18932

Изучение общественного мнения в ходе избирательной кампании: количественные и качественные подходы

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Изучение общественного мнения в ходе избирательной кампании: количественные и качественные подходы. Специалисты по стратегическому планированию избирательных кампаний советуют начинать со сбора информации: Успех стратегии зависит от проведения исследований. По

Русский

2013-07-10

35.5 KB

8 чел.

Изучение общественного мнения в ходе избирательной кампании: количественные и качественные подходы.

Специалисты по стратегическому планированию избирательных кампаний советуют начинать со сбора информации: «Успех стратегии зависит от проведения исследований».

По мнению, например, Ф. Гоулда, консультанта лейбористскй партии Великобритании, это информация двух типов: обследование общественного мнения и изучение соперников.

Общественное мнение – это совокупность взглядов, мнений индивидов на определенную проблему.

Изучение общественного мнения, согласно рекомендациям Гоулда, предполагает количественное исследование, в виде опроса репрезентативной выборки избирателей, и качественное, в форме анализа фокусных групп.

Количественное исследование в ходе которого выявляются намерения электората, отношение к положению в регионе, к экономической ситуации; проблемы, наиболее остро стоящие перед избирателями, восприятие ими уже сложившихся имиджей партий и кандидатов, позволяет получить полную карту политической территории, на которой будет развертываться кампания. Определяет количественные параметры.

Наиболее распространенным и универсальным методом сбора информации является анкетный опрос. Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа.

В анкету следует включать только те вопросы, которые помогут в достижении поставленной цели. Чем короче время опроса и чем четче сформулированы вопросы, тем вероятнее рассчитывать на сотрудничество респондентов. Вопросы выстраиваются от «трудного» к «легкому». Они должны быть доступными и конкретными. Целесообразно готовить анкету на языке понятном респондентам, когда принимается во внимание уровень ясности вопроса.

В анкете желательно пользоваться структурированными, закрытыми вопросами. Закрытые вопросы удобнее задавать и отвечать на них быстрее.  При разработке закрытых вопросов надо помнить:

-нельзя объединять в одной формулировке несколько идей

-нельзя предлагать на один вопрос варианты ответов из разных смысловых рядов

-нельзя в качестве вариантов ответов использовать оценочные суждения.

Закрытые вопросы бывают альтернативными (возможен один вариант ответа) и не альтернативными (возможно несколько вариантов ответа).

Не следует увлекаться закрытыми вопросами, на которые предполагается ответ «да» или «нет». Очень осторожно следует обращаться с ответами типа «трудно сказать» или «не знаю», поскольку респонденты скорее прибегнут к ним вместо того, чтобы подумать и проанализировать свое мнение.

Открытые вопросы, требующие комментариев, располагают ближе к середине анкеты, для контороля они размещаются и в конце, но не более одного-двух.

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты:

  •  Приступая к разработке анкеты, прежде всего следует написать вступление, в котором необходимо объяснить респонденту, кто и с какой целью к нему обращается; содержится инструкция по заполнению анкеты и способу ее возврата. Нужно также подчеркнуть, что имя респондента и его ответы на вопросы останутся конфиденциальными.
  •  Вступительные вопросы, предназначенные заинтересовать респондента и включить его в работу.
  •  Основной блок вопросов
  •  Заключительные вопросы, которые должны быть относительно не трудными, т.к. работая с анкетой люди постепенно утомляются.
  •  Сведения о демографических данных опрашиваемых
  •  Благодарность за сотрудничество

В целях определения показателей надежности (обоснованности, адекватности) анкеты проводится «пилотажное исследование», когда анкета испытывается на опытной группе респондентов.

Качественное исследование включает сбор, анализ и интерпритацию данных.

Более глубоко проникнуть в настроения электората позволяет анализ фокусных групп, состоящий в интервьюировании  8-10 человек, направляемых подготовленными ведущими (модераторами). На практике этот метод заключается в проведении коллективного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от участников по обозначенному кругу проблем. Чаще всего организаторы фокус-групп подбирают группу исходя из принципа однородности, сходности социально-демографических характеристик.

Обычно в рамках фокус-группы стараются рассматривать не более 10 основных вопросов. Это дает возможность познакомиться с мнением всех участников группы и обратить внимание на различные ньюансы, акценты их восприятия объекта обсуждения. Модератор задает вопросы участникам и старается получить от них максимально полную информацию. Как правило, фокус-группа проводится в форме дискусси. После каждого вопроса модератора в группе начинается обсуждение проблемы, в ходе которого высказываются различные точки зрения, приводятся объяснения и аргументы, формируются и меняются мнения участников. Фокус-группы предоставляют исследователю широкий спектр субъективных мнений, оценок, взглядов людей, необходимых для более глубокого понимания и объяснения социально-психологических явлений и процессов, выявления внутренней мотивации респондентов.

Подробный анализ дает более полное представление о действительных убеждениях избирателей, хотя и грешит надежностью в отношении статистических результатов. Главная функция этого метода заключается в том, чтобы предварительно выяснить проблемы для их дальнейшего изучения с помощью количественных (формализованных) методов.

Анализ результатов общественного мнения позволяет собрать дополнительную информацию об условиях жизни различных слоев населения, об основных политических позициях избирателей, их отношении к проблемам экономики и политики, к различным политическим деятелям, в том числе выявить «образы» лидеров, существующих в сознании членов социума.

Один из отечественных разработчиков теории политического маркетинга А.И. Ковлер сбор сведений об электорате называет изучением «Избирательного рынка». По его мнению, оно включает анализ данных социологических опросов в территориальных границах предполагаемого выдвижения; социодемографических характеристик в данном регионе, особенно с точки зрения преобладания тех или иных категорий избирателей (молодежи, рабочих, служащих и т.д.); состояния социальной сферы, окружающей среды и т.д.

Знание основ проведения опросов населения, аналитического изучения настроений людей, умение интерпретировать разного рода статистические данные крайне необходимы специалисту по ПР не только для самостоятельного выполнения этой работы, но и для критического подхода к информации социологического содержания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21034. СЕРЕДОВИЩЕ ТА ОСОБЛИВОСТІ СУЧАСНОГО ЕТАПУ РОЗВИТКУ МІЖНАРОДНИХ ЕКОНОМІЧНИХ ВІДНОСИН 29.74 KB
  Середовище міжнародних економічних відносин – це система умов і факторів існування міжнародних економічних зв’язків. Середовище МЕВ поділяється на внутрішнє і зовнішнє.
21035. ИССЛЕДОВАНИЕ МАГНИТНЫХ ПУСКАТЕЛЕЙ 71.5 KB
  В общим случае МП состоит из трехполюсного контактора переменного тока электротеплового реле ЭТР и кнопок управления. Время токовая или защитная характеристика ЭТР зависимость времени срабатывания tср от тока I МП должна согласовываться с перегрузочной характеристикой электродвигателя зависимость допустимого времени протекания тока tдоп от тока I. К клеммам Х1 и Х2 подключается настольный амперметр для измерения тока в обмотке МП. Промежуточное реле KL1 и трансформатор тока ТА1 расположены за стендом.
21036. Электромагнитные воздушные контакты 56 KB
  Для катушек постоянного тока неблагоприятным условием при срабатывании является подача пониженного напряжения 085Uн на катушку нагретую до установившейся температуры Θдоп максимальным напряжением 105Uн. Иногда испытание на втягивание заключается в определении напряжения Uчс чёткого срабатывания т. напряжения при котором якорь переходит из одного крайнего положения в другое без заметного торможении в промежуточном положении. Поскольку чёткость срабатывания обычно определяется на слух то значение напряжения чёткого срабатывания...
21037. Исследование электрической дуги постоянного тока 134.5 KB
  Целью работы является исследование неподвижной дуги постоянного тока определение вольтамперной характеристики дуги между электродами выполненными из различных материалов исследование влияния длины дуги и шунтирующего сопротивления на характеристики дуги. Одной из основных характеристик дуги является ее вольтамперная характеристика зависимость напряжения на дуге от тока дуги. С ростом тока дуги вследствие разогрева дугового столба ее сопротивление уменьшается быстрее нежели растет ток.
21038. Исследование герконовых реле 552 KB
  Общие положения Отечественной промышленностью выпускаются одно и многоконтактные реле на замыкание размыкание и переключение преимущественно расположением герконов внутри катушки управления и с внешним магнитопроводом [12]. Для реле с одним замыкающим герконом рис.2 описывается выражением 1 и 2 и их соотношением определяются процессы срабатывания и возврата геркона где С приведенная жесткость контактных сердечников КС геркона; δн и δ начальное и текущее значения немагнитного зазора между КС; F магнитодвижущая сила МДС...
21039. ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОМАТОВ 76 KB
  Краткие сведения об автоматах Автоматы это аппараты предназначенные для нечастых включений и отключений электрических цепей по команде оператора и автоматического отключения цепей при ненормальных режимах в них. Автоматы изготовляются на номинальные токи до 6000 А а отдельные серии до 2030 кА на номинальные напряжения до 660 В переменного тока и до 440 В постоянного тока. В зависимости от требовании к времени срабатывания и от назначения автоматы подразделяются на: 1 Небыстродействующие постоянного и переменного тока время...
21040. Исследование электромагнитных контакторов 67 KB
  Электромагнитный контактор представляет собой электромагнит постоянного или переменного тока по обмотке которого протекает ток. В качестве приводных электромагнитов постоянного тока обычно применяются клапанные Побразные электромагниты с внешним качающимся якорем рис. Кроме того необходимо иметь гибкое соединение для подвода тока к подвижному контакту. Исполнение дугогасительных систем контакторов зависит от рода и уровня тока коммутируемой цепи.
21041. Исследование герконовых реле 178.5 KB
  Ульянова Электротехнический факультет Кафедра электрических и электронных аппаратов ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №64 Исследование герконовых реле Выполнили студенты группы ЭТ2103: Кузнецов А. Лабораторная работа №64 Исследование герконовых реле Цель работы: изучение конструкций герконов и реле на их основе исследование параметров реле и геркона. Отечественной промышленностью выпускаются одно и многоконтактные реле на замыкание размыкание и переключение преимущественно с расположением герконов внутри катушки управления и с внешним...
21042. Виртуальные машины 207.5 KB
  Опять же необходимо указать имя и место сохранения создаваемого диска. Поэтому сразу выберите место для сохранения с учетом достаточности свободного пространства на реальном разделе жесткого диска. Отмечу некоторые особенности: к системе можно подключить три жестких диска. Напоследок рассмотрим процедуру создания нового виртуального жесткого диска.