18918

Социальные функции массовой коммуникации. Структурно-функциональный подход к анализу массовой коммуникации

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Социальные функции массовой коммуникации. Структурнофункциональный подход к анализу массовой коммуникации Конецкая Социология коммуникации Изучение МК как социального явления возникло в 20ые годы ХХ века ее проблемы рассматривались в контексте общей социоло...

Русский

2013-07-10

36.5 KB

71 чел.

Социальные функции массовой коммуникации. Структурно- функциональный подход к анализу массовой коммуникации

 

Конецкая, Социология коммуникации

Изучение МК как социального явления возникло в 20-ые годы ХХ века, ее проблемы рассматривались в контексте общей социологии. Начало изучения связывают с именем Макса Вебера, который в 1919 году методологически обосновал необходимость изучения периодической печати в социологическом аспекте, убедительно показав ориентации прессы на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Существует множество теорий, направленных на изучение МК. Все их можно определить к одной из трех групп в соответствии с доминирующей функцией: 1) Функция политического контроля; 2) функция опосредованного духовного контроля; 3) культурологическая функция.

Ко второй группе относится структурно-функциональная теория, в рамках которой СМИ рассматриваются как самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных политических правил. К важнейшим функциям МК относятся интегрирующая, обеспечивающая преемственность господствующей культуры, развлекательная и мобилизующая людей к активным действиям.

В основе социальных функций массовой коммуникации лежат потребности общества как целостной системы. Потребности общества имеют объективный характер, то есть они не зависят от желаний, настроений, взглядов людей. Однако  массовая коммуникация является общением социальных  групп, состоящих из живых реальных людей, наделенных разумом, волей, чувствами, желаниями. В силу этого члены общества обладают определенными субъективными, т.е. психологическими потребностями, и массовая коммуникация, для того, чтобы выполнить свои социальные функции, не может не учитывать этого. Иначе сообщения, передаваемые средствами массовой коммуникации, могут быть либо не поняты, либо не приняты аудиторией.

Мотивы использования СМИ аудиторией:

  1.  Познание. СМК позволяю удовлетворить когнитивные потребности людей, основанные на желании исследовать и изменить окружающую среду.
  2.  Разнообразие. Стимулирование  - эмоциональное и интеллектуальное воздействие СМИ на людей. Расслабление – избавление от сенсорной перегрузки, переключение с повседневных забот на отдых. Эмоциональная разрядка – мыльные оперы и трагические истории.
  3.  Социальная полезность – СМИ помогают человеку реализовывать потребность в укреплении контактов с семьей, друзьями другими членами общества. Материалы СМИ – повод для обсуждения – «валюта» общения.
  4.  Уход. С помощью СМИ люди могут избегать конкретной деятельности, уходить от нее, создавать барьер между собой и другими людьми или какой-либо деятельностью.

Социальные функции СМК (по лекциям Богдановой М.В.)

  1.  Присвоение статуса. СМК присваивают статус общественным проблемам, личностям, организациям, СМК наделяют престижем. Усиливают власть тех или иных групп и индивидов, легитимизируют, то есть делают легальным разделение анонимной массы (присвоение статусов)
  2.  Укрепление социальных норм. СМК могут инициировать организованные социальные действия показом условий, отличающихся от общественной морали (Индивидуально терпимое --- общественно приемлемое)
  3.  Дисфункция «наркотизации». Считается, что широкое распространение СМК вызывает лишь искусственную информированность людей об общественных проблемах. Все больше времени проводится за «проглатыванием» информации,  меньше отдается реальному организованному социальному действию. Человек может быть широко информированным, но может и не замечать свою оторванность от принятия решений и действий. Он рассматривает свои вторичные контакты с миром реальности как «замещающие» действия. Он отождествляет свои знания о проблеме с действиями в отношении этих проблем (СМИ  - один из социальных наркотиков).

В современном российском контексте масс-медиа перестали быть напряженной, обсуждаемой точкой публичного пространства, они утратили лидерскую роль. Сегодня СМИ работаю на самого широкого зрителя, и взяли на себя функцию информационно-сенсационного и развлекательного «массажа».

Социальные функции СМИ (по Алешиной):

  1.  надзор или наблюдение.

Надзор может быть предостерегающим, предупреждающим об опасности – о надвигающемся экономическом или политическом кризисе, стихийном бедствии или военной угрозе. Но может быть и инструментальным – когда СМИ передают  информацию, полезную для повседневной жизни – о новых товарах и услугах, ценах на товары, о возможностях профессионального роста и проведения досуга.

  1.  Интерпретация.

СМИ не только сообщают о событиях и фактах, но и представляют информацию о их значении и роли. Масс-медиа имеют возможность представить аудитории спектр позиций, недоступных через межличностную коммуникацию.

  1.  Соединение, связь.

СМИ способны соединить вместе межличностными каналами различные части общества между собой напрямую. Избиратели через СМИ узнают о деятельности своих представителей в парламенте. Реклама соединяет покупателя и продавца. Профильные издания соединяют людей со сходными интересами в области профессии, политики, досуга.

  1.  Трансмиссия или передача ценностей.

СМИ представляют портрет общества, а люди через СМИ воспринимают ценности, нормы, правила поведения. Медиа демонстрирует ролевые модели (демократа, патриота, либерала, семьянина, предпринимателя, профессионала), которые телезрители, радиослушатели и читатели наблюдают и имитируют.

  1.  Развлечение. СМИ делают развлечение доступным для большого числа людей по

относительно низкой цене.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32839. Биоэтика. Истоки и основания 13.36 KB
  В медицинской деятельности проблема понимания имеет особое значение. Втретьих понимание необходимо для распространения медицинских знаний развития медицинской культуры общества.Медицинская герменевтика рассматривает три круга проблем: проблема понимания медицинских текстов эта проблема связана с появлением широкого круга научнопопулярной медицинской литературы доступной широкому кругу людей не имеющих медицинского образования; проблема понимания медицинской терминологии связана с быстрым развитием медицинской науки появлением новых...
32840. Законы диалектики и их методологическое значение для медицинского познания 17.83 KB
  диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы общества и мышления а также основанный на этом учении метод познания. определяет источник развития отвечает на вопрос почему оно происходит.Содержание закона: источник движения и развития мира находится в нем самом в порождаемых им противоречиях. Различие – это первый этап развития противоречия это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту.
32841. Основные категории диалектики 16.48 KB
  Основные категории диалектики. Основные категории диалектики. Философские категории – это предельно общие понятия отражающие наиболее существенные закономерные свойства и связи присущие всем явлениям действительности. Категории выступают и как ступени познания мира.
32842. Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека 14.93 KB
  Проблема сущности человека. Под психическим понимается внутренний мир человека: его сознание и бессознательные процессы характер темперамент переживания эмоции и т. Ни один из этих аспектов в отдельности не раскрывает сущности человека. Понимание сущности человека как биопсихосоциального единства является основным в философии.
32843. Понятия «человек», «индивид», «личность». Структура личности 13.83 KB
  Структура личности. Социализация – это процесс играющий огромную роль в жизни как отдельной личности так и общества. Неповторимый способ существования в обществе конкретной личности способность быть самим собой в рамках социальной системы выражается в понятии индивидуальность. Индивидуальность формируется в процессе диалектического взаимодействия: 1 общечеловеческих признаков как природных так и социальных 2 особенных в качестве представителя определенного конкретноисторического этапа развития общества с его специфическими...
32844. Проблема свободы и ответственности личности. Социальная и профессиональная ответственность врача 14.39 KB
  Свобода – одна из основных философских категорий характеризующих сущность человеческого бытия в мире. Свобода состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения. Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: философском религиозном этическом социальном политическом экономическом. в необходимости всегда присутствует свобода.
32845. Особенности социализации личности. Проблема девиантного поведения и его причины 16.74 KB
  Особенности социализации личности. Социализация личностиэто процесс усвоения индивидом социального опыта общества к которому он принадлежит. Социализация рассматривается как процесс условие проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.
32846. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни 15.34 KB
  Проблема жизни смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни. Поэтому проблема жизни и смерти занимает важнейшее место в общественном сознании прежде всего в философии и религии. Для ранней античной философии характерен космоцентричный подход к пониманию проблемы жизни и смерти.
32847. Общество как материальная система 15.36 KB
  Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира высокоорганизованная материальная система подчиняющаяся всеобщим законам и в то же время имеющаяся специфические особенности функционирования и развития. Как и любое материальное образование общество обладает целым рядом неотъемлемых свойств: объективность системность и структурность движение пространство время отражение самоорганизация. Общество возникает и существует объективно т. Общество представляет собой открытую развивающуюся систему.