18956

СОСТАВЛЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ МЕХАНИЗМА И СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПЛОСКИХ МЕХАНИЗМОВ

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Приобретение студентами навыков к составлению кинематических схем с модели механизма или конструктивного чертежа. Уяснить из каких структурных групп состоит данный механизм и в каком порядке эти группы присоединяются в процессе образования механизма.

Русский

2014-12-19

790 KB

25 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

СОСТАВЛЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ МЕХАНИЗМА

И СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПЛОСКИХ МЕХАНИЗМОВ

Продолжительность аудиторного изучения темы – 2 часа

1.1 Цель работы

1. Приобретение студентами навыков к составлению кинематических схем с модели механизма или конструктивного чертежа;

2. Уяснить из каких структурных групп состоит данный механизм и в каком порядке эти группы присоединяются в процессе образования механизма.

3. Изучить последовательность операций при определении класса механизма и формулы строения механизма.

1.2 Материальное обеспечение

1. Комплект учебных плакатов.

2. Макеты машин и механизмов.

3. Методические указания

1.3 Литература

  1.  Фролов К.В. Теория механизмов и механика машин, М.: Высшая школа, 2003;
    1.  Лачуга Ю.Ф. Теория механизмов и машин, М.: Высшая школа, 2006;
      1.  Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин, М.: Высшая школа, 1975;
        1.  Суслов В.И. Теория механизмов и машин, М.: Высшая школа, 2006;
        2.  Методические указания.

1.4 Методические указания

Машина – это устройство, создаваемое человеком для изучения и использования законов природы с целью облегчения физического и умственного труда, увеличения его производительности и облегчения путем частичной или полной замены человека в его трудовых и физиологических функциях

Всякая машина состоит из механизмов.

Механизм – система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемое движение других тел.

Всякий механизм состоит из отдельных тел (деталей).

Деталь - изделие, которое не разбирается на составные части без нарушения возможности выполнения им предусмотренных функций.

Деталь или несколько неподвижно соединённых между собой деталей, движущихся как одно целое, называется звеном.

Стойка - неподвижное звено механизма.

Входное звено - звено, которому сообщается движение, преобразуемое механизмом в требуемые движения других звеньев.

Выходное звено - звено, совершающее движение, для выполнения которого предназначен механизм.

Кинематическая пара - соединение двух соприкасающихся звеньев, допускающее их относительное движение.

Все кинематические пары разделяются на пять классов. Номер класса кинематической пары определяется числом связей, которые наложены на движение одного звена пары относительно другого.

Числом степеней свободы механической системы называется число независимых параметров определяющих положение системы.

По числу степеней свободы в относительном движении звеньев кинематические пары делятся на одно, двух, трех, четырёх и пятиподвижные, которые налагают на относительное движение звеньев соответственно пять, четыре, три, две и одну связь. В таблице 1 приведены изображения и характеристики некоторых кинематических пар

Таблица 1 – Примеры кинематических пар

Кинематическая цепь – система звеньев, связанных между собой кинематическими парами.

Механизмявляется кинематической цепью с неподвижным звеном, в которой при заданном движении одного или нескольких звеньев все остальные звенья совершают вполне определенные движения.

Все механизмы можно разделить на плоские и пространственные механизмы, состоящие из четырех звеньев, называются четырехзвенными механизмами.

Наиболее часто встречающиеся плоские четырехзвенные механизмы, указанные на рисунке 1и называются соответственно:

1. Кривошипно-ползунный механизм.

2. Механизм шарнирного четырехзвенника.

3. Кулисный механизм.

4. Синусный механизм.

5. Тангенсный механизм.

Рисунок – Структурные схемы типовых механизмов

Основной принцип образования механизмов был впервые сформулирован в 1914 году русским ученым Л.В.Ассуром. Он состоит в следующем: схема любого механизма может быть составлена последовательным присоединением к ведущему звену (к ведущим звеньям) групп звеньев с нулевой степенью подвижности относительно тех звеньев, к которым группа присоединяется.

Для плоских механизмов, звенья которых входят в пары IV и V классов, это условие можно выразить так:

,     (1.1)

где n – число подвижных звеньев;

     P5 – число пар пятого класса;

     P4 - число пар четвертого класса;

Известно, что высшие пары ΙV класса можно заменить парами V класса. В основе замены высших пар низшими лежит условие, что бы механизм, полученный после такой замены, обладал прежней степенью подвижности и что бы сохранить мгновенные относительные движения всех его звеньев.

Каждая высшая пара эквивалентна одному звену, входящему в две низшие кинематические пары.

Рассмотрим примеры замены механизмов с высшими парами низшими. На рисунках 7,8 приведена замена механизма с высшей парой низшими, элементы звеньев которой представляют собой произвольно заданные кривые или две окружности.

Проводим нормаль NN в точке касания С кривых, находим центры  кривизны О2 и О3. Получим механизм АО2 О3 В. Замена правильна для заданного положения. В другом положении размеры звеньев изменятся, так как центры кривизны  О2 и О3 займут новое положение.

На рисунках 9, 10 показана замена механизма с высшей парой низшей, элементы звеньев которой представляют собой производную заданную кривую и прямую или произвольно заданную кривую и точку. В первом случае находим центр кривизны О2  . Центром кривизны звена 3 бесконечно удален, а вращательная пара заменяется поступательной парой V класса. Во втором случае находим центр кривизны О2, а центр кривизны О3 находим  в точке С.

На рисунке 11 показана замена механизма с высшей парой низшей, когда элементами звена являются прямая и точка. А в этом случае замена сводится к постановке условного звена 4.

На рисунке 12 показана замена высшей  пары, входящей в зубчатое зацепление, низшей парой. В этом случае ось заменяемого звена 4 совпадает с общей нормалью к профилям зубьев в точках касания. Длина звена ЕD при внешнем зацеплении  равны:

                                                     (рис. 12 а)

Для внутреннего зацепления:

                                                     (рис. 12 б)

Заменив, таким образом, пары IV класса парами V класса формула (1.1) примет вид:

                                                    (1.2)

Из равенства (1.2) следует, что условие, которому должны удовлетворить группы, можно записать так:

                                                            (1.3)

Так как числа звеньев и пар могут быть только целыми, то условию (1.3) могут удовлетворять только следующие сочетания чисел звеньев и кинематических пар, входящих в группу

                                                                           (1.4)

Задаваясь различными сочетаниями чисел, удовлетворяющие условию (1.4), мы можем получать группы различного вида. Таким образом, получаемые группы можно разбить на классы, указать порядок и вид.

 

3 Порядок выполнения лабораторной работы

1. Имея перед собой машинку или ее модель, необходимо, прежде всего, разобраться в характере относительного движения отдельных звеньев. Для этого необходимо медленно проворачивать ведущее звено и наблюдать за движением отдельных звеньев. Наблюдая за относительным движением звеньев, надо установить, какими кинематическими парами они соединены. При этом надо быть внимательным, чтобы не допустить ошибки, так как относительные перемещения звеньев могут быть настолько малы, что они могут остаться незамеченными.

2.  Вычертить структурную схему механизма. Начинать ее надо с нанесения на чертеж неподвижных элементов кинематических пар, т.е. элементов, принадлежащих стойке. Далее вычерчиваются ведущие звенья, входящие в кинематические пары со стойкой. Затем надо нанести на чертеж кинематическую цепь, образующую ведомую часть механизма.

3. Подсчитать  число подвижных звеньев и кинематических пар.

По формуле П.Л.Чебышева (1.1) подсчитать степень подвижности механизма.

Пассивные звенья и пара, в состав которых они входят, надо исключить и в уравнение для подсчета числа степеней свободы не включать.

4. Если имеется высшие пары, то необходимо заменить их низшими парами  и снова подсчитать степень подвижности механизма. При  правильной замене высших пар низшими степенями  подвижности механизма не изменяется.

5.  Разбить механизм на структурные группы. Определение структурных  групп необходимо начинать с последней группы в порядке их присоединения.

6.  Определить класс, порядок, вид каждой группы.

7.  Определить класс механизма.

8.  Составить формулу строения механизма.

9.  Убедившись в правильности составления структурной схемы, следует построить  кинематическую схему с соблюдением в всех  вышеизложенных правил. Масштабные  коэффициенты целесообразнее всего взять согласно ГОСТ такими, чтобы подсчет размеров был облегчен. Рекомендуется, чтобы масштабные коэффициенты содержали одну значащую цифру, например: 1; 10; 100; 0,1; 0,01; 0,001; 2; 20; 200; 0,2; 0,02; 0,002; 5; 50; 500; 0,5; и т.д.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57543. ДОРОВІ ДІТИ - ЗДОРОВА НАЦІЯ 68.5 KB
  Із кожним роком усе більше свідомої прогресивної молоді яка бере відповідальність за себе та своє життя орієнтується на здоровий спосіб життя спрямовує свої зусилля на збереження та зміцнення власного здоровя.
57544. Греція у V – I V ст. до н.е. Урок-узагальнення 36.5 KB
  Мета: згадати повторити та систематизувати основний фактичний матеріал з історії Давньої Греції від найдавніших часів до періоду еллінізму; запропонувати учням цікаві питання й завдання що вимагають самостійної роботи нестандартного мислення...
57545. Передня Азія 39.5 KB
  Мета уроку: систематизувати загальні та особливі риси притаманні країнам Передньої Азії: підкреслити внесок найдавніших народів Передньої Азії в розвиток світової цивілізації...
57546. Друга світова війна: аналіз подій 43.5 KB
  Вчитель записує на дошці питання які пропонує обговорити з учнями в ході уроку: Причини війни. Ситуація в країнах під час війни Польща Франція СРСР. Чи знаєте ви дати Що було раніше Курська битва...
57547. План местности 67.5 KB
  Оборудование: ЛОС План местности Абсолютная высота точек. Горизонтали; Компьютер проектор; Компьютерная презентация План местности; Атласы компас; Карточка заданий и контроля Линейка карандаш.
57548. Україна - моя Батьківщина 45.5 KB
  Вступне слово вчителя. Діти що для вас означає слово Батьківщина Від якого слова воно походить Які ще слова синоніми можна використати для передачі змісту цього слова Вітчизна рідний край...
57549. Сфери життєдіяльності: «Я Сам», «Люди» 44 KB
  Пріоритетні напрямки розвитку: пізнавальний мовленнєвий емоційноціннісний Четвертий рік життя Автор Браницька Тетяна Валеріянівна вихователь дошкільного навчального закладу яселсадка комбінованого...
57550. Організація рухової діяльності дітей в природних умовах старша група з використанням оздоровчих технологій 48 KB
  Діти ось погляньте який клубочок потрапив мені у руки. Ой діти клубочок нас перетворив на Зайченят. Естафета парами Перенеси капусту Діти діляться на дві команди і рядниною переносять капусту до корзини.
57551. Як розрізняють добро і зло 55.5 KB
  Мета: визначити що таке добро і зло; пояснити чому люди повинні вибирати між добром і злом як співвідносяться краса і доброта; аналізувати вчинки героїв літературних творів і життєві ситуації...