19049

Адиабатические и внезапные возмущения. Переходы под действием внезапных возмущений

Лекция

Физика

Лекция 31 Адиабатические и внезапные возмущения. Переходы под действием внезапных возмущений Исследуем общую формулу для вероятностей переходов на предмет зависимости вероятности перехода 1 от времени действия возмущения некоторые элементы такого анали

Русский

2013-07-11

1.15 MB

19 чел.

Лекция 31

Адиабатические и внезапные возмущения. Переходы под действием внезапных возмущений

Исследуем общую формулу для вероятностей переходов на предмет зависимости вероятности перехода

    (1)

от времени действия возмущения (некоторые элементы такого анализа для конкретного примера уже были продемонстрированы в конце предыдущей лекции). В формуле (1), которая представляет собой первый порядок теории нестационарных возмущений, величины  есть матричные элементы оператора возмущения в базисе собственных функций стационарного гамильтониана

   (2)

величины  представляют собой частоту квантового перехода между стационарными состояниями  и :

     (3)

Фактор  определяется собственными энергиями или собственными частотами исследуемой квантовой системы, а возмущение  связано с внешним воздействием на систему. Поэтому зависимости этих величин от времени, вообще говоря, могут быть абсолютно разными по характерным масштабам времени изменения. Пусть  (и, следовательно, ) имеет характерный масштаб изменения, равный  Характерный масштаб изменения экспоненты  равен , что по порядку величины совпадает с характерным периодом движения рассматриваемой квантовой системы.

1. Пусть выполнено условие

(4)

(такие возмущения принято называть адиабатическими). Очевидно, вероятности квантовых переходов в этом случае будут малы. Это связано с тем, что при плавной функции  под интегралом в формуле (1) комплексная экспонента  успевает много-много раз проосциллировать, дав одинаковые по модулю, но положительные и отрицательные вклады в интеграл (1), который в этом случае будет мал. Поэтому в случае адиабатических возмущений переходы практически не происходят. Тем не менее, если исходное состояние вырождено с каким-то другим стационарным состоянием гамильтониана, то система может перейти в такое состояние и под действием адиабатических возмущений.

Таким образом, из формулы для вероятностей переходов следует, что вероятности переходов с очень большими изменениями энергии подавлены и происходят только в те состояния, для энергий которых выполнено неравенство

     (5)

Другими словами, разность энергии стационарных состояний, между которыми возможен переход, не должна превышать величины .

2. Внезапные возмущения.

  (6)

В этом случае функция  не успевает измениться в той характерной области, в которой «набирается» интеграл. Поэтому эта функция является, фактически, множителем и может быть вынесена из под интеграла. Его модуль равен единице, поэтому формула для вероятности перехода в этом случае дает

  (7)

Обратим внимание на то, что в случае внезапных возмущений вероятность переходя не зависит от разности энергий состояний.

Еще один случай, когда возможно простое решение нестационарной задачи (кроме случая малых возмущений) – это случай внезапно включающихся возмущений, то есть возмущений, которые включаются за очень короткое время и далее от времени не зависят. Пусть до момента времени  квантовая система описывалась независящим от времени гамильтонианом  и находилась в -ом стационарном состоянии  этого гамильтониана, то есть до этого момента времени волновая функция системы определялась одним слагаемым общего решения временного уравнения Шредингера

   (8)

Далее, пусть в момент времени  мгновенно включается возмущение  (необязательно малое), которое само от времени не зависит. Таким образом, после включения возмущения волновая функция  удовлетворяет уравнению Шредингера с гамильтонианом

   (9)

Так как гамильтониан  от времени также не зависит, общее решение уравнения Шредингера (9) имеет вид

  (10)

но в формулу (10) входят собственные функции  и собственные значения  гамильтониана , а коэффициенты  определяют согласно постулатам квантовой механики вероятность обнаружить квантовую систему в -ом стационарном состоянии гамильтониана , и, следовательно, определяют вероятность перехода из -го собственного состояния гамильтониана  в -ое собственное состояние гамильтониана . Так как возмущение включается мгновенно, то за время включения волновая функция системы не успевает измениться (это связано с тем, что временное уравнение Шредингера – уравнение первого порядка по времени), и, следовательно, функция  является начальным условием для решения (10). Поэтому в момент времени  справедливо равенство для волновой функции квантовой системы

    (11)

и, следовательно,

     (12)

Умножая правую и левую часть равенство (12) на функцию , интегрируя и пользуясь ортонормированностью функций , найдем вероятности переходов при мгновенном включении возмущения

    (13)

Из этого соотношения следует, что вероятность перехода под действием внезапных возмущений определяется интегралами перекрытия собственных функций возмущенного и невозмущенного гамильтонианов. Подчеркнем, что соотношение (13) позволяет находить вероятность перехода из стационарного состояния одного гамильтониана (, который описывает квантовую систему до включения возмущения) в стационарные состояния другого - , который описывает квантовую систему после включения возмущения. Отметим также, что в отличие от формул нестационарной теории возмущений оператор  вошел в конечное выражение неявно, через собственные функции оператора . Кроме того, поскольку при выводе формулы (13) не использовалась малость возмущения (использовалась только мгновенность его включения), вероятности переходов, вычисленные согласно формуле (13) могут быть сравнимыми с единицей.

Рассмотрим пример применения формулы (13).

Ядро атома трития , находившегося в основном состоянии испытывает -распад, в результате которого один из нейтронов, входящих в состав ядра, превращается в протон, электрон и электронное антинейтрино. Две последние частицы вылетают из ядра. Поэтому в результате -распада количество протонов в ядре увеличивается на единицу, а количество нейтронов уменьшается. Остаточным ядром является . Считая, что -распад происходит мгновенно и вылетевший электрон не взаимодействует с оставшимся атомным электроном, найти вероятность того, что последний будет находится на втором энергетическом уровне водородоподобного иона .

При -распаде ядра его заряд увеличивается на единицу, что эквивалентно мгновенному включению возмущения . Так как по условию задачи распад происходит за бесконечно малое время, для вычисления вероятности перехода можно воспользоваться формулой (13)

    (14)

где в качестве  следует взять волновую функцию электрона в основном состоянии атома трития (заряд ядра которого равен ), в качестве , волновую функцию электрона, находящегося на втором энергетическом уровне водородоподобного иона  (заряд ядра ). Второй энергетический уровень водородоподобного иона является четырехкратно вырожденным, поскольку ему отвечают одна волновая функция с моментом, равным нулю (-состояние), и три волновых функции -состояний, отличающихся магнитным квантовым числом .

Очевидно, вероятности перехода в -состояния равны нулю, так как интеграл (14) для таких переходов равен нулю из-за ортогональности  сферических функций. Поэтому в условиях данной задачи возможен переход только в -состояние. Вероятность перехода электрона с первого энергетического уровня атома трития на второй энергетический уровень иона  определяется интегралом перекрытия волновой функции первого s-состояния в атоме трития и второго s-состояния в ионе . Эти волновые функции имеют вид:

    (15)

  (16)

Вычисление интеграла (14) с функциями (15), (16) дает

     (17)

В заключение отметим, что при вычислении вероятности перехода предполагалось, что вылетевший из ядра электрон не взаимодействует с атомным электроном, а действующее на него возмущение связано только с изменением заряда ядра. Это приближение является хорошим, если энергия вылетевшего из ядра электрона много больше энергии атомного электрона. Для рассмотренного процесса отношение этих энергий , поэтому использованное приближение достаточно хорошо работает.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13060. Классный час Защита прав несовершеннолетних 36.5 KB
  Классный час Защита прав несовершеннолетних Ребёнком считается человек до 18 лет. От взрослого он отличается тем что не имеет больших возможностей чтобы себя защитить. Ему требуется помощь и поддержка защита он зависит от взрослых. поэтому человечест
13061. Методические рекомендации для студентов по информационно-профориентационной работе во время педагогической практики в школах 112.5 KB
  Выбор профессии одно из главных решений в жизни, основа самоутверждения человека в обществе. Для учащихся старших классов проблема выбора профессии является наиболее актуальной. Уже в подростковом возрасте могут определяться профессиональные склонности и интересы,
13062. Все профессии нужны, все профессии важны. Классный час 18.45 KB
  Все профессии нужны все профессии важны 1.Организация класса. 1.1.Приветствие: Прозвенел звонок.Начался урок. Мы пришли сюда учиться Не лениться а трудиться. Работаем старательно Слушаем внимательно. 1.2.Посадка за партой: 1.3.Знакомство: Здравствуйте дети меня зовут ...
13063. Классный час «Дети войны» 21.79 KB
  Классный час Дети войны Цель: Показать Великую Отечественную войну как личностно значимое для нашего современника событие. Задачи: привить учащимся чувство патриотизма гражданственной ответственности; помочь им стать нравственно соверше
13064. Классный час Любовь 18.68 KB
  Классный час Любовь 1 ведущий :Здравствуйте дорогие ребята сегодня мы классный час начнем с того что попробуем понять с каким настроением вы пришли сюда. 2 ведущий: Вы видите необычное дерево на котором расположены разноцветные сердечки называется оно дерево настро...
13065. Здоровье - прежде всего! Классный час - деловая игра 40.39 KB
  Классный час деловая игра Здоровье прежде всего для учащихся среднего звена Цели: Формирование у учащихся понятие о здоровом образе жизни. Воспитание бережного отношения к своему здоровью. Предупреждение формирования у детей вредных привычек. ...
13066. Классный час «Занимательная математика» 33.99 KB
  Классный час Занимательная математика Возраст учащихся: 4 класс Цели: рассмотреть и решить занимательные задачи провести занимательные игры по математике; развивать внимание память мышление творческие способности мыслительные операции. ХОД ЗАНЯТИЯ: I....
13067. Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии 22.51 KB
  Планконспект Тема: Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Цель: Развить у учащихся познавательный интерес к изучению иностранного языка. Оборудование: интерактивная доска. Форма занятия: беседа с классом. Ход занятий I.Организационное нач
13068. Апрельские шутки, смех и прибаутки 18.71 KB
  Тема мероприятия: Апрельские шутки смех и прибаутки Время проведения: 30 минут Цель мероприятия: научить детей культуре проведения досуга и как следствие сплотить детский коллектив. Задачи мероприятия: Образовательная: Обучение виртуозному владению своим тело