18941

Функции массовой коммуникации

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Функции массовой коммуникации. Специфика человеческого общения в условиях массовой коммуникации находит своё конкретное выражение и в её функциях. Здесь особенно велика роль социальных функций так как именно в массовой коммуникации являющейся общением больших соц

Русский

2013-07-10

48 KB

21 чел.

Функции массовой коммуникации.

Специфика человеческого общения в условиях массовой коммуникации находит своё конкретное выражение и в её функциях. Здесь особенно велика роль социальных функций, так как, именно, в массовой коммуникации, являющейся общением больших социальных групп, так ярко выражена социальная направленность. Содержание социальных функций массовой коммуникации определяется конкретными социально-психологическими условиями и зависит в первую очередь от интересов тех классов, тех социальных групп, которые владеют средствами массовой коммуникации. В основе социальных функций лежат потребности общества как целостной системы.

Социальные функции:

  1.  Распространение знаний о действительности, информирование.
    1.  Социальный контроль и управление.
    2.  Интеграция общества и его саморегуляция.
    3.  Формирование общественного мнения.
    4.  Идейно-воспитательная функция.
    5.  Реализация социальной активности членов общества.
    6.  Распространение культуры.
    7.  Развлечение.

Наряду с социальными функциями выделяют и социально-психологические. Основу этих функций составляют социально-психологические потребности аудитории в целом и отдельных, входящих в неё групп. По мнению Н. Н. Богомоловой, главные из них:

  1.  Функция социальной ориентировки человека и группы. В социальном мире реализуется при участии создания общественного мнения и в соответствующей разработке стратегии поведения в различных социальных ситуациях.
    1.  Функция аффиляции, социальной идентификации, то есть создание у человека чувства приобщения к группе, сопричастности с ней.
    2.  Функция контакта с другим человеком. Связана с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Следует отметить и другие формы проявления контакта: отсроченная обратная связь со стороны реципиентов в виде их писем в редакции; массовая коммуникация может в отдельных случаях заменять непосредственный межличностный контакт в общении для тех, кто по тем или иным причинам страдает от дефицита коммуникации.
    3.  Функция самоутверждения. Проявляется в таких явлениях как нахождение реципиентами в сообщениях массовой коммуникации прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов самих реципиентов и их референтных групп.

Социально-психологические функции тесно связаны и с общепсихологическими:

  1.  Утилитарная. Выражается в том, что с помощью средств массовой коммуникации человек имеет возможность решать конкретные практические, в том числе бытовые, проблемы.
    1.  Функция эмоциональной разрядки. Осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного порядка. Здесь массовая коммуникация удовлетворяет естественную потребность человека в снятие напряжения. Но в определённых условиях развлекательные публикации и передачи могут оказывать своего рода “наркотическое воздействие”, уводя реципиентов в мир иллюзий, несбыточных мечтаний и отгораживая их от реальных повседневных забот и проблем.

Проблема классификации функций массовой коммуникации является весьма сложной и здесь ещё не сложилась общепринятая модель, более того, некоторые из функций, считавшиеся ранее основными, сегодня уходят в тень, другие возникают.[

. Социальные функции массовой коммуникации

  1.  Функция присвоения статуса – СМК присваивают статус общественным проблемам, личностям,  организациям, общественным движениям. СМК наделяют престижем и усиливают власть тех или иных групп, т.е. они легитимизируют (признают законным) социальный статус этих групп. Присвоение статуса – выделение из анонимной массы. Функция входит в структуру организационного соц-го действия через легитимизацию политиков, личностей и определенных организаций.
  2.  Укрепление социальных норм через показ доминирующих норм, через показ отрицательных факторов – СМК могут инициировать организационные социальные действия показом условий, отличающихся от общественно принятой морали.

Индивид, терпимость

#################### - напряжение, создаваемое СМИ

Общественно-приемлимое

  1.  Дисфункция наркотизации -  предполагается, что широкое распространение СМК вызывает лишь искусственную информированность людей об общественных проблемах. Все большая часть времени отводится прочтению, просматриванию, прослушиванию, и все меньшая отводится организованному социальному действию (реальному действию). Гражданин может быть удовлетворен своим высоким уровнем интереса и информированности, и не замечать своей оторванности от принятия решений и от действий. Человек рассматривает свои вторичные контакты с миром политической реальности (чтение, просмотр, прослушивание) как замещающие действия.

Другими словами: человек может быть информированным и тратить все больше времени на свою информированность, но не замечать свою оторванность от принятия решений и от действий. Он рассматривает свои вторичные контакты (чтение, просмотр, прослушивание) с миром политической реальности, как замещающие действия. Человек отождествляет знания о проблемах с действиями в отношении этих проблем => СМК могут быть отнесены к к эффективному сильному наркотику.

СМК могут действовать настолько эффективно, что они могут оградить наркомана от знания своей болезни.

Социальные функции СМК: современный российский контекст:

Изменилась структурная доминанта систем МК. Масс-медиа перестали быть напряженной обсуждаемой точкой публичного пространства, они утратили лидерскую роль. Сегодня СМК работают на самого широкого зрителя, взяв на себя функцию информационно – сенсационного и развлекательного «массажа». По данным ВЦИОМ 2000 г. ежедневно:

                                                   -смотрят ТВ – 91%

                                                   -читают газеты – 24%

                                                   -слушают радио – 68%

2. Функции массовой коммуникации.

Специфика человеческого общения в условиях массовой коммуникации находит своё конкретное выражение и в её функциях. Здесь особенно велика роль социальных функций, так как, именно, в массовой коммуникации, являющейся общением больших социальных групп, так ярко выражена социальная направленность. Содержание социальных функций массовой коммуникации определяется конкретными социально-психологическими условиями и зависит в первую очередь от интересов тех классов, тех социальных групп, которые владеют средствами массовой коммуникации. В основе социальных функций лежат потребности общества как целостной системы.

Социальные функции:

Распространение знаний о действительности, информирование.

Социальный контроль и управление.

Интеграция общества и его саморегуляция.

Формирование общественного мнения.

Идейно-воспитательная функция.

Реализация социальной активности членов общества.

Распространение культуры.

Развлечение.

Наряду с социальными функциями выделяют и социально-психологические. Основу этих функций составляют социально-психологические потребности аудитории в целом и отдельных, входящих в неё групп. По мнению Н. Н. Богомоловой, главные из них:

Функция социальной ориентировки человека и группы. В социальном мире реализуется при участии создания общественного мнения и в соответствующей разработке стратегии поведения в различных социальных ситуациях.

Функция аффиляции, социальной идентификации, то есть создание у человека чувства приобщения к группе, сопричастности с ней.

Функция контакта с другим человеком. Связана с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Следует отметить и другие формы проявления контакта: отсроченная обратная связь со стороны реципиентов в виде их писем в редакции; массовая коммуникация может в отдельных случаях заменять непосредственный межличностный контакт в общении для тех, кто по тем или иным причинам страдает от дефицита коммуникации.

Функция самоутверждения. Проявляется в таких явлениях как нахождение реципиентами в сообщениях массовой коммуникации прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов самих реципиентов и их референтных групп.

Социально-психологические функции тесно связаны и с общепсихологическими:

Утилитарная. Выражается в том, что с помощью средств массовой коммуникации человек имеет возможность решать конкретные практические, в том числе бытовые, проблемы.

Функция эмоциональной разрядки. Осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного порядка. Здесь массовая коммуникация удовлетворяет естественную потребность человека в снятие напряжения. Но в определённых условиях развлекательные публикации и передачи могут оказывать своего рода “наркотическое воздействие”, уводя реципиентов в мир иллюзий, несбыточных мечтаний и отгораживая их от реальных повседневных забот и проблем.

Проблема классификации функций массовой коммуникации является весьма сложной и здесь ещё не сложилась общепринятая модель, более того, некоторые из функций, считавшиеся ранее основными, сегодня уходят в тень, другие возникают


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74148. Структура административно-правовых отношений 17.73 KB
  Субъект это участник сторона правоотношения в сфере исполнительной власти наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения т. Субъект же правоотношения всегда конкретен.
74149. Органы местного самоуправления 14.65 KB
  Административноправовой статус органов местного самоуправления означает что в законодательстве закреплено их право вступать в правоотношения с органами исполнительной власти а также право быть носителями государственноуправленческих полномочий. В первом случае речь идет о публичных обязанностях которые должны выполнять органы местного самоуправления как и иные юридические и физические лица соблюдать правила и нормы надзор за соблюдением которых осуществляют уполномоченные органы государства например правила пожарной дорожной...
74150. Права граждан в сфере государственного управления 14.87 KB
  Виды прав граждан в сфере государственного управления: 1 на участие в управлении государством как непосредственно так и через своих представителей; 2 на поступление на государственную службу; 3 на обращение в органы государственной власти органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально так и коллективно; 4 на свободу передвижения; 5 на неприкосновенность личности; 6 на неприкосновенность жилища; 7 на объединение включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; 8 на проведение...
74151. Понятие, элементы, особенности и виды административно-правового статуса гражданина 17.84 KB
  Административно-правовой статус гражданина во всех его разновидностях характеризуется определенными особенностями, отличающими его от других отраслевых правовых статусов (трудового, гражданско-правового и т.д.).
74152. Административно-правовые гарантии прав граждан 17.37 KB
  Формы обращения граждан за защитой: предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов деятельности государственных органов и органов местного самоуправления развитию общественных отношений улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление представляет собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых...
74153. Понятие, особенности и виды административно-правового статуса гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства 17.08 KB
  Структура административноправового статуса: административная правоспособность – способность быть субъектом административного права иметь права и выполнять обязанности административноправового характера; административная дееспособность – способность лица своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять обязанности а также нести ответственность в соответствии с нормами административноправового характера; совокупность прав и обязанностей; ответственность; гарантии реализации прав и обязанностей. Виды...
74154. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства 18.26 KB
  Лицо без гражданства – лицо не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства. Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации кроме случаев установленных федеральным законом или международными договорами РФ ч.
74155. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления 16.36 KB
  Виды прав граждан в сфере государственного управления: на участие в управлении государством как непосредственно так и через своих представителей; на поступление на государственную службу; на обращение в органы государственной власти органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально так и коллективно; на свободу передвижения; на неприкосновенность личности; на неприкосновенность жилища; на объединение включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; на проведение собраний митингов...
74156. Административно-правовой статус юридических лиц 19.53 KB
  В отношении общественных организаций запрещаются создание объединений преследующих незаконные цели и осуществление деятельности посягающей на здоровье и нравственность населения права и законные интересы граждан. Обязанности юридических лиц: общие необходимость соблюдения требований законодательства в своей деятельности; обязанность государственной регистрации создания реорганизации ликвидации юридических лиц внесения изменений в уставные документы; специальные регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с...