19144

Нейтронный цикл в реакторе на тепловых нейтронах. Формула четырех сомножителей. Вероятность избежать резонансного захвата и поглощения в замедлителе

Лекция

Энергетика

Лекция 8. Нейтронный цикл в реакторе на тепловых нейтронах. Формула четырех сомножителей. Вероятность избежать резонансного захвата и поглощения в замедлителе. Оптимальные параметры размножающих сред. Одногрупповая теория критического реактора. Отражатель нейтронов. ...

Русский

2013-07-11

178 KB

35 чел.

Лекция 8. Нейтронный цикл в реакторе на тепловых нейтронах. Формула четырех сомножителей. Вероятность избежать резонансного захвата и поглощения в замедлителе. Оптимальные параметры размножающих сред. Одногрупповая теория критического реактора. Отражатель нейтронов.

8.1. Нейтронный цикл в реакторе на тепловых нейтронах

Реактор на тепловых нейтронах обладает следующими особенностями:

1. Содержит большие количества замедлителя для эффективного уменьшения энергии нейтронов в пределах активной зоны;

2. Большинство делений происходит тепловыми нейтронами;

3. Урановое топливо имеет небольшое обогащение (0,71 – 5 %) по ядрам 235U.

В гомогенном реакторе топливо представляет собой однородную смесь делящегося материала и замедлителя (раствор, расплав и т.п.)

Нейтронный цикл в реакторе на тепловых нейтронах описывает поведение среднего нейтрона, который вызвал деление урана-235 в тепловой области. Рассмотрим основные процессы взаимодействия нейтронов с ядрами среды в бесконечном гомогенном реакторе на тепловых нейтронах. Средняя энергия нейтрона деления около 2 МэВ, но могут появляться нейтроны с энергией в диапазоне от 0,1 до 10 МэВ. Рассмотрим последовательно процесс взаимодействия нейтронов с ядрами среды в различных диапазонах энергии нейтронов.

1) Диапазон 1-10 МэВ (быстрые нейтроны).

Данные нейтроны могут вызвать реакцию деления или реакцию (n, 2n) на ядрах изотопа 238U, которого в тепловом реакторе значительно больше, чем делящегося изотопа 235U. Поэтому, хотя основной процесс в данной области энергий нейтронов – рассеяние нейтронов на ядрах замедлителя, некоторые нейтроны вызывают деление ядер урана и число нейтронов, покидающих диапазон через границу 1 МэВ, может превышать их начальное число в данном диапазоне. Этот эффект можно учесть введя коэффициент размножения на быстрых нейтронах – μ. Вместо одного нейтрона, появившегося в реакции деления, из данного диапазона энергий в следующий диапазон будет перетекать μ нейтронов. Для тепловых реакторов μ = 1.01 - 1.03.

2) Диапазон 1 эВ - 1 МэВ (промежуточные, замедляющиеся, резонансные нейтроны).

В данном диапазоне энергий нейтроны в основном рассеиваются на ядрах замедлителя и постепенно теряют свою энергию. Сечение радиационного захвата на ядрах замедлителя в данном диапазоне очень мало и можно предположить, что нейтроны только рассеиваются. Однако, иногда на их пути встречаются ядра урана. Вероятность столкновения с ядрами урана резко возрастает для нейтронов определенных энергий. Эти энергии называются резонансными, т.к. в сечении радиационного захвата нейтрона изотопом 238U имеются резкие пики (резонансы). Для того, чтобы учесть процесс захвата нейтронов на ядрах урана можно ввести еще один коэффициент – вероятность избежать резонансного захвата – φ. Произведение коэффициентов μ и φ позволяет оценить количество нейтронов, которые достигнут тепловой области энергий.

3) Диапазон 10-5 - 1 эВ (тепловые нейтроны).

В данном диапазоне энергий нейтроны в основном рассеиваются на ядрах замедлителя, но в отличии от предыдущего диапазона, средняя энергия нейтронов не изменяется. В процессе рассеяния энергия нейтрона может, как уменьшать, так и возрастать из-за того, что энергия ядер среды в данном диапазоне становиться сравнимой с энергией налетающего нейтрона. Сечение радиационного захвата ядер замедлителя в тепловой области возрастает и радиационный захват нейтронов на них необходимо учитывать. Для этого можно ввести еще один коэффициент – вероятность избежать поглощения на ядрах замедлителя – θ. Произведение коэффициентов μ, φ и θ позволяет оценить количество нейтронов, которые достигнут тепловой области энергий и поглотятся в топливе.

В тепловой области значительно возрастает сечение деление изотопа 235U. Поэтому, несмотря на то, что ядер данного изотопа значительно меньше, чем ядер других изотопов вероятность взаимодействия нейтронов с ядрами 235U становится значимой. Поглощение на ядрах топлива не всегда будет приводить к делению, т.к. возможна еще реакция радиационного захвата, как на ядрах 238U, так и на ядрах 235U. В лекции 5 для делящихся изотопов была введен параметр η - число вторичных нейтронов при захвате теплового нейтрона. Расширим это понятие на все топливо. Будем считать, что η - число вторичных нейтронов при захвате теплового нейтрона любым изотопом топлива. Значение η зависит от обогащения топлива, но практически не зависит от других характеристик среды. Произведение коэффициентов μ, φ, θ и η позволяет оценить количество нейтронов следующего поколения в системе на один быстрый нейтрон предыдущего поколения.

Основные процессы взаимодействия нейтронов с ядрами среды представлены в таблице 8.1.

Таблица 8.1.

Этап

Процессы

Величины

Рождение нейтронов в результате реакции деления

Замедление в быстрой области энергии

Диффузия при замедлении

Взаимодействие с ядрами урана 238 и замедлителя

- коэффициент размножения на быстрых нейтронов

Замедление в промежуточной области энергии

Диффузия при замедлении

Взаимодействие с ядрами урана 238 и замедлителя

- вероятность избежать поглощения на ядрах урана при замедлении

Диффузия нейтронов в тепловой области

Взаимодействие с ядрами замедлителя

- вероятность избежать поглощения на ядрах замедлителя

Диффузия нейтронов в тепловой области

Взаимодействие с ядрами урана

- число нейтронов на одно поглощение в топливе (уране)

8.2. Формула четырех сомножителей.

Напомним, что коэффициент размножения бесконечной среды (К)  – коэффициент размножения теоретический системы, которая представляет собой пространство, полностью заполненное некоторой средой (гомогенной или гетерогенной). В бесконечной среде отсутствует утечка нейтронов, поэтому коэффициент размножения любой конечной системы, состоящей из данной среды будет меньше, чем коэффициент размножения бесконечной среды. Отсутствие утечки приводит к тому, что нейтроны могут покинуть систему только за счет поглощения на ядрах среды.

Используя рассмотрение нейтронного цикла, можно записать коэффициент размножения бесконечной среды с большим количеством замедлителя в виде произведения соответствующих коэффициентов. Данный подход был развит в сороковые годы XX века и лег в основу первой теории ядерных реакторов. Измеряя или теоретически оценивая соответствующие вероятности можно оценить К различных систем и, как будет показано ниже,  

                                                    (8.1)

Рассмотрим зависимости составляющих формулы (8.1) от двух параметров, которые характеризуют бесконечную гомогенную среду состоящую из уранового топлива и замедлителя. Первый параметр - разбавление (c), второй - обогащение (x).

Разбавление равно отношению количества ядер замедлителя к количеству ядер топлива:

где: ρзам – концентрация ядер замедлителя, ρзам - концентрация ядер топлива.

От значения разбавления сильно зависят коэффициенты φ и θ. Рассмотрим эти зависимости более подробно.

8.3. Вероятность избежать резонансного захвата.

В случае отсутствия замедлителя вероятность избежать резонансного захвата будет небольшой, т.к. ступенька замедления на тяжелых ядрах небольшая и многие нейтроны при замедлении будут иметь энергию вблизи резонансов 238U и активно поглощаться этими ядрами. Из-за этого К природного урана значительно меньше 1. При увеличении разбавления φ должна возрастать. Чем больше ядер замедлителя по сравнению с ядрами топлива, тем чаще происходят столкновения нейтронов с ядрами замедлителя и тем больше вероятность «проскочить» резонансную область без столкновения с ядрами урана. При бесконечном разбавлении вероятность избежать резонансного захвата будет равна 1.

Для оценки значения φ при конкретном значении разбавления в гомогенной среде можно использовать следующую формулу:

где:   - ядерная плотность резонансного поглотителя;

  - эффективный резонансный интеграл в смеси;

  - замедляющая способность смеси.

От разбавления зависят значения  и . Расчет значения φ представляет сложную задачу и не входит в рассмотрение настоящего курса.

8.4. Вероятность избежать поглощения на ядрах замедлителя.

В случае отсутствия замедлителя вероятность избежать поглощения на его ядрах будет равна 1. При увеличении разбавления θ должна уменьшаться. Чем больше ядер замедлителя по сравнению с ядрами топлива, тем чаще происходят столкновения нейтронов с ядрами замедлителя и тем больше вероятность поглощения нейтронов на этих ядрах в тепловой области. При бесконечном разбавлении вероятность избежать поглощения на ядрах замедлителя будет равна нулю, т.к. рано или поздно произойдет захват нейтрона ядром замедлителя. Следует отметить, что вероятность избежать поглощения на ядрах замедлителя равна вероятности поглотиться в тепловой области на ядрах топлива. Поэтому для оценки значения θ при конкретном значении разбавления в гомогенной среде можно использовать следующую формулу:

где:  ,  - макроскопическое сечение поглощения в тепловой области энергий на ядрах топлива и замедлителя соответственно.

Коэффициент использования тепловых нейтронов η равен числу нейтронов деления (следующее поколение), которые появятся на один захват нейтрона ядром топлива. Коэффициент η не зависит от разбавления. В лекции 5 была рассмотрена данная величина для делящихся изотопов. В случае смеси изотопов захват нейтронов может произойти на различных изотопах топлива, поэтому соответствующую формулу следует записать в виде:

где:  ,  - макроскопические сечения деления и поглощения в тепловой области энергий на ядрах топлива.

8.5. Оптимальные параметры гомогенных размножающих сред (уран природный – замедлитель)

Как было отмечено выше, коэффициент размножения бесконечной среды можно представить в виде произведения четырех сомножителей. Два сомножителя μ и η практически не зависят от разбавления. Два других φ и θ зависят от разбавления таким образом, что φ возрастает с увеличением разбавления, а θ уменьшается. Можно предположить, что при определенном значении разбавления (параметр - с) коэффициент размножения будет иметь максимальное значение. Данное значение параметра сопт будем называть оптимальным значением параметра или оптимальным разбавлением.

Различные смеси замедлителей и топлив будут иметь различные оптимальные параметры. В таблице 8.2 приведены значения оптимальных разбавлений и соответствующие им коэффициенты размножения бесконечных сред. Из таблицы 8.2 видно, что гомогенная критический реактор можно построить только на основе из смеси природного урана и тяжелой воды.

Таблица 8.2.

Оптимальные параметры гомогенных размножающих сред

(уран природный – замедлитель)

Замедлитель

С=Nзам/NU

H2O

2,5

0,84

D2O

167

1,14

C

452

0,85

В заключение настоящего раздела следует отметить, что в гетерогенных средах оптимальные параметры будут другими, т.к. одного значения разбавления уже не достаточно для описания среды. При рассмотрении гетерогенных сред необходимо учитывать размеры топливных блоков и их взаимное расположение в пространстве замедлителя. Из-за этого расчет оптимальных параметров гетерогенной среды представляет более сложную задачу, чем аналогичный расчет гомогенной среды.

8.6. Одногрупповая теория критического реактора

Интегро-дифференциальное уравнение переноса

(Баланс нейтронов в единице фазового объема)

источник рассеяния

источник деления

внешний источник

Условно-критическое уравнение диффузии

Введение Кэфф позволяет от нестационарной задачи перейти к рассмотрению стационарной задачи

источник рассеяния

источник деления

Одногрупповое критическое уравнение диффузии

 =>   

Определение критических размеров размножающих сред

Среда с размножающими свойствами

- материальный параметр. Зависит только от свойств среды

Граничные условия

1) Уравнение однородно относительно потока нейтронов, поэтому решая данное уравнение решение получается с точностью до постоянного множителя.

2) Постановка граничных условий приводит к задаче Штурма-Лиувилля. Граничные условия могут удовлетворяться только при определенных размерах системы

3) Возможны две постановки задачи о нахождении критических размеров:

  •  известны свойства среды и нужно определить критические размеры в определенной геометрии
  •  известны размеры системы и нужно определить свойства среды

Плоская геометрия

Сферическая геометрия

 

Цилиндрическая геометрия

 

Таблица 8.3.

Параметры критических сфер из делящихся материалов.

Изотоп

Критическая масса, кг

Радиус сферы, см

235U

48

8,5

233U

16

6

239Pu

17

6

8.7. Отражатель нейтронов

Условие критичности реактора с отражателем:

Kэф=K - идеальный отражатель.

H – толщина активной зоны.

Δ – толщина отражателя.

χ2, D1,L12 – параметры акивной зоны.

L22, D2 – параметры отражателя.

Активная зона:

Отражатель:

Условие сшивки:

- Условие критичности

- в отсутствии отражателя (Δ=0)

- добавка отажателя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54413. Лікарські рослини у житті людини. Збирання і заготівля лікарських рослин 79.5 KB
  Мета: розширити знання учнів про лікарські рослини їх значення в житті людини формувати в учнів вміння і навички збору лікарських рослин їх зберігання. Обладнання: таблиці; гербарні екземпляри різних лікарських рослин дидактичний матеріал книги: Травы дарующие здоровье лікарські трави. Основні терміни і поняття: лікарські рослини фармакологія хімікофармацевтична промисловість.
54414. ВИКОРИСТАННЯ МУЛЬТИМЕДІЙНИХ ЗАСОБІВ НАВЧАННЯ НА УРОКАХ ФІЗИКИ 946 KB
  Мета: –навчити використанню операторів циклу при опрацюванні результатів лабораторної роботи Визначення модуля пружності гуми; –розвити навики роботи у середовищі Turbo Pscl; –виробляти вміння узагальнювати вивчений матеріал; –виховувати в учнів уважність та відповідальність при виконанні завдань. Організаційний момент Викреслення мети основних завдань уроку ознайомлення з обладнанням необхідним для проведення лабораторної роботи та опрацювання результатів вимірювань. Виконання лабораторної роботи. Для виконання лабораторної...
54415. Модульное обучение на уроках химии 38.5 KB
  Она позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс обеспечить его целостность в реализации целей обучения развития познавательной и личностной сферы учащихся. Данная технология основывается на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной научнопопулярной и справочной литературой в результате обучения. Важным достоинством данной технологии обучения является ее интеграционное качество ибо модуль как целостное единство содержания и технологии его изучения реализуется через комплекс технологий...
54416. Мохоподібні: будова, різноманітність, значення в природі та житті людини 1.32 MB
  Навчальна: ознайомити учнів з характерними рисами мохоподібних, особливостями розмноження, їхнім значенням у природі та господарстві людини. Розвиваюча: розвивати логічне та біологічне мислення, вміння працювати з дидактичним матеріалом, малюнками, схемами, таблицями, аналізувати спостереження та робити висновки. Виховна: сприяти формуванню основних уявлень про наукове пізнання світу, розвитку інтересу до вивчення природи; виховувати в учнів уміння слухати, культуру мови та спілкування.
54417. Молодь за здорове майбутнє. Виховний захід 41 KB
  Епіграф: Немає друга рівного здоров’ю; Немає ворога рівного хворобі Давньоіндійське прислів’я Обладнання: комп’ютер мультимедійний проектор екран плакати з написами Хід заходу Вихователь. Люди кажуть один одному при зустрічі: Доброго Вам здоров’я. Вони бажають один одному здоров’я.
54418. ІННОВАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ ВИЯВЛЕННЯ, НАВЧАННЯ І ПІДТРИМКИ РОЗВИТКУ ОБДАРОВАНОЇ МОЛОДІ 367 KB
  Профільне навчання в сучасній школі як технологічне рішення по створенню розвивального середовища для обдарованої молоді. Теоретичний аналіз світового досвіду профільної диференціації навчання.Сутність мета і принципи профільного навчання.
54419. Молюски 137.5 KB
  Мета: перевірити та узагальнити знання учнів з теми, сприяти застосуванню теоретичного матеріалу, виховувати вміння звертатися до свого досвіду, розвивати творчу активність, пізнавальні інтереси учнів, продовжувати формувати вміння працювати з роздатковим матеріалом, додатковою літературою, порівнювати, узагальнювати, робити висновки.
54420. Тип Молюски 377 KB
  Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения и физиологии моллюсков разных классов в связи с образом жизни их значении в экосистемах и для человека ; Развивать интеллектуальные и умственные способности: умения анализировать сравнивать логически мыслить делать выводы; Воспитывать бережное отношение к природе развивать экологическое мышление; формировать культуру общения поддерживать психологический микроклимат доверия толерантного отношения друг к другу. Учащиеся должны знать: Общие признаки...
54421. Money 147.5 KB
  So, we need many things to be happy and one of them is money . Today we are going to talk about money and everything connected with it. You know how important money is in our life. Practically all our life is based on money. The majority of relations in the modern world are based on money.