19087

Общая постановка задачи дискретизации

Практическая работа

Физика

Лекция № 1. Введение. Общая постановка задачи дискретизации. Цели и задачи курса: данный курс предназначен для освоения базовых понятий теории дискретных сигналов и основных принципов построения систем цифровой обработки сигналов. Курс знакомит с теоретическими о

Русский

2013-07-11

155 KB

44 чел.

Лекция № 1.

Введение. Общая постановка задачи дискретизации.

Цели и задачи курса: данный курс предназначен для освоения базовых понятий  теории дискретных сигналов и основных принципов построения систем цифровой обработки сигналов.  Курс знакомит с теоретическими основами базовых алгоритмов дискретизации и цифровой обработки сигналов, используемых в технике физического эксперимента. Излагаются методы анализа и синтеза дискретных фильтров, являющихся основой современных цифровых устройств. Приводятся примеры применения дискретных фильтров в устройствах цифровой обработки сигналов.

Основные термины и определения:

Дискретизация – процесс преобразования аналогового сигнала в дискретный сигнал   представляющий собой последовательность отсчетов или координат сигнала.

Период (интервал, шаг)  дискретизации – интервал времени между соседними отсчетами дискретного сигнала .

Частота дискретизации – величина, обратная периоду дискретизации .

Квантование по уровню – процесс преобразования сигнала в дискретную шкалу значений .

Дискретный сигнал – выборка исходного аналогового сигнала  в моменты времени :  называемая решетчатой функцией.  При фиксированном (постоянном) интервале дискретизации  номер отсчета  рассматривают как дискретный временной параметр и дискретный сигнал записывают в виде:

Цифровой сигнал – дискретный сигнал,  значения которого квантованы по уровню и представлены цифровыми кодами.

Обобщенная структурная схема системы цифровой обработки сигналов  (ЦОС) приведена на следующем рисунке.

Временная дискретизация аналогового сигнала и его квантование по уровню производится в аналого-цифровом преобразователе АЦП. Выходным сигналом АЦП является последовательность чисел, поступающая в процессор цифровой обработки сигналов ПЦОС, выполняющий требуемую обработку. Процессор осуществляет различные математические операции над входными отсчетами; ранее полученные отсчеты и промежуточные результаты сохраняются в памяти процессора для использования в последующих вычислениях. Отсчеты выходного сигнала могут быть использованы для получения аналогового выходного сигнала с помощью цифро-аналогового преобразователя ЦАП и (при необходимости) сглаживающего фильтра  Ф.

С помощью ЦОС могут быть осуществлены все известные операции над сигналами. Например, на основе цифровой обработки сигналов в радиотехнике и технике связи решаются следующие задачи: генерация, модуляция, формирование и коррекция сигналов, фильтрация и оценивание, анализ спектров, обнаружение и распознавание сигналов, кодирование и декодирование, обработка изображений и т.д.

Принципиальные преимущества ЦОС:

  •  многофункциональность обработки, т.е. возможность использования одного и того же процессора для выполнения различных операций обработки путем изменения программы;
  •  мультиплексирование, т.е. возможность обработки сигналов от нескольких датчиков в промежутках между смежными тактами, что особенно актуально при реализации многоканальных информационно-измерительных систем;
  •  отсутствие принципиальных ограничений на сложность обработки (принципиально возможно обеспечить требуемую точность обработки при сколь угодно сложных алгоритмах);
  •  снятие ограничений на виды обработки, свойственные аналоговой технике, и возможность реализации любых формально описываемых преобразований.

Наука о ЦОС изучает принципы и методы построения алгоритмов, программ и технических средств цифровой обработки сигналов. В зависимости от средств реализации (аппаратные, программные либо смешанные) рассматриваются задачи разработки и реализации алгоритмов ЦОС, методы синтеза физически возможных операторов для разнообразных прикладных задач, процедуры достижения точности выполнения алгоритмов.

Как программный, так и аппаратный способы реализации ЦОС базируются либо на временном, либо на спектральном подходе. Временной подход по своей сути является более «физичным», он напоминает физический процесс обработки сигналов в аналоговой системе. В связи с этим будем использовать принципы временного подхода.

Постановка задачи дискретизации

Представление непрерывного сигнала  на интервале  совокупностью отсчетов (координат) может быть записано в виде:

                                                                                (1.1)

где – оператор дискретного представления сигнала, реализуемый устройством, называемым дискретизатором.  Аналогично можно записать операцию восстановления  функции , называемой воспроизводящей функцией, по совокупности отсчетов :

                                                                               (1.2)

где  – оператор восстановления, реализуемый устройством восстановления сигнала. Очевидно, воспроизводящая функция  отображает исходный сигнал с некоторой текущей погрешностью приближения (восстановления):    Задача дискретизации в математическом плане сводится к совместному выбору пары операторов  и , обеспечивающих заданную точность восстановления сигнала.

В общем случае воспроизводящая функция может быть представлена аппроксимирующим полиномом:

,                                                   (1.3)

где система базисных функций. Предполагается, что базисные функции ортогональны и обеспечивают сходимость ряда  к функции  при  что дает возможность ограничить число отсчетов (координат) в соответствии с заданной погрешностью восстановления.

Основные задачи, решаемые при дискретизации сигнала:

  •  выбор  шага дискретизации при заданной погрешности дискретизации (приближения, восстановления);
  •  оценка существенности отсчетов, обеспечивающих представление исходного сигнала с заданной точностью, и устранение возможной избыточности.

Алгоритм решения задачи дискретизации:

  •  по имеющимся отсчетам, используя базисные ортогональные функции и методы интерполяции или экстраполяции, строят с той или иной мерой приближения исходный сигнал, т.е. получают воспроизводящую функцию
  •  оценивают эффективность дискретизации при выбранном методе аппроксимации, определяя погрешность дискретизации (восстановления) по заданному шагу дискретизации или шаг дискретизации по заданной погрешности.

Выбор системы базисных функций в составе аппроксимирующего полинома (см. 1.3) определяется требованием обеспечения простоты технической реализации аппаратных (программных) средств дискретизации и восстановления сигнала. При неортогональных представлениях сигнала часто используют степенные алгебраические полиномы вида:    

                                                                         (1.4)

где  действительные коэффициенты.  В качестве ортогональных базисных функций используют функции отсчетов (ряд Котельникова), полиномы Лежандра, функции Уолша и другие. Если базисные функции выбраны так, что значения аппроксимирующего полинома совпадают со значениями выборки исходного сигнала в моменты их отсчета, то такой полином называют интерполирующим. С точки зрения сокращения числа отсчетов интерполяционные методы восстановления сигнала предпочтительнее, однако для их реализации необходима задержка сигнала на интервал интерполяции, что в ряде случаев недопустимо. В системах управления, работающих в реальном времени, используют экстраполяционные методы, не требующие задержки сигнала  при проведении операций определения значений выборок и восстановления сигнала.

При выбранном способе построения воспроизводящей функции должна обеспечиваться заданная точность восстановления сигнала. В зависимости от целевого назначения получаемой информации используют различные критерии точности приближения   к   определяющие численные значения погрешности восстановления и, следовательно, дискретизации.

Критерии оценки точности восстановления (погрешности дискретизации):

  1.  В соответствии с критерием наибольшего отклонения устанавливается максимальное значение допустимой погрешности восстановления :

                                                    (1.5)

где текущая погрешность восстановления; участок аппроксимации.

  1.  При использовании критерия среднеквадратичного приближения задается значение допустимой среднеквадратичной погрешности восстановления :

                                                                       (1.6)

       где  среднеквадратичная погрешность приближения. Обычно этот критерий используется для функций, интегрируемых в квадрате.

  1.  Интегральный критерий приближения определяется соотношением:

                                                                              (1.7)

       где  допустимая средняя погрешность приближения;  средняя погрешность приближения.

      4. Вероятностный критерий определяет допустимую вероятность  того, что текущая погрешность приближения  не превысит некоторого определенного значения                                                                                           (1.8)

Важным признаком процесса дискретизации является регулярность отсчетов. Если шаг дискретизации постоянен во всем диапазоне преобразования, дискретизация считается равномерной. Методы равномерной дискретизации применимы наиболее широко. Однако несоответствие шага дискретизации характеру поведения конкретной реализации исследуемого процесса на отдельных участках часто приводит к значительной избыточности отсчетов.

Если шаг дискретизации меняется, например, в зависимости от скорости изменения сигнала или по заданной программе, дискретизацию называют неравномерной. Различают адаптивные методы неравномерной дискретизации, при которых  шаг  изменяется в зависимости от текущего изменения параметров сигнала, и программируемые методы, в которых изменение шага дискретизации производится оператором на основе анализа поступающей информации или в соответствии с заранее  установленной программой работ. Адаптивные методы неравномерной дискретизации обеспечивают эффективное устранение избыточности в отсчетах сигналов.  Интервал дискретизации в этом случае тесно связан с текущими значениями параметров реализации сигнала.

PAGE  5


АЦП

ис.1.1. Структурная схема  ЦОС

ПЦОС

ЦАП

Ф


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80984. Структура та методичне забезпечення підручника «Історія України» (9 клас) 31.48 KB
  Теорія та суспільні виклики в першій половині ХІХстТема№2Українські землі в складі Російської та Австрійської імперії наприкінці 18пер.третині 19стТема№3Соціальноекономічне життя народу та український національний рух у першій половині ХІХстТема№4культурне життя в Українських землях нап.половині 19ст;Тема№5модернізація укр.ХІХстТема№6Національна ідея в др.
80985. Значення історичних ігор на уроці історії 34.36 KB
  Здебільшого використовуються для перевірки знань учнів але також можуть бути використані у процесі актуалізації опорних знань. Основна цінність пропонованих навчальних ігор полягає в тому що вони суттєво сприяють зростанню інтересу учнів до вивчення історії. практика використання навчальних ігор з історії довела корисність та високу ефективність використання вищеназваних завдань і велику зацікавленість учнів у цих завданнях.
80987. Основні підходи до класифікації уроків історії 34.33 KB
  У цій класифікації розрізняють: уроки засвоєння нового навчального матеріалу; уроки формування і вдосконалення умінь та навичок; уроки закріплення та застосування знань умінь та навичок; уроки узагальнення та систематизації знань; уроки контролю і корекції знань вмінь та навичок; комбіновані уроки. Уроки вивчення нового навчального матеріалу. Уроки формування і вдосконалення вмінь та навичок. Уроки закріплення та застосування знань умінь та навичок передбачають наявність в учнів певної кількості попередньо засвоєних знань умінь та...
80989. Використання текстових джерел у процесі навчання 35.4 KB
  У процесі вивчення шкільного курсу історії використовуються текстові джерела. Це Історичні джерела що опрацьовуються на уроках історії. можна поділити джерела у три великі групи: речові історичні джерела або археологічні пам’ятки; писемні історичні джерела або історичні документи; візуальні історичні джерела. Речові історичні джерела або археологічні пам’ятки – матеріальні рештки діяльності людини чи змінене людською працею із слідами діяльності людини природне середовище.
80990. Навчально-виховні завдання вивчення історії в сучасних умовах розвитку середньої освіти 35.57 KB
  Вивчення історії є одним із найважливіших чинників формування національної свідомості народу. Без знання минулого неможливо точне поняття про сучасне За останні роки сформувався новий образ учителя історії. На наш погляд сучасному вчителю історії мають бути притаманні такі риси: Державницька свідомість.
80992. Поняття та сутність методики навчання історії 31.29 KB
  Метод спосіб досягнення мети розв\'язання конкретного завдання Ефективність і якість навчання історії залежить від того наскільки вчитель володіє методами навчання і застосовує їх на практиці. Початкові елементи методики навчання історії зародилися з введенням викладання предмета як відповідь на практичні питання про цілі викладання про відбір історичного матеріалу якому навчали учнів і прийоми його розкриття. Методика історії як наука пройшла складний шлях розвитку.