18932

Изучение общественного мнения в ходе избирательной кампании: количественные и качественные подходы

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Изучение общественного мнения в ходе избирательной кампании: количественные и качественные подходы. Специалисты по стратегическому планированию избирательных кампаний советуют начинать со сбора информации: Успех стратегии зависит от проведения исследований. По

Русский

2013-07-10

35.5 KB

7 чел.

Изучение общественного мнения в ходе избирательной кампании: количественные и качественные подходы.

Специалисты по стратегическому планированию избирательных кампаний советуют начинать со сбора информации: «Успех стратегии зависит от проведения исследований».

По мнению, например, Ф. Гоулда, консультанта лейбористскй партии Великобритании, это информация двух типов: обследование общественного мнения и изучение соперников.

Общественное мнение – это совокупность взглядов, мнений индивидов на определенную проблему.

Изучение общественного мнения, согласно рекомендациям Гоулда, предполагает количественное исследование, в виде опроса репрезентативной выборки избирателей, и качественное, в форме анализа фокусных групп.

Количественное исследование в ходе которого выявляются намерения электората, отношение к положению в регионе, к экономической ситуации; проблемы, наиболее остро стоящие перед избирателями, восприятие ими уже сложившихся имиджей партий и кандидатов, позволяет получить полную карту политической территории, на которой будет развертываться кампания. Определяет количественные параметры.

Наиболее распространенным и универсальным методом сбора информации является анкетный опрос. Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа.

В анкету следует включать только те вопросы, которые помогут в достижении поставленной цели. Чем короче время опроса и чем четче сформулированы вопросы, тем вероятнее рассчитывать на сотрудничество респондентов. Вопросы выстраиваются от «трудного» к «легкому». Они должны быть доступными и конкретными. Целесообразно готовить анкету на языке понятном респондентам, когда принимается во внимание уровень ясности вопроса.

В анкете желательно пользоваться структурированными, закрытыми вопросами. Закрытые вопросы удобнее задавать и отвечать на них быстрее.  При разработке закрытых вопросов надо помнить:

-нельзя объединять в одной формулировке несколько идей

-нельзя предлагать на один вопрос варианты ответов из разных смысловых рядов

-нельзя в качестве вариантов ответов использовать оценочные суждения.

Закрытые вопросы бывают альтернативными (возможен один вариант ответа) и не альтернативными (возможно несколько вариантов ответа).

Не следует увлекаться закрытыми вопросами, на которые предполагается ответ «да» или «нет». Очень осторожно следует обращаться с ответами типа «трудно сказать» или «не знаю», поскольку респонденты скорее прибегнут к ним вместо того, чтобы подумать и проанализировать свое мнение.

Открытые вопросы, требующие комментариев, располагают ближе к середине анкеты, для контороля они размещаются и в конце, но не более одного-двух.

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты:

  •  Приступая к разработке анкеты, прежде всего следует написать вступление, в котором необходимо объяснить респонденту, кто и с какой целью к нему обращается; содержится инструкция по заполнению анкеты и способу ее возврата. Нужно также подчеркнуть, что имя респондента и его ответы на вопросы останутся конфиденциальными.
  •  Вступительные вопросы, предназначенные заинтересовать респондента и включить его в работу.
  •  Основной блок вопросов
  •  Заключительные вопросы, которые должны быть относительно не трудными, т.к. работая с анкетой люди постепенно утомляются.
  •  Сведения о демографических данных опрашиваемых
  •  Благодарность за сотрудничество

В целях определения показателей надежности (обоснованности, адекватности) анкеты проводится «пилотажное исследование», когда анкета испытывается на опытной группе респондентов.

Качественное исследование включает сбор, анализ и интерпритацию данных.

Более глубоко проникнуть в настроения электората позволяет анализ фокусных групп, состоящий в интервьюировании  8-10 человек, направляемых подготовленными ведущими (модераторами). На практике этот метод заключается в проведении коллективного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от участников по обозначенному кругу проблем. Чаще всего организаторы фокус-групп подбирают группу исходя из принципа однородности, сходности социально-демографических характеристик.

Обычно в рамках фокус-группы стараются рассматривать не более 10 основных вопросов. Это дает возможность познакомиться с мнением всех участников группы и обратить внимание на различные ньюансы, акценты их восприятия объекта обсуждения. Модератор задает вопросы участникам и старается получить от них максимально полную информацию. Как правило, фокус-группа проводится в форме дискусси. После каждого вопроса модератора в группе начинается обсуждение проблемы, в ходе которого высказываются различные точки зрения, приводятся объяснения и аргументы, формируются и меняются мнения участников. Фокус-группы предоставляют исследователю широкий спектр субъективных мнений, оценок, взглядов людей, необходимых для более глубокого понимания и объяснения социально-психологических явлений и процессов, выявления внутренней мотивации респондентов.

Подробный анализ дает более полное представление о действительных убеждениях избирателей, хотя и грешит надежностью в отношении статистических результатов. Главная функция этого метода заключается в том, чтобы предварительно выяснить проблемы для их дальнейшего изучения с помощью количественных (формализованных) методов.

Анализ результатов общественного мнения позволяет собрать дополнительную информацию об условиях жизни различных слоев населения, об основных политических позициях избирателей, их отношении к проблемам экономики и политики, к различным политическим деятелям, в том числе выявить «образы» лидеров, существующих в сознании членов социума.

Один из отечественных разработчиков теории политического маркетинга А.И. Ковлер сбор сведений об электорате называет изучением «Избирательного рынка». По его мнению, оно включает анализ данных социологических опросов в территориальных границах предполагаемого выдвижения; социодемографических характеристик в данном регионе, особенно с точки зрения преобладания тех или иных категорий избирателей (молодежи, рабочих, служащих и т.д.); состояния социальной сферы, окружающей среды и т.д.

Знание основ проведения опросов населения, аналитического изучения настроений людей, умение интерпретировать разного рода статистические данные крайне необходимы специалисту по ПР не только для самостоятельного выполнения этой работы, но и для критического подхода к информации социологического содержания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38787. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЁТА ПРОЧИХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» 263.5 KB
  Доходы и расходы: понятие их сущность значение виды 10 1. Проанализировать прочие доходы и расходы. Предметом исследования являются прочие доходы и расходы ООО Стройиндустрия.Доходы и расходы: понятие их сущность значения виды В соответствии с п.
38789. Конкурентоспособность и ее повышение ООО «Урал-инструмент-Пумори» 1.13 MB
  Продвижение товара с помощью интернеттехнологий. Повышение конкурентоспособности ООО УралинструментПумори на основе интернеттехнологий продвижения товара. Организационная структура управления ООО УралинструментПумори. Экспертная оценка конкурентоспособности ООО УралинструментПумори.
38790. ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В ОТНОШЕНИИ СЕМЬИ И БРАКА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО СОЦИУМА 758 KB
  Теоретикометодологические основы исследования и ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака. Некоторые теоретические подходы к изучению ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака. Факторы формирования и тенденции развития ценностных ориентаций современной российской молодежи в отношении семьи и брака.
38791. Влияние восстановленного глутатиона и ингибитора каталазы на пероксидную резистентность и скорость лизиса эритроцитов при действии хлорида железа 650 KB
  Установлено, что при ингибировании каталазной активности азидом натрия, в том числе при действии хлорида железа скорость гемолиза эритроцитов возрастает. Хлорид железа (III) в концентрации 0,5% вызывал полный лизис эритроцитов человека за 5 мин инкубации с максимумом лизиса от 1,5 до 3,5 минут инкубации вне зависимости от предварительной обработки эритроцитов
38792. Методы оценки кредитоспособности ссудозаемщика коммерческого банка 1.08 MB
  Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане. Он становится неизбежным атрибутом товарного хозяйства.
38793. Лісові природно-заповідні території як осередки еволюційного збереження лісового дендрофіторізноманіття 403 KB
  Сучасний стан лісових генетичних ресурсів та стратегії їх збереження. Стратегії збереження генетичної мінливості лісової дендрофлори. Підходи до збереження генетичної мінливості лісового генофонду. Збереження видів деревних рослин іn situ.
38794. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ДАБАН») 856.5 KB
  Анализ объема и ассортимента продукции. Анализ структуры продукции и влияние структурных сдвигов на изменение стоимости продукции. Понятие эффективности Целью деятельности любого промышленного предприятия является выпуск определенной продукции выполнение работ оказание услуг установленного объема и качества в определенные сроки. Но при установлении масштабов производства следует исходить не только из народнохозяйственных и индивидуальных потребностей в данной продукции но и в необходимости учитывать достижение максимального...
38795. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РУП «КЛИМОВИЧСКОГО ЛИКЕРО-ВОДОЧНОГО ЗАВОДА» 742 KB
  К ним в частности относятся: увеличение реализации остатков готовой продукции на складах продажа неиспользуемого оборудования снижение себестоимости продукции в результате приобретения нового оборудования. Для успешного функционирования каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала увеличения прибыльности производства улучшения качества реализуемой продукции. В основе этого понятия лежит ограниченность ресурсов желание экономить...