19003

Описание движения системы материальных точек в нерелятивистской механике. Общая схема механики Ньютона. Основные определения

Лекция

Физика

Лекция 1. Описание движения системы материальных точек в нерелятивистской механике. Общая схема механики Ньютона. Основные определения Основная задача механики – нахождение положения тел в любые моменты времени при условии что известны начальные положения и скорос

Русский

2013-07-11

273 KB

0 чел.

Лекция 1. Описание движения системы материальных точек в нерелятивистской механике. Общая схема механики Ньютона. Основные определения

Основная задача механики – нахождение положения тел в любые моменты времени, при условии, что известны начальные положения и скорости тел и их взаимодействия. В рамках ньютоновского метода эта задача решается на основе законов Ньютона, которые утверждают следующее.

Первый закон Ньютона (его иногда называют также законом инерции, или законом Ньютона-Галилея) постулирует существование таких систем отсчета, в которых тело в отсутствие воздействий на него со стороны других тел движется прямолинейно и равномерно (такое движение называется движением по инерции). Эти системы отсчета называются инерциальными. Из первого закона Ньютона следует, что ускорения тел в инерциальных системах отсчета возникают благодаря силам.

Второй закон Ньютона утверждает, что в инерциальной системе отсчета ускорение тела определяется суммой всех действующих на тело сил

    (1)

где  – действующие на тело силы,  - его масса. При этом если известны выражения для сил через координаты (и может быть скорости) участвующих в задаче тел, то второй закон Ньютона

   (2)

представляет собой дифференциальное уравнение второго порядка относительно неизвестной функции . Решение этого уравнения позволяет найти зависимость  при условии, что заданы начальный радиус-вектор и начальная скорость, которые являются, таким образом, произвольными постоянными в общем решении уравнения (2). Подчеркнем, что второй закон Ньютона сам по себе является уравнением неполным и должен быть в каждой задаче дополнен выражениями для сил, действующих в данной задаче. Установление формул для сил представляет задачу тех разделов физики, где соответствующие взаимодействия изучаются.

Третий закон Ньютона говорит о том, что в природе может существовать только взаимное действие тел друг на друга (взаимодействие тел): если первое тело действует на второе, то второе обязательно действует на первое, при этом эти силы равны по величине и противоположны по направлению («действие равно противодействию»).

Эти законы ньютоновской механики в принципе позволяют в любой задаче найти зависимость координат тел от времени, если известны их взаимодействия и начальные координаты и скорости. Рассмотрим несколько примеров.

Пусть на тело действует одна постоянная сила. Тогда второй закон Ньютона для этого тела имеет вид

Интегрируя это уравнение один раз, найдем зависимость скорости от времени

     (*)

а второй раз – зависимость от времени радиуса-вектора тела

    (**)

В формулах (*) и (**), которые представляют собой известные законы равноускоренного движения, величины  и  – начальный радиус-вектор и начальная скорость тела,  – его ускорение.

Для тела, совершающего гармонические колебания на гладкой горизонтальной поверхности под действием упругой силы (см. рисунок), второй закон Ньютона имеет вид

    (***)

Помещая начало координат в положение равновесия тела и учитывая, что при таком выборе  (закон Гука), получим из уравнения (***) в проекциях на горизонтальную ось

     (4*)

Общее решение уравнения (4*) определяется выражением

   (5*)

которое и описывает зависимость координаты колеблющегося тела от времени (при этом постоянные  и  могут быть определены из начальных условий).

(Конечно, следует иметь в виду, что дифференциальное уравнение второго закона Ньютона решается далеко не всегда (точнее, очень редко, когда решается). Это связано с тем, что дифференциальное уравнение второго закона Ньютона является, как правило, нелинейным, поскольку силы, действующие на тело, могут нелинейно зависеть от радиусов-векторов или скоростей тел. Поэтому говоря о возможностях уравнений механики, всегда добавляют – «в принципе» позволяют решить любую задачу). Однако некоторые моменты ньютоновского подхода делают его не самым удобным для проведения конкретных вычислений.

Во-первых, уравнения Ньютона сформулированы в декартовых координат, что делает их применение во многих задачах неудобным, поскольку во многих случаях другие координаты оказываются адекватными рассматриваемой задаче. Поэтому для конкретных приложений метода приходится стартовать с ньютоновских уравнений, а затем совершать в них замены переменных. Очевидно, более правильным было бы написание уравнений сразу в «хороших» координатах.

Во-вторых, определенной проблемой для ньютоновской механики являются силы, возникающие в жестких связях, так называемые силы реакции опор и натяжения жестких стержней или веревок. Дело в том, что для этих сил нет никаких заранее задаваемых соотношений. Эти силы должны исключаться из уравнений второго закона но основе условий «жесткости» или «недеформируемости» опор и связей. Естественно, это представляется неудобным – сначала ввести эти силы, а затем исключить. Поэтому возникает задача формулировки уравнений механики сразу в наиболее удобных, адекватных задаче координатах, и без введения сил, которые затем необходимо исключить из уравнений.

В качестве примера применения ньютоновских уравнений рассмотрим задачу о математическом маятнике. Очевидно, в качестве координаты маятника естественно рассмотреть угол его отклонения от вертикали и для описания движения маятника необходимо найти зависимость угла его отклонения от времени (мы рассматриваем плоское движение маятника, для общего движения нужно ввести еще одну координату). Уравнение второго закона дает

    (2)

где  - сила тяжести,  – сила натяжения нити, которая нам неизвестна. Проецирование уравнения (2) на декартовы оси позволит получить уравнения для  и , из которых нужно будет, во-первых, исключить силу натяжения, а во-вторых, получить уравнение для . Имеем

      (3)

Разделим первое уравнение на , второе – на  и вычтем второе уравнение из первого. В результате получим

    (4)

Далее, декартовы координаты маятника следующим образом связаны с углом его отклонения от вертикали

      (5)

Дифференцируя два раза уравнения (5) по времени, получим выражения для  и  через зависимость угла отклонения маятника от времени

   (6)

 Подставляя выражения (6) в уравнение (4) и собирая подобные члены, получим окончательно следующее дифференциальное уравнение

      (7)

Подведем итоги. В простейшей задаче нам пришлось проводить целый ряд преобразований, связанных с неудачной формулировкой уравнений Ньютона: исключать силу реакции и переходить к новой функции.

От такого рода недостатков метода Ньютона свободен другой подход к механике, который называется лагранжевым методом или лагранжевым формализмом. Для практического решения механических задач этот метод оказывается гораздо более удобным и широко используется в теоретической физике.

Исторически уравнения Лагранжа были строго математически выведены из второго закона Ньютона. Однако в современных курсах механики уравнения Лагранжа часто постулируются вообще без ссылок на второй закон Ньютона (точнее выводятся, но не из второго закона Ньютона, а других утверждений, которые принимаются в качестве постулатов – так называемого принципа наименьшего действия). Именно так мы поступим и в нашем курсе и перейдем сейчас к формулировке лагранжева формализма в теоретической механике.

Уравнения лагранжева метода мы сформулируем на следующей лекции, а сейчас дадим ряд определений.

Материальная точка – тело, размерами которого можно пренебречь при описании его движения в данных условиях.

2. Радиус-вектором м.т. точки  называется вектор, проведенный из начала координат в место расположения точки. Проекции радиус-вектора на декартовые оси координат совпадают с координатами точки (См. рисунок):

,

т.е. .

Таким образом, радиус вектор определяет положение м.т. точки в выбранной системе координат в любой момент времени , т.е. определяет её закон движения.

3. Скоростью м.т. точки называется векторная величина, определяющая быстроту изменения положения м.т. точки в пространстве, т.е. быстроту изменения её радиус-вектора:

,             

Здесь и в дальнейшем, как это принято в теоретической механике, точкой, мы будем обозначать дифференцирование по времени.

Из определения скорости следует, что скорость всегда направлена по касательной к траектории, поскольку при  отрезок  будет направлен по касательной к траектории.

4. Для определения положения системы, состоящей из  не связанных между собой  м.т. точек, нужно задать  их радиус - векторов , т.е. - координат.

5. Числом степеней свободы системы м.т. точек, называется минимальное число  независимых величин , задание которых необходимо для однозначного определения положения в пространстве всех  м.т. точек данной системы в любой момент времени . Очевидно, что . Величины  называются обобщенными координатами, их производные по времени  - обобщенными скоростями.

Размерность обобщенной скорости зависит от размерности соответствующей обобщенной координаты. Например, если , то , т.е. имеет размерность линейной скорости. Если же , то , т.е. имеет размерность угловой скорости.

Опыт показывает, что если в момент времени  известны все обобщенные координаты  и скорости  , то можно предсказать положение системы м.т. точек в последующий, близкий момент времени :

 

Для этого задание величин  и  в момент времени , должно однозначно определять величину обобщенного ускорения .

Соотношения, связывающие величины  с величинами  и  называются уравнениями движения.

Таким образом, уравнения движения есть система  дифференциальных уравнений второго порядка, решая которые можно определить закон движения системы, т.е. определить   в любой момент времени .

5

EMBED Equation.DSMT4  

EMBED Equation.DSMT4  

EMBED Equation.DSMT4

EMBED Equation.DSMT4

EMBED Equation.DSMT4

EMBED Equation.DSMT4  

EMBED Equation.DSMT4  

           y              

                                                

      EMBED Equation.DSMT4                           EMBED Equation.DSMT4

                                EMBED Equation.DSMT4

           EMBED Equation.DSMT4                        EMBED Equation.DSMT4       x


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75027. У Миколая багато роботи, Розробка виховного заходу для учнів початкових класів 56 KB
  Не так давно в Україні Новий рік зустрічали зі Святим Миколаєм більше знаним у народі як Миколай Чудотворець. У зимову ніч з 18 на 19 грудня святий Миколай спускався на срібній вервечці з неба. А скоро прийде Миколай Мати. Біжіть швиденько спати В дорозі Миколай Тільки не забудьте помолитися перед сном.
75028. Норми морального життя. Урок з основ християнської етики 115 KB
  Допомогти дитині зрозуміти Заповіді Божі їх дотримання у своєму житті наше ставлення до них збагатити словниковий запас виховувати любов до Божого слова та виконання всіх заповідей. Що це за шлях істинний це дотримання і збереження Божих Заповідей. Часто вони виникають із Божих заповідей. А зараз прослухайте ще одну притчу про те як Бог дав Ізраїльтянам десять заповідей.
75029. Сімейні обереги. Сценарій дитячої вистави 57.5 KB
  Вчити передавати почуття героїв вистави. Розвивати артистичні здібності, уміння триматися на сцені. Виховувати культуру святкування дня народження, гостинність, доброту. Прищеплювати любов до традицій свого народу...
75030. Українська хата. Обереги, Позакласний захід 48 KB
  Між дверима і піччю стояли кочерга рогач коцюба хлібна лопата. Піч служить українському селянинові тричі: а для опалення житла; б як тепле спальне місце; в для приготування їжі випікання хліба. Піч – мати – головна в хаті берегиня бо хліб народжувала. На неї клали хліб і накривали теж вишиваним рушником.
75031. Оберіг душі й родини, позакласний виховний захід 147 KB
  Зацікавити учнів вивченням історії розвитку лялькимотанки прищепити повагу до культурних традицій родини й країни. Домогтися глибокого осмислення учнями значення лялькимотанки в житті людини. Про історію народної ляльки та про методику виготовлення та використання ми й поговоримо. Ляльки різних народів відрізняються між собою ззовні і матеріалом з якого зроблені – в Африці вона здебільшого кам’яна або дерев’яна десь глиняна а ще десь – зроблена з тканини але суть і призначення ляльки – незмінні і це споріднює більше аніж...
75032. Цікаві моменти історії бухгалтерського обліку, Методична розробка позакласного заходу 80.5 KB
  Метою даної методичної розробки є удосконалення досвіду проведення позааудиторних заходів. Виникнення і розвиток бухгалтерського обліку є невідємною складовою частиною всієї історії людського суспільства. Сучасна наука не дала однозначної відповіді, який момент слід вважати виникненням бухгалтерського обліку...
75033. Здоровый образ жизни школьника, конспект мероприятия 43 KB
  Цель: расширить и закрепить представление учащихся о том что здоровьеглавное богатство каждого человека сформировать и закрепить представление жить здоровым в здоровом обществе учить заботится о своем здоровье воспитывать желание поддерживать здоровый способ жизни.счастье здоровье успехи в учебе деньги сила ум красота. Давайте подумаем что для человека самое главное в жизни Итак самое главное в жизни для человека здоровье. Здоровье это радость жизнижелание жить творить работать учиться радоваться встречи с друзьями.
75034. Знайомство з основними і похідними кольорами. Малювання мешканців підводного світу. План-конспект уроку для 1 класу 98.5 KB
  Мета: Ознайомити дітей з основними і похідними кольорами; провести бесіду про різноманітність форм і забарвлення мешканців підводного світу; вчити отримувати похідні кольори користуючись палітрою зображувати предмети округлої та видовженої форми рибок мушлі водорості; розвивати уяву фантазію; виховувати естетичний смак любов до природи...