19049

Адиабатические и внезапные возмущения. Переходы под действием внезапных возмущений

Лекция

Физика

Лекция 31 Адиабатические и внезапные возмущения. Переходы под действием внезапных возмущений Исследуем общую формулу для вероятностей переходов на предмет зависимости вероятности перехода 1 от времени действия возмущения некоторые элементы такого анали

Русский

2013-07-11

1.15 MB

19 чел.

Лекция 31

Адиабатические и внезапные возмущения. Переходы под действием внезапных возмущений

Исследуем общую формулу для вероятностей переходов на предмет зависимости вероятности перехода

    (1)

от времени действия возмущения (некоторые элементы такого анализа для конкретного примера уже были продемонстрированы в конце предыдущей лекции). В формуле (1), которая представляет собой первый порядок теории нестационарных возмущений, величины  есть матричные элементы оператора возмущения в базисе собственных функций стационарного гамильтониана

   (2)

величины  представляют собой частоту квантового перехода между стационарными состояниями  и :

     (3)

Фактор  определяется собственными энергиями или собственными частотами исследуемой квантовой системы, а возмущение  связано с внешним воздействием на систему. Поэтому зависимости этих величин от времени, вообще говоря, могут быть абсолютно разными по характерным масштабам времени изменения. Пусть  (и, следовательно, ) имеет характерный масштаб изменения, равный  Характерный масштаб изменения экспоненты  равен , что по порядку величины совпадает с характерным периодом движения рассматриваемой квантовой системы.

1. Пусть выполнено условие

(4)

(такие возмущения принято называть адиабатическими). Очевидно, вероятности квантовых переходов в этом случае будут малы. Это связано с тем, что при плавной функции  под интегралом в формуле (1) комплексная экспонента  успевает много-много раз проосциллировать, дав одинаковые по модулю, но положительные и отрицательные вклады в интеграл (1), который в этом случае будет мал. Поэтому в случае адиабатических возмущений переходы практически не происходят. Тем не менее, если исходное состояние вырождено с каким-то другим стационарным состоянием гамильтониана, то система может перейти в такое состояние и под действием адиабатических возмущений.

Таким образом, из формулы для вероятностей переходов следует, что вероятности переходов с очень большими изменениями энергии подавлены и происходят только в те состояния, для энергий которых выполнено неравенство

     (5)

Другими словами, разность энергии стационарных состояний, между которыми возможен переход, не должна превышать величины .

2. Внезапные возмущения.

  (6)

В этом случае функция  не успевает измениться в той характерной области, в которой «набирается» интеграл. Поэтому эта функция является, фактически, множителем и может быть вынесена из под интеграла. Его модуль равен единице, поэтому формула для вероятности перехода в этом случае дает

  (7)

Обратим внимание на то, что в случае внезапных возмущений вероятность переходя не зависит от разности энергий состояний.

Еще один случай, когда возможно простое решение нестационарной задачи (кроме случая малых возмущений) – это случай внезапно включающихся возмущений, то есть возмущений, которые включаются за очень короткое время и далее от времени не зависят. Пусть до момента времени  квантовая система описывалась независящим от времени гамильтонианом  и находилась в -ом стационарном состоянии  этого гамильтониана, то есть до этого момента времени волновая функция системы определялась одним слагаемым общего решения временного уравнения Шредингера

   (8)

Далее, пусть в момент времени  мгновенно включается возмущение  (необязательно малое), которое само от времени не зависит. Таким образом, после включения возмущения волновая функция  удовлетворяет уравнению Шредингера с гамильтонианом

   (9)

Так как гамильтониан  от времени также не зависит, общее решение уравнения Шредингера (9) имеет вид

  (10)

но в формулу (10) входят собственные функции  и собственные значения  гамильтониана , а коэффициенты  определяют согласно постулатам квантовой механики вероятность обнаружить квантовую систему в -ом стационарном состоянии гамильтониана , и, следовательно, определяют вероятность перехода из -го собственного состояния гамильтониана  в -ое собственное состояние гамильтониана . Так как возмущение включается мгновенно, то за время включения волновая функция системы не успевает измениться (это связано с тем, что временное уравнение Шредингера – уравнение первого порядка по времени), и, следовательно, функция  является начальным условием для решения (10). Поэтому в момент времени  справедливо равенство для волновой функции квантовой системы

    (11)

и, следовательно,

     (12)

Умножая правую и левую часть равенство (12) на функцию , интегрируя и пользуясь ортонормированностью функций , найдем вероятности переходов при мгновенном включении возмущения

    (13)

Из этого соотношения следует, что вероятность перехода под действием внезапных возмущений определяется интегралами перекрытия собственных функций возмущенного и невозмущенного гамильтонианов. Подчеркнем, что соотношение (13) позволяет находить вероятность перехода из стационарного состояния одного гамильтониана (, который описывает квантовую систему до включения возмущения) в стационарные состояния другого - , который описывает квантовую систему после включения возмущения. Отметим также, что в отличие от формул нестационарной теории возмущений оператор  вошел в конечное выражение неявно, через собственные функции оператора . Кроме того, поскольку при выводе формулы (13) не использовалась малость возмущения (использовалась только мгновенность его включения), вероятности переходов, вычисленные согласно формуле (13) могут быть сравнимыми с единицей.

Рассмотрим пример применения формулы (13).

Ядро атома трития , находившегося в основном состоянии испытывает -распад, в результате которого один из нейтронов, входящих в состав ядра, превращается в протон, электрон и электронное антинейтрино. Две последние частицы вылетают из ядра. Поэтому в результате -распада количество протонов в ядре увеличивается на единицу, а количество нейтронов уменьшается. Остаточным ядром является . Считая, что -распад происходит мгновенно и вылетевший электрон не взаимодействует с оставшимся атомным электроном, найти вероятность того, что последний будет находится на втором энергетическом уровне водородоподобного иона .

При -распаде ядра его заряд увеличивается на единицу, что эквивалентно мгновенному включению возмущения . Так как по условию задачи распад происходит за бесконечно малое время, для вычисления вероятности перехода можно воспользоваться формулой (13)

    (14)

где в качестве  следует взять волновую функцию электрона в основном состоянии атома трития (заряд ядра которого равен ), в качестве , волновую функцию электрона, находящегося на втором энергетическом уровне водородоподобного иона  (заряд ядра ). Второй энергетический уровень водородоподобного иона является четырехкратно вырожденным, поскольку ему отвечают одна волновая функция с моментом, равным нулю (-состояние), и три волновых функции -состояний, отличающихся магнитным квантовым числом .

Очевидно, вероятности перехода в -состояния равны нулю, так как интеграл (14) для таких переходов равен нулю из-за ортогональности  сферических функций. Поэтому в условиях данной задачи возможен переход только в -состояние. Вероятность перехода электрона с первого энергетического уровня атома трития на второй энергетический уровень иона  определяется интегралом перекрытия волновой функции первого s-состояния в атоме трития и второго s-состояния в ионе . Эти волновые функции имеют вид:

    (15)

  (16)

Вычисление интеграла (14) с функциями (15), (16) дает

     (17)

В заключение отметим, что при вычислении вероятности перехода предполагалось, что вылетевший из ядра электрон не взаимодействует с атомным электроном, а действующее на него возмущение связано только с изменением заряда ядра. Это приближение является хорошим, если энергия вылетевшего из ядра электрона много больше энергии атомного электрона. Для рассмотренного процесса отношение этих энергий , поэтому использованное приближение достаточно хорошо работает.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54285. Усміхніться, рідні матусі 66.5 KB
  Кум: Тихіше Хомо ти дивихто це біля нашої Уляни вишивається Хома: Та це ж Стецько. Кум: А ну послухаймо що воно буде ховаються за тином Стецько іде скоро розявив рот махає руками бачить Уляну сміється з захватом говорить Стецько: Та й патлата. А що в вас варили Уляна: сумно Нічого Стецько: згадує Ну. а тепер що Уляна: Що Стецько: Що Уляна: Що Стецько: Що Уляна: Що Нічого Стецько: Брешеш бо як нічого Батько казав розпитай її обо всім.
54286. Найдорожча у світі матуся 116.5 KB
  Мета: Відроджувати давні українські звичаї і традиції, пробуджувати в студентів прекрасні і благородні почуття – святе і ніжне ставлення до матерів, до материнства взагалі; виховувати почуття обов’язку у студентів – віддати шану матерям, відплатити любов'ю, турботою і допомогою в майбутньому.
54287. Загальна характеристика творчості В. Маяковського 244.5 KB
  Початок XX століття. Ще ніхто не знав, яким воно буде, але світ в очікуванні великих змін. Зустрічається минуле з майбутнім і намагається застерегти, попередити, передати досвід, але за законом життя майбутнє хоче мати свій досвід, свої помилки й перемоги. На початку XX століття Росія переживає революцію 1905 року, Першу світову війну та дві революції 1917 року, які перевернуть світогляд, ставлення до культури, літератури, віри, людини...
54288. Ваше будущее в ваших руках 52 KB
  Мне кажется что от человека зависит какой он. У каждого человека есть определенное жизненное задание то чего хотелось бы добиться прежде всего ради чего стоило бы жить. Для группы 1 красный возможность человека заниматься любимым творческим делом. Вам нужно выбрать два человека.
54289. Методична культура - духовно-інтелектуальна база розвитку професіоналізму вчителя 71 KB
  Людина це . Кожна людина яка прийшла у цей світ неоціненна.У всі часи філософи намагалися дати визначення поняттю людина слайд 6. Так Платон стверджував що людина це істота з двома ногами без пір'я.
54290. ЗАГАЛЬНА ХАРАКТЕРИСТИКА АВСТРАЛІЇ ТА ОКЕАНІЇ 268.5 KB
  Мета: Сформувати в студентів систему знань про специфіку ЕГП Австралії та території Океанії; навчити визначати особливості природи населення та господарства; розкрити роль Австралії в міжнародному географічному поділі; розвивати в студентів геопросторове мислення розуміння доцільності науково обґрунтованого підходу до природокористування системної єдності довкілля людини та її діяльності в територіальному аспекті;...
54291. Майстерня професійного самовдосконалення 71 KB
  Підготовка педагогічних і науковопедагогічних працівників їх професійне самовдосконалення важлива умова модернізації освіти Національна доктрина розвитку освіти Таким чином основною формою удосконалення рівня професійної компетентності педагога є професійне самовдосконалення шляхом цілеспрямованої самоосвітньої...
54292. УРОКИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ 7-11 классы 4.89 MB
  Тем более мы с вами будем касаться таких острых и острейших вопросов как спасение Человека избавление от зависимостей рождение новой цивилизации здравосозидателей решение проблем наркотизма формирование здорового и оптимального образа жизни. Авторы РАЗДЕЛ I В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ Урок 1 Здравствуйте На этом уроке ты: ознакомишься с понятием здоровый образ жизни ; узнаешь отношение к ЗОЖ Всемирной организации здравоохранения; выяснишь какие качества жизни тебя больше всего устраивают; вместе с педагогом разберешь...
54293. Украина в годы правления Ивана Мазепы 63 KB
  Мазепы и начало его правления; определить основные направления его внутренней и внешней политики; развивать умение учащихся работать с учебником электронным атласом; умение анализировать и систематизировать исторический материал; развивать умение работать с историческими источниками умение составлять систематические схемы и таблицы развивать умение учащихся высказывать свою точку зрения подтверждая её фактами; воспитывать учащихся в духе патриотизма. Мазепы гетманом. Внутренняя и внешняя политика Ивана Мазепы.