18919

Семиологический подход к анализу массовой коммуникации. Знак. Типы знаков. Информативно-целевой анализ текста

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Семиологический подход к анализу массовой коммуникации. Знак. Типы знаков. Информативноцелевой анализ текста Лена если про семиологический подход к МК и про знаки есть отправь мне pls. Метод информативноцелевого анализа текстов СМК был разработан Т.М. Дридзе в ра

Русский

2013-07-10

29.5 KB

5 чел.

Семиологический подход к анализу массовой коммуникации. Знак. Типы знаков. Информативно-целевой анализ текста

Лена, если про семиологический подход к МК и про знаки есть отправь мне, pls.

Метод информативно-целевого анализа текстов СМК был разработан Т.М. Дридзе в рамках семиосоциопсихологического подхода. Данный метод позволяет раскрыть степень диалогичности сообщений СМК. Так, например, если предметно-содержательный анализ текстов сконцентрирован на вопросах: о чем, что и как говорится  в тексте, то при информативно-целевом анализе ставится, во-первых, задача выявления коммуникативного намерения автора  и тем самым ответа  на вопросы: во имя чего и  зачем создан данный текст, во-вторых. В процессе анализа выясняются мотив и цель деятельности общения. Задача выявления того, как это коммуникативное намерение воплощается в элементах основного содержания текста – тезисах, аргументах, описаниях, фоне и т.д.

Важно иметь в виду, что при  информативно-целевом анализе текста коммуникативное намерение автора соответствует такой характеристике знака, как «означаемое», а элементы основного содержания текста соответствует такой характеристике знака, как «означающее».

Информативно-целевой анализ содержательно-смысловой структуры текста ориентирован на анализ и прогнозирование возможных его интерпретаций. Информативность рассматривается в качестве прагматической (а значит относительной) характеристики текста. Информативность оценивается с позиции того, насколько адекватно интерпретирует реципиент замысел сообщения.

Эффективно созданное сообщение – это сообщение, организованное таким образом. Что коммуникативное намерение адекватно интерпретируется адресатом.

Информативно-целевой анализ текста подразумевает:

1. Анализ макроструктуры текста. Макроструктура текста - это иерархия смысловых блоков-предикаций, где в качестве предикаций первого порядка выступают языковые средства, которые передают основную идею сообщения; в качестве предикаций второго, третьего и т.д. порядков выступают языковые средства, передающие общее содержание сообщения (аргументация, иллюстрации, подкрепляющие замысел).

Понятием «предикации» (лат. predicatum - сказуемое; то, что в суждении высказывается о предмете суждения, о субъекте) обозначают выраженные в тексте содержательно-смысловые связи, в разной мере существенные для реализации основного замысла сообщения.

2. Анализ микроструктуры текста, «логико-фактологическая» цепочки текста

Микроструктура текста может быть представлена в виде набора внутритекстовых связей, в которые вступают факты, они и образуют «логико-фактологическую» цепочку текста - основной стержень развертывания всей содержательно-смысловой структуры текста.

3. Выявление коммуникативной избыточности текста

Избыточными являются речевые средства, которые необязательны или излишни с точки зрения смыслового восприятия текста. Явление избыточности должно оцениваться с точки зрения реципиента.

Поскольку специалист по связям с общественностью является не только субъектом коммуникации, но и ее объектом, практическое освоение алгоритма информативно-целевого анализа позволит ему лучше ориентироваться в современных информационных потоках.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58435. Чудесная любовь Иисуса. Пасха 156 KB
  Побудить детей своими поступками не огорчать Иисуса но быть всегда послушными исполнительными дружелюбными. И спросил правитель Иисуса: Ты Царь Иудейский Иисус отвечал: Ты говоришь. В чем же он заключался Бог – Отец послал Сына Иисуса на землю сказать людям чтобы они перестали делать злые дела поверили в Бога и исполняли Его заповеди.
58436. Религия 47.5 KB
  Религия как форма мировоззрения; Структура и функции религии; Виды религий; Веротерпимость и свобода совести. Другие определения религии: одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа богов...
58437. ООН и международные организации в области народонаселении 360 KB
  Международная конференция по народонаселению и развитию (МКНР), состоявшаяся в Каире, Египет, в 1994 году, позволила Фонду ООН в области народонаселения (ЮНФПА)
58438. Религия древних греков 67 KB
  Прочитайте или расскажите миф о Геракле стр. Сам же Зевс по греческой мифологии стал править небом и владеть Олимпом горой обиталищем богов гора Олимп находится в Северной Греции; расположенным под землей царством мертвых стал править Аид а Посейдону досталась власть над морями. Задание: прочитайте в учебнике миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Какое природное явление отражено в этом мифе стр.
58439. Добрый Пастырь 225 KB
  Пояснить им что как пастух любит и заботится о своих овцах так Иисус любит нас даже знает каждого из нас по имени. Словарная работа: Пастырь – пастух овец Ход урока: 1. Мотивация Необходимые материалы: картинка с изображением пастуха и овечки иллюстрации снаряжения пастуха. Вниманию детей предлагаем картинку с изображением пастуха.
58440. Все починається з мами 45.5 KB
  Мета. Удосконалювати навички виразного читання, збагачувати активний словниковий запас; виховувати любов і повагу до матері красою художнього слова.
58441. Повторення теми «Одяг» 32 KB
  Мета. Повторити ЛО теми. Навчати діалогічного мовлення за темою. Практикувати у відповіді на запитання Whose is this? Увести та активізувати присвійні займенники в абсолютному відмінку
58443. Ляльки. Одяг 68 KB
  Take the short dress and colour it blue. Take the big boots and colour them black. Take the small shoes and colour them red. Take the new trousers and colour them grey.