18919

Семиологический подход к анализу массовой коммуникации. Знак. Типы знаков. Информативно-целевой анализ текста

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Семиологический подход к анализу массовой коммуникации. Знак. Типы знаков. Информативноцелевой анализ текста Лена если про семиологический подход к МК и про знаки есть отправь мне pls. Метод информативноцелевого анализа текстов СМК был разработан Т.М. Дридзе в ра

Русский

2013-07-10

29.5 KB

6 чел.

Семиологический подход к анализу массовой коммуникации. Знак. Типы знаков. Информативно-целевой анализ текста

Лена, если про семиологический подход к МК и про знаки есть отправь мне, pls.

Метод информативно-целевого анализа текстов СМК был разработан Т.М. Дридзе в рамках семиосоциопсихологического подхода. Данный метод позволяет раскрыть степень диалогичности сообщений СМК. Так, например, если предметно-содержательный анализ текстов сконцентрирован на вопросах: о чем, что и как говорится  в тексте, то при информативно-целевом анализе ставится, во-первых, задача выявления коммуникативного намерения автора  и тем самым ответа  на вопросы: во имя чего и  зачем создан данный текст, во-вторых. В процессе анализа выясняются мотив и цель деятельности общения. Задача выявления того, как это коммуникативное намерение воплощается в элементах основного содержания текста – тезисах, аргументах, описаниях, фоне и т.д.

Важно иметь в виду, что при  информативно-целевом анализе текста коммуникативное намерение автора соответствует такой характеристике знака, как «означаемое», а элементы основного содержания текста соответствует такой характеристике знака, как «означающее».

Информативно-целевой анализ содержательно-смысловой структуры текста ориентирован на анализ и прогнозирование возможных его интерпретаций. Информативность рассматривается в качестве прагматической (а значит относительной) характеристики текста. Информативность оценивается с позиции того, насколько адекватно интерпретирует реципиент замысел сообщения.

Эффективно созданное сообщение – это сообщение, организованное таким образом. Что коммуникативное намерение адекватно интерпретируется адресатом.

Информативно-целевой анализ текста подразумевает:

1. Анализ макроструктуры текста. Макроструктура текста - это иерархия смысловых блоков-предикаций, где в качестве предикаций первого порядка выступают языковые средства, которые передают основную идею сообщения; в качестве предикаций второго, третьего и т.д. порядков выступают языковые средства, передающие общее содержание сообщения (аргументация, иллюстрации, подкрепляющие замысел).

Понятием «предикации» (лат. predicatum - сказуемое; то, что в суждении высказывается о предмете суждения, о субъекте) обозначают выраженные в тексте содержательно-смысловые связи, в разной мере существенные для реализации основного замысла сообщения.

2. Анализ микроструктуры текста, «логико-фактологическая» цепочки текста

Микроструктура текста может быть представлена в виде набора внутритекстовых связей, в которые вступают факты, они и образуют «логико-фактологическую» цепочку текста - основной стержень развертывания всей содержательно-смысловой структуры текста.

3. Выявление коммуникативной избыточности текста

Избыточными являются речевые средства, которые необязательны или излишни с точки зрения смыслового восприятия текста. Явление избыточности должно оцениваться с точки зрения реципиента.

Поскольку специалист по связям с общественностью является не только субъектом коммуникации, но и ее объектом, практическое освоение алгоритма информативно-целевого анализа позволит ему лучше ориентироваться в современных информационных потоках.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45537. Источники и методы сбора информации в журналистике и PR. Характеристики PR-информации 36.5 KB
  Характеристики PRинформации. Типы информации: межличностная информация обеспечивающая коммуникацию двух и более лиц и носящая непубличный характер. ПР информация разновидность социальнйо информации инициированная базисным субъектом ПР представляющая в оптимизированном виде факты деятельности данного субъекта.
45538. Медиарилейшнз: современное состояние 46.5 KB
  выступает как менеджер автор и организатор донного проекта информационный ПР ориентирован на работу со СМИ т. МР ШИШКИНА социальные практики направленные на оптимизацию взаимодействия субъекта ПР базисный кто заказывает или технологический кто исполняет со СМИ. В США МР взяли основу еще во времена президента Джексона когда бывший журналист и репортёр Кендел стал исполнять функции пресссекретаря: писал статьи для СМИ.ленинградский советов появились отделы по связям со СМИэто портотипы будущих ПРслужб.
45539. Пресс-служба и ее функции 69 KB
  Пресс-служба и ее функции Пресс-служба автономная структурная единица субъекта PR осуществляющая функции медиарилейшнз. Крупные организации и компании имеют собственные пресс-службы в небольших организациях эта функция может совмещаться с другими функциями исполнителя. Штат прессслужбы может составлять различное количество людей от одногодвух до 20ти и более. Специалисты прессслужб должны регулировать отношения между своей организацией и СМИ поддерживать информационный баланс двустороннего информационного взаимодействия.
45540. Классификация PR-текстов и система жанров PR-текста 47.5 KB
  Чем же пиартекст принципиально отличается от журналистского и рекламного Рекламный попадает на платные страницы. А пиартекст умело мимикрирует под текст новостийный. Здесь полезно знать что пиар иногда определяют как ориентированную журналистику поскольку в пиартексте присутствуют всегда тщательно отобранные и соответствующим образом скомпонованные факты. Пиаринформация это тип социальной информации которая производится в процессе деятельности социального субъекта фирмы организации персоны базисного субъекта пиар...
45541. Типология корпоративных изданий 36 KB
  Типология корпоративных изданий Корпорация человеческие и финансовые ресурсы общая цель профессиональные интересы идентификация Печатные методы PR: Фирменный журнал Многотиражная газета Информационный бюллетень Письмо Прессбук результат мониторинга в сброшюрированном виде для руководителя Отчет Корпоративная реклама Корпоративные документы кодексы относит к корпоративным изданиям по форме журналы газеты и информационные бюллетени. Что такое корпоративное издание Это периодическое издание журнал газета...
45542. Спичрайтинг как технология 41 KB
  специфическая PRтехнология представленная в виде техники подготовки и написания текста предназначенного для устного исполнения а также консалтинг первого должностного лица по организации публичного выступления и его исполнению. учебная дисциплина раздел деловой риторики Спичрайтер лицо занимающееся профессиональной PRдеятельностью по составлению текста устного публичного выступления для первого лица и консалтингу касающемуся организации и исполнения публичного выступления. Цели публичного выступления: информирование улучшение...
45543. Слоган в политических и корпоративных маркетинговых коммуникациях 59.5 KB
  СЛОГАН: Понятийный аппарат: Слоган четкая ясная и сжатая формулировка рекламной идеи которая воспринимается и запоминается. Ачкасова Слоган спрессованная до формулы суть рекламной концепции доведенная до лингвистического совершенства запоминающаяся мысль. Феофанов Слоган фирменный лозунг представляет собой постоянно используемый оригинальный фирменный девиз.Иванова Слово слоган произошло от гаэльского означавшего в древности воинственный призыв к бою.
45544. Политический имидж 43.5 KB
  Политический имидж Структурная модель политического лидера ЕгороваГантман Пятичленная модель Персональные характеристики психофизические активность агрессивность сила мощь; характер тип личности стиль принятия решений; локус контроля психологическая интенция индивида на восприятие им ситуации контроля значимых для него ситуаций внутренний сам всё контролирует; внешний фаталист; личные коммуникативные характеристики Социальные характеристики модель ролевого поведения по Берну человеческие качества социальный и...
45545. Имидж организации 39 KB
  Имидж организации Имидж целенаправленно сформированный образ субъекта ПР персоны корпорации выделющий определённые ценностные характеристики призванный оказать эмоциональнопсихололгическое воздействие на определённую группу ЦО. Имидж форма. Конечным результатом PRдеятельности является формирование стойкого социальнопсихологического стереотипа под названием ИМИДЖ. Образ непроизвольный и имидж конструируется специально и целенаправленно.