18952

Конспекты занятий по экологии для старшей группы

Книга

Педагогика и дидактика

Способствовать развитию у детей умения составлять сравнительные рассказы о растительном мире; развитию умения различать растения по стволам, веткам, плодам, листьям; различению многолетних и однолетних растений; развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Русский

2014-12-19

199.5 KB

16 чел.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

по экологии

(СТАРШАЯ ГРУППА)

ЛЕС – МНОГОЭТАЖНЫЙ ДОМ
(сравнительный рассказ о деревьях, кустах, травянистых растениях)

З а д а ч и: способствовать развитию у детей умения составлять сравнительные рассказы о растительном мире; развитию умения различать растения по стволам, веткам, плодам, листьям; различению многолетних и однолетних растений; развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать бережное отношение к растительному миру.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Наблюдение за растениями на участке д/с.

– Рассматривание иллюстраций, картин (лес осенью).

– Работа с моделями.

– Работа в экологической комнате (макет леса).

– Чтение художественной литературы о лесе.

– Работа в дневниках наблюдений (деревья, кусты, цветы осенью).

– Экскурсии по экологической тропе детского сада.

– Сбор семян, листьев.

Ход занятия

1. Р а с с м а т р и в а н и е схемы «Лес – многоэтажный дом» (толща лесной почвы, кустарники, низкие деревья, деревья средней высоты, очень высокие деревья)

(С. Н. Николаева. Юный эколог.)

– Почему лес называют многоэтажным домом? Кто на каком этаже живет?

2. С о с т а в л е н и е  сравнительного рассказа по схеме-модели «Деревья» (береза и ель): корень, стебель, листья, плоды, использование человеком.

3. Д и д а к т и ч е с к а я   и г р а «Магазин «Семена».

Воспитатель исполняет роль продавца, ребенок должен описать, семена какого дерева он хочет купить (форма, цвет, кем и где используется желудь, шишки, семена клена, плоды рябины, семена березы и др.).

4. Д и д а к т и ч е с к а я   и г р а «Что помогает растениям расти?».

З а д а н и е. Выбрать себе схему-карточку, рассказать, что это, как оно помогает растениям. (Солнце, вода, воздух, животные, птицы, насекомые, человек.)

ВОДОЕМ И ЕГО ЖИТЕЛИ
(беседа о водоеме и водоплавающих птицах)

З а д а ч и: развивать представления детей о водоеме как экосистеме; умение устанавливать причинно-следственные связи (что растет в водоеме, кто живет, почему?); умение использовать предметно-схематическую модель «Птицы» для рассказывания; познавательный интерес к природе, умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников; воспитывать бережное отношение к воде.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций о водоеме.

– Беседы с детьми.

– Чтение природоведческой и энциклопедической литературы.

– Рассматривание картины «Водоем» в холле.

Ход занятия

1. И г р а «Поход к водоему» (оформление водоема с помощью картинок, схем, иллюстраций).

Детям предлагается схема водоема, на которой они расселяют с помощью липучки или фланелеграфа обитателей водоема: прибрежные заросли (аир болотный, тростник); водоросли; насекомые у воды и в воде (кузнечики, стрекозы, жук-плавун); птицы (утки, гуси, лебеди, чайки, трясогузка); рыбы (окунь, судак, ерши, пескарь); звери (бобер, выдра, ондатра).

2. А н а л и з   п о л у ч е н н ы х   к а р т и н.

Дети вместе с воспитателем рассматривают водоем и рассказывают, кого, куда они поселили и почему.

3. Б е с е д а с детьми.

– Куда улетают на зиму водоплавающие птицы, почему?

– Что случится с птицами, если они не успеют улететь?

– Что произошло с птицей из рассказа «Серая шейка»?

Рассматривают карту мира и определяют места предположительной зимовки птиц.

4. Р и с о в а н и е  в о д о е м а.

НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ
(обобщающая беседа)

З а д а ч и: развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно-следственные связи (время года – поведение насекомых); умение использовать предметно-схематическую модель для описания внешнего вида, повадок; активировать познавательный интерес к природе.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение природоведческой литературы.

– Работа в дневнике наблюдений.

– Работа с моделями.

Ход занятия

1. О т г а д ы в а н и е   з а г а д о к  о насекомых.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза.

Называют ее … (стрекоза.)

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее … (пчела.)

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)

Он работник настоящий.

Очень, очень работящий.

Под сосной, в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки –

Черненькие точки. (Божья коровка.)

Ребенок, который отгадывает загадку, находит картинку-отгадку и выставляет на мольберт.

2. Б е с е д а  с детьми о насекомых по вопросам:

– Как передвигаются?

– Чем питаются?

– Как спасаются от врагов?

– Почему осенью их становится меньше?

3. И г р а-имитация «Отгадай, кого я загадал».

Ребенок выбирает ободок-шапочку, подходящую по цвету к его любимому насекомому, и при помощи движений и звукоподражания передает образ насекомого, а остальные дети отгадывают.

4. Д и д а к т и ч е с к а я  и г р а «Четвертый лишний».

Дети выбирают себе конверты с карточками, из которых необходимо выбрать лишнюю карточку, объяснить свой выбор. Например:

* Заяц, еж, лиса, шмель.

* Трясогузка, паук, скворец, сорока.

* Бабочка, стрекоза, енот, пчела.

* Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.

*Таракан, муха, пчела, майский жук. И т. п.

5. И г р а в слова.

– Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе, божьей коровке и т. д.).

– Объясните выбор каждого слова.

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, трудолюбивый, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, стрекочет, паутина, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, полосатый, рой, кровосос, пасечник, рыжеусый, гусениц и др.

Выставляются по одной картинки насекомых. Воспитатель читает набор различных слов.

ДЕКОРАТИВНЫЕ ДОМАШНИЕ РЫБКИ
(наблюдение за изменением и развитием рыбок)

З а д а ч и: создать условия для наблюдения за декоративными рыбками, их ростом, развитием, размножением; развития умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модель; формировать представления об отличии живых рыбок от игрушечных; практиковать в навыках ухода за рыбками в аквариуме.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Наблюдение за рыбками в аквариуме (в группе, в экологической комнате).

– Уход за рыбками.

– Беседа «Обитатели аквариума».

– Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.

Ход занятия

1. Р а б о т а   п о   к а р т и н к а м.

Детям раздаются картинки с изображением золотых рыбок.

– Как называются эти рыбки? Как выглядят? (У них красивые и необычные формы тела, плавники,  яркая окраска, медленные плавные движения.)

– Чем золотые рыбки отличаются от карасей? (Показ картинки.) У карасей вытянутое тело, короткие плавники, маскировочная окраска, они могут быстро плавать, затаиваются в укрытиях. Золотые рыбки, предками которых являются караси, утратили эти качества и не могут жить в природных водоемах.

2. Р а с с м а т р и в а н и е рыбок в аквариуме.

– Могут ли золотые рыбки жить в озере?

– Как они будут себя вести в новых условиях?

– Что с ними может произойти?

В ы в о д: золотые рыбки не выживут в озере, потому что они очень яркие и их схватят хищники, не могут быстро плавать, тело неповоротливое, не могут добывать себе корм, привыкли к готовому.

3. И г р о в о й   п р и е м с игрушечной рыбкой.

В тазу с водой плавает игрушечная рыбка. Дети рассматривают.

– Где ей лучше жить? Чем она отличается от рыбок в аквариуме?

Дети приходят к выводу, что это игрушечная рыбка, и с ней интересно играть.

4. К о р м л е н и е   р ы б о к.

Детям предлагается покормить рыбок в аквариуме и понаблюдать за их поведением.

– Как едят?

– Много ли времени потребовалось им, чтобы они съели весь корм?

– Как часто нужно кормить? И т. п.

5. Р и с о в а н и е «Любимая рыбка».

ЧЕЛОВЕК – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

(беседа)

З а д а ч и: развивать представления о том, что человек так же, как и растения, является частью живой природы, о строении человеческого организма; воспитывать желание заботиться о братьях меньших.

Ход занятия

1. Р а б о т а   п о   к а р т и н к е.

Детям предлагается картинка для ознакомления: человек в окружении животных, птиц, насекомых и растений. Дети рассматривают картинку.

– Что видите на картинке?

– Как вы думаете, почему художник решил нарисовать такую картину?

Воспитатель делает в ы в о д: художник в рисунке подчеркнул, что человек, как и окружающие растения, животные, является неотъемлемой частью живой природы.

2. Б е с е д а  о том, кто такой человек.

– Как можно нас всех назвать? (Люди.)

– Почему человека называем живым существом? (Думает, двигается, разговаривает…)

– А мы все одинаковы или чем-то различаемся?

3. С ю р п р и з н ы й   м о м е н т.

В группу вносится коробка с живым объектом (кролик, морская свинка…). Дети рассматривают, гладят.

Воспитатель. А мне кажется, что мы на него похожи. Что общего у нас с кроликом? (Дети перечисляют общие признаки). А почему тогда мы не говорим про кролика, что он человек?

В ы в о д: хотя у людей и животных много общего, есть особенности, по которым мы выделяем, человек это или животное.

4. И г р а «Из чего состоит человек».

Дети рассматривают друг друга и называют, из чего состоит человек (основные части тела).

ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА ОСЕНЬЮ
(беседа)

З а д а ч и: способствовать углублению представлений о лесе: живут разные животные (звери, птицы, насекомые); установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его целостности; обучить умениям вести себя в лесу.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Беседы с детьми.

– Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

– Работа в экологической комнате (лес).

– Отгадывание загадок.

– Работа с моделями (звери, птицы, насекомые) и др.

– Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков.

Ход занятия

1. Ч т е н и е   с т и х о т в о р е н и я  «Осень-художница»:

Повязала осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по лесу,

Листья позолотой обвела.

2. Б е с е д а.

– Каких зверей можно встретить в лесу осенью?

– Кто укладывается спать на всю зиму?

– Кто меняет на зиму шубку?

– Кто делает запасы на зиму?

– Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?

Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют.

3. Р а с с к а з  воспитателя о подготовке зверей к зиме.

Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.

Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.

Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.

Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.

Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.

4. О б с у ж д е н и е   р а с с к а з а.

– Медведь что делает? (Залез в берлогу.)

– Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)

– А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)

– Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?

5. О т г а д ы в а н и е   з а г а д о к.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка! Это… (еж).

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)

Кто в лесу голодный рыщет,

Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)

Что за беленький клубочек

Под кустом на землю лег? (Заяц.)

Первый снег прилег на крыши,

Опушил мехами сад.

Птичница в шубейке рыжей

Посчитать пришла цыплят. (Лиса.)

6. С о с т а в ь  р а с с к а з - з а г а д к у о любимом или понравившемся лесном звере. Остальные дети отгадывают.

ОВОЩИ И ФРУКТЫ НА НАШЕМ СТОЛЕ
(обобщающая беседа)

З а д а ч и: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в нашей местности, о способах употребления их в пищу; закреплению представлений о значении свежих плодов для здоровья людей; развитию умения готовить салат, используя схему-модель трудового процесса: воспитывать трудолюбие, экономное отношение к продуктам питания.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Оформление в уголке природы выставки «Дары осени».

– Беседа с детьми.

– Дидактические игры «Сад – огород», «Попробуй на вкус» и др.

Ход занятия

1. Р а б о т а   с о  с х е м о й - м а к е т о м.

Детям предлагается схема-макет огорода и сада, предметные картинки овощей и фруктов. Дети делятся на две подгруппы и составляют сад и огород, потом меняются местами и проверяют правильность составления макета.

2. Д и д а к т и ч е с к а я   и г р а  «Опиши – мы отгадаем».

Один ребенок (по очереди) описывает овощ или фрукт: цвет, форма, где растет, вкус. Остальные дети отгадывают.

3. Д и д а к т и ч е с к а я   и г р а  «Определи на вкус».

Дети закрывают глаза. Воспитатель предлагает им попробовать кусочки овощей и фруктов. Они должны определить их на вкус.

4. П р и г о т о в л е н и е витаминного салата из сырых овощей: морковь, капуста, яблоки.

О б с у ж д е н и е  структуры трудового процесса (технологии).

З а д а н и е. Выбрать необходимые овощи и фрукты, помыть, приготовить нож, доску, миску, почистить, нарезать, заправить и перемешать; распределение обязанностей.

5. Б е с е д а  о  чистоте рук и овощей.

– Можно ли употреблять в пищу немытые овощи и фрукты? Почему?

– Можно ли немытыми руками брать овощи и фрукты? Почему?

6. Б е с е д а  о  холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.

РАСТЕНИЯ В НАШЕМ УГОЛКЕ ПРИРОДЫ

(беседа с элементами труда)

З а д а ч и: способствовать развитию представлений о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); формированию представлений о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях (разная потребность во влаге связана с разным строением растений – засухоустойчивые запасают влагу в толстых листьях и стеблях, их следует поливать редко; растения с мягкими, тонкими листьями не запасают влагу, их надо поливать часто, через день; осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше – у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме); формированию представления о том, что в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не болеют; воспитывать умение и желание ухаживать за комнатными растениями.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Труд в уголке природы.

– Опыты – различная потребность комнатных растений во влаге, свете, тепле.

– Рассматривание схемы.

– Беседы.

Ход занятия

1. Б е с е д а  о растениях уголка природы в группе.

– Какие живые существа есть у нас в группе?

– Почему вы считаете растения живыми? (Растут, дышат, пьют воду, размножаются.)

2. Р а с с м а т р и в а н и е  влаголюбивых растений – бальзамина и традесканции.

– Сравните, чем похожи, чем отличаются эти растения по внешнему виду, цвету и форме листьев, цветов, что любят – свет, влагу – влаголюбивые.

3. Р а с с м а т р и в а н и е засухоустойчивых растений – кактуса, столетника или др.

4. Б е с е д а  п о  в о п р о с а м.

– Почему одни растения называют влаголюбивыми, а другие – засухоустойчивыми?

– Где растут те и другие? Может ли традесканция жить в пустыне? Почему?

– Есть ли различия во внешнем виде влаголюбивых и засухоустойчивых растений? А в местах их обитания?

5. У х о д   з а   р а с т е н и я м и:  практикум.

Дети поливают растения или рыхлят (сами определяют способ ухода).

6. Э к с к у р с и я в экологическую комнату или в соседнюю группу (рассматривание растений, нахождение влаголюбивых и засухоустойчивых растений).

ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ
(обобщающая беседа о перелетных птицах)

З а д а ч и: способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, способы удовлетворения потребностей); развитию познавательного интереса к природе; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Наблюдение за птицами на участке детского сада.

– Беседы о птицах.

– Рассматривание иллюстраций, чтение природоведческой литературы.

Ход занятия

1. Воспитатель ч и т а е т детям стихотворение «Осень».

Листья осенью облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлету.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми березками, ивами,

Долго они кружат над лесами,

Над речными крутыми обрывами.

Возвращайтесь, птицы, весною,

Когда зеленью лес оденется,

Зашумят молодой листвою

Каждый куст и каждое деревце.

2. Б е с е д а.

– О каких птицах (зимующих или перелетных) говорится в стихотворении?

– Какие птицы улетают зимовать в теплые края? – Дети называют, выбирают картинки и выставляют на мольберт (журавль, лебедь, утка, кукушка, соловей, скворец).

– Почему перелетные птицы улетают в теплые края?

3. О т г а д ы в а н и е  з а г а д о к.

Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной! (Соловей.)

Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем. (Скворцы.)

4. Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Улетают журавли».

Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, нас за собою кличут, как будто говоря: летите вместе с нами! За темными лесами, за синими морями есть теплые края. (Дети легко на носочках бегают по группе, машут руками, имитируя полет птиц, повторяют слова за воспитателем.)

5. З а к о н ч и предложения.

* Воробей маленький, а журавль…

* Утка серая, а лебедь…

* Утка живет на болоте, а кукушка…

* У скворца дом – скворечник, а у соловья…

6. С о с т а в л е н и е  рассказа-описания с опорой на план (по картинке).

Как называется птица?

Внешний вид, особенности строения частей тела (клюв, хвост, лапки, головка и т. д.).

Чем питается?

Где проводит зиму?

– Какие трудности испытывают?

– В какой помощи нуждаются?

КАК УМЫВАЮТСЯ ЖИВОТНЫЕ
(беседа с элементами наблюдения)

З а д а ч и: создать условия для формирования у детей представлений о повадках животных; развивать у детей наблюдательность, любознательность.

Ход занятия

1. И г р а «Кто наблюдательный?».

Наблюдали ли вы за животными?

Как они умываются? Как ухаживают за собой? (Рассказы детей.)

2. Воспитатель  ч и т а е т  рассказ Е. Чарушина «Утка».

Утка на пруду ныряет, купается, свои перышки клювом перебирает. Перышко к перышку укладывает, чтобы ровно лежали. Пригладится, почистится, в воду, как в зеркальце, глянет – вот до чего хороша! И закрякает: «Кря-кря-кря-кря!»

Дети звукоподражают.

В о п р о с ы  по тексту:

Как умывается утка?

Как ухаживает за собой?

3. О т г а д ы в а н и е   з а г а д о к.

Пушка лапой уши мыла

На скамейке у окошка,

Пушка моется без мыла,

Потому, что Пушка… (кошка).

Живет на Севере,

В море купается

И громко может он реветь,

Ныряет, плавает, рыбой питается,

А называется… (белый медведь).

Использует хобот, словно душ.

Моет спину он и уши.

Угадай. Кто же он?

Если хобот, это… (слон).

В клетке пестрая головка

Чистит перышки так ловко,

Что за птичка угадай? (Попугай.)

4. И г р а - и м и т а ц и я «Я загадаю, а вы угадайте».

Одни дети по очереди показывают, как умывается какое-либо животное, а другие дети отгадывают, что это за животное.

ЖИЗНЬ ХОМЯКА В ПРИРОДЕ

(беседа)

З а д а ч и: создать условия для ознакомления детей со степью – местом обитания хомяка, с образом жизни, который он ведет в естественных природных условиях; развития представлений о приспособленности строения тела и поведения хомяка в природе (умеет делать нору-гнездо, отыскивать и запасать корм – семена различных растений, растить свое потомство, спасаться от врагов – лисы, хищных птиц, – при помощи маскировочной окраски и прячась в нору); уточнения представлений о том, что хомяк в природе – это дикое животное, а хомяк в уголке природы – это прирученный зверек, условия для жизни которого создает человек (воспитатель, дети).

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Беседы с детьми.

– Экскурсия в экологическую комнату: рассматривание зоны степи, наблюдение за хомячком, уход.

– Чтение рассказов о хомячке.

Ход занятия

1. Б е с е д а о том, где живут хомячки в природе, – степь. Рассказ о степи. Хомяки живут в норе, которую они делают в земле. Нора имеет несколько помещений. В одном помещении устраивает теплое гнездо, в котором спит. В другом – кладовые (семена, зерна, чтобы есть зимой). Весной питается зеленой травой. Все лето запасает корм. Далеко не уходит от норы. У него много врагов – лисы, хищные птицы. Маскируется возле засохшей травы.

2. И г р а «Замаскируй хомячка».

Детям раздаются трафареты хомячков и бумага разного цвета, необходимо подобрать тот цвет бумаги, который смог бы замаскировать хомячка от врагов.

3. Н а б л ю д е н и е за хомячком в клетке: окрас, повадки, чем питается, как ест (рассмотреть корм, покормить).

– Как нужно ухаживать за хомячком? (Ответы детей.)

«ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»
(обобщающая беседа об осени как времени года)

З а д а ч и: способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах; осознанию зависимости способов существования животных и растений от условий окружающей среды и степени удовлетворения потребностей в осенний сезон (осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха и т. п. – программа «Детство»); развивать представления о труде человека осенью.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

– Экскурсии по экологической тропинке детского сада.

– Рассматривание репродукций художников.

– Беседы об осени.

– Чтение художественной  литературы.

– Заучивание стихов.

– Труд на участке детского сада.

Ход занятия

1. Воспитатель ч и т а е т  стихотворение «Осень-художница»:

Повязала осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.

2. И г р а  «Кто больше назовет?».

Дети стоят по кругу, передают друг другу осенний листок и называют приметы осени.

3. О т г а д ы в а н и е   з а г а д о к.

Висят на ветке

Золотые монетки. (Осенние листья.)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина.)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Белые мухи прилетели

И на поле сели. (Снег.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

4. Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Листопад».

Закружила осень рыжие метели,

Золотые листья с кленов полетели.

Дети надевают «шапочки» кленовых листочков и под музыку кружатся, как листочки (под тихую музыку – в тихую погоду, музыка громче – подул сильный ветер).

5. Б е с е д а  с детьми по вопросам.

– Какие плоды созревают осенью? (Орехи, желуди, грибы, рябина.)

– Почему становится меньше насекомых?

– Как готовятся встретить суровую зиму звери? (Строят норы, делают запасы, меняют шубки.)

– Какие работы у людей осенью в саду, в огороде, в поле?

6. С о с т а в л е н и е  коллажа из осенних листьев и ягод.

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
(обобщающая беседа)

З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года; проявлению желания помогать и заботиться о птицах зимой; развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при этом схему-модель.

П р е д в а р и т е л ь н а я  р а б о т а.

– Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.

– Рассматривание иллюстраций.

– Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре.

– Заучивание стихов, загадок о птицах.

– Чтение энциклопедической и художественной литературы.

– Изготовление кормушек.

Ход занятия

1. Б е с е д а с детьми.

– Какие птицы остались у нас на зиму? (Воробей, ворона, дятел, синица, сорока, сова, клест) – выставляются картинки.

– Как называются эти птицы? (Зимующие.)

2. И г р а  «Голоса птиц».

З а д а н и е. Угадать, какая птица произносит такие звуки; найти соответствующую картинку и повторить эти звуки:

*Кар-кар! (Ворона.)

*Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей.)

*Ча-ча-ча! (Сорока.)

*Цок-цэк, цок-цэк! (Клест.)

*Синь-синь-синь! (Синица.)

3. И г р а «Я загадаю, вы отгадайте».

Используя модель-схему «Птицы», ребенок описывает любимую птицу, а остальные дети должны назвать ее по описанию: цвет перьевого покрова, величина, клюв, где зимует, чем питается и т. п.

4. Б е с е д а.

– Где зимой птицы находят корм?

– Как может помочь человек зимующим птицам?

5. И з г о т о в л е н и е  кормушек.

КАК ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ ПРОВОДЯТ ЗИМУ В ЛЕСУ
(обобщающая беседа)

З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года; формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Беседы.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение познавательной и художественной литературы.

– Заучивание стихов и загадок.

Ход занятия

1. И г р о в о й   с ю р п р и з н ы й   м о м е н т.

Приходит Незнайка и приносит картинки. Дети помогают Незнайке выбрать картинки зверей, которые живут в лесу.

2. Б е с е д а  с детьми по вопросам.

– Как выглядит заяц зимой? (Поменял шубку с серой на белую.) Зачем это нужно ему?

– Чем он питается зимой? (Сухая трава, сено, кора молодых деревьев, зелень на полях).

– Какие есть враги у зайцев?

3. В ы п о л н е н и е  т в о р ч е с к о г о   з а д а н и я.

Придумайте загадку про зайца.

4. И г р а «Мы маленькие зайчики».

Дети в шапочках зайцев убегают от лисы, волка.

5. Р а с с к а з   Н е з н а й к и.

Незнайка рассказывает детям, что встретил в лесу Колобка, но он был какой-то странный, весь в колючках.

Дети рассказывают о еже (мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками, маленькие, круглые, черные глаза, короткие лапки с маленькими коготками, на спине носит колючие иголки).

Незнайка с п р а ш и в а е т детей, чем любит лакомиться еж. (Червями, жуками, ящерицами, мышами и лягушками, запасы на зиму не делает, спит всю зиму.)

– Как называется жилище ежа? (Норка, которую он устилает опавшими, сухими листьями.)

6. Незнайка р а с с к а з ы в а е т, что в лесу, под елкой, увидел много золотистых чешуек и обгрызенных шишек, а с ветки на ветку прыгал какой-то зверек, которого не успел разглядеть. Дети показывают картинку с изображением белки и рассказывают о ней: внешний вид, чем любит лакомиться (орехи, семена хвойных деревьев, ягоды, грибы, плоды деревьев и кустарников).

– Как называют ее жилище? (Дупло.)

7. И г р а «Закончите предложения».

Незнайка п р е д л а г а е т детям поиграть в игру «Закончи предложение».

Дети становятся в круг, Незнайка бросает мяч. У кого мяч, тот и отвечает.

Заяц зимой белый, летом…

У зайца хвост короткий, а уши…

У зайца задние лапы короткие, а передние…

Заяц пушистый, а еж…

Еж спит днем, а охотится…

Еж маленький, а медведь…

Белка зимой серая, а летом…

У белки хвост длинный, а у зайца…

Белка живет в дупле, а еж…

Лиса живет в норе, а медведь в…(и т. п.).

КАК ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ ПРОВОДЯТ ЗИМУ В ЛЕСУ
(обобщающая беседа)

З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года; формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Беседы.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение познавательной и художественной литературы.

– Заучивание стихов и загадок.

Ход занятия

1. И г р о в о й   с ю р п р и з н ы й   м о м е н т.

Приходит Незнайка и приносит картинки. Дети помогают Незнайке выбрать картинки зверей, которые живут в лесу.

2. Б е с е д а  с детьми по вопросам.

– Как выглядит заяц зимой? (Поменял шубку с серой на белую.) Зачем это нужно ему?

– Чем он питается зимой? (Сухая трава, сено, кора молодых деревьев, зелень на полях).

– Какие есть враги у зайцев?

3. В ы п о л н е н и е  т в о р ч е с к о г о   з а д а н и я.

Придумайте загадку про зайца.

4. И г р а «Мы маленькие зайчики».

Дети в шапочках зайцев убегают от лисы, волка.

5. Р а с с к а з   Н е з н а й к и.

Незнайка рассказывает детям, что встретил в лесу Колобка, но он был какой-то странный, весь в колючках.

Дети рассказывают о еже (мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками, маленькие, круглые, черные глаза, короткие лапки с маленькими коготками, на спине носит колючие иголки).

Незнайка с п р а ш и в а е т детей, чем любит лакомиться еж. (Червями, жуками, ящерицами, мышами и лягушками, запасы на зиму не делает, спит всю зиму.)

– Как называется жилище ежа? (Норка, которую он устилает опавшими, сухими листьями.)

6. Незнайка р а с с к а з ы в а е т, что в лесу, под елкой, увидел много золотистых чешуек и обгрызенных шишек, а с ветки на ветку прыгал какой-то зверек, которого не успел разглядеть. Дети показывают картинку с изображением белки и рассказывают о ней: внешний вид, чем любит лакомиться (орехи, семена хвойных деревьев, ягоды, грибы, плоды деревьев и кустарников).

– Как называют ее жилище? (Дупло.)

7. И г р а «Закончите предложения».

Незнайка п р е д л а г а е т детям поиграть в игру «Закончи предложение».

Дети становятся в круг, Незнайка бросает мяч. У кого мяч, тот и отвечает.

Заяц зимой белый, летом…

У зайца хвост короткий, а уши…

У зайца задние лапы короткие, а передние…

Заяц пушистый, а еж…

Еж спит днем, а охотится…

Еж маленький, а медведь…

Белка зимой серая, а летом…

У белки хвост длинный, а у зайца…

Белка живет в дупле, а еж…

Лиса живет в норе, а медведь в…(и т. п.).

КАК ЛЮДИ ПОМОГАЮТ ЛЕСНЫМ ОБИТАТЕЛЯМ
(беседа о труде лесника)

З а д а ч и: создать условия для формирования представлений детей о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о леснике и его природоохранительной деятельности – зимней подкормке животных; воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки (работа с природоохранительными знаками).

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций.

– Беседы.

– Чтение познавательной литературы.

Ход занятия

1. Р а с с м а т р и в а н и е  картины «Лес».

Б е с е д а с детьми:

– Кто живет в лесу? (Растения, звери, птицы, насекомые.)

Дети называют и находят на картинке названные объекты.

2. О т г а д ы в а н и е  з а г а д о к.

Воспитатель загадывает загадку:

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого встретить довелось,

Знайте – это… (лось).

В ы с т а в л я е т с я  картинка с изображением лося. Рассматривают, описывают (большой, есть рога, копыта). Лоси питаются травой, ветками можжевельника.

– Есть ли враги у лося? (Волк).

– Как лось защищается? (Убегает или защищается передними ногами (копытами).

3. Ф и з к у л ь т м и н у т к а  «Животные в лесу»:

1) ходьба с высоким подниманием колен (большие сугробы);

2) ходьба след в след (узкая тропинка);

3) прыжки вверх с «доставанием веток»;

4) метание снежков.

4. Б е с е д а.

Воспитатель. Кто помогает животным и птицам перенести тяготы зимы?

Ч и т а е т  стихотворение:

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг – лесничий.

Лесники ставят кормушки с сеном, солью, развешивают кормушки для птиц.

Воспитатель. В лесу человек – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. Предлагает детям придумать запрещающие (с красным ободком) и природоохранительные знаки (с зеленым ободком) для поведения человека в лесу и нарисовать их. Дети выставляют знаки и отгадывают, какой знак придумал каждый ребенок.

ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ
(сравнительный рассказ о деревьях (ель, рябина)

З а д а ч и: способствовать составлению сравнительных, описательных рассказов о деревьях; формированию умения распознавать деревья по стволу, веткам, семенам, плодам; развитию умения видеть красоту дерева в разное время года, особенно ели (стройная, уменьшается вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы густо покрыты иголками), наслаждаться ароматом ели; формированию умения называть характерные особенности строения разных деревьев, места их произрастания; воспитывать желание помогать и заботиться о деревьях как о живых существах.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о та.

– Наблюдение за деревьями на участке детского сада и работа в фенологическом календаре.

– Труд на участке зимой.

– Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе.

Ход занятия

1. З а г а д к и:

Прилетает в гости к ней   В каждый дом

Стайка алых снегирей.   Под Новый год

По ветвям они снуют,   Это деревце придет.

Красны ягодки клюют. (Рябина.) Зеленое и колкое,

 Оно зовется… (елкою).

2. В ы с т а в л я ю т с я картинки ели и рябины.

Дети составляют описательный рассказ с опорой на план.

– Как называется дерево?

– Какое дерево – лиственное или хвойное?

– Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды)?

– Какую пользу приносит людям, животным, птицам?

Воспитатель. Стоят деревья и кусты зимой без листьев. Они зимой не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Зимой мало влаги, света, питательных веществ, так необходимых растениям. Как человек может помочь растениям пережить зиму?

3. Н а р и с о в а т ь ель или рябину в зимнем наряде.

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТОК
(сравнительное наблюдение с элементами труда)

З а д а ч и: создать условия для наблюдения за комнатными растениями, их внешним видом, строением листьев; обучать уходу за комнатными растениями; выбора способов ухода за разными растениями.

Ход занятия

1. И г р о в о й  с ю р п р и з н ы й   м о м е н т.

Дети рассматривают узамбарскую фиалку.

В гости приходит сказочный персонаж и приносит детям кактус; говорит, что купил в магазине елку. Дети объясняют, что это комнатное растение, которое называется «кактус».

2. С о с т а в л е н и е  р а с с к а з а - о п и с а н и я.

Дети рассказывают сказочному персонажу о своих комнатных растениях. Он просит рассказать о красивом цветущем растении – фиалке.

3. И г р а «Кому что нужно?».

Детям предлагаются карточки, необходимо выбрать, что нужно для роста и развития растений (вода, воздух, свет, тепло).

4. И с с л е д о в а т е л ь с к о - п о и с к о в а я   д е я т е л ь н о с т ь.

З а д а н и е. Определить состояние почвы (сухая, мокрая, рыхлая). Дети сами определяют, что необходимо сделать: полить, порыхлить, поставить на свет и т. п.

5. И г р а «Как выросла фиалка».

Дети на мольберте или фланелеграфе выкладывают последовательность выращивания фиалки (листик поставить в воду, с корнем, посадить в маленькую емкость с землей, детки рассадить в маленькие стаканчики, подросшее растение посадить в горшок). Сказочный персонаж благодарит детей за помощь, и дети дарят ему листик фиалки.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Труд в уголке природы.

– Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений.

– Рассматривание схем способов ухода.

– Беседы с детьми об их любимом комнатном растении.

ЧЕМ ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА
(беседа с элементами наблюдения «Мы все такие разные»)

З а д а ч и: создать условия для уточнения представлений детей о том, что все люди разные, не похожи друг на друга (у них разный пол, возраст, рост, цвет глаз, волос, они любят заниматься различным делами и т. д.); для развития у детей сравнения: выделения признаков сходства и различия (люди похожи тем, что у них тело расположено вертикально; есть две ноги, удобные для передвижения; две руки, помогающие человеку осуществлять разнообразную деятельность; лицо. Люди живые: они питаются, дышат, двигаются, растут и т. д.); для развития интереса детей к узнаванию своеобразия людей.

Ход занятия

1. И г р о в о й   с ю р п р и з н ы й   м о м е н т.

В группу к детям приходит Незнайка, здоровается с детьми и неправильно называет имена детей, говорит, что забыл, кого как зовут, а дети так похожи друг на друга. Воспитатель предлагает доказать Незнайке, что все люди разные, они отличаются друг от друга.

2. И г р а «Мы все разные».

Дети стоят по кругу, кому Незнайка бросает мяч, тот должен рассказать о себе по плану: имя, пол, возраст, цвет глаз, волос.

3. И г р а  «Найди себе пару».

Воспитатель предлагает детям собраться вместе: тем, у кого, например, коричневые глаза, светлые волосы, девочек, у кого длинные волосы и т. п.

Незнайка. Я даже и не знал, что вы все такие разные, у вас столько отличий.

4. Б е с е д а «Кто чем любит заниматься?».

Воспитатель. Незнайка, а ведь всех людей и в том числе детей различают по внешним признакам, именам, но еще у каждого человека есть свое любимое занятие. Чем ты чаще всего увлекаешься?

Предлагает детям рассказать, кто, чем любит заниматься в детском саду, дома.

5. Р и с о в а н и е.

Дети рисуют портрет своего друга, а потом отгадывают, кто кого нарисовал. Незнайка помогает детям.

«ЖИВОЕ – НЕЖИВОЕ»
(наблюдение за морской свинкой)

З а д а ч и: создать условия для уточнения представлений детей о признаках живого (на примере морской свинки и человека): питаются, двигаются, дышат, слышат, видят, издают звуки (разговаривают); для развития у детей умения сравнивать живой и неживой объекты, находить существенные признаки различия живого и неживого, доказывать свое мнение; для воспитания у дошкольников интереса к наблюдению за природными объектами, стремления учитывать в поведении их особенности как живых существ.

Ход занятия

1. И г р о в о й   с ю р п р и з н ы й   м о м е н т.

Воспитатель в группу к детям приносит морскую свинку.

Б е с е д а  с детьми.

– Кто к нам пришел в гости?

– Какое имя у нее может быть? (Варианты ответов детей.)

Воспитатель называет настоящее имя свинки.

2. И г р а «Какая она?».

– Придумайте определения морской свинке, какая она (большая, пушистая, красивая, рыжая, добрая и т. п.).

Дети сидят по кругу, бережно передают морскую свинку друг другу и дают ей определения.

3. И г р о в о й   с ю р п р и з н ы й   м о м е н т.

Воспитатель достает игрушечную морскую свинку.

Воспитатель. А вот еще одна морская свинка пришла к нам в гости.

4. Б е с е д а.

– Чем отличаются эти две морские свинки? (Одна – живая, а другая – игрушечная.)

– Что можно делать с игрушечной морской свинкой? А можно ли так обращаться с живой? Почему нет?

– Чем похожа морская свинка на человека? (Она дышит, ест, ходит, видит и т. п.)

5. Т р у д о в ы е   д е й с т в и я   д е т е й «Покорми морскую свинку».

Воспитатель. Как вы думаете, что любит кушать морская свинка? (Варианты ответов детей).

Воспитатель предлагает детям различный корм: сено, овощи, фрукты, зерно. Дети рассматривают, называют.

Воспитатель. Как вы думаете, а можно сразу отдать весь корм? (Рассуждения детей.) Предложить дать свинке морковку. Дети дают корм живой свинке и игрушечной. Делают вывод и наблюдают, как грызет зубами морковку свинка.

6. Н а б л ю д е н и е  з а  с в и н к о й.

Воспитатель предлагает детям пустить свинку на пол и понаблюдать, как она бегает, что будет делать, если на пути положить кубик и т. п.

ГЛАЗА – ЗЕРКАЛО ДУШИ

(беседа с элементами самонаблюдения)

З а д а ч и: способствовать ознакомлению детей с органом чувств – органом зрения – глазом; формированию умения правильно ухаживать за глазами, соблюдать правила личной гигиены и предосторожности.

Ход занятия

1. Р а з г а д ы в а н и е   з а г а д к и.

Два братца глядятся,

А друг друга не видят. (Глаза.)

2. Б е с е д а о зрении и глазах.

Зрение – это способность видеть. А помогают нам в этом глаза. Все предметы окружающего мира человек видит потому, что орган зрения улавливает излучаемый этими предметами свет. Человек видит то, на что он смотрит.

3. Р а с с м а т р и в а н и е  детьми себя в зеркале.

Детям предлагается посмотреть в зеркало. Что увидели? Дети видят носики, лобики, ротики только потому, что у них есть глаза.

4. Б е с е д а о цвете глаз.

– Можно ли по цвету глаз определить характер человека?

– Какой самый любимый цвет глаз у вас?

5. И г р а  «Жмурки».

Ребенок с завязанными глазами должен поймать кого-либо из ребят. Игра позволяет каждому ребенку понять, как трудно жить в этом мире, не видя ничего.

6. Р а б о т а   п о   к а р т и н к а м.

Детям  п р е д л а г а ю т с я  картинки, по которым они составляют правила для сохранения зрения:

! Не смотреть телевизор более 1 часа в день, находясь от телевизора на расстоянии не менее 3 метров.

! Не читать лежа.

! Умываться с мылом ежедневно.

! Не тереть глаза грязными руками.

7. Г и м н а с т и к а  для глаз.

1) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти (4 – 5 раз).

2) Крепко зажмурить глаза, посчитать до 3, открыть и посмотреть вдаль, считая до 5 (4 – 5 раз).

3) Упражнения на офтотельмотренажере: сделать глазами восьмерку, вниз-вверх, влево-вправо и т. п.

8. З а у ч и в а н и е   с т и х о т в о р е н и я.

Видеть папу, видеть маму,

Видеть небо и леса

Помогают нам глаза.

СЛУХ  У  ЖИВОТНЫХ  И  ЧЕЛОВЕКА
(беседа с элементами самонаблюдения)

З а д а ч и: развивать представления детей об особенностях слуха у животных и человека; представления у детей о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности; воспитывать желание и умение бережно относиться к своему здоровью.

Ход занятия

1. О т г а д ы в а н и е   з а г а д к и.

Два братца на кровельке сидят. (Уши.)

2. С в е д е н и я   в о с п и т а т е л я   о   с л у х е.

Слух – это способность воспринимать звуки. Звуки улавливаются наружным ухом, и через барабанную перепонку и слуховые косточки звуковые колебания передаются во внутреннее ухо.

3. И г р а  «Проверяем слух».

Воспитатель шепотом произносит слова. Кто услышал, тот поднимает руку и называет.

4. И г р а  «Хвастушки». «Психогимнастика».

Показывая на свои ушки, расскажите о них: «Мои ушки маленькие, хрупкие, я их люблю. Они мне помогают…».

5. Д и д а к т и ч е с к а я  и г р а  «Что услышал?».

(Шелест бумаги, журчание воды, гул автомобиля.)

6. И г р а  «Чьи уши?».

Найти, какому животному принадлежат уши (заяц, собака, белка…).

7. О б с у ж д е н и е   в о п р о с а «Зачем животным уши?».

8. С о с т а в л е н и е   п р а в и л  для сохранения хорошего слуха.

– Рассмотрите картинки и расскажите, какие правила нужно соблюдать, чтобы не болели уши.

! Не ковыряй в ушах.

! Защищай уши от сильного ветра.

! Не слушай громкую музыку.

! Очень сильно не сморкайся.

! Не допускай попадания в уши воды.

9. Р а з у ч и в а н и е  стихотворения Э. Мошковской:

Доктор, доктор,

Как нам быть?

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть?

Часто мыть или пореже? –

Отвечает доктор: «Еже!» –

Отвечает доктор гневно:

«Еже-еже-ежедневно!!!».

ПРОШЛА ЗИМА ХОЛОДНАЯ
(обобщающая беседа)

З а д а ч и: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало света, небо чаще всего пасмурное и т. д.); развитию способности воспринимать красоту зимних явлений природы (ее отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов); формировать умения у детей отражать их собственные впечатления от зимней природы в продуктивной деятельности.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Наблюдение за зимними явлениями погоды на участке.

– Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме.

– Беседы с детьми.

– Чтение познавательной и художественной литературы.

– Заучивание стихотворений.

– Художественно-продуктивная деятельность детей.

Ход занятия

1. Р а с с к а з   в о с п и т а т е л я о том, что встретил Незнайку, который шел по улице в одних трусах. Он сказал, что идет загорать на пляж.

– Можно ли сейчас загорать? Почему нет?

– Какое сейчас время года?

2. И г р а  «Приметы зимы».

Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, у кого мяч, тот называет примету зимы.

3. Б е с е д а  о зиме.

– Какая земля зимой?

– Растут ли зимой цветы? Почему не растут?

– Что происходит с деревьями зимой?

– Каких птиц можно встретить зимой? Найти картинки.

– Что делают зимой звери в лесу?

Выберите любую картинку зверя и расскажите о нем.

– Как люди приспосабливаются к холодным зимним условиям?

– Как человек может помочь птицам, зверям зимой?

– В какие игры вы любите играть зимой?

– Что вам больше всего нравится зимой?

4. И г р а - и м и т а ц и я снежных явлений: падают снежинки, метель, ветер, светит солнышко и т. п.

5. К о н к у р с - в и к т о р и н а  стихов о зиме.

6. Р и с о в а н и е зимнего пейзажа.

РАСТЕНИЯ – ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА
(обобщающая беседа)

З а д а ч и: способствовать развитию и обобщению представлений детей о растениях как живых существах, представлений о том, что растения вырастают из семян, получают питание из почвы; узнаванию и различению растений; обобщению знаний об условиях, необходимых для роста растений (земля, вода, свет, тепло); формировать умения составлять рассказ по схеме-модели.

Ход занятия

1. О т г а д ы в а н и е  з а г а д к и.

И пьет, и дышит, а не ходит. (Растение.)

2. В в е д е н и е   и г р о в о г о   п е р с о н а ж а.

Игрок отгадывает загадку первым, говоря, что это мальчик. Дети доказывают и с помощью модели иллюстрируют свой ответ: это растение, у него есть строение: корни – у одних растений уходят глубоко в землю, у других расположены неглубоко и раскинуты во все стороны.

3. Б е с е д а  о  р а с т е н и и.

– Для чего растению корни? (Чтобы удерживать растение в земле, забирать из почвы питательные вещества.)

– Чем покрыт у деревьев стебель или ствол? (Корой.)

– Зачем деревьям такая толстая кора? (Защищает от морозов и жарких солнечных лучей.)

– А что будет с нежным комнатным растением, если его вынести зимой на улицу?

– Одинаковые ли у всех растений листья, цветы?

Дети рассматривают картинки лиственного дерева, ели, кактуса.

4. И г р а «Живое – неживое».

Дети стоят в кругу, воспитатель называет различные предметы и растения. Если это живое существо – дети хлопают в ладоши, а если нет – поднимают вверх руки.

5. П о с т а н о в к а  и  р е ш е н и е   п р о б л е м н о й   с и т у а ц и и.

Игровой персонаж  г о в о р и т, что шел по улице и никаких листьев и цветов на деревьях не увидел. Дети объясняют, что зимой деревья погружаются в сон: не питаются, не растут. Ведь зимой мало влаги, света, тепла и питательных веществ. Но сейчас начинает пригревать солнышко, наступает весна, и на деревьях скоро появятся почки, потом листья, а потом и цветы.

П р е д в а р и т е л ь н а я  р а б о т а.

– Наблюдение за ростом овса, гороха и т. п.

– Труд в уголке природы.

– Беседы с детьми.

– Рассматривание серии схем «Как вырос горох» и т. п.

ПТИЦЫ ВЕСНОЙ
(обобщающая беседа с использованием схем и моделей)

З а д а ч и: способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; формированию умения составлять рассказы по схеме; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Ход занятия

1. Ч т е н и е   и   с л у ш а н и е  стихотворения «Скворцы».

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы.

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

2. Б е с е д а.

– Что понравилось (запомнилось) в стихотворении?

– А где были скворцы зимой?

– Почему они поют?

– Какие еще птицы прилетели к нам весной?

– Отберите картинки с перелетными птицами.

3. С о с т а в л е н и е описательного рассказа с опорой на модель-схему: как называется? Расскажите о внешнем виде, особенностях строения частей тела (клюв, хвост и др.) Чем питается? Что отличительного в поведении весной?

4. И г р а - и м и т а ц и я «Строим гнезда».

5. И з г о т о в л е н и е скворечников.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Изготовление скворечников.

– Беседы и наблюдение за птицами на участке детского сада.

– Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.).

– Чтение познавательной литературы.

КАК МЫ ЧУВСТВУЕМ ЗАПАХИ
(беседа с элементами самонаблюдения)

З а д а ч и: создать условия для ознакомления детей с особенностями работы органа обоняния – носа; сравнения особенностей восприятия запахов некоторыми животными; прививать бережное и заботливое отношение к своему здоровью.

Ход занятия

1. О т г а д ы в а н и е   з а г а д к и.

Между двух светил

Я в середине один. (Нос.)

2. Б е с е д а.

– Зачем человеку нос? (Чтобы воспринимать и различать запахи).

– Есть ли у животных нос? Зачем животным нос? (Обоняние служит животным для выбора и поиска пищи, выслеживания добычи).

– Собаки, кошки, лошади узнают о приближении хозяев задолго до того, как они подойдут. У диких животных нюх развит больше, чем у домашних. Как вы думаете, почему?

3. И г р а «Узнай запах».

Детям предлагается по очереди понюхать лук, чеснок, духи, лимон, апельсин и другие объекты, имеющие отличительные запахи.

4. Б е с е д а.

– Что за запах ты ощутил?

– Понравился этот запах или нет?

– Есть ли у тебя любимые запахи?

5. И г р а «Можно или нельзя».

Воспитатель задает детям вопросы, передавая «волшебную палочку»; необходимо ответить на вопрос и объяснить ответ на него, например:

– Можно ли дать свой носовой платок другу?

– Можно ли вдыхать сильно холодный воздух?

– Можно ли ковыряться пальцем в носу?

РЫБКИ В АКВАРИУМЕ

(обобщающее наблюдение)

З а д а ч и: развивать и обобщать представления о том, что аквариум – это маленький водоем, в котором живут рыбки разных видов, растения, улитки; представления о том, что рыбы – живые существа и дышат воздухом, который есть в воде (в чистой прозрачной воде воздуха много, в грязной мутной воде его мало – и рыбы задыхаются, дышат рыбы жабрами, их не видно, они внутри головы, сверху жабры покрыты жаберными крышками: рыбка их приподнимает, втягивая воду, воздух остается у рыбки в жабрах, а вода выходит, по рыбке можно определить, легко ли ей дышать или трудно, если жаберные крышки приподымаются сильно и часто, а сама рыбка подплывает к поверхности воды и хватает воздух, значит, вода обеднена кислородом и воздуха не хватает, следовательно, условия для жизни плохие, чтобы их улучшить, надо сменить часть воды, долить свежей, насыщенной кислородом, или поставить компрессор); представления о том, чем рыбы питаются, как плавают; совершенствовать умения ухаживать за рыбками.

Ход занятия

1. С о п о с т а в л е н и е  к а р т и н о к  с рыбками в аквариуме.

Воспитатель предлагает детям картинки: рассмотреть, кто изображен (разные виды рыб). Подойти к аквариуму в группе и найти на картинках рыб, которые живут в аквариуме.

– Чем рыбки в аквариуме отличаются от карасей? Наблюдают за поведением рыб в аквариуме: Как себя ведут? Боятся ли детей? Внешний вид?

2. И г р а «Караси и щука».

Дети-караси свободно плавают, по сигналу – «Щука!» разбегаются и прячутся. А щука пытается их поймать.

3. С о с т а в л е н и е  описательного рассказа о понравившейся рыбке.

4. И н д и в и д у а л ь н ы е   н а б л ю д е н и я.

Дети рассматривают корм для рыб, кормят рыб и наблюдают, обсуждая, как рыбы поедают корм.

4. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я: нарисуй понравившуюся рыбку в аквариуме.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Цикл наблюдений за обитателями аквариума.

– Труд в уголке природы.

– Беседы и рассматривание иллюстраций.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

(обобщающая беседа с использованием схем и моделей)

З а д а ч и: способствовать систематизации представлений о местах обитания домашних животных; умению составлять рассказ о стадиях роста животных с помощью модели; обобщить представления детей о приспособленности домашних животных к среде обитания, их связи с человеком (польза, забота человека о домашних животных), о детенышах.

Ход занятия

1. Ч т е н и е  стихотворения «Домашние животные»:

Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю,

Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

Корова, коза молоко нам дают,

Нет шерсти овечьей пышней,

Нам кошка-мурлыка подарит уют

И всех переловит мышей.

Помощники наши – корова, баран

И конь вороной темногривый –

Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Доверчивы, миролюбивы.

2. Б е с е д а.

– О каких домашних животных говорится в стихотворении?

– Каких животных называют четвероногими спасателями? Почему?

– Что делает собака-поводырь?

– Для чего хозяева заготавливают сено на зиму?

– Какие животные есть у вас дома? Как вы заботитесь о них?

3. З а г а д к и - з в у к о п о д р а ж а н и я.

Отгадать загадку и вставить подходящие звукоподражания с подходящей интонацией:

1) Кто похлебку съел мою? – свинка хрюкает: (Хрю-хрю).

2) Дайте свежей травки мне! – блеет козочка: (Мээ-мээ).

3) Молочка налили мало! – кот мяукал: (Мяу-мяу).

4) Хватай вора за рукав! – пес залаял: (Гав-гав-гав).

5) Мой хозяин далеко! – ржет лошадка: (И-го-го).

6) Где теленок – не пойму? – замычит корова: (Му-у-у).

4. И г р а  «Вспомни и назови» (картинки домашних животных):

– Кто? Какая?

– Кто что делает?

– У кого кто? (Детеныши.)

– Польза человеку.

5. И г р а  «Кто что ест?».

З а д а н и е. Подобрать корм для животных.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций, картин.

– Беседа с детьми о животных у них дома.

– Чтение познавательной литературы.

– Наблюдение за кошкой, собакой.

ЦВЕТУЩИЕ ДЕРЕВЬЯ

(обобщающая беседа с элементами наблюдения)

З а д а ч и: способствовать: обобщению представлений о деревьях как представителях живого в мире природы: многообразие внешнего строения у разных видов деревьев, основные жизненные функции (питание, дыхание, рост, цветение и др.); формированию представлений о потребностях конкретных деревьев в условиях среды (свете, воздухе, тепле, заботе человека); развитию умения составлять описательный рассказ с помощью схемы; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

Ход занятия

1. О т г а д ы в а н и е   з а г а д к и.

Весной роняет слезы белая… (береза.)

Весною кудри завила

Нежные, пушистые

И стоит белым бела…

(черемуха) душистая.

Румяные, наливные висят яблоки на ней. (Яблоня.)

2. С о с т а в л е н и е   о п и с а т е л ь н о г о   р а с с к а з а  по схеме-модели.

Выставляются картинки цветущих деревьев.

Дети должны описать изображенные деревья по плану:

1) Название.

2) Как выглядит?

3) Какую пользу приносит людям?

4) Сравнение березы и черемухи: чем похожи? Чем отличаются?

3. З а г а д к а.

Был тугим он кулачком,

А разжался – стал цветком. (Бутон.)

4. И г р а - и м и т а ц и я «Распускание цветов на деревьях».

5. И г р а «Что необходимо растению для роста и развития?».

Выбрать карточки-схемы и рассказать, что помогает растениям жить. (Свет, тепло, чистый воздух, забота человека.)

6. Р и с о в а н и е «Цветущая ветка».

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Наблюдение за деревьями на участке детского сада.

– Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре.

– Труд на участке.

– Заучивание стихов, загадок.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗООПАРК

(беседа о диких зверях с использованием схемы-модели)

З а д а ч и: способствовать формированию представлений о диких экзотических животных, их проживанию в природе (чем питаются, как добывают пищу, приспосабливаются к среде обитания); развивать игровые умения: поддерживать воображаемую ситуацию, исполнять роль.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций энциклопедической литературы.

– Постройка зоопарка.

– Беседы с детьми.

– Отгадывание загадок.

Ход занятия

1. П о с т р о й к а   з о о п а р к а   в   г р у п п е.

2. И г р а  «Экскурсовод зоопарка».

Дети по очереди играют роль экскурсоводов. Со всеми детьми-экскурсантами зоопарка проводят экскурсию «Мой любимый зверь» – рассказывание с помощью схемы-модели: где живут в природе, чем питаются, внешний вид, повадки и т. д.

3. И г р а  «Покорми зверей».

КАК ЛЮДИ ЗАБОТЯТСЯ О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ ВЕСНОЙ

(беседа)

З а д а ч и: развивать представления о человеческом теле, о назначении (функциях) отдельных его частей и органов; понимание, что все органы важны для человека (он здоров и хорошо себя чувствует, если они нормально работают); представления о том, что организм надо укреплять и развивать (заниматься физкультурой, закаляться, поддерживать чистоту и порядок в помещении, проветривать его, ухаживать за растениями, так как они улучшают воздух и создают красоту; что организм весной ослаблен, поэтому больше надо бывать на свежем воздухе, потреблять продукты, богатые витаминами); воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Ход занятия

1. И г р о в о й   с ю р п р и з н ы й   м о м е н т.

В группу к детям приходит доктор Айболит.

Доктор Айболит. Я хочу проверить, что вы знаете о своем теле, о своем здоровье. Какие части тела вы знаете? Для чего они вам? (Ведет диалог с детьми.) Все органы, ребята, нужно беречь и заботиться о них.

2. З а г а д к а.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной.)

Доктор показывает детям картинки (фотографии ребят из другого детского сада, которые заболели), на которых изображены примеры нарушения детьми режима закаливания организма, ношения сезонной одежды и т. п.

– Почему заболели дети? (Под дождем без зонта, босиком по лужам, в распахнутом пальто на ветру.)

3. С о с т а в л е н и е   п а м я т к и  по укреплению здоровья.

Дети вместе с доктором Айболитом составляют правила для укрепления и развития организма (см. задачи).

4. Дети  п о к а з ы в а ю т  доктору Айболиту выращенный на подоконнике зеленый лук, рассказывают, как вырастили, угощают доктора луком.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Беседы с детьми об их здоровье.

– Рассматривание иллюстраций.

ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ НА УЧАСТКЕ
(сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике)

З а д а ч и: создать условия для ознакомления детей с первыми весенними цветами, их названиями, с особенностями строения стебля, цветков, листьев; развития наблюдательности – умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сошел снег; установления причинно-следственных связей (растет лучше, где больше тепла, влаги, света); прививать бережное отношение к первоцветам.

Ход занятия

1. И г р о в о й   с ю р п р и з н ы й   м о м е н т.

В группу к детям прилетает Божья Коровка и приглашает детей на весенний лужок. (В группе создается план-макет.) Божья Коровка показывает детям, как красиво на лужку, и загадывает загадки:

Он и мачеха, и мать,

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)

В белой шапке стоит дед,

Если дунешь – шапки нет. (Одуванчик.)

2. А н а л и з   р а с т е н и я.

Дети  р а с с м а т р и в а ю т  мать-и-мачеху и описывают: невысокий стебель, покрытый мягким легким пушком, защищающим цветок от холода, к стеблю прижаты бурые острые листья.

– Почему оно так странно называется? (Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи.)

Цветы собраны в соцветие. Когда растение отцветет, то превратится в пушистую шапочку.

– Где быстрее зацветет, в тени или на солнце? Почему? Цветы открываются утром, а закрываются перед непогодой или на ночь.

– На что похож цветок одуванчика? (Рассуждения детей. Описывают по картинке.)

– Кто любит прилетать на одуванчиковый луг? (Пчелы, шмели, бабочки). Зачем? Чем похожи и чем отличаются?

3. И г р а - и м и т а ц и я «Соберем нектар с цветов».

4. И г р а  «Отгадайте – почему?».

Ярко-желтый одуванчик!

Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым,

Стал, как дедушка, седым!

5. Ч т е н и е   с т и х о т в о р е н и й   д е т ь м и.

Дети садятся на лужок и  р а с с к а з ы в а ю т Божьей Коровке стихи, выученные заранее:

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг!

На проталинке – первый цветок.

Как же он беззащитен и мал!

Резкий ветер его трепал,

Пригибал стебелек к земле,

Леденил в предрассветной мгле,

Но отважный цветок устоял!

Опущусь перед ним на колени,

Прикоснусь к лепесткам рукой –

Сколько мудрости и терпения

В этой капельке золотой!

Божья Коровка тоже дарит детям стихотворение:

Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца – отрада,

Украшенье родимой земли.

– Что понравилось (запомнилось) в стихотворении?

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Наблюдение за растениями на участке.

– Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре.

– Чтение познавательной литературы.

– Заучивание стихов и загадок.

ЭКСКУРСИЯ В ЛЕС

(беседа о лесе)

З а д а ч и: способствовать: ознакомлению детей с весенними явлениями природы в лесу (распускаются листья на кустах и деревьях, оживают муравейники, появляются первоцветы, просыпаются животные, насекомые, все устраивают свои норы, гнезда, выводят потомство); развитию представлений о том, что лес – это «многоэтажный дом» (сообщество), в котором на разных «этажах» (ярусах) живет много растений и животных, которые нужны друг другу; воспитанию правильного поведения в лесу, не нарушая его жизни; воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое; развивать чувство «дома»: лес – это дом для человека, где он отдыхает, любуется красотой природы, собирает дары леса (грибы, ягоды, орехи).

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций, картин.

– Чтение познавательной литературы.

– Рассматривание рисунка «Дуб – многоэтажный дом», беседы.

– На занятии используется схема «Лес – многоэтажный дом».

ЭКСКУРСИЯ НА ПРУД
(беседа)

З а д а ч и: ознакомить детей с прудом – природным водоемом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения (по берегам пруда растут деревья, кустарники, травы, которые очень любят влагу; в пруду живут караси, они поедают мелких рачков, водных насекомых; по воде плавают дикие утки; утка и селезень весной в тихом месте пруда выводят потомство: устраивают гнездо, утка выводит яйца и насиживает их, потом все семейство плавает в пруду и кормится тем, что есть в воде; возле пруда люди отдыхают, любуются водой, растениями, животными, рыбаки ловят рыбу; пруд не следует засорять: в грязной воде и растениям, и животным плохо – они начнут умирать); обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения и различные растения, которые приспособились жить в воде (рыбы – обтекаемая форма тела, тело покрыто слизью и чешуей, это помогает им быстро плавать; есть жабры, так как рыбка дышит воздухом, содержащимся в воде, мечут икру или рождают живых маленьких рыбок, живут).

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций, картинок.

– Беседы с детьми о водной среде.

– Чтение познавательной литературы.

– Занятие проводится возле картины или рисунка «Пруд» Н. В. Рыжовой.

Ход занятия

1. Р а с с м а т р и в а н и е   к а р т и н ы «Водоем».

Воспитатель предлагает рассмотреть картину и обнаружить на ней как можно больше обитателей.

О б с у ж д е н и е:

– Кто живет на берегу? А кто в воде?

– Кто умеет хорошо плавать, кто бегать, прыгать по берегу или летать над водой?

– Могут ли они обитать в других местах? Например, в пустыне?

– Может ли лягушка жить под землей, а щука – в лесу? Почему?

2. И г р а «Создай свой водоем».

Детям предлагаются картинки (рогоз, щука, бобр, лягушка, зимородок, водомерка, жук-плавун, улитка и контур – рисунок водоема). Дети сами расселяют жильцов водоема, а потом сравнивают с настоящей картинкой. Обсуждают, кого куда поселили.

3. Б е с е д а.

– Как озерные жители связаны друг с другом? (Растения – пища и дом для животных, одни животные едят других и т. п.)

– Что произойдет в озере, если исчезнут растения? Щуки? Другие жители?

– Какое животное больше всего понравилось? Где оно живет: только в воде или в воде и на берегу? Почему именно в озере? Где у него квартира: на берегу, на дне? Чем или кем оно питается? Где прячется и для чего?

– Что будет, если в это озеро люди начнут бросать мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать?

4. И г р а «Подражание».

Один ребенок подражает движениями, мимикой какому-нибудь животному или водному растению, а остальные отгадывают. Кто отгадал, тот выходит подражать.

5. К о н к у р с «Кто готов сохранить водоем?».

Придумать и нарисовать серию знаков, которые помогут сохранить водоем и его обитателей.

КАК ЧЕЛОВЕК ОХРАНЯЕТ ПРИРОДУ

(беседа)

З а д а ч и: способствовать формированию представления о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники – территории, на которых природа (растения, животные) охраняются; ознакомлению с Красной книгой (рассказать, что есть растения и животные, которых осталось мало и которые могут исчезнуть совсем, показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной); побуждать детей к ответственному и заботливому отношению к природе.

Ход занятия

1. Р а с с к а з воспитателя об интенсивном использовании человеком природы и ее загрязнении (примеры).

2. Б е с е д а о создании специальных территорий, природных зон, на которых запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать людей для отдыха, сбора грибов и ягод, – это заповедники.

3. Р а с с м а т р и в а н и е   и   б е с е д а о Красной книге, об охраняемых растениях в регионе. Дети составляют свою Красную книгу.

4. И г р а «Чем мы можем помочь природе?» – составление природоохранительных знаков и их обсуждение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36176. КОНСТРУКЦИЯ ДИСКА BD-ROM 50 KB
  Однако регистрирующий слой у BDдиска находится гораздо ближе к внешней поверхности той через которую осуществляется считывание чем у CD и DVD – на расстоянии всего 100 мкм от нее у CD это расстояние равно 11 мм у DVD – 06 мм. Если диск является двухслойным то второй информационный слой L1 располагается на расстоянии 25 мкм от первого слоя L0 ближе к внешней поверхности рис. Между этими двумя информационными слоями также находится разделительный слой поликарбоната. Диск BDROM Если диск является диском BDROM тиражированный...
36177. Digital Versatile Disc (DVD) 108.5 KB
  В процессе работы над новым носителем несколько раз менялось его название отражая основные намерения разработчиков на том или ином этапе: MMCD MultiMediCD; HDDVD High Density Digitl Video Disc; HDCD High Density CD. Даже названия у них были чемто схожи: SDDVD Super Density Digitl Video Disc перекликается с HDDVD. SDDVD тоже имеет двухслойную структуру однако она несколько иная чем у MMCD ибо образуется за счет того что склеиваются вместе две половинки диска каждая из которых имеет толщину 06 мм рис.
36178. Налоги налогообложение 255.5 KB
  Принцип справедливости утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам которыми они пользуются под покровительством и защитой государства. Принцип экономии заключающийся в сокращении издержек взимания налога и рационализации системы налогообложения. Все последующие функциональные элементы налога объекты налогообложения ставки льготы и др. Расчет налога производится непосредственно от налоговой базы.
36179. Теория финансов 212 KB
  Страховая защита и страховые фонды Страхование создание специальными организациями фондов в денежной форме за счет страховых взносов юридических и физических лиц и предназначенных для реального возмещения только участникам их создания ущерба возникающего в результате наступления стихийных событий и несчастных случаев. страхование предусматривает перераспределение ущерба как в пространстве так и во времени; страховые взносы мобилизованные страховщиком имеют возвратный характер. Страхование подразделяется на три отрасли...
36180. Финансы организаций 210.5 KB
  Распределительная функция обеспечивает: образование целевых фондов денежных средств и поддержание рациональной структуры капитала; образование фонда возмещения который обеспечивает покрытие затрат на простое воспроизводство; формирование фонда оплаты труда возмещение затрат труда который состоит из двух частей: включаемой в затраты по производству и реализации продукции товаров работ услуг и образуемой за счет прибыли организации. Принцип самоокупаемости и самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и...
36181. Финансовый менеджмент малого бизнеса 42.5 KB
  Основные этапы жизненного цикла малого предприятия; 1 этап разработка технологии и создание коммерческой схемы товара. В этот периодвыручка практически нулевая а денежные потоки предприятия отрицательные. Для этого необходимо определить посильные для предприятия темпыприроста оборота.
36182. Финансовый менеджмент. Учебное пособие 222.5 KB
  Потапова финансовый менеджмент Информационное обеспечение и финансовый анализ деятельности компании Учебнометодическое пособие Минск 2004 УДК 658. Информационное обеспечение и финансовый анализ деятельности компании: Учеб. Дается классификация финансовых коэффициентов характеризующих ликвидность деловую активность платежеспособность и рыночную активность компании. 2004 Частный институт управления и предпринимательства 2004 Информационное обеспечение и финансовый анализ деятельности компании Лекция I.
36183. Организация деятельность коммерческих банков 637 KB
  Банковская деятельность отличается достаточно жесткой правовой регламентацией банковских операций и постоянным обновлением законодательства по их проведению. Поэтому особое внимание в работе уделено происшедшим в последние годы изменениям в осуществлении операций, например, по предоставлению банковского кредита, в подходах при оценке и управлению банковскими рисками, расчетам нормативов безопасного функционирования.
36184. Конструкции и материалы самонесущих и навесных наружных стен 18.67 KB
  Помимо различных дифференциаций можно выделить 2 типа стен: cамонесущие навесные Самонесущие – стены опирающиеся на фундамент и несущие нагрузку от собственного веса включая нагрузку от балконов эркеров парапетов и других элементов стены по всей высоте но не воспринимающие нагрузки от других частей здания. В соответствии со строительной системой каждый тип стены содержит несколько видов конструкций: бетонные стены из монолитного бетона крупных блоков или панелей; каменные стены ручной кладки стены из каменных блоков и панелей;...