18935

Массовая коммуникация и тенденции мирового развития. Понятия «медиакультура» и «информационное общество»

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Массовая коммуникация и тенденции мирового развития. Понятия медиакультура и информационное общество Массовая коммуникация систематическое распространение сообщений среди численно больших аудиторий с целью воздействия на оценки мнения и поведения людей. Масс...

Русский

2014-02-11

34.5 KB

43 чел.

Массовая коммуникация и тенденции мирового развития. Понятия «медиакультура» и «информационное общество»

Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений среди численно больших аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведения людей. Массовая коммуникация – исторически сложившийся и развивающийся во времени, технически-опосредованный процесс создания, хранения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальными субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).

Распространение информации осуществляется при помощи специальных средств: ТВ, радио, печать, кино, Интернет и пр., в результате чего сообщение попадает сразу к большим группам людей.

Медиакультура – совокупность информационных и коммуникационных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, которые способствуют социализации личности.

Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:

- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

- возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Термин «медиакультура» (media cultur) введен для обозначения особого типа культуры информационного общества. В современном понимании медиакультура объединяет в себе все виды печатных, аудийных, визуальных и аудиовизуальных средств массовой коммуникации. Медиакультура — область культуры, связанная с трансляцией динамических образов, получивших широкое распространение с помощью современных технических способов записи и передачи изображения и звука (кино, телевидение, видео, системы мультимедиа).

Специфика медиакультуры определяется ее семиотической природой и техническими возможностями средств ее реализации: высокая информационная емкость, легкость и убедительность чувственного (образного) восприятия, доминирование продуктивных возможностей над репродуктивными, скорость и широта трансляции и тиражирования, массовость и доступность формируют социокультурные функции медиакультуры

Медиакультура — это совокупность информационно-коммуникативных средств, выработанных человечеством в ходе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности

Все виды медиа (аудиальные, печатные, визуальные, аудиовизуальные) включают в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия; медиакультура может выступать и системой уровней развития личности, способной «читать», анализировать и оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа и т. д. При этом следует иметь в виду, что развитие медиакультуры — процесс исторически обусловленный, закономерный с точки зрения теории эволюции. В современной России, в условиях социальной модернизации, возрастает роль медиакультуры как посредника между обществом и государством, социумом и властью.

Современные медиа — это не просто система СМИ и массовых коммуникаций. Это слишком расплывчатая формулировка, скрывающая за собой вполне конкретную и властную «матрицу» — систему культурно-информационных монополий, которая ныне становится главной опорой любого государства

XX век вошел в историю как век «информационного взрыва», как век формирования мировой информационной структуры. Появление новых средств массовой информации позволило соединить между собой разные виды человеческой деятельности, разделенные пространством и временем. Мы настолько привыкли к потоку разнообразной информации, объем которой в начале XXI века все увеличивается, что не представляем себе жизни без газет и журналов, радио, кино и телевидения, компьютерной сети. В этой связи особое значение в обществе приобретает медиакультура, роль которой трудно переоценить.

Одно из главных условий становления гражданского общества — формирование диалогового взаимодействия между личностью и властью, социокультурными и политическими силами. Без диалога не может быть согласия, не может быть успешного развития государства. В условиях политической, социокультурной, экономической модернизации потребность в диалоге становится особенно значимой. Без него все реформы обречены на провал. Люди должны иметь как можно более полную и объективную информацию о действиях и намерениях власти, возможность высказывать свое мнение по поводу директивных решений и вносить свои предложения; власти тоже жизненно необходимо поддерживать постоянный контакт с обществом, разъяснять суть проводимой политики, узнавать о реакции граждан и т.д.

Ведущая роль в успешном осуществлении такого диалога принадлежит масс-медиа, которые выступают в данном случае посредником между обществом и властью. Именно они генерируют и направляют основные потоки информации. Именно они способны наиболее эффективно удовлетворять информационные потребности граждан, согласовывать интересы личности, общества и государства. Но успех такого диалога возможен только при условии готовности к нему каждой из сторон. Вот почему сегодня на первый план выходит как медиакультура общества, так и медиакультура каждой отдельной личности.

Масс-медиа оказывают решающее воздействие на все этапы социализации современного человека. Но если политики и предприниматели очень чутко отреагировали на тотальную власть СМИ над обществом и прибрали к рукам наиболее влиятельные из них, то деятели социально-культурной сферы пока остаются в стороне. А между тем СМИ все агрессивнее участвуют в формировании мировоззрения людей, их культурного, политического и нравственного облика. И с силой этой необходимо считаться.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59804. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР «МНЕ НЕ ВСЕ РАВНО, А ТЕБЕ?» 45.5 KB
  Вопросы: в скобках ответы Что является возбудителем СПИДа ВИЧ Что обозначает слово ВИЧ Вирус иммуннодефицита человека Как расшифровывается СПИД Синдром приобретенного иммунодефицита Кто болеет СПИДом Люди: взрослые и дети...
59805. Учителю, низький тобі уклін! 110 KB
  1й ведучий Мудрий далекоглядний самовідданий терплячий лагідний і суворий все це ти дорогий наш учителю 2й ведучий Вам шановні педагоги 3й ведучий Вам дорогі наші порадники і наставники Всі разом Присвячуємо наш концерт 3й ведучий...
59806. Ісус Христос – ідеал для наслідування 58.5 KB
  Одній милій француженці на імя Габріель що жила у минулому столітті і в очищеному серці часто чула голос Спасителя якось Учитель сказав: Дивися на Моє життя як на зразок з якого ти повинна списувати як маленька дівчинка свої учнівські роботиâ. Бо є тільки мить між минулим і майбутнім саме вона називається життям. Звідти ти побачиш світ і власне життя в інших вимірах в інших цінностях. Життя кожної людини уподібнене дорозі на вершину гори.
59807. Сценарій свята для учнів 6-7 класів «Мала хата – гостей багато» (українські вечорниці) 517.5 KB
  До хати збираються дівчата. Одарка Марійка разом зітхають і притуляються до нього: Микола Господар: Одарко чи чуєш Одарко Ти ще й досі не зварила вечері а вже скоро почнуть сходитися дівчата.
59808. Українські вечорниці. Виховний захід у 4 класі 124.5 KB
  Пісня Як у нас на Україні Додаток Колядка Добрий вечір тобі пане господарю Добрий вечір тобі пане господарю радуйся Ой радуйся земле Син Божий народився Застеляйте столи та все килимами радуйся Ой радуйся земле Син Божий народився...
59809. До родини на гостину 42.5 KB
  Сидить бабуся з дітьми. Стукіт у двері Бабуся О хтось до нас іде Заходять діти. Діти Добридень Бабуся Здоровенькі були Ласкаво просимо до нашої світлиці Ведуча Діти Ми завітали до української хати.
59811. Христос Воскрес – радійте люди! 81 KB
  Виходять три дівчинки з писанками в руках. Iша: Нумо поцокаймося писанками чия найміцніша Дівчатка цокаються. Дівчинка Орися: Ага моя писанка усі ваші побила Бачите яка вона гарна і міцна IIга дівчинка: Подумаєш Дівчата ходім гагілки водити а пасанку свою ти ...