19019

Место квантовой механики в современной физической науке. Основные экспе-риментальные факты, лежащие в основе квантовой механики

Лекция

Физика

Лекция 1. Место квантовой механики в современной физической науке. Основные экспериментальные факты лежащие в основе квантовой механики В современной науке квантовая механика занимает важнейшее место поскольку формирует основные идеи современного подхода к описа

Русский

2013-07-11

318 KB

16 чел.

Лекция 1. Место квантовой механики в современной физической науке. Основные экспериментальные факты, лежащие в основе квантовой механики

В современной науке квантовая механика занимает важнейшее место, поскольку формирует основные идеи современного подхода к описанию микромира и дает язык такого описания, который является единственно возможным для целого ряда разделов физики, химии, биологии.. Так, не существует неквантовой теории твердого тела, неквантовой теории ядра, неквантовой теории элементарных частиц и т.д. Квантовая химия, современная биофизика возникли только после создания квантовой механики. Поэтому курс квантовой механики занимает особое место среди различных разделов физики, входящих в программу обучения физиков, как теоретиков, так и экспериментаторов. А для студентов-физиков, работа которых будет связана с конденсированным состоянием вещества, ядерной физикой, физикой элементарных частиц, а также для специалистов в области ядерной энергетики этот курс представляет собой основное «орудие труда».

После этого небольшого вступления перечислим основные экспериментальные факты, которые противоречат классической физике, и интерпретация которых и привела к созданию квантовой механики. Эти экспериментальные факты можно назвать лежащими в основании квантовой механики.

1. Устойчивость атомов

Рассмотрим движение электрона в атоме водорода с классической точки зрения. Как известно из классической механики, полная энергия электрона на круговой орбите есть

 

где  - радиус орбиты,  - элементарный заряд. Из классической электродинамики Максвелла следует, что движение заряженной частицы с ускорением приводит к излучению электромагнитных волн (это можно увидеть, например, из формулы для интенсивности дипольного излучения). А поскольку движение электрона по замкнутой траектории есть движение с ускорением, электрон должен излучать электромагнитные волны, то есть терять энергию на излучение. Радиус орбиты будет уменьшаться

 

Можно написать элементарные формулы, дающие оценку скорости потерь энергии электрона и времени «падения» его на ядро. Потеря энергии в единицу времени (с точностью до числового коэффициента) есть

 

где  - скорость света,  - ускорение электрона, которое определяет интенсивность дипольного излучения.  - приведенная масса протона и электрона, практически совпадающая с массой электрона.

Таким образом, мы приходим к уравнению:

 

где см - классический «радиус электрона». Интегрируя, получаем

 

Мы считаем, что  см, при . Из этой формулы находим время , когда :

 

Следовательно, электрон «упадет» на ядро, и атом перестанет существовать через промежуток времени сек.

2. Спектр излучения атомов

Экспериментально наблюдаемый спектр излучения атомов состоит из дискретных линий, то есть атомы имеют дискретный спектр энергий, отвечающих состояниям финитного движения. Если бы электрон двигался так, как это описано в предыдущем пункте, спектр его излучения был бы непрерывным.

3. Опыты Франка и Герца

При неупругих столкновениях электронов с атомами энергия электронов меняется дискретными порциями.

4. Опыты Штерна и Герлаха

Магнитный момент и, следовательно, механический момент атома принимает дискретный значения. Таким образом, эти свойства атомов не описываются классической механикой и электродинамикой.

5. Дифракция электронов на кристаллах (Девисон, Джермер, Томсон).

Подобная дифракция рентгеновского излучения на кристаллической решётке (которая прекрасно наблюдается в современном эксперименте) свидетельствует о наличии у электрона волновых свойств и об отсутствии движения по траектории.

6. Дифракция квантовой частицы на двух щелях

Во времена знаменитых дискуссий Бора с Эйнштейном подобную схему называли «мысленным экспериментом». Сейчас такие дифракционные опыты делаются не только с электронами или нейтронами, но и с такими составными квантовыми объектами, как атомы или молекулы.

1. Наблюдается дифракционная картина с чередующимися максимумами и минимумами, аналогичная дифракции электромагнитной волны на экране со щелями.

2. Эта картина не сводится к наложению результатов, которые получаются, если поочередно закрывать каждую из щелей.

3. Пропуская частицы по одной, мы получаем от каждого атома только одну точку на экране.

4. Атом попадает в какую-то точку, но мы заранее не знаем, в какую. Совокупность этих точек дает наблюдаемую дифракционную картину, то есть мы имеем дело с ансамблем измерений.

Выводы из опытов по дифракции.

1. С движением частицы связан волновой процесс. У квантовой частицы есть волновые свойства.

2. Это противоречит классической картине движения по траектории. Как может повлиять на движение частицы та щель, которая расположена «рядом» и через которую эта частица не пролетала?

3. От одной частицы получается не слабое подобие общей дифракционной картины, а только точка на экране. Следовательно, волновой процесс, связанный с движением квантовой частицы, не является классической волной.

4. Для каждой частицы можно указать только вероятность попадания в ту или иную точку экрана, то есть вероятность рассеяния на тот или иной угол.

Перечислим теперь ряд теоретических подходов, которые лежали в основе квантовой механики, или стали ее составными частями, и их авторов.

1900 г. - Макс Планк, квантование энергии,  (или ) - постоянная Планка, имеющая размерность действия:

 

Нобелевская премия 1918 г.

1905 г. - Альберт Эйнштейн, понятие кванта света - фотона, теория фотоэффекта, Нобелевская премия 1921 г.

1913 г. - Нильс Бор, квантование уровней энергии в атоме, Нобелевская премия 1922 г.

1923 - 24 г. - Луи де Бройль, корпускулярно-волновой дуализм де Бройля, Нобелевская премия 1929 г.

1924 г.- Бор, Крамерс, Слэттер, понятие волны вероятности.

1924 - 25 г. - Вольфганг Паули, принцип запрета Пуаули, Нобелевская премия 1945 г.

1925,1927 г. - Вернер Гейзенберг, матричная формулировка квантовой механики, соотношение неопределённостей, Нобелевская премия 1932 г.

1926 г. - Эрвин Шредингер, волновая функция и волновое уравнение Шредингера, Нобелевская премия (совместно в Полем Дираком) 1933 г.

1926 г. - Макс Борн, вероятностная интерпретация квантовой механики, Нобелевская премия 1954 г.

1927 г. - V Сольвеевский конгресс в Брюсселе, копенгагенская интерпретация.

Согласно современным представлениям, классическая механика перестает работать, когда характерный масштаб действия для системы сравним с постоянной Планка. Оценим действие для атомных масштабов.

  (*)

где  - характерные для системы скорость, размер, время.

Оценим действие электрона в атоме. Характерные значения атомных величин таковы:

масса электрона  г

размер атома водорода в основном состоянии  см

период обращения электрона  сек

Тогда

 

то есть величина действия атомного масштаба порядка постоянной Планка. Это сугубо квантовая область. Классические законы работают, как правило, в области явлений, для которых характерные значения действия существенно больше постоянной Планка. Нерелятивистская квантовая механика - это «теория микромира», то есть явлений атомного масштаба. Из формулы (*) следует, что при увеличении размеров системы (при сохранении характерной скорости) действие растет, и система становится классической.

В заключение отметим, что квантовая механика работает и в ряде макроскопических явлений, таких, например, как ферромагнетизм, сверхпроводимость, конденсация Бозе - Эйнштейна и т.д.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66368. Взаєморозуміння — основа дружнього колективу 39 KB
  Кого ви бачите у дзеркальці Вам подобається зображення Чому Поміняйтесь дзеркальцем із товаришем. Змінилось зображенняяке ви бачите А у вашого товариша Чому Кожен з нас неповторний несхожий на іншого має свою зовнішність характер здібності чесноти і недоліки.
66370. «Еврика». Ерудит-шоу з математики в 6 класі 49 KB
  Розподіл на команди: учасники по черзі обирають номер команди, за яку буде виступати. Команди формує неофіційно вчитель: кількість учнів різних рівнів в кожній команді повинно бути приблизно однаковим, це досягається таким чином: наприклад, готуються фішки 4 кольорів...
66371. Классный час «Знакомьтесь – Европа!» 32 KB
  Цель: познакомить с географическим положением европейских государств, опираясь на знания о хозяйственной деятельности из курса «Гражданское образование», дать обзорную характеристику их экономики, познакомить с достопримечательностями и выдающимися личностями...
66372. ЄВРОПЕЙСЬКИЙ ВИБІР УКРАЇНИ 229.5 KB
  Будівництво Європи без кордонів почалося тоді коли у 1951 році шість держав підписали в Парижі угоду про заснування Європейського об'єднання вугілля й сталі Бельгія Італія Люксембург Нідерланди Німеччина та Франція продовжується сьогодні й триватиме ще не одне десятиліття.
66373. Екологічний експрес 66.5 KB
  Ведуча. Прошу вас із берези ви соку не точіть Ви краще їй сестричку зелену посадіть Ви краще їй шпаківню поставте на гілках Щоб прилітав до неї друг лісу добрий птах Пісня Берізонька Дівчина Спасибі людям що зростили ліс Коли б не ліс не знали б ми про те...
66374. ВОЗМОЖНОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ 478.5 KB
  Это актуализирует разработку проблемы обращенной к обоснованию условий реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов. В настоящее время проблемы виртуального образования рассмотрены в теоретических...
66375. Формирование ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в системе вузовского музыкально-педагогического образования 229 KB
  В решении этой проблемы особое значение приобретает формирование у студентов ценностного отношения к русской православной музыке как к источнику огромной силы педагогического воздействия содержащей нравственно-этические и эстетические идеалы испокон веков присущие русской национальной культуре.
66376. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ САНОГЕННОМУ ПОВЕДЕНИЮ 418.5 KB
  Психологические трудности, с которыми сталкивается реальное обучение взрослых по модели школы здоровья, не позволяет на её основе строить профессиональное обучение педагогов и требует создания интегративной модели профессионального обучения специалистов коммуникативных профессий саногенному поведению.