18977

Лоббизм – эффективная ПР-технология

Доклад

Маркетинг и реклама

Лоббизм – эффективная ПРтехнология Лоббирование это влияние заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Термин происходит от английского Lobby коридор так как попытки давления на законодателей часто проводились в коридорах связанных с зако...

Русский

2013-07-10

170.5 KB

21 чел.

Лоббизм – эффективная ПР-технология

Лоббирование - это влияние заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Термин происходит от английского "Lobby" - коридор, так как попытки давления на законодателей часто проводились в коридорах, связанных с законотворческой палатой. Взаимодействие с парламентом - важное направление работы торговых ассоциаций, филантропических организаций и коммерческих структур.

Необходимость лоббирования обусловлена различной оценкой явлений общественной жизни, как отдельными людьми, так и целыми организациями.

В современной России лоббизм не имеет правовой основы, но реально существует и в гораздо более широком варианте, чем парламентский лоббизм. Во всем мире этот термин связан  с давлением на процесс принятия законодательных решений. В российских условиях, нередко от исполнительной власти зависят и доступ бизнес структур к необходимым ресурсам, и ситуация в других корпоративных группах.

Основным участником и движущей силой лоббистской деятельности являются "группы давления", "лоббисты", отстаивающие свои особые интересы. Главным движущим мотивом их поведения является стремление реализовать свой интерес путем удовлетворения запросов "заказчиков". Причем, лоббист или лоббистская структура могут быть совершенно нейтральны к своему заказчику и выступать в роли "коммуникатора".

В условиях отсутствия лоббизма как легитимного явления возникает большое количество промежуточных структур, осуществляющих лоббистскую деятельность в виде PR.

Услуги агентств по общественным делам, т.е. организаций по связям с органами власти и общественными организациями хорошо ценятся на рынке. "Высоко сложные программы лоббирования требуют редких навыков и за них вы заплатите", - утверждает, например, директор Школы деловой стратегии г. Лидса (Великобритания) Э. Грегори.

Эффективность ПР в отстаивании интересов заказчика на государственном уровне требует от нее последовательности целей, стратегии и мотивов своей деятельности.

Деятельность профессионала по связям с органами власти и общественными организациями включает следующие виды деятельности:

  •  отношения с правительством и парламентом;
  •  отношения с местными органами власти;
  •  взаимодействие со СМИ;
  •  связи с общественными организациями; и т.п.

Немаловажное значение среди причин, обусловливающих необходимость существования лоббизма как общественно - политического явления, имеет фактор неравномерности образования субъектов общественной жизни. В результате, неравномерность образования субъектов общественной жизни ведет к тому, что и новые, и старые корпоративные силы нуждаются в лоббировании своих интересов, поскольку без этого успешное продвижение или даже сохранение достигнутого положения в любой из областей их деятельности.

В свою очередь представители групповых - корпоративных интересов не просто запрограммированы на взаимодействие с властными структурами. Само понятие "корпоративизм", хотя оно и происходит от слова "корпорация", в современном значении - одна из форм взаимодействия групп по интересам и государства".

Корпоративные группы, пытающиеся с  лоббистской деятельности (лоббистов, от которых напрямую зависит принятие решения и лоббистских структур, через которые осуществляется выход на лиц или институты, принимающие решение) отстаивать свои интересы, базируются на субъективном осознании их членами органической близости социальных позиций и целей. В результате устанавливаются принятые или посредством действующей правовой фиксации оговоренные правила "игры".

В результате, множественность участвующих в лоббизме организаций, отражающих социально-экономическую и политическую структуру общества непременное условие, позволяющее считать лоббизм политическим институтом. Борьба же конкурирующих вариантов решений той или иной проблемы дает возможность выбрать один из них или достичь приемлемого компромисса.

Таким образом, с точки зрения политического анализа лоббизм - объективное явление, неизбежная принадлежность общества, состоящего из различных групп. Скрытый  лоббизм существует даже при тоталитарной системе, а в условиях плюрализма это объективное явление политической жизни, независимо от того, легитимен ли лоббизм, согласно действующим правовым нормам.

Очевидно, что отсутствие правовой базы создает реальные условия для трансформации лоббизма в элементарную коррупцию и утраты над ним общественного контроля.

Иногда в литературе можно встретить утверждение, что лоббизм в России еще только формируется. Такое представление достаточно спорно. Оно вызвано тем, что лоббизм трактуется лишь как официальная профессиональная деятельность. Это важный, но не решающий признак. Главное – это представительство по отстаиванию определенных интересов в органах государственной власти. Такой вид лоббизма существовал и в СССР, когда интересы региона, колхоза, завода и т.д. отстаивали в Госпланах депутаты Верховного Совета СССР и РСФСР, партийные руководители, Герои Социалистического Труда.

Технология лоббирования

«Лоббирование - это технология, заставляющая партнера или конкурента принять решение, необходимое в данный момент тем, кто это решение продвигает». Технология сочетает в себе и контакт с чиновниками, и психологическое воздействие, и PR-акции, и финансовые или маркетинговые рычаги. Однако любой из этих приемов остается только приемом, одним из многочисленных действий ради успеха, до тех пор пока он не будет встроен в рамки стратегии пошагового продвижения.

Если представить себе технологию лоббирования в общем виде, то она будет выглядеть достаточно просто. Первым  условием лоббирования является наличие двух заинтересованных сторон и посредника. Одна из сторон является держателем ресурса (Держатель), вторая заинтересована в том, чтобы этот ресурс отобрать или просто получить на время, использовать (Претендент). Второе условие возникновения ситуации лоббирования - недоступность ресурса для Претендента, по крайней мере, впрямую - либо ресурс не продается (или стоит слишком дорого), либо Держатель является монополистом (например, во всем государстве только он может распределить квоты на вывоз нефти), либо один для другого просто недоступен без посредника (например, Претендент - «авторитет» из Красноярска, а Держатель - политик с солидной репутацией борца за чистоту российского бизнеса). Каждая из сторон может быть не одним человеком, а группой лиц или структурой. Например, в роли бизнесмена может выступать финансово-промышленная группа, в роли политика - областное правительство, а в роли лоббиста - какой-либо фонд и т. д. Задачей лоббиста (посредника) в сложившейся ситуации становится реализация целей своего клиента-Претендента. Он может делать это в одиночку, если имеет необходимые связи, может прибегнуть к услугам сети друзей или путем сложных ходов создать ситуацию, заставляющую Держателя принять необходимое решение и передать ресурс.

Процесс лоббирования состоит из нескольких этапов:

  •  постановка цели лоббирования;
  •  поиск посредника (того, кто будет разрабатывать и реализовывать стратегию);
  •  уяснение им цели, согласие или отказ от заказа, уточнение цели;
  •  сбор информации о держателе и оценка ситуации;
  •  разработка стратегии, выбор каналов информации;
  •  воплощение и достижение цели;
  •  выполнение обязательств претендентом.

Посредниками на Западе чаще всего становятся юристы, социологи, финансисты. В России - приближенные к Держателю лица или чиновники, и в этом есть значительная доля риска. Хороший лоббист - тот, кто не имеет личных интересов в процессе лоббирования и просто отрабатывает свой гонорар. В противном случае Претендент оказывается не в роли заказчика, а в роли активного игрока, причем его шансы «упустить» ситуацию и быть использованным увеличиваются. Идеальным вариантом лоббистов в России сейчас являются консультанты по конкурентным отношениям.

Лоббисты преследуют следующие цели:

  •  улучшают отношения с ответственными работниками государственных учреждений и организаций;
  •  следят за работой законодательных и исполнительных органов, министерств, ведомств в тех сферах, которые оказывают влияние на жизнь людей определенного избирательного круга;
  •  активизируют участие избирателей в делах государственного управления на всех уровнях;
  •  влияют на законодательство, затрагивающее экономические интересы избирателей определенной местности и расположенных там предприятий;
  •  заблаговременно информируют законодателей и достигают понимания с их стороны особенностей работы организаций, действующих в определенном избирательном округе.

Выбор необходимой стратегии диктуется финансовым положением, степенью защищенности и личными качествами Держателя (или того, кто принимает решение. Ему предшествует период сбора информации и период разведки. Помимо официальной документации, разного рода банков данных, касающихся круга вопросов, по которым проводится лоббирование, лоббист должен иметь текущую информацию, точно знать расстановку сил в законодательном органе, держать  руку на пульсе существующих точек зрения, глубоко разбираться во всех оттенках мнений, которых на данный момент придерживаются  законодатели по тому или иному вопросу. Важно знать потенциальных сторонников позиции организации, интересы которой отстаивает лоббист, вероятную оппозицию, ее сильные и слабые стороны.

Первым источником такой информации являются открытые слушания, которые планируются и проводятся совместно законодательными и исполнительными ветвями государственной власти для рассмотрения законопроектов или постановлений. Постоянное отслеживание этих событий – обязательная составляющая всех программ лоббирования.

Другим источником необходимой информации может быть обмен мнениями с официальными представителями исполнительных органов власти, ответственными работниками профсоюзов и их объединений, других групп интересов, которые обладают богатым фактическим материалом. В этом отношении четко срабатывают не только посещения их учреждений, но и различные формы организации совместного отдыха, приемов и презентаций, поскольку непринужденна атмосфера большинства таких коллективных собраний способствует процессу активного обмена информацией.

Итоговым моментом различных методов сбора информации, уточнения мнений и настроений должно быть доведение всех новых данных и фактов до ведома руководства или клиента, подготовка лоббистом конкретных рекомендаций о том, как на них реагировать.

Формы лоббирования

Лоббизм на практике - это всегда давление определенных групп на законодательные и исполнительные государственные органы. Существует давление трех видов: региональное, правительственное и отраслевое. При первом осуществляется защита интересов того или иного региона или даже избирательного округа. В этом случае в роли лоббистов выступают депутаты Государственной думы - одномандатники, а также губернаторы и представители Президента РФ в регионе. Второй вид лоббирования связан с отставанием или блокированием определенных законопроектов правительства в Совете Федерации и Государственной думе в интересах каких-либо групп, представленных в верхних эшелонах власти. Третий вид - лоббирование интересов сфер экономики.

Заказчиками выступают отдельные фирмы и корпорации, а иногда и целые отрасли в лице представителей министерств.

Необходима юридически четко регламентируемая система лоббизма, которая может в значительной степени способствовать:

  •  обеспечению гласности и предсказуемости политических процессов;
  •  цивилизованному ограничению сфер деятельности аппарата государственной власти, его открытости для контроля со стороны гражданского общества, уменьшению возможности волевых решений;
  •  расширению круга активных участников политического процесса, что может благоприятно сказаться на развитии гражданского общества в целом;
  •  контролю над механизмом воздействия частных интересов и органов власти, созданию дополнительных преград на пути коррупции.

Формы проявления корпоративного лоббизма различны и зависят от конкретных целей поставленных перед компанией. Они проявляются в деятельности отделов компаний по связям с властью, деятельности ассоциаций и объединений и т.п.

Рассмотрим  более подробно эти формы.

Любая корпорация имеет в своем штате людей, в обязанности которых входит взаимодействие с государственными органами. В крупных корпорациях появились штатные лоббисты и даже целые отделы «government relations». В нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» существует отдел по связям с органами государственной власти и работе со средствами массовой информации. Основная цель деятельности этого подразделения состоит в организации эффективного взаимодействия с органами представительной и исполнительной власти.

Следующая форма лоббизма — профессиональные ассоциации конкретных секторов рынка (Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата). Они живут за счет членских взносов участников, которые платят именно за лоббизм, официально принимают участие в разработке законов, организуют разнообразные конференции — ведь формирование общественного мнения одна из важных составляющих лоббизма.

Власть, выслушивая союзы и ассоциации, принимает взвешенные решения в интересах отраслей национальной промышленности. Отдельный бизнесмен в первую очередь склонен защищать интересы своей структуры. Поэтому во всем мире власть работает с промышленниками через систему отраслевых некоммерческих организаций. Подобная форма объединения предприятий определенной сферы деятельности помогает выстраивать нормальный диалог «отрасль - государственная власть».

Союзы и ассоциации способны решать многие практические вопросы по защите интересов отраслей. Например, важная функция союзов - подготовка и внесение в Правительство РФ предложений по защите внутреннего рынка. Союзы способны квалифицированно готовить и вносить предложения по государственной поддержке экспортеров, в том числе, по предоставлению кредитов для выполнения экспортных контрактов. Союзы должны способствовать формированию системы информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности..

В России сегодня, увы, нет структуры, которая ставит своей основной целью объединение отраслевых промышленных союзов и отстаивание их интересов в органах государственной власти. В этом одна из основных причин слабости российских некоммерческих объединений в сфере промышленности.

В качестве примера рассмотрим наиболее доходную отрасль отечественной экономики - нефтегазовый комплекс. Для защиты интересов этого сектора экономики создан Союз нефтегазопромышленников. Однако, на практике ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК, СИБНЕФТЬ и другие нефтяные компании продвигают свои интересы в органах власти самостоятельно, не обращаясь в отраслевой союз. Компании, вместо взаимодействия с отраслевым объединением, предпочитают создавать и финансировать собственные подразделения по работе с органами государственной власти. Сложилась ситуация, при которой лоббистские возможности любой российской нефтяной компании на порядок выше, чем Союза нефтегазопромышленников. Каждая нефтяная компания «тянет одеяло на себя», пытаясь решить во власти свою проблему, а Союз нефтегазопромышленников, призванный отстаивать интересы отрасли не имеет необходимых ресурсов для работы. Такая практика наносит вред и компаниям, и отрасли в целом.

Поэтому несколько нефтяных компаний, в недавнем прошлом работающих в Думе исключительно поодиночке, сорганизовались ради принятия нужных им налоговых законов. В этот созданный на заре работы этой Думы, в начале 2001 года, клуб по интересам вошли ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК, «Сибнефть», а также «Газпром». Первым делом при активной поддержке президентской администрации Владимир Дубов, в недавнем прошлом вице-президент и совладелец ЮКОСа был проведен в председатели налогового подкомитета. Он замкнул на себя всю работу по Налоговому кодексу.

Нефтегазовый пул работает только по налоговым вопросам, но не только в Думе, но и в администрации президента, и в правительстве. При этом, хотя они «делают общеполезное дело», как заявил представитель одной из входящих в пул компаний, партнеры своих связей в органах власти не раскрывают. За проведение нужных поправок на уровне бюджетного комитета отвечает ЮКОС.

Со стороны компаний деятельность пула курируют вице-президенты, отвечающие за связи с органами власти. У пула есть свой фонд, куда компании скидывают деньги, в частности, на экспертов, готовящих налоговые вопросы. Лоббистская деятельность нефтегазового пула - пример для подражания другим отраслям. Результаты коллективного лоббизма очевидны: ставка налога на прибыль снижена с 35 до 24%, список относимых на расходы затрат расширен, введен единый налог на добычу полезных ископаемых, закреплена в законе шкала изменения экспортной пошлины на нефть в зависимости от колебания на нее мировых цен. Попутно с налоговыми вопросами решена и часть неналоговых, в частности доступ к трубе ограничен объемом добываемой компанией нефти. Этим, как, впрочем, и единой ставкой налога на добычу, крупные нефтяные компании не только обеспечили себе приемлемый режим работы, но и заодно поставили в крайне тяжелое положение конкурентов - средние и мелкие компании. Неудивительно, что именно нефтяники выступают как организованные лоббисты. По направлениям думского лоббизма можно судить о состоянии экономики. Сейчас в ней главные - нефтяники, от них основные деньги в бюджет, у них наибольший политический вес.

Следующей формой лоббирования являются общественные организации в виде клубов.

Международный московский нефтяной клуб представляет собой самый классический пример лоббизма. Клуб, созданный в 1994 году, стал нефтяным лобби в России и США. За его создание выступили премьер Виктор Черномырдин и президент корпорации «Оксидентал петролеум» Рэй Ирани. В 1994 году в клуб вступили 20 нефтегазовых компаний России. Через два года участников стало сорок. Изменился и статус: клуб вошел в число специализированных неправительственных международных организаций. 

В 1996 года он получил статус общественного консультативного центра при правительстве РФ по международным проектам в нефтегазовой области. Члены клуба активно сотрудничают с комиссиями Госдумы, межфракционными депутатскими объединениями, в том числе с «Энергией России».

Данные формы проявления лоббизма условно называются «белыми». По эффективности он пока уступает лоббизму «теневому». Хотя и в том и в другом случае решаются одни и те же задачи: отстаивание интересов какой-либо структуры.

«Теневых» лоббистов условно можно разделить на отраслевиков и частников. Первые представляют интересы целой отрасли: нефтяной, энергетической, газовой и прочих. Вторые блюдут интересы конкретных банков, промышленников, компаний. Как правило, теневые лоббисты — люди, приближенные к нужному чиновнику. Они должны не только посещать нужные кабинеты, но и, если надо, отправляться на охоту, в баню, в отпуск вместе с тем, от кого зависят их клиенты. По словам одного из таких «теневиков», в его обязанности входит знать по имени всех родственников высокопоставленных «приятелей» и помнить дни их рождения.

Для лоббиста важны не только прочные связи в верхах. Важно еще знание «кухни» власти, а главное — наличие связанного с ней прошлого.

Методы лоббирования

Будущий закон уже на стадии подготовки имеет своих сторонников и противников. ПР-специалист должен знать основные противоборствующие тенденции, их представителей среди законодателей, вне парламента, в средствах массовой информации и т. д.

Средства воздействия на законодателей:

- персональные ПР-обращения к каждому законодателю, намеревающемуся поддержать обсуждаемый закон (обращения составляются от имени, естественно, заинтересованных организаций, предприятий и т. п.);

- организация личных контактов законодателей с представителями заинтересованных структур (неофициальные приемы, обеды, презентации и т. п.) для обсуждения проблем в неофициальной обстановке;

- составление (редактирование) писем и запросов избирателей;

- выработка концепции, составление текстов петиций, коллективных писем, обращений коллективов (в адрес группы депутатов);

  •  выработка концепции ПР-кампании, включающей цикл публикаций в печати, видеоматериалы на ТВ (интервью, репортажи, хроника и пр.);
  •  запрос полезен как прием ПР — в качестве информационного повода для СМИ.

Хотелось бы более подробно остановиться на составлении писем. Письма должны показать депутату (или любому другому лицу, от которого зависит принятие решения по интересующей проблеме), что за вами стоит сила - поддержка широких слоев общественности. В сегодняшней ситуации это приобретает особо важное значение, потому что это люди, которые через несколько недель будут голосовать, и от реакции адресата на их письма может зависеть, за кого проголосуют авторы. Письма могут быть от группы организаций, от одной организации и от частных лиц.

Современные технологии лоббирования взяли на вооружение технологию лоббирования через письма частных граждан. Для этого они связываются с жителями того региона, на депутата которого они хотят оказать давление, и просят их написать письмо своему депутату. В начале разговора с человеком активисты кампании (или сотрудники нанятой ПР-службы) представляются как члены инициативной группы и рассказывают в нескольких словах о проблеме таким образом, чтобы вызвать эмоциональную реакцию человека

Тщательно отбирают людей, которые должны написать письма. При проведении серьезных кампаний ПР фирмы располагают базами данных, в которых содержится информация о предпочтениях населения. Представители ПР компании связываются с теми людьми, которые с большой долей вероятности поддержат просьбу написать письмо.

Необходимо иметь типовой текст письма. У организаторов кампании писем граждан есть несколько типовых текстов, которые они легко могут адаптировать к конкретному человеку. Все что остается этому человеку - это под диктовку написать или переписать от руки содержание этого письма. Подписывать частным лицам заготовленный печатный текст личного письма было бы неправильно. Если много людей подписывают готовое обращение - это другое дело. Наконец, организаторы кампании берут на себя заботу по доставке писем адресату. Они либо дают человеку конверт с марками, либо сами отправляют эти письма, либо просто собирают письма и передают депутатам. Хотя письма от граждан имеют больший эффект и поэтому предпочтительнее, письма от организаций собирать проще, так как они могут быть использовать готовый напечатанный текст и вставлять туда только особенности своей организации и размещать это на своем бланке.

В условиях России кампании писем пока не всегда работают так, как за рубежом. Это связано с тем, что власти не видят прямой связи между тем, как они работают с избирателями (имеется в виду выполнение обязательств и просьб своих избирателей) и результатами выборов. Итак, а)письма граждан и организаций нужны для того, чтобы показать депутату, что проблема беспокоит большое число избирателей. Это косвенно означает, что от того, как он отреагирует на просьбы избирателей, так они могут проголосовать на выборах. б) чем больше писем наберем, тем лучше. В этом состоит  задача - собрать и отправить как можно больше писем на имя конкретного депутата (депутатов) от вашего региона, а также ключевых руководителей фракций и комитетов. Вторая задача - сделать так, чтобы все письма попали к депутату одновременно или почти одновременно (в течении нескольких дней).

Важно то, чтобы написавшие письма знали, что депутат получил их письмо и знали, как он на эти письма отреагировал. Сам факт того, что депутат будет знать, что тысяча человек написала ему письма, а значит, их беспокоит поднятая проблема, может заставить его задуматься. Но депутат может проигнорировать эти требования.

Поэтому необходимо сделать так, чтобы все узнали о том, что депутат получил эти письма и что организаторы кампании следят за тем, как этот депутат защищает интересы своих избирателей. Вот здесь-то и будут важны копии писем граждан и организаций к депутатам. Эти письма хороший информационный повод для:

  •    пресс-конференции;
  •    пресс-релиза;
  •    статьи.

Используя эти письма, можно начать дискуссию в местных СМИ о том, как депутат выполняет свои функции.

Г. Почепцов выделяет прямые и непрямые методы воздействия на законодателей.

К прямым методам относятся:

  •  частые встречи с законодателями;
  •  проведение исследований и подготовка презентаций перед законодателями;
  •  присутствие и выступления на слушаниях;
  •  предоставление профессиональных советов, помощь в подготовке законопроектов;
  •  приглашение законодателей на разного рода встречи;
  •  внесение денег на избирательный кампании.

Непрямые методы воздействия включают в себя:

  •  влияние общественности;
  •  опросы населения;
  •  привлечение избирателей;
  •  объединение разных групп, имеющих общие интересы в данном законе.

Специальные акции можно выделить как отдельный метод лоббирования. ПР - акция ЮКОСа в городке Томске. 8 августа на двух АЗС продавался бензин по цене 4 руб.  Акция под лозунгом "бензин по цене ЮКОСА" должна была продемонстрировать тяжесть налогового бремени, а заодно привлечь внимание к широкой благотворительной деятельности компании в Западной Сибири. Эта   акция преследовала скорее политические, чем экономические цели. "ЮКОС" акцентировал внимание общественности на том факте, что высокие налоги на бензин не слишком хорошо способствуют взаимопониманию между региональными властями и руководством компании.

Выше перечисленные методы лоббирования являются общими. Но можно выделить  особенные методы, характерные для России в данное время. Первый такой метод – наличие в законодательной власти представителей бизнеса. За восемь лет ельцинского правления страна прошла большой путь от полного хаоса к структуризации власти, общества и бизнеса. Решать проблемы в индивидуальном порядке эффективно в эпоху дикого капитализма, в период первоначального накопления капитала, - это дает фору перед конкурентами. Когда же бизнес устоялся, ему требуются постоянные правила и стабильные преимущества. Естественно, никто лучше самих предпринимателей не знает, что именно им нужно. А раз так - лучшими лоббистами являются они сами. Долговременные правила устанавливаются законами. Законы принимаются в парламенте. Очевидно, такая или примерно такая нехитрая цепочка рассуждений привела к наплыву представителей бизнеса в законодательные органы власти. Сначала в региональные парламенты, Госдуму, а затем в обновленный Совет Федерации (более четверти новых сенаторов - выходцы из предпринимательских структур, расклад по третьей Госдуме, выбранной в конце 1999 года, примерно такой же). Две крупнейшие в России нефтяные компании - "ЛУКОЙЛ" и "ЮКОС" - имеют своих официальных представителей в Госдуме, которые и осуществляют цивилизованное лоббирование.

Второй метод лоббирования – это использование услуг информационных агентств. Аргументы в пользу использования услуг информационных агентств - психология депутатов. Народный избранник скорее и легче проголосует за закон, создающий благоприятный климат солидной и "порядочной" компании, о которой пишет столичная пресса и с уважением отзываются высокопоставленные чиновники.

Еще один аргумент связан с поддержанием положительного имиджа руководителя любой компании, намеревающегося участвовать в выборах. В этом смысле знаковой фигурой является председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, являющийся по совместительству одним из духовных, и во многом финансовых, отцов Союза правых сил. Несмотря на то что дела в руководимой им компании сейчас идут более чем неважно, его репутация высококлассного менеджера до сих пор осталась практически "безупречной".

По словам руководителя департамента по связям с общественностью одной из крупнейших российских нефтяных компаний, с точки зрения проведения ПР - кампаний наиболее дешевым и эффективным способом является работа с информационными агентствами. Дело в том, что для большинства журналистов они во многом являются первоисточником информации. В то же время агентства ориентированы исключительно на факты: цифры, характеризующие производственную деятельность компании, конкретные события, высказывание представителей официальных структур, которые зачастую являются информационным поводом к появлению соответствующих публикаций в различных изданиях. В то же время при "правильном" подходе к представителям агентств в медиа - пространстве появляется достаточно ограниченный круг информации, в котором, собственно, и заинтересована компания, и расширить его зачастую бывает довольно сложно.

По словам представителя довольно известной ПР - структуры, лоббистские круги реально экономят на агентствах большие деньги. Согласно его оценкам, размещение сообщения - в зависимости от качества информации и канала ее передачи - может стоить от 200-800 долл. с учетом посреднических услуг PR-агентств. При этом информация о любом значимом событии, пусть даже не до конца проверенная, вполне может повлечь за собой хотя бы небольшую серию статей (2 - 3 материала) в периодических изданиях. Для сравнения - размещение напрямую короткой заметки на страницах одной из центральных столичных газет может стоить порядка 100 - 200 долл., статья, в зависимости от объема и уровня "аналитичности" - от 500 до 1000 долл., а продолжающаяся серия материалов как минимум 5 тыс. долл.

Спектр российских информационных агентств предоставляет промышленным лоббистам значительную свободу выбора. Главным критерием предпочтений является охват аудитории, "принимающей решение" или способной повлиять на этот процесс - имеются в виду представители СМИ. Наиболее желанными для всех без исключения информационных лоббистов являются три центральных агентства - "Интерфакс", "РИА Новости" и "Прайм-ТАСС". Ступенькой ниже стоят менее крупные агентства, специализирующиеся на экономической информации, такие как AK(M, "РосБизнесКонсалтинг" (РБК), "Финмаркет" и др.

Анализ содержания информационных лент перечисленных агентств делает понятными предпочтения представителей промышленного ПР. Главный критерий, по которому принято оценивать работу агентства, - оперативность освещения информации. По установленному в большинстве информагентств неформальному правилу, максимально допустимый предел отставания от конкурентов - 5 минут.

Менее важным критерием оценки работы агентства является эксклюзивность информации. К примеру, "Финмаркет" считает возможным жертвовать ей ради оперативности. На его ленте довольно часто можно встретить сообщения со ссылкой не только на агентства-конкуренты или телеканалы, но и на заведомо менее оперативные газеты. В то же время новости от "Прайм-ТАСС" в отношении нефтегазовой тематики, зачастую являются для газетчиков настоящей находкой, причем спектр информации нередко бывает значительно шире интерфаксовского.

В зависимости от целей информационных лоббистов оценивается и адресность агентств. Общие информационные ленты крупнейших агентств являются абсолютными фаворитами, однако с точки зрения экономических целей - привлечения внимания прессы, а затем и потенциальных инвесторов в своему бизнесу - довольно эффективными являются специализированные приложения. К примеру, на базе "Интерфакса" действует лента агентства нефтяной информации, где, впрочем, можно найти сообщения и по газу, и по энергетике, а также приложение "Интерфакс-нефть", где представлены не только чисто фактический материал, но и серьезный профессиональный анализ проблемы. Нечто похожее существует также на Интернет-сайте журнала "Нефтегазовая вертикаль". Впрочем, если конечной целью ПР - акции является привлечение зарубежных инвестиций, то целесообразнее использовать западные информационные агентства, пользующихся доверием у иностранных бизнесменов. Среди наиболее известных в России работают "Рейтер", "Блумберг" и "Доу-Джонс".

Для информационного лоббизма, преследующего политические цели, намного более "питательной" средой является сфера "деловых слухов", или, другими словами, политико-экономические новости, публично официальными лицами не подтвержденные. Вслед за скандально прославившимся сайтом "Коготь", в Интернете появилось похожее по жанру Агентство политических новостей (АПН) (http://www.apn.ru).  

Для информационных лоббистов, знающих как "выйти" на АПН, принципиально важно другое. Этот сайт хорошо знаком не только людям, принимающим решения, но и представителям СМИ, нередко готовым публиковать самые невероятные вещи. При этом, не зная наверняка, кто именно является владельцем агентства, оценить объективность информации оказывается достаточно сложно. Агентству такого рода "попадание в десятку" требуется далеко не всегда. Для привлечения внимания прессы иногда бывает вполне достаточно, чтобы информация выглядела "похожей на достоверную". Следует оговориться, что денежные аргументы, особенно в работе с агентствами, используются куда реже, чем это принято считать, в особенности в случаях второсортной, "неинтересной" информации.

Следующим методом лоббирования является использование компьютерных сетей. С их помощью можно оперативно объединить усилия для решения какого-либо вопроса единомышленникам из разных городов и стран, артикулировать интересы широких слоев общества, консультироваться с компетентными людьми. Компьютерные коммуникации таким образом могут стимулировать развитие институтов гражданского общества, оказать помощь в формировании гражданского самосознания.

При использовании компьютерных сетей как инструмента лоббирования теряет решающее значение профессионализм лоббиста, конкуренция связей и стимулов уступает место конкуренции качества информации и умения с ней работать. Здесь уместно следующее определение лоббизма: "Лоббизм посредством компьютерных сетей - это информационная экспансия одного или нескольких лиц с использованием технологий компьютерной коммуникации, ориентированная на определенную аудиторию и призванная реализовывать интересы различных групп (союзов, объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов".

Под термином "компьютерные сети" понимаются следующие объекты:

  •  Интернет;
  •  глобальные off-line FTN-сети (например, FIDOnet);
  •  коммерческие отраслевые информационные сети (например, Relcom).

Предполагаются четыре основных вида коммуникации через сети:

  •  on-line web-страницы (части WWW - World Wide Web);
  •  телеконференции (сегмент сетей, где пользователи могут обменяться мнениями по определенной проблеме, задать друг другу интересующие вопросы и получить ответы на них);
  •  личная почта (сообщения, направляемые на личный электронный адрес пользователя);
  •  информационные рассылки (действуют по принципу подписки на бумажные периодические издания. На личный электронный адрес можно заказать периодическую доставку информации по интересующему вопросу).

На данный момент выделяются 3 основных направления использования компьютерных сетей:

  •  использование компьютерных сетей в качестве информационного ресурса для лоббирования;
  •  прямое информационное давление через компьютерные сети;
  •  личное компьютерно-опосредованное общение с людьми, принимающими политические решения.

Использование компьютерных сетей в качестве информационного ресурса для лоббирования. Отличительная черта профессионального лоббиста - информированность о системе власти. Он знает схему принятия решений, координаты, обязанности и компетенция каждого действующего лица системы, сроки согласования на каждом этапе принятия решения, личные особенности ответственных лиц и т.д. Такие знания стоят очень дорого.

Нужно знать заранее о готовящихся решениях власти, чтобы вовремя подготовить аргументацию и общественное мнение для влияния на них. " Повестка дня законодательных собраний, протоколы заседаний их комитетов и комиссий, данные о голосованиях, формирование и корректировка бюджета на следующий год, подготовка программ развития и распоряжений по важным вопросам в недрах канцелярий и т.д. - берегутся от публикации лучше, чем любая военная тайна. Это элементарно объясняется двумя причинами:

  •  такая информация хорошо и дорого продается;
  •  отсутствие информации дает власти большую свободу действия.

В условиях закрытости каналов влияния на власть абсолютное большинство населения оказывается за бортом политического процесса. Публикация необходимой для лоббирования информации могла бы существенно улучшить взаимодействие власти с гражданами. В качестве достоинств именно сетевого информирования выделяются относительная дешевизна, оперативность, доступность и интерактивность (добавление самими пользователями) предоставления информации. Здесь представляется целесообразным формирование отраслевого информационного ресурса (экология, таможня и т.д.) в сети, содержащего:

  •  Описание органов власти региона, отвечающих за данную отрасль, с описанием их компетенции и места в вертикали власти, с контактными лицами, прецедентами и наилучшими способами оказания влияния на них, координатами для связи.
  •  Законодательную базу, необходимую для мотивирования влияния, формы различных необходимых заявлений, судебных исков и т.д.
  •  Примеры лоббистских кампаний, их примерную стоимость для региона.
  •  Оперативную информацию об объектах лоббирования - законопроектах, назначениях и т.д.

В мире уже существует практика создания подобных информационных ресурсов. В России, как ни странно, пионерами в этом деле стала недавно созданная структура власти - органы местного самоуправления. В Санкт-Петербурге по инициативе самих представителей местного самоуправления создан сайт www.municip.nw.ru "для развития связей и взаимопонимания с различными слоями населения муниципальных округов". На сайте можно найти почти всю информацию, необходимую для лоббирования: координаты всех городских муниципалитетов, их персональный состав, нормативную базу по деятельности местного самоуправления, повестку дня на ближайшие несколько недель и т.д. Единственная проблема, которая стоит перед созданием информационной сети такого рода - полный немотивированный отказ органов власти от сотрудничества и предоставления необходимой информации. Вследствие этой причины в Санкт-Петербурге пока бездействуют ряд Интернет-проектов по прозрачному городскому бюджету и деятельности Законодательного Собрания.

Прямое информационное давление через компьютерные сети. Одним из популярнейших методов лоббирования является проведение пропагандистских кампаний. Несмотря на традиционное игнорирование общественного мнения властью, а также на существование более простых и эффективных путей представительства интересов через прямой лоббизм в органах исполнительной власти, пропагандистские кампании как эффективный метод лоббирования приобретают популярность и в России. Причем неожиданно быстро растет престиж компьютерных сетей, особенно Интернет, как инструмента для таких кампаний. Отличным подтверждением этого факта служит поведение ведущего российского имиджмейкера, советника Кремля Глеба Павловского и подконтрольных ему PR-структур. Фирма Павловского уже 2 года проводит интенсивную экспансию в российский Интернет, претендуя там на роль одного из ведущих политических ньюсмейкеров.

Предпосылки проведения пропагандистских кампаний с помощью компьютерных сетей довольно серьезны:

  •  Сетевая аудитория в России сейчас достигает 5-7 млн. человек. Причем качественные характеристики этой аудитории впечатляют - это наиболее политически активные, влиятельные и перспективные граждане. Даже если пропагандистская кампания не даст немедленного эффекта - она вполне может многократно окупиться в будущем.
  •  Виртуальные кампании  дешевы по сравнению с реальными. Это особенно актуально для общественных организаций, решающих общественно важные проблемы с минимумом материальных средств.
  •  В сетях достаточно легко ориентироваться на работу с узкими целевыми группами - потребителями определенного информационного ресурса.
  •  Многие государственные органы уже имеют выход в Интернет, свои сайты и адреса электронной почты. Работа с Сетью некоторыми чиновниками и политиками ведется довольно активно.
  •  Поставка информации через Сети осуществляется очень оперативно и подразумевает высокую упорядоченность информации.
  •  Для информации негативного характера часто бывает важна анонимность. Сеть вполне может обеспечить это условие.
  •  Нередки случаи, когда оперативная информация из Сетей тиражируется традиционными СМИ.

Самый простой метод работы лоббистов с Сетями - тиражирование в Сетях или определенных ее сегментах нужной информации. Таким образом может быть привлечено внимание к актуальной проблеме, аргументировано принятие какого-либо политического решения или подготовлена почва для любой лоббистской акции. Механизм тиражирования прост: на любом сервере  размещается информация, на которую даются ссылки и анонсы на самых посещаемых нужной аудиторией сайтах, анонсы также публикуются в популярных рассылках и телеконференциях. Особенно хорош такой способ для размещения разного рода компрометирующей информации и раздувания скандалов.

Следующее важное порождение Интернет-технологии - ленты новостей. На данный момент каждое серьезное информационное агентство имеет сайт - ленту новостей в Интернет. Наиболее популярные из них в России - www.interfax.ru; www.prime-tass.ru; www.rbk.ru. Оперативная информация берется традиционными СМИ у информагентств. Многим из традиционных СМИ  уже сейчас удобнее брать информацию именно с Интернет-версий лент новостей. Некоторые PR-структуры открывают свои ленты новостей. Особенной активностью в открытии своих лент новостей отличается структура Глеба Павловского, владеющая тремя чрезвычайно популярными лентами новостей - www.vesti.ru; www.lenta.ru; www.smi.ru и т.д. Есть прецедент содержания своей популярной ленты новостей даже крупной нефтяной корпорацией (ЮКОС) - on-line газета www.gazeta.ru.

Другой, более эффективный и гораздо более трудоемкий, вид работы по ведению пропагандистских кампаний в сетях - организация взаимодействия с сетевой аудиторией. Есть несколько видов организации интерактивной связи:

  •  Организация на сайтах или в телеконференциях обмена мнениями по определенной проблеме, обсуждения законопроекта или какого-либо важного для аудитории политического решения. В США создана служба Vote.com, на сайте которой каждый избиратель может высказать пожелания своему конгрессмену. Служба берет на себя обязательства переслать пожелания по адресу, а затем сообщить избирателю статистику пожеланий и то, как его избранник в итоге голосовал в Конгрессе.
  •  Организация голосования на сайтах, сбор подписей по электронной почте под обращениями к власти. Так, недавно экологи Санкт-Петербурга провели кампанию по сбору подписей под обращением на имя Президента России против строительства Балтийской трубопроводной системы - экологически спорного суперпроекта.
  •  Организация кампании электронных писем в поддержку какого-либо решения. Возможно несколькими путями: публикация адреса ответственного органа власти в определенном сегменте Сети с просьбой поддержки, чтобы заинтересованные граждане сами составили и отправили письма поддержки; публикация на сайте готовой формы обращения, после заполнения которой прямо на сайте она автоматически отправляется по назначению; публикация в телеконференции или рассылке текста письма, который потом просто пересылается от лица заинтересованных граждан по нужному адресу. Надо отметить, что организация интерактивной связи как метод пропагандистской кампании особенно активно используется разного рода общественными организациями. При всей своей дешевизне, этот метод эффективен для данной категории граждан - наиболее социально и политически активных, имеющих общие интересы. Представители общественных организаций обладают высокой мобильностью и способностью к быстрой самоорганизации для решения актуальных проблем.

Личное компьютерно-опосредованное общение с людьми, принимающими политические решения. Судьбу политического решения в итоге все равно решает человек, руководствуясь при этом какими-то своими субъективными факторами. И какая бы экспансия не осуществлялась в его информационное поле, личное общение всегда останется на порядок эффективнее. На данный момент в Сетях предусмотрены две возможности непосредственного общения:

  •  Личная почта.
  •  Видеоконференции в Интернет.

Для российского политика или чиновника обе этих возможности пока являются больше экзотикой, чем элементами коммуникации. Российских политиков, проводящих в Интернет видеоконференции, легко пересчитать по пальцам одной руки, а вот электронная почта теперь начала появляться в более-менее массовом порядке, оставаясь пока, правда, в большинстве случаев, вотчиной секретарей и помощников.

Вполне очевидно, что в скором времени электронная почта начнет подменять собой почту бумажную. В какой-то мере, вероятно, подменит телефон и факс. Но вот изменит ли это что-либо в процессе коммуникации, кроме скорости доставки корреспонденции, сказать пока сложно. При доступных скоростях передачи данных бумажное письмо по информативности ничем не уступает электронному. Таким образом, в электронной переписке вполне можно использовать правила обычной деловой переписки. Следует учесть, однако, что политики получают новую возможность фандрайзинга через Сеть путем электронных платежей

В жизни можно наблюдать технологизацию всего. Не обошел стороной этот процесс и лоббирование. В "живом" общении лоббиста с ответственным лицом необходимы некие незаурядные качества лоббиста: дар убеждения, актерский талант, владение элементами внушения, простая наглость и т.д. При перемещении процесса лоббирования интересов в Сеть в качестве лоббиста сможет выступить гораздо более широкий круг граждан. И основным фактором воздействия, возможно, станет совершенство технологии.

Лоббизм в России – это профессиональное отстаивание специально нанятыми для этого людьми интересов социальной группы, партии или политического движения, общественной организации, хозяйствующего субъекта  путем непосредственного контакта с представителями государственных органов. На практике лоббизм - это всегда давление определенных групп на законодательные и исполнительные государственные органы. По направлениям думского лоббизма можно судить о состоянии экономики. Сейчас в ней главные - нефтяники, от них основные деньги в бюджет, у них наибольший политический вес. Поэтому в настоящее время нефтяники выступают как организованные лоббисты. Пресса высоко ставит искусство нефтяных лоббистов. Но они чрезмерно молоды, первые вертикально-интегрированные нефтяные компании появились только в 1994 году. К тому же времени относится появление в «ЛУКОЙЛе», «ЮКОСе» и «Сургутнефтегазе» кадровых лоббистов и специалистов по связям с общественностью. В своей деятельности ПР – специалисты используют различные средства убеждения законодателей, в том числе специально организованные акции, информационные агентства, запросы в качестве информационного повода для СМИ и т.п.

Как подчеркивает В. Прозоровский, заместитель начальника управления по связям с общественностью нефтяной компании «ЛУКОЙЛ», «вся наша работа на виду, и мы действуем исключительно методом убеждения».  

 

АЗБУКА ЛОББИРОВАНИЯ

Автор: Мег Гайдозик (консультант Internews Network)

Подготовьтесь к разговору с законодателем 

Что мотивирует законодателей?

Деньги, власть и положение в обществе чаще всего являются следствием, в то время как основным фактором, влияющим на избираемых чиновников, являются голоса избирателей. Перед тем, как получить все эти блага, законодателю необходимо быть избранным. Официально законодатели избираются для того, чтобы представлять интересы своих избирателей, и их переизбрание зависит от восприятия избирателями их возможности представлять и защищать интересы избирателей.

Как правило, законодатели серьёзно заботятся о своём имидже и предпочитают выступать в роли защитников общественных интересов. Частично мотивацией для них является известность или потенциальная известность - как скандальная, так и позитивная. Например, благожелательное отношение общества к вашей проблеме позволит вам более уверенно разговаривать с законодателем, которому хочется, чтобы его воспринимали как позитивного политика. И наоборот, законодателя может заставить более внимательно отнестись к Вашему вопросу угроза скандальной известности в случае нежелания сотрудничать с Вами.

10 вопросов, на которые надо найти ответ в первую очередь:

1. Биография законодателя (место рождения, образование, ранее занимаемые посты)

2. Кто составляет основу электората законодателя? (фермеры, шахтёры, профессора университетов, работники крупных компаний и т.д. - в какой отрасли занято большинство из них?)

3. Изучая предыдущую карьеру и нынешнюю деятельность законодателя, можете ли вы выделить темы и проблемы, которые он считает особенно важными?

4. Как долго законодатель занимает данный пост? Как давно были последние выборы?

5. Кто публично поддерживал кандидатуру законодателя? (в чьих особых интересах оказывалась поддержка? кто вкладывал деньги в избирательную кампанию?)

6. Как местные и общенациональные СМИ показывают законодателя? Можете ли вы вспомнить какие-либо недавние статьи, выступления на радио и телевидении, в которых законодатель высказывался о своём отношении к вашей проблеме?

7. В какие законодательные комитеты входит законодатель? Занимает ли он руководящие посты в этих комитетах?

8. Как относятся к законодателю организации, которые вы поддерживаете? (какие организации или известные личности оказывают заметную поддержку законодателю?)

9. Достаточно ли последовательна позиция законодателя при голосовании по интересующим вас проблемам? Постарайтесь выделить вопросы, по которым вы не согласны с законодателем, попытайтесь понять, почему законодатель голосовал за или против той или иной меры?

10. После того, как вы выяснили, как в прошлом голосовал законодатель по интересующим вас вопросам, в чем его основные интересы и каковы его приоритеты, подумайте, какую стратегию избрать для того, чтобы привлечь на свою сторону данного конгрессмена?

Разработка стратегии:
Ключевые моменты разработки стратегии лоббирования
 

Неумение отличить стратегию от тактики - одна из наиболее частых ошибок лоббистов. Тактика - это конкретные действия, которые являются составными частями лоббистской кампании: распространение петиций, писание писем, посещение высокопоставленных законодателей, организация демонстраций протеста и т.д. Стратегия - это общий план, схема, в соответствии с которой используются все эти инструменты для достижения нужных вам и ясно определенных задач. Стратегия - это реальная оценка вашего нынешнего положения, целей на будущее и того, каким путем их добиться. В основе эффективной стратегии лежат 9 ключевых моментов:

Внешние факторы

1. Цели: чего вы хотите добиться?

Любое лоббирование должно начинаться с определения целей. При этом важно рассортировать эти цели. Какие цели являются долгосрочными, какие - краткосрочными? Чего вы хотите добиться в результате (изменение законодательства или официальной политики), а чего - в процессе (создание организации для продвижения этих целей). Определить эти цели необходимо в самом начале и таким образом, чтобы можно было начать лоббистскую работу, привлечь к ней людей и поддерживать их активность в течение необходимого времени.

2. Аудитория: кто может способствовать достижению цели?

Каких людей и какие организации вам необходимо привлечь для решения проблемы? Здесь необходимо определить тех, кто имеет формальную власть (законодатели или назначаемые чиновники). Также необходимо определить тех, кто может повлиять на власть имущих (например, СМИ, или основные группы избирателей, как поддерживающих данного представителя власти, так и оппозиционных). В обоих случаях для того, чтобы эффективно влиять на этих людей в своих интересах, необходимо иметь чёткое представление о том, что они из себя представляют и каким путем, через чье посредство или в результате какой формы давления можно побудить их к действию?

3. Обращения: что эти люди хотят услышать?

Для организации эффективного воздействия на эту аудиторию необходимо выработать и оформить набор убедительных обращений. Хотя все, что вы будете говорить аудитории, обязательно в основе должно быть правдиво, но к разной публике надо обращаться по-разному в зависимости от того, что эти люди готовы услышать. В большинстве случаев лоббистские обращения состоят из двух основных компонентов: призыв поступить правильно и обращение к корыстным интересам целевой аудитории.

4. Вестники: кого будут слушать?

Одни и те же обращения воздействуют совершенно по-разному в зависимости от того, кто их произносит. Каким вестникам больше всего доверяет та или иная аудитория? В одних случаях - "экспертам", специалистам по техническим вопросам. В других случаях лучше использовать "настоящих" вестников, которые могут рассказать о своем личном опыте. Что необходимо сделать для того, чтобы вооружить этих вестников, как в смысле информации, так и в смысле их комфортного самочувствия в роли вестников?

5. Доставка: как заставить себя выслушать?

Есть много разнообразных способов донести лоббистское сообщение до нужной аудитории, начиная с официальных (прийти на прием к законодателю и объяснить, чего вы добиваетесь) и кончая публичными акциями (демонстрациями и пикетами). Эффективность способа доставки зависит от ситуации. Главное - правильная оценка и уместное применение разных способов, чтобы в итоге их комбинация привела вас к успеху.

Внутренние факторы 

6. Ресурсы: чем мы располагаем?

Для эффективного лоббирования необходимо тщательно оценить лоббистские ресурсы, которые у вас уже есть. Это включает в себя предыдущий лоббистский опыт похожего рода, уже имеющиеся связи и альянсы, квалификацию сотрудников и способности сторонников, информацию и политическую разведку. Короче, вы никогда не начинаете с нуля, вы начинаете на базе уже имеющихся ресурсов.

7. Провалы: что нам необходимо заполнить?

После оценки имеющихся лоббистских ресурсов необходимо определить, каких ресурсов у нас на данный момент нет, но они нам обязательно понадобятся. Это включает в себя альянсы и связи, которые необходимо создать, поддержку со стороны широкой общественности и СМИ, и сбор информации, что необходимо для успеха любой акции.

8. Первые действия: с чего начать?

Как эффективнее начать продвигать вашу стратегию? Что можно сделать за короткий срок - какие цели поставить и какие проекты осуществить - чтобы объединить нужных людей, обозначить предстоящую большую работу и создать что-нибудь реально достижимое в качестве первого шага в нужном направлении?

9. Оценка: как понять, что у нас получается?

Как и при любом долгом пути, время от времени надо сверяться с курсом. Нужно снова и снова оценивать свою стратегию с помощью перечисленных выше вопросов (правильно ли мы выбрали себе аудиторию, удалось ли нам заставить себя услышать и т.д.) Очень важно уметь корректировать курс в середине пути и отбрасывать те элементы стратегии, которые не принесли результатов, будучи воплощены на практике.

Основы лоббирования.

А. Обращение с законодателями (избираемыми или назначаемыми)

Суть лоббирования заключается в том, чтобы заставить законодателей делать то что вам от них нужно. Существует пять основных категорий законодателей, и каждая требует применения своей стратегии:

1. Пламенные сторонники 

Для решения всех вопросов необходимо наличие группы законодателей, которые являются неутомимыми, убеждёнными сторонниками вашего дела. Они могут заступаться за вас перед своим коллегам, помогать в разработке сильной стратегии на основе информации о коллегах, а также публично выступать в защиту ваших целей. От вас им нужна качественная информация и видимая поддержка за пределами Капитолия.

2. Союзники 

Другая группа законодателей будет на вашей стороне, но их можно заставить сделать для вас ещё больше - официально выступать на законодательных сессиях или заседаниях комитетов, собраниях политических партий или на публике.

3. Носители пограничного мнения 

Некоторые из законодателей будут равнодушны к вашей проблеме, и потенциально способны проголосовать как за, так и против. Эти законодатели должны стать вашей основной целью. В данном случае лоббистская стратегия должна стать сбалансированной комбинацией влияния "изнутри" и давления "извне" с целью убедить этих законодателей поддержать вашу позицию.

4. Умеренные противники 

Ещё одна группа законодателей состоит из ваших явных противников, которые будут голосовать против вас, но не склонны чересчур активно действовать в защиту своего мнения. В отношении этой группы необходимо принять меры, которые не позволили ли бы им активизироваться. С ними вы должны вести лоббистскую работу достаточную для обозначения вашей позиции, но не сердить их и не превращать во врагов.

5. Непримиримые враги 

Наконец существует группа законодателей, которые являются вашей прямой оппозицией. В работе с ними важно изолировать их, подчеркнуть перегибы в их поведении, высказываниях и связях, а также дать другим законодателям основания хорошенько подумать, прежде чем присоединиться к вашим врагам.

В. Лоббирование "изнутри" и "извне" 

Эффективное лоббирование требует координации двух различных типов действий:

Лоббирование "изнутри" 

Это лоббирование происходит непосредственно в Конгрессе или в том законодательном собрании, которое решает ваш вопрос, и состоит из следующего:

Встречи с законодателями и сотрудниками аппарата

Предоставление аналитических материалов и информации комитетам и аппарату

Выступления на слушаниях в комитетах

Переговоры с политиками и другими лоббистскими группами.

В большинстве случаев такой тип лоббирования осуществляется с привлечением или при непосредственном участии лоббистов, постоянно работающих при Конгрессе.

Лоббирование "извне" 

Для организации эффективной кампании необходимы также акции за пределами Капитолия. Их целью является перемена отношения политиков к проблеме и оказание давления на них. Вот некоторые из возможных действий:

работа с прессой, в том числе проведение пресс-конференций, публикация колонок в газетах и помощь репортёрам в написании материалов по вашей проблеме

визиты местных избирателей к их законодателям

создание широких и плюралистических коалиций

организация кампаний по обращению с письмами избирателей к своим представителям

открытые общественные акции, такие как демонстрации, пикеты, крупные публичные мероприятия.

Важно, чтобы эти виды внешнего лоббирования были скоординированы с внутренним лоббированием, для обеспечения стратегической координации их времени, аудитории, содержания и т.д..

С. Как заставить себя услышать 

Люди, работающие с неправительственными организациями, профсоюзами и ассоциациями могут сыграть важную роль в просвещении властей по поводу того, что волнует избирателей.

1. Письма: написание письма в адрес представителя власти отличается от написания обычного письма. Они знают, что каждый человек, обращающийся к ним с письмом, представляет также и многих других людей, которые разделяют его взгляды, но не пишут. Следуйте этим советам для достижения наибольшей эффективности:

Чётко изложите, чего вы хотите, назовите закон, политическую линию, беспокоющую вас тему

Приведите пример из жизни, чтобы проблема выглядела более злободневно

Потребуйте ответа, в котором будет четко обозначена позиция законодателя по вашему вопросу

Личные письма гораздо более эффективны, чем сбор подписей и коллективные петиции

2. Прием: каждый гражданин имеет право на встречу со своим законодателем, избранным представителем или государственным чиновником. Следуйте этим советам для достижения наибольшей эффективности:

Группа не должна превышать 4-5 человек

ваша группа должна состоять из разных людей (и мужчины, и женщины, с разным уровнем образования, социальным статусом, географией проживания и т.д.)

заранее обсудите, как вести себя во время приема

высказывайтесь прямо, но не угрожайте

приведите проверенные факты в поддержку вашей позиции

оставьте чиновнику информационные материалы

Если возможно, постарайтесь ходить на прием к законодателю каждый раз, когда он приезжает в ваш город. Пригласите чиновника посетить вашу организацию. Нередко решить проблему проще в неформальной обстановке. Более того, это позволит политику своими глазами увидеть то, о чём вы говорите.

3. Установите отношения с аппаратом законодателя: У многих избираемых или назначаемых чиновников имеется люди в аппарате, с которыми вы можете связаться. Эти люди, как правило, более доступны, чем законодатель, и могут помочь передать ваше послание. Часто они играют важную роль в изменении законодательства или политики.

D. Шесть практических советов по лоббированию.

1. Определите вашу повестку дня и цели 

Определите, о чем вы будете говорить. Не перегружайте политика вашими проблемами, обсуждайте сразу не более двух-трех вопросов.

Определите, что вы хотите получить от визита к законодателю. Например: обещание проголосовать "за" по вашему вопросу, выступить с законодательной инициативой, возглавить кампанию по продвижению вашего вопроса, - или вы просто хотите сообщить законодателю какую-то информацию

Выделите немного времени для приятной беседы в начале, но не слишком много. Помните: это ваш визит!

Если это посещение группой, то договоритесь заранее, кто начнет обсуждение и сформулирует вашу повестку.

2. Слушайте внимательно 

Умелое лоббирование включает в себя умение слушать - пытайтесь понять убеждения законодателя и ищите возможность дать ему такую информацию, которая может повлиять на его взгляды.

Если вы встречаетесь с политиком, относящимся к категории молчаливых людей, задавайте ему побольше вопросов, чтобы разговорить.

Если вы разговариваете с законодателем, относящимся к разговорчивому типу людей, дождитесь паузы и постарайтесь вернуть его к теме

3. Подготовьтесь, но помните, что вам не нужно быть экспертом в данном вопросе 

Большинство избираемых чиновников, как и большинство из нас, располагают только общей информацией. Подготовьтесь, но не думайте, что вам необходимо знать все детали вопроса. Высказывайте ваши личные мысли и пожелания, где это уместно. Рассказывайте о том, что беспокоит ваших коллег, друзей и соседей.

Умейте сказать: "Я не знаю", когда это нужно, и предложить собрать для законодателя дополнительную информацию

Будьте открыты для контраргументов, но не застревайте на них. Не будьте излишне упрямы или агрессивны.

4. Не засиживайтесь 

Постарайтесь получить решение от вашего законодателя по вашему вопросу. Если вы услышите то, за чем пришли, выразите благодарность и уходите. Если разговор зашёл в тупик, поблагодарите его - даже если вы разочарованы - и уходите. Но не забудьте сказать им, что вы разочарованы. Выйдите из кабинета и начните планировать продолжение обсуждения вопроса в следующий раз.

5. Помните, что вы пришли для того, чтобы завязать отношения 

Если законодатель поддерживает вашу позицию или поддерживал ее в прошлом, обязательно выразите ему благодарность во время приема.

Если дело обстоит наоборот, вспомните поговорку: не бывает ни постоянных друзей, ни постоянных врагов. В один прекрасный день, по другому важному для вас вопросу, законодатель может передумать и оказать вам поддержку. А пока ваш визит может помочь в том, чтобы данный чиновник не превратился в противника всего, что вы предлагаете. Другими словами, вы можете немного сбить пламя, которое подогревает ваших оппонентов.

6. Важное дополнение 

Не забудьте после визита послать законодателю благодарственное письмо. Если в ходе встречи были достигнуты какие-либо договорённости, еще раз повторите в письме, в чем они, по-вашему, заключаются. Если на встрече присутствовали представители аппарата, напишите им тоже. Часто они могут стать важными союзниками.

По материалам круглых столов с участием американской делегации RAMED в мае 2002 г.

http://www2.internews.ru/internews/ramed/roundtable/2.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66050. Целевые бюджетные фонды 13.91 KB
  Понятие целевые бюджетные фонды появилось в 1995 г. когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов и отдельными...
66052. Лондонский клуб Парижский клуб и РФ 61.5 KB
  Клуб практикует продление сроков погашения долга или его части списание 3060 задолженности наименее развитых государств продажу их долгов третьим странам или международным организациям. По результатам переговоров с должниками на многосторонней основе члены Парижского клуба подписывают...
66053. ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ МИРА И РФ 640.5 KB
  В мировой практике под золотовалютными резервами понимаются официальные запасы золота и иностранной валюты в центральном банке и финансовых органах страны, включая счета в международных валютно-кредитных организациях.
66055. Антикризисная политика Франции 42.5 KB
  Налоговые льготы бизнесу и наиболее обеспеченным французам: налоговый щит максимальный уровень налога на доходы на уровне 50 от всех доходов физического лица вместо существовавших 60 и отмена налога на доходы на недвижимость постоянного проживания...
66056. Бюджетный дефицит 21.29 KB
  Бюджетный дефицит превышение расходов бюджета над его доходами Наиболее часто встречающаяся в экономической практике сложная ситуация это дефицит бюджета т. Дефицит рассматривается как временный если имеются перспективы его преодоления и он...
66057. Группа «большая семерка» - G-7 52 KB
  В G7 или большую семерку ведущих стран мира входят Канада Франция Германия Италия Япония Соединенное Королевство и США. На долю этих стран взятых вместе приходится две трети объема мирового производства. Первая встреча представителей этих стран состоялась в 1975 году в Рамбуйе Франция.