18937

Социологический подход к общественному мнению

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Социологический подход к общественному мнению. Распространенное представление об общественном мнении сводится к тому что оно является простой совокупностью отдельных точек зрения по тому или иному вопросу. Этот подход к определению общественного мнения который мо...

Русский

2013-07-10

38 KB

6 чел.

Социологический подход к общественному мнению.

Распространенное представление об общественном мнении сводится к тому, что оно является простой совокупностью отдельных точек зрения по тому или иному вопросу. Этот подход к определению общественного мнения (который можно назвать подходом «индивидуального согласия») имеет один существенный недостаток: он упускает из виду общественный аспект мнения. При статистическом подходе общественное мнение рассматривается как распределение показателей, получаемых в ходе репрезентации опросов населения. Мерой организованности общественного мнения выступает частота определенных упоминаний и оценок. Такой подход приемлем для решения маркетинговых проблем и исследований, применим когда поведение людей рассматривается как совокупность разрозненных акций, представляющих собой массовый процесс. Социологический подход рассматривает общественное мнение как социальный институт, имеющий определенную структуру и выполняющий определенные функции в каждом конкретном обществе. Чтобы обладать общественной силой, общественное мнение должно иметь свою систему значений, символы, свой язык, т.е. внутреннюю организацию.

Функции общественного мнения:

  1.  Регулирующая - поддержание социально одобряемых норм поведения, в том числе норм вербального поведения.
  2.  Воспитательная/познавательная - В поле общественного мнения человек находит язык для выражения своих оценок и взглядов, группу «своих», людей, аналогичным образом выражающих свое мнение. В общественном мнении имеют место предельно стандартные и устойчивые формы выражения интересов, стереотипы.
  3.  Оценочная – выражение отношения масс к какому-либо событию, явлению.
  4.  Защитная
  5.  Консультативная
  6.  Директивная(предписывающая)

Общественное мнение – это ценностное отношение, позиция(одобрение-неодобрение) определенной общественной группы по значимому для нее вопросу(проблеме). Формирование общественного мнения является показателем важности, значимости вопроса для группы, ее включенности в определенную систему отношений, широты(узости) общественных интересов, уровней развитости(не развитости) самой группы. Общественное мнение имеет ценностно-регулятивный, практически-действенный характер, находящий прямое отражение в поведении и деятельности группы, общества в целом. По отношению к группе оно выполняет ряд функций: информирование и консультирование своих членов по конкретному вопросу, контроль за их действиями и поведением, определение позиций и допустимых способов разрешения проблемы, форм участия в определенных видах деятельности. Функции общественного мнения не реализуются автоматически, а зависят от зрелости, сформированности общественного мнения  и того статуса, которое оно занимает в обществе, считаются ли с ним(Управление общественными отношениями под ред Комаровского).

Комплексы общественного мнения – это такие образования в поле общественного мнения, в которых определенный ряд стереотипных формул устойчиво связан с определенным типом их значений и способами их использования.

Базовые типы комплексов общественного мнения:

  1.  Приобщение – наиболее универсальный комплекс по своему значению, обеспечивает уровни социализации индивида, т.е. освоение языка; идентификация с определенными группами и структурами массового общества. Это механизм поддержания общей системы ценностей. Самый примитивный механизм вторичной социализации, который фиксирует в себе переход от тоталитарных(традиционных) обществ к демократическим(современным). В традиционном обществе общественное мнение выступало как непосредственно групповое, общее, но не общественное.
  2.  Комплекс зависимости(господство-подчинение) – характеризует вертикальную структуру отношений в обществе.
  3.  Комплекс ожидания – выражает определенные установки к социальному времени.
  4.  Комплекс сравнения – вводит в определенные рамки отношения с другими людьми, группами, структурами(Мы и другие).  

Характеристики общественного мнения:

Направленность – общая качественная оценка проблемы, отношение к ней в виде суждений типа «за – против -не определился».

Интенсивность является показателем того, насколько серьезно люди относятся к своему мнению, независимо от его направления

Стабильность показывает, в течение, какого времени респонденты выдерживали или собираются выдерживать одно и то же направление и интенсивность восприятия. Измерение стабильности требует проведения не менее двух наблюдений в различные моменты времени. Эту характеристику можно представлять себе как нечто вроде диаграмм, на которых отслеживаются цены на акции или изменение температуры с течением времени.

Информационная поддержка показывает, каким объемом знаний располагают люди относительно объекта своего мнения.

Общественная поддержка свидетельствует о степени, в которой, как полагают люди, их мнения разделяются другими представителями их социального окружения.

Говоря об общественном мнении, о настроении больших социальных групп, нельзя не сказать о таком явлении, как социальная установка. Социальная установка возникает в результате активного освоения личностью всей системы социальных связей. В отличие от кратковременных эмоциональных реакций, социальная установка достаточно долго сохраняется. Понятие социальной установки широко используется при изучении общественного сознания и политического поведения избирателей в ходе выборов (выяснение устойчивости социальных установок избирателей, механизмов влияния средств массовой информации на изменение социальных установок избирателей). В современной социальной психологии есть два определения этого явления:

  •  устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к действию, ориентированному на социально значимый объект;
  •  психологическое переживание индивидом ценности, значения социального объекта, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее влияние на поведение.

Опросы общественного мнения представляют собой распространенные исследования социальных установок массового сознания. У социальной установки, в аспекте удовлетворения потребностей человека, есть четыре функции:

  •  приспособительная (адаптивная) - направление деятельности на объект, удовлетворяющий потребности индивида;
  •  знания - дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к какому-либо объекту,
  •  выражения ( саморегуляции ) - как средство освобождения индивида от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
  •  защиты - способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Структура социальной установки включает в себя осознание, оценку, готовность действовать, а это есть: когнитивный компонент - осознание объекта установки; аффективный компонент - эмоциональная оценка объекта; поведенческий - последовательное поведение по отношению к объекту.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41723. Создание и редактирование таблиц, построение диаграмм 601.37 KB
  Рассмотрим некоторые особенности ввода текста в ячейки рабочего листа. Текст "Наименование", который вводится в ячейку А1, целиком в этой ячейке не помещается и занимает еще и ячейку В1 (рис. 2.3). Поскольку в ячейку В1 не было введено никакой информации, текст виден полностью. При вводе в ячейку В1 текста "Стоимость", текст в А1 будет виден частично, в пределах границ столбца А.Среднее количество проданного товара каждого наименования за текущий год. Общее количество проданных товаров за каждый месяц. Минимальное и максимальное количество товаров за полугодие количество максимальных продаж. Вклад в продажи сахара в общее количество проданного товара за...
41724. Частотные характеристики типовых звеньев систем автоматического управления 1.47 MB
  Построение частных характеристик типовых звеньев средствами математического пакета MATLAB и изучение зависимости этих характеристик от параметров входящих в состав передаточной функции.Построить следующие частотные характеристики: ЛАЧХ; ФЧХ; АФЧХ. Увеличив значение T в 10 раз определить как изменятся частотные характеристики. Задание 1 Используя пакет MTLB получим частотные характеристики.
41726. Исследование электрической цепи с последовательным и параллельным соединениями приёмников электрической энергии 349.01 KB
  Проверка на опыте особенностей последовательного и параллельного соединения резисторовэ,и при этом образуется неразветвленная цепь или участок цепи. Для последовательного соединения характерно то что во всех этих резисторах возникает одинаковый ток а падения напряжения на них пропорциональны сопротивлениям: Каждое сопротивление может быть найдено по формулам: Падение напряжения на всем участке цепи равно сумме падений напряжений на каждом резисторе: Эквивалентное сопротивление участка цепи равно сумме сопротивлений каждого резистора: Если же к концам участка вместо трех резисторов подключить эквивалентный...
41727. Органолептическая оценка качества сырья и приготовление полуфабрикатов из мяса и домашней птицы 101.48 KB
  Организация рабочего места используемые технологическое оборудование посуда инвентарь из мясного цеха Органолептическая оценка мяса. Признаки свежести мяса. Полуфабрикаты из мяса приготовление котлетной массы.
41728. Решение оптимизационных задач с помощью надстройки Excel «Поиск решения» 21.87 MB
  Ниже перечислены основные правила которыми следует руководствоваться чтобы создать качественную модель на основе электронных таблиц: необходимо четко обозначить все переменные; следует четко обозначить входы модели переменные решения и параметры; надо указать критерии эффективности и выходные переменные; не следует жестко привязывать значения параметров к формулам параметры должны храниться в отдельных ячейках рабочего листа для удобства документирования и анализа; если это возможно надо отделять переменные представляющие...
41729. Построение графиков функций 88.96 KB
  5x2cosx Создание приложений.5x2cosx end; Функции описывающие переход от вещественных координат к экранным по оси Х function xex:rel:integer; begin xe:=roundxxmin dx10; end; по оси Y function yey:rel:integer; begin ye:=Form1. № вар F1x F2x F3x F4x 1 2 3 4 5 1 cosx 2cosx cos2x Cosx 2 2 sinx 2sinx sin2x sinx 2 3 Expx 2Expx Exp2x Expx 2 4 cosx0.5x 2cosx2x cos2x4x 3xCosx 2 5 6 3xsinx x 3 cosx 3 x3cosx xcosx 3 7 8 9 Expx Expx 2 Expx1 Exp2x 10 Expx2x...
41730. Создание статического и динамического изображения 550.85 KB
  Ход работы Создал канал уровень который пропорционален уровню продукта в емкости рисунок 2.1 а Создал генератор синусоидального сигнала и произвёл его привязку к созданному каналу рисунок 2. а б Рисунок 2.1 Процесс создания канала Уровень и генратора Синусоида Создал экран с расположением на нем тренда строящего зависимость уровня...
41731. Складання програми сортування обєктів 64.74 KB
  Складання програми сортування обєктів Мета роботи: Складання програми сортування обєктів за кольором. Завдання на лабораторну роботу: Скласти програму сортування кольорових обєктів з використанням датчика кольору для визначення кольору обєктів та двох тактильних датчиків для калібрування робота. Програма мусить виконувати наступні функції: Керування сервоприводом для подавання обєктів на виявлення кольору обєкту. Керування механізмом що містить відділення для обєктів сортування за допомогою сервопривода.