18936

Реальная и потенциальная аудитория средств массовой коммуникации. Социологические способы изучения коммуникативного поведения аудитории

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Реальная и потенциальная аудитория средств массовой коммуникации. Социологические способы изучения коммуникативного поведения аудитории Реальным физическим объектом социологического изучения аудитории СМИ являются массы людей различные общественные группы в...

Русский

2013-07-10

30 KB

45 чел.

Реальная и потенциальная аудитория средств массовой коммуникации. Социологические способы изучения коммуникативного поведения аудитории

Реальным «физическим» объектом социологического изучения аудитории СМИ являются массы людей, различные общественные группы в определенной системе отношений — отношений по поводу информации, распространяемой по каналам периодической печати, радио, телевидения. При этом такие отношения рассматриваются и в более широкой системе социальных отношений.

Этимологически понятие «аудитория» связано с представлением о множестве людей, непосредственно включенных в процесс восприятия информации. В эмпирических исследованиях оно толкуется обычно как совокупность людей, вступающих в контакт с источником информации. Такое определение не может исчерпать всех уровней социологического анализа аудитории.

В целом вся система массовой информации рассчитана на все население страны, местные средства—соответственно на все население того региона, в котором они действуют. Население страны или региона составляет потенциальную аудиторию СМИ (для отраслевых органов информации в этом качестве будут выступать все работники данной сферы профессиональной деятельности и их партнеры в других сферах деятельности, а также клиенты, заказчики и т. п., что требует специального рассмотрения).

Люди, вступающие в контакт с источниками информации (отдельно рассматриваемыми рубриками, циклами передач) составляют реальную аудиториюэто те, кто читает, смотрит, слушает данные материалы, передачи или вообще обращается к данному изданию, программе.      

Коммуникативное поведение --- совокупность реализуемых в коммуникации правил и традиций общения той или иной лингвокультурной общности, группы носителей языка или отдельного индивида

Коммуникативное поведение в самом общем виде определяется как совокупность норм и традиций общения народа. Коммуникативное поведение характеризуется определенными нормами, которые позволяют охарактеризовать конкретное коммуникативное поведение как нормативное или ненормативное.

О нормах коммуникативного поведения можно говорить в четырех аспектах: общекультурные нормы, групповые нормы, ситуативные нормы и индивидуальные нормы.

Общекультурные нормы коммуникативного поведения характерны для всей лингвокультурной общности и в значительной степени отражают принятые правила этикета, вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Это такие ситуации, как привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, благодарность, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование. Это – стандартные ситуации. Общекультурные нормы общения национально специфичны. Так, у немцев и американцев при приветствии обязательна улыбка, а у русских – нет

Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда общение определяется конкретной экстралингвистической ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по характеру. Так, ограничения по статусу общающихся позволяют говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения – вертикальном (вышестоящий – нижестоящий) и горизонтальном (равный – равный). Граница между различными типами подвижна, она может нарушаться. Кроме того, здесь также наблюдается национальная специфика: так, общение мужчины и женщины в русской культурной традиции выступает как горизонтальное, а в мусульманской – как вертикальное; общение старшего с младшим у мусульман гораздо более вертикально, чем у русских и т.д.

Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей, ‘гуманитариев’, ‘технарей’ и т.д.

Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в языковой личности.

При изучении коммуникативного поведения изучают такие источники как: художественная литература (книги, кино и видеосюжеты, фольклор), специальную литературу (энциклопедические словари), учебную литературу. Применительно к этим источникам подходит метод контент-анализ. Также при изучении используются опрос и включенное наблюдение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35794. Кружка. Творческий проект 158.5 KB
  4 Технологическая карта № детали № операции Название операции Эскиз Инструмент и приспособления 1 1 Выбрать заготовку с учётом припуска на обработку Линейка 2 Прострогать базовую сторону Верстак рубанок 3 Разметить и прострогать заготовку по толщине Линейка рубанок карандаш 4 Разметить и прострогать по ширине Линейка рубанок карандаш 5 Отторцевать заготовку Угольник карандаш подкладка 6 Разметить и отпилить заготовку по длине Верстак линейка угольник карандаш ножовка 7 Разметить заготовку по чертежу Линейка угольник карандаш...
35795. Вышивка своими руками. Творческий проект 1.18 MB
  Вышивание крестом – один из самых распространенных видов народного искусства. История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков когда появился первый стежок сделанный первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Материалом для вышивки крестом служили: жилы животных нити льна хлопка конопли шелка шерсти а так же применяли натуральный волос. Особой популярности вышивка крестом достигла в Западной Европе в XVI столетии.
35796. Метод проектів на уроках трудового навчання (обслуговуюча праця) 461 KB
  Проектна технологія — практика особистісно зорієнтованого трудового навчання в процесі конкретної навчально-трудової діяльності учня, на основі його вільного вибору та з урахуванням інтересів. У свідомості учня це має такий вигляд: «Я знаю, для чого мені потрібно все, що я пізнаю, і де я можу ці знання застосувати». Для педагога це прагнення знайти розумний баланс між академічними і прагматичними знаннями, уміннями та навичками.
35797. ”Садово-городній інвентар” Прилад для виготовлення живильних горщиків 565.5 KB
  КОНСТРУКТОРСЬКИЙ ЕТАП Розробка конструкції прилада для виготовлення живильних горщиків. 8 Технологія виготовлення виробу ТЕХНОЛОГІЧНИЙ ЕТАП ЗАКЛЮЧНИЙ ЕТАП. Метою проекту є створення приладу для виготовлення живильних горщиків який здатен задовольнити попит найвибагливіших споживачів.
35799. Садово-огородній інвентар 9.92 MB
  ОРГАНІЗАЦІЙЙНО-ПІДГОТОВЧИЙ ЕТАП Крапельне зрошення: історія і сьогодення Популярність цього методу зростає а разом з цим виникають нові запитання зацікавлені читачі прагнуть більш повного детального розгляду цієї технології. Винахідник крапельного зрошення О. Перші досліди із крапельним зрошенням к. Проте обмеженість водних ресурсів непридатність інших методів зрошення через високу мінералізацію води в цій країні змусили науковців “землі обітованоїâ€ подолати цю проблему і вже в 60ті роки було запатентовано першу систему...
35800. Творчий проект на тему: “Вишивка у інтер’єрі” 371 KB
  Обґрунтування виробу кращої ідеї для реалізації проекту на основі проведених досліджень. Створення клаузори виробу. Визначення отриманої технології виготовленого виробу. Складання технологічної картки виготовлення виробу.
35801. Виготовлення сумки. Творчий проект 1.94 MB
  Виходячи з призначення проектованого виробу та його особливостей сумка повинна мати естетичний вигляд матеріали повинні бути екологічно чисті та нешкідливі як для дорослих та і для дітей.3 Вимоги до конструкції виробу Речі з яких виготовляється сумка повинні забезпечувати безпечність при користуванні.3 Підбір та аналіз матеріалів для виготовлення виробу.