18932

Изучение общественного мнения в ходе избирательной кампании: количественные и качественные подходы

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Изучение общественного мнения в ходе избирательной кампании: количественные и качественные подходы. Специалисты по стратегическому планированию избирательных кампаний советуют начинать со сбора информации: Успех стратегии зависит от проведения исследований. По

Русский

2013-07-10

35.5 KB

8 чел.

Изучение общественного мнения в ходе избирательной кампании: количественные и качественные подходы.

Специалисты по стратегическому планированию избирательных кампаний советуют начинать со сбора информации: «Успех стратегии зависит от проведения исследований».

По мнению, например, Ф. Гоулда, консультанта лейбористскй партии Великобритании, это информация двух типов: обследование общественного мнения и изучение соперников.

Общественное мнение – это совокупность взглядов, мнений индивидов на определенную проблему.

Изучение общественного мнения, согласно рекомендациям Гоулда, предполагает количественное исследование, в виде опроса репрезентативной выборки избирателей, и качественное, в форме анализа фокусных групп.

Количественное исследование в ходе которого выявляются намерения электората, отношение к положению в регионе, к экономической ситуации; проблемы, наиболее остро стоящие перед избирателями, восприятие ими уже сложившихся имиджей партий и кандидатов, позволяет получить полную карту политической территории, на которой будет развертываться кампания. Определяет количественные параметры.

Наиболее распространенным и универсальным методом сбора информации является анкетный опрос. Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа.

В анкету следует включать только те вопросы, которые помогут в достижении поставленной цели. Чем короче время опроса и чем четче сформулированы вопросы, тем вероятнее рассчитывать на сотрудничество респондентов. Вопросы выстраиваются от «трудного» к «легкому». Они должны быть доступными и конкретными. Целесообразно готовить анкету на языке понятном респондентам, когда принимается во внимание уровень ясности вопроса.

В анкете желательно пользоваться структурированными, закрытыми вопросами. Закрытые вопросы удобнее задавать и отвечать на них быстрее.  При разработке закрытых вопросов надо помнить:

-нельзя объединять в одной формулировке несколько идей

-нельзя предлагать на один вопрос варианты ответов из разных смысловых рядов

-нельзя в качестве вариантов ответов использовать оценочные суждения.

Закрытые вопросы бывают альтернативными (возможен один вариант ответа) и не альтернативными (возможно несколько вариантов ответа).

Не следует увлекаться закрытыми вопросами, на которые предполагается ответ «да» или «нет». Очень осторожно следует обращаться с ответами типа «трудно сказать» или «не знаю», поскольку респонденты скорее прибегнут к ним вместо того, чтобы подумать и проанализировать свое мнение.

Открытые вопросы, требующие комментариев, располагают ближе к середине анкеты, для контороля они размещаются и в конце, но не более одного-двух.

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты:

  •  Приступая к разработке анкеты, прежде всего следует написать вступление, в котором необходимо объяснить респонденту, кто и с какой целью к нему обращается; содержится инструкция по заполнению анкеты и способу ее возврата. Нужно также подчеркнуть, что имя респондента и его ответы на вопросы останутся конфиденциальными.
  •  Вступительные вопросы, предназначенные заинтересовать респондента и включить его в работу.
  •  Основной блок вопросов
  •  Заключительные вопросы, которые должны быть относительно не трудными, т.к. работая с анкетой люди постепенно утомляются.
  •  Сведения о демографических данных опрашиваемых
  •  Благодарность за сотрудничество

В целях определения показателей надежности (обоснованности, адекватности) анкеты проводится «пилотажное исследование», когда анкета испытывается на опытной группе респондентов.

Качественное исследование включает сбор, анализ и интерпритацию данных.

Более глубоко проникнуть в настроения электората позволяет анализ фокусных групп, состоящий в интервьюировании  8-10 человек, направляемых подготовленными ведущими (модераторами). На практике этот метод заключается в проведении коллективного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от участников по обозначенному кругу проблем. Чаще всего организаторы фокус-групп подбирают группу исходя из принципа однородности, сходности социально-демографических характеристик.

Обычно в рамках фокус-группы стараются рассматривать не более 10 основных вопросов. Это дает возможность познакомиться с мнением всех участников группы и обратить внимание на различные ньюансы, акценты их восприятия объекта обсуждения. Модератор задает вопросы участникам и старается получить от них максимально полную информацию. Как правило, фокус-группа проводится в форме дискусси. После каждого вопроса модератора в группе начинается обсуждение проблемы, в ходе которого высказываются различные точки зрения, приводятся объяснения и аргументы, формируются и меняются мнения участников. Фокус-группы предоставляют исследователю широкий спектр субъективных мнений, оценок, взглядов людей, необходимых для более глубокого понимания и объяснения социально-психологических явлений и процессов, выявления внутренней мотивации респондентов.

Подробный анализ дает более полное представление о действительных убеждениях избирателей, хотя и грешит надежностью в отношении статистических результатов. Главная функция этого метода заключается в том, чтобы предварительно выяснить проблемы для их дальнейшего изучения с помощью количественных (формализованных) методов.

Анализ результатов общественного мнения позволяет собрать дополнительную информацию об условиях жизни различных слоев населения, об основных политических позициях избирателей, их отношении к проблемам экономики и политики, к различным политическим деятелям, в том числе выявить «образы» лидеров, существующих в сознании членов социума.

Один из отечественных разработчиков теории политического маркетинга А.И. Ковлер сбор сведений об электорате называет изучением «Избирательного рынка». По его мнению, оно включает анализ данных социологических опросов в территориальных границах предполагаемого выдвижения; социодемографических характеристик в данном регионе, особенно с точки зрения преобладания тех или иных категорий избирателей (молодежи, рабочих, служащих и т.д.); состояния социальной сферы, окружающей среды и т.д.

Знание основ проведения опросов населения, аналитического изучения настроений людей, умение интерпретировать разного рода статистические данные крайне необходимы специалисту по ПР не только для самостоятельного выполнения этой работы, но и для критического подхода к информации социологического содержания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53673. Конспект урока по баскетболу в 7 классе 47 KB
  Ноги не сгибать Задняя нога прямая Равняйсь Смирно Вольно На носках марш На пятках марш На внешней стороне стопы марш На внутренней стороне стопы марш Бегом марш Бег с высоким поднимание колена марш Бег спиной вперед марш Противоходом марш Змейкой марш Шагом марш На месте шагом марш Стой раз два Фронтальная Основная 2025мин Совершенствование скорости реакции посредством игры в баскетбол Разделить на 2 команды. Однако тот не может начать эстафету пока предыдущий игрок не пересечет стартовую...
53675. Конспект урока по баскетболу в 8 классе 45.5 KB
  Части урока Частные задачи Средства Дозировка Методические указания Команды Форма проведения Подготовительная 1015мин Организованно начать урок Подготовить организм к предстоящей нагрузке Построение приветствие постановка задач Упражнения в ходьбе: на носках руки перед грудью кисти скрепить в замок круговые вращения в кистях; на пятках руки вперед на внешней стороне стопы на внутренней...
53676. Изготовление открытки к 23 февраля 72 KB
  Задачи: Образовательные: Познакомить с историческими сведениями о празднике День защитника отечества; Расширить практические навыки по изготовлению открыток; Воспитательные: Воспитание дисциплинированности активности уважения друг к другу; Воспитание культуры учащихся внимательности. 2 Создание эмоционального настроя Праздник всех солдатов наших Вот что значит этот день День защитников отважных Да и просто всех парней Ведь любой из них мечтает Защитить детей семью Покорить хоть чтото в мире И найти свою судьбу Слушают...
53677. Воображение 60.5 KB
  Познакомить студентов с понятием воображение с функциями видами воображения способами создания образов воображения. План урока с хронометражем времени: Организационный момент 5 минут; Опрос по пройденной теме 15 минут; Изучение нового материала 50 минут; понятие воображение функции воображения; виды воображения; приемы создания образов воображения. А сейчас приступаем к работе запишите себе пожалуйста тему урока Воображение.
53678. Конспект урока по физической культуре 38.5 KB
  На раз руки к плечам на два вверх на 3 к плечам на 4 на пояс руки в стороны. 4 спокойный бег 5 ходьба 1012 мин 30 сек 34 раз 56 раз 56 раз 67 раз 1012 раз 56 раз 78 раз 56 раз 1015 раз Вращения головы медленно Вращения как можно с большой амплитудой. Построение в ширинку делимся на команды на первыйвторой Игра в волейбол 2530 мин 1520 раз Упражнения делать по команде преподавателя.
53679. Конспект урока по физической культуре для 1 класса 70 KB
  Закрепить технику ловли малого мяча. Учить метанию малого мяча в вертикальную цель с места. Инвентарь: Малые мячи. Баскетбольные мячи.
53680. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГАНДБОЛУ 41 KB
  Победитель - команда определяется по наименьше затраченному времени на пятнание игроков и индивидуально выявляет...
53681. Конспект урока по гандболу для 5 класса 47 KB
  Способствовать развитию координации движений точности при выполнении ведения мяча и передачи двумя руками сверху стоя на месте. Упражнения для обучения ведению мяча на месте: ведение мяча на месте правой левой рукой в положении с выставленной ногой; ведение мяча на месте с изменением высоты отскока за счет сгибания и разгибания ног; ведение мяча на месте с переводом перед собой в стойке на параллельных ногах и с выставленной вперед ногой; ведение мяча на месте кисть накладывается на мяч...