19204

Основные понятия вакуумной техники. Длина свободного пробега ионов при различных давлениях. Адсорбция остаточных газов на поверхности образца

Лекция

Производство и промышленные технологии

Лекция 16 Основные понятия вакуумной техники. Длина свободного пробега ионов при различных давлениях. Адсорбция остаточных газов на поверхности образца. Методы очистки поверхности. Состояние разреженного газа при давлении ниже атмосферного принято называть вакуумом....

Русский

2013-07-11

123 KB

19 чел.

Лекция 16

Основные понятия вакуумной техники. Длина свободного пробега ионов при различных давлениях. Адсорбция остаточных газов на поверхности образца. Методы очистки поверхности.

Состояние разреженного газа при давлении ниже атмосферного принято называть вакуумом. Количественной характеристикой состояния является давление р, единицей измерения которого служит паскаль (Па). В вакуумной технике в настоящее время также используются приборы, проградуированные в других единицах. Перевод различных единиц давления приведен в табл.16.1.

Таблица 16.1

Па

мбар

атм

Тор (мм рт. ст.)

Па

1

10-2

9,8710-6

7,510-3

мбар

102

1

9,8710-4

0,75

атм

101325

1013,25

1

760

Тор (мм рт. ст.)

133,32

1,3332

1,3210-3

1

В зависимости от давления вводятся следующие градации вакуума:

  •  низкий вакуум – 105  р  100 Па;
  •  средний вакуум – 100  р  0,1 Па;
  •  высокий вакуум – 0,1  р  10-5 Па;
  •  сверхвысокий вакуум – р  10-5 Па.

После откачки вакуумной камеры до предельного давления, определяемого типом откачного оборудования (вакуумных насосов) и конструкцией самой вакуумной камеры, оставшиеся в ней газы принято называть остаточным газом. Необходимо иметь в виду, что любые вакуумные насосы обладают т.н. селективностью откачки – лучше откачивают одни газы и хуже другие. Поэтому состав остаточного газа, во-первых, зависит от того какой тип вакуумных насос используется и, во-вторых, как правило (в случае откачки до высокого вакуума и ниже – всегда), отличается от состава атмосферы. Напомню, что состав атмосферы следующий: азот – 78%, кислород – 20%, аргон – 0,93%, на остальные газы (CO2, Ne, He, CH4, H2) приходится чуть больше 1%. В случае откачки до высокого вакуума основным компонентом является водяной пар, а в сверхвысоком – водород и гелий.

Остаточный газ, находящийся в вакуумной камере, подчиняется универсальному газовому закону

pV = NkBT,

где N – число молекул (атомов) газа в объеме V, при абсолютной температура Т и давлении p.

В соответствие с этим законом, в 1 м3 при давлении 1 Па и температуре 300 К содержится 2,41020 молекул/атомов. Соответственно в 1 см3 – 2,41014, а при давлении 1 Тор – 3,21016. Используя эти значения, легко определить количество молекул/атомов в единице объема при других давлениях. Например, при p = 10-6 Па в 1см3 содержится 2,4108 молекул/атомов, а при p = 10-6 Тор в 1см3 содержится 3,21010 молекул/атомов.

Наличие остаточного газа в вакуумной камере, в которой распространяется ионный или электронный пучок приводит к рассеянию пучка на атомах остаточных газов. Оценим, при каком давлении этот процесс будет оказывать существенное влияние на распространение ионного пучка.

Длина свободного пробега иона между столкновениями с атомами остаточного газа определяется по стандартному выражению

= 1/N,

где  сечение взаимодействия.

Для оценки в качестве возьмем сечение абсолютно упругих шаров: = d2/4 и d = 5 Å. При давлении 10-6 Тор N = 3,21010 атомов/см3, следовательно, длина свободного пробега иона между соударениями с атомами остаточного газа = 4103 см = 40 м.

Помимо процесса рассеяния имеет место также перезарядка иона на атоме остаточного газа за счет захвата электрона атома, с которым взаимодействует ион. Сечение этого процесса ~ 10-15 см2, т.е. того же порядка, что и рассмотренное выше сечение столкновения, поэтому длина свободного пробега иона до перезарядки при том же давлении порядка десятка метров.

Таким образом, для распространения ионного пучка не требуется сверхвысокий вакуум.

Рассмотрим, как наличие остаточного газа влияет на состояние поверхности образца.

Поверхность образца непрерывно бомбардируется атомами/молекулами остаточного газа с плотностью потока

,

где   средняя скорость атомов/молекул остаточного газа.

Если функция распределения атомов/молекул остаточного газа есть f(v), то

.

Для газа f(v) распределение Максвелла, поэтому

и

.

Следовательно, плотность потока остаточных газов, бомбардирующих поверхность образца

(16.1)

Бомбардировка поверхности образца атомами/молекулами остаточного газа приводит к загрязнению поверхности за счет адсорбции ("прилипания" атома/молекулы к поверхности). Скорость адсорбции (количество адсорбированных атомов/молекул в единицу времени на единичной площади) имеет вид

,

где А – коэффициент адсорбции (коэффициент прилипания) который для разных газов и разных поверхностей может меняться от 0 до 1. Если А  А(t), то NA = jАt.

Оценим время налипания монослоя водяного пара (M = 20) при давлении в вакуумной камере 10-6 Тор. При таком давлении парциальное давление водяного пара ~ 0,25p = 2,510-7 Тор. Будем считать, что коэффициент адсорбции не зависит от времени, и возьмем А = 0,5. Один монослой содержит NМ = 51014 атомов/см2. В этих предположениях время налипания одного монослоя

(16.2)

Таким образом, из приведенной оценки видно, что для исследования поверхности необходим сверхвысокий вакуум в исследовательской камере с образцом. Так как j пропорционален давлению, то при давлении 10-9 Тор время образования монослоя будет исчисляться десятками минут, что обычно вполне достаточно для проведения анализа.

Для методик с использованием электронных и ионных пучков могут применяться следующие методы очистки поверхности образца.

  1.  Термический отжиг в вакууме.

Этот метод получения чистой поверхности связан с возрастанием скорости десорбции поверхностных атомов с увеличением температуры образца. Эффективность этого метода определяется соотношением между энергией связи адсорбата с поверхностью и энергией теплового движения поверхностных атомов. Температура (в Кельвинах), при которой происходит интенсивная десорбция примесных атомов с поверхностей металлов, может быть оценена по формуле

Т  20Н,

где Н – энергия связи (в ккал/моль) слоя атомов газа, адсорбированного на поверхности данного металла (теплота адсорбции).

Для большинства материалов Т меньше температуры плавления материала Тпл, что делает возможным применения для этих материалов метода термической очистки поверхности в сверхвысоком вакууме. Но для многих металлов и полупроводников Т > Тпл и их не удается очистить нагреванием. Например, температура плавления германия 1210 К, а теплота адсорбции для GeO и GeO2 составляет соответственно 122 и 129 ккал/моль. Способ термического отжига используется главным образом для тугоплавких металлов, таких как W, Mo и др.

  1.  Скалывание образца в вакууме.

Позволяет получить моноатомно-чистую поверхность. Этот метод особенно хорошо подходит для анализа монокристаллов, имеющих плоскость спайности, таких, например, как GaAs.

На рис. 16.1 приведена принципиальная схема устройства для многократного скалывания монокристалла. Образец в виде прямоугольного бруска с нарезками на одной из сторон, расположенных на равном расстоянии друг от друга для облегчения процесса скалывания, располагается на специальном упоре. Скалывание производится с помощью металлического клина, вдавливаемого в нарезку. Следующее скалывание производится после подачи образца в направлении, указанном на рисунке стрелкой, так, чтобы клин установился напротив очередной нарезки. Недостатком данного метода является ограниченный круг материалов, пригодных для этих целей. Кроме того, кристаллографическая ориентация поверхности не может быть выбрана произвольным образом. В большинстве случаев поверхность скола имеет достаточно большое количество дефектов, таких, например, как ступеньки и адатомы. Образец можно расколоть лишь ограниченное число раз, что также ограничивает применимость данного метода очистки поверхности.

  1.  Ионное травление.

Это наиболее универсальный метод очистки поверхности от загрязнений и окислов. Принцип этого метода заключается в распылении поверхностного слоя твердого тела под действием бомбардировки ионами инертного газа (обычно Ar) с энергией ~ 5 кэВ.

Недостатком метода ионного травления является сильное повреждение поверхности. Восстановить структуру поверхности в ряде случаев удается последующим термическим отжигом образца в сверхвысоком вакууме.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59852. Відсоткове відношення двох чисел 65.5 KB
  Підготовка робочих місць учнів Організація уваги. Активізація пізнавальної діяльності учнів Кодовані завдання. Так здійснюємо мотивацію навчальнопізнавальної діяльності учнів. А як ви думаєте: що таке відсоткове відношення двох чисел відповіді учнів.
59855. На гостину до Весни 41 KB
  Хід заняття : Діти вітаються до гостей та підходять до вікна. Скажіть діти яке воно можливо сонечко тоді і зявиться. виставляю макет сонця Давайте діти всі разом привітаємось до сонця до своєї землі один до одного. Діти дістають та роблять опис пророщеної цибулини картоплі з пагонами квасолі.
59856. Що означає бути вихованим 34.5 KB
  Чому така проста норма етикету як вітання справила настільки сильне враження на хлопчика Обґрунтуйте свою думку Відповіді дітейПеревірка письмового завдання в робочому зошиті з теми Як наші вчинки впливають на наше життя 12. Чи згоден ти з твердженнями Вчинки – наші дії Далеко не всі наші дії можна назвати моральними вчинками. Оцінюючи вчинки ми співвідносимо їх з 78. Скажіть як на вашу думку співвідносяться добро та вихованість Діти доходять висновку що в основі виховання гарних манер лежить повага до інших людей бажання...
59858. Дії з десятковими дробами. 6 клас 3.22 MB
  Зацвітають перші весняні квіти. Епіграф нашого уроку слова Максима Рильського: Люби природу не як символ душі своєї Люби природу не для себе люби для неї Сьогодні ми з вами повторимо дії з десятковими дробами подорожуючи країною квітів і дізнаємось багато цікавого про квіти.
59859. МАТЕМАТИЧНИЙ ВЕЧІР «ЧУДОВА СІМКА» 6.32 MB
  Оформлення: розвішані стінгазети де центральне місце займає цифра 7 виставка малюнків по темі: У гостях у казки виставка творчих робіт з теми: Сім чудес світу карта України мультимедійна презентація Сім чудес. Наша сьогоднішня програма для учнів...
59860. Використання дидактичних ігор на уроках мови та читання 1.57 MB
  Кожна дидактична гра виконує різні функції: збагачує пізнавальний досвід дітей; розвиває мислення мову уяву точність; викликає інтерес до навчання. Ігри на уроках читання і мови Гра Встанови звязки використовується як для розвитку уяви так і для словеснологічного мислення. Гра “Яка буква†Це завдання можна виконати в групах або в парах.