19237

РАДИАЦИОННЫЕ ПОЯСА ЗЕМЛИ

Лекция

Физика

Радиационные пояса Земли При запуске первых спутников был установлен факт существования радиационных поясов состоящих из заряженных частиц высоких энергий. Данные пояса можно объяснить исходя из представлений о структуре магнитного поля Земли и движении заря

Русский

2013-07-11

93.5 KB

4 чел.

Радиационные пояса Земли

При запуске первых спутников был установлен факт существования радиационных поясов, состоящих из заряженных частиц высоких энергий. Данные пояса можно объяснить исходя из представлений о структуре магнитного поля Земли и движении заряженных частиц в плазменных установках, например, в магнитных ловушках. Источником заряженных частиц, формирующих магнитные пояса, является солнечный ветер, приходящий от Солнца. Во всем мире ведется постоянное наблюдение за состоянием солнечной активности и магнитосферы Земли, как, например, в институте земного магнетизма ИЗМИРАН (Москва). Информация о состоянии радиационных поясов является чрезвычайно важной при запуске космических кораблей и спутников.            

Известным фактом является потеря Солнцем значительной, по земным критериям, массы в виде солнечного ветра - потока высокоэнергетичных (100 кэВ-50 МэВ) заряженных частиц: протонов и электронов. Приведем значение скорости уменьшения массы Солнца, а также массы Солнца и Земли:

                

                   ,    

Ввиду вращения Солнца (период Т=25,4 сут) структура магнитного межпланетного поля Солнца и потоки солнечного ветра закручиваются в спираль Архимеда. Скорость истечения плазмы с поверхности  Солнца достигает порядка 100 км/c, а скорость ударных волн при вспышках на Солнце может достигать значения 1000 км/c.

Магнитное поле Земли имеет сложную структуру, содержащую как постоянную (В0,5 Гс у поверхности), так и переменную составляющую. Наклон магнитной оси к оси вращения Земли составляет . Самой простейшей моделью постоянного поля Земли, не учитывающей более тонких эффектов, является поле магнитного диполя. Причем ось магнитного диполя и ось вращения Земли оказываются смещенными друг относительно друга на длину около 400 км. Для объяснения генерации магнитного поля Земли были выдвинуты различные теории, получившие общее название теорий динамо-эффекта. Одной из первых в 40х годах прошлого века была предложена теория Я.Б.Френкеля, учитывающая вихревое движение металлических масс в магнитном поле. Представим схематичное изображение возникновения магнитного поля, которое предложил несколько позднее в своей теории Э.Буллард (рис.1). Предполагалось, что твердое металлическое ядро Земли имеет жидкую проводящую оболочку, граничащую с мантией. Буллард предположил, что твердое ядро вращается с несколько меньшей скоростью, чем проводящая жидкая оболочка. При этом генерируются вихревые кольцевые токи и располагаются в меридиональных плоскостях. Данная теория позволила объяснить дипольную составляющую магнитного поля и выдвинуть гипотезы относительно недипольных составляющих поля.

                                                       Рис.1

       Для изучения возможности формирования радиационных поясов Земли приближение магнитного диполя оказывается достаточным. Приведем выражение для напряженности магнитного поля диполя (рис.2):       

                        

Где   - магнитный момент,   

                                                                        Рис.2

В теории плазмы из лагранжиана частицы в электромагнитном поле выводится уравнение ее движения и траектория. Запишем исходное выражение и наиболее важный результат. Удобными для рассмотрения движения заряженных частиц оказываются цилиндрические координаты (r, , z). Лагранжиан заряженной частицы представляется в виде:

                  

                        

Выражение, описывающее траекторию заряженной частицы, имеет форму:                        

                 

                               ,   ,  ,  ,   ,

                               M – момент количества движения частицы. 

Для наиболее важного случая при >2 области движения частиц представлены на рис.3. на этом рисунке области, недоступные для движения частиц имеют штриховку. Частицы, попавшие во внутреннюю серповидную область, оказываются запертыми в магнитной ловушке, созданной этим полем.

                                                                          

                                                                 Рис.3

                                                                                                                              

Более детальный анализ дипольного магнитного поля, проведенный К.Штермером, дает для разрешенных областей движения различные серповидные области, изображенные на рис.4, расположенные на различных расстояниях от диполя (показано только три). Для каждой области такой области определяющим фактором является значение . В силу более сложной структуры магнитного поля Земли по сравнению с полем диполя в реальном случае заряженные частицы заполняют лишь часть областей, предсказанных теорией.

                                                                            Рис.4

 Рассмотрим общую структуру магнитосферы Земли (рис.5). Солнечный ветер сжимает магнитосферу, образуя на расстоянии  R~ 15RЗ  ударную волну. С другой стороны линии поля являются вытянутыми, образуя шлейф. Типичные параметры в солнечном ветре составляют: концентрация частиц  n=5-20 см-3, скорость потока  v=350-1000 км/c. Межпланетное магнитное поле (В~10-4 Гс) перезамыкается с полем Земли, которое в магнитосфере составляет  В~10-1-10-4 Гс.         

    

                                                                                                       

                                           Рис.5           

Счетчики заряженных частиц, установленные на первых российских и американских спутниках (1958 г.) показали наличие высокоэнергетичных заряженных частиц. При более детальном изучении данных областей были обнаружены два радиационных пояса (рис.6). Внутренний радиационный пояс (1) расположен на расстоянии около R ~1,5RЗ и занимает пространство L=1000-45000 км от поверхности Земли. В нем присутствуют наиболее высокоэнергетичные частицы с энергиями Е=10-40 МэВ. Его заполнение происходит за счет частиц солнечного ветра и при распадах нейтронов, возникающих в верхних слоях атмосферы.

                                                      Рис.6

       Внешний радиационный пояс (2) расположен на расстоянии R=(3-5)RЗ и содержит заряженные частицы в диапазоне энергий  Е=(0,1-0,5) МэВ. Заполнение данного пояса происходит после периодов сильных солнечных бурь. Это подтверждается с помощью регистрации интенсивности радиации на спутниках, проходящих через данный пояс, спустя 1-2 суток после вспышки на Солнце. Эксперимент по искусственному заполнению радиационных поясов был предпринят в 1958 г. при ядерном взрыве малой мощности на высоте около 480 км над поверхностью Земли в районе южной части Атлантического океана. Основным продуктами, заполняющими природную магнитную ловушку являлись -активные ядра. Искусственный радиационный пояс был сформирован между первым и вторым радиационными поясами на расстоянии около R~2RЗ и существовал на протяжении нескольких месяцев.

       Магнитные поля с интенсивностью, в некоторых случаях превышающих поле Земли, были обнаружены у планет-гигантов: Юпитера, Урана и т.д. при исследовании с помощью космических зондов по программе “Вояджер”. В случае Юпитера были зарегистрированы радиационные пояса, состоящие из протонов и электронов с энергиями порядка мегаэлектронвольт.


мантия

ядро

токи

мантия

ядро

токи

EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3  

z

EMBED Equation.3  

солнечный

ветер

межпланетное магнитное поле

ударная волна

магнитное поле Земли

Земля

5

4

3

2

1

R/RЗ

0

Земля

1

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85041. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении 27.1 KB
  Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при переломах вывихах растяжениях и разрывах связок. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при утоплении. Объяснить правила оказания первой медицинской помощи при травмах: при переломах; при вывихах растяжениях и разрывах связок; при растяжении мышц и сухожилий. При этом подчеркнуть что объем мероприятий первой медицинской помощи зависит от тяжести состояния пострадавшего.
85042. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия 31.81 KB
  Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека. Изучаемые вопросы Значение огня в жизнедеятельности человека. Используя материалы курса истории обсудить с учащимися значение огня в жизнедеятельности человека на разных этапах развития общества. Благодаря использованию огня человек становился все меньше зависимым от природных условий существования.
85043. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности 31.93 KB
  Права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Разъяснить учащимся значение профилактики пожаров; обсудить основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности к рекомендациям специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара. Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности.
85044. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях 33.55 KB
  Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Закрепить знания правил безопасного поведения на воде во время купания во время водных походов в условиях аварийной ситуации возникшей во время водного пожара. Познакомить учащихся с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде. Изучаемые вопросы Значение воды в жизнедеятельности человека безопасность на воде.
85045. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека 31.48 KB
  Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости сохранения окружающей природной среды и формирования у каждого человека культуры в области экологической безопасности. Изучаемые вопросы Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы почв и природных вод в результате жизнедеятельности человека.
85046. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке 30.91 KB
  Изучаемые вопросы Расширение возможностей организма человека противостоять опасным факторам окружающей среды. Формирование потребности в сохранении окружающей природной среды. Снижение вредного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды. Изложение учебного материала Во вступительной части урока целесообразно отметить что значительного снижения уровня загрязнения окружающей нас природной среды в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать.
85047. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера 30.34 KB
  Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера Цель урока. Познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения; дать общее представление о классификации чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Изучаемые вопросы Причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Объекты экономики возникновение на которых производственных аварий может привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера.
85048. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения 32.01 KB
  Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения. Познакомить учащихся с понятиями радиационно опасный объект ионизирующее излучение радиоактивное загрязнение окружающей среды. Дать общее представление о последствиях аварий на радиационно опасных объектах и о влиянии ионизирующего излучения на организм человека.
85049. Аварии на химически опасных объектах Тамбовской области и их возможные последствия. Обеспечение химической защиты населения 33.32 KB
  Обеспечение химической защиты населения. Познакомить учащихся с общими мероприятиями проводимыми в стране и в регионе для защиты населения от химических аварий. Обобщить знания о средствах индивидуальной защиты и их защитных свойствах. Средства индивидуальной защиты и их защитные свойства.