18932

Изучение общественного мнения в ходе избирательной кампании: количественные и качественные подходы

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Изучение общественного мнения в ходе избирательной кампании: количественные и качественные подходы. Специалисты по стратегическому планированию избирательных кампаний советуют начинать со сбора информации: Успех стратегии зависит от проведения исследований. По

Русский

2013-07-10

35.5 KB

7 чел.

Изучение общественного мнения в ходе избирательной кампании: количественные и качественные подходы.

Специалисты по стратегическому планированию избирательных кампаний советуют начинать со сбора информации: «Успех стратегии зависит от проведения исследований».

По мнению, например, Ф. Гоулда, консультанта лейбористскй партии Великобритании, это информация двух типов: обследование общественного мнения и изучение соперников.

Общественное мнение – это совокупность взглядов, мнений индивидов на определенную проблему.

Изучение общественного мнения, согласно рекомендациям Гоулда, предполагает количественное исследование, в виде опроса репрезентативной выборки избирателей, и качественное, в форме анализа фокусных групп.

Количественное исследование в ходе которого выявляются намерения электората, отношение к положению в регионе, к экономической ситуации; проблемы, наиболее остро стоящие перед избирателями, восприятие ими уже сложившихся имиджей партий и кандидатов, позволяет получить полную карту политической территории, на которой будет развертываться кампания. Определяет количественные параметры.

Наиболее распространенным и универсальным методом сбора информации является анкетный опрос. Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа.

В анкету следует включать только те вопросы, которые помогут в достижении поставленной цели. Чем короче время опроса и чем четче сформулированы вопросы, тем вероятнее рассчитывать на сотрудничество респондентов. Вопросы выстраиваются от «трудного» к «легкому». Они должны быть доступными и конкретными. Целесообразно готовить анкету на языке понятном респондентам, когда принимается во внимание уровень ясности вопроса.

В анкете желательно пользоваться структурированными, закрытыми вопросами. Закрытые вопросы удобнее задавать и отвечать на них быстрее.  При разработке закрытых вопросов надо помнить:

-нельзя объединять в одной формулировке несколько идей

-нельзя предлагать на один вопрос варианты ответов из разных смысловых рядов

-нельзя в качестве вариантов ответов использовать оценочные суждения.

Закрытые вопросы бывают альтернативными (возможен один вариант ответа) и не альтернативными (возможно несколько вариантов ответа).

Не следует увлекаться закрытыми вопросами, на которые предполагается ответ «да» или «нет». Очень осторожно следует обращаться с ответами типа «трудно сказать» или «не знаю», поскольку респонденты скорее прибегнут к ним вместо того, чтобы подумать и проанализировать свое мнение.

Открытые вопросы, требующие комментариев, располагают ближе к середине анкеты, для контороля они размещаются и в конце, но не более одного-двух.

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты:

  •  Приступая к разработке анкеты, прежде всего следует написать вступление, в котором необходимо объяснить респонденту, кто и с какой целью к нему обращается; содержится инструкция по заполнению анкеты и способу ее возврата. Нужно также подчеркнуть, что имя респондента и его ответы на вопросы останутся конфиденциальными.
  •  Вступительные вопросы, предназначенные заинтересовать респондента и включить его в работу.
  •  Основной блок вопросов
  •  Заключительные вопросы, которые должны быть относительно не трудными, т.к. работая с анкетой люди постепенно утомляются.
  •  Сведения о демографических данных опрашиваемых
  •  Благодарность за сотрудничество

В целях определения показателей надежности (обоснованности, адекватности) анкеты проводится «пилотажное исследование», когда анкета испытывается на опытной группе респондентов.

Качественное исследование включает сбор, анализ и интерпритацию данных.

Более глубоко проникнуть в настроения электората позволяет анализ фокусных групп, состоящий в интервьюировании  8-10 человек, направляемых подготовленными ведущими (модераторами). На практике этот метод заключается в проведении коллективного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от участников по обозначенному кругу проблем. Чаще всего организаторы фокус-групп подбирают группу исходя из принципа однородности, сходности социально-демографических характеристик.

Обычно в рамках фокус-группы стараются рассматривать не более 10 основных вопросов. Это дает возможность познакомиться с мнением всех участников группы и обратить внимание на различные ньюансы, акценты их восприятия объекта обсуждения. Модератор задает вопросы участникам и старается получить от них максимально полную информацию. Как правило, фокус-группа проводится в форме дискусси. После каждого вопроса модератора в группе начинается обсуждение проблемы, в ходе которого высказываются различные точки зрения, приводятся объяснения и аргументы, формируются и меняются мнения участников. Фокус-группы предоставляют исследователю широкий спектр субъективных мнений, оценок, взглядов людей, необходимых для более глубокого понимания и объяснения социально-психологических явлений и процессов, выявления внутренней мотивации респондентов.

Подробный анализ дает более полное представление о действительных убеждениях избирателей, хотя и грешит надежностью в отношении статистических результатов. Главная функция этого метода заключается в том, чтобы предварительно выяснить проблемы для их дальнейшего изучения с помощью количественных (формализованных) методов.

Анализ результатов общественного мнения позволяет собрать дополнительную информацию об условиях жизни различных слоев населения, об основных политических позициях избирателей, их отношении к проблемам экономики и политики, к различным политическим деятелям, в том числе выявить «образы» лидеров, существующих в сознании членов социума.

Один из отечественных разработчиков теории политического маркетинга А.И. Ковлер сбор сведений об электорате называет изучением «Избирательного рынка». По его мнению, оно включает анализ данных социологических опросов в территориальных границах предполагаемого выдвижения; социодемографических характеристик в данном регионе, особенно с точки зрения преобладания тех или иных категорий избирателей (молодежи, рабочих, служащих и т.д.); состояния социальной сферы, окружающей среды и т.д.

Знание основ проведения опросов населения, аналитического изучения настроений людей, умение интерпретировать разного рода статистические данные крайне необходимы специалисту по ПР не только для самостоятельного выполнения этой работы, но и для критического подхода к информации социологического содержания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70038. Предметы маркетингового анализа 101.82 KB
  Маркетинговый анализ является составным элементом и определенным этапом маркетингового исследования. Цели маркетингового анализа вытекают из целей маркетингового исследования принципы которого в свою очередь распространяются на теорию и практику маркетингового анализа.
70039. История создания гражданской обороны, ее предназначение и основные задачи по защите населения 23.32 KB
  Деятельность гражданской обороны направлена как на защиту от современных средств нападения противника так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
70041. Молдавия в составе Российской империи 17.28 KB
  В годы Первой мировой войны в Молдавии ускоренными темпами развивалось железнодорожное строительство в сельском хозяйстве начался упадок и разруха. В первые дни Февральской революции 1917 года в Молдавии сформировалось Временное правительство.
70042. Национальный вопрос в России между революциями 1917 16.46 KB
  Национальный вопрос в России между революциями 1917 В историографии сложилась концепция бархатной революции либо революция роз: 14 февраля 1917 года проправительственная демонстрации в поддержку думы и вдруг якобы неожиданно она превращается в антиправительственную за мир хлеб и т.
70043. Понятие Конституционного права 36.5 KB
  Мировой опыт конституционного развития знает два основных вида конституции: писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой единый правовой документ занимающий доминирующее место в правовой системе страны как по своему содержанию регулирование важнейших...
70044. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 43.34 KB
  Морфология это систематизированная совокупность форм слов парадигм склонения спряжения а также правил их употребления и одновременно это раздел грамматики который изучает и описывает эти формы правила.
70045. Стратегии порождения научных знаний 29 KB
  Иными словами элементы предпосылки ростки будущей науки формировались в недрах другой духовной системы но они еще не выделялись из них как автономное самостоятельное целое. Действительно предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях Египте Вавилоне Индии Китае...