18971

Кодексы профессионального поведения и этики ПР-специалиста

Доклад

Маркетинг и реклама

Кодексы профессионального поведения и этики ПРспециалиста Для такой специфической доверительной основанной на межличностных отношениях сферы как ПР законодательных норм бывает недостаточно. В практике ПР нередко возникают немалые противоречия между целью и эт

Русский

2014-12-19

55.5 KB

65 чел.

Кодексы профессионального поведения и этики ПР-специалиста

Для такой специфической, доверительной, основанной на межличностных отношениях сферы, как ПР, законодательных норм бывает недостаточно. В практике ПР нередко возникают немалые противоречия между целью и этичностью средств достижения этой цели; могут быть вопросы и по поводу самой цели и ее нравственностисти. Поэтому ПР-сфера просто не может игнорировать опред. этические нормы.

В ПР цель никогда не оправдывает использования ложных, вредных или сомнительных средств. Поэтому правомерен вопрос о выработке определенной системы нравственных норм, которые и регулируют эту деятельность.

Есть проблемы, которые не подлежат регуляции на основании законов. К ним, в частности, относится оплата журналистам за подготовленные ими по просьбе фирмы материалы для газеты, ТВ. С одной стороны, эта плата за работу, и здесь нет ничего предосудительного. А с другой, это вроде бы напоминает попытку умилостивить журналиста ради достижения каких-то корыстных целей.

Поэтому в каждой стране Ассоциации ПР вырабатывают для себя основные представления о профессиональной деятельности.

Ассоциация PRCA, напр., обязывает своих членов безусловно соблюдать самые высокие нормы в практике ПР и несет ответственность за то, чтобы они всегда честно и правдиво работали с клиентами, своими сочленами и профессионалами других сфер, поставщиками, посредниками, средствами коммуникации, служащими и другими членами общества.

Фирма-член Ассоциации обязана вести свою профессион. деятельность в соответствии с интересами общественности, безусловно уважать истину и не распространять сознательно или опрометчиво ложную или вводящую в заблуждение информацию и стараться избегать ненамеренных действий; гарантировать, что фактический интерес любой организации, с которой она может профессионально соприкасаться, адекватно подтвержден. В поведении с заказчиками предписывается сохранять конфиденциальность и не использовать имеющуюся информацию во вред клиенту или для своей финансовой выгоды, если только тот сам не разрешит ее обнародовать; исключение составляют судебные предписания. ПР-контора должна свободно предоставлять свои возм-сти и услуги любому потенц. клиенту по собств. инициативе или по его просьбе.

Есть Кодекс профессиональных стандартов Американского общества по связям с общественностью. В нем содержатся разделы, регламентирующие работу в отдельных сферах и отраслях, например, в области финансов.

Имеет свой Кодекс и Европейская Конфедерация ПР. Принятый в 1978 году и дополненный в 1989 году, Кодекс обязывает каждого практического работника ПР уважать принципы, заложенные во Всеобщей декларации прав человека. Кодекс регламентирует отношения к клиентам и нанимателям, к общественному мнению и средствам массовой информации, к коллегам и к самой профессии.

Развитие профессиональной ПР-деятельности в России выдвинуло потребность выработки Кодекса профессиональной этики. Его отсутствие может стать серьезным препятствием на пути равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными партнерами, международными ПР-сетями и мировым ПР-сообществом в целом. Пока в России принята Декларация этических принципов ПР. Но обнаружилось, что не все ПР-фирмы готовы подписать эту Декларацию и, следовательно, выполнять ее положения. Однако высказывается мнение, что такие фирмы рано или поздно столкнутся с дилеммой: либо следовать признанным в ПР этическим нормам, либо в условиях растущей конкуренции не иметь серьезных клиентов. К маю 1997 года этот документ, получивший название "Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью", подписало 13 ПР-агентств.

Кодекс поведения содержит правила общения с коллегами, отношения с журналистами и т.д. Более серьезные этические проблемы возникают, когда специалист по ПР должен принять решение о возможности применения своих знаний для пропаганды того, что, по его мнению, является злом или противоречит интересам его страны. Это крайне сложная проблема, и ответ лежит не в области логики, а в области сознания.

Чаще всего подобные проблемы возникают у тех, кто работает в постоянном штате или дает консультации. Этические соображения сходны, но их практическое проявление весьма различно.

Предполагается, что каждый ответственный человек знакомится с характером деятельности организации, прежде чем принять предложение о поступлении на работу. Если же, уже приняв решение, он узнает, что деятельность организации противоречит закону или его представлениям, он, несомненно, должен немедленно уволиться. Это чрезвычайная ситуация, и происходит подобное нечасто. Более вероятно возникновение ситуаций, когда честность некоторых действий представляется сомнительной, или когда возможно противоречие этих действий интересам страны или отдельных граждан. В таких обстоятельствах следует приложить усилия к пересмотру решения, а если это не удается, требовать отставки.

Увольнение с хорошего места требует известной доли мужества, особенно если речь идет о семейном человеке, но на компромисс с совестью в таких обстоятельствах идти нельзя. Чрезвычайно трудно продуктивно работать в неподходящих условиях, и многие специалисты по ПР отказались от удобных и доходных должностей, потому что не были согласны с условиями работы. ПР это наука и искусство, и лучших результатов можно добиться только в благоприятных условиях. ПР отличаются от, скажем, бухгалтерии тем, что человек не может работать эффективно и в полную силу в организации, если он не верит в нее или в ее продукцию.

Проблемы этического характера возникают и у тех, кто предлагает свои услуги в качестве консультанта, правда, в другой форме. Здесь вопрос стоит иначе должен ли консультант предоставить свои услуги для пропаганды чего-либо, что можно считать противоречащим общественным интересам.

Кодекс профессионального поведения IPRA категорически запрещает членам ассоциации иметь дело с “подставными организациями”. Член ассоциации не должен оказывать содействие никакой организации, провозглашающей одно, а на деле служащей каким-то тайным интересам.

Совершенно необязательно безоговорочно верить в то дело, которое пропагандируешь, но неэтично служить делу, которое ты считаешь неправым. Например, можно считать противоречащей этическим нормам работу убежденного трезвенника в пивоваренной или винодельческой промышленности.

Можно привести и другой крайний пример: этично ли пропагандировать сигареты, если известно, что курение увеличивает вероятность возникновения рака легких, или рекламировать масло, если известно, что употребление его может привести к возникновению тромбоза сосудов сердца. Этические проблемы в области ПР, как и вопросы этики в других областях человеческой деятельности, оказываются порой весьма трудными, но их нужно решать в соответствии с личными убеждениями, поскольку формальных и готовых рецептов здесь быть не может.

Право каждого убеждать окружающих при условии, что средства честны и законны это основное условие демократии, но в области ПР оно является основным способом деятельности. Все, занятые в ПР, должны неизменно сохранять чувство ответственности, поскольку их деятельность воздействует на сознание людей и влияет на жизнь общества.

ИПРА была создана в Лондоне 1 мая 1955 г.

Кодекс профессионального поведения принят Международной ассоциацией ИПРА на ее Генеральной ассамблее в Венеции в мае 1961 г. и является обязательным для всех членов ИПРА.

  1.  Личная и профессиональная честность

Под личной честностью принято понимать поддержание высоких нравственных норм и хорошей репутации. Под профессиональной честностью понимается соблюдение Конституции, правил и в особенности настоящего кодекса, принятого ИПРА.

  1.  Отношения с клиентами и служащими
  •  Основной долг каждого члена ИПРА – поддерживать честные отношения с клиентами и служащими, бывшими или нынешними.
  •  Член ИПРА не должен представлять интересы одной из конфликтующих или соперничающих сторон без согласия на то всех заинтересованных лиц.
  •  Член ИПРА обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию, доверенную ему нынешними или бывшими клиентами или служащими.
  •  Член ИПРА не должен пользоваться методами, унижающими достоинства клиентов или нанимателей другого члена ИПРА.
  •  При выполнении своих обязанностей для клиента или нанимателя член ИПРА не должен принимать гонорара, комиссионных или других видов ценного вознаграждения за предоставляемые услуги о  кого бы то ни было, кроме клиента или нанимателя, без согласия его клиента или нанимателя, данного после полного выяснения всех обстоятельств.
  •  Член ИПРА не должен предлагать потенциальному клиенту или нанимателю, чтобы его гонорар или возмещение зависело от достижения определенных результатов; он не может вступать ни в какие соглашения с этой целью.
  1.  Отношения с общественностью и СМИ
  •  Член ИПРА должен осуществлять  свою профессиональную деятельность в соответствии с интересами общества и с полным уважением к достоинству личности.
  •  Член ИПРА не должен заниматься никакой деятельностью, которая имеет тенденцию к нанесению ущерба репутации СМИ.
  •  Член ИПРА обязан при любых обстоятельствах предоставлять всестороннюю и правдивую информацию об организации, в которой он работает.
  •  Член ИПРА не должен создавать никакой организации, призванной служить какой-либо декларированной цели, но на самом деле служащей особым скрываемым или частным интересам другого члена, его клиента или нанимателя; он не должен извлекать пользу из таких интересов или любой такого рода организации.
  1.  Отношения с коллегами
  •  Член ИПРА не должен намеренно наносить ущерб профессиональной репутации или работе другого члена. Однако, если  у члена ИПРА есть доказательства того, что другой член виновен в неэтичном поведении или в незаконной или нечестной деятельности и нарушении настоящего кодекса, он обязан предоставить эту информацию Совету ИПРА.
  •  Член ИПРА не должен стремиться заменить другого члена в работе с нанимателем или клиентом.
  •  Член ИПРА должен сотрудничать с другими членами  в соблюдении и выполнении положений настоящего кодекса.

Все остальные кодексы похожи на кодекс ИПРА, поэтому перечислим, что они регулируют, особенно в это дело не углубляясь.

Европейская конфедерация по связям с общественностью – СЕРП (CERP)

СЕРП возникла в 1959 г.

Кодекс СЕРП принят в Лиссабоне в апреле 1978 г. и  определяет:

  •  критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников PR;
  •  общие профессиональные обязанности (относительно к профессии в целом);
  •  специальные профессиональные обязанности (по отношению к клиентам и нанимателям, общественному мнению и СМИ, коллегам)
  •  

Афинский кодекс (кодекс ИПРА и СЕРП)

(принят Генеральной ассамблеей ИПРА в Афинах в мае 1965 г. В этом же году Афинский кодекс принят СЕРПом. В апреле 1968 г. в него внесены некоторые изменения.)

Согласно этому кодексу, каждый член ИПРА и СЕРП:

Стремится…

  1.  Вносить вклад в создание таких нравственных и культурных условий, которые дают возможность человеку достичь полного развития и пользоваться всеми неоспоримыми правами, предоставленными ему Всеобщей декларацией прав человека.
  2.  Развивать средства и формы общения, которые, способствуя свободному потоку необходимой информации, позволяют каждому члену общества, в котором он живет, чувствовать себя в полной мере информированным и быть уверенным в своем собственном участии в жизни общества и своей ответственности перед ним, а также чувствовать свою солидарность с другими членами общества.
  3.  Всегда помнить о том, что его поведение, даже в личной жизни, в связи с важностью его профессии для общества будет иметь влияние на то, как его профессия воспринимается в целом.
  4.  Соблюдать при исполнении своих профессиональных обязанностей нравственные принципы и положения Всеобщей декларации прав человека.
  5.  Относиться с должным уважением к людям, соблюдать человеческое достоинство, признавать право каждого на собственное суждение.
  6.  Способствовать установлению нравственных, психологических и интеллектуальных условий для диалога в истинном понимании этого слова, признавать право всех участвующих в нем сторон доказывать правоту своего дела и выражать свое мнение.

Берет на себя обязательства…

  1.  Вести себя всегда и при любых условиях так, чтобы заслужить и сохранить доверие тех, с кем он вступает в контакт.
  2.  При любых условиях действовать таким образом, чтобы не нарушать интересов всех заинтересованных сторон и интересов организации, в которой он работает, а также общественных интересов.
  3.  Исполнять свои обязанности честно, избегать пользоваться такими словами и выражениями, которые могут привести к недопониманию или неясности, а также сохранять лояльность по отношению к своим клиентам и нанимателям, бывшим или настоящим.

Воздерживается от…

  1.  Отступления от истины в зависимости от каких-либо требований.
  2.  Распространения информации, не основанной на проверенных и подтвержденных фактах.
  3.  Участия в любом предприятии или начинании, которое является неэтичным или бесчестным и способно нанести ущерб достоинству человека или его чести.
  4.  Использования «махинаторских» методов и способов, направленных на создание у человека подсознательных устремлений, которые он не может контролировать по собственному желанию и, таким образом, не может отвечать за действия, предпринятые на основе этих устремлений.
  5.  

ИКО (ICO) – Международный комитет ассоциаций PR-консультантов

Кодекс ИКО – Римская Хартия, принятая в Риме в октябре 1991 года. Регулирует то же, что и другие кодексы, то есть отношения с: общественностью, СМИ, клиентами, коллегами

Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО)

Создана в июле 1991 г. Тем самым было декларировано оформление PR в России в отдельную отрасль, участники которой заботятся об уровне и качестве предоставляемых ими услуг.

Декларация профессиональных и этических принципов в области СО (Декларация РАСО) принята в ноябре 1994 г. Декларация определяет общие профессиональные принципы, главный из которых: деятельность консультанта или агентства должна исходить из общественного блага и не может наносить ущерб законным интересам, чести, достоинству личности. Также определяет принципы взаимоотношения с клиентами (честность и откровенность в отношении с клиентом, соблюдение конфиденциальности. Секретности информации, полученной от настоящих или бывших клиентов), взаимодействия с коллегами (избегать нечестной конкуренции).

Летом  1997 г. руководителями 11 российских PR-агентств подписана Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью. Основной целью Хартии является формирование ее участниками цивилизованных рамок сотрудничества, взаимодействия и существования в условиях свободного рынка и добросовестной конкуренции. Хартия объявлена открытой для присоединения.

Хартия «Политические консультанты за честные выборы». ЕЕ подписали около 100 руководителей PR-агентств летом 1999 г. Цель: способствовать проведению свободных, честных и справедливых выборов на основе принципов открытости и уважения ко всем участникам избирательного процесса.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55885. Программирование и алгоритмические языки 1006 KB
  В выражении должны использоваться только допустимые для данного типа операции порядок выполнения операций лучше указать скобками. В основе этих принципов заложена концепция типа данных которую можно сформулировать следующим образом...
55886. ЖИТТЄВІ КРИЗИ ОСОБИСТОСТІ ТА ФОРМИ ЇХ ПЕРЕЖИВАННЯ 56 KB
  Мета заняття: формування цілісного уявлення про кризи їх види фазі; форми переживання життєвих криз; вплив кризи на розвиток особистості; усвідомлення практичного значення набутих знань; формування навичок управління власними психічними станами; перевірка результатів засвоєння програмного матеріалу та оцінка знань студентів. Поняття кризи та її види та фази. Життєві кризи з позицій рольової теорії Питання що виносилися для самостійного опрацювання.
55887. ПСИХОСОЦІАЛЬНІ, ПСИХОСЕКСУАЛЬНІ, ВІКОВІ КРИЗИ ТА СТАДІЇ РОЗВИТКУ ЛЮДИНИ 51 KB
  Формування у студентів цілісного уявлення про вікові кризи та стадії розвитку людини; поглиблення та систематизація знань щодо психосоціальний розвитку особистості
55888. Методичні рекомендації та плани семінарських занять з основ економічної науки 851 KB
  Гетьмана Кафедра політичної економії Методичні рекомендації та плани семінарських занять з основ економічної науки для бакалаврів з економіки менеджменту денної та заочної форм навчання...
55889. Творчий учитель – який він? Я – творча особистість! 42.5 KB
  Творчість -– це завжди створення нового оригінального соціальнозначущого продукту. Кожна людина від природи наділена здатністю до творчості творчим потенціалом тому що творчість лежить в основі як загального розвитку природи еволюції так і кожної окремої особистості в її самоздійсненні.
55890. Соціально-психологічні проблеми насильства в сучасному суспільстві 62.5 KB
  Проблема насильства над дітьми свідчить про необхідність ретельного вивчення й розробки профілактичних заходів спрямованих на її вирішення оскільки діти є найнезахищенішою найуразливішою й майже повністю залежною від дорослих частиною суспільства.
55891. Організація ефективного педагогічного спілкування 46.5 KB
  План семінару: Поняття про спілкування функції спілкування. Особливості педагогічного спілкування. Типові помилки спілкування неправильні моделі спілкування з дітьми.
55892. Сучасний урок. Шляхи підвищення його ефективності 134.5 KB
  Мета: Актуалізація проблеми підвищення ефективності сучасного уроку. Колегіальний пошук шляхів підвищення ефективності кожного уроку завдяки впровадженню інтерактивних технологій навчання...
55893. Психолого-педагогическая компетентность педагога 94.5 KB
  Задачи: На основе теоретического анализа проблемы сформировать у педагогов представления о ППК и ее личностно-деятельностных компонентах; Способствовать осознанию педагогами УВК необходимости развития качеств обеспечивающих эффективное взаимодействие с учениками...