18918

Социальные функции массовой коммуникации. Структурно-функциональный подход к анализу массовой коммуникации

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Социальные функции массовой коммуникации. Структурнофункциональный подход к анализу массовой коммуникации Конецкая Социология коммуникации Изучение МК как социального явления возникло в 20ые годы ХХ века ее проблемы рассматривались в контексте общей социоло...

Русский

2013-07-10

36.5 KB

75 чел.

Социальные функции массовой коммуникации. Структурно- функциональный подход к анализу массовой коммуникации

 

Конецкая, Социология коммуникации

Изучение МК как социального явления возникло в 20-ые годы ХХ века, ее проблемы рассматривались в контексте общей социологии. Начало изучения связывают с именем Макса Вебера, который в 1919 году методологически обосновал необходимость изучения периодической печати в социологическом аспекте, убедительно показав ориентации прессы на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Существует множество теорий, направленных на изучение МК. Все их можно определить к одной из трех групп в соответствии с доминирующей функцией: 1) Функция политического контроля; 2) функция опосредованного духовного контроля; 3) культурологическая функция.

Ко второй группе относится структурно-функциональная теория, в рамках которой СМИ рассматриваются как самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных политических правил. К важнейшим функциям МК относятся интегрирующая, обеспечивающая преемственность господствующей культуры, развлекательная и мобилизующая людей к активным действиям.

В основе социальных функций массовой коммуникации лежат потребности общества как целостной системы. Потребности общества имеют объективный характер, то есть они не зависят от желаний, настроений, взглядов людей. Однако  массовая коммуникация является общением социальных  групп, состоящих из живых реальных людей, наделенных разумом, волей, чувствами, желаниями. В силу этого члены общества обладают определенными субъективными, т.е. психологическими потребностями, и массовая коммуникация, для того, чтобы выполнить свои социальные функции, не может не учитывать этого. Иначе сообщения, передаваемые средствами массовой коммуникации, могут быть либо не поняты, либо не приняты аудиторией.

Мотивы использования СМИ аудиторией:

  1.  Познание. СМК позволяю удовлетворить когнитивные потребности людей, основанные на желании исследовать и изменить окружающую среду.
  2.  Разнообразие. Стимулирование  - эмоциональное и интеллектуальное воздействие СМИ на людей. Расслабление – избавление от сенсорной перегрузки, переключение с повседневных забот на отдых. Эмоциональная разрядка – мыльные оперы и трагические истории.
  3.  Социальная полезность – СМИ помогают человеку реализовывать потребность в укреплении контактов с семьей, друзьями другими членами общества. Материалы СМИ – повод для обсуждения – «валюта» общения.
  4.  Уход. С помощью СМИ люди могут избегать конкретной деятельности, уходить от нее, создавать барьер между собой и другими людьми или какой-либо деятельностью.

Социальные функции СМК (по лекциям Богдановой М.В.)

  1.  Присвоение статуса. СМК присваивают статус общественным проблемам, личностям, организациям, СМК наделяют престижем. Усиливают власть тех или иных групп и индивидов, легитимизируют, то есть делают легальным разделение анонимной массы (присвоение статусов)
  2.  Укрепление социальных норм. СМК могут инициировать организованные социальные действия показом условий, отличающихся от общественной морали (Индивидуально терпимое --- общественно приемлемое)
  3.  Дисфункция «наркотизации». Считается, что широкое распространение СМК вызывает лишь искусственную информированность людей об общественных проблемах. Все больше времени проводится за «проглатыванием» информации,  меньше отдается реальному организованному социальному действию. Человек может быть широко информированным, но может и не замечать свою оторванность от принятия решений и действий. Он рассматривает свои вторичные контакты с миром реальности как «замещающие» действия. Он отождествляет свои знания о проблеме с действиями в отношении этих проблем (СМИ  - один из социальных наркотиков).

В современном российском контексте масс-медиа перестали быть напряженной, обсуждаемой точкой публичного пространства, они утратили лидерскую роль. Сегодня СМИ работаю на самого широкого зрителя, и взяли на себя функцию информационно-сенсационного и развлекательного «массажа».

Социальные функции СМИ (по Алешиной):

  1.  надзор или наблюдение.

Надзор может быть предостерегающим, предупреждающим об опасности – о надвигающемся экономическом или политическом кризисе, стихийном бедствии или военной угрозе. Но может быть и инструментальным – когда СМИ передают  информацию, полезную для повседневной жизни – о новых товарах и услугах, ценах на товары, о возможностях профессионального роста и проведения досуга.

  1.  Интерпретация.

СМИ не только сообщают о событиях и фактах, но и представляют информацию о их значении и роли. Масс-медиа имеют возможность представить аудитории спектр позиций, недоступных через межличностную коммуникацию.

  1.  Соединение, связь.

СМИ способны соединить вместе межличностными каналами различные части общества между собой напрямую. Избиратели через СМИ узнают о деятельности своих представителей в парламенте. Реклама соединяет покупателя и продавца. Профильные издания соединяют людей со сходными интересами в области профессии, политики, досуга.

  1.  Трансмиссия или передача ценностей.

СМИ представляют портрет общества, а люди через СМИ воспринимают ценности, нормы, правила поведения. Медиа демонстрирует ролевые модели (демократа, патриота, либерала, семьянина, предпринимателя, профессионала), которые телезрители, радиослушатели и читатели наблюдают и имитируют.

  1.  Развлечение. СМИ делают развлечение доступным для большого числа людей по

относительно низкой цене.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36749. Обработка результатов косвенных измерений: классическая задача о методе наименьших квадратов 134.5 KB
  Цель работы: изучение задачи и методов обработки результатов измерений; исследование в системе Mtlb задачи оценивания местоположения объекта по измерениям пеленгов. Результаты измерений показания приборов функционально связаны с параметрами вектором параметров: 3. где известные скалярные функции; ошибки измерений; входные переменные которые измеряются точно или отсутствуют.
36750. Изучение криптографических методов защиты информации 236.5 KB
  Кодирование это процесс замены элементов открытого текста символов комбинаций символов слов и т. В этом процессе криптографическому преобразованию подвергается каждый символ текста. Алгоритм позволяет использовать сравнительно короткий ключ для шифрования сколь угодно большого текста. Метод замены подстановки основан на том что каждый символ открытого текста заменяется другим символом того же алфавита.
36751. Изучение вращательного движения на маховике Обербека 107.5 KB
  Если на тело, закрепленное на неподвижной оси, действует сила, то тело приобретает угловое ускорение, направленное вдоль этой оси. Величина ускорения зависит не только от величины и направления силы, но и от точки ее приложения. Это отражено в понятии момента силы, который как и сила является векторной величиной. В случае вращения вокруг неподвижной оси угловое ускорение, направленное вдоль этой оси, определяется результирующей проекцией моментов всех сил на эту ось.
36753. Сведения о некоторых командах ОС UNIX 121.5 KB
  Команды поступающие от пользователей называют заданиями чтобы отличить их от системных процессов. Перевод процесса в фоновый режим Если вы запускаете какойто процесс путем запуска программы из командной строки то обычно процесс запускается как говорят на переднем плане . Это значит что процесс привязывается к терминалу с которого он запущен воспринимая ввод с этого терминала и осуществляя на него вывод.
36754. Форматирование таблиц 309 KB
  Вставка таблицы с помощью панели инструментов Рис. Окно Вставка таблицы Вы сами можете выбрать каким способом создавать таблицу: при помощи меню ТаблицаДобавить таблицу. указав в соответствующих полях ввода число строк и столбцов создаваемой таблицы или можно воспользоваться соответствующей кнопкой Добавить таблицу панели инструментов Нажав кнопку выделите не отпуская клавиши мыши нужное число ячеек в раскрывающемся поле рис. Первый способ создания таблицы удобно использовать если размеры таблицы превышают 5 столбцов...
36756. Определение главного фокусного расстояния тонких линз 212.5 KB
  Приборы и принадлежности: оптическая скамья с набором рейтеров осветитель с источником питания экран собирающая и рассеивающая линзы. Ее вершины и в этом случае можно считать совпадающими в точке называемой оптическим центром линзы. Причем ось проходящая через оптический центр линзы и центры кривизны ее преломляющих поверхностей называется главной оптической осью линзы. Если направить луч света параллельно главной оптической оси вблизи нее то преломившись он пройдет через точки или в зависимости от того слева или...
36757. Получение и исследование света с различными состояниями поляризации 230.5 KB
  Цель работы: изучить методы получения и анализа света с различными состояниями поляризации, сформулировать гипотезу исследования, установить связи между основными способами получения поляризованного излучения, выделить существующие различия между ними, определить этапы исследования.