19188

Моделирование процессов производства твэлов и ТВС по методу IDEF3 в среде Bpwin

Лекция

Энергетика

ЛЕКЦИЯ 23 Моделирование процессов производства твэлов и ТВС по методу IDEF3 в среде Bpwin Для оптимизации последовательности и времени выполнения технологических операций широко применяются методы сетевого планирования. В настоящее время известны программные продукты...

Русский

2013-07-11

20.05 MB

7 чел.

ЛЕКЦИЯ 23

Моделирование процессов производства твэлов и ТВС по методу IDEF3 в среде Bpwin

Для оптимизации последовательности и времени выполнения технологических операций широко применяются методы сетевого планирования. В настоящее время известны программные продукты, которые можно использовать для организации и планирования сложных процессов производства с наличием большого количества разветвлений.

Для проведения анализа и реорганизации бизнес-процессов фирма Computer Associated предлагает САSE — средство верхнего уровня,  среду ВРwin, поддерживающую методологии IDEFO (функциональная модель), IDEF3 (Work Flow Diagram и DFD (Data Flow Diagram). Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес-процессов на предприятии (так называемая модель ASIS) и идеального положения вещей — того, к чему нужно стремиться (модель ТО–ВЕ). Методология IDEFO предписывает построение иерархической системы диаграмм — единичных описаний фрагментов системы. Сначала проводится описание системы в целом и ее взаимодействия с окружающей средой (контекстная диаграмма), после чего проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени детальности. После каждого сеанса декомпозиции проводится сеанс экспертизы, каждая диаграмма проверяется экспертами предметной области, представителями заказчика, людьми, непосредственно участвующими в бизнес-процессе. Такая технология позволяет построить модель, адекватную предметной области на всех уровнях абстрагирования. Если в процессе моделирования нужно осветить специфические стороны технологии предприятия, ВРwin позволяет переключиться на любой ветви модели на нотацию IDEF3 или DFD и создать смешанную модель. Нотация DFD включает такие понятия, как внешняя ссылка и хранилище данных, что делает ее более удобной (по сравнению с  IDEF0) для моделирования документооборота [1-6]. Методология IDEF3 включает элемент «перекресток», что позволяет описать логику взаимодействия компонентов системы.

1. Знакомство со средой ВРwin 

1.1. Элементы рабочей среды ВРwin

Рабочая среда ВРwin состоит из следующих компонентов (рис.1):

  •  меню;
  •  панели инструментов;
  •  дерево модели;
  •  рабочая область;
  •  строка статуса.

Рис.1. Компоненты ВРwin

1.2. Дерево модели

Дерево модели имеет три режима отображения. Рассмотрим первые два режима: дерево действий/функций и дерево диаграмм.

Дерево действий/функций (рис.2) позволяет отображать нужные функции/действия диаграмм модели в рабочей области, просто выбирая путем щелчка клавишей мыши (здесь и далее по .умолчанию подразумевается использование левой клавиши мыши) соответствующие действия в дереве.

Дерево диаграмм (рис.3) позволяет перемещаться по диаграммам модели, выбирая нужную диаграмму в дереве.

Рис.2. Дерево моделей

Рис.3. Дерево диаграмм

Рис.4. Панели инструментов

2. Описание исходных данных примера

Построим для примера модель процесса производства ТВС для реакторов типа ВВЭР.

Примем в качестве исходных данных следующую информацию: название процесса:

Производить ТВС для реакторов типа ВВЭР название проекта:

Производство ТВС процесс состоит их следующих действий (см. Рис.3 лекции 21):

  •  комплектовать ТВС твэлами, заправленными топливом;
  •  монтировать ТВС;
  •  контролировать параметры и качество ТВС;
  •  складировать и хранить ТВС.

3. Построение модели

3.1. Запустите программу ВРwin  дважды щелкнув мышью на ярлыке ВРwin  4.0, находящемся на рабочем столе (рис.5).

3.2.Создайте модель, для чего выберите New в меню Fail. В появившемся диалоге (рис.6) выберите действие: Сгеаtе Model, тип модели: Ргосе Flow IDEF3 и введите название модели в поле Name: «Производство ТВС».

3.3. Нажмите ОК. Введите свое имя в соответствующем поле диалога (рис.7).

3.4.Нажмите ОК. В рабочей области появилась чистая контекстная диаграмма (рис.8)

Рис.5.

Рис.7. Название модели и автор

Рис.8. Контекстная диаграмма

3.5. Присвойте контекстному блоку имя. Название процесса, указанное в исходных данных, является именем контекстного блока. Наведите указатель мыши на контекстный блок и щелкните правой клавишей (рис.9). Выберите в появившемся контекстном меню Name. Напишите имя «действия»: «Производить ТВ С для реакторов типа ВВЭР».

3.6. Нажмите ОК. Контекстный блок приобрел имя. Теперь вы можете переместить блок и изменить его размер. Чтобы изменить размер блока, поставьте курсор мыши на угол прямоугольника, нажмите клавишу и перетащите его, чтобы он достиг желаемого раз
мера, отпустите клавишу (рис.10).

Рис.9.

Рис.10

3.7. Теперь можно декомпозировать контекстный блок в диаграмму нижнего уровня. Диаграмма будет содержать четыре действия, указанные в исходных данных. Чтобы создать диаграмму декомпозиции, выберите блок, который необходимо декомпозировать и нажмите кнопку «переход к дочерней диаграмме» на панели инструментов. На появившемся диалоге задайте количество действий - 4, которые появятся на диаграмме декомпозиции (рис.11).

Рис.11.

3.8. Нажмите ОК. Получите диаграмму декомпозиции с заданным количеством блоков. В нижней части диаграммы появилось название декомпозированного блока (рис.11).

3.9. При корректировке и дополнении диаграммы часто возникает необходимость удалить ненужные действия или добавить недостающие. Для того чтобы удалить действие с диаграммы, выделите его, а затем нажмите клавишу Delete на клавиатуре. Удалите
действие 1.1.5, показанное на рис.12.

Рис.12

3.10. Для того чтобы поместить на диаграмму новое действие, нажмите на панели инструментов кнопку «Режим добавления действий», а затем установите указатель мыши в то место, куда нужно поместить блок. Обратите внимание, что действие с номером 1.1.5 уже не может использоваться в этой модели. Выключите режим построения действий, нажав на кнопку «Режим выбора объектов» панели инструментов.

3.11. Основываясь на исходных данных, присвойте действиям имена (рис.13). Для того вызовите описанным ранее способом свойства каждого действия и заполните соответствующие поля. В случае, если текст названий не помещается в блоки, измените раз
мер блоков.

Рис.13

3.13. Осуществите декомпозицию блока 1.1.2 «Комплектовать ТВС», как это было описано в п. 3.8. На схеме декомпозиции разместим девять дочерних блоков и начнем связывание блоков действий в процесс. Для этого необходимо добавить на диаграмму перекрестки.

Для того чтобы добавить на диаграмму перекресток, нажмите на кнопку «Режим добавления перекрестков», а затем щелкните на том месте, куда нужно поместить перекресток. Появится диалог выбора типа перекрестка.

Выберите тип синхронного перекрестка «И», нажав на кнопку «Добавление перекрестков». На диаграмме появился соответствующий перекресток. Если необходимо, можно переместить перекресток в нужное место рабочего пространства диаграммы. Выключите режим построения перекрестков.

На диаграмме необходимо построить два перекрестка, с помощью которых будет реализовано ожидание выполнения параллельно запущенных процессов.

3.14. Постройте связи между действиями 6.1.9 — 6.1.17 и перекрестками J1, J2.

Соедините действие и перекресток, для этого нажмите на панели инструментов на кнопку , подведите указатель мыши к нижней части блока так, чтобы появился закрашенный треугольник, как показано на рис.14.

Рис.14

Щелкните левой клавишей мыши на обозначение действия.

Появилась линия, идущая от нижнего края блока. Подтяните линию к верхнему краю перекрестка, при этом на перекрестке должен появиться закрашенный треугольник. Щелкните мышью. Выключите режим построения стрелок.

Чтобы переместить стрелку вдоль блока, поставьте курсор мыши на линию и тяните. Когда стрелка примет желаемый вид, отпустите кнопку мыши. В данном случае применяются синхронные перекрестки типа «И», так как исполнение нескольких блоков должно происходить одновременно. Достройте остальные связи в соответствии с рис.15.

Рис.15.

3.15. Для того чтобы построить связь между границей диаграммы и ее элементом, включите режим построения связей. Подведите указатель мыши к нужной границе диаграммы так, чтобы появилось ее выделение, и щелкните клавишей мыши. Описанным ранее способом присоедините стрелку к нужному элементу диаграммы.

Достройте остальные связи диаграммы.

Прокомментируем работу перекрестков. Для этого добавьте на диаграмму ссылки. Чтобы добавить ссылку на диаграмму, включите режим построения ссылок кнопкой R на панели инструментов, а затем поместите указатель и щелкните клавишей мыши на то место, куда нужно поместить ссылку. Появится диалог описания ссылки. В верхнем поле можно выбрать ранее введенное, но не используемое на данный момент, название ссылки. Введите в нижнее поле название создаваемого элемента. Нажмите ОК. Измените размер графического элемента «Ссылка» так, что бы текст помещался в соответствующем поле. При необходимости перегруппируйте элементы.

3.16. Переключите тип начертания связей  в состояние простой линии, выбрав пункт Model, тип связи — Referent.

3.17. Соедините стрелкой ссылку и перекресток ранее описанным способом с направлением от перекрестка.

3.18. Достройте диаграмму в соответствии с рис.16.

Рис.16.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82216. Давайте жить мирно! 58.5 KB
  Внекласное мероприятие Давайте жить мирно проведённое в международный День мира направлено на формирование у учащихся чувства сострадания и отвращения к жестокости к жестоким историческим фрагментам во всем мире; на обучение осознанию своей ответственности за процесс обеспечения мира на всей планете.
82217. ДЕНЬ ПРАЦІВНИКА ОСВІТИ 1.09 MB
  Ведучий: Красива осінь вишиває клени, а перший день жовтня дарує нам тепле і радісне свято - День працівника освіти. Викладач... Одна з найважливіших професій. Вона – для обраних. Ви щодня стоїте перед прицілом сотень допитлитвих очей, палите, як хмиз, нерви, і все ж ведете нас на вищі сходинки пізнання.
82218. Воздух – среда нашего обитания 944.87 KB
  Цели: Практическая – учить использовать разные источники, в том числе Интернет (электронные словари и энциклопедии)для поиска необходимой информации. Совершенствовать навыки практической работы с лабораторным оборудованием.
82219. Дружба. Друг, товариш, приятель 1.47 MB
  Передаючи мікрофон діти по черзі висловлюють свою думку на рахунок даного запитання кожен з них виокремлює по одній рисі характеру що притаманна другові. А як на вашу думку хто з казкових чи мультиплікаційних героїв є прикладом справжнього другадіти висловлюють власні припущення.
82220. Хліб – не просто їжа 273 KB
  Запитання: то з яким продуктом харчування ми зустрічаємося кожен день Сьогодні ми поговоримо з вами про найдорожче золото на землі хліб. Коли ж хліб вперше прийшов на стіл до людини Вченіархеологи різних країн світу після вивчення багатьох матеріалів підтвердили що першою хлібною рослиною треба вважати не жито і пшеницю а дуб.
82221. Еврика! Інтелектуальна гра у 10-11 класах 43 KB
  Як називається число при якому значення многочленна дорівнює нулю Які квадратні рівняння можна швидко розвязати за допомогою теореми Вієта Назвіть відомі Вам способи розвязування систем лінійних рівнянь Як називається графік квадратичної функції Коли дріб дорівнює нулю...
82222. Інтелект-шоу «ЕОМ – Еврика» 4.78 MB
  Головна мета нашого інтелект-шоу – розвинути пізнавальну діяльність учнів у області інформатики та інших предметів, знання яких необхідні при вивченні предмету, надати учням можливість продемонструвати ці знання, свою ерудицію та захоплення.
82223. Проведення реєстрації осіб, які виявили бажання пройти зовнішнє незалежне оцінювання. Робота з програмою створення заяви-реєстраційної картки 206.5 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів з порядком реєстрації на зовнішнє незалежне оцінювання, навчити учнів користуватися програмою реєстрації на ЗНО, ознайомити учнів з правами та обов’язками осіб, які бажають взяти участь у ЗНО, розвивати в учнів самостійність, виховувати в учнів почуття відповідальності.
82224. Урок-тренинг «Здоровый образ жизни» 176.5 KB
  Нам всегда не хватает времени поговорить о наболевших вопросах поэтому сегодня в кругу друзей мы хотим поговорить о здоровом образе жизни. Упражнение От чего зависит здоровье Цель: определить что собственное поведение образ жизни является главнейшим фактором влияющим на здоровье человека.