19201

Магнитные масс-анализаторы. Понятие разрешения по массам. Квадрупольные масс-анализаторы

Лекция

Производство и промышленные технологии

Лекция 13 Магнитные массанализаторы. Понятие разрешения по массам. Квадрупольные массанализаторы. Для выделения из ионного пучка ионов нужной массы используются массанализаторы массспектрометры. Наиболее часто в установках элементного анализа применяются магнит...

Русский

2013-07-11

155.5 KB

11 чел.

Лекция 13

Магнитные масс-анализаторы. Понятие разрешения по массам. Квадрупольные масс-анализаторы.

Для выделения из ионного пучка ионов нужной массы используются масс-анализаторы (масс-спектрометры). Наиболее часто в установках элементного анализа применяются магнитные и квадрупольные масс-анализаторы.

В магнитном масс-анализаторе разделение по массам происходит в магнитном поле, перпендикулярном плоскости движения ионного пучка. В магнитном поле с индукцией В на ион с кратностью заряда qi действует сила Лорентца qie[vB]/c = qievB/c, поэтому ион массы mi будет двигаться по окружности, радиус R которой определяется из условия

.

Следовательно,

.   (13.1)

Если напряжение на ионном источнике U0, то энергия ионов в пучке независимо от их массы равна qieЕ, поэтому выражение (13.1) можно записать в виде

(13.2)

где R – в см, В – Гс, М – в атомных единицах массы, U0 – в В.

Если В и U0const, то ионы разных масс (более точно с разными значениями mi /qi ) будут двигаться по окружностям разного радиуса. Поставив на их пути приемник ионов в виде, например, фотопластинки, мы получим масс-спектрограф. Зная В, U0 и определив геометрии эксперимента радиусы, по которым двигались ионы, можно определить их массы.

Если менять индукцию магнитного поля В, то по одному и тому же радиусу, который принято называть радиусом магнита, можно будет провести ионы с разными значениями mi /qi и таким образом определить массу ионов. Разной кратности заряда ионов одной и той же массы будут отвечать магнитные индукции Вi и Вi2. На этом принципе действуют все т.н. статические масс-анализаторы или масс-спектрометры, принцип действия которых проиллюстрирован на рис. 13.1. На рисунке красная линия - траектория иона, масса которого удовлетворяет уравнению (13.2), черная линия траектория ионов другой массы. Так как магнитная индукция магнита масс-анализатора должна меняться, то в масс-анализаторах используются электромагниты.

Пусть на вход электромагнита поступают однократно заряженные ионы (q = 1) ионы массой m1 и m2, ускоренные одной и той же разностью потенциалов. Тогда, если масс-анализатор настроен на пропускание ионов m1, то индукция магнитного поля

.

Ионы массы m2 будут при этом двигаться по радиусу

,

который будет отличаться от радиуса поворота данного электромагнита R на величину

.    (13.3)

С величиной R связано такое понятие, как разрешение электромагнита по массам. Так как на выходе магнита стоит диафрагма, имеющая конечную ширину щели, то, приняв эту полуширину этой щели d за R, из (13.3) получим условие

откуда, вычтя из обоих сторон 1, получим

.

Дробь, стоящую в левой части этого равенства, можно рассматривать как М/М, где М – масса, на которую настроен магнит, М – ближайшая к М масса, ионы которой не пройдут через электромагнит (попадут на край щели выходной диафрагмы). Величина, обратная этому отношению называется разрешение масс-анализатора по массам RМ.

В реальных масс-анализаторах на вход электромагнита поступает ионный пучок, имеющий некоторую угловую расходимость, кроме того, входная диафрагма магнита тоже имеет конечную ширину, поэтому радиус окружности, по которой будет двигаться ион при фиксированном В будет отличаться от значения R, вычисленного по формуле (13.2). Поэтому геометрия магнитного поля масс-анализатора должна обеспечить также фокусировку, т.е. свести ионы одной и той же массы в малое пятно на выходе из электромагнита. Для реализации подобной фокусировки используется магнитной поле специальной геометрии, которое создается геометрией полюсных накладок электромагнита.

Естественно, в этом случае для разрешения по массам получится более сложное выражение, чем полученная выше. Однако общая картина останется прежней: разрешение по массам определяется геометрией электромагнита (радиус магнита, ширина щелей входной и выходной диафрагмы), т.е. для конкретного электромагнита RМ константа, не зависящая от того, какие ионы проходят через него.

На рис. 13.2 для примера приведен масс-спектр ионов изотопов свинца, представляющий собой зависимость ионного тока в детектор, установленный за выходной щелью электромагнита, от массы ионов. В эксперименте измеряется зависимость от индукции магнитного поля, которая затем в соответствие с формулой (13.2) пересчитывается в массу ионов. Из приведенного масс-спектра видно, что данный электромагнит способен разделить ионы изотопов свинца.

       Рис. 13.2

На основании измеренных масс-спектров вводится альтернативное определение разрешения по массам, как отношение массы иона к ширине δm пика (в единицах массы) на полувысоте пика. Для электромагнита, с помощью которого снят данный спектр RМ = 380.

Используется следующая классификация масс-анализаторов в соответствие с их разрешением по массам. Масс-анализатор с RМ до 102 имеет низкое разрешение, с RМ = 102-103 — среднее, с RМ = 103-104 — высокое, с RМ > 104— очень высокое.

Конструкция квадрупольного масс-анализатора приведена на рис.13.3.

Рис. 13.3

В квадрупольном масс-спектрометре разделение ионов осуществляется в поперечном электрическом поле с гиперболическим распределением потенциала. Поле создаётся квадрупольным конденсатором (квадруполем), состоящим из четырёх стержней круглого или квадратного поперечного сечения, расположенных симметрично относительно центральной оси и параллельно ей. Противолежащие стержни соединены попарно, и между парами приложены постоянная и переменная высокочастотная разности потенциалов. Пучок ионов вводится в анализатор вдоль оси квадруполя через отверстие 1. При фиксированных значениях частоты ω и амплитуды переменного напряжения U0 только у ионов с определённым значением m/q амплитуда колебаний в направлении, поперечном оси анализатора, не превышает расстояния между стержнями. Такие ионы за счёт начальной скорости проходят через анализатор и, выходя из него через выходное отверстие 2, регистрируются, попадая на коллектор ионов.

Можно провести следующую механическую аналогию прохождения ионов через квадрупольный масс-анализатор. Представим катящийся по инерции вдоль образующей цилиндра шарик. Если на него не действуют никакие силы, то он скатится с образующей цилиндра. Если же его слегка подтолкнуть в момент скатывания, то шарик вернется наверх и начнет скатываться в другую сторону. Толчок с этой стороны снова перебросит шарик на другую сторону и т.д. Для шарика заданной массы можно подобрать силу и периодичность толчков таким образом, что шарик будет катиться по образующей цилиндра бесконечно долго.

В квадрупольном масс-анализаторе режим развертки по массам осуществляется синхронным увеличением амплитуд постоянного и переменного напряжений, частота при этом не меняется. Современные квадрупольные масс-анализаторы обладают высоким разрешением по массам ~ 103 при длине стержней от 150 до 250 мм и рабочих частотах ~ МГц.

Квадрупольные масс-анализаторы в настоящее время все более вытесняют электромагнитные в установках элементного анализа. Связано это с тем, что при высоком разрешении по массам конструктивно они намного проще (соответственно, дешевле) электромагнитных масс-анализаторов. Кроме того, важным достоинством этого типа масс-анализаторов является отсутствие инерционных элементов, что позволяет осуществлять быстрое сканирование спектра, что, в принципе, недоступно электромагнитным масс-анализаторам.

Другие масс-анализаторы, в частности, времяпролетные в настоящее время применения методах анализа не находят.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66945. ПРОЩАВАЙ, БУКВАРИКУ, НАШ РОЗУМНИЙ ДРУЖЕ! МИ ТОБІ, БУКВАРИКУ, ДЯКУЄМО ДУЖЕ! 153 KB
  Мета. Узагальнити і систематизувати знання учнів з навчання грамоти, розвивати мовлення, логічне мислення, вміння читати, спостережливість, увагу,допитливість. Виховувати повагу один до одного, інтерес до навчання. Під музику до зали заходять діти.
66946. Праздник букваря 64.37 KB
  Учитель: Сегодня мы собрались, чтоб отметить первую маленькую победу в вашей жизни. Вы закончили знакомство с алфавитом, гласными и согласными звуками, научились складывать буквы в слоги, слоги - в слова, слова в предложения. Научились читать и писать.
66947. Свято Букваря 148 KB
  Дорогі діти, шановні батьки і гості. Сьогодні урочисте Свято Букваря. Ще вчора наші першокласники перегорнули останню сторінку цієї книги вони закінчили знайомитись з літерами. Сьогодні ми святкуємо першу перемогу наших наймолодших школярів.
66948. Свято Букварика 49 KB
  Ясне сонечко проміння Посилає щедро в клас Це воно напевно знає Що сьогодні свято в нас 2 учень В першім класі урочистий День прощання з Букварем. Пригадайно як колись ти Був маленьким школярем 3 учень Є святкових днів багато На листках календаря А між ними й наше свято вшанування Букваря...
66949. Прощание с Букварем 98.5 KB
  Оформление: сцена в актовом зале празднично украшена плакатами с изображением сказочных героев, буквами русского алфавита, шарами, гирляндами «Прощай, школа», «Здравствуй, лето!», выставка книг. До начала праздника звучат детские песни. Затем раздается звуковой сигнал. Выходит ведущая.
66950. Букварю 436 років 167 KB
  Діти повинні відгадати назви цих казок користуючись допомогою залу і викласти аркуші за кольорами веселки від червоного до фіолетового Діти: А де ж вона Тут лиш шматочки Казкар: У цьому дітки й заморочка Пісня 3. Діти відгадують назви казок та викладають стежку...
66951. Чари кохання (літературний вечір за інтимною лірикою Т.Шевченка, Лесі Українки, І.Франка, Л.Костенко, В.Симоненка) 52.5 KB
  Мета: - поширити знання учнів про інтимну лірику, розкрити світ почуттів і пристрастей, створений поетичним словом великих майстрів; - розвивати творчі здібності учнів; - виховувати інтерес до поетичної творчості письменників; чистоту й благородство почуттів.
66952. Чарівний світ недосяжних романтичних мрій 61 KB
  Мета проекту Дослідити яскраве явище культури романтизм та визначити причини його виникнення. Ідея проекту Представники романтичного стилю XIX ст. Завдання проекту: Досліджувати мистецькі твори романтичного напрямку; Знайти видові романтичні паралелізмі в мистецтві...
66953. «Чашка, повна благодаті» Напої здоров’я. Чай 82 KB
  Мета: розширення кругозору учнів про чай як про напій здоров’я, що є складовою частиною культури харчування, познайомити з цілющими властивостями чаю, географією чаю, секретами заварювання, утвердження здорового способу життя.