18934

Сущность и типология политической культуры. Виды политического участия

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Сущность и типология политической культуры. Виды политического участия Политическая культура составная часть общей культуры совокупный показатель политического опыта качества политических знаний и предпочтений образцов поведения и функционирования политичес

Русский

2013-07-10

47.5 KB

9 чел.

Сущность и типология политической культуры. Виды политического участия

Политическая культура – составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, качества политических знаний и предпочтений, образцов поведения и функционирования политических субъектов; интегральная характеристика образа и стиля политической жизни общества. Политическая культура представляет собой политический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатления, ориентации и предпочтения, как в сфере международных, так и внутренних отношений.

Политическая культура – это система исторически, сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, ориентации и моделей поведения (функционирования), проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, фиксирующих принципы их отношения к этому процессу в целом, его основным элементам и тем самым обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества.

Политическая культура включает: ценностные характеристики и принципы функционирования политических институтов, развития политических отношений и процессов; характер участия людей в политике; уровень и характер теоретических знаний о политике, степень развития политических наук и культуру реализации их достижений; оценки политических явлений, политические ориентации людей по отношению к власти, собственной политической позиции и поведения; эмоционально-волевую сторону политических позиций (любовь, неприязнь, интерес, воля); образцы политического поведения, стиля, которые определяют как можно и должно поступать; характер и ценности политической социализации;

В структуре политической культуры целесообразно выделять познавательные, нравственно-оценочные и поведенческие элементы.

Познавательные элементы политической культуры включают знание и понимание гражданами: политических интересов – личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных; конституции и других законов страны, программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений; сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций; основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; ведущих политических процессов международной жизни.

Ценностные элементы политической культуры воплощают: общекультурные ориентации, отношения к власти; отношения к политическим явлениям, нравственную оценку политических событий и процессов, конкретной деятельности в сфере политики; политическую самооценку.

Поведенческие элементы политической культуры характеризуют осознанное участие граждан: в обсуждении проектов государственных документов и актов при проведении референдумов и плебисцитов; в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; в работе различных государственных и общественных органов и организаций (в штате или на общественных началах); в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях и общественно-политических организациях.

Каждый структурный элемент предполагает наличие и использование общих достижений человечества в политической сфере жизнедеятельности общества.

Типы политической культуры.

На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано

множество типов политической культуры, выражающих преобладание в

стиле политического поведения граждан определенных ценностей и

стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов,

сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных,

экономических и прочих факторов.

В основании типологии политических культур могут лежать достаточно

приземленные факторы, отражающие, к примеру, специфику разнообразных

политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба),

типов ориентации граждан в политической игре (в частности, моралистских,

индивидуальных или традиционных - Д. Элазар), открытость (дискурсивность)

или закрытость политических ценностей к инокультурным контактам (Р.

Шварценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов (Д. Каванах),

идеологические различия (Е. Вятр) и др.

Особую известность в науке получила классификация политической

культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская

культура» (Нью-Йорк, 1963). Анализируя и сопоставляя основные компоненты и

формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и

Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры:

парохиальный (приходской, «местечковый», патриархальный), для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знаний о политической системе и значимых для людей ожиданий от ее деятельности;

подданнический с сильной ориентацией на политические институты и

невысоким уровнем индивидуальной активности граждан;

партиципаторный (от англ, participation - участие), свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими такой активности.

Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является синтетическая культура «гражданственности», в которой преобладают подданнические установки и соответствующие формы участия людей в политике.

Учитывая различную степень освоения гражданами различных ценностей, норм, стандартов, характерных для разных стран, в науке выделяют консенсуальный и поляризованный типы политической культуры.

В политической культуре консенсуального типа отмечается наличие весьма высокой сплоченности населения на базе относительно ведущих ценностей, целей, которые стоят перед государством и обществом. Поэтому здесь, как правило, высока и лояльность граждан к правящим кругам и целям режима.

В поляризованной политической культуре сложившиеся в обществе субкультуры отличаются резким несовпадением базовых ценностей и ориентиров политической деятельности населения (разрывом горизонтальных субкультур), элиты и электората (разрывом вертикальных субкультур). В странах с фрагментированной политической культурой у населения чаще всего отсутствует прочное согласие относительно целей общественного развития, основных методов реформирования страны, моделей будущего.

Степень и глубина взаимонепонимания обычно не совпадают, поэтому в рамках этого типа политической культуры выделяются и своеобразные подтипы. Например, можно говорить о фрагментированных (сегментированных) политических культурах, в рамках которых, в отличие от отношений внутри поляризованной политической культуры, существует определенный общественный консенсус по поводу самых основных - национальных - ценностей. В то же время, как подчеркивает В. Розенбаум (и как уже отмечалось ранее), здесь местная лояльность нередко превалирует над национальной, слаба действенность правовых, легитимных процедур, распространено острое недоверие социальных групп друг к другу, и поэтому приходящие к власти правительства нестабильны и недолговечны.

Наличие сегментированных политических культур весьма типично для переходных обществ или тех, в которых идет процесс формирования титульной нации В этих условиях велика доля апатичных и отчужденных от власти слоев населения, ведутся острые политические дискуссии относительно целей и способов общественных преобразований.

Учитывая особую роль государства и других политических институтов в воспроизводстве образцов политического мышления и поведения, в науке различают также официальную, поддерживаемую институтами государства, и реальную политическую культуру, воплощающую ценности и соответствующие им формы практического поведения большинства или значительной части населения. Так, в ряде стран Восточной Европы, где идеи социализма в значительной мере внедрялись под давлением государства, при первых же демократических преобразованиях («бархатных революциях») они уступили место официальных показателей приверженности этих стран марксизму-ленинизму реальным ориентирам и ценностям граждан. В то же время типы политической культуры могут определяться и на более общих основаниях, способных обнажить самые универсальные черты разнообразных стилей политического поведения граждан в тех или иных странах. Например, можно говорить о рыночной политической культуре, в которой политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан, и этатистской, которая характеризуется главенствующей ролью государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида (Э. Баталов).

Под политическим участием понимаются действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами, имеющие своей целью влияние на государственную или общественную политику, управление государственными делами, или на выбор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти, местном или общенациональном.

Политическое участие – добровольная деятельность, посредством которой члены общества участвуют в выборе правителей и, прямо или косвенно, в формировании государственной политики. Оно может быть постоянным или эпизодическим, использующим законные или незаконные методы власти, организованным или неорганизованным.

Политическое участие представляет собой вовлечение членов социально-этнической группы или социально-политической общности на индивидуальной или групповой основе в процесс политико-властных отношений внутри данной общности или международного сообщества.

Участие в общественной жизни – неотъемлемое свойство не только политической, но и любой управляемой (или самоуправляемой) общности людей и служит одним из средств выражения и достижения их интересов. В условиях государственно-организованного общества вовлеченность граждан в процесс принятия решений и управления в той или иной степени политизируется в социальной, экономической и культурной сферах. Вместе с тем участие в решениях, не связанных с противоречивыми социальными интересами и конфликтами, не влияющих на распределение власти, не является собственно политическим. [c.375]

Различают индивидуально и коллективное, добровольное и принудительное, активное и пассивное, традиционное и новаторское, легитимное и нелегитимное, охранительные виды политического участия. В зависимости от этого выделяются виды политического участия: в выборах; в принятии решений; в управлении; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью; в принятии, реализации и охране законов; в избирательных и иных политических кампаниях, политических митингах и собраниях; в восприятии и передаче политической информации; в забастовках, массовых акциях гражданского неповиновения, освободительных войнах и революциях; в деятельности политических партий и общественных организаций и т.д. По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном) уровнях.

Конкретные формы, виды, способы, уровни, объем и результаты участия граждан в политике выражают процессуально-функциональные свойства данной политической системы и являются результатом воздействия и проявления политических интересов, расстановки социально-классовых сил, особенностей политического режима, властных структур, политического сознания, традиций и культуры. Для авторитарных политических систем и режимов, например, характерно стремление ограничить участие определенных групп и слоев в политике. Для тоталитарных – обеспечить мобилизационное, контролируемое вовлечение людей в политику. Для демократических – создать необходимые предпосылки и условия для широкого, свободного участия граждан в политике.

Существенно важным для политического участия (или неучастия) индивида являются его политическая направленность, политические интересы, мотивы, потребности, разделяемые им политические ценности, идеалы, традиции и др.

На степень политического участия оказывают влияние социокультурная и географическая среда (семья, коллектив, тип места жительства, развитость инфраструктуры), социально-экономические факторы (уровень образования, объем свободного времени, благосостояние, наличие материальных средств, доступ к информации, членство в политико-государственной иерархии). Имею значение также социально-демографические и национально-этнические факторы.

Политическое участие оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитания, разрешения конфликтов, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41625. Створення резервної копії та відновлення даних з неї 218.34 KB
  Вибрати базу даних. У вікні Загрузка файла вибрати Сохранить та вказати місце на диску для збереження дампу бази даних. Відновлення бази даних за допомогою програми phpMydmin Щоб виконати відновлення бази даних потрібно: Вилучити існуючу базу даних.
41628. Синтез моделей тіла людини за дії допустимих напруг дотику 616.17 KB
  Львів 2013 Мета роботи: розрахувати параметри моделі тіла людини за дії на неї довготривалих допустимих напруг. Загальні відомості про синтез моделей тіла людини Тіло людини як елемент електричного кола складається з декількох шарів з різними електричними характеристиками. За інших рівних умов напруженість електричного поля в тілі тим менша чим вища його електрична проникність що характеризує здатність тіла до поляризації.
41629. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПЕЙ С ИНДУКТИВНЫМИ СВЯЗЯМИ 108.39 KB
  Описание установки: В работе используются пара индуктивно связанных катушек: катушки LS и LT с коэффициентом связи KST . Результаты измерений: Ls=L3 Lt=L1 R3=220 Ом R4=20Ом Ls Lt №катушки LмГн RОм №катушки LмГн RОм L3 292 46 L1 83 25 I1=300 мА UL1=16 В Исследование цепи с последовательным включением индуктивно связанных катушек Согласное Встречное IА Uрег В ULS В ULT В UL В I А Uрег В ULS В ULT В UL В 03 816 16 094 196 03 992 406 226 631 Расчеты производятся с использованием пакета Mthcd....
41630. Однофазный трансформатор 36.1 KB
  Паспортные данные исследуемого трансформатора: Собрали схему.При проведении опыта записали характеристики трансформатора в пределах U1=100÷210 B V1 1 W1 V2 220 В АТр Тр Результаты измерений Результаты вычислений B К 100 2015 00165 08 04848 293847 60606 530059 5 068 130 235 00875 12 01054 15673 14857 14774 55 088 150 279 10375 2 00128 1858 1445 14448 53 102 170 313 12 22 00107 1527 1416 14159 54 115 190 349 1375 3 001148 1586 1381 13809 54 129 210 3865 1625 38 00111...
41631. Сервисное программное обеспечение и технологии MS Windows 1022.47 KB
  Вывод приобретел практические навыков при работе с сервисным программным обеспечением, изучение технологий обмена данными в операционной системе MS Windows
41632. ЧИСЕЛЬНЕ ІНТЕГРУВАННЯ ФУНКЦІЙ 55.64 KB
  Хід роботи: Згідно з варіантом одержати значення визначеного інтегралу методами прямокутників трапецій і парабол. Для наближеного інтегрування використаємо формулу трапецій і формулу Сімпсона Формула трапецій: b ∫fxdx=hffb 2fx1 fx2 fxn1 b Формула Сімпсона: ∫fxdx=h 3[f4fx12fx24fx3 2fx4...
41633. Базовый логический элемент И-НЕ на КМДП-транзисторах 163.93 KB
  Его можно переводить в открытое состояние подавая управляющее напряжение большее чем максимальное входное положительное напряжение причем и в таком режиме работы ток затвора будет равен нулю.