18937

Социологический подход к общественному мнению

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Социологический подход к общественному мнению. Распространенное представление об общественном мнении сводится к тому что оно является простой совокупностью отдельных точек зрения по тому или иному вопросу. Этот подход к определению общественного мнения который мо...

Русский

2013-07-10

38 KB

6 чел.

Социологический подход к общественному мнению.

Распространенное представление об общественном мнении сводится к тому, что оно является простой совокупностью отдельных точек зрения по тому или иному вопросу. Этот подход к определению общественного мнения (который можно назвать подходом «индивидуального согласия») имеет один существенный недостаток: он упускает из виду общественный аспект мнения. При статистическом подходе общественное мнение рассматривается как распределение показателей, получаемых в ходе репрезентации опросов населения. Мерой организованности общественного мнения выступает частота определенных упоминаний и оценок. Такой подход приемлем для решения маркетинговых проблем и исследований, применим когда поведение людей рассматривается как совокупность разрозненных акций, представляющих собой массовый процесс. Социологический подход рассматривает общественное мнение как социальный институт, имеющий определенную структуру и выполняющий определенные функции в каждом конкретном обществе. Чтобы обладать общественной силой, общественное мнение должно иметь свою систему значений, символы, свой язык, т.е. внутреннюю организацию.

Функции общественного мнения:

  1.  Регулирующая - поддержание социально одобряемых норм поведения, в том числе норм вербального поведения.
  2.  Воспитательная/познавательная - В поле общественного мнения человек находит язык для выражения своих оценок и взглядов, группу «своих», людей, аналогичным образом выражающих свое мнение. В общественном мнении имеют место предельно стандартные и устойчивые формы выражения интересов, стереотипы.
  3.  Оценочная – выражение отношения масс к какому-либо событию, явлению.
  4.  Защитная
  5.  Консультативная
  6.  Директивная(предписывающая)

Общественное мнение – это ценностное отношение, позиция(одобрение-неодобрение) определенной общественной группы по значимому для нее вопросу(проблеме). Формирование общественного мнения является показателем важности, значимости вопроса для группы, ее включенности в определенную систему отношений, широты(узости) общественных интересов, уровней развитости(не развитости) самой группы. Общественное мнение имеет ценностно-регулятивный, практически-действенный характер, находящий прямое отражение в поведении и деятельности группы, общества в целом. По отношению к группе оно выполняет ряд функций: информирование и консультирование своих членов по конкретному вопросу, контроль за их действиями и поведением, определение позиций и допустимых способов разрешения проблемы, форм участия в определенных видах деятельности. Функции общественного мнения не реализуются автоматически, а зависят от зрелости, сформированности общественного мнения  и того статуса, которое оно занимает в обществе, считаются ли с ним(Управление общественными отношениями под ред Комаровского).

Комплексы общественного мнения – это такие образования в поле общественного мнения, в которых определенный ряд стереотипных формул устойчиво связан с определенным типом их значений и способами их использования.

Базовые типы комплексов общественного мнения:

  1.  Приобщение – наиболее универсальный комплекс по своему значению, обеспечивает уровни социализации индивида, т.е. освоение языка; идентификация с определенными группами и структурами массового общества. Это механизм поддержания общей системы ценностей. Самый примитивный механизм вторичной социализации, который фиксирует в себе переход от тоталитарных(традиционных) обществ к демократическим(современным). В традиционном обществе общественное мнение выступало как непосредственно групповое, общее, но не общественное.
  2.  Комплекс зависимости(господство-подчинение) – характеризует вертикальную структуру отношений в обществе.
  3.  Комплекс ожидания – выражает определенные установки к социальному времени.
  4.  Комплекс сравнения – вводит в определенные рамки отношения с другими людьми, группами, структурами(Мы и другие).  

Характеристики общественного мнения:

Направленность – общая качественная оценка проблемы, отношение к ней в виде суждений типа «за – против -не определился».

Интенсивность является показателем того, насколько серьезно люди относятся к своему мнению, независимо от его направления

Стабильность показывает, в течение, какого времени респонденты выдерживали или собираются выдерживать одно и то же направление и интенсивность восприятия. Измерение стабильности требует проведения не менее двух наблюдений в различные моменты времени. Эту характеристику можно представлять себе как нечто вроде диаграмм, на которых отслеживаются цены на акции или изменение температуры с течением времени.

Информационная поддержка показывает, каким объемом знаний располагают люди относительно объекта своего мнения.

Общественная поддержка свидетельствует о степени, в которой, как полагают люди, их мнения разделяются другими представителями их социального окружения.

Говоря об общественном мнении, о настроении больших социальных групп, нельзя не сказать о таком явлении, как социальная установка. Социальная установка возникает в результате активного освоения личностью всей системы социальных связей. В отличие от кратковременных эмоциональных реакций, социальная установка достаточно долго сохраняется. Понятие социальной установки широко используется при изучении общественного сознания и политического поведения избирателей в ходе выборов (выяснение устойчивости социальных установок избирателей, механизмов влияния средств массовой информации на изменение социальных установок избирателей). В современной социальной психологии есть два определения этого явления:

  •  устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к действию, ориентированному на социально значимый объект;
  •  психологическое переживание индивидом ценности, значения социального объекта, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее влияние на поведение.

Опросы общественного мнения представляют собой распространенные исследования социальных установок массового сознания. У социальной установки, в аспекте удовлетворения потребностей человека, есть четыре функции:

  •  приспособительная (адаптивная) - направление деятельности на объект, удовлетворяющий потребности индивида;
  •  знания - дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к какому-либо объекту,
  •  выражения ( саморегуляции ) - как средство освобождения индивида от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
  •  защиты - способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Структура социальной установки включает в себя осознание, оценку, готовность действовать, а это есть: когнитивный компонент - осознание объекта установки; аффективный компонент - эмоциональная оценка объекта; поведенческий - последовательное поведение по отношению к объекту.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10908. Устройства отображения информации 170.7 KB
  В электронно-лучевых приборах создается тонкий пучок электронов (луч), который управляется электрическим или магнитным полем либо обоими полями. К этим приборам относятся электронно-лучевые трубки индикаторных устройств радиолокаторов, для осциллографии, приема телевизионных изображений (кинескопы),
10909. Технологія робіт лобзиком. Правила безпеки при роботі лобзиком. Організація робочого місця. Тематичне оцінювання. (усне опитування) 564 KB
  ТЕМА УРОКУ: Технологія робіт лобзиком. Правила безпеки при роботі лобзиком. Організація робочого місця. Тематичне оцінювання. усне опитування ЗМІСТ УРОКУ: Прийоми випилювання. Кріплення пилочки лобзика з використанням пристосувань за наявності. Способи випилювання. ...
10910. Технологія робіт лобзиком. Правила безпеки при роботі лобзиком. Організація робочого місця 107 KB
  Тема уроку: Технологія робіт лобзиком. Правила безпеки при роботі лобзиком. Організація робочого місця. Тематичне оцінювання. усне опитування Мета уроку. Формування вмінь виконувати пиляння фанери лобзиком; закріплення знань про пиляння деревини. Розвивати точність о...
10911. Методика проектного навчання на уроках технічної праці в 5 класі 987 KB
  Методика проектного навчання на уроках технічної праці в 5 класі 2.2.1 Проектування виробів Урок 1. Вступне заняття. Технологія як перетворююча діяльність людини 1 год. Мета уроку. Засвоєння знань про техніку технології основні види технологічної діяльності пр...
10912. Конструкційне макетування 44.5 KB
  Тема 1.4: Констукційні . Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички повязані з макетуванням. Виховна: виховувати в учнів естетичне сприймання предметів культуру праці та бережливе ставлення до чужої праці. Розвиваюча: розвивати у школярів спеціальні
10913. Стандарт і якість. Ергономіка та біоніка 35.5 KB
  Тема 10:Стандарт і якість. Ергономіка та біоніка. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички повязані з даними поняттями. Виховна: виховувати в учнів культуру праці та бережливе ставлення до чужої праці. Естетичне сприймання предметів. Розвиваюча: розви...
10914. Промислова графіка. Умовні знаки, упаковка, реклама їх призначення види застосування 30 KB
  Тема 11: Промислова графіка. Умовні знаки упаковка реклама їх призначення види застосування. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички повязані з даними поняттями. Виховна: виховувати в учнів культуру праці та бережливе ставлення до чужої праці. Естет
10915. Технологія свердлильних робіт. Свердла, кути заточування свердел 23.5 KB
  Тема 12: Технологія свердлильних робіт. Свердла кути заточування свердел. Мета: Навчальна: сформувати знання навички та вміння свердління виробів з тонколистового металу. Виховна: виховувати в учнів бережливе ставлення до інструментів та культуру праці. ...
10916. Совершенствование организации профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных служащих (на примере УФНС России по Пермскому краю) 105.17 KB
  Выявить отличительные особенности профессиональной подготовки, повышения квалификации как вида дополнительного профессионального образования. Определить проблемы, возникающие в ходе реализации профессиональной подготовки и повышения квалификации. Выяснить какие методы совершенствования дополнительного профессионального образования существуют на данный момент. Определить какие методики по совершенствованию профессиональной подготовки существуют на данный момент.