19229

ИСКРОВОЙ И КОРОННЫЙ РАЗРЯДЫ

Лекция

Физика

Искровой и коронный разряды Искровые разряды связаны с природными явлениями известными с древнейших времен: атмосферное электричество линейные молнии искры при электризации предметов и т.д. Но систематическое изучение искровых разрядов и их механизма пробоя было...

Русский

2013-07-11

118 KB

17 чел.

Искровой и коронный разряды

Искровые разряды связаны с природными явлениями, известными с древнейших времен: атмосферное электричество, линейные молнии, искры при электризации предметов и т.д.  Но систематическое изучение искровых разрядов и их механизма пробоя было начато в 40х годах XX века. Искровые разряды нашли в настоящее время широкое применение в ряде коммутационных устройств и газовых лазеров. Для искровых разрядов типичны достаточно сильные токи   I~102 – 105 A  при малых временах пробоя ~10-9–10-3 c, причем расстояние между электродами может варьироваться от расстояний менее 1 мм до метров, как в длинных искрах и даже километров, как в линейной молнии. Характерной отличительной чертой искровых разрядов является наличие стримерного механизма пробоя, что имеет место при атмосферном и повышенном давлении.

Важным этапом в изучении искровых разрядов явилось экспериментальное исследование формирования электронных  лавин. Для опытов использовались камеры Вильсона с наполнением парами воды или спирта.  Исследования Ретера, выполненные в 40х годах XX века с применением сверхскоростной съемки, дали представление о форме электронных лавин (рис.1). Типичной формой лавины является конусообразная с закруглением на конце. Электронная концентрация в лавине обычно составляет величину n 1012 см-3.

                             

                                                                    Рис.1

                                                                                                                            

       К основным процессам в электронных лавинах следует отнести ионизацию, прилипание и диффузию. Ионизация и прилипание (образование отрицательных ионов) описывается следующими уравнениями:

     

                           

        

           - коэффициент ионизации, - коэффициент прилипания                                        

                 

       Формирование электронных лавин происходит от затравочных электронов вблизи катода, что затем подразумевает экспоненциальный рост численности частиц при . Радиальное расширение лавин объясняется процессом диффузии,  которое подразумевает расплывание формы лавины (рис.1). Поток диффузии выражается в виде:   

              

Важной величиной является значение диффузионного шага:

      

Характерное значение скорости дрейфа электронов в электронных лавинах обычно составляет:

   v~ 106-107 см/c

При значениях концентрации n1012 см-3 требуется учет пространственного заряда лавины. Для соотношения между процессами ионизации в лавине записывается соотношение:

             

Предполагается, что поле в головной части лавины составляет  E~2-3 % E0 .    

              

Отличительной чертой механизма пробоя искрового разряда является образование отрицательного стримера (потока). Для данного процесса характерно превышение скорости распространения стримера  над дрейфовой скоростью движения электронов  ввиду сильной фотоионизации. Рассмотрим схему распространения отрицательного стримера (рис.2).

                                                             Рис.2

                                                                                                   

Допустим, что вблизи катода возникает электронная лавина (рис.2). Типичным процессом в стримере является возникноние УФ -фотонов, приводящих к последующей фотоионизации и к появлению электронных лавин.

Для образования и поддержания стримера требуется выполнение определенных условий. Первое условие Мика заключается в том, чтобы фотоэлектроны и лавины вливались в канал основной лавины. Это может не произойти и отдельные лавины,, возникшие под действием фотонов могут затухнуть в стороне от основного потока – стримера (рис.2). Вторым условие является условие Леба состоящее в том, что головка лавины должна излучать количество фотонов, достаточное для поддержания и распространения стримера. Также отдельные лавины должны сливаться в сплошной поток, который затем достигает анода.

       Отличие положительного стримера заключается в его образовании вблизи анода и его движении в направлении катода. Направление отдельных лавин в положительном стримере совпадает с направлением в отрицательном стримере.

                             

       В качестве исходного условия возникновения стримера при разработке одной из первых теорий пробоя была сделана оценка электрического поля головной части лавины в виде:

              

       E – поле пространственного заряда, E0 – внешнее поле, R – радиус головной части

       лавины

Предполагается, что поверхность головной части лавины имеет сферическую форму и равномерно заряжена (рис.3). Коэффициент ионизации  считается зависящим от внешнего поля  E0. Для условия пробоя Мика формулируются следующие условия:      

                    

  

                                                                         Рис.3

                                                                                                    

Общее построение теории учитывает поле головной части лавины, а также процессы ионизации электронным ударом и возникновение определенной концентрации во всей лавине. Увеличение размеров лавины, т.е. ее конусообразная форма возникает ввиду диффузионного расплывания заряженных частиц в лавине. В теории также учитывается дрейфовое движение частиц во внешнем поле. Подразумевается, что стример начинает развиваться, когда поле лавины равно внешнему полю  .                       

       Для искрового пробоя промежутка Миком было получено уравнение:

   

Логарифмическая форма записи данного уравнения следующая:

  

               

Отношение    как функция   также, как и в теории Таунсенда  берется из условия:

  

Графическое представление формулы Мика, т.е. зависимости напряжения пробоя от произведения   pd  показано на рис.4.

                 

            

                                    

                                  Рис.4

                                                                                

        На данном рисунке цифрой 1 обозначена кривая соответствующая формуле Мика, а цифрой  2 – экспериментальная зависимость. При значении  pd>200 экспериментальные и теоретические зависимости совпадают, а при pd<200 проявляются процессы ион- электронной эмиссии на катоде, при еще меньших значениях pd преобладают механизмы Таунсенда.

                   

       Для возникновения коронных разрядов (1) (рис.5) характерны высокие напряженности электрического поля (E>15 кВ) и сильная неоднородность поля вблизи одного из электродов (2), на который подано высокое напряжение. Причем второй (3), заземленный электрод, может быть расположен на большом расстоянии  l=0,5-2 м, либо вообще отсутствовать, а его функции будут выполнять заземленные предметы, или поверхность Земли. Корона очень эффективно возникает на заостренных электродах и имеет слабое белое или голубоватое свечение, наблюдаемое в темноте. При переменном напряжении коронный разряд также сопровождает шипение. Как правило, ионизация вблизи высоковольтного электрода невелика  ~103 ионов  в  1 см3, а токи, текущие через разряд составляют микроамперы. Для коронного разряда характерно образование электронных лавин в объеме, ион -электронная эмиссия с катода, а также процесс фотоионизации. Электронные лавины образуются вблизи высоковольтного электрода, что вызывает также возбуждение газа, приводящее к слабому свечению короны.

                  

                                                                               Рис.5

       Критерий зажигания коронного разряда представляется в форме:

              

                 - коэффициент прилипания,  x1 – точка точки, в которой .            

Для зажигания коронного разряда между коаксиальными цилиндрами имеет формула Пика:

             

        r – радиус внутреннего электрода, , н - воздуха при 1 атм. и 250 С

Коронные разряды, возникающие вблизи отрицательного и рядом с положительным электродами, имеют свои отличительные особенности в форме разряда. В частотном отношении возможны отрицательные короны до диапазона 106 Гц и положительные короны до диапазона до 104 Гц.


vдр

- +

+ -

E0

К

x

К

А

+

R

К

Us 

   pd,

 торр см

103

104

105

1

10

102

103

104

1

2

l

3

1

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58490. Учебная игра (пионербол) 57 KB
  Такие виды упражнений как ходьба бег прыжки упражнения с мячом и др. Коррекция ходьбы: ходьба по прямой с изменением направления перешагиванием через предметы с мешочком песка на голове по полоске узкой линии с хлопками на каждый счёт...
58491. Спуск и подъем 66 KB
  Задачи урока: Совершенствование подъёма «ёлочкой», спуска в средней стойке; Закрепление одновременного 2х/ш хода. воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели. Развитие выносливости, координации движений.
58492. Беседа о здоровом образе жизни. Подвижные игры: эстафеты, подвижные игры «Вороны и воробьи», «Белые медведи» 106 KB
  Подготовительная 10 мин 1.Построение в шеренгу 2 мин Построились. Сначала мы с вами побеседуем затем сделаем разминку: ходьба прыжки на месте и в движении и беговые упражнения затем проведем эстафету и поиграем 3. Построение в шеренгу 1 мин Беседа о здоровом образе жизни.
58493. Подвижные игры 40.5 KB
  Задачи: Обучить игре «Запрещенное движение», «3, 13, 33» Способствовать формированию правильной осанки; развивать внимание, ловкость, быстроту. Воспитывать коллективизм, настойчивость.
58494. Дидактические игры на уроках французского языка 467.5 KB
  Ход работы: ученику предлагается конверт с разрезанной внутри картинкой, на одной стороне которой изображен вид спорта, игры, действия или спортивного сооружения, а на другой – его графическое написание с транскрипцией.
58496. Робинзон Крузо Даниэля Дефо. Урок французского языка 467 KB
  В уроке приведен достаточно сложный с точки зрения грамматики и лексики текст для 7 класса. Необходимо изменить его согласно уровню класса либо предложить другой текст. Составьте словарь по тексту, чтобы легче было работать при первом прочтении на уроке.
58497. УРОК ГЕОГРАФИИ 27.5 KB
  Учитель Ребята сегодня мы будем проходить новую тему Франция. Учитель Ну и куда ты собралась на лето Где отдыхать будешь Иванова Как обычно у бабушки в одной из четырёх Франций которым по площади равна наша Московская область.