18937

Социологический подход к общественному мнению

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Социологический подход к общественному мнению. Распространенное представление об общественном мнении сводится к тому что оно является простой совокупностью отдельных точек зрения по тому или иному вопросу. Этот подход к определению общественного мнения который мо...

Русский

2013-07-10

38 KB

5 чел.

Социологический подход к общественному мнению.

Распространенное представление об общественном мнении сводится к тому, что оно является простой совокупностью отдельных точек зрения по тому или иному вопросу. Этот подход к определению общественного мнения (который можно назвать подходом «индивидуального согласия») имеет один существенный недостаток: он упускает из виду общественный аспект мнения. При статистическом подходе общественное мнение рассматривается как распределение показателей, получаемых в ходе репрезентации опросов населения. Мерой организованности общественного мнения выступает частота определенных упоминаний и оценок. Такой подход приемлем для решения маркетинговых проблем и исследований, применим когда поведение людей рассматривается как совокупность разрозненных акций, представляющих собой массовый процесс. Социологический подход рассматривает общественное мнение как социальный институт, имеющий определенную структуру и выполняющий определенные функции в каждом конкретном обществе. Чтобы обладать общественной силой, общественное мнение должно иметь свою систему значений, символы, свой язык, т.е. внутреннюю организацию.

Функции общественного мнения:

  1.  Регулирующая - поддержание социально одобряемых норм поведения, в том числе норм вербального поведения.
  2.  Воспитательная/познавательная - В поле общественного мнения человек находит язык для выражения своих оценок и взглядов, группу «своих», людей, аналогичным образом выражающих свое мнение. В общественном мнении имеют место предельно стандартные и устойчивые формы выражения интересов, стереотипы.
  3.  Оценочная – выражение отношения масс к какому-либо событию, явлению.
  4.  Защитная
  5.  Консультативная
  6.  Директивная(предписывающая)

Общественное мнение – это ценностное отношение, позиция(одобрение-неодобрение) определенной общественной группы по значимому для нее вопросу(проблеме). Формирование общественного мнения является показателем важности, значимости вопроса для группы, ее включенности в определенную систему отношений, широты(узости) общественных интересов, уровней развитости(не развитости) самой группы. Общественное мнение имеет ценностно-регулятивный, практически-действенный характер, находящий прямое отражение в поведении и деятельности группы, общества в целом. По отношению к группе оно выполняет ряд функций: информирование и консультирование своих членов по конкретному вопросу, контроль за их действиями и поведением, определение позиций и допустимых способов разрешения проблемы, форм участия в определенных видах деятельности. Функции общественного мнения не реализуются автоматически, а зависят от зрелости, сформированности общественного мнения  и того статуса, которое оно занимает в обществе, считаются ли с ним(Управление общественными отношениями под ред Комаровского).

Комплексы общественного мнения – это такие образования в поле общественного мнения, в которых определенный ряд стереотипных формул устойчиво связан с определенным типом их значений и способами их использования.

Базовые типы комплексов общественного мнения:

  1.  Приобщение – наиболее универсальный комплекс по своему значению, обеспечивает уровни социализации индивида, т.е. освоение языка; идентификация с определенными группами и структурами массового общества. Это механизм поддержания общей системы ценностей. Самый примитивный механизм вторичной социализации, который фиксирует в себе переход от тоталитарных(традиционных) обществ к демократическим(современным). В традиционном обществе общественное мнение выступало как непосредственно групповое, общее, но не общественное.
  2.  Комплекс зависимости(господство-подчинение) – характеризует вертикальную структуру отношений в обществе.
  3.  Комплекс ожидания – выражает определенные установки к социальному времени.
  4.  Комплекс сравнения – вводит в определенные рамки отношения с другими людьми, группами, структурами(Мы и другие).  

Характеристики общественного мнения:

Направленность – общая качественная оценка проблемы, отношение к ней в виде суждений типа «за – против -не определился».

Интенсивность является показателем того, насколько серьезно люди относятся к своему мнению, независимо от его направления

Стабильность показывает, в течение, какого времени респонденты выдерживали или собираются выдерживать одно и то же направление и интенсивность восприятия. Измерение стабильности требует проведения не менее двух наблюдений в различные моменты времени. Эту характеристику можно представлять себе как нечто вроде диаграмм, на которых отслеживаются цены на акции или изменение температуры с течением времени.

Информационная поддержка показывает, каким объемом знаний располагают люди относительно объекта своего мнения.

Общественная поддержка свидетельствует о степени, в которой, как полагают люди, их мнения разделяются другими представителями их социального окружения.

Говоря об общественном мнении, о настроении больших социальных групп, нельзя не сказать о таком явлении, как социальная установка. Социальная установка возникает в результате активного освоения личностью всей системы социальных связей. В отличие от кратковременных эмоциональных реакций, социальная установка достаточно долго сохраняется. Понятие социальной установки широко используется при изучении общественного сознания и политического поведения избирателей в ходе выборов (выяснение устойчивости социальных установок избирателей, механизмов влияния средств массовой информации на изменение социальных установок избирателей). В современной социальной психологии есть два определения этого явления:

  •  устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к действию, ориентированному на социально значимый объект;
  •  психологическое переживание индивидом ценности, значения социального объекта, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее влияние на поведение.

Опросы общественного мнения представляют собой распространенные исследования социальных установок массового сознания. У социальной установки, в аспекте удовлетворения потребностей человека, есть четыре функции:

  •  приспособительная (адаптивная) - направление деятельности на объект, удовлетворяющий потребности индивида;
  •  знания - дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к какому-либо объекту,
  •  выражения ( саморегуляции ) - как средство освобождения индивида от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
  •  защиты - способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Структура социальной установки включает в себя осознание, оценку, готовность действовать, а это есть: когнитивный компонент - осознание объекта установки; аффективный компонент - эмоциональная оценка объекта; поведенческий - последовательное поведение по отношению к объекту.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71320. Криптографические основы информационной безопасности 139.5 KB
  В современных условиях работы полицейского поднятой на новый уровень федеральной государственной службы криптография является основополагающим методом защиты конфиденциальной информации. Каждое подразделение органов внутренних дел имеет в своем арсенале аппаратные и программные средства...
71321. БЕЗПЕКА ЖИТТЄДІЯЛЬНОСТІ (КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ) 843.89 KB
  Статистика свідчить про те, що рівень смертності, травматизму, аварій і катастроф в Україні набагато перевищує аналогічні показники розвинутих країн. За темпами вимирання людей Україна входить в першу десятку країн світу, а дитяча смертність в ній найвища в Європі.
71322. Мировой рынок ERP-систем. Лидеры мирового рынка ERP-систем 148.87 KB
  SAP рассчитывает превратить свою технологическую платформу NetWeaver в платформу для автоматизации бизнес-процессов, которую пользователи могут адаптировать под свои потребности. Это также должно облегчить интеграцию продуктов от независимых разработчиков с продуктами SAP.
71323. ERP-системы управления ресурсами предприятия. Особенности выбора ERP-систем 38.5 KB
  В основе ERP систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого необходимого числа сотрудников предприятия, наделенных соответствующими полномочиями.
71324. Системы автоматизированного управления предприятиями. Развитие концепций. Концепции управления 190.19 KB
  В зависимости от специфики бизнеса любой из трех перечисленных аспектов может иметь доминирующее значение. Например, банк или финансовая инвестиционную компания рассматривают свой бизнес, прежде всего с точки зрения финансов, торговая компания – с позиции товарных потоков...
71325. Спутники для загрузки многоцелевых станков с ЧПУ 1.98 MB
  Еще одной разновидностью являются палеты для накопления деталей типа тел вращения предназначенные для обеспечения работы токарных многоцелевых станков. В конструкции палет должна быть предусмотрена выгрузка деталей роботом непосредственно из палет для установки на станок...
71326. Устройства для отвода стружки 2.3 MB
  Наибольшее распространение получил способ отвода стружки конвейерами пластинчатыми магнитными скребковыми и т. При использовании устройств для отвода стружки от станка: предотвращается концентрация теплоты в местах контакта стружки с узлами станка и снижаются деформации...
71327. АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 88 KB
  В начале нашей эры Герон Александрийский в работах «Пневматика» и «Механика» привел описание автоматов, которые он создал: пневматический автомат для открывания дверей храма и зажигания жертвенного огня; водяной орган; прибор для автоматического измерения длины дороги, напоминающий таксометр...
71328. Комплексная автоматизация технологических процессов 68.5 KB
  Оценивая занятость части или всех компонентов в реализации какого-либо явления например автоматизации всем объектом участком цехом. всеми компонентами какого-либо явления например автоматизации. Это означает что в реализации рассматриваемого явления например...