18938

Анализ содержания сообщений средств массовой коммуникации. Метод контент-анализа

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Анализ содержания сообщений средств массовой коммуникации. Метод контентанализа Существуют разные подходы к анализу содержания сообщений МК: Семиотический подход раскодирование смысловых структур текста. Особое внимание уделяется анализу культурного

Русский

2013-07-10

46.5 KB

13 чел.

Анализ содержания сообщений средств массовой коммуникации. Метод контент-анализа

Существуют разные подходы к анализу содержания сообщений МК:

  1.  Семиотический подход – «раскодирование» смысловых структур текста. Особое внимание уделяется анализу культурного контекста, жанровой специфики сообщения.
  2.  Информационный анализ – сосредоточен на изучении точности передачи материалов, качества информационного процесса, поиске определения способов, способствующих уменьшению замен, повышению адекватности понимания текста.
  3.  Содержание может исследоваться с точки зрения социальных норм функционирования медиа по критериям объективности, разнообразия, независимости.

Контент-анализ относится по типу к методам позитивной эмпирической науки.

Характеристики эмпирических методов:

  1.  Имеет гипотезу.
  2.  Сбор и классификация данных.
  3.  Разработка экспериментальных методов.

Существуют разные подходы к изучению содержания МК. Несколько из них:

  •  Семиологический – «раскодирование» смысловых структур текста. Особое внимание удел-ся анализу культурного контекста, жанровой специфике сообщения.
  •  Информационный анализ – сосредоточен на изучении точности передачи материалов, качестве информационного процесса.  На определении способов, способствующих уменьшению помех, повышению адекватности понимания текста.
  •  С точки зрения функциональных норм функционирования media – по критериям:

- объективность;   - разнообразие;  - независимость.

Контент-анализ – количественный метод. Контент-анализ ориентирован на проведение объективного измеряемого и проверяемого исследования содержания сообщений МК. Контент-анализ является объективным систематическим содержанием явного содержания коммуникаций. На основе содержания исследователь может сделать вывод о намерениях коммуникатора. Очень важно смысловое и интерпретационное единство в трактовке содержания первыми семи участниками коммуникационного процесса и исследования.

В методе контент-анализа очень важно учесть то, что это количественный метод, то есть в рамках контент-анализа не делается различий по степени значимости между исследуемыми единицами, в центре – частота проявлений (как часто встречается единица).  3 момента качественного контент-анализа:

1. Категории анализа – это наиболее высокий по уровню абстракции элемент техники контент-анализа. Они должны соотносится с понятийной схемой исследования в целом, то есть в качестве категорий анализа рассматривается краткое выражение некоторой проблемы, относительно которой будут квалифицироваться составляющие содержания. Категория анализа содержит краткое содержание проблемы.

2. Единицы анализа – это фрагмент содержания, который соответствует категории анализа. В качестве единицы анализа может быть слово, высказывание, заголовок, персонаж.

3. Единицы счета – некоторая характеристика текста, наличие или отсутствие которой позволяет выявить особенности содержания (ТВ-единица счета; время, которое отводиться на то или иное событие).

Правила определения или использования категории анализа:

  1.  Категории анализа должны быть взаимоисключающими, то есть чтобы один интерпретируемый фрагмент текста одновременно не мог быть отнесен к двум разным категориям.
  2.  Категории анализа должны быть в равной мере применяемы для анализа всех печатных и электронных изданий, являющихся объектом исследования.
  3.  Важно, чтобы систематическое использование категорий различными способами позволило получить одинаковые результаты.

Метод контент-анализа начал появляться в первой половине ХХ века. Во время второй мировой войны в США проводилось использование политических линий газет (позитивная или негативная поддержка духа народа).

Контент-анализ. Слово "контент" означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы.

Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать "текстуальным кодированием", так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.

Формализованность, систематизированность и строгость контент-анализа проявляется в следующем. Прежде, чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе исследования. Нужно найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были: а) уместными, т.е. соответствовали решению исследовательских задач; б) исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования; в) взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме); г) надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор, е) персонаж, ж) социальная ситуация, з) часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа. Иногда, точнее, когда контент-анализ выступает единственным методом информации, оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа.

Затем устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

  1.  классификатор контент-анализа,
  2.  протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,
  3.  регистрационная карточка или кодировальная матрица,
  4.  инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,
  5.  каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.

Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. Контент-анализ может использоваться для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2444. Податкова система і податкова політика 23.26 KB
  Суть, значення та роль податкової системи в системі державних доходів. Податкова політика та її характеристика. Склад податкової системи України. Порівняльна характеристика податкових систем у розвинутих державах світу
2445. Маркетинг продаж 519.07 KB
  Значение маркетинга в повышении эффективности продаж. Особенности продажи различных товаров и услуг. Управление персоналом службы продаж. Обучение и мотивация. Термин продажа обычно истолковывается очень широко и охватывает весь спектр действий, направленных на то, чтобы помочь клиенту сделать выбор и совершить покупку.
2446. Основы получения пластмасс, эластомеров и полимерных композитов с заданными свойствами 326 KB
  Композиционные составляющие: связующая смола, наполнители, пластификаторы смазывающие вещества, отверждающие вещества. Схема установки для получения полиэтилена непрерывным методом при высоком давлении. Схема установки для непрерывной полимеризации стирола в массе. Схема установки для производства поливинилхлорида непрерывным эмульсионным способом. Поликонденсационные пластмассы. Схема реактора для получения поликонденционных смол.
2447. Особові займенники. Зворотний займенник. Відмінювання 122 KB
  Мета організації уроку: сформувати в учнів поняття про особові та зворотний займенники на основі відтворення і поглиблення знань про займенник отриманих ними на попередніх уроках; навчити їх об’єктивно використовувати особові та зворотний займенники в усному і писемному мовленні.
2448. Займенник: загальне значення, морфологічні ознаки, синтаксична роль 505.5 KB
  Мета: поглибити, удосконалити, систематизувати й узагальнити знання учнів про займенник, набуті в початкових класах. формувати відповідні уміння і навички. Займенник – це самостійна частина мови, яка вказує на особу, предмет або кількість, але не називає їх.
2449. Принципы линейного моделирования 435.24 KB
  Вывод нелинейной математической модели. Формулировка системы допущений. Модель статики. Исследование нелинейной модели в динамическом режиме. Линеаризация полученной нелинейной модели в динамке и сравнение линейной и нелинейной моделей. Вывод линеаризованной модели в динамике.
2450. Оборудование машиностроительных производств 290.7 KB
  Главный привод или привод главного движения – передаёт движение осуществления процесса резания с заданной скоростью. Несущие системы состоят из последовательного набора базовых деталей (основание, станина, стойка, колонна и т.д.), соединённых между собой неподвижными соединениями (стыками) или подвижными (направляющими).
2451. Електропостачання сільськогосподарського підприємства та населеного пункту с. Голубівка 77.91 KB
  Територіальна адреса, географічне положення та кліматичні умови. Розрахунок радіуса електропередачі схеми електропостачання підприємства. Аналіз роботи системи електропостачання в нормальному та післяаварійному режимах з урахуванням вимог надійності та використання поновлювальних джерел електричної енергії. Розрахунок струмів короткого замикання. Розрахунок капітальних вкладень, витрат на амортизацію,обслуговування та інше. Розрахунок показників ефективності та прибутковості проекту.
2452. Бандероли с объявленной ценностью с уведомлением о вручении 388.5 KB
  Цель данной работы изучить технологический процесс обработки и вручения бандероли с объявленной ценностью с уведомлением о вручении, от физических лиц бандероли с объявленной ценностью принимаются только в открытом виде с описью вложения всех отправляемых предметов.