19040

Квазиклассическое приближение. Квазиклассические решения уравнения Шредингера, сшивка квазиклассических решений

Лекция

Физика

Лекция 22 Квазиклассическое приближение. Квазиклассические решения уравнения Шредингера сшивка квазиклассических решений Число случаев когда удается точно решить стационарное уравнение Шредингера то есть найти собственные значения и собственные функции операт...

Русский

2013-07-11

664.5 KB

6 чел.

Лекция 22

Квазиклассическое приближение. Квазиклассические решения уравнения Шредингера, сшивка квазиклассических решений

Число случаев, когда удается точно решить стационарное уравнение Шредингера, то есть найти собственные значения и собственные функции оператора Гамильтона, невелико. Поэтому при решении этого уравнения приходится прибегать к приближенным методам. Одним из таких методов является квазиклассическое приближение. Основная идея этого метода заключается в следующем. Пусть есть одна частица, движущаяся в одномерном потенциале. Запишем одномерное уравнение для такой задачи в виде

    (1)

где символом  обозначена величина

    (2)

Величина , имеющая размерность 1/дл2, при определенных значениях координат может быть как положительной, так и отрицательной. Если потенциальная энергия частицы  (и, следовательно, , дифференциальное уравнение (2) легко решается. Его общее решение имеет вид

     (3)

если , или

     (4)

если  (в этом можно убедиться непосредственной проверкой. В формулах (3), (4)  и  - произвольные постоянные. Очевидно, что если величина  зависит от координаты, но является «плавной» функцией координаты, решения уравнения (2) должны быть «похожи» на функции (3), (4) и в предельном случае  переходить в функции (3), (4). Такими функциями будут, например, функции вида

   (5)

если , или

   (6)

если . В формулах (5), (6)  - любое значение координаты,  и  - произвольные постоянные.

Можно проверить, что малым параметром, определяющим точность решений (5), (6) является безразмерная величина

     (7)

которая называется параметром квазиклассичности. Решения (5), (6) работают при выполнении условия

     (8)

Отметим, что условие  или  эквивалентно условию  или , что в классической механике соответствует доступной для движения частицы и запрещенной для движения области. Поэтому про функции (5), (6) часто говорят, что они являются приближенными решениями уравнения Шредингера в классически доступной или в классически запрещенной области.

Можно получить и поправки к решениям (5), (6) по параметру квазиклассичности. В частности, учет первой поправки приводит к следующим приближенным решениям уравнения (1)

  (9)

если , или

 (10)

если .  Решения (9), (10), справедливые с точностью , отличаются от решений (5), (6) тем, что множитель перед экспонентой (или, как говорят в применении к квазиклассическим решениям, предэкспоненциальный множитель) является не постоянной величиной, а «плавной» функцией координаты (поскольку  - плавная функция). Функции

(9)-(10) принято называть квазиклассическими решениями уравнения Шредингера (1).

Из формул (9), (10) следует, что в классически разрешенной области (то есть при тех значения координат, где  решение уравнения Шредингера представляет собой осциллирующую функцию, в классически запрещенной области () - суперпозицию возрастающей и убывающей функций.

Функции (9), (10) являются хорошими приближениями для решений дифференциального уравнения (1) при любой фиксированной энергии , если параметр квазиклассичности мал. Следует, однако, иметь в виду, что параметр квазиклассичности зависит от координаты, и потому возможны ситуации, когда при некоторых значениях координаты квазиклассические функции являются хорошими приближениями для истинных решений уравнения Шредингера, при некоторых - нет. В частности очевидно, что квазиклассика не работает в окрестности таких точек, где , или . Для классического движения эти точки являются точками остановки. Поэтому решения уравнения (1) в классически запрещенной и классически доступной областях (границей между которыми и является точка остановки) нельзя «сшивать» в точке остановки, используя сами функции (9), (10). Другими словами, для согласованного выбора коэффициентов в функциях (9), (10), которые являются хорошими приближениями для истинных решений в разных областях квазиклассичности вдали от точек остановки, нельзя использовать квазиклассические функции (9), (10) в точках остановки. Существует два способа «сшивки» квазиклассических функций.

Первый способ. В окрестности точки поворота линеаризуем функцию .

  (11)

Подставим в уравнение Шредингера:

  (12)

Получили уравнение Эйри. Решение этого уравнения известно. Поэтому используя это решение можно «сшить» квазиклассические функции слева и справа от классической точки поворота.

Второй способ. Предположим, что  - аналитическая функция действительного аргумента . Рассмотрим ее аналитическое продолжение в комплексную плоскость координаты.  - изолированный ноль функции , причем пусть при  («правая» точка поворота). Есть и другие нули, принадлежащие комплексной плоскости, но они тоже изолированные (лежат на конечных расстояниях). В области  (на достаточно больших расстояниях, там где работает квазиклассическое приближение):

  (13)

При :

  (14)

Задача - выразить  и  через . Когда мы перейдем в другую область, знак функции  изменится. Обход совершаем в верхней полуплоскости:

  (15)

Тогда при  

  (16)

  (17)

Получили второе слагаемое из суммы. При этом:

  (18)

Если обход совершать через нижнюю полуплоскость:

  (19)

Отсюда находим вторую константу:

  (20)

Получим в области :

  (21)

Мы получали при обходах через разные полуплоскости разные решения только потому, что наше решение - асимптотически приближенное, а не точное. Проходя через верхнюю полуплоскость, мы получаем то решение, которое в ней является экспоненциально растущим, а второе - экспоненциально малое, - не замечаем на фоне главного. Для нижней полуплоскости - наоборот. Для «левой» точки поворота  аналогичные рассуждения приводят к результатам:

 

Квазиклассические решения и условия их «сшивки» в точках поворота позволяют получить «в квадратурах» (то есть через интегралы, а не решение дифференциального уравнения) условие на уровни энергии. Такие условия называются правилами квантования. Мы рассмотрим их на следующей лекции.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15837. Семь принципов успешной автоматизации 49.5 KB
  Семь принципов успешной автоматизации Согласно мировой статистике только треть проектов разработки и внедрения информационных систем завершаются успехом. Об аналогичных исследованиях в России ничего не известно но представляется что у нас дела обстоят еще хуже. У...
15838. Дети с социально-педагогической запущенностью 44 KB
  ДОКЛАД на тему: Дети с социальнопедагогической запущенностью. Общеизвестно что кризисные состояния экономического и политического положения в стране в первую очередь отражается на наименее социально защищённом контингенте на детях. Увеличение количества детей
15839. Пути преодоления речевого недоразвития, возникшего в результате социально-педагогической запущенности, у детей младшего школьного возраста 47.5 KB
  Пути преодоления речевого недоразвития возникшего в результате социальнопедагогической запущенности у детей младшего школьного возраста Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной по...
15840. Пути профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности 29 KB
  Пути профилактики и коррекции социальнопедагогической запущенности Современная социальная ситуация сопровождается увеличением количества детей с девиантным поведением. Особое место занимает группа детей с выраженной социальнопедагогической запущенностью ко...
15841. АБСТРАКТНОЕ КИНО И СВЕТОМУЗЫКА 38 KB
  АБСТРАКТНОЕ КИНО И СВЕТОМУЗЫКА Галеев Б.М. Абстрактное кино специфическая область кинематографа; явление пограничное и экспериментальное по отношению к самому киноискусству изобразительному в своей основе связано с ним не столько по художественной специфике язы...
15842. ПЯТЬ ГОЛЛАНДСКИХ ФИЛЬМОВ, ПОСТАВЛЕННЫХ В ВООБРАЖЕНИИ 170 KB
  Питер Гринуэй ПЯТЬ ГОЛЛАНДСКИХ ФИЛЬМОВ ПОСТАВЛЕННЫХ В ВООБРАЖЕНИИ Фрагменты лекции Питера Гринуэя прочитанной на семинаре Воинствующее кино Утрехт Нидерланды 25 сентября 1988 года. Кино слишком богатое возможностями средство коммуник...
15843. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО - ИСКУССТВО СЛЕДУЮЩЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ 51.5 KB
  Д. Луньков Л. Джулай ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО ИСКУССТВО СЛЕДУЮЩЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Постфестивальные диалоги Дмитрий Алексеевич Луньков режиссер и сценарист теоретик и популяризатор документального кино. Мы знакомы так давно что я и запамятовала когда и где состо
15844. Условия интерференционного максимума и минимума. Оптическая разность хода 66 KB
  Для получения когерентных световых волн применяют метод разделения волны на 2 части, которые после прохождения разных оптических путей накладываются друг на друга и наблюдается интерференционная картина.
15845. Сочинение фильма 137.5 KB
  Отар Иоселиани СОЧИНЕНИЕ ФИЛЬМА1 Беседу ведет Татьяна Иенсен Искусство кино №4 1993г. Татьяна Иенсен. В одном из интервью вы обмолвились что снимая фильмы задаетесь целью не рассказать зрителю некую историю а показать. Отар Иоселиани. Ну что такое не расска...