей. Однако  массовая коммуникация является общением социальных  групп, состоящих из живых реальных людей, наделенных разумом, волей, чувствами, желаниями. В силу этого члены общества обладают определенными субъективными, т.е. психологическими потребностями, и массовая коммуникация, для того, чтобы выполнить свои социальные функции, не может не учитывать этого. Иначе сообщения, передаваемые средствами массовой коммуникации, могут быть либо не поняты, либо не приняты аудиторией.

Мотивы использования СМИ аудиторией:

  1.  Познание. СМК позволяю удовлетворить когнитивные потребности людей, основанные на желании исследовать и изменить окружающую среду.
  2.  Разнообразие. Стимулирование  - эмоциональное и интеллектуальное воздействие СМИ на людей. Расслабление – избавление от сенсорной перегрузки, переключение с повседневных забот на отдых. Эмоциональная разрядка – мыльные оперы и трагические истории.
  3.  Социальная полезность – СМИ помогают человеку реализовывать потребность в укреплении контактов с семьей, друзьями другими членами общества. Материалы СМИ – повод для обсуждения – «валюта» общения.
  4.  Уход. С помощью СМИ люди могут избегать конкретной деятельности, уходить от нее, создавать барьер между собой и другими людьми или какой-либо деятельностью.

Социальные функции СМК (по лекциям Богдановой М.В.)

  1.  Присвоение статуса. СМК присваивают статус общественным проблемам, личностям, организациям, СМК наделяют престижем. Усиливают власть тех или иных групп и индивидов, легитимизируют, то есть делают легальным разделение анонимной массы (присвоение статусов)
  2.  Укрепление социальных норм. СМК могут инициировать организованные социальные действия показом условий, отличающихся от общественной морали (Индивидуально терпимое --- общественно приемлемое)
  3.  Дисфункция «наркотизации». Считается, что широкое распространение СМК вызывает лишь искусственную информированность людей об общественных проблемах. Все больше времени проводится за «проглатыванием» информации,  меньше отдается реальному организованному социальному действию. Человек может быть широко информированным, но может и не замечать свою оторванность от принятия решений и действий. Он рассматривает свои вторичные контакты с миром реальности как «замещающие» действия. Он отождествляет свои знания о проблеме с действиями в отношении этих проблем (СМИ  - один из социальных наркотиков).

В современном российском контексте масс-медиа перестали быть напряженной, обсуждаемой точкой публичного пространства, они утратили лидерскую роль. Сегодня СМИ работаю на самого широкого зрителя, и взяли на себя функцию информационно-сенсационного и развлекательного «массажа».

Социальные функции СМИ (по Алешиной):

  1.  надзор или наблюдение.

Надзор может быть предостерегающим, предупреждающим об опасности – о надвигающемся экономическом или политическом кризисе, стихийном бедствии или военной угрозе. Но может быть и инструментальным – когда СМИ передают  информацию, полезную для повседневной жизни – о новых товарах и услугах, ценах на товары, о возможностях профессионального роста и проведения досуга.

  1.  Интерпретация.

СМИ не только сообщают о событиях и фактах, но и представляют информацию о их значении и роли. Масс-медиа имеют возможность представить аудитории спектр позиций, недоступных через межличностную коммуникацию.

  1.  Соединение, связь.

СМИ способны соединить вместе межличностными каналами различные части общества между собой напрямую. Избиратели через СМИ узнают о деятельности своих представителей в парламенте. Реклама соединяет покупателя и продавца. Профильные издания соединяют людей со сходными интересами в области профессии, политики, досуга.

  1.  Трансмиссия или передача ценностей.

СМИ представляют портрет общества, а люди через СМИ воспринимают ценности, нормы, правила поведения. Медиа демонстрирует ролевые модели (демократа, патриота, либерала, семьянина, предпринимателя, профессионала), которые телезрители, радиослушатели и читатели наблюдают и имитируют.

  1.  Развлечение. СМИ делают развлечение доступным для большого числа людей по

относительно низкой цене.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74969. Народний календар юного бджоляра 845 KB
  Це - мед віск квітковий пилок прополіс маточне молочко бджолина отрута. Мета роботи: поглибити знання молоших школярів про різні аспекти бджільництва; сприяти виробленню стійкого інтересу до життя бджіл усвідомленню значення меду та інших продуктів бджільництва в житті людей.
74970. Букварний період 28 KB
  Мета уроку: Ознайомити дітей з буквою «Е», «е» та її звуковим значенням, закріплювати вміння розрізняти функціональне значення звука та букви, розвивати навички звуко-буквенного аналізу слів, формувати навички правильної вимови звуків у словах, збагачувати словниковий запас.
74971. Поняття про синтаксичні одиниці мови 23.5 KB
  Мета уроку: навчити учнів визначати граматичне значення речення дати поняття про присудок та підмет. Завдання уроку: Учити школярів визначати граматичне значення речення; визначати підмет та присудок; перевіряти орфограми слабких позицій звуків у різних частинах слів...
74972. Робота з природними матеріалами. Послідовність дій під час виготовлення виробів із природних матеріалів 30.5 KB
  Мета: розширити знання учнів про аплікацію удосконалити вміння складати предметну аплікацію з рослинного матеріалу підбирати листя за формою розміром кольором; розвивати художній смак творчі здібності фантазію; виховувати любов до природи бережне ставлення до навколишнього природного середовища.
74973. Мова – унікальна загальнолюдська цінність – неповторний спосіб пізнання професійного світу 158.5 KB
  Вищевказані відомості передбачають вміння майбутніх спеціалістів знаходити в тексті й доречно використовувати у професійному мовленні пароніми фахову термінологію; перекладати фахові тексти українською мовою; правильно записувати числівники та цифрову інформацію у професійних текстах...