18938

Анализ содержания сообщений средств массовой коммуникации. Метод контент-анализа

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Анализ содержания сообщений средств массовой коммуникации. Метод контентанализа Существуют разные подходы к анализу содержания сообщений МК: Семиотический подход раскодирование смысловых структур текста. Особое внимание уделяется анализу культурного

Русский

2013-07-10

46.5 KB

13 чел.

Анализ содержания сообщений средств массовой коммуникации. Метод контент-анализа

Существуют разные подходы к анализу содержания сообщений МК:

  1.  Семиотический подход – «раскодирование» смысловых структур текста. Особое внимание уделяется анализу культурного контекста, жанровой специфики сообщения.
  2.  Информационный анализ – сосредоточен на изучении точности передачи материалов, качества информационного процесса, поиске определения способов, способствующих уменьшению замен, повышению адекватности понимания текста.
  3.  Содержание может исследоваться с точки зрения социальных норм функционирования медиа по критериям объективности, разнообразия, независимости.

Контент-анализ относится по типу к методам позитивной эмпирической науки.

Характеристики эмпирических методов:

  1.  Имеет гипотезу.
  2.  Сбор и классификация данных.
  3.  Разработка экспериментальных методов.

Существуют разные подходы к изучению содержания МК. Несколько из них:

  •  Семиологический – «раскодирование» смысловых структур текста. Особое внимание удел-ся анализу культурного контекста, жанровой специфике сообщения.
  •  Информационный анализ – сосредоточен на изучении точности передачи материалов, качестве информационного процесса.  На определении способов, способствующих уменьшению помех, повышению адекватности понимания текста.
  •  С точки зрения функциональных норм функционирования media – по критериям:

- объективность;   - разнообразие;  - независимость.

Контент-анализ – количественный метод. Контент-анализ ориентирован на проведение объективного измеряемого и проверяемого исследования содержания сообщений МК. Контент-анализ является объективным систематическим содержанием явного содержания коммуникаций. На основе содержания исследователь может сделать вывод о намерениях коммуникатора. Очень важно смысловое и интерпретационное единство в трактовке содержания первыми семи участниками коммуникационного процесса и исследования.

В методе контент-анализа очень важно учесть то, что это количественный метод, то есть в рамках контент-анализа не делается различий по степени значимости между исследуемыми единицами, в центре – частота проявлений (как часто встречается единица).  3 момента качественного контент-анализа:

1. Категории анализа – это наиболее высокий по уровню абстракции элемент техники контент-анализа. Они должны соотносится с понятийной схемой исследования в целом, то есть в качестве категорий анализа рассматривается краткое выражение некоторой проблемы, относительно которой будут квалифицироваться составляющие содержания. Категория анализа содержит краткое содержание проблемы.

2. Единицы анализа – это фрагмент содержания, который соответствует категории анализа. В качестве единицы анализа может быть слово, высказывание, заголовок, персонаж.

3. Единицы счета – некоторая характеристика текста, наличие или отсутствие которой позволяет выявить особенности содержания (ТВ-единица счета; время, которое отводиться на то или иное событие).

Правила определения или использования категории анализа:

  1.  Категории анализа должны быть взаимоисключающими, то есть чтобы один интерпретируемый фрагмент текста одновременно не мог быть отнесен к двум разным категориям.
  2.  Категории анализа должны быть в равной мере применяемы для анализа всех печатных и электронных изданий, являющихся объектом исследования.
  3.  Важно, чтобы систематическое использование категорий различными способами позволило получить одинаковые результаты.

Метод контент-анализа начал появляться в первой половине ХХ века. Во время второй мировой войны в США проводилось использование политических линий газет (позитивная или негативная поддержка духа народа).

Контент-анализ. Слово "контент" означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы.

Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать "текстуальным кодированием", так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.

Формализованность, систематизированность и строгость контент-анализа проявляется в следующем. Прежде, чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе исследования. Нужно найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были: а) уместными, т.е. соответствовали решению исследовательских задач; б) исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования; в) взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме); г) надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор, е) персонаж, ж) социальная ситуация, з) часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа. Иногда, точнее, когда контент-анализ выступает единственным методом информации, оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа.

Затем устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

  1.  классификатор контент-анализа,
  2.  протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,
  3.  регистрационная карточка или кодировальная матрица,
  4.  инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,
  5.  каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.

Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. Контент-анализ может использоваться для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60684. Уроки интегрированного типа как пример развития креативности детей (английский язык + музыка) 44 KB
  Кроме того благодаря широкому распространению звуко и видеозаписи а также авангардному положению англоязычной музыкальной массовой культуры песни на английском языке наиболее популярны среди учащихся и являются объектом их особого интереса.