18941

Функции массовой коммуникации

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Функции массовой коммуникации. Специфика человеческого общения в условиях массовой коммуникации находит своё конкретное выражение и в её функциях. Здесь особенно велика роль социальных функций так как именно в массовой коммуникации являющейся общением больших соц

Русский

2013-07-10

48 KB

21 чел.

Функции массовой коммуникации.

Специфика человеческого общения в условиях массовой коммуникации находит своё конкретное выражение и в её функциях. Здесь особенно велика роль социальных функций, так как, именно, в массовой коммуникации, являющейся общением больших социальных групп, так ярко выражена социальная направленность. Содержание социальных функций массовой коммуникации определяется конкретными социально-психологическими условиями и зависит в первую очередь от интересов тех классов, тех социальных групп, которые владеют средствами массовой коммуникации. В основе социальных функций лежат потребности общества как целостной системы.

Социальные функции:

  1.  Распространение знаний о действительности, информирование.
    1.  Социальный контроль и управление.
    2.  Интеграция общества и его саморегуляция.
    3.  Формирование общественного мнения.
    4.  Идейно-воспитательная функция.
    5.  Реализация социальной активности членов общества.
    6.  Распространение культуры.
    7.  Развлечение.

Наряду с социальными функциями выделяют и социально-психологические. Основу этих функций составляют социально-психологические потребности аудитории в целом и отдельных, входящих в неё групп. По мнению Н. Н. Богомоловой, главные из них:

  1.  Функция социальной ориентировки человека и группы. В социальном мире реализуется при участии создания общественного мнения и в соответствующей разработке стратегии поведения в различных социальных ситуациях.
    1.  Функция аффиляции, социальной идентификации, то есть создание у человека чувства приобщения к группе, сопричастности с ней.
    2.  Функция контакта с другим человеком. Связана с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Следует отметить и другие формы проявления контакта: отсроченная обратная связь со стороны реципиентов в виде их писем в редакции; массовая коммуникация может в отдельных случаях заменять непосредственный межличностный контакт в общении для тех, кто по тем или иным причинам страдает от дефицита коммуникации.
    3.  Функция самоутверждения. Проявляется в таких явлениях как нахождение реципиентами в сообщениях массовой коммуникации прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов самих реципиентов и их референтных групп.

Социально-психологические функции тесно связаны и с общепсихологическими:

  1.  Утилитарная. Выражается в том, что с помощью средств массовой коммуникации человек имеет возможность решать конкретные практические, в том числе бытовые, проблемы.
    1.  Функция эмоциональной разрядки. Осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного порядка. Здесь массовая коммуникация удовлетворяет естественную потребность человека в снятие напряжения. Но в определённых условиях развлекательные публикации и передачи могут оказывать своего рода “наркотическое воздействие”, уводя реципиентов в мир иллюзий, несбыточных мечтаний и отгораживая их от реальных повседневных забот и проблем.

Проблема классификации функций массовой коммуникации является весьма сложной и здесь ещё не сложилась общепринятая модель, более того, некоторые из функций, считавшиеся ранее основными, сегодня уходят в тень, другие возникают.[

. Социальные функции массовой коммуникации

  1.  Функция присвоения статуса – СМК присваивают статус общественным проблемам, личностям,  организациям, общественным движениям. СМК наделяют престижем и усиливают власть тех или иных групп, т.е. они легитимизируют (признают законным) социальный статус этих групп. Присвоение статуса – выделение из анонимной массы. Функция входит в структуру организационного соц-го действия через легитимизацию политиков, личностей и определенных организаций.
  2.  Укрепление социальных норм через показ доминирующих норм, через показ отрицательных факторов – СМК могут инициировать организационные социальные действия показом условий, отличающихся от общественно принятой морали.

Индивид, терпимость

#################### - напряжение, создаваемое СМИ

Общественно-приемлимое

  1.  Дисфункция наркотизации -  предполагается, что широкое распространение СМК вызывает лишь искусственную информированность людей об общественных проблемах. Все большая часть времени отводится прочтению, просматриванию, прослушиванию, и все меньшая отводится организованному социальному действию (реальному действию). Гражданин может быть удовлетворен своим высоким уровнем интереса и информированности, и не замечать своей оторванности от принятия решений и от действий. Человек рассматривает свои вторичные контакты с миром политической реальности (чтение, просмотр, прослушивание) как замещающие действия.

Другими словами: человек может быть информированным и тратить все больше времени на свою информированность, но не замечать свою оторванность от принятия решений и от действий. Он рассматривает свои вторичные контакты (чтение, просмотр, прослушивание) с миром политической реальности, как замещающие действия. Человек отождествляет знания о проблемах с действиями в отношении этих проблем => СМК могут быть отнесены к к эффективному сильному наркотику.

СМК могут действовать настолько эффективно, что они могут оградить наркомана от знания своей болезни.

Социальные функции СМК: современный российский контекст:

Изменилась структурная доминанта систем МК. Масс-медиа перестали быть напряженной обсуждаемой точкой публичного пространства, они утратили лидерскую роль. Сегодня СМК работают на самого широкого зрителя, взяв на себя функцию информационно – сенсационного и развлекательного «массажа». По данным ВЦИОМ 2000 г. ежедневно:

                                                   -смотрят ТВ – 91%

                                                   -читают газеты – 24%

                                                   -слушают радио – 68%

2. Функции массовой коммуникации.

Специфика человеческого общения в условиях массовой коммуникации находит своё конкретное выражение и в её функциях. Здесь особенно велика роль социальных функций, так как, именно, в массовой коммуникации, являющейся общением больших социальных групп, так ярко выражена социальная направленность. Содержание социальных функций массовой коммуникации определяется конкретными социально-психологическими условиями и зависит в первую очередь от интересов тех классов, тех социальных групп, которые владеют средствами массовой коммуникации. В основе социальных функций лежат потребности общества как целостной системы.

Социальные функции:

Распространение знаний о действительности, информирование.

Социальный контроль и управление.

Интеграция общества и его саморегуляция.

Формирование общественного мнения.

Идейно-воспитательная функция.

Реализация социальной активности членов общества.

Распространение культуры.

Развлечение.

Наряду с социальными функциями выделяют и социально-психологические. Основу этих функций составляют социально-психологические потребности аудитории в целом и отдельных, входящих в неё групп. По мнению Н. Н. Богомоловой, главные из них:

Функция социальной ориентировки человека и группы. В социальном мире реализуется при участии создания общественного мнения и в соответствующей разработке стратегии поведения в различных социальных ситуациях.

Функция аффиляции, социальной идентификации, то есть создание у человека чувства приобщения к группе, сопричастности с ней.

Функция контакта с другим человеком. Связана с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Следует отметить и другие формы проявления контакта: отсроченная обратная связь со стороны реципиентов в виде их писем в редакции; массовая коммуникация может в отдельных случаях заменять непосредственный межличностный контакт в общении для тех, кто по тем или иным причинам страдает от дефицита коммуникации.

Функция самоутверждения. Проявляется в таких явлениях как нахождение реципиентами в сообщениях массовой коммуникации прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов самих реципиентов и их референтных групп.

Социально-психологические функции тесно связаны и с общепсихологическими:

Утилитарная. Выражается в том, что с помощью средств массовой коммуникации человек имеет возможность решать конкретные практические, в том числе бытовые, проблемы.

Функция эмоциональной разрядки. Осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного порядка. Здесь массовая коммуникация удовлетворяет естественную потребность человека в снятие напряжения. Но в определённых условиях развлекательные публикации и передачи могут оказывать своего рода “наркотическое воздействие”, уводя реципиентов в мир иллюзий, несбыточных мечтаний и отгораживая их от реальных повседневных забот и проблем.

Проблема классификации функций массовой коммуникации является весьма сложной и здесь ещё не сложилась общепринятая модель, более того, некоторые из функций, считавшиеся ранее основными, сегодня уходят в тень, другие возникают


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8785. Протоколы SLIP и PPP 62 KB
  Протоколы SLIP и PPP. В качестве протоколов канального уровня для удалённого доступа используются протоколы SLIP и РРР. Протокол SLIP (SerialLineIP) один из старейших (1984 г.) протоколов стека TCP/IP, используемый для соединения с компь...
8786. Задачи курса. Классификация компьютерных сетей 68 KB
  Задачи курса. Классификация компьютерных сетей Под термином сеть будем понимать систему связи со многими источниками и/или получателями сообщений. Места, где пути распространения сигналов в сети разветвляются или оканчиваются, называются узлами сети...
8787. Безопасность компьютерных сетей 64.5 KB
  Безопасность компьютерных сетей. Безопасность компьютерных сетей (информационных систем) - комплексная проблема, решаемая системными методами. Это означает, что никакие, даже самые продвинутые методы защиты, не могут гарантировать безопасност...
8788. IP-Security (IPSec) 66 KB
  IPSec IP-Security (IPSec) - набор протоколов сетевого уровня для защищенного обмена данными в TCP/IP сетях. Актуальная версия датируется осенью 1998 г. Допустимы два режима работы - транспортный и туннельный. Первый режим х...
8789. Методы доступа 73.5 KB
  Методы доступа Важным аспектом сетевых структур являются методы доступа к сетевой среде, т.е. принципы, используемые компьютерами для обращения к ресурсам сети. Основные методы доступа к сетевой среде основаны на логической топологии сети. Метод опр...
8790. Технологии для проводных телефонных каналов 80 KB
  Технологии для проводных телефонных каналов. Проводные каналы общественных телефонных сетей принято делить на выделенные (2-х или 4-х проводные), физическое соединение по которым действует постоянно и не разрушается по завершению сеанса, и коммутиру...
8791. Технология ISDN (Integrated Services Digital Network) 82.5 KB
  ISDN ТехнологияISDN (Integrated Services Digita Network) - цифровая сеть с интеграцией услуг явилась результатом развития идеи оцифровки телефонных сетей общего пользования вплоть до потребителя, которому весь спектр усл...
8792. H.323 –один из наиболее популярных протоколов для реализации мультимедийных приложений в IP сетях 89.5 KB
  H.323 H.323 -один из наиболее популярных протоколов для реализации мультимедийных приложений в IP сетях. Протокол относится к т.н. зонтичный протоколам, которые охватывают целое направление и оставляют детализацию конкретных решений за уточняющ...
8793. UNIX/Linux - одна из первых сетевых операционных систем 120 KB
  UNIX/Linux. UNIX - одна из первых сетевых операционных систем. Датой возникновения UNIX можно считать 1969 г., когда MTI (Massachusetts Institute of Technology - Массачусетский технологический институт), BellLabs и GeneralElectric разраб...