19216

Вторичная электрон-электронная эмиссия. Отражение электронов от твердого тела

Лекция

Физика

Лекция № 12. Вторичная электронэлектронная эмиссия. Отражение электронов от твердого тела. Характеристические потери энергии. Закономерности истинной вторичной электронной эмиссии. Приведенная кривая. Эффективные эмиттеры вторичных электронов. XII. вторичная элек

Русский

2013-07-11

326 KB

46 чел.

Лекция № 12.

Вторичная электрон-электронная эмиссия. Отражение электронов от твердого тела. Характеристические потери энергии. Закономерности истинной вторичной электронной эмиссии. Приведенная кривая. Эффективные эмиттеры вторичных электронов.

XII. вторичная электрон-электронная эмиссия.

§ 12.1. Коэффициенты вторичной электрон-электронной эмисси.

Эмиссия электронов с поверхности твердого тела, бомбардируемой потоком электронов, называется вторичной электрон-электронной эмиссией. Вторичная электрон-электронная эмиссия была обнаружена Остином и Штарке в 1902г. Наиболее распространенная схема экспериментального исследования энергетического распределения вторичных электронов методом задерживающего поля с использованием сферического коллектора Лукирского и Прелижаева показана на рис. 12.1. Задерживающее поле прикладывается между мишенью и коллектором. Если потенциал коллектора будет больше, чем на мишени, то на коллектор придет полный ток вторичной электронной эмиссии Iee. Вторичная электронная эмиссия характеризуется количеством вторичных электронов на одну первичную частицу: e = Nee/Np.  Интегрально это количество равно отношению токов вторичных и первичных электронов Iee/Ip. Распространенным методом определения скоростей вторичных электронов является использование магнитного энергоанализатора с полукруговой траекторией радиуса  (рис.12.2), то есть через щель пройдут электроны, скорость которых равна . Полученное экспериментальное энергетическое распределение (рис. 12.3) независимо от материала и энергии первичных электронов содержит два высоких максимума. Первый в области малых энергий (< 50 эВ) соответствует истинным вторичным электронам, которые выходят из твердого тела за счет поглощения энергии первичных электронов. Далеко не все  электроны, получившие дополнительную энергию, добираются до поверхности, растрачивая энергию по пути на взаимодействие с ионами решетки и другими электронами. Преодолевшие потенциальный барьер истинные вторичные электроны на выходе имеют энергии, не зависящие от энергии первичных электронов. Работа выхода материала также не оказывает существенного влияния на эмиссию вторичных электронов, так как, во-первых, энергия первичных электронов,  как

правило, гораздо больше работы выхода, во-вторых, эмиссия происходит не из поверхностных слоев, а из глубины металла, поэтому более важным является потеря энергии

при движении электрона к поверхности. Второй, гораздо более узкий максимум находится в области высоких энергий и соответствует упруго отраженным первичным электронам, практически полностью сохранившим свою скорость после

отражения. Положение этого максимума соответствует энергии первичных электронов. Область энергий между этими двумя максимумами соответствует не упруго отраженным вторичным электронам. Таким образом, энергетический

спектр вторичных электронов состоит из широкого пика в области низких энергий, который принадлежит истинно-вторичным электронам, выходящим с глубины 5 - 100  от поверхности, и очень узкого пика отраженных от поверхности электронов  в области высоких энергий с максимумом при энергии, равной энергии первичных электронов. Для характеристики истинной электрон-электронной эмиссии вводят коэффициент вторичной электронной эмиссии e= Ns/Np , где Ns – число истинно вторичных электронов, Np - число первичных электронов, падающих на поверхность в единицу времени. Для характеристики эмиссии отраженных от поверхности первичных электронов используется  коэффициент отражения e = (Ne+Nu)/Np, где Ne и Nu - упруго и неупруго отраженные электроны. Полный коэффициент вторичной электронной эмиссии: . Коэффициент отражения вторичных электронов экспериментально можно определить, подавая на коллектор задерживающий потенциал, равный  , где граница в энергетическом распределении для упруго отраженных (рис.12.3): . Коэффициент неупругоотраженных электронов можно определить из соотношения: ;

Коэффициент истинно вторичных электронов:.

§ 12.2. Качественная теория электронной эмиссии металлов.

Зависимость коэффициента истинной вторичной электронной эмиссии от энергии первичных электронов.

Будем считать, что при движении внутри кристалла первичные электроны расходуют свою энергию главным образом на возбуждение и ионизацию атомов. Сечения

возбуждения и ионизации электронным ударом свободного атома нелинейны, имеют максимум для некоторой энергии и спад при больших энергиях, обусловленный тем, что с увеличением энергии уменьшается время взаимодействия (рис.12.4). Энергия первичных электронов, вызывающих вторичную электронную эмиссию, много больше энергии ионизации, поэтому можно считать, что потери энергии первичных

электронов обратно пропорциональны энергии: . Число вторичных электронов на глубине x пропорционально потерям энергии (рис.12.5): , где - средняя энергия, приходящаяся на создание одного электрона. Возникшие на глубине x вторичные электроны для выхода из

металла должны добраться до поверхности, взаимодействуя (сталкиваясь) со свободными электронами и ионами решетки кристалла. Количество вторичных электронов уменьшается с пройденным расстоянием эквипотенциально: . Действительно:

      . Таким образом,  количество электронов, дошедших до поверхности с глубины x, эквипотенциально уменьшается, тогда коэффициент истинно вторичной электронной эмиссии можно определить как количество вторичных электронов на 1 первичный:

, где  - безразмерная максимальная глубина проникновения первичных электронов с начальной энергией . Т.к. , то , следовательно,. Тогда: . Из этого соотношения можно экспериментально определить n по минимальной энергии , необходимой для проникновения через .

где:    , . Максимальное значение  при  находим из условия из условия .

. Получим так называемое уравнение приведенной кривой:

. Эта зависимость для разных n приведена на рис.12.6. Наличие максимума на энергетической зависимости коэффициента вторичной эмиссии объясняется тем, что глубина, на которую проникают первичные электроны, увеличивается с ростом их энергии (рис.12.7). Далеко не все  электроны, получившие дополнительную энергию, добираются до поверхности, растрачивая энергию по пути на взаимодействие с ионами решетки и другими электронами. С большой глубины вторичным электронам существенно труднее добраться до поверхности, поэтому коэффициент вторичной эмиссии уменьшается. Для различных материалов можно экспериментально определить  и (рис.12.8). Оказалось, что для любых материалов зависимость коэффициента истинной вторичной электронной эмиссии от энергии первичных электронов можно описать одной эмпирической формулой:

.

Положение максимума зависимости коэффициента вторичной электронной эмиссии для разных материалов представлено в таблице 12.1.

Таблица   12.1.

Al

Be

C (алмаз)

С (графит)

Cu

Fe

Mo

Ni

Ta

Ti

W

1.0

0.5

2.8

1.0

1.3

1.3

1.25

1.3

1.3

0.9

1.4

Em[эВ]

300

200

750

300

600

400

375

550

600

280

650

Экспериментально обнаружена зависимость максимального значения коэффициента истинной вторичной электрон-электронной эмиссии от работы выхода . Эта зависимость пока не нашла теоретического объяснения, но зависимость только от работы выхода  об отсутствии влияния поверхности. Соответственно с ростом атомного номера Z и работа выхода электрона из металла и  возрастают.

Преодолевшие потенциальный барьер истинные вторичные электроны на выходе имеют энергии, не зависящие от энергии первичных электронов. Работа выхода материала также не оказывает существенного влияния на эмиссию вторичных электронов, так как, во-первых, энергия первичных электронов,  как правило, гораздо больше работы выхода, во-вторых, эмиссия происходит не из поверхностных слоев, а из глубины металла, поэтому более важным является потеря энергии при движении электрона к поверхности. Использование в эксперименте энергоанализатора высокой разрешающей способности позволяет выявить ряд максимумов в энергетическом распределении истинно-вторичных электронов. Положение максимумов так же не зависит от энергии электронов и является характеристикой

материала мишени. Положение основного максимума  (рис. 12.9) зависит от Z (атомного номера), при , т.к. вторичным электронам сложнее выйти из глубины, и основной вклад дают электроны, получившие энергию вблизи поверхности.

Резонансность процессов не может быть объяснена изложенной выше качественной теорией, и нашла объяснение при рассмотрении Оже-процессов. Эмпирическая зависимость ,  где  - угол падения первичного электрона с нормалью, описывается косинусоидальным законом: .Степень  для углов . Рост коэффициента эмиссии с увеличением угла объясняется уменьшением глубины рождения вторичных электронов.

§ 12.3. Оже-электроны.

Первичный электрон, попадая в глубь металла, передает электрону заполненной зоны С (рис.12.10) энергию, достаточную для перехода последнего в зону проводимости.

В заполненной зоне С возникает вакансия, которая заполняется электроном из верхней заполненной зоны В. При этом выделяется энергия , которая передается какому либо электрону из зона проводимости. Этот электрон выходит из металла в вакуум как истинно-вторичный с энергией . Образовавшиеся

оже-электроны создают ряд максимумов в энергетическом распределении истинно-вторичных электронов (рис.12.9), положение которых соответствуют расстоянию между зонами и не зависит от энергии первичных, то есть, является характеристикой материала мишени. На этом основана возможность анализа состава поверхностного слоя металлов  и чистоту поверхности (оже-спектрометрия).

§ 12.4. Упругоотраженные электроны.

Коэффициент упруго отраженных вторичных электронов  определяется процессами отражения электрона как электромагнитной волны за счет рассеяния на отдельных атомах кристалла, дифракции и интерференции. В отличие от классической дифракции, разрешающей интерференцию рассеянных волн при выполнении условия Брэгга-Вульфа: , где - межатомное рассеяние, - угол падения,  -длина волны де-Бройля отражение происходит для любых и , т.к. из-за взаимодействия электрона с фононами, электронами проводимости, дефектами и т.д. когерентность нарушается.  Эмпирическая зависимость коэффициента отражения ee для нормального падения электронов от атомного номера материала мишени (рис. 12.12) и от энергии первичных

электронов (рис.12.13) и имеет вид: , где m(z)=0.1382–0.9211z-0.5, C(z)=0.1904–0.2236lnz+0.1292ln2z–0.01491ln3z. Зависимость e от угла падения ::.

§ 12.5. Неупругоотраженные электроны.

Неупруго отраженные электроны имеют непрерывный спектр от 50 эВ до энергий, соответствующих упруго отраженным (рис.12.3). Это объясняется тем, что их энергия зависит от потерь при выходе из металла. Эти потери носят вероятностный характер. Но на сплошном энергетическом спектре неупруго отраженных электронов вблизи пика упруго отраженных существуют несколько пиков так называемых характеристических пиков (рис.12.14). Есть несколько теорий, объясняющих характеристический максимум (характеристические потери). Одна связывает их с Оже процессом, другая – с возбуждением первичными электронами плазменных колебаний и взаимодействием

их с плазменными колебаниями. Электроны в металле и ионы в узлах кристаллической решетки образуют коллективную среду, которую можно назвать плазменной. В этой плазме, так же, как и в плазме газового разряда, возможно возбуждение плазменных

колебаний с частотой . Для плотности металла  плазменная частота получается . Колебания с такой частотой можно возбудить, если затратить энергию:, где

1eVДж. Такие колебания называют плазмонами.

Рис. 12.4. Зависимость сечения взаимодействия от энергии.

Характеристические потери

Неупругоотраженных электронов

Неупругоотраженные

электроны

Пик

упругоотраженных

электронов

50

0

, эВ

Истинные

вторичные

Ф (цилиндр Фарадея)

A

K

A

Рис. 12.1. Схема опыта по исследованию вторичной электрон-электронной эмиссии

K

K

A

e

e

A

A

e

Рис. 12.2. Схема опыта по исследованию вторичной электрон-электронной эмиссии

x

e

EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3  

Рис. 12.11. Схема  оже-процесса

е

EMBED Equation.3  

Рис. 12.9. Энергетическое распределение истинно-вторичных электронов

0.5

0.3

0.1

EMBED Equation.3  [эВ]

60

20

20

EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3  

10

30

Заполненная зона

Верхняя заполненная зона

е

EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3  

А

е

е

EMBED Equation.3  

Зона проводимости

EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3  [кВ]

Рис. 12.10. Зависимость коэффициента истинной вторичной эмиссии от угла падения первичных электронов

2

1

EMBED Equation.3  [кэВ]

W

0.1

0.4

0.5

EMBED Equation.3  

Mo

C

5

10

Рис. 12.14. Характеристические пики.

Рис. 12.13. Зависимость коэффициента отражения от энергии первичных

EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3  

Рис. 12.3. Распределение вторичных электронов по энергиям

Рис. 12.5. Траектория первичного электрона в толще материала

80

40

Рис. 12.8. Экспериментальная зависимость коэффициента истинной вторичной эмиссии

EMBED Equation.3  

Em

Z

EMBED Equation.DSMT4  

EMBED Equation.3  

5

50

EMBED Equation.3  

Рис. 12.7.Зависимость глубины проникновения электронов от их энергии

Рис. 12.12. Зависимость коэффициента отражения от атомного номера материала мишени

Рис. 12.6. Приведенные кривые.

EMBED Equation.3  

3

EMBED Equation.3  3

2

1

EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3  

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27363. Личность в психологии. Характер человека 25.5 KB
  Индивидуальность проявляется в чертах темперамента характера привычках преобладающих интересах в качествах познавательных процессов восприятия памяти мышления воображения в способностях индивидуальном стиле деятельности и т. Характер это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении обусловливая типичные для индивида способы поведения. Экстровертный тип эмоциональная взвинченность жажда общения и деятельности зачастую безотносительно к ее необходимости и...
27364. Самосознание в психической деятельности человека 25.89 KB
  Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя развернутый во времени связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование понятие собственного Я. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации предмету и средствам деятельности к другим людям. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности ценностными ориентациями установками; выполняя функцию...
27365. Восприятие 19.51 KB
  В отличие от ощущений отражающих лишь отдельные свойства предметов в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений возможность которого по мнению А. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия играют двигательные или кинестезические ощущения которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. Также в процессе слухового восприятия активную роль играют...
27366. Формирование читательских интересов и читательской самостоятельности младших школьников в процессе обучения чтению 147 KB
  Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природнокультурное целое а человек как часть природы как создатель культуры и как её продукт т. Ведь именно ценностноконсолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия. Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной...
27367. Формирование основ художественной культуры в образовательном процессе начальной школы (на примере уроков изобразительного искусства, музыки) 43.5 KB
  Ценности = произведения искусства. Выделяются отдел обл худ кры по разным видам искусства: муз кра чела опредся его причастностью к муз ценностям и потртью в общении с ними Проблема: не все могут оценить красоту шедевров музыки т. Предметная область Искусство играет большую роль в становлении личности ученика так как способствует его личностному развитию обеспечивая осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности развитие эстетического вкуса художественного мышления обучающихся.
27368. Значение уроков изобразительного искусства, музыки в системе начального общего образования 39 KB
  Исполнительская в интерпретации муз произведений = осознанный интуитивный выбор средств. Виды: апение сольное хоровое пр допой досочини муз диалоги пропой свое имя. Б музритмич Д выразит движения театр.
27369. Сравнительная характеристика современных программ и учебно-методических комплектов по изобразительному искусству, музыке для начальной школы с учетом требований ФГОС НОО 30 KB
  УМК Школа 2100 Изобразительное искусство О. УМК Классическая начальная школа Изобразительное искусство В. УМК Начальная школа XXI века Музыка О. умк Гармония Н.
27370. Кризис подросткового возраста 29 KB
  Необходимы занятия спортом для нормального развития организма. Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. Чаще всего учебные трудности детей в средней школе особенно в IV классе вызываются именно недостаточным уровнем их развития. в этот переходный период как и на любой ступени возрастного развития школьников проявляется потребность и необходимость в общей положительной оценке себя в целом вне зависимости...
27371. Структура общения 45.5 KB
  Педагогическое общение специфическая форма общения имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми включающей коммуникативный интерактивный и перцептивный компоненты. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.[3] Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Структура общения: Коммуникативный компонент...