18920

Сущность и типология политической культуры. Виды политического участия

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Сущность и типология политической культуры. Виды политического участия. Содержание понятия политическая культура обычно включает весь исторический опыт память социальных общностей и отдельных индивидов в сфере политики их ориентации и навыки влияющие на поли...

Русский

2013-07-10

53 KB

2 чел.

Сущность и типология политической культуры. Виды  политического участия.

 Содержание понятия «политическая культура» обычно включает весь исторический опыт, память социальных общностей и отдельных индивидов в сфере политики, их ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение. Существует несколько подходов к изучению политической культуры, которые, по сути дела, отражают разные стороны одного и того же явления. С одной стороны ПК понимается как некий спрессованный в сознании человека – или некой совокупности людей – исторически накопленного национального и социального опыта, который передается из поколения в поколение. Человек воспринимает этот опыт в форме ПК. Есть другое представление о ПК – как специфической форме поведения. Изучение ПК в двояком плане: с одной стороны как спрессованного в общественном сознании национального или группового исторического опыта, с другой – как формы поведения, открывает большие аналитические возможности.

Интерес к понятию ПК объясняется политическими проблемами, которые возникали на протяжении всего XX века. Выделяют три периода наибольшего интереса к ПК:

  1.  20-30-ые гг. XX века, когда ведущей была тема достижения социальной стабильности. Этот этап связан с поиском путей предотвращения социальных катаклизмов и путей бесконфликтного развития.
  2.  60-ые гг. – вторая волна интереса к ПК, которая была вызвана процессами деколонизации и роста демократических настроений в странах третьего мира в 50-60-ые гг. XX века.
  3.  80 - нач. 90-ых гг.- распад СССР и «бархатные» революции в странах Восточной и Центральной Европы.

Термин «ПК» был введен в 1956 году американским политологом Г. Алмондом. В его понимании ПК – это особый тип ориентации людей на политическое действие, отражающий специфику той или иной политической системы. С одной стороны ПК является частью общей культуры общества, с другой – связана с определенной политической системой, которая господствует в данном обществе.

Наиболее интересное исследование ПК представлено в классической работе Г. Алмонда и С. Вербы. Ученые определяли ПК как «субъективный поток политики, который наделяет значением политические решения, упорядочивает институты и придает социальный смысл индивидуальным действиям». В другой работе, написанной в соавторстве с психологом Л. Паем, С. Верба сказал еще более прямо: «Когда мы говорим о ПК общества, мы имеем ввиду политическую систему, интернализованную в знании, чувствах и оценках его членов». То есть ПК здесь представляет собой внутреннюю, психологическую картину – модель внешней по отношению к человеку политической системы.

Определения ПК делятся на четыре основные группы.

  1.  Однородные психологические определения – ПК рассматривается как набор базовых ориентаций субъекта на различные политические объекты.
  2.  Так называемые обобщенные определения – ПК понимается как «коктейль» из психических факторов и того, к чему они побуждают. ПК может одновременно рассматриваться и как установка, и как поведенческий акт.
  3.  Объективные или объективистские определения – ПК обозначает, прежде всего, институты и структуры («объекты») власти, которые санкционируют поведение участников, приемлемое для данной системы.
  4.  Так называемые эвристические определения -  ПК рассматривается как некий гипотетический конструкт, созданный учеными в аналитических целях. В зависимости от целей конкретного исследования это понятие может включать в себя то или иное содержание.

 

Базовая структура ПК как особого политико-психологического феномена представляется в виде иерархии трех основных уровней.

  1.  Уровень познавательной ориентации – знания о политической системе, принятых в ней ролях, «исполнителях этих ролей» и особенностях функционирования всей этой системы.
  2.  Уровень эмоциональной ориентации – чувства субъекта к политической системе, ее функциям, участникам и их деятельности.
  3.  Уровень оценочной ориентации – личное отношение субъекта к политической системе и ее отдельным компонентам – составляющим.

Субъекты и объекты ПК

Субъектом ПК может быть индивид, группа, партия, население страны в целом и т.д. Основные субъекты ПК многообразны – от отдельного человека до всех членов данного общества в целом. Все субъекты имеют свои особенности, но и общие признаки, так как принадлежат к одной политической системе и обладают установками, направленными на одни и те же объекты. Среди объектов выделяют политическую систему в целом, а также текущий политический процесс, господствующий политический режим, политические партии и организации, политические лидеры, политические ценности, наконец, самого субъекта.

ПК характеризуют как постоянство, так и изменчивость. Когда ПК сформировалась, она становится достаточно устойчивым ядром политической жизни страны. Ее важнейшей функцией является обеспечение преемственности политической жизни. Политический опыт при передаче от поколения к поколению подвергается внешним воздействиям, которые либо укрепляют ПК, либо видоизменяют ее. Соответственно, ПК будет либо инерционной, либо динамичной.  

Механизмы передачи, сохранения и обновления ПК имеют сложный характер. К факторам, формирующим ПК относятся:

  1.  Внешние условия. Например, последние полтора-два века шведы не участвовали в войнах, и это сформировало довольно миролюбивую политическую культуру – в Швеции развиты пацифистские движения, движения за охрану окружающей среды. Постоянные угрозы целостности России выработали в нашей ПК определенную закрытость.
  2.  Внутриполитическая жизнь, события, которые оставили след в национальной памяти.
  3.  Государство как институт является важной детерминантой ПК. Будучи само результатом исторического развития нации, оно может затормозить или ускорить развитие ПК, в зависимости от того, какое место государство занимает в жизни страны: довлеет или, наоборот, имеет периферийное значение. Например, российская политическая культура на протяжении всего существования страны была «государственно-центрической». Это означает, что государство с одной стороны сосредотачивает в своих руках все нити управления обществом, вплоть до мелочей, а с другой -  граждане ожидают от государства, чтобы оно брало на себя всю ответственность за жизнь и благополучие своего народа. Так, например, по данным ФОМ в марте 1998 года 75% респондентов считали, что им и их семьям нужна помощь со стороны государства, в обратном были уверены лишь 21%.

Среди прочих факторов традиции и ритуалы, а также действующие политические институты, к которым помимо государства относятся армия, церковь, деловые круги, университеты, средства массовой информации.

Механизмы передачи, сохранения и обновления ПК хорошо видны на примере ее межпоколенческой передачи, которую можно представить как процесс закрепления в сознании граждан определенной системы ориентации на ценности, нормы и образцы политического поведения. В рамках такой системы ориентаций существует более прочное ядро, обеспечивающее преемственность и передачу ПК, и мене устойчивые, изменяющиеся ориентации, в основном ответственные за ее постепенное, планомерное обновление. Для кардинального обновления ПК необходимы мощные изменения в обществе. Формирование, передача и обновление представляют собой разновидности целостного процесса существования ПК.

Политическое сознание и политическое поведение  - это не просто формы, а способы существования ПК, без которых она в принципе невозможна. 

Политическое участие (партиципация – англ. participation) – действия индивидов или групп, связанные с их относительно эффективным вовлечением (непосредственным либо опосредованным) в процесс разработки, принятия и осуществления политических решений (политических курсов), что указывает на факт включения граждан в политико-властные отношения.

Выделяются – попарно – такие виды политического участия:

  1.  автономное (с сугубо добровольным характером и целерациональной мотивацией, обусловленной развитыми представлениями о политике) или мобилизованное (достигается манипулированием либо имеет неполитическую мотивацию, например, принуждение, страх, экономические либо иные санкции и т.д.);
  2.   индивидуальное или коллективное (массовое);
  3.  активистское или пассивное;
  4.  легально-конвенциональное (лат. conventionalis – соответствующий договору, условию, т.е. адекватное законодательно установленному порядку, реже – традициям) или нелегальное (нарушающее законы и традиции, например, политический терроризм, акции протеста без разрешения властей);
  5.  традиционное (поддерживающее политическую преемственность и стабильность) или инновационное (ориентированное на изменения, развитие);
  6.  постоянное (политики-профессионалы и политактивисты) или эпизодическое (ограниченное голосованием на регулярных выборах).

Три группы основных мотивов политического участия:

1) инструментально-рациональные (участие сочтено деятельностью, направленной на обеспечение и защиту интересов субъектов политики);

2) образовательно-развивающие (участие содействует общему развитию гражданина, например, путем приобретения новых знаний о политике и т.д.);

3) коммунитаристские (участие обусловлено морально-этическими аргументами, например, представлениями об общем благе).

Самые важные для политики – инструментально-рациональные мотивы. Современные концепции политического участия рассматривают его как многомерное явление, включающее широкий набор действий, которые связаны с влиянием в политике, и изучают зависимость его форм и степени активности от ряда факторов: психологических, социальных, экономических, культурно-исторических и т.д. Недавно в проблематику политического участия были включены и вопросы участнического неравенства (participatory inequality), его последствий для демократического режима (Верба, Г. Брэйди, К.Шлоцман).

Основные типы ПК определены на основе соотношения традиционных и инновационных факторов в каждом конкретном обществе. Алмонд и Верба выделили три основных и несколько смешанных типов политической культуры:

  1.  Патриархальный тип ПК. Опирающаяся на него политическая система носит традиционный характер. Она единовластно управляется вождями, обычно характеризуется полным отсутствием у граждан какого-либо интереса к политической системе и требует от людей тотально подчинения на основе следования традициям.
  2.  Подданнический тип ПК. Его отличительная черта  - сильная ориентация граждан на политическую систему и слабая степень участия в политике. Данный тип формировался в условиях феодального общества с выраженной иерархичностью между разными уровнями политической системы. Однако почтительность к лидеру в такой культуре может сочетаться с высоким гражданским сознанием и личным участием. В этом отличие данного типа от предыдущего.
  3.  Активистский тип ПК. Отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах  и  их компетентностью в делах государства, что предполагает и высокий интерес, и позитивное отношение и к политике вообще, и к существующей политической системе. Главным здесь является высокий уровень политического участия граждан.

В реальной жизни такие «чистые типы» практически не встречаются. Однако разные комбинации теоретически выделенных «чистых типов» образует реально бытующие смешенные типы ПК.

Одним из таких типов, претендующих на роль основного и часто упоминающегося в качестве четвертого типа ПК, является «гражданская культура» - смешанный тип политической культуры (по Алмонду и Вербе), в котором наряду с преобладанием составляющих культуры участнического (активистского) типа (плюрализм, рационализм, взаимное доверие, согласие по целям политики, базовым ценностям и легитимности основных политических институтов, ориентация на практическую вовлеченность в политику) органически присутствуют элементы приходской (патриархальной) и подданнической культур (отсюда – наличие умеренной политической пассивности и некоторых традиционных ценностей); этот тип ПК считается наиболее адекватной демократическому устройству.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81201. История формирования иудаизма 26.17 KB
  Выделяют различные периоды формирования и развития иудаизма. Возникновение иудаизма как религии принято связывать с именем Моисея получивший на горе Синай через Откровение десять заповедей образовавших основу монотеизма и религиозной этики. формируются основные черты иудаизма: строгий монотеизм централизация культа канонизация священных книг появлению веры в сверхъестественную помощь для освобождения от угнетателей и веры в избавителямессию.
81202. Догматы и культ иудаизма 26.33 KB
  Центральная доктрина иудаизма вера в единого Бога который бессмертен вечен всемогущ вездесущ и безграничен. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву а божья воля открывается человеку через Танах.
81203. Структура Ветхого завета в иудаизме 22.12 KB
  Книги Ветхого Завета были написаны в период с XIII по I в. Ветхий Завет состоит из следующих книг: 1 Книги закона Тора Учение или Пятикнижие Моисеево составление книг приписывается Моисею: Бытие сотворение мира и человека рай первые люди грехопадение размножение человечества всемирный потоп Ной патриархи родоначальники еврейского народа Авраам Исаак Иаков Иосиф с братьями поселение евреев в Египте; Исход Моисей 10 заповедей освобождение из плена; Левит религиозное законодательство; Числа законодательство и...
81204. Формирование ислама. Жизнь и деятельность Мухаммеда 25.03 KB
  Жизнь и деятельность Мухаммеда. Политическое и религиозное движение возглавил пророк Мухаммед. Мухаммед родился в 570 г. Мать Амина по обычаю мекканцев отдала Мухаммеда кормилицебедуинке у которой он рос до 5 лет.
81205. Вероучение ислама 24.39 KB
  Иман или вера включает: Веру в Единого Бога Аллаха. Веру в Ангелов и демонов. 3Веру в Святые Писания и в святость Корана который считается словом божьим божественным откровением которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение 22 лет т. 4Веру в Пророков и в посланничество Мухаммеда.
81206. Коран – священная книга ислама 24.8 KB
  Главным источником веры является Коран священная книга мусульман состоящая из притч молитв и проповедей Мухаммеда. спустя почти два десятилетия после смерти пророка был составлен свод Коран чтение другие названия: китаб книга зикр предостережение . Святость Корана обусловлена тем что изречения пророку диктовал архангел Джебраил на протяжении 22 лет доносивший слова самого БогаАллаха. эти откровения составили канонический текст Корана который дошел до наших дней в неизменном виде.
81207. Основные направления в исламе 24.66 KB
  В результате внутренних противоречий в VII веке возникли два направления: сунниты и шииты. Последователи суннизма признавали законность власти первых четырех халифов а шииты считали единственным законным главой мусульман четвертого халифа Али ум. Шииты поклоняются этому имаму и верят что перед Страшным Судом явится махди для установления на земле равенства и справедливости. Шииты как и сунниты признают святость Корана а в Сунне признают лишь те хадисы авторами которых являются четвертый халиф Али и его последователи.
81208. Пять столпов ислама 24.1 KB
  Саум пост. Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи питья наслаждения и развлечений. Главным и обязательным для всех кроме больных путешествующих военных и беременных является пост в месяц рамадан; кроме того существует еще дата в которой поститься желательно. Уразабайрам праздник разговенья окончания поста.
81209. Основные идеи шариата. Понятие джихада 26.17 KB
  Понятие джихада. Джихад с точки зрения шариата является общим понятием путей и методов достижения деяний высказываний и убеждений любимых и одобряемых Всевышним Аллахом а также отражения деяний высказываний и убеждений порицаемых и ненавистных Пречистому Аллаху. Ибн альКаййим: Джихад подразделяется на четыре уровня: джихад против самого себя джихад против шайтана джихад против неверующих и лицемеров и джихад против приверженцев несправедливости нововведений и порицаемых действий. Джихад против самого себя также имеет четыре уровня:...