18920

Сущность и типология политической культуры. Виды политического участия

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Сущность и типология политической культуры. Виды политического участия. Содержание понятия политическая культура обычно включает весь исторический опыт память социальных общностей и отдельных индивидов в сфере политики их ориентации и навыки влияющие на поли...

Русский

2013-07-10

53 KB

2 чел.

Сущность и типология политической культуры. Виды  политического участия.

 Содержание понятия «политическая культура» обычно включает весь исторический опыт, память социальных общностей и отдельных индивидов в сфере политики, их ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение. Существует несколько подходов к изучению политической культуры, которые, по сути дела, отражают разные стороны одного и того же явления. С одной стороны ПК понимается как некий спрессованный в сознании человека – или некой совокупности людей – исторически накопленного национального и социального опыта, который передается из поколения в поколение. Человек воспринимает этот опыт в форме ПК. Есть другое представление о ПК – как специфической форме поведения. Изучение ПК в двояком плане: с одной стороны как спрессованного в общественном сознании национального или группового исторического опыта, с другой – как формы поведения, открывает большие аналитические возможности.

Интерес к понятию ПК объясняется политическими проблемами, которые возникали на протяжении всего XX века. Выделяют три периода наибольшего интереса к ПК:

  1.  20-30-ые гг. XX века, когда ведущей была тема достижения социальной стабильности. Этот этап связан с поиском путей предотвращения социальных катаклизмов и путей бесконфликтного развития.
  2.  60-ые гг. – вторая волна интереса к ПК, которая была вызвана процессами деколонизации и роста демократических настроений в странах третьего мира в 50-60-ые гг. XX века.
  3.  80 - нач. 90-ых гг.- распад СССР и «бархатные» революции в странах Восточной и Центральной Европы.

Термин «ПК» был введен в 1956 году американским политологом Г. Алмондом. В его понимании ПК – это особый тип ориентации людей на политическое действие, отражающий специфику той или иной политической системы. С одной стороны ПК является частью общей культуры общества, с другой – связана с определенной политической системой, которая господствует в данном обществе.

Наиболее интересное исследование ПК представлено в классической работе Г. Алмонда и С. Вербы. Ученые определяли ПК как «субъективный поток политики, который наделяет значением политические решения, упорядочивает институты и придает социальный смысл индивидуальным действиям». В другой работе, написанной в соавторстве с психологом Л. Паем, С. Верба сказал еще более прямо: «Когда мы говорим о ПК общества, мы имеем ввиду политическую систему, интернализованную в знании, чувствах и оценках его членов». То есть ПК здесь представляет собой внутреннюю, психологическую картину – модель внешней по отношению к человеку политической системы.

Определения ПК делятся на четыре основные группы.

  1.  Однородные психологические определения – ПК рассматривается как набор базовых ориентаций субъекта на различные политические объекты.
  2.  Так называемые обобщенные определения – ПК понимается как «коктейль» из психических факторов и того, к чему они побуждают. ПК может одновременно рассматриваться и как установка, и как поведенческий акт.
  3.  Объективные или объективистские определения – ПК обозначает, прежде всего, институты и структуры («объекты») власти, которые санкционируют поведение участников, приемлемое для данной системы.
  4.  Так называемые эвристические определения -  ПК рассматривается как некий гипотетический конструкт, созданный учеными в аналитических целях. В зависимости от целей конкретного исследования это понятие может включать в себя то или иное содержание.

 

Базовая структура ПК как особого политико-психологического феномена представляется в виде иерархии трех основных уровней.

  1.  Уровень познавательной ориентации – знания о политической системе, принятых в ней ролях, «исполнителях этих ролей» и особенностях функционирования всей этой системы.
  2.  Уровень эмоциональной ориентации – чувства субъекта к политической системе, ее функциям, участникам и их деятельности.
  3.  Уровень оценочной ориентации – личное отношение субъекта к политической системе и ее отдельным компонентам – составляющим.

Субъекты и объекты ПК

Субъектом ПК может быть индивид, группа, партия, население страны в целом и т.д. Основные субъекты ПК многообразны – от отдельного человека до всех членов данного общества в целом. Все субъекты имеют свои особенности, но и общие признаки, так как принадлежат к одной политической системе и обладают установками, направленными на одни и те же объекты. Среди объектов выделяют политическую систему в целом, а также текущий политический процесс, господствующий политический режим, политические партии и организации, политические лидеры, политические ценности, наконец, самого субъекта.

ПК характеризуют как постоянство, так и изменчивость. Когда ПК сформировалась, она становится достаточно устойчивым ядром политической жизни страны. Ее важнейшей функцией является обеспечение преемственности политической жизни. Политический опыт при передаче от поколения к поколению подвергается внешним воздействиям, которые либо укрепляют ПК, либо видоизменяют ее. Соответственно, ПК будет либо инерционной, либо динамичной.  

Механизмы передачи, сохранения и обновления ПК имеют сложный характер. К факторам, формирующим ПК относятся:

  1.  Внешние условия. Например, последние полтора-два века шведы не участвовали в войнах, и это сформировало довольно миролюбивую политическую культуру – в Швеции развиты пацифистские движения, движения за охрану окружающей среды. Постоянные угрозы целостности России выработали в нашей ПК определенную закрытость.
  2.  Внутриполитическая жизнь, события, которые оставили след в национальной памяти.
  3.  Государство как институт является важной детерминантой ПК. Будучи само результатом исторического развития нации, оно может затормозить или ускорить развитие ПК, в зависимости от того, какое место государство занимает в жизни страны: довлеет или, наоборот, имеет периферийное значение. Например, российская политическая культура на протяжении всего существования страны была «государственно-центрической». Это означает, что государство с одной стороны сосредотачивает в своих руках все нити управления обществом, вплоть до мелочей, а с другой -  граждане ожидают от государства, чтобы оно брало на себя всю ответственность за жизнь и благополучие своего народа. Так, например, по данным ФОМ в марте 1998 года 75% респондентов считали, что им и их семьям нужна помощь со стороны государства, в обратном были уверены лишь 21%.

Среди прочих факторов традиции и ритуалы, а также действующие политические институты, к которым помимо государства относятся армия, церковь, деловые круги, университеты, средства массовой информации.

Механизмы передачи, сохранения и обновления ПК хорошо видны на примере ее межпоколенческой передачи, которую можно представить как процесс закрепления в сознании граждан определенной системы ориентации на ценности, нормы и образцы политического поведения. В рамках такой системы ориентаций существует более прочное ядро, обеспечивающее преемственность и передачу ПК, и мене устойчивые, изменяющиеся ориентации, в основном ответственные за ее постепенное, планомерное обновление. Для кардинального обновления ПК необходимы мощные изменения в обществе. Формирование, передача и обновление представляют собой разновидности целостного процесса существования ПК.

Политическое сознание и политическое поведение  - это не просто формы, а способы существования ПК, без которых она в принципе невозможна. 

Политическое участие (партиципация – англ. participation) – действия индивидов или групп, связанные с их относительно эффективным вовлечением (непосредственным либо опосредованным) в процесс разработки, принятия и осуществления политических решений (политических курсов), что указывает на факт включения граждан в политико-властные отношения.

Выделяются – попарно – такие виды политического участия:

  1.  автономное (с сугубо добровольным характером и целерациональной мотивацией, обусловленной развитыми представлениями о политике) или мобилизованное (достигается манипулированием либо имеет неполитическую мотивацию, например, принуждение, страх, экономические либо иные санкции и т.д.);
  2.   индивидуальное или коллективное (массовое);
  3.  активистское или пассивное;
  4.  легально-конвенциональное (лат. conventionalis – соответствующий договору, условию, т.е. адекватное законодательно установленному порядку, реже – традициям) или нелегальное (нарушающее законы и традиции, например, политический терроризм, акции протеста без разрешения властей);
  5.  традиционное (поддерживающее политическую преемственность и стабильность) или инновационное (ориентированное на изменения, развитие);
  6.  постоянное (политики-профессионалы и политактивисты) или эпизодическое (ограниченное голосованием на регулярных выборах).

Три группы основных мотивов политического участия:

1) инструментально-рациональные (участие сочтено деятельностью, направленной на обеспечение и защиту интересов субъектов политики);

2) образовательно-развивающие (участие содействует общему развитию гражданина, например, путем приобретения новых знаний о политике и т.д.);

3) коммунитаристские (участие обусловлено морально-этическими аргументами, например, представлениями об общем благе).

Самые важные для политики – инструментально-рациональные мотивы. Современные концепции политического участия рассматривают его как многомерное явление, включающее широкий набор действий, которые связаны с влиянием в политике, и изучают зависимость его форм и степени активности от ряда факторов: психологических, социальных, экономических, культурно-исторических и т.д. Недавно в проблематику политического участия были включены и вопросы участнического неравенства (participatory inequality), его последствий для демократического режима (Верба, Г. Брэйди, К.Шлоцман).

Основные типы ПК определены на основе соотношения традиционных и инновационных факторов в каждом конкретном обществе. Алмонд и Верба выделили три основных и несколько смешанных типов политической культуры:

  1.  Патриархальный тип ПК. Опирающаяся на него политическая система носит традиционный характер. Она единовластно управляется вождями, обычно характеризуется полным отсутствием у граждан какого-либо интереса к политической системе и требует от людей тотально подчинения на основе следования традициям.
  2.  Подданнический тип ПК. Его отличительная черта  - сильная ориентация граждан на политическую систему и слабая степень участия в политике. Данный тип формировался в условиях феодального общества с выраженной иерархичностью между разными уровнями политической системы. Однако почтительность к лидеру в такой культуре может сочетаться с высоким гражданским сознанием и личным участием. В этом отличие данного типа от предыдущего.
  3.  Активистский тип ПК. Отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах  и  их компетентностью в делах государства, что предполагает и высокий интерес, и позитивное отношение и к политике вообще, и к существующей политической системе. Главным здесь является высокий уровень политического участия граждан.

В реальной жизни такие «чистые типы» практически не встречаются. Однако разные комбинации теоретически выделенных «чистых типов» образует реально бытующие смешенные типы ПК.

Одним из таких типов, претендующих на роль основного и часто упоминающегося в качестве четвертого типа ПК, является «гражданская культура» - смешанный тип политической культуры (по Алмонду и Вербе), в котором наряду с преобладанием составляющих культуры участнического (активистского) типа (плюрализм, рационализм, взаимное доверие, согласие по целям политики, базовым ценностям и легитимности основных политических институтов, ориентация на практическую вовлеченность в политику) органически присутствуют элементы приходской (патриархальной) и подданнической культур (отсюда – наличие умеренной политической пассивности и некоторых традиционных ценностей); этот тип ПК считается наиболее адекватной демократическому устройству.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20693. ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) 363.5 KB
  В производственной сфере главная ответственность за предупреждение аварий и катастроф, осуществление мер по их ликвидации, по защите персонала объектов и населения жилых зданий, находящихся в опасной зоне, возлагалась на руководителей предприятий, отраслевые министерства и ведомства.
20694. Единая Европа: источники, образование, перспективы 136.5 KB
  ЕС является ключевым политическим и экономическим партнером России на Западе даже в условиях санкций. Особенно активно развиваются торгово-экономические связи. ЕС и Россия должны быть направлены на дальнейшее развитие конструктивного сотрудничества. В связи с этим понимание истоков, идей создания ЕС и его развитие является актуальным.
20695. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ В РК И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 186 KB
  Дискуссия по поводу ограничения или, наоборот, усиления роли прокурора как в суде, так и в общем надзоре, не являются на сегодняшний день чем-то новым в истории прокуратуры, для которой характерен непрекращающийся поиск оптимальных форм осуществления полномочий.
20696. Розв’язання систем нелінійних рівнянь. Метод Ньютона 18.5 KB
  0001; J = [diffy1'x1' diffy1'x2' diffy1'x3' ; diffy2'x1' diffy2'x2' diffy2'x3' ; diffy3'x1' diffy3'x2' diffy3'x3' ]; p=[2;2;2]; x1=p1; x2=p2; x3=p3; dp=[inf;inf;inf]; while maxabsdp1:3 eps dp=[0;0;0]; Fk=[0;0;0]; Jk=evalJ; for i=1:3 Fki=evalFi:; end dp=invJkFk; p=pdp; x1=p1; x2=p2; x3=p3; end p 2.
20697. Криптографічна система RSA 54.28 KB
  5 зашифруємо повідомлення Створемо ключ Зашифруємо файл Відповідно до завдання лабораторної роботи проведемо розрахунки Повідомлення CRDHQS RSA p=5 q=7 N=57=35 p1q1=24 D=5 edmodp1q1=1 e5mod24=1 E=5 Ключ24 e =5 3^5 mod 35=33 18^5 mod 35=23 4^5 mod 35=9 8^5 mod 35=8 17^5 mod 35=12 19^5 mod 35=24 Зашифроване повідомлення 33 23 9 8 12 24 Розшифруєм повідомлення використовуючи ключ d=5 33 33^5 mod 35=3 23^5 mod 35=18 9^5 mod 35=4 8^5 mod 35=8 12^5 mod 35=17 24^5 mod 35=19 Висновки:...
20698. Розподіл ключів, протокол Діфф-Хеллмана 57.93 KB
  При роботі алгоритму кожна сторона: генерує випадкове натуральне число a закритий ключ спільно з віддаленою стороною встановлює відкриті параметри p і g зазвичай значення p і g генеруються на одній стороні і передаються іншій де p є випадковим простим числом g є первісних коренем по модулю p обчислює відкритий ключ A використовуючи перетворення над закритим ключем A = ga mod p обмінюється відкритими ключами з видаленою стороною обчислює загальний секретний ключ K використовуючи відкритий ключ видаленої сторони B і свій закритий ключ a...
20699. Еліптичні криві в криптографії 168.01 KB
  1КІ08 Морозов Артем Еліптична крива над полем K це множина точок проективної площини над K що задовольняють рівнянню разом з точкою на нескінченності. Отже кількість точок на кривій – парна 1 точку дає по дві точки можуть давати інші елементи поля і треба не забути про точку на нескінченності. Додавання точок виконується наступним чином: 1 Нейтральний елемент групи: для будьякої точки . 3 Якщо то сумою точок та є 4 Якщо то 5 Якщо то .
20700. Генерування випадкових чисел 89.26 KB
  1КІ08 Морозов Артем Мета роботи: Усвідомити важливість проблеми генерування випадкових чисел під час вирішення задач захисту інформації ознайомитися з деякими способами генерування псевдовипадкових чисел усвідомити сильні і слабкі сторони алгоритмічних методів генерування випадкових чисел. Генератор випадкових чисел англ. Широко використовуються комп'ютерні системи для генерації випадкових чисел але часто вони малоефективні.
20701. Cтенографічний захист інформації 165.67 KB
  Для запуску програми необхідно задати: 1 звуковий файл формату МРЗ; 2 впроваджуваний файл будьякого формату; 3 пароль; 4 коефіцієнт стиснення; 5 рівень скритності. На першому етапі роботи програми впроваджуваний файл стискається з заданим користувачем коефіцієнтом стиснення. Блоксхема алгоритму роботи програми Puff представлена ​​на рисунку. Відповідно до класифікації методів впровадження інформації всі розглянуті в статті програми реалізують форматні методи.