19235

ПЕРЕНОСЫ В ЗАМАГНИЧЕННОЙ ПЛАЗМЕ

Лекция

Физика

Переносы в замагниченной плазме В начале работ по управляемому термоядерному синтезу возникла проблема предохранения стенок камеры от высокотемпературной плазмы известным решением которой явился принцип магнитной термоизоляции плазмы. Огромное значение д

Русский

2013-07-11

110.5 KB

10 чел.

Переносы в замагниченной плазме

      В начале работ по управляемому термоядерному синтезу возникла проблема предохранения стенок камеры от высокотемпературной плазмы, известным решением которой явился принцип магнитной термоизоляции плазмы. Огромное значение для удержания плазмы и оценки потерь из плазмы имела величина диффузионного потока частиц. С этой целью были выведены соотношения для параметров диффузии и теплопроводности и поставлены различные эксперименты для измерения коэффициентов диффузии в различных случаях. Результатом теоретических и экспериментальных работ, в первую очередь на токамаках, явилось создание неоклассической теории диффузии, позволившей описать диффузию частиц в магнитном поле.

      Определяющими соотношениями для описания диффузии считается выражение для диффузионного потока и диффузионное уравнение:

                                                  

                      

В оба уравнения входит выражение для коэффициента диффузии:

                      

Где   -длина свободного пробега частицы и  v –средняя тепловая скорость частиц.

      Движение заряженных частиц в плазме, без учета столкновений, сводится к вращению по ларморовским окружностям в магнитном поле:

              

Для смещения частицы  x  за время  t  при диффузионном движении также существует следующая формула:

                     

В случае элементарных смещений на длину свободного пробега за время между столкновениями      данная формула примет вид:

                                    

Будем считать, что в замагниченной плазме при диффузии поперек магнитного поля роль длины среднего пробега между столкновениями будет играть ларморовский радиус R. Тогда формулу для коэффициента диффузии можно записать следующим образом:                                       

                   

Подставим в данную формулу ларморовский радиус и выражение для квадрата средней тепловой скорости:     

                   

                                         

В формулу для энергии входит коэффициент 2 ввиду наличия только двух степеней свободы. Предполагается, что на появление диффузионного потока оказывает влияние только электрон-ионные столкновения со временем  ei :                                             

          

Электронная и ионная температуры плазмы в ряде случаев могут отличаться, поэтому формулу переписывают в виде:

                          

С учетом основных зависимостей и численных коэффициентов формула записывается следующим образом:

                 

Ввиду того, что данная формула была получена исходя из классических представлений, ее называют классическим коэффициентом диффузии. Из формулы можно сделать заключение, что коэффициент диффузии уменьшается с увеличение магнитного поля и с уменьшением концентрации плазмы, и что самое удивительное с увеличением температуры. Зависимость от магнитного поля вначале термоядерных исследований вселяла надежду на результативность использования магнитного поля. Функция от температуры выглядела не вполне надежной. В ходе экспериментальных работ на различных термоядерных установках были получены зависимости коэффициента диффузии от магнитного поля и концентрации плазмы, которые достаточно хорошо согласовывались с вычислениями по полученной формуле для классического коэффициента диффузии.

Другой вариант формулы для коэффициента диффузии при наличии в плазме колебательных и турбулентных процессов был предложен американским физиком Бомом (1942 г.):

                              

Здесь температура выражается в  К, а магнитное поле в Гс. Предполагалось, что диффузия растет пропорционально температуре, а не убывает как  в классическом коэффициенте диффузии. Причем в широком диапазоне значений  B ,  T  и  n  коэффициент бомовской диффузии значительно превышает коэффициент классической диффузии. Хотя в некоторых случаях, когда исследователи имели дело с турбулентными движениями в плазме, находилось некое соответствие с формулой Бома, в большинстве случаев лучшее описание диффузии в замагниченной плазме удалось получить исходя из классических представлений.             

       Рассмотрим диффузионные процессы в наиболее перспективной термоядерной установке – токамаке. Тороидальное магнитное поле является неоднородным и описывается следующей зависимостью:   

                            

Где  r  и  R  -большой и малый радиусы тора и    -азимутальный  угол.

В неоднородном магнитном поле плазма будет испытывать центробежный дрейф со скоростью:      

                   

В силу зависимости дрейфа от знака заряда частиц, в плазменном шнуре происходит разделение зарядов и поляризация. Наличие электрического поля в плазме вызывает также дрейф в скрещенных электрическом и магнитном полях. Ввиду сложного характера движения частиц в плазме вводится величина  q  -запас устойчивости:

                    

В токамаках при выполнении критерия Крускала-Шафранова данная величина превосходит единицу. В формуле  B -азимутальное поле тока текущего через плазму. При диффузии поперек магнитного поля B в качестве диффузионного шага вводится следующая величина:     

             

Следует заметить, что значение диффузионного шага   превосходит выражение для ларморовского радиуса и уменьшается при увеличении азимутального поля, т.е. с ростом тока.

Для коэффициента диффузии было выведено выражение, которое по имени ученых теоретически решивших эту задачу, называется формулой Пфирша-Шлютера:         

            

Где  W=kT -тепловая энергия плазмы и -частота электрон-ионных столкновений. При сравнении с формулой для классической диффузии можно заметить, что отличие заключается в выражении в скобках, содержащем запас устойчивости q. Для токамаков свойственно существование двух видов частиц: пролетных и запертых. Пролетные частицы могут свободно двигаться вдоль оси тора, а запертые перемещаются по замкнутым траекториям по форме напоминающим банан. При столкновениях пролетных частиц происходит их смещение на величину порядка ларморовского радиуса. Для столкновений запертых частиц смещение происходит на величину “банана”, превышающего размеры ларморовского радиуса.

Результаты окончательной теории диффузии (“неоклассической”), разработанной Галеевым и Сагдеевым  представлены графически на (рис.1). Для первой области (1) – бесстолкновительной, выражение для коэффициента диффузии представляется в виде:

       

Данное выражение отличается от классического коэффициента диффузии множителем, содержащим отношение радиусов тора и запас устойчивости. Вторая область зависимости (2) – плато имеет постоянное значение и третья (3) – режим Пфирша-Шлютера – область частых столкновений (рис.1). В первой и третьей областях обе формулы дают линейные зависимости от частоты столкновений  .

           

                                           Рис.1

                                                                                                              

      Рассмотрим теплопроводность в плазме в отсутствии магнитного поля. Выражение для коэффициента теплопроводности имеет вид:

                                           

Данный коэффициент входит в уравнение теплопроводности, которое в одномерном случае имеет вид:

                      

Положим, что длины свободного пробега в плазме приблизительно одинаковы   ( ). Тогда отношение коэффициентов теплопроводности для электронов и ионов представляется в виде:                      

                      

В данном случае электронная теплопроводность превосходит ионную.

          Рассмотрим случай магнитного поля. Вдоль магнитного поля коэффициенты диффузии и теплопроводности не изменят своих значений. Запишем выражения для коэффициентов теплопроводности поперек магнитного поля при :        

                     

                     

С учетом отношения ларморовских частот и времен электрон-ионных e и ион -ионных столкновений  i  отношение коэффициентов запишется в виде:        

                                       

                                     

             

В данном случае ионная теплопроводность будет превосходить электронную теплопроводность.


3

ei

1

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80962. Види пізнавальних умінь, що формуються у шкільних курсах історії 37.59 KB
  Більш складною є класифікація пізнавальних умінь за змістом. До спеціальних умінь належать ті що потрібні у навчанні конкретного предмета споріднених навчальних дисциплін. Загальновизнаною і стабільною групою спеціальних пізнавальних умінь у навчанні історії є хронологічні і картографічні вміння.
80963. Складіть запитання для усного обговорення документа: «Договір про ненапад між Німеччиною та СРСР від 23 серпня 1939 року.» 33.04 KB
  СРСР почав переговори з Англією і Францією з метою підписання договору про відвернення агресії з боку Німеччини. Однак СРСР не довіряв західним державам що посилювало взаємну невпевненість. у Москві між СРСР і Німеччиною було підписано пакт про ненапад.
80964. Методика формування пізнавальних умінь в процесі навчання історії 38.4 KB
  За їх результатами визначаються і плануються основні напрями формування в учнів нових пізнавальних умінь і удосконалення вже освоєних. Учителям рекомендувалося збирати пам\'ятки в кабінетах історії як роздавальний матеріал для самостійної роботи учнів. Такими є повні етапи формування пізнавальних умінь учнів. Профільне навчання – вид диференційованого навчання який передбачає врахування освітніх потреб нахилів здібностей учнів; створення умов для навчання старшокласників відповідно до їхнього професійного самовизначення що забезпечується за...
80965. Проблема вивчення пізнавальних можливостей школярів у методиці навчання історії 36.03 KB
  Пізнавальні можливості учнів відносяться до основних факторів процесу навчання і безпосередньо впливають на цілі зміст і характер навчальної роботи. Зокрема з урахуванням пізнавальних можливостей учнів визначається рівень викладу навчального матеріалу у шкільних підручниках адаптується та опрацьовується учителем і учнями матеріал конкретних уроків готуються варіанти пізнавальних завдань і т. Відповідно до пізнавальних можливостей учнів даного класу формулюються й уточнюються завдання конкретного уроку. Без аналізу пізнавальних можливостей...
80966. Проаналізуйте розвиток шкільної історичної освіти в Україні в ХІХ-ХХ ст 35.13 KB
  Початок систематизованого викладання історії в Україні пов`язаний із створенням Харківської колегії. Започатковується вивчення історії і в Галичині. Левицький видав у 1821 році наказ семінаристам займатися вивченням рідної історії. Свій внесок у зародження методики вивчення історії внесли і повітові училища та гімназії навчальна база яких передбачала наявність у їхніх бібліотеках книг з історії.
80967. Пізнавальні процеси у навчанні історії 41.83 KB
  Найважливішим серед пізнавальних процесів є сприйняття - наочно- образне, просторово-часове відбиття у свідомості людини предмета, ( явища, яке базується на різних відчуттях (колір, звуки, запахи, форма, обсяг та інші), розумінні предмета чи осмисленні його на основі попереднього досвіду (далекість, швидкість, напрямок руху, тривалість процесів й інші властивості).
80968. Визначте методику роботи з історичними картами на уроках історії в школі 33.82 KB
  Важливим джерелом інформації є історична карта яка відображає особливості розвитку людства в минулому. Робота з історичними картами є наочним методом. Настінна карта зазвичай відображає великі території містить відомості щодо тривалих історичних періодів й різних аспектів історичного процесу.
80969. Особливості пізнавального інтересу учнів до історії 35.74 KB
  Метою розвитку мотиваційної сфери учнів у навчанні історії виступає формування стійкого інтересу до предмета що передбачає активне емоційнопізнавальне ставлення школярів до досліджуваних історичних подій до зясування їхніх причин і наслідків а також до оволодіння вміннями необхідними для всебічного вивчення минулоі о і сучасності на основі різноманітних джерел. Отже одним із важливих завдань навчання в умовах цілісної методичної системи є підвищення рівня розвитку інтересу. У числі загальних зовнішніх причин падіння інтересу...
80970. Організація самостійної роботи учнів при вивченні теми: «Виникнення та розвиток Київської Русі » (7 клас) 39.16 KB
  Проблема диференційованого підходу до учнів у навчанні історії. Диференційоване навчання організація навчальновиховного процесу з урахуванням типових індивідуальних особливостей учнів. Складнішим і ефективнішим видом диференційованого навчання є здійснення його в умовах поділу класу на групи залежно від рівня навчальних можливостей учнів.