18919

Семиологический подход к анализу массовой коммуникации. Знак. Типы знаков. Информативно-целевой анализ текста

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Семиологический подход к анализу массовой коммуникации. Знак. Типы знаков. Информативноцелевой анализ текста Лена если про семиологический подход к МК и про знаки есть отправь мне pls. Метод информативноцелевого анализа текстов СМК был разработан Т.М. Дридзе в ра

Русский

2013-07-10

29.5 KB

5 чел.

Семиологический подход к анализу массовой коммуникации. Знак. Типы знаков. Информативно-целевой анализ текста

Лена, если про семиологический подход к МК и про знаки есть отправь мне, pls.

Метод информативно-целевого анализа текстов СМК был разработан Т.М. Дридзе в рамках семиосоциопсихологического подхода. Данный метод позволяет раскрыть степень диалогичности сообщений СМК. Так, например, если предметно-содержательный анализ текстов сконцентрирован на вопросах: о чем, что и как говорится  в тексте, то при информативно-целевом анализе ставится, во-первых, задача выявления коммуникативного намерения автора  и тем самым ответа  на вопросы: во имя чего и  зачем создан данный текст, во-вторых. В процессе анализа выясняются мотив и цель деятельности общения. Задача выявления того, как это коммуникативное намерение воплощается в элементах основного содержания текста – тезисах, аргументах, описаниях, фоне и т.д.

Важно иметь в виду, что при  информативно-целевом анализе текста коммуникативное намерение автора соответствует такой характеристике знака, как «означаемое», а элементы основного содержания текста соответствует такой характеристике знака, как «означающее».

Информативно-целевой анализ содержательно-смысловой структуры текста ориентирован на анализ и прогнозирование возможных его интерпретаций. Информативность рассматривается в качестве прагматической (а значит относительной) характеристики текста. Информативность оценивается с позиции того, насколько адекватно интерпретирует реципиент замысел сообщения.

Эффективно созданное сообщение – это сообщение, организованное таким образом. Что коммуникативное намерение адекватно интерпретируется адресатом.

Информативно-целевой анализ текста подразумевает:

1. Анализ макроструктуры текста. Макроструктура текста - это иерархия смысловых блоков-предикаций, где в качестве предикаций первого порядка выступают языковые средства, которые передают основную идею сообщения; в качестве предикаций второго, третьего и т.д. порядков выступают языковые средства, передающие общее содержание сообщения (аргументация, иллюстрации, подкрепляющие замысел).

Понятием «предикации» (лат. predicatum - сказуемое; то, что в суждении высказывается о предмете суждения, о субъекте) обозначают выраженные в тексте содержательно-смысловые связи, в разной мере существенные для реализации основного замысла сообщения.

2. Анализ микроструктуры текста, «логико-фактологическая» цепочки текста

Микроструктура текста может быть представлена в виде набора внутритекстовых связей, в которые вступают факты, они и образуют «логико-фактологическую» цепочку текста - основной стержень развертывания всей содержательно-смысловой структуры текста.

3. Выявление коммуникативной избыточности текста

Избыточными являются речевые средства, которые необязательны или излишни с точки зрения смыслового восприятия текста. Явление избыточности должно оцениваться с точки зрения реципиента.

Поскольку специалист по связям с общественностью является не только субъектом коммуникации, но и ее объектом, практическое освоение алгоритма информативно-целевого анализа позволит ему лучше ориентироваться в современных информационных потоках.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62702. Театр оперы и балета 20.05 KB
  Введение новой темы Ребята кто нибудь из вас был в театре А что такое театр как вы думаете Театр мир сказок удивительных приключений и превращений мир добрых и злых волшебников. Ребята а как вы думаете что это за театр...
62703. Музыкальное путешествие в весенний лес 21.64 KB
  Ребята Послушайте загадку: Зажурчали ручейки в овражке Прилетают с юга пташки Греет солнышко с утра В гости к нам пришла Дети: Весна Ждёт нас в гости друг зелёный Ждут берёзки липы клёны Травы птицы и цветы Небывалой красоты Сосны ели до небес Ждёт...
62704. Урок музыки - основная форма организации начального процесса в музыкальном воспитании 17.53 KB
  Цель урока музыки воспитание гармонически развитой личности. В основе построения любого школьного урока лежат: Закономерности педагогического процесса А психолого-педагогические...
62706. Русские народные инструменты 17.47 KB
  Какую информацию получили из этой песни о наших предках славянах Срежу я с берёзы три пруточка Сделаю из них я три годочка Как вы думаете каким был первый музыкальный инструмент Какие знаете русские народные инструменты...
62708. WE AND MASS-MEDIA 24.27 KB
  We know about politics, crimes, cultural and sporting events. We can hardly imagine our life without Mass-Media. Mass-media has changed our lives in many ways. It has brought many positive things but also many negative things.