18932

Изучение общественного мнения в ходе избирательной кампании: количественные и качественные подходы

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Изучение общественного мнения в ходе избирательной кампании: количественные и качественные подходы. Специалисты по стратегическому планированию избирательных кампаний советуют начинать со сбора информации: Успех стратегии зависит от проведения исследований. По

Русский

2013-07-10

35.5 KB

8 чел.

Изучение общественного мнения в ходе избирательной кампании: количественные и качественные подходы.

Специалисты по стратегическому планированию избирательных кампаний советуют начинать со сбора информации: «Успех стратегии зависит от проведения исследований».

По мнению, например, Ф. Гоулда, консультанта лейбористскй партии Великобритании, это информация двух типов: обследование общественного мнения и изучение соперников.

Общественное мнение – это совокупность взглядов, мнений индивидов на определенную проблему.

Изучение общественного мнения, согласно рекомендациям Гоулда, предполагает количественное исследование, в виде опроса репрезентативной выборки избирателей, и качественное, в форме анализа фокусных групп.

Количественное исследование в ходе которого выявляются намерения электората, отношение к положению в регионе, к экономической ситуации; проблемы, наиболее остро стоящие перед избирателями, восприятие ими уже сложившихся имиджей партий и кандидатов, позволяет получить полную карту политической территории, на которой будет развертываться кампания. Определяет количественные параметры.

Наиболее распространенным и универсальным методом сбора информации является анкетный опрос. Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа.

В анкету следует включать только те вопросы, которые помогут в достижении поставленной цели. Чем короче время опроса и чем четче сформулированы вопросы, тем вероятнее рассчитывать на сотрудничество респондентов. Вопросы выстраиваются от «трудного» к «легкому». Они должны быть доступными и конкретными. Целесообразно готовить анкету на языке понятном респондентам, когда принимается во внимание уровень ясности вопроса.

В анкете желательно пользоваться структурированными, закрытыми вопросами. Закрытые вопросы удобнее задавать и отвечать на них быстрее.  При разработке закрытых вопросов надо помнить:

-нельзя объединять в одной формулировке несколько идей

-нельзя предлагать на один вопрос варианты ответов из разных смысловых рядов

-нельзя в качестве вариантов ответов использовать оценочные суждения.

Закрытые вопросы бывают альтернативными (возможен один вариант ответа) и не альтернативными (возможно несколько вариантов ответа).

Не следует увлекаться закрытыми вопросами, на которые предполагается ответ «да» или «нет». Очень осторожно следует обращаться с ответами типа «трудно сказать» или «не знаю», поскольку респонденты скорее прибегнут к ним вместо того, чтобы подумать и проанализировать свое мнение.

Открытые вопросы, требующие комментариев, располагают ближе к середине анкеты, для контороля они размещаются и в конце, но не более одного-двух.

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты:

  •  Приступая к разработке анкеты, прежде всего следует написать вступление, в котором необходимо объяснить респонденту, кто и с какой целью к нему обращается; содержится инструкция по заполнению анкеты и способу ее возврата. Нужно также подчеркнуть, что имя респондента и его ответы на вопросы останутся конфиденциальными.
  •  Вступительные вопросы, предназначенные заинтересовать респондента и включить его в работу.
  •  Основной блок вопросов
  •  Заключительные вопросы, которые должны быть относительно не трудными, т.к. работая с анкетой люди постепенно утомляются.
  •  Сведения о демографических данных опрашиваемых
  •  Благодарность за сотрудничество

В целях определения показателей надежности (обоснованности, адекватности) анкеты проводится «пилотажное исследование», когда анкета испытывается на опытной группе респондентов.

Качественное исследование включает сбор, анализ и интерпритацию данных.

Более глубоко проникнуть в настроения электората позволяет анализ фокусных групп, состоящий в интервьюировании  8-10 человек, направляемых подготовленными ведущими (модераторами). На практике этот метод заключается в проведении коллективного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от участников по обозначенному кругу проблем. Чаще всего организаторы фокус-групп подбирают группу исходя из принципа однородности, сходности социально-демографических характеристик.

Обычно в рамках фокус-группы стараются рассматривать не более 10 основных вопросов. Это дает возможность познакомиться с мнением всех участников группы и обратить внимание на различные ньюансы, акценты их восприятия объекта обсуждения. Модератор задает вопросы участникам и старается получить от них максимально полную информацию. Как правило, фокус-группа проводится в форме дискусси. После каждого вопроса модератора в группе начинается обсуждение проблемы, в ходе которого высказываются различные точки зрения, приводятся объяснения и аргументы, формируются и меняются мнения участников. Фокус-группы предоставляют исследователю широкий спектр субъективных мнений, оценок, взглядов людей, необходимых для более глубокого понимания и объяснения социально-психологических явлений и процессов, выявления внутренней мотивации респондентов.

Подробный анализ дает более полное представление о действительных убеждениях избирателей, хотя и грешит надежностью в отношении статистических результатов. Главная функция этого метода заключается в том, чтобы предварительно выяснить проблемы для их дальнейшего изучения с помощью количественных (формализованных) методов.

Анализ результатов общественного мнения позволяет собрать дополнительную информацию об условиях жизни различных слоев населения, об основных политических позициях избирателей, их отношении к проблемам экономики и политики, к различным политическим деятелям, в том числе выявить «образы» лидеров, существующих в сознании членов социума.

Один из отечественных разработчиков теории политического маркетинга А.И. Ковлер сбор сведений об электорате называет изучением «Избирательного рынка». По его мнению, оно включает анализ данных социологических опросов в территориальных границах предполагаемого выдвижения; социодемографических характеристик в данном регионе, особенно с точки зрения преобладания тех или иных категорий избирателей (молодежи, рабочих, служащих и т.д.); состояния социальной сферы, окружающей среды и т.д.

Знание основ проведения опросов населения, аналитического изучения настроений людей, умение интерпретировать разного рода статистические данные крайне необходимы специалисту по ПР не только для самостоятельного выполнения этой работы, но и для критического подхода к информации социологического содержания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36017. Оператор SELECT. Переименование атрибутов и отношений в операторе SELECT. Ключевое слово WHERE. Сортировка результатов запросы по значению атрибута 31 KB
  Раздел WHERE используется совместно с SQL DML операторами в следующей форме: SQLDMLвыражение FROM TBLE_NME WHERE predicte Все записи для которых значением предиката раздела WHERE является истина будут задействованы или возвращены в SQL DML выражении или запросе. Типы предикатов используемых в предложении WHERE: сравнение с использованием реляционных операторов = равно не равно = не равно больше меньше = больше или равно = меньше или равно BETWEEN IN LIKE CONTINING IS NULL EXIST NY LL SELECT first_nme lst_nme dept_no FROM...
36018. Происхождение кириллицы. Буквенный состав русского алфавита, значение букв и принцип функционирования русской графики 35.5 KB
  Кирилл взял славянские буквы и 8 греческих и написал кириллицу. Черноризец Хребр черты и резы своеобразные русские буквы. Глаголица 43 буквы кириллица 38. На тот момент в ней было по видимому 43 буквы.
36019. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ 35 KB
  Страны лидеры в мировой добыче и экспорте нефти природного газа железной руды и Т. Специализированная продукция вывозится в другие страны а ей навстречу идут потоки других товаров. Половина внешнеторгового оборота приходится на страны Западной Европы имеющие обширную взаимную торговлю в рамках единого Европейского союза. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИКОГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ Районирование стран регионов территорий внутри страны важнейший метод исследования географии можно проводить по оценке их особенностей в природе экономике размещению...
36020. Экономический механизм природопользования 35 KB
  Данный тип экономического механизма направлен главным образом на ликвидацию негативных экологических последствий слабо влияя при этом на темпы и масштабы развития. Помимо экологических стандартов нормативов административное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов мер административного воздействия на виновников загрязнения запреты ограничения лицензии и пр. В мировой практике широкое распространение получил такой инструмент административного регулирования природопользования как лицензирование под которым...
36021. Сохранение биологического разнообразия 35 KB
  Цели Конвенции: сохранение биоразнообразия. В Конвенции имеется статья Сфера юрисдикции которая определяет что Конвенция распространяется на все компоненты биоразнообразия в пределах национальной юрисдикции каждого участника Конвенции а также на процессы и деятельность осуществляемые под юрисдикцией или контролем участника независимо от места проявления последствий. Согласно Конвенции каждая Договаривающаяся Сторона разрабатывает национальные стратегии планы или программы сохранения и устойчивого использования биоразнообразия а также...
36022. Первичный ключ. Внешний ключ. Ссылочная целостность. Базовые ссылочные действия, определенные в стандарте языка SQL 33.5 KB
  В таком случае в реляционной модели по традиции по крайней мере в случае базовой переменнойотношения один из потенциальных ключей должен быть выбран в качестве первичного ключа а все остальные потенциальные будут называться альтернативными. Поэтому в качестве первичного ключа как правило выбирают тот который имеет наименьший размер физического хранения и или включает наименьшее количество атрибутов. Если не придерживаться формальностей то внешний ключ можно определить как множество атрибутов одной переменнойотношения R2 значения...
36023. Концентраторы напряжений 34 KB
  Дефекты и конструктивные концентраторы напряжений в элементах способствуют повышению уровня напряженности металла и как следствие снижению ресурса оборудования. Для изделий имеющих конструктивные концентраторы напряжений при оценке влияния дефекта на их работоспособность следует сопоставить степень влияния конструктивного концентратора напряжений и дефекта. При расположении дефекта в зоне концентратора напряжений он может оказывать большее влияние на долговечность изделия чем даже более опасный по его ориентации форме но...
36024. Основные задачи системного администрирования. Процессы и их идентификаторы 34.51 KB
  Процессы и их идентификаторы Для понимания процедуры начальной загрузки необходимо иметь самое общее представление о том что такое процесс в системе поскольку это понятие будет постоянно использоваться в дальнейшем. Процесс это загруженная в оперативную память программа. В Linux вначале запускается процесс который загружает в оперативную память программу из указанного ему файла и начинает ее выполнять. Это означает что каждый процесс должен быть запущен как говорят порожден какимто другим процессом.
36025. Отношения. Переменные отношения. Значение переменных отношения. Базовые переменные отношения и их представления. Предикаты и высказывания 32 KB
  Отношения. Переменные отношения. Значение переменных отношения. Базовые переменные отношения и их представления.