18937

Социологический подход к общественному мнению

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Социологический подход к общественному мнению. Распространенное представление об общественном мнении сводится к тому что оно является простой совокупностью отдельных точек зрения по тому или иному вопросу. Этот подход к определению общественного мнения который мо...

Русский

2013-07-10

38 KB

5 чел.

Социологический подход к общественному мнению.

Распространенное представление об общественном мнении сводится к тому, что оно является простой совокупностью отдельных точек зрения по тому или иному вопросу. Этот подход к определению общественного мнения (который можно назвать подходом «индивидуального согласия») имеет один существенный недостаток: он упускает из виду общественный аспект мнения. При статистическом подходе общественное мнение рассматривается как распределение показателей, получаемых в ходе репрезентации опросов населения. Мерой организованности общественного мнения выступает частота определенных упоминаний и оценок. Такой подход приемлем для решения маркетинговых проблем и исследований, применим когда поведение людей рассматривается как совокупность разрозненных акций, представляющих собой массовый процесс. Социологический подход рассматривает общественное мнение как социальный институт, имеющий определенную структуру и выполняющий определенные функции в каждом конкретном обществе. Чтобы обладать общественной силой, общественное мнение должно иметь свою систему значений, символы, свой язык, т.е. внутреннюю организацию.

Функции общественного мнения:

  1.  Регулирующая - поддержание социально одобряемых норм поведения, в том числе норм вербального поведения.
  2.  Воспитательная/познавательная - В поле общественного мнения человек находит язык для выражения своих оценок и взглядов, группу «своих», людей, аналогичным образом выражающих свое мнение. В общественном мнении имеют место предельно стандартные и устойчивые формы выражения интересов, стереотипы.
  3.  Оценочная – выражение отношения масс к какому-либо событию, явлению.
  4.  Защитная
  5.  Консультативная
  6.  Директивная(предписывающая)

Общественное мнение – это ценностное отношение, позиция(одобрение-неодобрение) определенной общественной группы по значимому для нее вопросу(проблеме). Формирование общественного мнения является показателем важности, значимости вопроса для группы, ее включенности в определенную систему отношений, широты(узости) общественных интересов, уровней развитости(не развитости) самой группы. Общественное мнение имеет ценностно-регулятивный, практически-действенный характер, находящий прямое отражение в поведении и деятельности группы, общества в целом. По отношению к группе оно выполняет ряд функций: информирование и консультирование своих членов по конкретному вопросу, контроль за их действиями и поведением, определение позиций и допустимых способов разрешения проблемы, форм участия в определенных видах деятельности. Функции общественного мнения не реализуются автоматически, а зависят от зрелости, сформированности общественного мнения  и того статуса, которое оно занимает в обществе, считаются ли с ним(Управление общественными отношениями под ред Комаровского).

Комплексы общественного мнения – это такие образования в поле общественного мнения, в которых определенный ряд стереотипных формул устойчиво связан с определенным типом их значений и способами их использования.

Базовые типы комплексов общественного мнения:

  1.  Приобщение – наиболее универсальный комплекс по своему значению, обеспечивает уровни социализации индивида, т.е. освоение языка; идентификация с определенными группами и структурами массового общества. Это механизм поддержания общей системы ценностей. Самый примитивный механизм вторичной социализации, который фиксирует в себе переход от тоталитарных(традиционных) обществ к демократическим(современным). В традиционном обществе общественное мнение выступало как непосредственно групповое, общее, но не общественное.
  2.  Комплекс зависимости(господство-подчинение) – характеризует вертикальную структуру отношений в обществе.
  3.  Комплекс ожидания – выражает определенные установки к социальному времени.
  4.  Комплекс сравнения – вводит в определенные рамки отношения с другими людьми, группами, структурами(Мы и другие).  

Характеристики общественного мнения:

Направленность – общая качественная оценка проблемы, отношение к ней в виде суждений типа «за – против -не определился».

Интенсивность является показателем того, насколько серьезно люди относятся к своему мнению, независимо от его направления

Стабильность показывает, в течение, какого времени респонденты выдерживали или собираются выдерживать одно и то же направление и интенсивность восприятия. Измерение стабильности требует проведения не менее двух наблюдений в различные моменты времени. Эту характеристику можно представлять себе как нечто вроде диаграмм, на которых отслеживаются цены на акции или изменение температуры с течением времени.

Информационная поддержка показывает, каким объемом знаний располагают люди относительно объекта своего мнения.

Общественная поддержка свидетельствует о степени, в которой, как полагают люди, их мнения разделяются другими представителями их социального окружения.

Говоря об общественном мнении, о настроении больших социальных групп, нельзя не сказать о таком явлении, как социальная установка. Социальная установка возникает в результате активного освоения личностью всей системы социальных связей. В отличие от кратковременных эмоциональных реакций, социальная установка достаточно долго сохраняется. Понятие социальной установки широко используется при изучении общественного сознания и политического поведения избирателей в ходе выборов (выяснение устойчивости социальных установок избирателей, механизмов влияния средств массовой информации на изменение социальных установок избирателей). В современной социальной психологии есть два определения этого явления:

  •  устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к действию, ориентированному на социально значимый объект;
  •  психологическое переживание индивидом ценности, значения социального объекта, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее влияние на поведение.

Опросы общественного мнения представляют собой распространенные исследования социальных установок массового сознания. У социальной установки, в аспекте удовлетворения потребностей человека, есть четыре функции:

  •  приспособительная (адаптивная) - направление деятельности на объект, удовлетворяющий потребности индивида;
  •  знания - дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к какому-либо объекту,
  •  выражения ( саморегуляции ) - как средство освобождения индивида от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
  •  защиты - способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Структура социальной установки включает в себя осознание, оценку, готовность действовать, а это есть: когнитивный компонент - осознание объекта установки; аффективный компонент - эмоциональная оценка объекта; поведенческий - последовательное поведение по отношению к объекту.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42862. Проектний тепловий розрахунок рідинно-рідинного теплообміного апарата 112.76 KB
  У трубчатому теплообмінному апараті гаряче трансформаторне масло протікає в середині сталевих трубок діаметром . Кількість трубок . Швидкість руху масла . Трансформаторне масло охолоджується від до. Вода, що охолоджує масло, рухається із швидкістю уздовж трубок, які розташовані у кожусі теплообмінника внутрішнім діаметром D. Повздовжній та поперечній кроки труб у пучку складають.
42864. Розрахунок раціональної структури та використанням парку автотранспортних засобів (АТЗ). 423 KB
  Розрахунок імовірності вимог на використання автомобілів різної вантажопідйомності.Визначення необхідної кількості автомобілів. Отже у даному курсовому проекті ми повинні: з урахуванням правил перевезень обрати необхідну кількість марок автомобілів різної вантажопідйомності; обираємо розташування вантажовідправника та вантажоодержувачів на схемі; знаходимо оптимальний план закріплення вантажовідправників та вантажоодержувачів;обираємо вантажоотримувача за критерієм максимального обсягу перевезень;...
42865. Бесіда як метод навчання, її методичні особливості у вивченні дисципліни “Інформаційні технології” 63.89 KB
  Макаренка Курсова робота з дисципліни: Методика викладання спецдисциплін на тему: Бесіда як метод навчання її методичні особливості у вивченні дисципліни “Інформаційні технологіїâ€ Студента IV курсу 29 БП групи напряму підготовки 0101 Педагогічна освіта...
42866. Розрахунок сучасного ПНЧ 119.07 KB
  Сучасні ПНЧ виконуються переважно на біполярних і польових транзисторах у дискретному або інтегральному виконанні, причому підсилювачі в мікровиконанні відрізняються від своїх дискретних аналогів, головним чином, конструктивно технологічними особливостями, схемні ж побудови принципових відмінностей не мають.
42869. Поняття гріха. Історія першого гріхопадіння 70.08 KB
  Бог є абсолютне благо і тому створений Ним світ теж був спочатку прекрасний і не було в ньому ніякого зла. Однак справжня досконалість можлива тільки при уподібненні Богу який і є мірою і вершиною всякої досконалості. Оскільки ж Богу властиві премудрість свобода і любов любов власне і буває тільки вільною то найдосконалішим з усіх створених Ним істот була людина єдина істота що володіє розумом вільною волею і здатністю любити не враховуючи ангелів але про них як і про бісів я тут говорити не буду. Не вдаючись у...
42870. Современные методы сбора видеоинформации 1.49 MB
  Пункты сбора видеоинформации. Мобильные пункты сбора видеоинформации. В первую очередь это касается одного из самых неудобных для передачи по радиоканалам вида информации – цифровой видеоинформации необходимость передачи которой возникает при решении задач видеорепортажа видеонаблюдения и т.