18919

Семиологический подход к анализу массовой коммуникации. Знак. Типы знаков. Информативно-целевой анализ текста

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Семиологический подход к анализу массовой коммуникации. Знак. Типы знаков. Информативноцелевой анализ текста Лена если про семиологический подход к МК и про знаки есть отправь мне pls. Метод информативноцелевого анализа текстов СМК был разработан Т.М. Дридзе в ра

Русский

2013-07-10

29.5 KB

6 чел.

Семиологический подход к анализу массовой коммуникации. Знак. Типы знаков. Информативно-целевой анализ текста

Лена, если про семиологический подход к МК и про знаки есть отправь мне, pls.

Метод информативно-целевого анализа текстов СМК был разработан Т.М. Дридзе в рамках семиосоциопсихологического подхода. Данный метод позволяет раскрыть степень диалогичности сообщений СМК. Так, например, если предметно-содержательный анализ текстов сконцентрирован на вопросах: о чем, что и как говорится  в тексте, то при информативно-целевом анализе ставится, во-первых, задача выявления коммуникативного намерения автора  и тем самым ответа  на вопросы: во имя чего и  зачем создан данный текст, во-вторых. В процессе анализа выясняются мотив и цель деятельности общения. Задача выявления того, как это коммуникативное намерение воплощается в элементах основного содержания текста – тезисах, аргументах, описаниях, фоне и т.д.

Важно иметь в виду, что при  информативно-целевом анализе текста коммуникативное намерение автора соответствует такой характеристике знака, как «означаемое», а элементы основного содержания текста соответствует такой характеристике знака, как «означающее».

Информативно-целевой анализ содержательно-смысловой структуры текста ориентирован на анализ и прогнозирование возможных его интерпретаций. Информативность рассматривается в качестве прагматической (а значит относительной) характеристики текста. Информативность оценивается с позиции того, насколько адекватно интерпретирует реципиент замысел сообщения.

Эффективно созданное сообщение – это сообщение, организованное таким образом. Что коммуникативное намерение адекватно интерпретируется адресатом.

Информативно-целевой анализ текста подразумевает:

1. Анализ макроструктуры текста. Макроструктура текста - это иерархия смысловых блоков-предикаций, где в качестве предикаций первого порядка выступают языковые средства, которые передают основную идею сообщения; в качестве предикаций второго, третьего и т.д. порядков выступают языковые средства, передающие общее содержание сообщения (аргументация, иллюстрации, подкрепляющие замысел).

Понятием «предикации» (лат. predicatum - сказуемое; то, что в суждении высказывается о предмете суждения, о субъекте) обозначают выраженные в тексте содержательно-смысловые связи, в разной мере существенные для реализации основного замысла сообщения.

2. Анализ микроструктуры текста, «логико-фактологическая» цепочки текста

Микроструктура текста может быть представлена в виде набора внутритекстовых связей, в которые вступают факты, они и образуют «логико-фактологическую» цепочку текста - основной стержень развертывания всей содержательно-смысловой структуры текста.

3. Выявление коммуникативной избыточности текста

Избыточными являются речевые средства, которые необязательны или излишни с точки зрения смыслового восприятия текста. Явление избыточности должно оцениваться с точки зрения реципиента.

Поскольку специалист по связям с общественностью является не только субъектом коммуникации, но и ее объектом, практическое освоение алгоритма информативно-целевого анализа позволит ему лучше ориентироваться в современных информационных потоках.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78938. Социологический и культурологический подходы к исследованию науки 25 KB
  Основные функции современного соц. сциентизма: социолог не определяет цели и их проблемы исследования, это результат руководства общества; так называемые руководители общества получают от социологов данные, рекомендации и прочие «орудия» технологического плана, которые они могут применять или нет в каждом нужном направлении; для выработки своих рекомендаций социологи должны полностью отказаться от фил. взглядов на общество.
78939. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития 25.5 KB
  Понятие цивилизации впервые возникло в 18 веке во Франции для обозначения общества в котором господствует свобода равенство и братство. Традиционные цивилизации. Техногенные цивилизации. Особенности техногенной цивилизации: Ориентация на совершенствование техники производства.
78940. Соотношение науки, философии, искусства, обыденного познения 36 KB
  Соотношение науки философии искусства обыденного познения. Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности это проблема демаркации т. 5 Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Иногда можно выделить конденсат народной науки в виде заветов примет наставлений ритуалов и пр.
78941. Стратегии порождения научных знаний 29 KB
  Иными словами элементы предпосылки ростки будущей науки формировались в недрах другой духовной системы но они еще не выделялись из них как автономное самостоятельное целое. Действительно предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях Египте Вавилоне Индии Китае Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе в виде отдельных элементов зачатков астрономии этики логики математики и др. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания астрономия механика физика химия и другие...
78942. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки 31.5 KB
  Так в древнеегипетской цивилизации носителями знаний были жрецы в зависимости от уровня посвящения обладавшие той или иной суммой знаний. Знания существовали в религиозномистической форме и только жрецы могли читать священные книги и как носители практических знаний имели власть над людьми. Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. Особенности греческого мышления которое было рациональным теоретическим что в данном случае равносильно созерцательному наложили отпечаток на формирование...
78943. Развитие форм научного мышления в средние века 41 KB
  Но в это время существуют уже области знаний которые подготавливали возможность рождения науки. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки Эпоху Средневековья относят к началу II в. Важными остаются вопросы о соотношении разума и веры науки и религии. К особенностям средневековой науки ученые причисляют ее ориентацию на совокупность правил в форме комментариев тенденцию к систематизации и классификации знаний.
78944. Формирование эмпирического метода исследования 26.5 KB
  Некоторый фрагмент действительности объективные события результаты относящиеся либо к объективной реальности факты действительности либо к сфере сознания и познания факты сознания. В научном познании факты играют двоякую роль: вопервых совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; вовторых факты имеют решающее значение в подтверждении теорий если они соответствуют совокупности фактов или их опровержении если тут нет соответствия. При этом недопустимо выхватывать отдельные...
78945. Формирование рационал. метода исследования 30.5 KB
  Мышление осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций понятий категорий и др. Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе которая может быть естественной или искусственной язык математики формальной логики химические формулы и т. Что такое мышление и каковы его основные...
78946. Общие проблемы структуры научного знания 26 KB
  С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания последнее включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве: а Субъект науки ключевой ее элемент: отдельный исследователь научное сообщество научный коллектив и т. в Система методов и приемов характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук. По предмету и методам познания выделяют науки о природе естествознание об обществе ...