18933

Сущность политического консультирования: ключевые понятия, основные виды, функции

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Сущность политического консультирования: ключевые понятия основные виды функции Следует отметить что политическое консультирование долгое время составляло теневую скрытую от общественности сторону политических процессов. Лицевая сторона процесса обычно предс...

Русский

2013-07-10

91 KB

209 чел.

Сущность политического консультирования: ключевые понятия, основные виды, функции

Следует отметить, что политическое консультирование долгое время составляло теневую скрытую от общественности сторону политических процессов.

Лицевая сторона процесса обычно представлена политическими решениями, нормативными правовыми актами, заявлениями, декларациями, выступлениями, поездками и прочими акциями государственных руководителей, партийных лидеров, депутатов и кандидатов на различные выборные должности. А за спинами публичных политиков всегда стоят люди, обеспечивающие подготовку и проведение акций, кампаний своим талантом, интеллектом, организаторскими способностями, знанием новейших коммуникационных технологий. Именно они относятся к политическим консультантам. И именно они помещаются в центр читательского внимания предлагаемого пособия.

Чтобы определить суть понятия политический консалтинг необходимо разобраться с его определяющим понятием «консалтинг».  В настоящее время существует множество определений консалтинга. Так в иллюстрированном энциклопедическом словаре «консалтинг» (англ. consulting, букв. — консультирующий), деятельность фирм по оказанию консультационных услуг предприятиям, организациям, физическим лицам по широкому кругу вопросов экономики и права (создание и регистрация фирм, маркетинговые исследования, инновации, инвестиции и др.)

В юридической энциклопедии «консалтинг — консультирование производителей, продавцов и покупателей по широкому кругу экономических и других вопросов, связанных с хозяйством и правом, в том числе  во внешнеэкономической сфере»

Всего пять лет назад в научной литературе консалтинг определялся как работа специализированных организаций по экономическому, финансовому, торговому, правовому консультированию предприятий, фирм, предпринимателей, как набор средств и методов по преодолению кризиса организации.   

Так А.П. Ситников и Е.Г.Морозова определяют политическое консультирование как «профессиональную деятельность по интеллектуальному  и организационному обеспечению политических кампаний посредством создания и реализации высокоэффективных технологий,  способных компенсировать слабость традиционных, т.е. партийно-политических методов реализации лидерства, мобилизации  поддержки, осуществления информационно-пропагандистской, индоктринальной и символизирующей функций кампаний» 

Всего пять лет назад в научной литературе консалтинг определялся как работа специализированных организаций по экономическому, финансовому, торговому, правовому консультированию предприятий, фирм, предпринимателей, как набор средств и методов по преодолению кризиса организации.

Сегодня под консалтингом понимают уже такой вид интеллектуальных услуг, который связан с решением сложных проблем предприятия в сфере управления и организационного развития. Такое определение характерно для консалтинга в сфере экономики.

В политической сфере употребляется термин «политический консалтинг». Следует обратить внимание на то, что в литературе и на практике используются как англоязычные термины (например, «политический консалтинг», «политическая консалтинговая услуга», «политическая консалтинговая фирма, ассоциация, компания»), так и русские аналоги («политическое консультирование», «политическая консультация», «центр коммуникативных технологий», «агентство по связям с общественностью») и т.д. Очевидно, что содержание и написание используемых терминов должно соответствовать российскому законодательству, а также современным нормам русского языка.

Бытует мнение, что политическими процессами управляют консультанты, которые во многом определяют стратегию политиков и влияют на формирование публичной политики.

Это явление нельзя назвать новым. Дворы Рамзеса II, Юлия  Цезаря, Крала Великого, Ивана Грозного, Петра I, Екатерины II… кишели советниками, предсказывающими как завоевать расположение общественности и укрепить его. Нынешние времена отличаются от прошлых тем, что на место теневых доверенных лиц пришли политические консультанты, которые являются публичными и независимыми игроками. Они обращаются к нам отовсюду: с экранов телестудий, со страниц газет, академических изданий.  

Политическое консультирование сравнительно недавно обрело  статус неотъемлемого технологического звена и механизма обеспечения многих политических процессов. Истоки политического консалтинга отыскиваются в XVII в. — в далекой эпохе войны за независимость, политических споров федералистов и антифедералистов, становления политической системы США. К моменту первой политической кампании (1789 г.) — кампании по ратификации Конституции США, — консалтинг стал фактором американской политической жизни. При этом советники и помощники кандидатов того времени были добровольцами, хотя и выполняли функции современных консультантов, оказывая содействие в организации тех или иных событий, подготовке выступлений и печатных агитационных материалов.

Следует отметить, что до настоящего времени не сложилось однозначно определения понятия «политическое консультирование».

Так А.П. Ситников и Е.Г.Морозова определяют политическое консультирование как «профессиональную деятельность по интеллектуальному  и организационному обеспечению политических кампаний посредством создания и реализации высокоэффективных технологий,  способных компенсировать слабость традиционных, т.е. партийно-политических методов реализации лидерства, мобилизации  поддержки, осуществления информационно-пропагандистской, индоктринальной и символизирующей функций кампаний» 1[3].

Г.В. Пушкарева под политическое консультированием понимает «процесс оказания профессиональной помощи политикам-практикам в решении ими определенных политических задач»2[4].

А.И. Соловьев считает, что политическое консультирование — это разновидность профессиональной помощи руководителям и персоналу  политических организаций (клиенту) в решении их специализированных задач на основе снижения рисков их деловой деятельности»3[5]. Имеются и другие определения.

Представляется, что понятие «политическое консультирование» тесно связано с задачами и функциями политических консультантов. Раскрыв их содержание можно  дать дефиницию рассматриваемого понятия.

Политический консалтинг как узком смысле, так и в широком может рассматриваться с различных позиций.

Во-первых, как вид деятельности. В этом смысле политический консалтинг — это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов в деятельности его субъектов для достижения целей, прежде всего, политического лидера и его команды.

Причем под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых политическими консультантами и менеджерами. Оптимизация означает, что политические консультанты и менеджеры должны работать для достижения политических результатов, а цели — это те результаты, которых добиваются политические субъекты политического консалтинга.

Во-вторых, политический консалтинг — это искусство.

Поскольку искусство требует личных способностей и таланта, политические консультанты, осуществляющие политическое консультирование, несомненно включены в  творческий процесс. Многое из того, что политический консультант знает о том, как добиваться поставленных целей, управлять процессом консультирования политического лидера, выяснено из собственного опыта работы или от других лиц, занимающихся подобной деятельностью. Понимать политического лидера, создать необходимую атмосферу, способствующую достижению поставленных целей, уметь управлять конфликтными ситуациями, несомненно являются искусством.  

В-третьих, политический консалтинг — это область деятельности, которая сочетает специфический процесс политического консультирования, искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм политических консультантов и менеджеров.

Задачами консультирования в политической сфере являются:

— формулировка верных советов, рекомендаций и консультаций политическому лидеру, руководителю государственных органов по интересующему его вопросу на основе объективной и беспристрастной оценки ситуации и учета современного отечественного и международного опыта;

— предоставление верных советов, рекомендаций и консультаций политическому лидеру, руководителю государственного органа в соответствующей форме, в необходимое для него время;

— конкретная помощь политическому лидеру, руководителю государственного органа, их персоналу в освоении современных методов эффективного управления, способствование принятию эффективных и своевременных решений в различных формах в соответствии с постоянными политическими целями и задачами;

— снижение деловых рисков в политической деятельности политического лидера, руководителя государственного органа, повышение надежности принимаемых решений и др.

Реализуя указанные задачи политически консультанты выполняют множество различных функций. Среди них:

— обеспечение познавательных потребностей политического лидера, государственного деятеля в информации, которая  сделает его взаимодействие с окружающим миром более эффективным. Это рекомендации и консультации, которые будут способствовать принятию эффективных управленческих решений;

— помощь, советы, рекомендации в понимании ситуации и анализа существующих подходов к ней, экспертная оценка;

— эмоциональная поддержка политического лидера, руководителя государственного органа в ситуациях трудных решений;

— снижение давления политического лидера, государственного деятеля и уменьшения уровня конфликтности внутри его окружения;

— проверка и анализ различных идей, исходящих от самого политического лидера или других лиц;

— осуществление PR и помощь в создании имиджа политического лидера;

—  выполнение функций доверенного лица;

— во время выборной кампании — разработка ее стратегии;

— другое.

В узком смысле политический консалтинг — это процесс воздействия субъекта политического консалтинга на объект, заставляющий этот объект совершать определенные действия, направленные на достижение прежде всего его целей.

В широком смысле политический консалтинг  включает в себя не только само воздействие, но и комплекс знаний, связанных с научным поиском, проведением исследований, постановкой экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, научных обобщений, научного обоснования политических проектов для успешной реализации целей в области политического консультирования как на уровне отдельных политических лидеров и их команд, так и на уровне органов государственной власти и их руководителей.

К видам политического консультирования относят: информационно-аналитическое консультирование, имиджмейкинг, проектирование политических кампаний, подготовку и проведение информационных кампаний, организационно-управленческие услуги, обучение-консульти-рование и др.

Принято выделять также внутреннее и внешнее политическое консультирование. Внутреннее консультирование осуществляется в случае, когда помощь политику оказывают сотрудники его аппарата — помощники, советники, консультанты, а также специально созданные для этого структуры, например, пресс-службы и PR-службы.

Следует отметить, что искусство всегда опирается на понимание лежащей в его основе науки. Поэтому наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. По мере совершенствования науки должно совершенствоваться и искусство, как это имело место в физических, биологических и других естественных науках. Врачи, не сведущие в науке, превращаются в знахарей, овладев наукой, они могут стать искусными хирургами. Политические консультанты, пытающиеся осуществить деятельность без знания теории, должны полагаться на удачу, интуицию или на свой прошлый опыт, овладев организационно-управленческим знанием, они получают гораздо лучшую возможность разработать практическое применение, обоснованное решение какой-либо консалтинговой проблемы.

Безусловно, люди, занимающиеся политическим консалтингом, должны в полной мере обладать совокупностью знаний, приемов и методов, позволяющих на основании консультаций политическому лидеру осуществлять политическую деятельность эффективно, иначе они не будут востребованы на рынке политических консалтинговых услуг.

Политический консалтинг в России опирается на Конституцию РФ и федеральные законы, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, научную организацию политической деятельности, системный анализ, научно-обоснованные методы принятия решений.

Базой деятельности политического консультанта являются социальные знания, аналитические способности, владение методами и технологиями политического менеджмента. Профессиональный политический консультант, наряду со специальным образованием, должен иметь большой опыт в этой области. Характерной особенностью консультантов-профессионалов являются их гибкость, способность выступать именно в том качестве, которое необходимо политическому лидеру, причем именно в данный момент.

Следовательно, политический консалтинг — очень сложное многофакторное социальное явление, значение которого по мере развития общества и государства постоянно возрастает.

Можно сказать, что политический консалтинг — это профессиональное содействие, оказываемое специалистами по политическому менеджменту политическим лидерам, государственным деятелям и их аппарату в решении государственных проблем в форме рекомендаций и совместно вырабатываемых решений.

Существуют различные виды и формы политического консультирования и типы консультантов.

Во внутреннем консультировании различают:

а) неформальное (неофициальное) консультирование — по субъектам, источникам, содержанию, форме и стилю как запроса, так и предоставления советов и рекомендаций;

б) формальное (официальное) консультирование — по всем перечисленным признакам;

в) смешанное консультирование, когда одна из сторон консультации выступает в официальном, а другая — в неофициальном качестве.

К неформальному консультированию относят ситуации, когда в роли советчиков политического деятеля выступают члены его семьи, родственники, друзья, люди, не связанные с этим политиком в данный момент по службе; случайные и незнакомые ему люди, которые высказывают что-либо на улице, митинге, при различного рода встречах.

К формальному консультированию следует отнести все виды соответствующей профессиональной служебной и политической информации; все специальные СМИ и литературу, а также советы и консультации помощников, советников, консультантов (штатных) или консультационных фирм, исследовательских институтов.

При формальных консультациях политику бывает сложнее согласиться по политическим причинам с содержанием консультации, что противоречит не столько его личным взглядам и воззрениям, сколько его партии, движению, правительству и т.д., публично заявленным позициям. По этим же самым причинам трудно бывает и отбросить консультацию, о которой хотелось бы забыть, особенно если есть угроза или уверенность, что произойдет утечка содержания консультации, или же если это содержание уже известно. В то же время формальная консультация, содержание которой отвечает интересам, целям, намерениям политика — это сильное оружие в любых его официальных отношениях, и именно в этом заключается ее главная политическая ценность для данного политика.

К смешанному консультированию необходимо отнести те ситуации, когда руководитель обращается к консультанту за помощью: «скажи мне просто по-человечески, без чинов, не как начальнику, что ты обо всем этом думаешь?»

При смешанной консультации для политика возможно сочетание «плюсов» двух первых вариантов. Например, получить искреннее, дружеское, но при этом еще и компетентное, информационно насыщенное, профессиональное мнение. Такое мнение может быть использовано как политическое оружие, ибо политики, президент, лидер партии и т.д. вправе публично сослаться на мнение своих помощников, советчиков, экспертов, министров и т.д.

Но крайне велик риск манипулирования со стороны его окружения и консультантов, а также риск того, что консультант может использовать факт обращения к нему за консультацией в своих личных политических или каких-то иных целях.

На практике любой политик использует одновременно все три типа консультирования, варьируя их соотношение в зависимости от особенностей своего характера, от общей политической обстановки момента, от проблемы, вызывающей потребность в данной консультации, и от своих конкретных целей и намерений в данной ситуации.

Каждый из трех названных видов консультирования обладает для политического лидера, руководителя различной когнитивной, информационной, практической и политической ценностью. Не останавливаясь на всем этом подробно, выделим лишь главное, что определяет степень ценности для политика как факта конкретной консультации, так и ее содержания.

При неформальной консультации политику легче и проще бывает принять содержание консультации, особенно если оно плохо согласуется с ранее известными ему фактами, информацией, его собственными воззрениями или даже противоречит всему этому. Такая консультация имеет больше шансов донести до него какую-нибудь нестандартную информацию и побудить прислушаться к ней. Существенно, что при неформальной консультации политику при необходимости и желании легче отбросить «плюсы» неформального консультирования, с точки зрения политика. К числу «минусов» таких консультаций следует отнести их более низкую профессиональную и особенно политическую компетентность, а также невозможность прямого использования содержания и результатов таких консультаций в официальной деятельности политика, он не может выйти на трибуну и заявить, например, что «моя дочь, мой зять посоветовали мне то-то», даже, если его дочь и его зять при этом абсолютно правы.

К внешним консультациям политики прибегают в тех случаях, когда компетенция помощников, советников и консультантов оказывается недостаточной. Наиболее частым случаем обращения к услугам внешних консультантов является принятие решения политика участвовать в выборах. Внешнее консультирование оказывают независимые агентства, специализированные политические консалтинговые фирмы, исследовательские структуры и индивидуальные политконсультанты.

Формы политического консультирования. А.И. Соловьев считает, что политическое консультирование осуществляется в двух основных формах: рефлективной и игровой4[6]. По мнению Соловьева А.И., рефлективное консультирование предусматривает как формулировку самим консультантом тех или иных рекомендаций, так и стимуляцию саморефлексии руководителя под влиянием этих советов и рекомендаций. В данном случае рекомендация играет роль подсказчика, не только направляющего деятельность руководителя и корректирующего его представления и действия, но и побуждающего своими советами его собственные размышления о разнообразных аспектах своей профессиональной деятельности.

При этом консультант может оказывать такое целенаправленное воздействие за счет демонстрации своих знаний и одновременно уважение к знаниям со стороны клиента, доверительного общения, использования своих личностных свойств и характеристик (настойчивости, убедительности), пробуждая у руководителя чувство тревоги за судьбу его дела5[7].

  Игровое консультирование используется в случаях, когда консультант либо сомневается, что его рекомендации могут быть использованы на деле, либо когда он сам не может четко сформулировать  свои рекомендации и ему необходима какая-либо дополнительная информация. В данном случае консультант использует две игровые формы: «учебную», которая имитирует абстрактную ситуацию, схожую с настоящей ситуацией; или «практическую», моделирующую именно те обстоятельства, которые имеют место в практике и обладают проблемным характером. В ходе игрового консультирования осуществляется диагностика ситуации, выработка решения и реализация поставленных целей.

По-нашему мнению, политическое консультирование осуществляется в трех формах: экспертной, процессной и обучающей.

При экспертном политическом консультировании производится диагностика ситуации и разработка решения и рекомендаций по внедрению. Диагностика политической ситуации предполагает включение экспертного опроса и анализа данных, полученных при этом опросе. Роль политического лидера, государственного деятеля — обеспечение политического консультанта необходимой информацией, а также оценка результатов.

Процессное консультирование предполагает взаимодействие с политическим лидером, государственным деятелем, оценку их идей, предложений, проведение при их содействии анализа проблем и подготовку решений. Роль консультанта заключается в аккумулировании идей, оценке решений и приведении их в систему и подготовка рекомендаций.

Обучающее политическое консультирование связано с теоретической и практической информацией политического лидера, государственного деятеля в форме лекций, семинаров, политических занятий, то есть консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает основу для их появления.

Что касается типологии консультантов, то их можно классифицировать по уровню специальных знаний. По этому основанию выделяют: «ученого», «исследователя» и «эксперта».

Такие типы консультантов сегодня сосредоточены в основном в вузах и исследовательских структурах: Всероссийском центре изучения общественного мнения, Независимом институте коммуникавистики, Институте международных экономических и политических исследований РАН, Институте современной политики, Институте социально-политических исследований РАН, Центре политических исследований в России, Российском общественно-политическом центре, а также консалтинговых структурах.

В силу того, что консультант-«ученый» выполняет задачи носителя научных воззрений, результаты его исследований применяются в практике лишь частично, как правило, при формулировке долгосрочных прогнозов.

Консультант-«исследователь» является специалистом в узкой проблематике, ориентиром его профессиональной деятельности является теоретическое знание. Потребность в нем со стороны клиента зависит от возможности применения выводов в политическом процессе.

Консультант-«эксперт» представляет собой в основном специалиста-практика в узкой области политических отношений. Как правило, он исполняет функции «оценочного советчика» и «ревизора».

Политическое консультирование осуществляется в трех формах: экспертной, процессной и обучающей.

При экспертном политическом консультировании производится диагностика ситуации и разработка решения и рекомендаций по внедрению. Диагностика политической ситуации предполагает включение экспертного опроса и анализа данных, полученных при этом опросе. Роль политического лидера, государственного деятеля — обеспечение политического консультанта необходимой информацией, а также оценка результатов.

Процессное консультирование предполагает взаимодействие с политическим лидером, государственным деятелем, оценку их идей, предложений, проведение при их содействии анализа проблем и подготовку решений. Роль консультанта заключается в аккумулировании идей, оценке решений и приведении их в систему и подготовка рекомендаций.

Обучающее политическое консультирование связано с теоретической и практической информацией политического лидера, государственного деятеля в форме лекций, семинаров, политических занятий, то есть консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает основу для их появления.

Функции политического консалтинга:

1. Теоретико-познавательная функция. Она состоит в обеспечении и совершенствовании научно-обоснованного методологического подхода к изучению политического консалтинга, постоянном расширении, обновлении и развитии знаний о политическом консалтинге, а также в оценке всех его явлений.

2. Инструментально-праксеологическая функция. Она выражается в использовании научных выводов политического менеджмента в практике политического консалтинга, в совершенствовании его различных звеньев, выработке политических технологий, в прогнозировании путей политического развития и др. При этом осуществляется диагностическая, практически-управленческая, прогностическая и иные подфункции.

3. Воспитательно-социализационная функция. Она связана с влиянием политического консалтинга на формирование политического сознания и политической культуры, политических норм и ценностей его субъектов, на выработку или способности рационально-критически и свободно оценивать политические процессы.

Причины возникновения и задачи политического консультирования.

Политическое консультирование сравнительно недавно обрело статус неотъемлемого технологического звена и механизма обеспечения ряда политических процессов. Например, и в сфере принятия решений, и в электоральном процессе согласование интересов или избрание депутатов

длительное время осуществлялось неспосредственными участниками этих действий, не предусматривая никаких дополнительных специальных функций при реализации этих целей. Однако со временем ситуация стала существенно меняться. Особенно в таких базовых политических процессах, как выборы и государственное управление, где наиболее ярко выявилась потребность в

высококвалифицированных действиях.

Так, усиление конкуренции на выборах, повышение требований избирателей к кандидатам и усложнение мотиваций электорального участия выявили потребность в более тщательном планировании и управлении поведением избирателей. Это предполагало хорошее знание электоральной психологии, запросов граждан, их типичных реакций на стандартные и критические ситуации, а также многие другие параметры их поведения, способные оказать влияние на их политические предпочтения и выбор. В свою очередь такая ситуация требовала проведения специальных исследований электорального рынка, обобщения опыта предыдущих кампаний, планирования и прогнозирования действий в целях наиболее эффективного вложения средств и финансирования действий того или иного избирательного объединения. Учитывая специальный характер такого рода функций, которые не мог выполнить сам кандидат или его ближайшие помощники, их выполнение потребовало и подбора соответствующих исполнителей-специалистов.

Сегодня политическое консультирование - это разновидность профессиональной помощи руководителям и персоналу политических организаций (клиенту) в решении их специализированных задач на основе снижения рисков их деловой деятельности. По сути дела он стал механизмом совершенствования практики управления и руководства политическими процессами и организациями, рационализации их структуры, последовательности действий и т.п.

Задачами консультирования в политической сфере являются:

формулировка верной рекомендации руководству организации по интересующему его вопросу на основе объективной и беспристрастной оценки ситуации и учета современного отечественного и международного опыта;

предоставление данной рекомендации нужному лицу в соответствующей форме, в необходимое для него время и в удобном месте;

снижение деловых рисков в управленческой деятельности клиентов, повышение надежности принимаемых решений; помощь руководству и персоналу организации в освоении современных методов эффективного управления, в результате чего повышается творческий потенциал коллектива и его руководства, растет их способность к принятию эффективных и своевременных решений в соответствии с поставленными целями.

Основные формы и типы политического консультирования.

Несмотря на богатство управленческих ситуаций, обстоятельств и запросов клиентов, политическое консультирование, как правило, осуществляется в двух основных формах: рефлективного и игрового консультирования.

Рефлективное консультирование предусматривает как формулировку самим консультантом тех или иных рекомендаций, так и стимуляцию саморефлексии руководителя под влиянием этих советов и рекомендаций. В данном случае консультант играет роль подсказчика, не только направляющего

деятельность руководителя и корректирующего его представления и действия, но и побуждающего своими советами его собственные размышления о разнообразных аспектах своей профессиональной деятельности. При этом консультант может оказывать такое целенаправленное воздействие за счет демонстрации своих знаний и одновременно выказывая уважение к знаниям со стороны клиента, доверительного общения, использования своих личностных свойств и характеристик (настойчивости,

убедительности и т.д.), пробуждая у руководителя чувство тревоги за судьбы его дела и т.д.

Второй способ - это игровое консультирование, которое используется в тех случаях, когда консультант либо сомневается, что его рекомендации будут использованы на деле, либо когда он сам не может до конца четко и ясно составить свои рекомендации и ему требуется дополнительная информация, имеющая конфиденциальный межличностный или частный характер. В таком случае консультант использует две игровые формы: либо «учебную», которая имитирует абстрактную ситуацию, внешне похожую на ситуацию в организации (стране, регионе и т.д.), либо «практическую», моделирующую именно те обстоятельства, которые имеют место в данной организации и обладают проблемным характером.

Во втором случае консультант предлагает либо «инновационную» модель игры, рассчитанную на получение новой информации от участников игры, сведений, способных привести к принятию или уточнению решений; либо «организационно-деятельностную», которая предполагает моделирование и

уточнение ролевых позиций и мотиваций основных игроков из расчета на то, что разыгрываемые действия заставят людей посмотреть на ситуацию глазами консультанта и стимулируют их повторить то же самое в реальных условиях.

Игровые формы представляют собой более сложную, как бы живую методологию исследования ситуации, построенную на использовании частично программируемых действий для уточнения оценок и прогнозов развития событии. Как правило, все они включают в себя три основные стадии, диагностики ситуации, выработки решения и реализации поставленных целей.

В процессе взаимодействия с клиентом консультанты могут играть разные роли, лежащие в основании типологии их действий. В целом спектр типов консультантов довольно разнообразен. Так, выделяют внешних консультантов, привлекаемых из конкретной организации, и внутренних, т.е. специалистов, работающих в данной организации и способных выполнить экспертные функции; групповых и индивидуальных, отечественных и международных и т.д. Весьма распространена типология консультантов по уровню их специальных знаний. В частности, в этом контексте выделяют: «ученого», «исследователя» и «эксперта». Консультант-«ученый» выполняет задачи носителя научных воззрений либо в широкой сфере (например, в области конфликтологии), либо в более узкой предметной области (специалист по этническим конфликтам). В силу своей сугубо научной приверженности контакты таких консультантов с клиентом, как правило, имеют эпизодический характер, а результаты его исследований могут применяться на практике только частично. Деятельность таких специалистов обычно бывает направлена на формулировку долгосрочных прогнозов или оценок, качественно снижающих неопределенность представлений о сложившейся ситуации в целом. Особенно ценна роль такого рода консультантов в нестабильных условиях, переходных процессах.

Консультант-«исследователь» - это тоже человек, занимающийся в основном научными изысканиями. Однако он является специалистом в узкой проблематике, востребованной клиентом. Если это тот же конфликтолог, то это - консультант-«исследователь», который, как правило, углубленно занимается

противоречиями между конкретными странами, этносами, жителями определенных территорий и т.п. Учитывая, что и в этом случае главным ориентиром его профессиональной деятельности является теоретическое знание, потребность в нем со стороны клиента бывает невысокой.

Третий тип это консультант-«эксперт», представляющий собой в основном специалиста-практика в узкой области политических отношений: по работе избирательного штаба со СМИ, по согласованию интересов в избирательных структурах, по политическому прогнозированию и т.д. Сама по себе

экспертиза - это суждения высококвалифицированных специалистов- профессионалов, высказанные в виде содержательной, качественной или количественной оценки объекта, предназначенной для использования при принятии решений. Профессиональный статус политического аналитика не предполагает обладание им фундаментальными, специальными знаниями во всех проблемных областях, представляющих интерес для его клиента - лица, принимающего решение.

1[3] Справочник по политическому консультированию / Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: Консалтинговая группа «Имидж-Контакт» Изд. Дом «ИНФРА-М», 2002. С. IX.

2[4] Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: Учебн. пособие. М.: Дело, 2002. С. 366.

3[5] Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 452.

4[6] Соловьев А.И. Указ. соч., с. 453.

5[7] Соловьев А.И. Указ. соч., с. 453.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52192. Japanese Management Principles 128 KB
  Around 1980 we were all just getting used to the concepts of Material Requirements Planning (MRP) and Manufacturing Resource Planning (MRPII) with their dependence on complex computer packages when we began to hear of manufacturers in Japan carrying no stock and giving 100% customer service without any of this MRP sophistication.
52195. АНГЛІЙСЬКА МОВА ЗА ПРОФЕСІЙНИМ СПРЯМУВАННЯМ 311.5 KB
  Методичний посібник призначений для роботи на заняттях з англійської мови в технікумі на спеціальності «Організація виробництва». Методичний посібник має на меті створити мовне середовище для студентів, стимулювати їх в читанні тематичних текстів і засвоєнні необхідної лексики. Метою кожного студента повинно стати бажання висловлювати свою думку з даної теми
52197. ВИКОРИСТАННЯ РЕГІОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТУ НА УРОКАХ ІНОЗЕМНОЇ МОВИ 103.5 KB
  Я працюю в школі вчителем англійської мови близько 15 років і працюю з великим задоволенням та інтересом. Дуже люблю свою роботу і дітей. Я завжди намагаюся навчати дітей виховуючи та виховувати навчаючи. Постійно думаю, як цікавіше й ефективніше провести урок, як зробити так, щоб діти навчалися з великим бажанням, і щоб їхній інтерес до мови не згасав. Успішній роботі у цих напрямах сприяє використання краєзнавчого матеріалу.
52198. Наука и технология 188.5 KB
  Тексты: Science Technology Лексика chievement достижение аlwаys всегда аpproаch подход between между brаnch отрасль науки знания cleаr ясный difference different различие разный engineering техника essentiаl существенный exаmple e. for exаmple пример например field поле сфера область деятельности high высокий humn человеческий hypothesis pl hypotheses гипотеза importаnt важный impossible невозможный investigаtion исследование knowledge знание lаw закон mаin главный ...
52199. Personal Presentation 94 KB
  I am Ivan Dmitrenko. I am 17. I am a first-year student of National Technical University “Kharkiv Polytechnic Institute”. I study at the Department of Mechanical Engineering. My major (speciality) is the Technology of Cutting. I am from Kharkiv.