18941

Функции массовой коммуникации

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Функции массовой коммуникации. Специфика человеческого общения в условиях массовой коммуникации находит своё конкретное выражение и в её функциях. Здесь особенно велика роль социальных функций так как именно в массовой коммуникации являющейся общением больших соц

Русский

2013-07-10

48 KB

21 чел.

Функции массовой коммуникации.

Специфика человеческого общения в условиях массовой коммуникации находит своё конкретное выражение и в её функциях. Здесь особенно велика роль социальных функций, так как, именно, в массовой коммуникации, являющейся общением больших социальных групп, так ярко выражена социальная направленность. Содержание социальных функций массовой коммуникации определяется конкретными социально-психологическими условиями и зависит в первую очередь от интересов тех классов, тех социальных групп, которые владеют средствами массовой коммуникации. В основе социальных функций лежат потребности общества как целостной системы.

Социальные функции:

  1.  Распространение знаний о действительности, информирование.
    1.  Социальный контроль и управление.
    2.  Интеграция общества и его саморегуляция.
    3.  Формирование общественного мнения.
    4.  Идейно-воспитательная функция.
    5.  Реализация социальной активности членов общества.
    6.  Распространение культуры.
    7.  Развлечение.

Наряду с социальными функциями выделяют и социально-психологические. Основу этих функций составляют социально-психологические потребности аудитории в целом и отдельных, входящих в неё групп. По мнению Н. Н. Богомоловой, главные из них:

  1.  Функция социальной ориентировки человека и группы. В социальном мире реализуется при участии создания общественного мнения и в соответствующей разработке стратегии поведения в различных социальных ситуациях.
    1.  Функция аффиляции, социальной идентификации, то есть создание у человека чувства приобщения к группе, сопричастности с ней.
    2.  Функция контакта с другим человеком. Связана с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Следует отметить и другие формы проявления контакта: отсроченная обратная связь со стороны реципиентов в виде их писем в редакции; массовая коммуникация может в отдельных случаях заменять непосредственный межличностный контакт в общении для тех, кто по тем или иным причинам страдает от дефицита коммуникации.
    3.  Функция самоутверждения. Проявляется в таких явлениях как нахождение реципиентами в сообщениях массовой коммуникации прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов самих реципиентов и их референтных групп.

Социально-психологические функции тесно связаны и с общепсихологическими:

  1.  Утилитарная. Выражается в том, что с помощью средств массовой коммуникации человек имеет возможность решать конкретные практические, в том числе бытовые, проблемы.
    1.  Функция эмоциональной разрядки. Осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного порядка. Здесь массовая коммуникация удовлетворяет естественную потребность человека в снятие напряжения. Но в определённых условиях развлекательные публикации и передачи могут оказывать своего рода “наркотическое воздействие”, уводя реципиентов в мир иллюзий, несбыточных мечтаний и отгораживая их от реальных повседневных забот и проблем.

Проблема классификации функций массовой коммуникации является весьма сложной и здесь ещё не сложилась общепринятая модель, более того, некоторые из функций, считавшиеся ранее основными, сегодня уходят в тень, другие возникают.[

. Социальные функции массовой коммуникации

  1.  Функция присвоения статуса – СМК присваивают статус общественным проблемам, личностям,  организациям, общественным движениям. СМК наделяют престижем и усиливают власть тех или иных групп, т.е. они легитимизируют (признают законным) социальный статус этих групп. Присвоение статуса – выделение из анонимной массы. Функция входит в структуру организационного соц-го действия через легитимизацию политиков, личностей и определенных организаций.
  2.  Укрепление социальных норм через показ доминирующих норм, через показ отрицательных факторов – СМК могут инициировать организационные социальные действия показом условий, отличающихся от общественно принятой морали.

Индивид, терпимость

#################### - напряжение, создаваемое СМИ

Общественно-приемлимое

  1.  Дисфункция наркотизации -  предполагается, что широкое распространение СМК вызывает лишь искусственную информированность людей об общественных проблемах. Все большая часть времени отводится прочтению, просматриванию, прослушиванию, и все меньшая отводится организованному социальному действию (реальному действию). Гражданин может быть удовлетворен своим высоким уровнем интереса и информированности, и не замечать своей оторванности от принятия решений и от действий. Человек рассматривает свои вторичные контакты с миром политической реальности (чтение, просмотр, прослушивание) как замещающие действия.

Другими словами: человек может быть информированным и тратить все больше времени на свою информированность, но не замечать свою оторванность от принятия решений и от действий. Он рассматривает свои вторичные контакты (чтение, просмотр, прослушивание) с миром политической реальности, как замещающие действия. Человек отождествляет знания о проблемах с действиями в отношении этих проблем => СМК могут быть отнесены к к эффективному сильному наркотику.

СМК могут действовать настолько эффективно, что они могут оградить наркомана от знания своей болезни.

Социальные функции СМК: современный российский контекст:

Изменилась структурная доминанта систем МК. Масс-медиа перестали быть напряженной обсуждаемой точкой публичного пространства, они утратили лидерскую роль. Сегодня СМК работают на самого широкого зрителя, взяв на себя функцию информационно – сенсационного и развлекательного «массажа». По данным ВЦИОМ 2000 г. ежедневно:

                                                   -смотрят ТВ – 91%

                                                   -читают газеты – 24%

                                                   -слушают радио – 68%

2. Функции массовой коммуникации.

Специфика человеческого общения в условиях массовой коммуникации находит своё конкретное выражение и в её функциях. Здесь особенно велика роль социальных функций, так как, именно, в массовой коммуникации, являющейся общением больших социальных групп, так ярко выражена социальная направленность. Содержание социальных функций массовой коммуникации определяется конкретными социально-психологическими условиями и зависит в первую очередь от интересов тех классов, тех социальных групп, которые владеют средствами массовой коммуникации. В основе социальных функций лежат потребности общества как целостной системы.

Социальные функции:

Распространение знаний о действительности, информирование.

Социальный контроль и управление.

Интеграция общества и его саморегуляция.

Формирование общественного мнения.

Идейно-воспитательная функция.

Реализация социальной активности членов общества.

Распространение культуры.

Развлечение.

Наряду с социальными функциями выделяют и социально-психологические. Основу этих функций составляют социально-психологические потребности аудитории в целом и отдельных, входящих в неё групп. По мнению Н. Н. Богомоловой, главные из них:

Функция социальной ориентировки человека и группы. В социальном мире реализуется при участии создания общественного мнения и в соответствующей разработке стратегии поведения в различных социальных ситуациях.

Функция аффиляции, социальной идентификации, то есть создание у человека чувства приобщения к группе, сопричастности с ней.

Функция контакта с другим человеком. Связана с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Следует отметить и другие формы проявления контакта: отсроченная обратная связь со стороны реципиентов в виде их писем в редакции; массовая коммуникация может в отдельных случаях заменять непосредственный межличностный контакт в общении для тех, кто по тем или иным причинам страдает от дефицита коммуникации.

Функция самоутверждения. Проявляется в таких явлениях как нахождение реципиентами в сообщениях массовой коммуникации прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов самих реципиентов и их референтных групп.

Социально-психологические функции тесно связаны и с общепсихологическими:

Утилитарная. Выражается в том, что с помощью средств массовой коммуникации человек имеет возможность решать конкретные практические, в том числе бытовые, проблемы.

Функция эмоциональной разрядки. Осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного порядка. Здесь массовая коммуникация удовлетворяет естественную потребность человека в снятие напряжения. Но в определённых условиях развлекательные публикации и передачи могут оказывать своего рода “наркотическое воздействие”, уводя реципиентов в мир иллюзий, несбыточных мечтаний и отгораживая их от реальных повседневных забот и проблем.

Проблема классификации функций массовой коммуникации является весьма сложной и здесь ещё не сложилась общепринятая модель, более того, некоторые из функций, считавшиеся ранее основными, сегодня уходят в тень, другие возникают


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8569. Мамардашвили. Появление философии на фоне мифа 37.5 KB
  М. К. Мамардашвили. Появление философии на фоне мифа Философия появилась в VI веке до н. э., когда фактически одновременно в разных местах людьми с определенными именами были выполнены какие-то акты, которые и были названы философскими. Скажем, слов...
8570. Ницше. О сверхчеловеке 55.5 KB
  Ф. Ницше. О сверхчеловеке Придя в ближайший город, лежащий за лесом, Заратустра нашёл там множество народа, собравшегося на базарной площади: ибо ему обещано было зрелище - плясун на канате. И Заратустра говорил так к народу: Я учу вас о сверхчелове...
8571. Ортега-и-Гассет. Восстание масс 35.5 KB
  Х. Ортега-и-Гассет. Восстание масс Происходит явление, которое, к счастью или к несчастью, определяет современную европейскую жизнь. Этот феномен - полный захват массами общественной власти. Поскольку масса, по определению, не должна и не спосо...
8572. Проблема происхождения философии 40.5 KB
  Проблема происхождения философии. Мировоззрение - совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего мира. Духовное освоение мироздания с определенной точки зрения. В мировоззрении в обобщенном виде представлены: познав...
8573. Специфика философского знания. Основной вопрос философии 31.5 KB
  Специфика философского знания. Основной вопрос философии. Специфика философского знания. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: имеет очень много общего с научным знанием - предмет, мет...
8574. Предмет, структура и функции философии 36 KB
  Предмет, структура и функции философии. Предмет философии. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: Онтология - учение о мир...
8575. Постановка и решение проблемы первоосновы мира в натурфилософии античности 30 KB
  Постановка и решение проблемы первоосновы мира в натурфилософии античности. Греческие натурфилософы пытались найти первоначало, первоматерию, то есть вещество, из которого произошел мир. Они полагали, что первоначало (др.-греч. архэ) является перв...
8576. Философия элейской школы 30.5 KB
  Философия элейской школы. Элейская школа (6-сер.5 века до н.э.) Наиболее важными ее представителями были Ксенофан, Парменид и Зенон. Основателем элейской школы считают Парменида и Ксенофана. К заметным представителям данной школы принадлежал т...
8577. Философия софистов и Сократа 30 KB
  Философия софистов и Сократа. Философия софистов. Софистика как философское учение (вт.пол.5 в. до н.э.) Софисты (любящие мудрость) не считали себя философами, они были платными учителями мыслить, говорить, делать. Считали, что нужно анализировать...