18930

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Развитие информационно-коммуникационных технологий ИКТ в России Эволюция информационно-коммуникационных технологий ИТК: новые структуры сетей Информационно коммуникационные технологии ИКТ Information and Communication Technologies ICT Совокупность методов производст

Русский

2013-07-10

127 KB

86 чел.

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России

Эволюция информационно-коммуникационных технологий (ИТК):

новые структуры сетей

Информационно- коммуникационные технологии (ИКТ)

Information and Communication Technologies (ICT) -  Совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Рынок информационно-коммуникационных технологий в России еще очень молод, но несмотря на это, ИКТ-отрасль является одной из самых динамично развивающихся отраслей отечественной экономики из-за прибыльности и общей рентабельности этого бизнеса.

Такой вывод был сделан в исследовании, проведенном издательским домом "Компьютерра". Специально для исследования была разработана методика, сочетающая метод экспертных оценок и анкетирование представителей компаний в центре и в регионах. Работа была выполнена по заказу Минэкономразвития РФ в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия".

Напомним, что отрасль ИКТ состоит из нескольких сегментов, среди которых выделяют телекоммуникации, производство программного обеспечения, аппаратных средств и ИТ-услуг. Последние три сегмента принято объединять в ИТ-рынок.

Рынок ИКТ в России

Объем российской отрасли информационно- коммуникационных технологий составляет $12,130 миллиарда, из которых 72% приходятся на долю телекоммуникаций и лишь 28% занимает весь ИТ-рынок (оборудование, ПО, ИТ-услуги). При этом среднегодовой рост инвестиций в ИТ со стороны компаний составляет в России 11%.

В ходе исследования выяснилось, что самой рентабельной из средних российских ИКТ-предприятий по подотраслям являются отрасли ИТ-услуг (от 35% до 42%) и программного обеспечения (от 20% до 34%). Рентабельность же рынков продажи оборудования и телекоммуникационных услуг составляет 12% и 20%, соответственно. Однако они, в отличие от рынков ИТ и ПО, на настоящий день являются самыми стабильными, и факторы риска на них ниже.

В целом же, по России после 10 лет развития в ИКТ-отрасли насчитываются примерно около 15000 компаний. Любопытно, что при этом 20% участников рынка являются производителями 80% валового продукта этого же рынка. Кроме того, в целом по отрасли частный капитал превалирует над всеми остальными типами капитала (государственным, иностранным, смешанным), а основными заказчиками услуг ИКТ в России являются крупные частные компании. На их долю приходится более 50% по всем подотсраслям рынка (например, в области телекоммуникаций соотношение составляет примерно 60/40 в пользу частных компаний). При этом частный спрос на продукцию ИКТ крайне невысок из-за низкой покупательной способности населения.

Рынок телекоммуникаций

Общий агрегированный объем рынка телекоммуникаций, по экспертным оценкам, составляет на сегодняшний день порядка $7,3 млрд. При этом, по разным данным, рост этой подотрасли оценивается от 24% (по данным экспертов) до 40% (по данным Минсвязи РФ) в 2002 году. В настоящий момент телекоммуникационная отрасль является одной из самых успешных и стабильных отраслей ИКТ в России. С точки зрения западных инвесторов она самая привлекательная.

Большая часть средств в телекоммуникационной отрасли вращается в сегменте телеком-услуг, нежели в сегменте оборудования. Это вызвано, прежде всего, сильной зависимостью этих вложений от технологических нововведений. При переходе на новые технологии операторы вынуждены осуществлять серьезные инвестиции в оборудование, которое в дальнейшем окупается в течение нескольких лет. По мнению экспертов рынка, сейчас в области сотовых коммуникаций, большинство вложений сделаны, а 3G-технология до нас "не дошла", тем более, что в Европе она пока не выходит на предполагаемый уровень прибыльности.

На телекоммуникационном рынке сейчас основной составляющей роста является мобильная связь, и по мере ее насыщения динамика будет снижаться. Операторы мобильной связи уже поделили столичные рынки и теперь строят сети по России.

Рынок оборудования

Российский рынок оборудования, отмечается в исследовании, несмотря на стагнацию мирового, по мнению экспертов, вырос в 2002 году до $1,980 млрд., что составляет 16% от отрасли ИКТ в целом. В частности, агентство IT-Research оценило российский сегмент персональных компьютеров вместе с рынком серверов в 2002 году в $1,86 млрд. Вместе с тем, по данным, самих представителей рынка, объем двух указанных сегментов составляет лишь $1,23 млрд. Разница в полтора раза, как поясняют эксперты рынка оборудования, возникает исключительно из-за раздутого PR и многократного учета продукции.

Между тем, сегмент периферийного оборудования, по оценкам экспертов рынка оборудования, составил $570 млн. (29% от рынка оборудования), а комплектующих - всего $180 млн. (9%).

В ближайшие годы ожидается постепенное снижение динамики продаж оборудования, вызванное постепенным наполнением рынка. Примерно те же тенденции уже наблюдаются на Западе, где оборудование традиционно занимает последнюю позицию в рейтинге динамик ИКТ- подотраслей. Это наиболее устоявшийся рынок в ИКТ, и рост его вполне прогнозируем и достаточно стабилен. В ближайшие годы ожидается постепенное снижение темпов роста - от 17% в 2004 г. до 10% в 2008 году.

Рынок программного обеспечения

По мнению опрошенных ИД "Компьютерра" экспертов, рынок программного обеспечения в России составляет $590 млн. (5% от ИКТ отрасли в целом). При этом специалисты отметили, что это самый трудный для измерения ИТ-рынок России в силу множества причин: это и множественные оффшорные компании (разработка программного обеспечения для иностранных заказчиков), обороты которых далеко не прозрачны, и самый большой теневой сектор, оцениваемый специалистами в масштабах от 40 до 99% от общего оборота рынка.

Лидерство на софтовом рынке держат программы, ориентированные на конечного пользователя, как правило, корпоративного. В результате, прикладное ПО занимает 62% ($370 млн.), инфраструктурное ПО - 21% ($120 млн.), а GroupWare - 12% ($70 млн.). Кроме того, экспертами отмечено, что на оффшорное программирование приходится примерно четверть рынка ПО, т.е. около $150 млн.

Между тем, несмотря на высокие риски и относительную прозрачность софтового рынка, именно он занимает второе место по перспективности и динамике роста. Сейчас скорость роста подотрасли ПО оценивается в 28%, а через три года она поднимется до 33%. Это вызвано необходимостью обеспечивать софтом растущий рынок оборудования. Кроме того, на такие темпы роста оказывали влияние улучшение законодательства в области защиты авторского права, а также развивающийся рынок оффшорного программирования.

ИТ-услуги

Объем рынка ИТ-услуг, по мнению экспертов, составляет $755 млн., и в ближайшее время эта цифра будет стремительно расти.

Самым большим и динамичным сегментом рынка ИТ-услуг являются услуги по системной интеграции. Объем этого сегмента оценивается в $330 млн. (43%). Следующим по объему сегментом идет обслуживание и техническая поддержка - $230 млн. (31%). Сегмент интернета включает создание контента, дизайн и технологии, электронную коммерцию, а также рекламу и маркетинг и составляет 26% ($105 млн.) от общего пирога. Наименьшим по объему стал сегмент консультирования, эксперты оценили его в $90 млн. (12%).

Между тем, эксперты едины во мнении: на сегодняшний момент подотрасль ИТ-услуг наиболее динамична из всей ИКТ-отрасли. Ее рост оценивается в 30%. В 2002 году она выросла на треть и, судя по прогнозам, темпы роста сохраняются.

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в последние десятилетия стало глобальной тенденцией мирового прогресса. В современном динамично развивающемся мире ИКТ выполняют роль локомотива всей экономики, способствуют привлечению в страну инвестиций, созданию новых рабочих мест, внедрению прогрессивных технологий в производстве и управлении, то есть в конечном итоге – стабильному экономическому росту и повышению уровня жизни. В условиях углубляющейся глобализации ИКТ становятся преобладающим коммуникационным средством, резко сокращающим трансакционные издержки при обмене информацией и совершении коммерческих сделок между участниками рынка.

Прорыв в области развития ИКТ очень важен и для Узбекистана. Не случайно правительство республики в последнее время предпринимает значительные усилия по разработке стратегии, обеспечивающей массовое внедрение и использование современных информационных и коммуникационных технологий. Об этом, в частности, свидетельствует Указ Президента Республики Узбекистан “О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий” от 30 мая 2002 года, в котором определены первоочередные задачи в данной области и соответствующие организационные структуры. 6 июня 2002 года Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан была утверждена “Программа развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на 2002-2010 годы”. В ней намечены основные направления в этой сфере:

• развитие инфраструктуры телекоммуникаций;

• расширение национального сегмента сети Интернет;

• компьютеризация;

• индустрия программных продуктов;

• формирование и использование информационных ресурсов;

• подготовка кадров;

• развитие конкурентной среды;

• совершенствование нормативно-правовой базы;

• обеспечение информационной безопасности.

1. Мировые тенденции в развитии информационных и коммуникационных технологий

Взаимовлияние развития ИКТ и глобализации мировой экономики

Глобализация мировой экономики – объективное следствие расширения мирохозяйственных связей – получила значительное ускорение в последней четверти XX века. Этому способствовало развитие информационно-коммуникационных технологий. Глобализационные процессы сопровождаются информационным “взрывом” и повсеместной компьютеризацией всех сфер человеческой деятельности. Использование информационных технологий обусловило появление ряда изменений в экономических и социальных структурах в глобальном масштабе. Это явление носит название “революции информационных технологий”. По мнению экспертов, информационная революция уже вызвала такие исторические преобразования общества, которые сопоставимы разве что с промышленной революцией XVII- XVIII веков, давшей в свое время толчок к превращению сельскохозяйственного мира в индустриальный. ИКТ позволили резко увеличить объем и качество информационных обменов, уменьшить финансовые и временные затраты на формирование и распределение информации, повысить эффективность хозяйственной деятельности благодаря своевременности получения необходимой информации. Все эти возможности дают толчок к быстрому преобразованию индустриального общества в общество, где информация и знания образуют базис новых ценностей.

ИКТ сегодня – это неотъемлемая инфраструктура мировой глобальной экономики, не только обеспечивающая наиболее эффективное функционирование мировых рынков, но и выполняющая роль локомотива в развитии мировой экономики. Не случайно правительства развитых стран1 мира выделили это направление в качестве стратегического вектора экономического развития, основного источника ускорения экономического роста на современном этапе.

Отрасли информационной индустрии в ведущих странах стали по темпам своего развития опережать остальные отрасли экономики. Международные финансовые организации – ПРООН, Мировой банк и другие – оказывают техническое и финансовое содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой, нацеленное на то, чтобы сократить разрыв в уровне развития ИКТ, препятствующий дальнейшей глобализации. Движущей силой распространения информационных технологий, мерилом их “полезности” стал Интернет2 – мировая компьютерная сеть, превратившаяся в общеиспользуемое средство электронной глобальной коммуникации. Степень внедрения и использования Интернета становится решающим фактором экономического и социального развития государств. Итак, всемирная компьютерная сеть и информационно-коммуникационные технологии – это наиболее значительное направление мирового научно- технического процесса, важнейший критерий развитости общества в XXI веке.

Основные мировые тенденции развития рынка ИКТ

Согласно отчету Европейской обсерватории информационных технологий, суммарный объем мирового рынка ИКТ составил в 2001 году 2205 миллиардов евро, увеличившись по сравнению с 2000 годом на 9,6%. Темпы роста данного рынка в последние три года стабильно высоки и значительно превышают темпы роста мировой экономики. В соответствии с прогнозами, в ближайшей перспективе наиболее динамично он будет развиваться в Западной Европе, а также в Восточной Азии, Восточной Европе и Южной Америке.

Специалисты считают, что в начале наступившего века в цивилизованных странах произойдет смена основной информационной среды. Удельные объемы информации, получаемой обществом по традиционным информационным каналам (радио, телевидение, печать), сократятся в пользу компьютерных сетей. Инвестиции в сфере телекоммуникационных технологий ежегодно растут на 13%, в основном за счет таких регионов, как Восточная Азия, Восточная Европа и Южная Америка.

Высокие темпы роста рынка телекоммуникаций создали условия и техническую инфраструктуру для ускорения развития сектора информационных технологий, который в настоящее время уже опережает рынок телекоммуникаций по темпам роста. Это связано с высокой востребованностью информационных технологий на локальных и мировых рынках, а также их низкой зависимостью от таких внешних факторов, как сырьевые ресурсы, транспортные издержки и т.п. В результате сегодня на отрасли, обеспечивающие создание информационных технологий, приходится львиная доля добавленной стоимости, а значит и высокие прибыли.

Тенденция к относительному понижению стоимости компьютерного оборудования делает его более доступным как для корпоративных клиентов, так и для частных лиц. Аналогичная ситуация – в области сетевого оборудования, копировальной техники и телекоммуникационного оборудования. Анализ показывает, что в странах, где обеспеченность потенциальных потребителей оборудованием и сетями растет, создаются благоприятные условия для развития информационных технологий, а также емкие рынки соответствующего оборудования (включая комплектующие и сети). Новый, быстро развивающийся вид информационных технологий – технологии беспроводной связи. Возможность их широкого применения во многих потребительских сегментах позволяет прогнозировать динамичное развитие этого сектора в ближайшие 3-5 лет. Интернет служит инструментом наиболее эффективного формирования баз данных и обмена ими между всеми участниками общества, а также является основой появления новых сегментов ИКТ: электронного бизнеса, электронного правительства. По данным за 2001 год, больше всего пользуются Интернетом в США – 60% населения (168 млн. чел.), Сингапуре – 41,4%, Австралии – 31,7%, на Тайване – 29%, в Гонконге – 22,6%, Южной Корее – 21,2%. Самостоятельное и все увеличивающееся значение приобретает в информационном секторе электронная торговля. По данным Forrester Research, ее общий объем в мире в 2004 году составит около 6,8 трлн. долларов. По прогнозу различных исследовательских компаний, к 2004-2005 годам доля электронных продаж в мировой экономике может увеличиться до 5-10%. Предполагается, что около половины таких продаж придется на США, вторым по величине станет рынок Азиатско- Тихоокеанского региона (АТР) и почти таким же – в Европе (в первую очередь за счет Германии, Англии и Франции). Объем электронных продаж в остальных странах мира будет значительно меньше.

В США, Великобритании, Канаде, Австралии, Японии, ряде европейских государств активно реализуются проекты электронного государственного управления (электронного правительства). Серьезно продвинулся в этом направлении Сингапур. С начала 2000 года объявили о развертывании подобных программ Дубаи и Катар, а в 2001 году – Россия. Но лидерство в этой сфере принадлежит США и Великобритании. Там начали действовать в данном направлении еще в 1995-1996 годах и к настоящему времени добились ощутимых результатов. Например, в Великобритании уже к концу 2002 года 41% всех услуг правительственных организаций будет осуществляться с использованием Интернета. Системы электронного государственного управления помогают повысить эффективность работы правительства за счет:

• повышения точности, полноты, оперативности и достоверности накапливаемой информации;

• обеспечения высокой степени контроля за исполнением решений и поручений правительства другими государственными структурами: в любой момент можно проверить, как это происходит внутри подконтрольного органа;

• снижения накладных расходов государственного управления;

• улучшения качества услуг, оказываемых государственными службами;

• сокращения бюрократических барьеров и лучшего взаимодействия с гражданским обществом.

Мировые тенденции свидетельствуют о том, что электронное государственное управление со временем станет необходимостью для любого государства. Поэтому чем раньше оно начнет внедряться, тем лучше.

Влияние ИКТ на социальное развитие общества

Мировой опыт подтверждает преимущественно позитивное влияние развития ИКТ на социальное развитие общества. В рамках отдельно взятой страны это проявляется в следующем:

1. У населения появляются новые возможности занятости и получения доходов. Развитие ИКТ сопровождается созданием рабочих мест как непосредственно – через возникновение новых отраслей по производству физической инфраструктуры ИКТ (оборудование, сети и т.п.), программных систем и средств, информационных услуг, так и опосредованно – через воздействие на повышение эффективности экономики, на экономический рост. Широкий доступ граждан, занимающихся бизнесом или потребительскими покупками, к информации о ценах и качестве товаров на рынке через интернет-технологии поможет им принимать рациональные коммерческие решения и осуществлять эффективный потребительский выбор.

2. Повышение степени доступности различных информационных баз данных и внедрение дистанционных методов обучения позволяют выравнивать возможности получения качественного образования для различных слоев населения и повышают общую степень его грамотности.

3. Создание новых медицинских информационных технологий способствует формированию доступного банка данных о заболеваниях, методах и лекарственных средствах для их лечения, повышению общего уровня развития медицины, совершенствованию системы здравоохранения и улучшению здоровья населения.

4. С развитием Интернета и программ “электронного правительства” расширяются возможности участия населения в формировании гражданского общества, поскольку улучшается доступ к различного рода информации, становится более прозрачной работа государственных служб, сокращается число бюрократических барьеров. Через различные электронные форумы и дискуссии граждане могут свободно обмениваться мнениями, а власти получают возможность оперативного и наиболее дешевого способа выяснения общественного мнения по различным проблемам.

5. Формирование новой телекоммуникационной политики повышает роль средств массовой информации, электронные версии которых становятся более дешевыми и доступными.

В мировом масштабе развитие ИКТ позволяет:

• углубить и интенсифицировать связи между людьми, что способствует их лучшему взаимопониманию, несмотря на национальные, религиозные, культурные различия;

• использовать для прогресса человечества колоссальные возможности, связанные с обменом научно-технической информацией, технологиями, научно-техническими достижениями, с их продвижением в третьи страны;

• решать проблемы развития человека и искоренения нищеты на основе глобальных технологических прорывов.

Вместе с тем развитие ИКТ несет в себе и заметные противоречия:

1. Уже выделились страны-лидеры в данной сфере, которые сосредоточивают у себя малоресурсоемкие отрасли ИКТ (разработку программных средств, аппаратных средств и сетей), а ресурсоемкие и капиталоемкие процессы их серийного производства переводят в развивающиеся страны.

2. Высокая капиталоемкость ИКТ на первых этапах их развития создает серьезные препятствия для их быстрого внедрения в большинстве стран Африки, Азии и Латинской Америки. В результате преимуществами ИКТ во все большей мере пользуются развитые страны, что увеличивает и без того гигантский разрыв в уровнях экономического и социального прогресса развитых и развивающихся стран3.

3. Развитие ИКТ порождает новые виды, сферы и формы совершения преступлений (киберпреступность). Наименее защищенными от них оказываются развивающиеся страны, не имеющие финансовых и технических возможностей обеспечения соответствующего уровня безопасности.

4. ИКТ создают условия для расширения шпионажа (военного, политического, промышленного и т.п.).

5. Возникает проблема обеспечения индивидуальности личной жизни, поскольку с помощью ИКТ легче отслеживать и контролировать жизнедеятельность каждого человека: его передвижения, покупки, переписку и т.п.

6. Благодаря ИКТ культурные ценности, образ жизни, язык, мировоззрение и другие черты, присущие развитым странам, активно внедряются в развивающиеся государства, что несет в себе, наряду с положительными последствиями, опасность утраты национальной самобытности, культуры и исторических традиций их народов.

Таким образом, поступательное развитие ИКТ, став важнейшим фактором экономического и социального развития современного общества, вызывает и ряд социальных проблем, которые со временем проявляются все отчетливее и требуют своего решения.

Модели развития ИКТ в странах-лидерах

Для характеристики уровня развития ИКТ в отдельных странах используется индекс технологического прогресса (Index of Technological Progress, ITР), учитывающий пять удельных показателей: число персональных компьютеров (на тысячу жителей), Интернет-хостов (на десять тысяч), факс-аппаратов (на тысячу), мобильных телефонов (на тысячу) и телевизоров (на тысячу жителей). Индекс ITР рассчитан для 110 стран. При диапазоне его изменения от 0 до 100 максимальное значение принадлежит США, а нулевое – Мозамбику. Десять лидирующих стран являются членами организации ОЭСР; из второй десятки лидеров только две страны не входят в ОЭСР (Гонконг – 12-е место и Сингапур – 17-е). На последних десяти местах – африканские государства. Из стран, входящих в ОЭСР, самый низкий рейтинг у Греции (44-е место). Россия находится на 53-м месте.

Обобщение опыта стран-лидеров показывает, что составляющими звеньями моделей их развития являются:

• высокий уровень частных и государственных НИОКР в сфере разработки ИКТ;

• создание крупных национальных и транснациональных компаний по производству ИКТ;

• активная политика внедрения современных средств телекоммуникаций и компьютерной техники (цифровой и мобильной телефонной связи, телевидения, факс-аппаратов, персональных компьютеров и их инфраструктуры) во все сегменты общества (правительство, бизнес, население), обеспечившая материальную базу для формирования емкого и платежеспособного рынка информационных технологий;

• государственная поддержка расширения национального рынка ИКТ, в том числе за счет осуществления государственных программ создания электронного правительства, систем безопасности;

• содействие созданию рынка ИКТ за пределами своих национальных государств, в частности посредством концентрирования общественного мнения вокруг проблемы “цифрового разрыва”;

• создание и постоянное совершенствование необходимой законодательной базы, внедрение стандартов ИКТ;

• привлечение “мозгов” из других стран для ускоренного формирования высокопрофессионального кадрового потенциала отрасли;

• внедрение обучающих программ работы с ИКТ на всех уровнях образования, включая переподготовку и повышение квалификации кадров.

Страны, стремящиеся догнать лидеров в области ИКТ (наиболее преуспели в этом Индия, Малайзия, Сингапур), действуют в соответствии со специальными государственными программами (обычно пятилетними и долгосрочными) ускоренного развития ИКТ, включающими:

• стимулирование государственных и частных НИОКР в наиболее продвинутых и наименее капиталоемких сегментах ИКТ: разработке и тиражировании программных средств и различных адаптационных прикладных программ посредством предоставления различных налоговых и таможенных льгот;

• стимулирование создания некапиталоемких производств в сфере ИКТ – различных элементов инфраструктуры (CD-дисков, кабельно-проводниковой продукции и т.п.);

• создание выгодных условий занятости для высокопрофессиональных работников сферы ИКТ;

• разработку и внедрение программ электронного правительства, а также развитие ИКТ в сферах образования, здравоохранения, СМИ;

• стимулирование ускоренного внедрения ИКТ в частном бизнесе, а также расширения доступа населения к приобретению и использованию компьютерной техники, Интернета, создание условий для формирования различных информационных ресурсов и баз данных;

• внедрение ИКТ в школьном, послешкольном образовании, а также в системах переподготовки и повышения квалификации кадров;

• формирование необходимой законодательной базы. При этом следует иметь в виду, что принятие программ, не подкрепленных реальными политическими намерениями, практическими шагами, а также финансовыми ресурсами, может превратить стремление обеспечить в стране развитие ИКТ в недействующий лозунг.

Информационно- коммуникационные технологии (ИКТ)

Совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

http://www.iis.ru/glossary/ict.ru.html   Глоссарий по информационному обществу

Законодательство в сфере ИКТ развивается по 4 направлениям

Фактически любое обсуждение темы правового регулирования сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России сводится к перечислению недостатков существующей нормативно-правовой базы в области ИКТ и интернета. Что ж, к сожалению, избежать этой участи не удастся — многие из проблем законодательного регулирования сектора в прошлом 2002 году так и не были решены. 

Российская законодательная база по-прежнему отстает от современного уровня развития информационных технологий в стране. По-прежнему в отрасли ИТ сохраняется большое количество административных барьеров, что понижает ее конкурентоспособность в целом по отношению к странам с рыночной экономикой. По-прежнему отсутствует системный подход в принятии нормативных актов в области ИКТ. По-прежнему отсутствует единая понятийная юридическая база — каждый новый законодательный проект предлагает все новую и новую терминологию, тем самым добавляя лишь путаницу в трактовку законодательных инициатив, и так далее, и так далее.

Но, тем не менее, работа по совершенствованию российского информационного законодательства ведется, и достаточно активная. Особую значимость усилия государства в этом направлении приобрели в свете стремлений России к вступлению в ВТО. Большую роль в решении вопросов государственного регулирования сектора ИКТ чиновники отводят Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 — 2010 гг.)», в рамках которой, как прогнозировалось, через Государственную Думу РФ должны будут пройти около 50 нормативно-правовых актов федерального уровня. 2002 год стал первым годом реализации ФЦП «Электронная Россия» (подробнее об итогах реализации программы в 2002 году читайте здесь.

Одним из приоритетных направлений программы является совершенствование существующей нормативно-правовой базы в области ИКТ. И в рамках первого этапа реализации ФЦП — этапа инвентаризации и анализа состояния существующих информационных ресурсов и нормативно-правовой базы страны — была разработана «Концепция правового регулирования применения ИКТ в Российской Федерации", которую, пожалуй, можно назвать основным достижением 2002 года в работе по совершенствованию существующей нормативно-правовой базы в секторе ИКТ. Создатели «Концепции» надеются, что она станет именно тем программным документом, который определит государственную политику в области ИКТ. Но обо всем по порядку.

Четыре направления законодательной инициативы

За прошедший 2002 год было разработано значительное количество законопроектов, регулирующих те или иные аспекты использования ИКТ и интернета. Часть законопроектов так и не увидела свет, часть — внесена на рассмотрение Госдумой, часть — была принята. Прежде всего олицетворением активной законотворческой работы в 2002 году стало принятие Федерального закона «Об электронной цифровой подписи», который вступил в силу 10 января 2002 года после подписания Президентом РФ. Кроме того, был разработан проект ФЗ «О праве на доступ к информации", принят в первом чтении проект ФЗ «О связи", принят ФЗ «О государственной автоматизированной системе РФ «Выборы» (вступил в силу после подписания Президентом РФ 13 января 2003 года), узаконены дистанционные образовательные технологии. Последнее произошло благодаря принятию в третьем чтении законопроекта, вносящего поправки к законам «Об образовании» и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Комитетом Госдумы по информационной политике велась работа над законопроектами и дополнениями в законы, которые отдельными своими частями регулируют область ИКТ, — это законы «О банках и банковской деятельности», «Об информации, информатизации и защите информации», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», «О внешнеторговой деятельности» и многие другие.

Условно можно выделить четыре направления нормотворческой деятельности применительно к ИКТ и интернету.

Первое направление наиболее обширно и относится к регулированию отношений, связанных с использованием и созданием объектов интеллектуальной собственности. Примерами активности государства в этом направлении служат законопроекты «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», «О внесении изменений в статью 146 Уголовного Кодекса Российской Федерации», принятые в ноябре Госдумой в третьем чтении поправки к закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», вступившая в силу летом 2002 года новая редакция Закона РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем», ряд других законопроектов. Основными особенностями перечисленных документов, отмечает В.Наумов, являются ужесточение режимов защиты объектов интеллектуальной собственности и попытка упорядочения отношений в сфере использования объектов, созданных на средства государственного бюджета.

Второе направление связано с развитием законодательства о связи. В первую очередь деятельность государства в данном направлении олицетворяет проект новой редакции Федерального закона «О связи». Закон «О связи» задумывался как прогрессивный, однако его нынешнее состояние далеко от пригодного. «Существующая редакция ФЗ «О связи» —  это все что угодно, но не закон, — говорит Денис Лазарев, генеральный директор компании «Парк-Медиа-Консалтинг», — Скорее всего «сборник законодательства для операторов связи и Министерства по  связи и  информатизации РФ", включающий нормы, регулирующие процесс оказания услуг, нормы земельного, процессуального и  какого угодно еще законодательства. В итоге получился акт, включающий как бы «все необходимое». Зато в  отношении регулирования собственно связи, пользы от него будет не  много. Закон по-прежнему устанавливает тотальное лицензирование, хотя в  подавляющем большинстве случаев без него можно вполне обойтись. Вполне можно ограничить лицензирование в области связи сферами оказания услуг связи с использованием ограниченных ресурсов (номерная емкость, частоты и т.п.) или оказания «универсальных услуг». С  термином «универсальная услуга связи» также наблюдается некоторая путаница: в законе термин, строго говоря, не  определен. Понимать  же его можно очень широко — от какой-то базовой услуги, оказываемой в  регионе, до перечня услуг. Использование такой явной кальки без надлежащего определения недопустимо. Также недостаточно четко проработаны вопросы присоединения и взаимодействия операторов связи, конкуренции в  сфере связи, сертификации и другие важнейшие вопросы».

Закон «О связи» прошел первое чтение в Госдуме. В декабре 2002 года в рабочую группу по подготовке новой редакции закона «О связи» было внесено около 800 поправок. Возможно, с учетом поправок проект закона будет подготовлен ко второму слушанию уже во второй половине февраля 2003 года.

Третье направление законодательной инициативы связано с регулированием электронного документооборота в различных сферах общественной жизни. Здесь следует отметить принятый в январе 2002 года Федеральный закон «Об Электронно-цифровой подписи», законопроекты «Об электронной торговле» и «Об электронном документе», новый действующий Арбитражный Процессуальных Кодекс РФ от 24.07.2002 №95-ФЗ. Последний нормативно-правовой акт, предусматривает направление в случаях, не терпящих отлагательств, извещений или копий судебных актов по электронной почте.

И, наконец, четвертое направление законотворческой инициативы, касающейся сферы ИКТ и интернета. В рамках этого направления можно условно объединить специальные сферы регулирования, не имеющие никакого прямого отношения к ИКТ и интернету, а также узкоспециальные проекты законов, регулирующие создание и использование информационных ресурсов и систем. Здесь следует упомянуть принятый Госдумой декабре 2002 года Федеральный закон «О государственной автоматизированной системе РФ «Выборы». Закон регулирует отношения, возникающие при использовании ГАС"Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума, при эксплуатации и развитии ГАС «Выборы", а также при решении с ее использованием задач, не связанных с выборами и референдумом.

Как видим, работа ведется активная, однако результаты этой работы не вызывали бы никаких сомнений, если бы в России уже существовала единая юридическая понятийная база, определяющая технические термины, которыми изобилуют законопроекты. Происходит заимствование технических терминов и преобразование их в законотворческие. Каждый новый законодательный проект предлагает все новую и новую терминологию, тем самым добавляя лишь путаницу в трактовку законодательных инициатив. Не вызывали бы никаких сомнений и результаты этой работы, если бы в России к настоящему времени уже сложилось сбалансированное законодательство в сфере ИКТ и были уже решены характерные для Интернета специальные юридические проблемы:

  •  проблемы юрисдикции;
  •  проблемы регулирования электронной коммерции, к которым относятся вопросы заключения контрактов посредством Интернета, вопросы недобросовестной рекламы, спама, вопросы налогообложения доходов от электронной коммерции;
  •  вопросы определения пределов ответственности интернет-провайдеров и владельцев сайтов за информацию, размещаемую на принадлежащих им сайтах клиентами и пользователями;
  •  вопросы соблюдения авторских прав в Сети;
  •  проблемы защиты информационных прав граждан и др.

Но ничего еще не сделано. Поэтому специалисты в области информационного права скептически относятся к предпринятым несистемным законодательным инициативам.

Следствием бессистемности в принятии нормативно-правовых актов является неэффективность законов. Показательный пример в этом отношении —  Закон «Об ЭЦП».

Казалось бы, принятие закона создало правовую основу для идентификации участников сетевого обмена. Однако закон не действует из-за отсутствия подзаконных актов, необходимых для реализации его положений. «Закон привязан к одной технологии —  ЭЦП с  асимметричным алгоритмом шифрования, — комментирует содержание закона Денис Лазарев, —  другие технологии удостоверения подлинности документов в законе полностью проигнорированы. Разумеется, закон оправдывает свое название, т.е. он действительно «об ЭЦП", но  этого явно не  достаточно для регулирования всей сферы применения аналогов собственноручной подписи. В этом его главный недостаток — он слишком частный.

Отсутствие «Положения о  лицензировании удостоверяющих центров» приводит к тому, что в данный момент лицензия до сих пор не может быть никем получена для этой деятельности. Соответственно, закон просто не может пока заработать». Предполагалось, что закон «Об электронной цифровой подписи» станет вспомогательным инструментом других законов, находящихся на рассмотрении в Госдуме, — законов «Об электронном документе", «Об электронной торговле", «О предоставлении электронных и финансовых услуг» и др. Проект ФЗ «Об электронной торговле», принятый в первом чтении Нижней палатой летом 2001 г., доработан с учетом поправок и в настоящий момент готовится ко второму чтению. Проект закона «Об электронном документе» готовится к первому чтению. По заявлению заместителя Председателя Комитета Госдумы по информационной политике А.В.Шубина, прозвучавшему в конце прошлого года на пресс-конференции, посвященной итогам первого года реализации ФЦП «Электронная Россия», Комитет склоняется к решению объединить эти два закона в один, максимально удовлетворяющий требования бизнес-сообщества. Судьба других предметных законопроектов, не ясна — в каком виде и когда они будут приняты неизвестно.

Сергей Хейфец, юрист компании «Беседин Аваков Тарасов и партнеры», объясняет такое положение законодательной инициативы в сфере ИТ отсутствием сильных лоббистских групп на рынке информационных технологий, заинтересованных в быстром продвижении данных законопроектов через законодательные инстанции. В иных сферах бизнеса такие группы уже давно сложились. Кроме того, «предмет правового регулирования —  деятельность в области ИКТ — требует от законодателя представлений об особенностях организации бизнеса, связанного с использованием информационных технологий и сети Интернет, о технической стороне процесса обмена электронными данными, о специфической внутрицеховой терминологии и проблематике и т.д., которыми они в своем большинстве не обладают. Эта сфера остается для депутатов чужой».

Российскому законодательству в сфере ИКТ необходима стратегия

За время существования и применения законодательства в информационной сфере выявились ошибки, допущенные при разработке соответствующих законодательных актов, и стало ясно одно — до тех пока не будет определена стратегия правового регулирования области ИКТ, определены приоритеты законодательства в этой области, принятые законопроекты, регулирующие те или иные аспекты использования ИКТ и Интернета, работать не будут.

И такая стратегия была предложена в 2002 году. Под руководством Минэкономразвития РФ и ГУ «Высшая школа экономики» в рамках первого этапа реализации ФЦП «Электронная Россия» был разработан проект «Концепции правового регулирования применения информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации».

Концепция направлена на решение главной проблемы российского законодательства в области ИКТ — его бессистемности. Фактически Концепция является первым нормативным документом (ее планируется утвердить в нынешнем году на уровне Правительства), где на основе системного анализа существующего правового регулирования предлагается система мер по совершенствованию законодательной базы и использованию иных правовых средств развития ИКТ.

Рассказывают о Концепции Денис Лазарев и Николай Дмитрик («Парк-Медиа-Консалтинг»), принявшие активное участие в создании документа.

«Концепция рассматривает сектор ИКТ как единую, но отнюдь не однородную сферу общественных отношений. В связи с этим мы выделили общие для всего сектора вопросы, такие как защита прав граждан и организаций, разрешение споров, создание межведомственного координирующего органа, интеграция в мировое информационное пространство, и вопросы, касающиеся отдельных разновидностей общественных отношений. К таким разновидностям — отраслям — мы отнесли сферу информационного взаимодействия частных лиц с государственными органами, рынок телекоммуникационных и информационных услуг, оборот объектов интеллектуальной собственности и средств защиты информации, электронную коммерцию. Для каждой из отраслей была разработана своя система принципов и предложений, опирающихся на принципы и предложения, зафиксированные в рамках общих принципов и предложений.

Такое деление позволило нам в полной мере реализовать системный подход к регулированию отношений, связанных с применением ИКТ. Об этом уже можно говорить как о серьезном достижении: проблемы существующего законодательства о применении ИКТ не в том, что его нет, а в том, что оно несистемно, отрывочно и не согласовано между собой. Задачей подготовленной нами Концепции является систематизация мер государственного регулирования в секторе ИКТ и, на основе этого, повышение его эффективности. Кроме того, Концепция должна стать своеобразным фильтром для предлагаемых законопроектов, и отсекать те из них, которые выходят за рамки предлагаемой Концепцией системы. Само принятие программного документа — Концепции — позволит начать строить государственное регулирование в ИКТ секторе как систему.

Концепция предусматривает необходимость решения и ряда частных

вопросов: обеспечения прав на доступ к информации, на сохранность конфиденциальной информации, вопроса создания эффективных механизмов разрешения споров и защиты прав участников общественных отношений, вопроса использования механизмов саморегулирования и соотношения саморегулирования и государственного регулирования в ИКТ секторе. В рамках отдельных отраслей ИКТ сектора предлагается осуществить решение проблем устранения барьеров для развития конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг, вопросов присоединения сетей и развития системы универсальных услуг, проблемы фиксации и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, дифференциации подходов к регулированию средств защиты информации и средств ЭЦП, создание системы, позволяющей использовать аналоги собственноручной подписи и документы в электронном виде.

Однако в Концепции нашел отражение и ряд спорных вопросов. Наибольшее количество замечаний и возражений вызвали вопросы о применении мер предварительного контроля и о статусе межведомственного координирующего органа. Концепция предусматривает необходимость сохранения лицензирования некоторых видов деятельности в секторе ИКТ (деятельности, связанной с ЭЦП, деятельности в области связи, связанной с использованием ограниченных ресурсов), сохранения обязательной сертификации средств ЭЦП, средств защиты информации, многих средств связи. В то же время, мы попытались предельно упростить процедуры прохождения сертификации и лицензирования в ИКТ секторе, одновременно повысив их эффективность.

Межведомственный координирующий орган, согласно Концепции, должен быть создан помимо всех существующих органов в секторе ИКТ и должен осуществлять координацию деятельности министерств и ведомств по регулированию отношений, связанных с применением ИКТ. Оказалось очень сложным разграничить его полномочия с полномочиями существующих органов, определить комплекс мер, призванных способствовать реализации принимаемых данным органом решений.

Вызывают некоторые возражения и замечания среди специалистов некоторые наши предложения по развитию саморегулирования на рынках ИКТ сектора. Тем не менее, мы считаем развитие саморегулирования приоритетным направлением государственной политики в этой области. Именно поэтому мы предусматриваем в качестве инструментов развития ИКТ сектора не только законодательные меры, но и методическую деятельность. Разрабатываемые на основе научных исследований и обобщений практики методики и рекомендации должны стать подспорьем не только участникам рынка, но и правоприменителям, в реализации их прав и обязанностей».

Итак, концепция создана. В конце декабря прошлого года она была вынесена на обсуждение участниками Форума «Россия в электронном мире». По сообщению eRussia Forum, последний срок подачи предложений, замечаний и дополнений — 15 января 2003 года. Возможно, уже в этом году Концепция примет статус нормативно-правового акта. Посмотрим, что изменится с ее принятием.

Редакция Cnews благодарит за предоставленные комментарии и материалы Виктора Наумова (Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН), Дениса Лазарева и Николая Дмитрика («Парк-Медиа-Консалтинг»), Сергея Хейфеца и Дмитрия Беседина («Беседин Аваков Тарасов и партнеры»).

Екатерина Назарова

http://c-news.ru/reviews/free/2002/tendency/law.shtml

Динамика развития информационно-коммуникационных технологий в России

Кобякова И.А. 

Москва, 119296, Ленинский пр., д.73/8, кв. 190, тел.:8-916-605-27-51

В работе проведен анализ ситуации, сложившейся в ИКТ-секторе в России. На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы.

Уровень информатизации российской экономики неуклонно растет, о чем свидетельствует постоянный рост спроса на товары и услуги этого сектора, объем соответствующего рынка все время увеличивается. Темпы роста отечественного рынка ИКТ выше общемировых и значительно превышают темпы роста в лидирующих в этой области странах, таких, например, как США и Япония.

Развитие отдельных сегментов отечественного ИКТ-рынка происходит неравномерно. На данный момент большую долю рынка занимает аппаратное обеспечение, т.е. компьютеры, периферийные устройства, средства мобильной связи, меньшая доля приходится на программное обеспечение и ИТ-услуги. Однако, темпы роста рынка ПО и ИТ-услуг гораздо выше, чем темпы роста рынка АО. Повышение уровня информатизации на предприятиях обеспечивает все больший спрос на ПО и услуги ИТ-аудита и ИТ-консалтинга. С появлением новых технологий все больше расширяется спектр услуг, предоставляемых предприятиями связи, особенной популярность пользуются услуги мобильных операторов. Таким образом, доля ПО и ИКТ-услуг в общем объеме рынка все время увеличивается за счет уменьшения доли АО.

Следует отметить, что ведущее место на рынке ИКТ по-прежнему принадлежит иностранным компаниям. Однако за последние насколько лет доля отечественных компаний значительно увеличилась.

Можно констатировать постепенное развитие производства средств ИКТ и соответствующих услуг в России. Его темпы роста заметно превышают темпы роста ВВП и темпы роста в других отраслях экономики. Однако необходимо отметить, что основной составляющей здесь является значительное увеличение оборотов телекоммуникационного сектора за счет предоставления услуг связи, на втором месте находится производство ПО и предоставление услуг в области ИТ-консалтинга. Таким образом, на данном этапе, нельзя говорить о заметном росте отечественного производства в области ИКТ, в то время, как значительное увеличение объема ИКТ-услуг очевидно.

Работа выполнена при поддержке РФФИ по проекту № 05-06-80141


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72646. Логические выражения 14.67 KB
  Результатом логического выражения является величина типа LOGICAL. Простейшие формы логических выражений следующие: Логические константы. Ссылки на логические переменные. Ссылки на элементы логических массивов. Ссылки на логические функции. Выражения отношения.
72647. Арифметические выражения 13.77 KB
  Используемые величины переменных или элементов массивов должны быть определены до того, как они появятся в арифметическом выражении. Также, величины целых переменных должны быть арифметическими, а не величинами меток операторов, установленными оператором ASSIGN.
72648. Размещение элементов массива в памяти ЭВМ 11.81 KB
  Если массив одномерный то его элементы хранятся в памяти друг за другом например А1 А2 А3 А4 Во многих языках программирования например в СИ элементы двумерного массива располагаются в памяти ЭВМ по строкам в Фортране по столбцам.
72649. Понятие массива 18.25 KB
  Каждый массив должен быть описан в начале программы с помощью оператора размерности DIMENSION с указанием предельных значений каждого индекса, которые задаются целыми константами. Это необходимо для того, чтобы зарезервировать соответствующий объем памяти для хранения элементов массива.
72650. Формы представления данных в памяти ЭВМ 12.71 KB
  Под кодированием понимается переход от исходного представления информации, удобного для восприятия информации человеком, к представлению, удобному для хранения, передачи и обработки. Информация в памяти ЭВМ записывается в виде цифрового двоичного кода.
72651. Запись операторов в свободном и фиксированном форматах 12.37 KB
  Для записи комментариев ставится символ С в первой позиции строки далее до конца строки любой текст считается комментарием и игнорируется компилятором. Допускается запись нескольких операторов на одной строке разделителем является символ...
72652. Константы. Типы констант 13.61 KB
  Константа — это величина, которая не изменяется в программе в процессе программирования, то есть её значение не изменяется. Типы констант Существуют константы следующих типов: Целые — это простые целые числа любого знака. Например: 3; 157.
72653. Алфавит и имена переменных 13.42 KB
  Все другие ASCII символы могут применяться только в символьных константах. Пробелы используются для удобочитаемости программ. Они игнорируются компилятором, если не находятся внутри символьной константы.
72654. Алгоритм 16.96 KB
  Часто в качестве исполнителя выступает некоторый механизм компьютер токарный станок швейная машина но понятие алгоритма необязательно относится к компьютерным программам так например чётко описанный рецепт приготовления блюда также является алгоритмом в таком случае исполнителем является человек.