18951

Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации Радио появилось именно в то время когда человечество стало нуждаться в предельной оперативности информации: глобальные потрясения изменившиеся в начале столетия административный ментальны...

Русский

2014-12-19

37 KB

5 чел.

Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации

Радио появилось именно в то время, когда человечество стало нуждаться в предельной оперативности информации: глобальные потрясения, изменившиеся в начале столетия административный, ментальный и политический лик Земли – социальная революция в России, первая мировая война, - затронули все слои населения.

В 60-х годах начала складываться стабильная система радиовещания.

Перестройка изменила не только политические и экономические основы общества, и сложившуюся систему СМК. К государственным радиостанциям добавились частные, независимые, которые вещают в УКВ и FM- диапазонах. Помимо информационного вещания появилось и музыкальное. Радио стало одним из видов бизнеса.

  Радио возможно слушать, занимаясь чем угодно, - оно заняло прочную нишу в системе отечественных СМИ. Кстати, музыкальный эфир подарила Франция – первые станции «Европа +» и «Ностальжи» представляют собой совместные российско-французские проекты.

Информационное вещание представлено национальными каналами («Радио России»; «Маяк»; «Радио-1»), которые вещают как на средних, так и на коротких волнах, а также по проводам; FM-радиостанция, среди которых редки информационные (“Эхо Москвы”), а на остальных информация представлена в виде коротких выпусков.

Очевидно, что центральные каналы обладают всей кадровой и технической мощью, необходимой для 18-24-часового информационного вещания.

Музыкальная радиостанция – это радио, которое работает по мировым принципам: 80% музыки, 10% информации, 10% рекламы. Программу на день в соответствии с форматом станции составляет компьютер, который и помогает ведущему, или ди-джею. На «Европе +» действует золотое правило: Индивидуальность ведущего вторична, имидж станции – первичен. На радиостанции «Эхо Москвы» подчеркнуто нейтральное отношение к подбору информации, эфир этой станции всегда живой – во всех смыслах. Несколько человек могут говорить, одновременно, спорить, удаляться от темы – все это создает эффект нормального человеческого общения, что является очень привлекательным для слушателей.

Сейчас используются практически все диапазоны радиоволн, стали реальностью передачи со стерео- и квадрозвучанием. Новые технические средства дают возможность пересылать огромные объемы информации за считанные секунды.

Цифровая запись звука позволяет добиться высочайшего качества звучания. Появились новые средства записи и воспроизведения, например, лазерные диски.

Специфика радио связана с необходимостью использовать кроме устного слова шумы, музыку и другие звуковые эффекты. Разнообразная аудитория слушателей позволяет выбирать подход и направления радиовещания для достижения необходимых результатов.

Генеральный директор ЗАО «Радиостанция «Открытый город» А. Михайлов так характеризует особенности труда на радио: «…Важны и мысль, и слово, и интонация, и вообще любые звуки. Одна упущенная мысль может сделать неинтересной для слушателя всю передачу. Поэтому ведущий должен держать под контролем внимание слушателей, уметь привлечь их к своей передаче и держать возле приемников». [4, 235]

Особенность работы на радио предопределила и специфику используемых жанров. На музыкальных радиостанциях, ориентированных на молодежь, ПР-специалисты могут использовать короткие информации о событии, действии, персоне и т.д., чаще всего группирующиеся по темам и читающиеся ди-джеями в пятиминутном блоке новостей. На информационных радиостанциях средством воздействия на аудиторию ПР-специалисты чаще всего используют радиорепортажи и радиоинтервью, в которых нередко принимают участие корреспондент, ведущий и интервьюируемое лицо (р/с «Югра»).  

Таким образом, для привлечения большего числа заинтересованных лиц той или иной информацией ПР-специалисты могут использовать различные радиостанции, в зависимости от своих целевых аудиторий и поставленных задач. Это не только может гарантировать высокий коэффициент получения и обработки «нашей» информации слушателями, но и сохранит лишний рубль.

Особенности радио

Понятие языка выходит на 1-ое место, т.к. это единственное средство воздействия на слушателя.

Важна функция автора.

Хроникальная заметка в выпуске новостей призвана констатировать факт, цель корреспонденции – не только сообщить о чем-то, но и дать его осмысление. Наиболее емкий жанр радиожурналистики – беседа, ее цель – разъяснение определнных проблем современности.

Свойства радио:

1. акустичность, где основное средство выражения – музыка, речь, шумы. Основное средство воздействия – звучащее слово.

                           2. однотипность речевого общения – т.о., у радио высока агитационная возможность.

                           3. дистантность речевого акта + отсутствие зрительности.

                           4. синхронность – восприятие речи в момент ее произнесения. Не забывать о теории Шеннона6 «Чем больше мы говорим, тем меньше нас слушают».

                           5. вездесущность – массовость.

Основные единицы радио: формат (зависит от аудитории), ведущий эфира (ди-джей), программы, джтнглы.

Преимуществом радио является оперативность. Радио в большей степени воздействует на чувства, чем на разум, так как его воспринимают в качестве "фона" к обычным повседневным занятиям. Недостатком является слабая запоминаемость радиопередач. Ориентированность исключительно на устное восприятие – это первая и главная особенность радиовещания.

РадиоPR может иметь разные формы. Наиболее распространенными из них являются:
1.
PR-сообщения, которые обычно читает один или два диктора в перерывах между отдельными передачами.
2. призыв (слоган).
3.  беседа двух и более лиц, цель которой ознакомить слушателей с содержанием какой-то концепции при помощи неосведомленного собеседника.
4. Выступление по радио авторитетного лица.
5. Советы радиослушателям.
6. Песня с рекламным содержанием, которая может звучать в перерывах между передачами (например, Газманов о «Единой России»)
7. конкурс.

Как   любое средство массовой информации радиовещание имеет своей целью передачу сообщений аудитории, предаются они с помощью языка (речи), а следовательно подчиняются законам речевой коммуникации. Причем в отличие от других СМИ радио более всего подчинено этим законам, потому что его запас выразительных средств ограничен, а основное - устная речь. С точки зрения теории речевой коммуникации или риторики  любое высказывание состоит из 5ти частей: замысла, цели, формальной установки, собственно содержания и образа адресата. При отсутствии или неадекватности остальным какого-либо из этих элементов, сообщение не считается состоявшимся. Эти 5 элементов обязательно присутствуют в любом журналистском произведении  в прессе, на радио, на телевидении или в Интернете. Об этом надо помнить и PR-специалисту.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80495. ЛИТОВСЬКО-РУСЬКА ДЕРЖАВА ТА ПРАВО (друга пол. XIV - перша пол. XVI ст.) 67.08 KB
  Державною мовою тут була давньоруська близька до української та білоруської Руська правда стала основним джерелом права литовська знать хреститься руськими іменами приймає православну віру. Йому підлягали старости військо був вищою апеляційною інстанцією в судових справах мав виключне право надання в користування земельних володінь. Московські політики твердили про спадкові права московських князів про шапку Мономаха яка ніби то доводить їхні спадкові права на Візантію і на Київ. Придбання шляхтичем маєтку не позбавляло селян що...
80496. Господарство та економічна думка суспільства Європейської цивілізації в період Середньовіччя ( V – XV ст.) 63.5 KB
  Загальна характеристика господарства Європи в V – XV ст. Особливості розвитку сільського господарства. Загальна характеристика господарства Європи в V – XV ст. Господарство Середньовіччя характеризується такими загальними ознаками: панування приватної власності основою якої була земля у формі феода умовнослужбове спадкове надання що дало назву системі господарства; монополія феодалів на землю яка виявлялася в принципі Немає землі без сеньйора умовний характер ієрархічна структура земельної власності що ґрунтувалася на васальних...
80497. Формування передумов ринкової економіки в країнах Європейської цивілізації (XVI – перша половина XVII ст.) 54.5 KB
  Основні аспекти розвитку господарства країн Західної Європи. Особливості економічного розвитку країн Центральної ПівденноСхідної і Східної Європи. Основні аспекти розвитку господарства країн Західної Європи Протягом 1618 ст. В економічному розвитку Західної Європи велику роль відіграли географічні відкриття кінця ХV початку XVI ст.
80498. Розвиток ринкового господарства в період становлення національних держав (друга половина XVII - перша половина XIX ст.) 113.5 KB
  Петті не був послідовним у своїй теорії трудової вартості. Звідси він змішує абстрактну працю як джерело вартості з конкретною працею як джерелом споживної вартості. Дійсно у створенні споживної вартості беруть участь і праця і земля: Труд – батько багатства земля – його мати . Але джерелом вартості згідно з теорією трудової вартості може бути тільки праця.
80499. Ринкове господарство країн Європейської цивілізації в період монополістичної конкуренції (друга половина XIX - початок ХХ ст.) 128 KB
  Основним його змістом були структурні зрушення в національних господарствах окремих країн внаслідок яких з’явились нові й модернізувалися старі галузі виробництва змінювалась їхня роль в економіці. Почалася електрифікація виробництва транспорту побуту. Зростання продуктивних сил виникнення нових капіталомістких технологій вимагали значного укрупнення виробництва і великих капіталовкладень. Посилився процес концентрації виробництва і централізації капіталу.
80500. Предмет і методи історії економіки та економічної думки 57.5 KB
  Предмет і методи історії економіки та економічної думки 1. Предмет історії економіки та економічної думки. Періодизація історії економіки та економічної думки. Предмет історії економіки та економічної думки Економічне життя суспільства є надзвичайно багатогранним.
80501. Господарство первісного суспільства та його еволюція на етапі ранніх цивілізацій 74 KB
  Кожному із цих етапів світової історії були притаманні певні риси особливості здобутки матеріальної культури заняття та знаряддя праці. Для нього були характерними примітивні знаряддя праці збиральництво мисливство рибальство як основні види господарювання що свідчило про привласнювальний характер цієї епохи. У мезоліті середньому кам\'яному віці вдосконалювалися знаряддя праці первісних людей. Визначальними рисами міднобронзового віку були існування відтворюючого господарства швидкий розвиток орного землеробства тваринництва...