19049

Адиабатические и внезапные возмущения. Переходы под действием внезапных возмущений

Лекция

Физика

Лекция 31 Адиабатические и внезапные возмущения. Переходы под действием внезапных возмущений Исследуем общую формулу для вероятностей переходов на предмет зависимости вероятности перехода 1 от времени действия возмущения некоторые элементы такого анали

Русский

2013-07-11

1.15 MB

18 чел.

Лекция 31

Адиабатические и внезапные возмущения. Переходы под действием внезапных возмущений

Исследуем общую формулу для вероятностей переходов на предмет зависимости вероятности перехода

    (1)

от времени действия возмущения (некоторые элементы такого анализа для конкретного примера уже были продемонстрированы в конце предыдущей лекции). В формуле (1), которая представляет собой первый порядок теории нестационарных возмущений, величины  есть матричные элементы оператора возмущения в базисе собственных функций стационарного гамильтониана

   (2)

величины  представляют собой частоту квантового перехода между стационарными состояниями  и :

     (3)

Фактор  определяется собственными энергиями или собственными частотами исследуемой квантовой системы, а возмущение  связано с внешним воздействием на систему. Поэтому зависимости этих величин от времени, вообще говоря, могут быть абсолютно разными по характерным масштабам времени изменения. Пусть  (и, следовательно, ) имеет характерный масштаб изменения, равный  Характерный масштаб изменения экспоненты  равен , что по порядку величины совпадает с характерным периодом движения рассматриваемой квантовой системы.

1. Пусть выполнено условие

(4)

(такие возмущения принято называть адиабатическими). Очевидно, вероятности квантовых переходов в этом случае будут малы. Это связано с тем, что при плавной функции  под интегралом в формуле (1) комплексная экспонента  успевает много-много раз проосциллировать, дав одинаковые по модулю, но положительные и отрицательные вклады в интеграл (1), который в этом случае будет мал. Поэтому в случае адиабатических возмущений переходы практически не происходят. Тем не менее, если исходное состояние вырождено с каким-то другим стационарным состоянием гамильтониана, то система может перейти в такое состояние и под действием адиабатических возмущений.

Таким образом, из формулы для вероятностей переходов следует, что вероятности переходов с очень большими изменениями энергии подавлены и происходят только в те состояния, для энергий которых выполнено неравенство

     (5)

Другими словами, разность энергии стационарных состояний, между которыми возможен переход, не должна превышать величины .

2. Внезапные возмущения.

  (6)

В этом случае функция  не успевает измениться в той характерной области, в которой «набирается» интеграл. Поэтому эта функция является, фактически, множителем и может быть вынесена из под интеграла. Его модуль равен единице, поэтому формула для вероятности перехода в этом случае дает

  (7)

Обратим внимание на то, что в случае внезапных возмущений вероятность переходя не зависит от разности энергий состояний.

Еще один случай, когда возможно простое решение нестационарной задачи (кроме случая малых возмущений) – это случай внезапно включающихся возмущений, то есть возмущений, которые включаются за очень короткое время и далее от времени не зависят. Пусть до момента времени  квантовая система описывалась независящим от времени гамильтонианом  и находилась в -ом стационарном состоянии  этого гамильтониана, то есть до этого момента времени волновая функция системы определялась одним слагаемым общего решения временного уравнения Шредингера

   (8)

Далее, пусть в момент времени  мгновенно включается возмущение  (необязательно малое), которое само от времени не зависит. Таким образом, после включения возмущения волновая функция  удовлетворяет уравнению Шредингера с гамильтонианом

   (9)

Так как гамильтониан  от времени также не зависит, общее решение уравнения Шредингера (9) имеет вид

  (10)

но в формулу (10) входят собственные функции  и собственные значения  гамильтониана , а коэффициенты  определяют согласно постулатам квантовой механики вероятность обнаружить квантовую систему в -ом стационарном состоянии гамильтониана , и, следовательно, определяют вероятность перехода из -го собственного состояния гамильтониана  в -ое собственное состояние гамильтониана . Так как возмущение включается мгновенно, то за время включения волновая функция системы не успевает измениться (это связано с тем, что временное уравнение Шредингера – уравнение первого порядка по времени), и, следовательно, функция  является начальным условием для решения (10). Поэтому в момент времени  справедливо равенство для волновой функции квантовой системы

    (11)

и, следовательно,

     (12)

Умножая правую и левую часть равенство (12) на функцию , интегрируя и пользуясь ортонормированностью функций , найдем вероятности переходов при мгновенном включении возмущения

    (13)

Из этого соотношения следует, что вероятность перехода под действием внезапных возмущений определяется интегралами перекрытия собственных функций возмущенного и невозмущенного гамильтонианов. Подчеркнем, что соотношение (13) позволяет находить вероятность перехода из стационарного состояния одного гамильтониана (, который описывает квантовую систему до включения возмущения) в стационарные состояния другого - , который описывает квантовую систему после включения возмущения. Отметим также, что в отличие от формул нестационарной теории возмущений оператор  вошел в конечное выражение неявно, через собственные функции оператора . Кроме того, поскольку при выводе формулы (13) не использовалась малость возмущения (использовалась только мгновенность его включения), вероятности переходов, вычисленные согласно формуле (13) могут быть сравнимыми с единицей.

Рассмотрим пример применения формулы (13).

Ядро атома трития , находившегося в основном состоянии испытывает -распад, в результате которого один из нейтронов, входящих в состав ядра, превращается в протон, электрон и электронное антинейтрино. Две последние частицы вылетают из ядра. Поэтому в результате -распада количество протонов в ядре увеличивается на единицу, а количество нейтронов уменьшается. Остаточным ядром является . Считая, что -распад происходит мгновенно и вылетевший электрон не взаимодействует с оставшимся атомным электроном, найти вероятность того, что последний будет находится на втором энергетическом уровне водородоподобного иона .

При -распаде ядра его заряд увеличивается на единицу, что эквивалентно мгновенному включению возмущения . Так как по условию задачи распад происходит за бесконечно малое время, для вычисления вероятности перехода можно воспользоваться формулой (13)

    (14)

где в качестве  следует взять волновую функцию электрона в основном состоянии атома трития (заряд ядра которого равен ), в качестве , волновую функцию электрона, находящегося на втором энергетическом уровне водородоподобного иона  (заряд ядра ). Второй энергетический уровень водородоподобного иона является четырехкратно вырожденным, поскольку ему отвечают одна волновая функция с моментом, равным нулю (-состояние), и три волновых функции -состояний, отличающихся магнитным квантовым числом .

Очевидно, вероятности перехода в -состояния равны нулю, так как интеграл (14) для таких переходов равен нулю из-за ортогональности  сферических функций. Поэтому в условиях данной задачи возможен переход только в -состояние. Вероятность перехода электрона с первого энергетического уровня атома трития на второй энергетический уровень иона  определяется интегралом перекрытия волновой функции первого s-состояния в атоме трития и второго s-состояния в ионе . Эти волновые функции имеют вид:

    (15)

  (16)

Вычисление интеграла (14) с функциями (15), (16) дает

     (17)

В заключение отметим, что при вычислении вероятности перехода предполагалось, что вылетевший из ядра электрон не взаимодействует с атомным электроном, а действующее на него возмущение связано только с изменением заряда ядра. Это приближение является хорошим, если энергия вылетевшего из ядра электрона много больше энергии атомного электрона. Для рассмотренного процесса отношение этих энергий , поэтому использованное приближение достаточно хорошо работает.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76531. Методическая система, содержание ее компонентов 53 KB
  Классификация Текучева основа: использование разных источников знаний: Рассказ или слово учителя; Беседа; Разбор; Наблюдение. Классификация Лидия Прокофьевна Федоренко основа: использование разных источников знаний 3 группы методов обучения. пунктуационный диктант контрольный контроль знаний и обучающие...
76534. Значение и место учебника по русскому языку. Анализ учебника русского языка 30 KB
  В этой книге излагаете материал в соответствии с программой по предмету. Цель использования учениками: получение необходимой информации приобретения комплекса умения и навыков Для учителя: источник методической системы который помогает определить методику работы на разных этапах усвоения учебного материала чему и как учить. Систематизирующую: материал представлен в системе усвоение по системе от простого к сложному. Весь теоретический материал может быть представлен в учебниках разными способами: дедукция способ мышления основой является...
76535. Закономерности усвоения родного языка и вытекающие из них принципы 34.5 KB
  Способность ребенка понимать отвлеченное лексическое значение слова в дальнейшем приводит его к пониманию слова как части речи. В какие сроки ребенокдошкольник овладевает указанными выше фактами языка и овладевает ли зависит от того как его обучают речи каков развивающий потенциал языковой среды в которой он растет а самое главное имеет ли он возможность усваивать грамматические и лексические значения родного языка синхронно в нужных пропорциях. Письменная речь усваивается если ее опережает развитие устной речи если она является как...
76536. Упражнения по русскому языку и их виды 27.5 KB
  Приступа по критериям: Упражнение зависит от характера мыслительной деятельности учащихся аналитической и тдОт времени выполненияОт последовательности связано с этом усвоения языкового материала: 1. Пропедовтическиеподготовка к восприятию нового материала ок цент на изучаемую единицу;Иллюстративные наиболее ярко показать примеры тех языковых фактов которые разбираются на уроке;Закрепительные закрепление теоретических сведения: постоянно воспроизведение существенных признаков изучаемого материала.
76537. Методы и приемы обучения русскому языку 40 KB
  Метод - способы взаимодействия учителя и ученика, направленные на достижение положительных результатов обучения. Положительные результаты - достижение цели. Действия: учение и обучение. Классификация Дубникова (основа: характеристика способов мышления - индукция(от частного к общему) и дедукция)
76538. Диктант как метод обучения и форма контроля 32 KB
  Диктант как метод обучения и форма контроля. Среди упражнений с помощью которых происходит формирование умений и навыков используется списывание простое и осложненное обучающие диктанты а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора. В методике разработаны различные виды обучающих диктантов. Диктант с карточками удобен на первых этапах закрепления: дети записывают слова поднимая карточку с изучаемой орфограммой что позволяет...
76539. Теоретические методы усвоения русского языка 26.5 KB
  Теоретические методы усвоения русского языка. Федоренко выделяет методы практического изучения языка объяснение непонятных слов подготовка устных сообщений письменных сочинений составление планов конспектов тезисов исправление ошибок грамматических и стилистических обучение работе со справочной литературой методы теоретического изучения языка беседа сообщение чтение правил в учебнике методы теоретикопрактического изучения языка различные упражнения: при изучении грамматики грамматический разбор анализ готового материала...