18951

Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации Радио появилось именно в то время когда человечество стало нуждаться в предельной оперативности информации: глобальные потрясения изменившиеся в начале столетия административный ментальны...

Русский

2014-12-19

37 KB

8 чел.

Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации

Радио появилось именно в то время, когда человечество стало нуждаться в предельной оперативности информации: глобальные потрясения, изменившиеся в начале столетия административный, ментальный и политический лик Земли – социальная революция в России, первая мировая война, - затронули все слои населения.

В 60-х годах начала складываться стабильная система радиовещания.

Перестройка изменила не только политические и экономические основы общества, и сложившуюся систему СМК. К государственным радиостанциям добавились частные, независимые, которые вещают в УКВ и FM- диапазонах. Помимо информационного вещания появилось и музыкальное. Радио стало одним из видов бизнеса.

  Радио возможно слушать, занимаясь чем угодно, - оно заняло прочную нишу в системе отечественных СМИ. Кстати, музыкальный эфир подарила Франция – первые станции «Европа +» и «Ностальжи» представляют собой совместные российско-французские проекты.

Информационное вещание представлено национальными каналами («Радио России»; «Маяк»; «Радио-1»), которые вещают как на средних, так и на коротких волнах, а также по проводам; FM-радиостанция, среди которых редки информационные (“Эхо Москвы”), а на остальных информация представлена в виде коротких выпусков.

Очевидно, что центральные каналы обладают всей кадровой и технической мощью, необходимой для 18-24-часового информационного вещания.

Музыкальная радиостанция – это радио, которое работает по мировым принципам: 80% музыки, 10% информации, 10% рекламы. Программу на день в соответствии с форматом станции составляет компьютер, который и помогает ведущему, или ди-джею. На «Европе +» действует золотое правило: Индивидуальность ведущего вторична, имидж станции – первичен. На радиостанции «Эхо Москвы» подчеркнуто нейтральное отношение к подбору информации, эфир этой станции всегда живой – во всех смыслах. Несколько человек могут говорить, одновременно, спорить, удаляться от темы – все это создает эффект нормального человеческого общения, что является очень привлекательным для слушателей.

Сейчас используются практически все диапазоны радиоволн, стали реальностью передачи со стерео- и квадрозвучанием. Новые технические средства дают возможность пересылать огромные объемы информации за считанные секунды.

Цифровая запись звука позволяет добиться высочайшего качества звучания. Появились новые средства записи и воспроизведения, например, лазерные диски.

Специфика радио связана с необходимостью использовать кроме устного слова шумы, музыку и другие звуковые эффекты. Разнообразная аудитория слушателей позволяет выбирать подход и направления радиовещания для достижения необходимых результатов.

Генеральный директор ЗАО «Радиостанция «Открытый город» А. Михайлов так характеризует особенности труда на радио: «…Важны и мысль, и слово, и интонация, и вообще любые звуки. Одна упущенная мысль может сделать неинтересной для слушателя всю передачу. Поэтому ведущий должен держать под контролем внимание слушателей, уметь привлечь их к своей передаче и держать возле приемников». [4, 235]

Особенность работы на радио предопределила и специфику используемых жанров. На музыкальных радиостанциях, ориентированных на молодежь, ПР-специалисты могут использовать короткие информации о событии, действии, персоне и т.д., чаще всего группирующиеся по темам и читающиеся ди-джеями в пятиминутном блоке новостей. На информационных радиостанциях средством воздействия на аудиторию ПР-специалисты чаще всего используют радиорепортажи и радиоинтервью, в которых нередко принимают участие корреспондент, ведущий и интервьюируемое лицо (р/с «Югра»).  

Таким образом, для привлечения большего числа заинтересованных лиц той или иной информацией ПР-специалисты могут использовать различные радиостанции, в зависимости от своих целевых аудиторий и поставленных задач. Это не только может гарантировать высокий коэффициент получения и обработки «нашей» информации слушателями, но и сохранит лишний рубль.

Особенности радио

Понятие языка выходит на 1-ое место, т.к. это единственное средство воздействия на слушателя.

Важна функция автора.

Хроникальная заметка в выпуске новостей призвана констатировать факт, цель корреспонденции – не только сообщить о чем-то, но и дать его осмысление. Наиболее емкий жанр радиожурналистики – беседа, ее цель – разъяснение определнных проблем современности.

Свойства радио:

1. акустичность, где основное средство выражения – музыка, речь, шумы. Основное средство воздействия – звучащее слово.

                           2. однотипность речевого общения – т.о., у радио высока агитационная возможность.

                           3. дистантность речевого акта + отсутствие зрительности.

                           4. синхронность – восприятие речи в момент ее произнесения. Не забывать о теории Шеннона6 «Чем больше мы говорим, тем меньше нас слушают».

                           5. вездесущность – массовость.

Основные единицы радио: формат (зависит от аудитории), ведущий эфира (ди-джей), программы, джтнглы.

Преимуществом радио является оперативность. Радио в большей степени воздействует на чувства, чем на разум, так как его воспринимают в качестве "фона" к обычным повседневным занятиям. Недостатком является слабая запоминаемость радиопередач. Ориентированность исключительно на устное восприятие – это первая и главная особенность радиовещания.

РадиоPR может иметь разные формы. Наиболее распространенными из них являются:
1.
PR-сообщения, которые обычно читает один или два диктора в перерывах между отдельными передачами.
2. призыв (слоган).
3.  беседа двух и более лиц, цель которой ознакомить слушателей с содержанием какой-то концепции при помощи неосведомленного собеседника.
4. Выступление по радио авторитетного лица.
5. Советы радиослушателям.
6. Песня с рекламным содержанием, которая может звучать в перерывах между передачами (например, Газманов о «Единой России»)
7. конкурс.

Как   любое средство массовой информации радиовещание имеет своей целью передачу сообщений аудитории, предаются они с помощью языка (речи), а следовательно подчиняются законам речевой коммуникации. Причем в отличие от других СМИ радио более всего подчинено этим законам, потому что его запас выразительных средств ограничен, а основное - устная речь. С точки зрения теории речевой коммуникации или риторики  любое высказывание состоит из 5ти частей: замысла, цели, формальной установки, собственно содержания и образа адресата. При отсутствии или неадекватности остальным какого-либо из этих элементов, сообщение не считается состоявшимся. Эти 5 элементов обязательно присутствуют в любом журналистском произведении  в прессе, на радио, на телевидении или в Интернете. Об этом надо помнить и PR-специалисту.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32793. Основной вопрос философии и его 2 стороны. Исторические формы материализма и идеализма 16.65 KB
  Основной вопрос философии и его 2 стороны. Центральная мировоззренческая проблема об отношении человека к миру конкретизируется в философии как вопрос об отношении мышления к бытию об отношении идеального и материального. Этот вопрос является основным вопросом философии т. Крупнейший представитель немецкой классической философии И.
32794. Исторические этапы развития мировой филосовской мысли. Основные филосовские принципы и исторические типы филосовствования 14.95 KB
  В истории философской мысли также выделяются основные типы философствования философского анализа. В античности созерцательный тип философствования проявился в натурфилософии философии природы а в Древнем Китае в принципе недеяния т. 2Умозрительный тип философствования это способ теоретического постижения действительности основанный на отвлеченных логических построениях не связанных с опытными данными. Ярким примером умозрительного типа философствования являются доказательства существования Бога в учении Ф.
32795. Особенности Древнеиндийской философии. Её основные направления 17.32 KB
  В развитии культуры Древней Индии можно выделить два основных периода: 1ведический предфилософский сер. связанный с переселением на территорию Древней Индии арийских племен. Культура Древней Индии в целом и философия в частности возникла и развивалась в условиях кастовой организации общественной жизни патриархальных традиций и власти деспотического государства. Основным культурным источником философии Древней Индии стала ведическая литература.
32796. Особенности Древнекитайской философии и её основные направления 17.69 KB
  В этот период создавались важнейшие философские школы оказавшие огромное влияние на общественную мысль китайского общества: конфуцианство даосизм моизм легизм и др. б даосизм как онтологическое учение его наивнодиалектический характер. Основателем даосизма является мудрец Лаоцзы VI V вв. Его главный труд Даодэцзын Книга о Дао и Дэ.
32797. Античная философия: этапы развития и характерные черты. Первые греческие мыслители 22.71 KB
  Античная философия: этапы развития и характерные черты. Античная философия возникла в Древней Греции в середине I тысячелетия до н. В центре внимания философии данного периода проблемы природы космоса в целом; 2классическая греческая философия учения Сократа Платона Аристотеля V IV вв. Главное внимание здесь уделяется проблеме человека его познавательных возможностей; 3философия эпохи эллинизма III в.
32798. Философия Платона, Теория познания Платона 14.35 KB
  Наиболее известные диалоги Платона: Государство Пир диалоги Софист и Федр посвящены проблеме души Тимей вопросу возникновения Космоса Протагор проблеме добродетели. Человек по Платону единство души и тела которые в то же время противоположны. Смертное тело только тюрьма для души оно источник страданий причина всех зол; душа гибнет если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих страстей. Стимулом к совершенствованию души является любовь к прекрасному.
32799. Философия эпохи эллинизма, ее основные направления 14.57 KB
  На развитие античной философии значительное влияние оказал распад империи А. Неоплатонизм получил распространение в период когда античный способ философствования уступал место философии основанной на христианской догматике. Это последняя попытка решить задачу создания целостного философского учения в рамках дохристианской философии. Главное отличие от философии Платона заключается в том что мир идей Платона это неподвижный безличный образец мира а в неоплатонизме появляется активное мыслящее начало Ум.
32800. Вклад Аристотеля в развитие мировой философской культуры (учение о материи и форме). Учение о душе 13.19 KB
  Аристотель 384 322 гг. Аристотель считается величайшим энциклопедистом древности и систематизатором всех философских и научных знаний накопленных до него в области логики физики биологии психологии этики экономии искусствознания и др. Высоко оценивая Платона Аристотель подверг его идеалистическое учение серьезной критике Платон мне друг но истина дороже. Аристотель формулирует свое представление о бытии.
32801. Условия формирования западноевропейской философии в Средние века. Роль христианства в развитии культуры 15.27 KB
  Условия формирования западноевропейской философии в Средние века. Этапы развития и характерные черты средневековой философии. В развитии философии Средних веков можно выделить несколько основных этапов: 1 апологетика II IV вв. В этот период не было создано философских систем но был намечен круг вопросов ставших центральными в средневековой философии: о Боге и соотношении Бога и мира о сотворении мира и структуре мироздания о сущности человека и его месте в мире; 2 патристика V IX вв.