18940

Модели анализа эффектов массовой коммуникации, характеризующие особенности использования средств массовой коммуникации в электоральных целях

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Модели анализа эффектов массовой коммуникации характеризующие особенности использования средств массовой коммуникации в электоральных целях 3 периода исследования эффектов СМК: 1. 2030е годы 20 в. МК имеет большие возможности воздействия на аудиторию появление ре...

Русский

2013-07-10

78 KB

3 чел.

Модели анализа эффектов массовой коммуникации, характеризующие особенности использования средств массовой коммуникации в электоральных целях

3 периода исследования эффектов СМК: 

1. 20-30-е годы 20 в.- МК имеет большие возможности воздействия на аудиторию (появление рекламы)«Бихевиористский принцип» (стимул->реакция; через сообщение воздействие на->объект->реакция).основное внимание на качество сообщения. В соответствии с этой моделью СМК рассматриваются как инструмент мобилизации общ-ва.

2. 40-70-е годы – характерен рост сомнений относительно неограниченного воздействия СМК:«Концепция ограниченного влияния СМК». К. Ховлеэнд в исслед-ях зафиксировал, что воздействие на объект  сообщения не всегда одинаково-> реакция не всегда однозначна->сущ-ют какие-то другие факторы (допол-ые), которые оказ-ют влияние на реакцию. «Психодинамическая модель» - сообщение содержит различные составляющие, оказывающие различное воздействие на аудиторию.

      2 тенденции: - Понимание того, как СМК воздействует на общ-во. МК не является основным источником политического информирования.

                        - Идеи, инф-ция из передач радио и печати зачастую попадают к лидерам мнений и уже от них к активным частям группы населения. Именно эти люди являются основными генераторами общественного мнения, именно они являются наиболее активными потребителями массовой инф-ции.

Новый этап изучения эффектов МК «Персональное влияние»: Э.Кац и П. Лазарсфельд. Индивиды образуют группы, взаимодействуют м\у собой и интерпретируют.

  •  Реакция на сообщение может быть отложена и опосредована социальным контекстом.
  •  Люди ведут себя по-разному (лидеры мнений, пассивные и т.д.)
  •  Недостаток: аудитория делится на активную и неактивную.

3. с 70-х годов – средства МК обладают очень существенными возможностями воздействия->возврат к 1-ой модели. Это обусловлено:

                         - широким распространением ТВ

                         - активизацией марксистских направлений обществознания. СМК являются важнейшим элементом легализации капиталистического общ-ва.

На всех этапах изучения эффектов МК уделялось внимание различным составляющим процесса МК:

1 этап – основное внимание уделялось содержанию текстов.

2 этап – личным характерам индивидов, составляющих аудиторию.

3 этап – синтезу факторов содержания индивидуальных характеристик.

Понятие “массовая коммуникация” появилось в ХХ веке. В ходе исследований ставится цель изучения способов влияния на общество через коммуникацию. Повышению интереса к этой области также способствовало возникновение проблемы средств массовой коммуникации как возможного источника насилия, агрессивности. Анализ эффектов предполагает изучение изменений в общественном сознании и поведении людей, происходящих под воздействием массовой коммуникации. В рамках проявлений эффектов массовой коммуникации можно выделить эффекты краткосрочные и долгосрочные, преднамеренные и непреднамеренные. Конкретными примерами являются индивидуальный ответ и индивидуальная реакция; коллективная реакция; культурные изменения и т. д.

Например, в рамках индивидуального ответа происходит трансформация установок, поведения, что представляет собой реакцию на сообщения, направленные на осуществление изменений. Индивидуальная реакция заключается в незапланированных последствиях, возникающих в результате воздействия массовой коммуникации, в то время как коллективная реакция – это совокупность индивидуальных реакций. Процесс распределения информации часто характеризуется неравномерностью и выборочной расстановкой приоритетов. Результатом могут быть культурные изменения, которые касаются системы ценностей, моделей поведения и т. п. Одна из теорий, касающаяся влияния средств массовой коммуникации исходит из того, что эффект воздействия на формирование общественного мнения определяется прежде всего избирательным вниманием коммуникатора.

Из сообщений аудитория извлекает информацию о событиях и о значимости, приписываемой этим событиям. К примеру, в ходе избирательной кампании средствами массовой информации подчеркивается важность тех или иных элементов программы и выступлений кандидатов. Необходимо также рассмотреть понятие “политическая коммуникация”, которое включает, по Д. Герберу, “составление, передачу, получение и обработку сообщений, которые, вероятно, имеют значительное воздействие на ход политики”.

Целью политической коммуникации является передача политической информации от одной части политической системы к другой, а также обмен информацией между политической системой и социальной системой. Подобная коммуникация осуществляется с помощью СМИ, через организации и неформальные контакты. Особенности такой коммуникации связаны с активностью получателей информации, которые самостоятельно интерпретируют смысл передаваемых сообщений в соответствии с существующей у них системой убеждений. Следовательно, результат воздействия зависит от возможности изменять познавательные схемы убеждаемых.

Таким образом, возможность влияния на познавательную сферу и сознание аудитории является одной из важнейших составляющих власти массовой коммуникации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9317. Жилищное право 70.5 KB
  Тема №17: Жилищное право. ЖК РФ от 29 декабря 2004 года. Градостроительный кодекс 29.12.04 Закон РФ от 4 июля 1991 о приватизации Закон РСФСР от 18 октября 1991 о реабилитации жертв политических репрессий Закон РФ от 19.02.1993 года о вын...
9318. Права и обязанности сторон по договору найма 46 KB
  Тема №18: Права и обязанности сторон по договору найма. права и обязанности сторон по договору найма. права и обязанности сторон по договору коммерческого найма поднайм Наймодатель жилого помещения имеет...
9319. Изменение жилищных правоотношений 43 KB
  Тема №19: Изменение жилищных правоотношений. основания изменения договора социального найма основания расторжения договора социального найма расторжение договора коммерческого найма...
9320. Приватизация жилья 24 KB
  Тема №20: Приватизация жилья. Приватизация - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых или жилых помещений в государственном...
9321. Безвозмездное пользование имуществом 42.5 KB
  Тема №21: Безвозмездное пользование имуществом. Понятие и элементы договора (договор ссуды) По договору безвозмездного пользования имущества одна сторона ссудодатель обязуется передать или передает вещь в безвозмезд...
9322. Общие положения о договоре подряда 60 KB
  Тема №22: Общие положения о договоре подряда. Общие положения По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать результаты заказчику, а заказчик обязуется принять р...
9323. Договор бытового подряда. 46 KB
  Тема №23: Договор бытового подряда. Понятие ДБП. По ДБП подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворить бытовые ...
9324. Договор строительного подряда 45.5 KB
  Тема №24: Договор строительного подряда. Понятие ДСП. Его условия. По договору строительного подряда одна сторона (подрядчик) обязуется в установленный договором строк построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строит...
9325. Подрядные договоры для государственных и муниципальных нужд 35 KB
  Тема №25: Подрядные договоры для государственных и муниципальных нужд. Понятие, стороны договора. Подрядные строительные работы проектные и изыскательные работы предназначены для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, осуществляютс...