18920

Сущность и типология политической культуры. Виды политического участия

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Сущность и типология политической культуры. Виды политического участия. Содержание понятия политическая культура обычно включает весь исторический опыт память социальных общностей и отдельных индивидов в сфере политики их ориентации и навыки влияющие на поли...

Русский

2013-07-10

53 KB

3 чел.

Сущность и типология политической культуры. Виды  политического участия.

 Содержание понятия «политическая культура» обычно включает весь исторический опыт, память социальных общностей и отдельных индивидов в сфере политики, их ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение. Существует несколько подходов к изучению политической культуры, которые, по сути дела, отражают разные стороны одного и того же явления. С одной стороны ПК понимается как некий спрессованный в сознании человека – или некой совокупности людей – исторически накопленного национального и социального опыта, который передается из поколения в поколение. Человек воспринимает этот опыт в форме ПК. Есть другое представление о ПК – как специфической форме поведения. Изучение ПК в двояком плане: с одной стороны как спрессованного в общественном сознании национального или группового исторического опыта, с другой – как формы поведения, открывает большие аналитические возможности.

Интерес к понятию ПК объясняется политическими проблемами, которые возникали на протяжении всего XX века. Выделяют три периода наибольшего интереса к ПК:

  1.  20-30-ые гг. XX века, когда ведущей была тема достижения социальной стабильности. Этот этап связан с поиском путей предотвращения социальных катаклизмов и путей бесконфликтного развития.
  2.  60-ые гг. – вторая волна интереса к ПК, которая была вызвана процессами деколонизации и роста демократических настроений в странах третьего мира в 50-60-ые гг. XX века.
  3.  80 - нач. 90-ых гг.- распад СССР и «бархатные» революции в странах Восточной и Центральной Европы.

Термин «ПК» был введен в 1956 году американским политологом Г. Алмондом. В его понимании ПК – это особый тип ориентации людей на политическое действие, отражающий специфику той или иной политической системы. С одной стороны ПК является частью общей культуры общества, с другой – связана с определенной политической системой, которая господствует в данном обществе.

Наиболее интересное исследование ПК представлено в классической работе Г. Алмонда и С. Вербы. Ученые определяли ПК как «субъективный поток политики, который наделяет значением политические решения, упорядочивает институты и придает социальный смысл индивидуальным действиям». В другой работе, написанной в соавторстве с психологом Л. Паем, С. Верба сказал еще более прямо: «Когда мы говорим о ПК общества, мы имеем ввиду политическую систему, интернализованную в знании, чувствах и оценках его членов». То есть ПК здесь представляет собой внутреннюю, психологическую картину – модель внешней по отношению к человеку политической системы.

Определения ПК делятся на четыре основные группы.

  1.  Однородные психологические определения – ПК рассматривается как набор базовых ориентаций субъекта на различные политические объекты.
  2.  Так называемые обобщенные определения – ПК понимается как «коктейль» из психических факторов и того, к чему они побуждают. ПК может одновременно рассматриваться и как установка, и как поведенческий акт.
  3.  Объективные или объективистские определения – ПК обозначает, прежде всего, институты и структуры («объекты») власти, которые санкционируют поведение участников, приемлемое для данной системы.
  4.  Так называемые эвристические определения -  ПК рассматривается как некий гипотетический конструкт, созданный учеными в аналитических целях. В зависимости от целей конкретного исследования это понятие может включать в себя то или иное содержание.

 

Базовая структура ПК как особого политико-психологического феномена представляется в виде иерархии трех основных уровней.

  1.  Уровень познавательной ориентации – знания о политической системе, принятых в ней ролях, «исполнителях этих ролей» и особенностях функционирования всей этой системы.
  2.  Уровень эмоциональной ориентации – чувства субъекта к политической системе, ее функциям, участникам и их деятельности.
  3.  Уровень оценочной ориентации – личное отношение субъекта к политической системе и ее отдельным компонентам – составляющим.

Субъекты и объекты ПК

Субъектом ПК может быть индивид, группа, партия, население страны в целом и т.д. Основные субъекты ПК многообразны – от отдельного человека до всех членов данного общества в целом. Все субъекты имеют свои особенности, но и общие признаки, так как принадлежат к одной политической системе и обладают установками, направленными на одни и те же объекты. Среди объектов выделяют политическую систему в целом, а также текущий политический процесс, господствующий политический режим, политические партии и организации, политические лидеры, политические ценности, наконец, самого субъекта.

ПК характеризуют как постоянство, так и изменчивость. Когда ПК сформировалась, она становится достаточно устойчивым ядром политической жизни страны. Ее важнейшей функцией является обеспечение преемственности политической жизни. Политический опыт при передаче от поколения к поколению подвергается внешним воздействиям, которые либо укрепляют ПК, либо видоизменяют ее. Соответственно, ПК будет либо инерционной, либо динамичной.  

Механизмы передачи, сохранения и обновления ПК имеют сложный характер. К факторам, формирующим ПК относятся:

  1.  Внешние условия. Например, последние полтора-два века шведы не участвовали в войнах, и это сформировало довольно миролюбивую политическую культуру – в Швеции развиты пацифистские движения, движения за охрану окружающей среды. Постоянные угрозы целостности России выработали в нашей ПК определенную закрытость.
  2.  Внутриполитическая жизнь, события, которые оставили след в национальной памяти.
  3.  Государство как институт является важной детерминантой ПК. Будучи само результатом исторического развития нации, оно может затормозить или ускорить развитие ПК, в зависимости от того, какое место государство занимает в жизни страны: довлеет или, наоборот, имеет периферийное значение. Например, российская политическая культура на протяжении всего существования страны была «государственно-центрической». Это означает, что государство с одной стороны сосредотачивает в своих руках все нити управления обществом, вплоть до мелочей, а с другой -  граждане ожидают от государства, чтобы оно брало на себя всю ответственность за жизнь и благополучие своего народа. Так, например, по данным ФОМ в марте 1998 года 75% респондентов считали, что им и их семьям нужна помощь со стороны государства, в обратном были уверены лишь 21%.

Среди прочих факторов традиции и ритуалы, а также действующие политические институты, к которым помимо государства относятся армия, церковь, деловые круги, университеты, средства массовой информации.

Механизмы передачи, сохранения и обновления ПК хорошо видны на примере ее межпоколенческой передачи, которую можно представить как процесс закрепления в сознании граждан определенной системы ориентации на ценности, нормы и образцы политического поведения. В рамках такой системы ориентаций существует более прочное ядро, обеспечивающее преемственность и передачу ПК, и мене устойчивые, изменяющиеся ориентации, в основном ответственные за ее постепенное, планомерное обновление. Для кардинального обновления ПК необходимы мощные изменения в обществе. Формирование, передача и обновление представляют собой разновидности целостного процесса существования ПК.

Политическое сознание и политическое поведение  - это не просто формы, а способы существования ПК, без которых она в принципе невозможна. 

Политическое участие (партиципация – англ. participation) – действия индивидов или групп, связанные с их относительно эффективным вовлечением (непосредственным либо опосредованным) в процесс разработки, принятия и осуществления политических решений (политических курсов), что указывает на факт включения граждан в политико-властные отношения.

Выделяются – попарно – такие виды политического участия:

  1.  автономное (с сугубо добровольным характером и целерациональной мотивацией, обусловленной развитыми представлениями о политике) или мобилизованное (достигается манипулированием либо имеет неполитическую мотивацию, например, принуждение, страх, экономические либо иные санкции и т.д.);
  2.   индивидуальное или коллективное (массовое);
  3.  активистское или пассивное;
  4.  легально-конвенциональное (лат. conventionalis – соответствующий договору, условию, т.е. адекватное законодательно установленному порядку, реже – традициям) или нелегальное (нарушающее законы и традиции, например, политический терроризм, акции протеста без разрешения властей);
  5.  традиционное (поддерживающее политическую преемственность и стабильность) или инновационное (ориентированное на изменения, развитие);
  6.  постоянное (политики-профессионалы и политактивисты) или эпизодическое (ограниченное голосованием на регулярных выборах).

Три группы основных мотивов политического участия:

1) инструментально-рациональные (участие сочтено деятельностью, направленной на обеспечение и защиту интересов субъектов политики);

2) образовательно-развивающие (участие содействует общему развитию гражданина, например, путем приобретения новых знаний о политике и т.д.);

3) коммунитаристские (участие обусловлено морально-этическими аргументами, например, представлениями об общем благе).

Самые важные для политики – инструментально-рациональные мотивы. Современные концепции политического участия рассматривают его как многомерное явление, включающее широкий набор действий, которые связаны с влиянием в политике, и изучают зависимость его форм и степени активности от ряда факторов: психологических, социальных, экономических, культурно-исторических и т.д. Недавно в проблематику политического участия были включены и вопросы участнического неравенства (participatory inequality), его последствий для демократического режима (Верба, Г. Брэйди, К.Шлоцман).

Основные типы ПК определены на основе соотношения традиционных и инновационных факторов в каждом конкретном обществе. Алмонд и Верба выделили три основных и несколько смешанных типов политической культуры:

  1.  Патриархальный тип ПК. Опирающаяся на него политическая система носит традиционный характер. Она единовластно управляется вождями, обычно характеризуется полным отсутствием у граждан какого-либо интереса к политической системе и требует от людей тотально подчинения на основе следования традициям.
  2.  Подданнический тип ПК. Его отличительная черта  - сильная ориентация граждан на политическую систему и слабая степень участия в политике. Данный тип формировался в условиях феодального общества с выраженной иерархичностью между разными уровнями политической системы. Однако почтительность к лидеру в такой культуре может сочетаться с высоким гражданским сознанием и личным участием. В этом отличие данного типа от предыдущего.
  3.  Активистский тип ПК. Отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах  и  их компетентностью в делах государства, что предполагает и высокий интерес, и позитивное отношение и к политике вообще, и к существующей политической системе. Главным здесь является высокий уровень политического участия граждан.

В реальной жизни такие «чистые типы» практически не встречаются. Однако разные комбинации теоретически выделенных «чистых типов» образует реально бытующие смешенные типы ПК.

Одним из таких типов, претендующих на роль основного и часто упоминающегося в качестве четвертого типа ПК, является «гражданская культура» - смешанный тип политической культуры (по Алмонду и Вербе), в котором наряду с преобладанием составляющих культуры участнического (активистского) типа (плюрализм, рационализм, взаимное доверие, согласие по целям политики, базовым ценностям и легитимности основных политических институтов, ориентация на практическую вовлеченность в политику) органически присутствуют элементы приходской (патриархальной) и подданнической культур (отсюда – наличие умеренной политической пассивности и некоторых традиционных ценностей); этот тип ПК считается наиболее адекватной демократическому устройству.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43309. Расчет пружины 1.17 MB
  Выбор марки стали для изготовления пружины Марка стали 85 1. Высокие свойства максимальные пределы упругости и выносливости пружины и рессоры имеют при твердости HRC 40 45 структура тростит которая достигается после закалки с равномерным и полным мартенситным превращением по всему объему металла и среднего отпуска при 400 500 С в зависимости от стали.Обоснование выбора марки стали для изготовления пружины Особенности работы рессорнопружинных сталей состоят в том что при значительных ударных или статических нагрузках в них не...
43310. Обработка методами типа «перенос-опознание» 289.5 KB
  Управление автоматом задается управляющей таблицей типа : перенос опознание которая задает операцию ПЕРЕНОС ОТВЕРГНУТЬ или процедуру опознания для каждой комбинации магазинного и входного символов. Каждая из процедур опознания просматривает несколько верхних символов магазина и либо выбирает одну из операций СВЕРТКА для некоторого правила либо ДОПУСТИТЬ или ОТВЕРГНУТЬ. Первая из них состоит в том чтобы решить какие элементы таблицы управления должны содержать операции ПЕРЕНОС какие процедуры опознания и какие операции...
43312. Візуалізація графічних зображень 365 KB
  Що стосується візуалізації даних, наданих у вигляді матричних структур, із подальшим їх перетворенням у графові моделі, то сьогодні накопичений відносно невеликий досвід їх вирішення. Основними завданнями при цьому є як фундаментальні (пояснюються недосконалістю існуючих методів візуалізації), так і технічні (пов’язані із складністю вибору та забезпеченням взаємодії різних програмних та апаратних засобів. Отже, актуальним завданням є виокремлення основних аспектів побудови прикладного програмного забезпечення, яке надавало б розробникам можливість із створення високорівневих засобів візуалізації даних, заданих у матричній формі
43313. Розробка програмного забезпечення для визначення інформації про жорсткий диск за допомогою інтерфейсу IDE/ATAPI 710.5 KB
  Програми мовою асемблера дуже точні. Оскільки ця мова дозволяє програмістові безпосередньо працювати з усім апаратним забезпеченням, програми на асемблері можуть робити те, що недоступно ніякій іншій програмі. Безсумнівно, що в програмуванні пристроїв де потрібен контроль над окремими розрядами регістрів пристрою, програмування мовою асемблера - єдиний підходящий вибір. І остання причина для написання програми на мові асемблера. Тільки через написання програм на цьому рівні деталізації можна зрозуміти, як працює машина на самому нижньому рівні.
43314. Автоматизированная система управления воздушным движением 2.05 MB
  В системе автоматизированы процессы обработки и отображения информации от радиолокационных и радиотехнических средств, информации о планировании полетов, метеорологической обстановке и другие процедуры обеспечения процессов обслуживания воздушного движения. Все подсистемы АС УВД построены на базе локальных вычислительных сетей с применением технологий цифровой обработки и передачи данных.
43315. Правова система України 168.21 KB
  Перш ніж будувати власну державу і власну правову систему потрібно подивитись, що ми маємо на сучасному етапі і що хочемо побудувати у майбутньому. Будуючи нову правову систему потрібно звертатись за допомогою до більш досконалих іноземних систем, вибираючи з них найкраще. Нажаль, в Україні, сьогодні, склалась така ситуація, коли люди, що стоять при владі не розуміють цього або, що ще гірше розуміють, але спеціально нічого не роблять. Все на що вони спроможні – це бездумно вирвати з іноземного законодавства, можливо і найкращі, положення та ліпити їх в наше. Багато наших бід саме через це.
43316. Розробка програм на мові Turbo Pascal. Робота з додатками MS Office 97/200 (Word, Excel) і MathCAD 2000 2.5 MB
  Відмінність функції від процедури полягає в тому що результатом виконання операторів що утворюють тіло функції завжди є деяке єдине значення або покажчик тому звертання до функції можна використовувати у відповідних вираженнях поряд зі змінними й констант Підпрограми являють собою інструмент за допомогою якого будьяка програма може бути розбита на ряд певною мірою незалежних друг від друга частин. Поперше цей засіб економії пам'яті: кожна підпрограма існує в програмі в єдиному екземплярі у те час як звертатися до неї можна...
43317. Гарантированное удаление информации 298.5 KB
  Гарантированное удаление информации зачем это нужно Большинство пользователей персональных компьютеров уверены в том что стандартные функции уничтожения файлов предусмотренные в операционной системе позволяют раз и навсегда избавиться от файлов. Также немаловажным фактором является скорость удаления информации. Например если несмотря на все методы защиты каким-то образом был произведен несанкционированный доступ к секретной информации и выгоднее уничтожить эту самую информацию чем позволить злоумышленнику скачать ее нарушив таким...