18949

Организация и проведение избирательной кампании: стратегический замысел, цели и масштаб работы с избирательными территориями

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Организация и проведение избирательной кампании: стратегический замысел цели и масштаб работы с избирательными территориями Избирательная кампания это те же самые скоординированные целенаправленные но осуществляемые в течение отделенного законодательством в

Русский

2013-07-10

200.5 KB

116 чел.

Организация и проведение избирательной кампании: стратегический замысел, цели и масштаб работы с избирательными территориями

Избирательная кампания - это те же самые скоординированные, целенаправленные, но осуществляемые в течение отделенного законодательством времени публичные усилия с целью мобилизации поддержки кандидата избирателями и обеспечения его победы в день выборов.

Одна из самых заметных особенностей избирательной кампании заключается в том, что в качестве ее главного действующего лица выступает сам кандидат на определенную выборную должность. Кандидат, который надеется победить на выборах, должен стать органической составляющей относительно многочисленной, хорошо организованной команды своих помощников. Характер избирательной кампании предполагает совместную работу коллектива людей, которые вместе с кандидатом преодолевают путь к намеченной цели. Кандидаты, проигравшие выборы, как правило, хорошо знают из собственного опыта, что "в одиночку" выиграть кампанию практически невозможно.

Самоорганизованность кандидата непосредственно влияет на результаты кампании. В ходе избирательной кампании необходимо разумно использовать все имеющиеся ресурсы, которые всегда ограничены. Такими ресурсами являются прежде всего время, средства, люди и их таланты.

Но, какой бы талантливой ни была команда непосредственных помощников кандидата, выборы невозможно выиграть без участия и скоординированной работы добровольцев. Именно они устанавливают связь между кандидатом и избирателями. Характерно, что такие контакты с избирателями дают дополнительные стимулы для самой кампании. Как уже говорилось, каждая избирательная кампания уникальна по содержанию, структурному построению и характеру протекания. Кампании различаются в основном тремя следующими факторами:

личностью кандидата его способностями, взглядами на жизнь, характером, а также профессиональными связями, влияющими на структуру и организацию кампании;

•  спецификой окружения — географическими и демографическими особенностями избирательного округа, количеством избирателей, уровнем органа власти, в который проводятся выборы. На характер организации кампании оказывают влияние урбанизация местности, наличие средств массовой информации, число добровольных помощников, принимающих участие в избирательной кампании;

политическим планом политическими целями, стратегией, общей темой, направленностью, графиком, бюджетом, тактикой. Все эти направления определяют структуру организации избирательной кампании.

Общие принципы организации избирательной кампании

Каждая избирательная кампания не похожа на другие. Но есть пять принципов, которые всегда следует иметь в виду, чтобы эффективно организовать кампанию.

Во-первых, должен быть план действий, охватывающий организационные вопросы и общую стратегию проведения кампании.

Во-вторых, организация проведения кампании должна учитывать конкретную обстановку. Никогда не стоит копировать структуру других избирательных кампаний. Уникальность кампании обусловливается не только личностными характеристиками кандидата, но и политической ситуацией, которая сложилась на конкретный момент. Всегда нужно помнить, что каждый тактический ход, запланированное мероприятие должны быть кем-то реализованы. Например, если предусматривается распространение агитационной литературы, нужно продумать, кто ее напечатает, распространит или разошлет по указанным адресам.

В-третьих, для эффективной организации кампании нужны способные и талантливые люди. Выборы во многом зависят от добровольцев, работающих бесплатно. Добровольные помощники могут эффективно работать и обеспечить победу на выборах, если их работа умело организована. Очень важно доверять добровольцам и благодарить их за приложенные усилия. Во время каждой кампании возникает множество дел, которые нужно выполнить немедленно. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью людей, особенно предлагаемой добровольно.

В-четвертых, сердце кампании — это создание организации (команды) для ее проведения. Несмотря на новейшие технологические достижения, применяемые в средствах связи, при исследованиях общественного мнения, в рекламе, кандидату все равно необходимо иметь действенную организационную структуру. Сегодня следует эффективно применять разнообразную тактику, чтобы добиться победы. Цель организации именно в том и заключается, чтобы с наибольшей эффективностью использовать имеющиеся ресурсы избирательной кампании для укрепления сильных сторон кандидата и нейтрализации их у его оппонента.

И, наконец, необходимо соблюдать определенные "правила игры" как при организации (команды), так даже и тогда, когда кандидат решил снять свою кандидатуру. Правила игры требуют поддерживать постоянные контакты с партийной организацией, ее руководителями, избранными должностными лицами, которые в состоянии оказать помощь при создании организации. К ним следует обращаться за советами и по ходу кампании, поскольку они обладают опытом проведения собственных кампаний, как правило, владеют информацией о надежных добровольцах, оппозиции, знакомы с состоянием дел в регионе, имеют статистические данные о прошлых выборах, Следует вежливо относиться к этим людям и заранее решать, с какими просьбами к ним можно обратиться.

Далее подробно рассмотрим основные разновидности работ, которые должны выполняться при проведении избирательной кампании, и выясним структуру ее организации на местном уровне. Однако, поскольку главным действующим лицом избирательной кампании является кандидат, остановимся сначала на его качествах, функциях и действиях.

Штатный персонал избирательной кампании

Структура организации, создаваемой для участия в предвыборной борьбе, должна соответствовать чертам характера кандидата и отвечать потребностям конкретной кампании. Как уже говорилось, первый шаг к ее определению связан с разработкой общего плана кампании. Цели и задачи, сформулированные в нем, обусловят тип структуры организации, на котором следует остановиться, чтобы реализовать данный общий план.

Сама схема организации вырастает из потребности делегировать и распределить полномочия и обязанности. В большинстве случаев кампанию местного уровня начинает группа людей, состоящая из кандидата и его ближайших сторонников. Однако сразу же после составления плана вырисовываются отдельные конкретные задачи и рождается примерная схема структуры избирательной кампании.

Кандидат, стремящийся провести кампанию самостоятельно от начала до конца, напоминает адвоката, который сам себя защищает. Такой кандидат редко добивается успеха. Он истощит себя задолго до кульминационной точки кампании. Все добровольцы оставят его, поскольку им надоест быть слугами, лишенными ответственности. В таком случае поражение неизбежно.

Поэтому делегирование и распределение полномочий и обязанностей крайне необходимы для создания эффективной структуры организации (команды кандидата).

В избирательных кампаниях местного уровня для укомплектования их штата чаще всего прибегают к услугам добровольцев, бесплатно выполняющих ключевую работу. Единственная награда для них — удовлетворение от работы на пользу местного населения, кандидата или просто причастность к выполнению доброго дела.

Если проведение избирательной кампании организационно строится преимущественно на добровольцах, важно четко установить, как именно такая команда будет работать, то есть спланировать ее функциональную структуру, поставить перед штабом кампании задачи, распределить конкретную ответственность и уточнить полномочия. Это поможет избежать мелочного эгоизма, который (не секрет!) способен разрушить организационные усилия целого коллектива.

Тут нужно проявить находчивость, дать такие названия должностям, которые, разумеется, хорошо бы звучали и имели смысл. Осознание каждым своей значимости явится дополнительным стимулом для людей, добровольно помогающих кандидату.

Существует множество способов построения кампании. Напомним еще раз, что структура создаваемой организации зависит от личности кандидата, политической ситуации и утвержденного плана кампании. (Безусловно, во внимание принимается и существующая избирательная система). Несмотря на то, что каждая кампания неповторима, тем не менее для их проведения, как правило, необходимы ключевые работники. Поэтому остановимся несколько подробнее именно на этом вопросе, а затем рассмотрим различные организационные схемы, которые помогут подобрать штатный персонал избирательной кампании.

Руководитель (менеджер) избирательной кампании. На выборах в местные органы власти руководитель кампании, как правило, является единственным членом команды кандидата, работа которого оплачивается. Наряду с кандидатом менеджер несет ответственность за успех кампании. Он должен быть способен возглавить и объединить разных людей в сплоченную, эффективно действующую команду.

Чтобы работать плодотворно, менеджер должен обладать достаточным объемом полномочий. Кандидату нужно быть настолько уверенным в человеке, назначенном им на данную должность, чтобы разрешить ему принимать ответственные решения. Если же такой уверенности нет, лучше нанять другого менеджера.

Приведем некоторые основные моменты, определяющие роль руководителя избирательной кампании:

• Во время избирательной кампании менеджер должен полностью контролировать текущие дела.

•  Он должен быть абсолютно уверен в кандидате и никогда не высказываться и не действовать против него.

•  Менеджер может иметь полномочия собирать средства для избирательного фонда либо не иметь их, однако он несет полную ответственность за бюджет и распределение средств.

• Он обязан постоянно информировать кандидата о работе и ходе выполнения плана кампании, но только в общих чертах.

• Менеджер должен обладать крепким здоровьем и способностью выдерживать нагрузки в течение длительного времени.

• Менеджеру нужно быть настойчивым, не бояться иногда выглядеть "плохим парнем". Он должен иметь смелость ради

дела говорить "нет" персоналу, добровольцам и, что очень важно, самому кандидату.

•  Менеджер зачастую пребывает в тени, как бы занимая место в последних рядах залов, где кандидат публично выступает. Ему следует больше заботиться об управлении кампанией, чем о том, чтобы красоваться на людях вместе с кандидатом;

следить за тем, чтобы пресса цитировала именно кандидата, а не руководителя избирательной кампании и других ответственных работников штаба.

•  Менеджер должен знать проблемы и возможности участников кампании. Ему необходимо умение "нанимать" и "выгонять", не забывая, однако, что это очень деликатное дело, особенно если штаб состоит исключительно из добровольцев. Менеджер обязан знать, кто и на что способен.

Итак, можно подытожить: если кандидат — это глава руководящего совета, то менеджер избирательной кампании — главный исполнитель ее решений. Менеджер — тот, кто несет полнейшую ответственность за выполнение плана. Он должен быть человеком, наделенным здравым смыслом, умеющим делегировать полномочия другим работникам штаба кампании.

Председатель комитета поддержка. Это почетная должность, на которую назначается уважаемый и хорошо известный населению округа человек. Кандидат предоставляет эту должность тому, кто оказал ему доверие. Имя председателя может иногда появляться на основных документах избирательной кампании, брошюрах и объявлениях.

Если кандидат попросил кого-либо стать председателем комитета поддержки, он обязан определить роль, которая в ходе кампании отведена этому человеку. Ведь председатель комитета поддержки нередко может вообразить, что именно он обязан действовать как менеджер кампании, то есть не осознает истинного значения своей почетной должности. К сожалению, иногда бывает и так, что лицо, занимающее данную должность, на самом деле руководит избирательной кампанией, но, естественно, делает это непрофессионально.

Комитет поддержки. В некоторых случаях комитет поддержки формируется для того, чтобы ввести в его состав нескольких "столпов" местной общественности и тем самым укрепить доверие к избирательной кампании и придать ей больший вес. Эта люди позволяют использовать свои имена в качестве сторонников кандидата, но они, как правило, не являются работающими членами штатной команды. В состав данного комитета входят также председатель исполнительного комитет избирательной кампании, заместитель председателя и секретарь.

Руководящий комитет ("кухонный" кабинет). Это pa6oчая группа в составе 5—7 человек, к которым кандидат и менеджер могут обратиться за советами по ходу избирательной кампании. Это люди, с которыми кандидат считается и которым разрешено откровенно, открыто и критически высказываться о кампании. Состав дан ной группы не должен превышать десяти человек.

В зависимости от содержания кампании членами "кухонного" кабинета могут быть ведущие работники штаба, которые постоянно встречаются, чтобы оценить ее течение и обменяться информацией В состав такого кабинета могут также входить менеджер кампании ответственный за ее график, руководитель группы добровольцев председатель финансового комитета, казначей, директор по вопроса» связей с общественностью (пресс-секретарь) и консультант по юридическим вопросам (юрисконсульт).

Председательствующим на заседаниях "кухонного" кабинета должен быть руководитель избирательной кампании. В зависимости от объем загруженности кандидат тоже может посещать заседания, однако напряженный график работы не позволяет ему делать это постоянно.

Казначей кампании. Основная обязанность казначея кампании контроль за своевременным и в строжайшем соответствии с действующим законодательством поступлением средств в избирательный фонд.

Казначей — это главный бухгалтер избирательной кампании. Он обязан хорошо знать бухгалтерское дело, избирательное законодательстве поскольку несет ответственность за оформление финансовых документов связанных с использованием фондов избирательной кампании.

Казначей ведет бухгалтерские книги, оплачивает счета, готовить отчеты об использовании средств и общем состоянии финансов. О должен работать в тесном контакте с руководителем кампании и е коммерческим директором.

Коммерческий директор. Вместе с кандидатом он является главным сборщиком средств, необходимых для ведения избирательно кампании. Коммерческий директор должен быть хорошо известен финансовых кругах. Он выполняет чрезвычайно важную роль в кампании, а потому ему не следует стыдиться просить средства. Это должен быть человек, которого уважает кандидат, с которым хорошо работается другим.

Чтобы собрать необходимые средства, коммерческому директору приходится обращаться за пожертвованиями к предпринимателям, к каждому, кто может сделать взнос, и не жалеть времени на эту работу. Он должен безоговорочно поддерживать своего кандидата, разделять побуждения, заставившие последнего включиться в избирательную борьбу, уметь объяснить это и убедить потенциальных доноров сделать взнос в его избирательный фонд. Этот человек должен работать в тесном сотрудничестве с кандидатом, менеджером кампании и казначеем.

Юрисконсульт кампании. Это может быть практикующий юрист, который консультирует штаб кампании по всем вопросам избирательного законодательства, а также о путях предупреждения возможных его нарушений. Юрисконсульт всегда полезен во время организации деловых встреч, подписания контрактов, соглашений об аренде помещений и сбора подписных листов.

Законодательством, как правило, предусмотрен целый ряд ограничений в ведении кампании, поэтому юрисконсульт тут незаменим. Он обязан следить за тем, чтобы ни кандидат, ни руководитель кампании, ни казначей не оказались за решеткой.

Юрисконсульт также крайне необходим в день выборов. Если возникает потребность, он собирает команду юристов-добровольцев для оказания помощи штабу кампании при нарушениях, случающихся в этот день. Он должен быть наготове, чтобы при необходимости оказать помощь наблюдателям за выборами. Естественно, юрисконсульт обязан хорошо знать законодательство о выборах.

Руководитель группы добровольцев. Еще одним ключевым лицом среди членов команды является руководитель группы добровольцев, умеющий привлекать их и организовывать их работу по выполнению задач избирательной кампании. Иногда такого человека называют еще "организационным директором".

Руководитель добровольцев — ведущая фигура в проведении кампании. Редко есть возможность заплатить всем нужным людям, чтобы сплотить их в единую команду. Поэтому всегда нужны добровольные помощники. Руководитель добровольцев должен обладать талантом набирать и вдохновлять их, руководить их работой.

Руководитель добровольцев обязан вести постоянный учет деятельности добровольных помощников, обеспечивать их материалами, всем необходимым для выполнения задач кампании. Он должен владеть информацией о запланированных мероприятиях, чтобы заблаговременно подготовиться к их реализации.

Общий план избирательной кампании, как правило, подсказывает, каким в каждом конкретном случае должен быть руководитель добровольцев. Известны несколько типов таких руководителей. Скажем, может понадобиться человек для работы в штабе, который направлял бы работу добровольцев по рассылке почты или телефонному оповещению избирателей. В другом случае план избирательной кампании, например, потребует большего сосредоточения усилий на уровне избирательных участков. В таком случае руководитель добровольцев должен постоянно контактировать с избирателями, подбирать добровольцев на месте, руководить их работой на участках. То есть тут опять-таки нужен особенный человек.

Руководитель добровольцев подотчетен менеджеру избирательной кампании.

Ответственный за график кампании. Одно и только одно лицо должно составлять график работы кандидата. В некоторых случаях ответственность за это берет на себя руководитель избирательной кампании. Поскольку время кандидата слишком дорого и его следует разумно распределять, координатор графика его работы должен работать на постоянной основе. Это человек, пользующийся абсолютным доверием кандидата.

Ответственный за график должен хорошо разбираться в вопросах политики. Он обязан составлять еженедельное расписание и сбалансировано распределять время кандидата: на публичные выступления, интервью, поездки, аналитическую работу, заседания штаба избирательной кампании, персональные дела и т.д. Он должен также обеспечивать кандидата, менеджера и других членов штаба составленным на неделю графиком.

Ответственный за график играет очень важную роль в кампании. Ведь ничто так негативно не отражается на кандидате и осуществляемой им избирательной кампании, как ошибки в графике работы с людьми.

Существуют два варианта подходов к составлению графика: "пассивный", при котором реагируют на просьбы групп людей, и "активный", когда ответственный за график стремится к наиболее продуктивному использованию времени кандидата.

Составляя график работы кандидата, ответственный за это должен хорошо понимать стратегию кампании и ее конкретные цели. Он обязан постоянно знать, где находится кандидат, с кем он встречается

или стремится встретиться, уметь доказать политическое значение той или иной встречи.

Ответственному за график нужно самому быть хорошо организованным, уметь ориентироваться в деталях и обходиться с публикой. Это именно тот человек, который может отказать в контактах или удовлетворить просьбу о встрече. В отличие от всех остальных членов команды он должен контактировать с кандидатом напрямую,

Ответственный за график обязан также следить за тем, чтобы кандидат был обеспечен транспортом, подбирать сопровождающих на различные мероприятия, и если нужно, содокладчиков.

Ответственный за связи с общественностью (пресс-секретарь). Это лицо, отвечающее за коммуникацию во время избирательной кампании. В некоторых случаях, особенно на уровне местных выборов, данные обязанности берет на себя руководитель кампании. Однако с учетом личности и положения кандидата, особенностей избирательного округа и плана кампании на эту должность может потребоваться доброволец, который будет работать полный рабочий день, или даже оплачиваемый сотрудник.

Главная задача ответственного за связи с общественностью (или пресс-секретаря) — сделать кандидата человеком, хорошо известным избирателям. Имеется в виду обеспечение общения в работниками средств массовой информации, подготовка речей, дирижирование разнообразными мероприятиями, заслуживающими внимания прессы, планирование появления кандидата перед работниками средств массовой информации, координация оплачиваемых рекламных материалов в прессе (для этого, правда, зачастую бывает нужен специальный консультант). Ответственный за связи с общественностью (пресс-секретарь) подчиняется руководителю кампании и работает в тесном контакте с кандидатом, ответственным за график кампании и руководителем группы добровольцев.

На начальном этапе избирательной кампании ответственный за связи с общественностью (пресс-секретарь) часто занимается аналитической работой и руководит ею. То есть он собирает информацию, изучает материалы, необходимые для составления плана избирательной кампании. На протяжении всей кампании ответственный за связи с общественностью (пресс-секретарь) должен продолжать исследовательскую работу, например, накапливать и обобщать сведения демографического содержания, информацию, касающуюся поведения электората и действий оппонентов и т.д.

Идеальной кандидатурой на эту должность может стать человек, который знает местных журналистов и имеет опыт работы с людьми. Очень важно, чтобы он хорошо разбирался в тонкостях политики. Но равносильно самоубийству, если назначенный на эту должность убежден, что средства массовой информации настроены против кандидата и | не существует ни малейшей возможности привлечь их на свою сторону.

Ответственный за связи с общественностью (пресс-секретарь) должен ясно понимать общую стратегию кампании и ее тему. Его задачи именно в том и состоит, чтобы предлагать творческие и политически эффективные пути донесения темы кампании до как можно более широкого круга избирателей.

Этому лицу нужно уметь говорить от имени кандидата о различных проблемах и информировать прессу о графике его работы. Именно на него возлагается задача сделать так, чтобы кандидат цитировался средствами массовой информации. Вот почему ответственный за связи с общественностью (пресс-секретарь) должен очень тесно взаимодействовать с кандидатом и быть тем человеком, кому кандидат полностью доверяет.

Руководитель штаба. Это человек, который отвечает за работу штаб-квартиры и обеспечивает ее всем необходимым для нормального функционирования. Потребность в дееспособном штабе становится решающей для проведения не только общенациональных, но и местных избирательных кампаний.

Руководитель штаба постоянно печется об его своевременном открытие и закрытие, чистоте в комнатах, работе оборудования, пишущих машинок, компьютеров, телефона и др. Он также обязан встречать и приветствовать посетителей, исполнять административные и секретарские функции. Общая цель его усилий — сделать штаб удобным для работы добровольцев и граждан, которые сюда приходят.

Руководитель штаба подчиняется руководителю кампании. Иногда в зависимости от организации работы он может выполнять поручения и руководителя группы добровольцев по наблюдению за их деятельностью.

Во время избирательной кампании очень важно создать деловую атмосферу. Руководитель штаба должен позаботиться об ответах на телефонные звонки, закупить канцелярские принадлежности, обеспечить порядок в помещениях и т.д.

Участковые координаторы. Работа на участке — это сердцевина всех организационных усилий. Работа на конкретном участке

обеспечивается участковым координатором, подотчетным руководителю добровольцев. В крупных районах может понадобиться руководитель работы на избирательных участках, который будет руководить участковыми координаторами и сообщать о результатах руководителю добровольцев.

В округах, где имеется несколько крупных населенных пунктов, рационально назначать такого руководителя в каждом из этих пунктов. Если же округ небольшой, делать этого не стоит во избежание лишней путаницы.

Участковые координаторы во всех деталях планируют организацию кампании "от двери до двери", созывают помощников, чтобы провести оперативные встречи с избирателями, выяснить, кто из них будет голосовать на дому. Они очень тщательно дирижируют работой по распространению агитационных материалов и проведению иных конкретных мероприятий.

Участковые координаторы должны хорошо знать жителей, уметь привлекать друзей и соседей к проведению кампании. Но прежде всего они призваны убеждать людей принять участие в голосовании и обеспечивать избирателям возможность сделать это.

В зависимости от особенностей избирательного округа и политической платформы кандидата перечисленную работу можно организовать как на основе общих для всех избирательных участков, координируемых штабом специальных программ, так и на основе отдельных для каждого участка программ, либо совмещая эти два подхода. Например, если имеется лишь несколько участков, можно назначить координаторов, ответственных за отдельные виды работы на всех избирательных участках: по расклеиванию агитационной литературы; работе с конкретными группами избирателей; по вопросам голосования на дому; организации наблюдения и т.д. Если же избирательных участков много, разновидностями этих работ может автономно дирижировать один координатор на каждом избирательном участке отдельно. В некоторых случаях, особенно там, где участковые координаторы еще недостаточно опытны, оба подхода можно объединить, помогая этим координаторам в проведении отдельных мероприятий силами опытных координаторов, работающих на соседних участках.

Главное, что нужно при этом помнить, — ключом к хорошей организации работы является привлечение к ней множества людей, причем каждый должен выполнять небольшое задание. Нужно пытаться четко распределить обязанности. При этом следует остановиться на том типе координации работы, который наиболее эффективен для данного избирательного округа и наилучшим образом соответствует планам и имеющимся ресурсам людей, помогающих кандидату.

Руководители специальных программ. Во время проведения избирательных кампаний возникает необходимость в осуществлении специальных программ, способствующих росту их общей эффективности. Содержание этих программ в каждом отдельном случае конкретно и определяется планом кампании.

Поскольку в период избирательных кампаний такие специальные программы имеют большое значение, для их выполнения на участке назначается то или иное определенное лицо. Иногда руководителям специальных программ поручается проведение особо срочных мероприятий в конкретное время, например, подготовить подборку писем избирателей в местную газету. Ответственные за эти мероприятия (программы) обязаны проработать их выполнение во всех деталях. Полномочия и степень подотчетности каждого руководителя специальной программы должны оговариваться при ее утверждении.

Большинство руководителей таких программ подчиняются на местах ответственным за организацию работы добровольцев. Но это не лишает их возможности и даже необходимости сотрудничать с ведущими руководителями избирательной кампании, если выполнение программы входит в круг вопросов, за которые данные руководители несут ответственность. Чаще всего это бывает ответственный за график кампании, пресс-секретарь, юрисконсульт и др.

Руководителю специальных программ можно поручать выполнение различных заданий: отправку специальной почтовой корреспонденции, расклеивание предвыборной агитационной литературы, сбор информации, написание писем редакторам средств массовой информации и т.д. Тут, собственно, многое зависит от того, сколько помощников имеется в его распоряжении.

Ниже приведены примеры возможных обязанностей руководителей специальных программ при выполнении отдельных заданий.

Руководитель телефонных акций. Для кампании, которая в значительной мере основывается на телефонных звонках потенциальным добровольцам и особенно избирателям (чтобы уточнить некоторые детали и убедить последних прийти на избирательные участки), на телефонном опросе общественного мнения, очень важно иметь именно такого руководителя, который координирует данную работу. Он должен располагать полными списками с номерами телефонов, подобрать и подготовить добровольцев, обработать полученные результаты и создать специальный банк данных. Человеку, организовывающему всю эту работу, нужно координировать свои действия с руководителем добровольцев.

Руководитель агитационной автоколонны. Он необходим в тех случаях, когда планом избирательной кампании предусматриваются агитационные поездки кандидата и его сторонников по округу. Руководитель агитационной автоколонны отвечает за транспортные средства, водителей, планирование маршрута, своевременное получение разрешения на передвижение такой колонны по обозначенному маршруту. Кроме того, он организовывает массовые собрания избирателей, распределяет литературу и детально координирует работу добровольцев, помогающих в проведении подобных мероприятий.

Организатор сбора подписей. Такой руководитель особенно необходим тогда, когда собираются подписи избирателей в поддержку претендента в кандидаты либо когда используются их петиции, чтобы привлечь внимания к важным проблемам, на которых сосредоточивает внимание кандидат. Этот руководитель организовывает сбор подписей под петициями. Он нередко сам готовит тексты последних, распечатывает их, подбирает добровольцев, которые распространяют бланки петиций и собирают подписи. Организатор сбора подписей регулярно отчитывается на встречах руководства кампании о том, как выполняется эта работа.

Руководитель агитпоходов по участку. Наличие данного работника очень важно в избирательных кампаниях, где ставка делается на агитацию "от дверей до дверей". Такой человек в тесном контакте с участковым координатором и руководителем добровольцев готовит кампанию "от дверей до дверей" на ведущих избирательных участках. Он же следит за графиком ее проведения, подбирает агитаторов, составляет списки участников походов, организовывает рассылку открыток по месту жительства избирателей с уведомлением об агитационном походе. Кроме того, он постоянно информирует руководителя кампании о ходе выполнения этой работы. (Более подробно о кампании «от двери до двери» мы поговорим дальше).

Руководитель по специальным вопросам голосования избирателей . Такой организатор крайне необходим в тех районах, где много избирателей преклонного возраста или болеющих, избирателей, часто бывающих в командировках, или когда определенная категория избирателей может использовать день выборов для домашних и семейных дел (студенты — для посещения родителей, живущих в другой местности; владельцы садовоогородных участков — для работы на них и тд.). Работа с такими избирателями может увеличить явку на выборы и дать необходимое для победы дополнительное количество голосов. Руководитель такой программы должен хорошо знать законодательство, регулирующее избирательный процесс.

Руководитель программы распространения листовок и плакатов. Как в городах, так и в сельской местности распространение листовок и плакатов — эффективный способ агитации. Ответственный за этот участок работы должен работать вместе с руководителем кампании, руководителем добровольцев и участковым координатором (особенно если нужно определить наиболее удобные места для расклеивания агитационной литературы). Руководитель данной программы разрабатывает график и подбирает соответственных людей для выполнения указанной работы.

Руководитель дня выборов. Часто избирательные кампании выигрываются благодаря эффективности мер именно в день выборов. Поэтому специально назначенный человек должен направить все свои усилия на организацию работы в этот день. В его обязанности входит подбор и подготовка тех людей, которые будут наблюдать за голосованием. Целесообразно задействовать специальный банк телефонных номеров и проанализировать, в каких районах голосование дает максимальное количество голосов, организовать систему подсчета голосов и спланировать расписание работы кандидата в день выборов. Руководитель дня выборов должен работать в непосредственном контакте с руководителем кампании, юрисконсультом, ответственным за график кампании и руководителем добровольцев. (Более подробно об этом см.: «Активизация явки избирателей на выборы»).

Как видим, обязанности руководителей отдельных участков работы (программ) существенно разнятся. Поэтому крайне важно скоординировать их деятельность и подобрать для каждого направления соответствующего человека. Например, не стоит привлекать к такой работе того, кто уже показал, что не может справиться с каким-либо участком работы при проведении кампании. Следует учитывать то, что руководители специальных программ всегда нуждаются хотя бы в одном заместителе или ассистенте.

Руководители коалиций (групп) избирателей с особыми интересами. Все большее значение для результатов выборов приобретает выделение групп избирателей, имеющих одинаковую специальность или общие интересы и налаживания контактов с ними. Дня этого участка работы обязательно нужно назначить руководителя.

Специальными группами избирателей или их коалициями могут бытъ объединения пожилых людей, ветеранов, женщин, молодежи, учителей, врачей, рабочих, сторонников различных партий и другие четко вьделяюшиеся объединения. Для работы в каждой из таких групп необходимо иметь свое доверенное лицо. Это должен бытъ уважаемый и авторитетный среди данной общественности человек, умеющий налаживать контакты с неформальными лидерами групп избирателей.

Необходимо, чтобы руководители коалиций (групп) избирателей с особыми интересами были лояльны к кандидату и убеждали членов своих групп поддерживать его. Они должны информировать кандидата и штаб кампании о проблемах, волнующих группы людей, которые они представляют, а также консультировать штаб кампании относительно методов влияния на конкретные группы избирателей. Методами влияния могут бытъ целенаправленная рассылка почты, беседы и встречи кандидата, этими избирателями, его контакты с влиятельными лидерами этих групп и др.

В тех случаях, когда несколько групп избирателей с особыми интересами объединяются для поддержки кандидата, необходимо создавать специальные комитеты групп избирателей, например, комитет избирателей "Учителя и врачи за кандидата.." и т.д.

Следует сказать, что только в очень немногих избирательных кампаниях удается подобрать опытных добровольцев, которые возглавляли бы работу на каждом из упомянутых участков. И все же, как бы ни складывались обстоятельства и каков бы ни был дефицит кадров, оставлять оголенными эти участки работы нельзя.

Консультанты кампании. Наряду с назначением руководителя избирательной кампании очень часто нанимают также специальных консультантов по вопросам ее проведения, которые нужны для пре-

доставления рекомендаций или же оказания некоторых услуг в специфических делах. Однако они никоим образом не заменяют руководителя кампании, комитет поддержки или добровольцев.

Существуют различные типы консультантов. В основном они консультируют по таким вопросам, как общая стратегия кампании;

планирование; руководство кампанией; работа на радио и телевидении; наглядная агитация; сбор средств; привлечение избирателей и др., или по нескольким этим вопросам в их определенной комбинации.

Для проведения кампании иногда бывают необходимы консультативные услуги по такому специфическому вопросу, как опрос общественного мнения. Часто возникает потребность в консультациях более общего содержания. Самый лучший путь получить квалифицированную консультацию или услугу — прежде всего четко сформулировать вопросы. Как и в любой профессии, всегда есть плохие и хорошие консультанты. Следует избегать специалистов, работающих на разных клиентов, и быть особенно осторожными с теми, кто говорит, что может оказать политические услуги; но в прошлом не имел   ни одного политического заказчика.                                 

При составлении договора с профессиональным консультантом    • необходимо определить, какие услуги он должен оказывать, и очень обстоятельно, чтобы не возникало недоразумений в будущем, обсудить вопрос об оплате и расходах. Имеет смысл попросить консультанта представить рекомендации от его предыдущих клиентов и потом обязательно переговорить с ними.

В заключение подчеркнем: не все кампании находят добровольцев на должности, которые были перечислены. Кандидат должен скоординировать вопросы назначения в команде с общим политическим планом. Крайне важно для начала собрать группу из 5—8 доверенных лиц, которая поможет заполнить основные руководящие позиции кампании, а именно, должности ее руководителя, казначея, юрисконсульта, руководителя добровольцев, ответственного за график. Однако далеко не всегда это легко сделать. Тогда приходится возлагать обязанности на имеющихся сотрудников. Основный штат следует подбирать так, чтобы обеспечить выполнение плана кампании. Еще раз заметим: работая с добровольцами, крайне важно четко установить субординацию и обязанности каждого.

Основные требования к проведению избирательной кампании.

  Проведение избирательной кампании – это целая отрасль знания, со своими законами и правилами, которые должен соблюдать или уметь обходить любой специалист в этой области.

  Безусловным преимуществом обладает тот, кто действует по определённой системе, заранее разработанному  замыслу. План избирательной кампании должен сочетать в себе жесткость и гибкость, что создаёт с одной стороны устойчивую “конструкцию”, с другой – позволяет оперативно разворачивать и частично модифицировать эту “конструкцию” в соответствии с меняющимися обстоятельствами. По целям избирательные кампании можно разделить следующим образом:

а) цель кампании – участие, а не победа;

б) цель кампании – достижение частичной, относительно полной или абсолютной победы.

По масштабу избирательные кампании подразделяются на:

местные выборы (от поселковых до городских);

региональные (районные, областные);

федеральные (общегосударственные).

Каждая избирательная кампания имеет свои особенности и специфику, вместе с тем для определения единственно верной линии управления мнением избирателей необходимо иметь развёрнутые данные об объекте воздействия (избирателях). В целом такие сведения можно определить как наиболее полные количественные и качественные характеристики избирательного корпуса данной территории. Для получения исчерпывающих сведений об избирателях следует располагать следующими данными:

  а) социально-демографическими;

  б) статистическими;

  в) социологическими.

  Но, изучая внешнюю среду не нужно забывать и о самом главном – кого будут выбирать. Кандидат на выборную должность должен обладать следующими качествами:

владеть некоторыми навыками ораторского искусства,

демонстрировать (в разумных пределах) уверенность в себе,

обладать умением держать себя соответствующим образом в различных аудиториях (чего явно не демонстрировал В. В. Жириновский на выборах губернатора Белгородской области),

иметь соответствующий внешний вид,

владеть некоторыми элементами артистизма,

способностью выслушивать и “переваривать” критику,

иметь определённый уровень здоровья, позволяющий выдерживать физические и психологические нагрузки,

уметь быстро ориентироваться в случае резкого изменения ситуации и управлять своими эмоциями,

уметь слушать (выслушивать до конца) людей,

не теряться в сложных (неожиданных, непрограммируемых ситуациях),

способностью даже при самом для себя неблагоприятном раскладе извлекать максимум возможного,

уметь непринуждённо, естественно держаться и говорить перед телекамерой (этого поначалу не хватало кандидату в президенты РФ от коммунистов Г.А. Зюганову обильно краснеющему и потеющему перед каждым выходом в эфир),

обладать основными навыками полемики,

обладать чувством юмора,

быть готовым беспрекословно подчиняться определенным требованиям руководителя избирательной кампании,

уметь подбирать подходящие примеры для обоснования своих утверждений.

  Часть выше перечисленных качеств уже может быть свойственна кандидату, другая же часть усваивается посредством  теоретической подготовки и практических занятий.

  Состав и действия команды зависят от масштаба кампании, но в целом должны отвечать следующим требованиям:

профессионализм,

психологической совместимостью членов команды,

жёсткой исполнительной дисциплиной,

оптимальной загруженностью работой (ни лишних без дела слоняющихся без дела людей, ни чрезвычайной загруженности всех работой быть не должно),

чётким распределением функциональных обязанностей,

руководитель каждого направления должен иметь собственное видение решения поставленных задач (это должен быть не механический исполнитель, а творчески мыслящий человек),

синхронностью действий и взаимодополняемостью,

наличие резерва для усиления определённых направлений или замены выбывшего члена команды,

исключительно деловым “без воды” и словоблудия обсуждением путей решения стоящих задач.

В целом можно выделить три возможных модификации команды:

а) команды по выборам высшего должностного лица государства,

б) команда для коалиции партий или одной партии,

в) команда кандидата на выборные должности различного уровня.

Разработка избирательной кампании и её планирование.

  Предварительное изучение избирательной конъюнктуры, неофициальные договорённости о поддержке кандидата (избирательного объединения), стремление иметь заранее целостную концепцию избирательной кампании делают необходимой разработку стратегии кампании до её официального начала.

  В условиях предсказуемого развития политического процесса и устойчивого календаря выборов стратегическое планирование избирательной кампании начинается за 1-1,5 года. В российских условиях, учитывая динамизм политической жизни и высокую степень непредсказуемости, этапы подготовки к выборам естественно спрессованы, что не освобождает политиков от серьёзной предварительной проработки стратегии кампании, пусть даже в сжатые сроки.

  Стратегию избирательной кампании можно определить как программу будущих действий ради достижения поставленных целей с учётом реальности. Именно поэтому стратегическое планирование кампании, по мнению ведущего британского специалиста по политическому маркетингу Ф. Гоулда, включает в себя решение, по крайней мере, четырёх задач:

Сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников.

Оценка имеющейся информации, в первую очередь путём выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы.

Непосредственная разработка стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, политической стратегии и основных лозунгов.

Планирование, т.е. переведение всего вышеперечисленного в законченный план всей кампании.

Определение содержания кампании, выбор её основных направлений.

  Изучив особенности “избирательные конъюнктуры”, наметив основные цели и приоритетные “мишени” кампании, следует переходить к определению содержания кампании и её основных направлений. Обычно предусматривается ведение кампании по нескольким стратегическим направлениям (осям).

“Ось“, связанная с “политическим темпераментом” избирателей. Преследуемая цель: создать или усилить чувство схожести политических темпераментов.

“Ось“, связанная с экономическими, социальными ожиданиями избирателей. Цель – привлечь внимание избирателей к тем проблемам, по которым кандидат, по его мнению, имеет преимущество в глазах избирателей по сравнению со своими соперниками в силу своей компетентности, способности разрешить эти проблемы.

“Ось“, связанная с личностью кандидата. Цель укрепить популярность известного политика, или сделать в короткий срок, хорошо известным публике, пока ещё мало известного деятеля.

  Итак, очертив общие направления своей избирательной кампании, кандидат, и его аналитическая группа должны выбрать соответствующие темы, и что не менее важно – тональность в которой они будут развиваться. Определив же несколько ударных тем, нужно обратить их в лозунги кампании

  Специалисты едины во мнении, что лозунг сердцевина кампании, что правильно подобранный и афористично сформулированный, он должен многократно повторяться и дойти до адресата.

  Но к сожаления Российская практика показывает, что лозунги наших кандидатов крайне бедны и повторяются с некоторыми изменениями.

  После того как стратегия кампании доведена до небольшого круга сторонников кандидата наступает этап её осуществления: составляется график кампании, одновременно готовиться предвыборная программа, и намечается её бюджет.

  Разработка графика кампании представлена ниже, поэтому необходимо остановиться на методах работы с избирателями.

Нет необходимости доказывать, что главным, и, пожалуй, единственным объектом избирательной кампании является Избиратель. Общение с ним трудоёмкая работа, требующая знания, как механизма политического выбора избирателя под воздействием объективных и субъективных факторов, так и ожиданий, настроений отдельных категорий избирателей. Необходимо выбрать средства общения с ни. Определить “каналы медиатизации” кандидата. Только после выполнения всех этих условий можно рассчитывать на победу кандидата на выборах.

§2 Выборы органов местного самоуправления: проблема технологичности.

  Как уже было сказано ранее избирательные технологии – это целая область знаний, поэтому у неё тоже есть своя теоретическая база исследований и литература. Рассмотрим несколько методологических примеров по их применению на уровне выборов депутатов местного самоуправления.

  В России выборы на местном уровне проходят ежегодно, поэтому все, не задействованные на федеральном или областном уровне выборов политтехнологи и “PRщики”, уходят на более низкий уровень политических баталий.

  В идеале избирательную кампанию лучше всего начинать за 6-8 месяцев до дня голосования. Только за этот период можно хорошо, грамотно и спокойно провести рекламу какого либо кандидата.

  Действующие депутаты начинают работу, по рекламированию себя в массах за полгода или год. Для этого у них есть много возможностей. Например, рассылка депутатских отчётов, поздравлений, календарей, проведение массовых встреч, где решаются проблемы населения; наконец, просто приём граждан по личным вопросам. Всё это разрешено действующему депутату избирательным законом. А человек, который только собирается баллотироваться кандидатом в депутаты, по какому либо округу, не имеет таких возможностей, но и в этом случае существует масса способов заявить о себе большой публике. Это может быть широко разрекламированная спонсорская помощь, какому либо социальному или культурному учреждению; простая благотворительность и есть ещё масса разнообразных методов заставить говорить о себе. Примером здесь может служить небезызвестный благотворительный фонд “Город”, руководимый Василием Кузнецовым. Широкая реклама этого фонда (особенно в Индустриальном районе города Перми), сделала лицо его председателя известным многим пермякам, что не в последнюю очередь сыграло роль в  победе В. Кузнецова на декабрьских выборах 2000г. в Пермскую городскую Думу по 5 избирательному округу. Кстати говоря, продолжающаяся реклама фонда “Город” и развешанные на остановочных комплексах красивые и яркие рекламные щиты с отчётами депутата В. Кузнецова, позволяют сделать следующий вывод. На будущих декабрьских выборах в Законодательное собрание Пермской области В. Кузнецов снова выдвинет свою кандидатуру по одному из городских округов.

  Но зачастую, даже при установившемся графике выборов, реальное выдвижение кандидата и создание избирательного штаба, происходит за 2-3 месяца до дня голосования. Это связано с несколькими причинами:

выбор избирательного округа;

незнание или неопределённость с основными, возможными конкурентами;

поиск политической, административной или финансовой поддержки;

нежелание кандидата заранее “раскрывать свои карты” и “наживать себе врагов”.

  Первое что необходимо сделать для достижения реальной победы кандидата – это создание чёткого плана избирательной кампании. В противном случае, кампания превращается в череду спонтанных импровизаций, как правило, неудачных, поскольку соперники обычно оказываются лучше подготовленными.

  В нашем случае план кампании должен сочетать в себе несколько общих элементов.

Анализ политической конъюнктуры и собственно избирательного округа с выявлением слабых, уязвимых мест кандидата и его сторонников и разработка стратегии кампании.

Составление графика кампании.

Подготовка программы (предвыборной платформы).

Создание структуры управления кампанией (формирование команды кандидата и штаб квартиры избирательного объединения).

Формирование бюджета кампании.

Разработка тактики кампании, включая методы работы с избирателями, пропагандистское обеспечение кампании, “медиатизацию” кандидата.1

  Рассмотрим некоторые пункты более подробно.

  Как уже было сказано ранее, реальная предвыборная кампания начинается за 2-3 месяца до дня голосования. Исходя из этого, можно представить примерный график работы штаба кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, который показан в приложении №1.

  Также  в приложении №2 показаны 2 основных варианта стратегии поведения в избирательной кампании и их возможные последствия. Они подходят как для работы штаба, так и для самого кандидата в его выступлениях и дебатах.

  Подготовка программы кандидата и его предвыборной платформы, безусловно, важный шаг и требуют к себе определённого внимания, ведь в случае победы кандидата на выборах ему придётся отвечать за свои слова и обещания. Но в тоже время не стоит тратить на их разработку много сил времени и ресурсов. Это связано, прежде всего, с исконно российскими причинами голосования.

  Истинно русский избиратель (в отличии, скажем, от электората Великобритании, где голосуют за кандидата представившего лучшую программу дальнейшего развития своей страны) обращает внимание на поведение кандидата и его харизму. Ярким примером чего могут служить общефедеральные выборы 1999 и 2000 годов, когда народ проголосовал за партию и президента, соответственно, не имеющих чётких политических программ развития России на ближайшие 4 года.

  Всё, что было задумано, создано, наконец, проанализировано, всё это останется только на бумаге: если не будет создана сплочённая команда, где каждый бы не только знал, отвечал и умел бы делать своё дело; но, и стремился бы к победе кандидата всей своей душой, привносил бы в кампанию новые идеи разработки по своей тематике. В приложении №3 показан идеальный вариант построения команды кандидата на выборную должность местного уровня. На практике некоторые должности и подразделения очень часто объединяются.

  Каждый член команды отвечает за свой круг работы и взаимодействует с остальными членами команды. Рассмотрим функции каждого из них.

Руководитель кампании с помощником

разрабатывает и осуществляет стратегический замысел кампании,

координирует и направляет работу команды,

анализирует ситуацию и вносит оперативные коррективы в программу.

Финансист – осуществляет сбор средств и их выделение.

Ответственный за печатную продукцию – проводит рекламных мероприятий, работа со СМИ.

Имеджмейкер – формирует соответствующий образ кандидата.

Доверенные лица – действуют по поручению кандидата, при согласовании своих действий с руководителем кампании.

Организатор – осуществляет подготовку и проведение всех мероприятий и акций.

Теоретик – разрабатывает программу и осуществляет подготовку различных текстов.

Стоит также отметить, что в команде есть структуры, отвечающие за работу с полевиками – агитаторами и занимающиеся чёрным “PRом”. Работа проходит в довольно сжатые сроки, поэтому зачастую при формировании штаба очень часто не хватает сотрудников, происходит совмещение двух или нескольких должностей одним человеком, не хватает времени для подготовки и написания полной и чёткой социально-демографической карты округа

Все эти факты влияют на создание и исполнение стратегического плана кампании.

  И последнее, но не менее важное – это разработка тактики кампании. Под разработкой тактики кампании подразумевается процесс рождения действий, шагов и элементов будущей кампании из огромного массива информации, грамотного её анализа, и всё это на базе найденных концепций, взращенных стратегий и стратегического планирования в целом. Тактическая часть плана должна описать, как будут реализовываться стратегические задачи, учитывать все контакты с избирателями, предвидеть затраты на кампанию. Она также должна детально описывать - когда и какие конкретные шаги предстоит сделать. Тактика – это распределение всех ресурсов.

  Если говорить, в общем, то выборы депутатов местных органов самоуправления имеют ряд особенностей.

  Во-первых, это один из самых низких уровней выборов представителей власти населением. Поэтому суммы, которые уходят на избирательные кампании кандидатов, довольно малы. Выборы получают меньшую огласку и избиратели, порой узнают за неделю до выборов, что скоро нужно избирать депутата местной Думы. Явка электората не всегда превышает необходимый барьер, поэтому выборы депутатов местного самоуправления часто совмещают с более высокими и соответственно широко разрекламированными выборами крупных государственных политиков. Если же говорить о густонаселённых районах крупных городов, то добавляется ещё несколько проблем. Это незнание рядовым избирателем кто баллотируется по его округу и поэтому он узнаёт имена кандидатов на пост депутата местного самоуправления только в момент голосования.

  Все перечисленные выше причины влияют на проведение предвыборных кампаний на низовом уровне. Задача избирательных штабов сделать за короткий промежуток времени легко узнаваемым лицо и фамилию кандидата, а также убедить электорат, что выбрать необходимо только их кандидата. Зачастую в ход идёт все, что только может позволить себе избирательный штаб и её руководитель. “Грязные технологии”, “чёрный PR”, и много других эпитетов слышно из уст работников конкурирующих штабов. Важно также отметить и обеспеченность предвыборных штабов профессиональными кадрами. Очень часто встречаются случаи, когда люди занимаются работой в этих штабах не понимая того, что они делают. Агитируют за кандидата студенты и школьники, которым абсолютно неинтересно выиграет ли их кандидат, им важно лишь одно – деньги. Профессиональные технологи говорят, что на выборах такого уровня, всегда стараются победить “нахрапом”, применяя все доступные методы и технологии за довольно короткий промежуток времени, что, конечно, сильно влияет на ход голосования. Большое количество избирателей или совсем игнорируют выборы, или голосуют против всех кандидатов.

18. Региональные особенности избирательной кампании

Часть 1. Особенности региональных выборов.

Демократические выборы являются важнейшей составляющей политической жизни современной России, определяя механизм формирования властных структур всех уровней и влияя практически на все сферы общества.

Региональные выборы активно «заявили о себе» начиная с 1994 года. Они имеют свою историю, в которой можно выделить два основных этапа, обусловленных особенностями законодательной базы. На первом этапе, начиная фактически с декабря 1994 года и заканчивая сентябрем 1997 года, региональные выборы проводились в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» и принятых на его основе региональных законов. Начиная с 1998 года выборы проводятся с учетом норм нового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также принятых в соответствии с ним региональных законов.

К типичной следует отнести практику совмещения региональных парламентских выборов с федеральными избирательными кампаниями, с выборами в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Выборы 2003 года депутатов Государственной Думы совпали с выборами депутатов городской Думы и Главы города.

Особый интерес представляют особенности электорального поведения на региональных выборах, особенно в сравнительном анализе.

В 2000 году наибольшая активность избирателей зарегистрирована на выборах губернатора Саратовской области – 75 процентов. Наименьшую активность проявили избиратели Владимирской области – 34 процента, таким образом, разница в активности избирателей весьма существенная – более чем в два раза.

Самый высокий процент избирателей, голосовавших против всех кандидатов, – 20,3 – зафиксирован на выборах в Саратовской области, в Коми-Пермяцком автономном округе – 17,8 процента (на основных выборах), в Курской области – 12,3 процента. Причина, видимо, в том, что в этих регионах были сняты с регистрации основные претенденты на победу в выборах.

Основные проблемы, характерные для региональных выборов.

Первый блок общих проблем связан с предвыборной агитацией.

Анализ нарушений законодательства о выборах в этой сфере показывает, что наиболее часто допускаются нарушения, связанные с оказанием предпочтения определенным зарегистрированным кандидатам. Обычно при этом игнорируются нормы закона, согласно которым эфирное время и печатная площадь для агитационной деятельности должны оплачиваться исключительно через избирательные фонды. Все это, к сожалению, имело место в абсолютном большинстве регионов.

Например, в Брянской, Владимирской, Псковской областях, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе и других регионах политтехнологи некоторых избирательных штабов претендентов на должность главы исполнительной власти «учредили» так называемые газеты-однодневки, которые активно включились в избирательную кампанию, нарушая ряд законодательных требований. Кстати, в той же Брянской области отмечено возникновение газет-«двойников» – позаимствован, очевидно, опыт «подсадных» кандидатов.

В целом следует отметить, что в условиях, когда финансовое неблагополучие значительной части средств массовой информации делает их зависимыми от политических интересов высокопоставленных чиновников или финансово-промышленных групп, печать, радио и телевидение нередко используются как орудие предвыборной борьбы.

Второй блок проблем состоит из двух составляющих: собственно процесса финансирования и контроля за процедурами привлечения денежных средств в избирательные фонды, их расходованием и отчетностью.

Практика свидетельствует, что в бюджетах субъектов Российской Федерации, как правило, предусматриваются средства на проведение выборов. Но эти средства избирательные комиссии не всегда получают своевременно и в полном объеме.

Третий блок общих проблем региональной избирательной практики связан с состоянием законодательной базы.

В целом законодательная база обеспечивала реализацию всех избирательных действий.

Тем не менее региональные выборы наглядно продемонстрировали, что в избирательных законах ряда субъектов Российской Федерации все еще содержатся положения, противоречащие федеральному законодательству. Отмечены такие недостатки, как нарушение порядка назначения выборов, в частности, неустановление конкретного календарного выходного дня, на который должны быть назначены очередные выборы, и несоответствие порядка осуществления данного избирательного действия требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Кроме этого, выявлены пробелы в законодательстве, которые могут повлечь правовую неопределенность при подведении итогов выборов.

В законах 22 субъектов Российской Федерации противоречащие федеральному законодательству нормы связаны с установлением количества собираемых в поддержку кандидата подписей избирателей, порядком их сбора, проведением проверок подписных листов.

В законах 20 субъектов Российской Федерации многочисленные нарушения касаются регламентации участия в выборах избирательных объединений и блоков.

Существенным изъяном законов 10 субъектов Российской Федерации явилось несоблюдение установленного срока выдвижения кандидатов.

Все это означает одно: предстоит большая работа по приведению избирательного законодательства значительного числа субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством.

Четвертый блок проблем связан с ростом количества жалоб и обращений в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в ходе региональных выборов.

Согласно имеющейся информации в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в ходе выборов поступало в среднем от 20 до 50 обращений. Вместе с тем есть основания полагать, что «забрасывание» избирательных комиссий многочисленными жалобами, обращениями, запросами – это одна из новых так называемых избирательных технологий. Ее цель очевидна – помешать эффективной правоприменительной деятельности избирательных комиссий. Так, в избирательные комиссии Брянской, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Ульяновской областей таких обращений поступило свыше 200. А на заседаниях Избирательной комиссии Удмуртской Республики в ходе избирательной кампании по выборам Президента Удмуртской Республики было рассмотрено 369 обращений.

Основные задачи, которые предстоит решать организаторам выборов в ближайшее время:

1. Совершенствование правоприменительной практики.

Речь идет о том, чтобы мобилизовать все силы на борьбу с правонарушениями в ходе избирательного процесса, прежде всего в финансовой сфере, а также при проведении предвыборной агитации.

2. Развитие федерального законодательства о выборах и референдумах.

В этом плане необходимо прежде всего законодательно урегулировать деятельность политических партий, участвующих в избирательном процессе. И здесь, как известно, «лед тронулся». Государственная Дума приняла внесенный Президентом страны проект Федерального закона «О политических партиях».

3. Совершенствование регионального законодательства и обеспечение его соответствия федеральному.

Здесь определяющим должен быть вклад избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Именно они «изнутри» знают ситуацию, на практике сталкивались с коллизиями, связанными с «законодательными ошибками».

4. Развитие новейших информационных технологий, автоматизация основных избирательных процессов.

Одно из перспективных направлений совершенствования избирательного процесса – автоматизация избирательных участков, что позволит гарантировать открытость и прозрачность выборов, значительно ускорит процесс подведения предварительных итогов голосования, повысит точность подсчета голосов, а в итоге – укрепит доверие к результатам выборов.

Эта важная государственная задача может быть решена с помощью комплекса обработки избирательных бюллетеней. Определенный опыт у нас имеется. В прошлом году сканеры применялись на президентских выборах в городах Москве, Вологде и Череповце.

Модели проведения выборов в регионах

Говоря о моделях проведения избирательных кампаний, можно выделить две доминирующие модели.

Преимущественно используются - военная (или командная) модель проведения выборов, наиболее успешно реализуемая на региональном уровне. Очевидно, что она будет выглядеть все более предпочтительной в связи с желанием Кремля выстроить вертикаль власти в регионах. В ближайшее время эта модель, очевидно, будет реализована в Республике Ингушетия и в Республике Тыва. Можно привести и другие примеры.

Эта модель предполагает:

  •  опору на ключевые фигуры в области региональной политики, бизнеса, профсоюзов, силовых структур и как бы включение их в единую команду;
  •  широкое использование административного ресурса в целях управления деятельностью избирательных комиссий, подкупа избирателей, манипулирования голосами избирателей, включая подтасовку результатов выборов в отдельных случаях;
  •  ограничение доступа к информации о кандидатах и программах (они формулируются в самых общих чертах и полны обещаний);
  •  при сохранении важности использования всех СМИ опора делается преимущественно на субсидируемые местными или федеральными властями, при этом просматривается стремление полностью подчинить СМИ своему влиянию. Например, происходит смена руководителя, как в случае с ГТРК «Ингушетия», на время выборов;
  •  при важности использования телевидения основное внимание уделяется печати как СМИ, исключающему возможность неоднозначного толкования публикуемых материалов.

Именно реализация данной модели позволяет говорить о предсказуемости выборов, в которых побеждают преимущественно действующие главы регионов, обладающие уникальными возможностями для создания «эффективной команды» на основе аккумулирования административного ресурса. В то же время воплощение этой модели в жизнь характеризуется как «грязные выборы», где господствует «черный пиар», который в данных условиях остается единственным оружием противоборствующей стороны. Необходимо отметить, что все последние изменения законодательства, регулирующего работу СМИ во время выборов, направлены на внедрение и укрепление командной модели, в рамках которой СМИ лишены какой-либо значимой самостоятельной роли.

В ряде регионов командной модели с разной степенью эффективности и с учетом российской специфики противостоит коммерческая модель проведения и освещения СМИ предвыборной кампании. Не предполагает жесткой предсказуемости выборов и оставляет место для состязательных моментов в ходе предвыборной гонки. Реализация данной модели позволяет кандидату, используя поддержку владельцев коммерческих СМИ и ресурсы финансово-промышленных групп, с помощью телевидения и радио напрямую обращаться к избирателям.

Основными отличиями коммерческой модели являются:

  •  опора на сильную пиаровскую команду;
  •  слияние административного и финансового ресурсов;
  •  активное использование политической рекламы;
  •  перенос акцентов с программ кандидатов (иногда они вообще отсутствуют) наличные качества кандидатов (об этом, в частности, свидетельствует исследование нижегородского социолога А.Н. Жмырикова).

Необходимо отметить, что при реализации данной модели СМИ играют ключевую роль, поскольку:

  •  вовлечение владельцев СМИ в политическую орбиту кандидата является важнейшим моментом, обеспечивающим во многом его победу;
  •  возрастает манипулятивная роль СМИ в целом;
  •  телевидение используется как основное СМИ.

Несмотря на очевидные недостатки, связанные с манипулятивной ролью СМИ, в то же время в условиях жесткого законодательства РФ, препятствующего прессе в настоящее время активно участвовать в обсуждении программ кандидатов в интересах избирателей, данная модель выглядит предпочтительнее командной. Но именно против нее сегодня активно выступают сторонники укрепления вертикали власти.

Технологии

Анализируя региональные предвыборные кампании, можно констатировать, что никаких новых «грязных» технологий изобретено не было. Прошли они значительно «чище», чем в другие годы. Было меньше черного PR. Избиратели разных областей продемонстрировали нежелание воспринимать его. Получилось так, что победу на выборах одерживали как раз те кандидаты, на которых больше всего было вылито компромата. Так произошло в Тюменской, Брянской, Пермской областях.

Стали недопустимы такие технологии, перешедшие из психологии, как перевод агрессии на другой объект (раньше, к примеру, источником всех бед был федеральный центр). Исчез страх как побудительный момент - если не выберем этого, - будет только хуже.

Анализ технологий позволяет сделать выводы о том, какие приемы уместно и эффективно применять в будущем:

  •  более цивилизованные, а не грубые;
  •  подача информации должна быть более творческой, более качественной, не вызывающей;
  •  очень важно обращать внимание на этические аспекты ведения предвыборной кампании;
  •  всю работу должны выполнять только профессионалы.

При нынешней ситуации беспроигрышная стратегия по одномандатным округам в провинции такова:

1. Ищешь деньги (примерно 1 доллар на избирателя).
2. Договариваешься о поддержке с администрацией своего округа.
3. Выдвигаешь кандидатуру.
4. Выигрываешь выборы.

Остальное по принципу «не завалить». Скучно и неинтересно. И так будет продолжаться до тех пор, пока в России не перестанут игнорировать вопросы правовой культуры граждан и повышения электоральной активности избирателя.

Рассмотрим особенности региональных выборов.

  1.  Выборы в органы власти субъектов Российской Федерации в последние несколько лет отличались от предыдущих кампаний наличием опыта практически у всех участников избирательных действий.
  2.  Активностью действий большинства избирательных штабов кандидатов, в которых немаловажную роль играют специалисты политических технологий. Разнообразные, нередко агрессивные действия политтехнологов стали еще рельефнее, подчеркивают профессионализацию участников избирательного процесса, в том числе российских избирателей.
  3.  Возросшей ролью предвыборной агитации.
  4.  Немалым числом конфликтных ситуаций и, соответственно, усилением роли судов при разрешении избирательных споров.

5. Четко прослеживается и возрастающее влияние финансовых факторов на стратегию и тактику предвыборных действий кандидатов, избирательных объединений и блоков. Этот фактор представлял собой, с одной стороны, существенное условие обеспечения эффективной избирательной кампании, а с другой – порождал новые проблемы, связанные с выяснением законности получения и расходования денежных средств на цели избирательной кампании.

6. «Управляемые» выборы. Регионы испытывают большое влияние центра. В результате в большинстве регионов к власти пришли фигуры, либо изначально представляющие интересы Кремля, либо те, кто сумел договориться с федеральным руководством в процессе выборов. В связи с этим выборы отличались большой предсказуемостью результатов.

7. Значительные средства тратятся на проведение PR-кампаний. Часть региональных лидеров к участию в своей избирательной кампании привлекает не только местные средства массовой информации, но и центральные. Более грамотно проводятся PR-кампании с привлечением большого числа ресурсов. К работе привлекаются, как правило, профессионалы, имеющие большой опыт ведения кампаний.

Часть 2. Содержание избирательной кампании (в общем)

1.Назначение выборов

2. Выдвижение кандидата

Наряду с этим - выдвижение дублера (кандидата, не имеющего не только устойчивых, но даже ситуативных электоральных групп). Задачи: «Раскалывание» электората. Подстраховка на случай «снятие всех». Возможности «слива» непроверенных данных, нанесение беспокоящих ударов. Умножение «белого» избирательного счета, дополнительных газетных площадей и эфирного времени. Лишение противника возможности быть в избирательном списке первым (последним). При наличии более 9 соискателей, избиратели получают объем информации, превышающий функциональные возможности сознания. Наступает «перегрузка сознания» - актуализируются бессознательные установки по поводу претендентов.

3. Регистрация кандидата

На этом этапе осуществляется сбор подписей, что позволяет использовать заполнения подписных листов как дополнительную агитацию. Рассылка писем-благодарностей избирателям за подпись в поддержку кандидата. Проведение пресс-конференции по поводу регистрации Кандидата. Заявление Кандидата о принципах ведения избирательной кампании.

4. Кандидат

Работа с личностью кандидата. Анализ социально-психологического портрета (имиджа) кандидата. Коррекция, в случае необходимости, официальной биографии (базового биографического текста). Определение мотивации на занятие выборной должности. Обработка перечня добрых дел, рассказ о личных достижениях кандидата в избирательном округе. Отслеживание доведения до избирателей предвыборной Программы. Выработка аргументов «за» кандидата.

5. Команда кандидата

Заявление лидеров общественного мнения о поддержке кандидата.

Отработка функциональной схемы взаимодействия внутри команды кандидата. Обучение команды, командный тренинг (совместное выполнение заданий, проработка и реализация PR-акций, проведение информационной политики, подготовка информационных и рекламных материалов, тематические семинары по конкретным навыкам). Организация командной работы. Консультационная работа с населением.

6. Консультанты

Презентационная встреча. Беседа-объяснение нашего подхода к организации избирательных кампаний: «Кто мы, откуда будем и что умеем. Уяснение: что от нас возможно получить, а что бесполезно и спрашивать». Отличительные особенности:

 Наше технологическое кредо:

  •  модельные, активные технологии, построение по принципу технологических модулей, которые наполняются индивидуальным содержанием на основе анализа конкретной ситуации:
  •  создание рабочего контура: Институт (теоретическая, программная, сценарная, текстовая работа), PR-агентство (исследования, штабная, полевая работа, акции), Рекламное агентство (рекламные продукты, тиражирование, размещение в СМИ);
  •  мы находим и используем известные нам, иногда только нам, средства для достижения целей, которые политики ставят сами;
  •  контроль эффективности путем регулярного мониторинга качественных и количественных тенденций;
  •  представление отчета строго конфиденциально, в руки заказчику.

 Наше профессиональное кредо: взаимодействие и высокий общий результат - привлечение опытных специалистов по всем основным направлениям работы, совместная, с верными соратниками Кандидата, реализация проектов, обучение членов команды современным PR-технологиям. Включение технологических возможностей на 100% всегда, а ресурсных - в зависимости от контракта.

 Наше авторское кредо:

  •  нетрадиционные авторские методики;
  •  упор на рациональные аргументы. Нам не нужно вызывать любовь клиентов, мы к этому не стремимся - нам нужно понимание и доверие к нашему профессионализму. Если такого доверия нет и возникают сомнения в наших возможностях - не стоит с нами иметь дело. В стране более 100 PR-агентств, и, пожалуй, десяток вполне приличных. (Ну, может быть, чуть поменьше.) Нам не нужен заказ любой ценой. Выбирайте, и дай вам Бог удачи!

 Приглашение на работу Заказчиком

  •  Согласование и уточнение позиций с Заказчиком. С наличием уже принятых заказов, готовы обсуждать: кампания «под ключ», закрытие направления полностью, частичное участие, неучастие в направлении вовсе. Автономность работы, исполнение вне общей концепции дает нулевой эффект. Представление образцов многолетнего успешного практического опыта. Демонстрация возможностей по контролю за деятельностью консультантов.
  •  Рынок политического PR и его специфика. Критерии эффективного выбора PR-команды. Соотношение цена/качество.
  •  Структурирование и организация работы консультантов штаба. Стратегическое планирование и руководство реализацией ключевых мероприятий.
  •  Мы ничего не забыли - эти работы возможны, хотя и нелюбимы. Будет договоренность - сделаем, не будет - не очень огорчимся.

7. Предвыборная агитация. Встречи кандидата с избирателями

Составление Программы личной активности кандидата (графика, плана встреч кандидата с ключевыми персонами избирательного округа, с самыми крупными и стратегически важными коллективами, в крупнейших населенных пунктах округа) на месяц (на неделю» Оптимизация графика встреч кандидата с избирателями.

Продолжение проведения официальных встреч. Неофициальные встречи Кандидата.  Проведение встреч с конкурентами (определение позиций).

8. Предвыборная агитация. Работа агитаторов

9. Предвыборная агитация. СМИ

Анализ существующей в избирательном округе системы СМИ, публикаций в СМИ, сбор информационного досье из открытых и служебных источников информации. Расчет информационной заполняемости СМИ. Контент-анализ СМИ. Определение дружеских и оппозиционных СМИ. Составление списка СМИ для использования в избирательной кампании. Выбор журналистов, ориентированных в избирательной кампании. Изучение возможностей поддержки в федеральных СМИ, местных возможностей по изготовлению и размещению материалов. Организация взаимодействия с журналистами, редакторами СМИ (подготовка и распространение пресс-релизов, проведение пресс-конференций, организация неформальных контактов, пресс-туров журналистов федеральных СМИ в регион, бал региональной прессы). Работа пресс-секретаря. Надежные контакты с центральными каналами.

Информационный менеджмент в ходе избирательной кампании. Проведение последовательной информационной политики по освещению деятельности кандидата в интересах жителей региона. Подготовка и размещение имиджевых материалов в федеральных печатных и электронных СМИ. Последующее дублирование в региональных, местных СМИ. Создание информационных Поводов, связанных с перспективами и проблемами округа, для привлечения внимания федеральных СМИ к деятельности Лидера. Календарь имеющихся информационных поводов, организация ньюс-мейкинга. План создания специальных информационных поводов. Разработка системы информационных поводов, связанных с деятельностью Кандидата в регионе в контексте происходящих социальных, политических, культурных событий.

Заполнение информационного пространства. Создание портфолио. Изготовление и размещение информационных и рекламных материалов.

+ использование всех медиаканалов по максимуму, не забыть об участии в жеребьевке времени.

10. Предвыборная агитация. Наглядная агитация, политическая реклама, изопродукция

Слоган кампании. Наглядная агитация. Массированный выброс листовок и плакатов.

11. Предвыборная агитация. Акции

Перечень хороших сообщений. Подготовка поэтапного плана-графика работ по реализации стратегии PR-кампании (план PR-акций). Подготовка и проведение конкретных PR-акций: «Пробное голосование», «Рейтинг кандидата», «Социальный заказ», «Вчера воин - сегодня абитуриент», «Инвалид», «Референдум». Тематические проекты. Приглашение избирателей на выборы.

12. Кампания. Стратегия кампании

Определение основных требований избирателей. Настройка кандидата на волну стремлений граждан. Артикуляция и агрегация кандидатом основных чаяний избирателей. Обратная связь с избирателями: специальная информация, получаемая специалистами (социологами); информация от агитаторов, информация на встречах от избирателей, обращения в штаб и в общественные приемные, письма кандидату, письма в СМИ о кандидате. Методы: социология; ощущения после встреч с избирателями - сторонников прибавилось (убавилось, осталось по-прежнему). Определение наиболее вероятных конкурентов и сбор информации о них. Разработка стратегии и тактики по отношению к зарегистрированным конкурентам. Анализ возможностей взаимодействия с местными некоммерческими организациями. Предварительная смета расходов на проведение избирательной кампании. Имиджевая стратегия. Электоральная стратегия. Стратификация электората и выделение конкретных территорий. Главная тема избирательной кампании. .

13. Антикризисное сопровождение избирательной кампании

Контрпропаганда и специальные технологии (функции, мероприятия) в современных избирательных кампаниях. Организация контрмероприятий, проведение специальных акций (при необходимости). Отслеживание деятельности, направленной на поддержание негативного образа оппозиционеров. Нейтрализация действий конкурентов, отражение контрпроектов. Сбор и архивирование оперативной информации о развитии ситуации и потенциальных конкурентах. Фиксация слоганов, слухов, мифов, анекдотов, появившихся в ходе кампании.  

14. Аналитическое сопровождение избирательной кампании

Формы сбора и анализа информации об избирательном округе. Анализ стартовой ситуации (ситуации на момент начала работы, на поствыборный момент, на межвыборный момент). Проведение экспертной диагностики. Исследование социально-экономической ситуации в регионе. Аналитическая диагностика общественно-политического фона. Электоральный паспорт округа. Каталог (расклад) политических сил в округе. Изучение установок избирателей и их ожиданий по отношению к кандидату. Предварительный анализ ресурсов. Оценка шансов кандидатов.  

15. Правовое (юридическое) сопровождение избирательной кампании

Контроль за правомерностью действий и за соблюдением законодательства. Подписание договоров. Работа с административными органами, с избирательными комиссиями на всех этапах избирательной кампании: составление списков избирателей; создание избирательных комиссий; создание избирательных округов (участков).

16. Финансовое сопровождение избирательной кампании

Формирование избирательного фонда кандидата. Фаундрайзинг. Спонсоры. Утверждение бюджета кампании. Внесение избирательного залога. Финансовое обеспечение и учет. Бухгалтер.

17. Персональное (индивидуально-психологическое) сопровождение кандидата

Психологическая корректировка поведения кандидата в ходе встреч с избирателями и выступлений в СМИ и др. Эмоциональная, психологическая поддержка, антистрессовая терапия. Антикризисное сопровождение кандидата.

18. Организация голосования, подсчет голосов избирателей

19. Опубликование результатов выборов

Содержание избирательной кампании (методическая схема)

1 А.И. Ковлер. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт.//1995 с.39.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41925. Дослідження діодних обмежувачів і діодних формувачів 2.32 MB
  Вимірювання рівня обмеження напруги в схемі послідовного діодного обмежувача. Складаємо схему: осцилограми вхідної і вихідної напруги максимальне значення амплітуди вхідної напруги Umx вх=99543 В; максимальне значення амплітуди вихідної напруги Umx вих=84176 В; рівень обмеження напруги ≤ 49111мкВ; Експеримент 2. Вимірювання рівня обмеження напруги в схемі послідовного діодного обмежувача із зсувом. Складаємо схему: а Вимірювання рівня напруги при позитивному зсуві.
41926. Дослідження біполярного транзистора (БТ) 714.61 KB
  Визначаємо Іб для визначених значень Uбэ Uкэ які ми виставляємо за допомогою джерел енергії. Результати заносимо до таблиці 2.3. За даними таблиці будуємо графік Іб(Uбэ). Оскільки при зміні Uкэ значення Iб не змінюється при незмінному Uбє будемо мати один графік.
41927. Дослідження схем включення біполярних транзисторів (БТ) в посилювальних каскадах 1.04 MB
  Мета роботи: Дослідження посилю вальних каскадів на БТ. Результаты экспериментов Эксперимент 1. Исследовать схему включения транзистора с ОЭ.Схема експерименту Осцилограма вхідного і вихдного сигнала зображена на рис.1
41929. Створення малюнків за допомогою геометричних фігур 93.51 KB
  Актуалізація опорних знань Види геометричних фігур. Створення малюнків за допомогою геометричних фігур. Назвіть відомі вам геометричні фігури.
41931. Принцип дії та будова мікропроцесора 365.03 KB
  strtup Запуск програми mov BX vr1 – команда копіювання vr1 в BX mov DL vr2 – команда копіювання vr2 DL mov DH 0 – команда копіювання 0 в DH mov X 0 – команда копіювання 0 в X dd X BX – команда додавання DX до X dd X DX – команда додавання DX до X mov result X команда копіювання АХ в result . mov BX vr1 – команда копіювання vr1 в BX mov DL vr2 – команда копіювання vr2 DL mov DH 0 – команда копіювання 0 в DH mov X 0 – команда...
41932. Нахождение корней уравнения в MathCad на интервале [-2.5;2.5] 146.34 KB
  Тема: Нахождение корней уравнения в MthCd: на интервале Цель работы: нахождение корней уравнения в программе MthCd с использованием встроенных функций root polyroots символьного решения. Задание: 1 Нахождение корней уравнения в программе MthCd с использованием встроенной функции root.
41933. Выполнение действий с матрицами в программе MathCad 69.08 KB
  Задание: 1 Создать матрицы. 3 Найти ранг матрицы А ранг матрицы наибольший порядок минора этой матрицы который отличный от нуля: rnk. 4 В символьном виде выполнить транспонирование матрицы В т. заменить местами строки и столбцы матрицы В.