19237

РАДИАЦИОННЫЕ ПОЯСА ЗЕМЛИ

Лекция

Физика

Радиационные пояса Земли При запуске первых спутников был установлен факт существования радиационных поясов состоящих из заряженных частиц высоких энергий. Данные пояса можно объяснить исходя из представлений о структуре магнитного поля Земли и движении заря

Русский

2013-07-11

93.5 KB

4 чел.

Радиационные пояса Земли

При запуске первых спутников был установлен факт существования радиационных поясов, состоящих из заряженных частиц высоких энергий. Данные пояса можно объяснить исходя из представлений о структуре магнитного поля Земли и движении заряженных частиц в плазменных установках, например, в магнитных ловушках. Источником заряженных частиц, формирующих магнитные пояса, является солнечный ветер, приходящий от Солнца. Во всем мире ведется постоянное наблюдение за состоянием солнечной активности и магнитосферы Земли, как, например, в институте земного магнетизма ИЗМИРАН (Москва). Информация о состоянии радиационных поясов является чрезвычайно важной при запуске космических кораблей и спутников.            

Известным фактом является потеря Солнцем значительной, по земным критериям, массы в виде солнечного ветра - потока высокоэнергетичных (100 кэВ-50 МэВ) заряженных частиц: протонов и электронов. Приведем значение скорости уменьшения массы Солнца, а также массы Солнца и Земли:

                

                   ,    

Ввиду вращения Солнца (период Т=25,4 сут) структура магнитного межпланетного поля Солнца и потоки солнечного ветра закручиваются в спираль Архимеда. Скорость истечения плазмы с поверхности  Солнца достигает порядка 100 км/c, а скорость ударных волн при вспышках на Солнце может достигать значения 1000 км/c.

Магнитное поле Земли имеет сложную структуру, содержащую как постоянную (В0,5 Гс у поверхности), так и переменную составляющую. Наклон магнитной оси к оси вращения Земли составляет . Самой простейшей моделью постоянного поля Земли, не учитывающей более тонких эффектов, является поле магнитного диполя. Причем ось магнитного диполя и ось вращения Земли оказываются смещенными друг относительно друга на длину около 400 км. Для объяснения генерации магнитного поля Земли были выдвинуты различные теории, получившие общее название теорий динамо-эффекта. Одной из первых в 40х годах прошлого века была предложена теория Я.Б.Френкеля, учитывающая вихревое движение металлических масс в магнитном поле. Представим схематичное изображение возникновения магнитного поля, которое предложил несколько позднее в своей теории Э.Буллард (рис.1). Предполагалось, что твердое металлическое ядро Земли имеет жидкую проводящую оболочку, граничащую с мантией. Буллард предположил, что твердое ядро вращается с несколько меньшей скоростью, чем проводящая жидкая оболочка. При этом генерируются вихревые кольцевые токи и располагаются в меридиональных плоскостях. Данная теория позволила объяснить дипольную составляющую магнитного поля и выдвинуть гипотезы относительно недипольных составляющих поля.

                                                       Рис.1

       Для изучения возможности формирования радиационных поясов Земли приближение магнитного диполя оказывается достаточным. Приведем выражение для напряженности магнитного поля диполя (рис.2):       

                        

Где   - магнитный момент,   

                                                                        Рис.2

В теории плазмы из лагранжиана частицы в электромагнитном поле выводится уравнение ее движения и траектория. Запишем исходное выражение и наиболее важный результат. Удобными для рассмотрения движения заряженных частиц оказываются цилиндрические координаты (r, , z). Лагранжиан заряженной частицы представляется в виде:

                  

                        

Выражение, описывающее траекторию заряженной частицы, имеет форму:                        

                 

                               ,   ,  ,  ,   ,

                               M – момент количества движения частицы. 

Для наиболее важного случая при >2 области движения частиц представлены на рис.3. на этом рисунке области, недоступные для движения частиц имеют штриховку. Частицы, попавшие во внутреннюю серповидную область, оказываются запертыми в магнитной ловушке, созданной этим полем.

                                                                          

                                                                 Рис.3

                                                                                                                              

Более детальный анализ дипольного магнитного поля, проведенный К.Штермером, дает для разрешенных областей движения различные серповидные области, изображенные на рис.4, расположенные на различных расстояниях от диполя (показано только три). Для каждой области такой области определяющим фактором является значение . В силу более сложной структуры магнитного поля Земли по сравнению с полем диполя в реальном случае заряженные частицы заполняют лишь часть областей, предсказанных теорией.

                                                                            Рис.4

 Рассмотрим общую структуру магнитосферы Земли (рис.5). Солнечный ветер сжимает магнитосферу, образуя на расстоянии  R~ 15RЗ  ударную волну. С другой стороны линии поля являются вытянутыми, образуя шлейф. Типичные параметры в солнечном ветре составляют: концентрация частиц  n=5-20 см-3, скорость потока  v=350-1000 км/c. Межпланетное магнитное поле (В~10-4 Гс) перезамыкается с полем Земли, которое в магнитосфере составляет  В~10-1-10-4 Гс.         

    

                                                                                                       

                                           Рис.5           

Счетчики заряженных частиц, установленные на первых российских и американских спутниках (1958 г.) показали наличие высокоэнергетичных заряженных частиц. При более детальном изучении данных областей были обнаружены два радиационных пояса (рис.6). Внутренний радиационный пояс (1) расположен на расстоянии около R ~1,5RЗ и занимает пространство L=1000-45000 км от поверхности Земли. В нем присутствуют наиболее высокоэнергетичные частицы с энергиями Е=10-40 МэВ. Его заполнение происходит за счет частиц солнечного ветра и при распадах нейтронов, возникающих в верхних слоях атмосферы.

                                                      Рис.6

       Внешний радиационный пояс (2) расположен на расстоянии R=(3-5)RЗ и содержит заряженные частицы в диапазоне энергий  Е=(0,1-0,5) МэВ. Заполнение данного пояса происходит после периодов сильных солнечных бурь. Это подтверждается с помощью регистрации интенсивности радиации на спутниках, проходящих через данный пояс, спустя 1-2 суток после вспышки на Солнце. Эксперимент по искусственному заполнению радиационных поясов был предпринят в 1958 г. при ядерном взрыве малой мощности на высоте около 480 км над поверхностью Земли в районе южной части Атлантического океана. Основным продуктами, заполняющими природную магнитную ловушку являлись -активные ядра. Искусственный радиационный пояс был сформирован между первым и вторым радиационными поясами на расстоянии около R~2RЗ и существовал на протяжении нескольких месяцев.

       Магнитные поля с интенсивностью, в некоторых случаях превышающих поле Земли, были обнаружены у планет-гигантов: Юпитера, Урана и т.д. при исследовании с помощью космических зондов по программе “Вояджер”. В случае Юпитера были зарегистрированы радиационные пояса, состоящие из протонов и электронов с энергиями порядка мегаэлектронвольт.


мантия

ядро

токи

мантия

ядро

токи

EMBED Equation.3  

EMBED Equation.3  

z

EMBED Equation.3  

солнечный

ветер

межпланетное магнитное поле

ударная волна

магнитное поле Земли

Земля

5

4

3

2

1

R/RЗ

0

Земля

1

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52158. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА, ЗАНЯТИЯ 29 KB
  Планконспект урока должен состоять из следующих рубрик: ТЕМА: название темы берется из календарнотематического плана. ЦЕЛЬ урока. ТИП урока: определяется исходя из целей и задач урока.
52159. Алгоритми та програмування 67.5 KB
  Поняття математичної інформаційної моделі. Поняття алгоритму. Учні повинні знати: основні етапи розв'язування задачі з використанням ЕОМ; поняття інформаційної моделі задачі; визначення вхідних даних та результатів поняття алгоритму; поняття виконавця; властивості алгоритмів; способи та форми подання алгоритмів; основні базові структури алгоритмів; сутність методу покрокової деталізації; основні Ідеї та принципи структурного програмування. Поняття про мову програмування.
52160. Алкоголь - ворог № 1 64 KB
  Мета: сформувати уявлення що алкоголізм це хвороба викликати почуття образи до алкогольних напоїв визначити причини та наслідки вживання алкоголю активізувати увагу на статистичних даних щодо вживання алкогольних напоїв навчити використовувати здобуті на виховному заході знання в практичній діяльності виховувати дбайливе ставлення до власного здоровя. Обладнання: фліпчарт листи А1 маркери мультимедійна установка рекламні плакати про вживання алкоголю клей ножиці.Інформаційне повідомлення Наслідки вживання алкоголю.Вплив...
52161. Вплив пивного алкоголізму на формування особливостей поведінки підлітка 39.5 KB
  Мета: розширити й поглибити знання учнів про шкідливий вплив пива, довести,що пивний алкоголізм-це соціальне зло і загроза здоров ю нації, показати,що вживання пива веде до деградації особистості, виховувати негативне ставлення до пива,досягти того,щоб учні усвідомили необхідність вести здоровий спосіб життя.
52162. Видатний український математик Георгій Вороний - одна з найяскравіших індивідуальностей в історії Чернігівщини 60.5 KB
  Познайомитись з життєвим шляхом та науковою спадщиною Георгія Вороного. Сьогодні ми ознайомимося із життєвим шляхом та науковою спадщиною великого математика Георгія Вороного. Вони вивчили матеріали про Георгія Вороного. Розповідь про життя і діяльність Георгія Вороного супроводжується презентацією.
52163. Амбіції та плани 2.61 MB
  So, you’ve understood that our today’s topic is «Jobs and Skills» and, what more, during lesson we are going to find out what skills a person needs to do his (her) job well, what professions are most demanded nowadays, what are the most suitable jobs for teenagers, how ambitious you are.
52164. Зелений агресор – амброзія полинолиста 100 KB
  Цілі: На прикладі амброзії полинолистої показати роль рослин в екосистемах. Тип уроку: практична робота з елементами бесіди Обладнання: гербарій амброзії полинолистої мультимедійна презентація робочий зошит Організаційний момент Мотивація навчальної діяльності Учитель. На мультимедійній дошці зявляється слайд з зображенням амброзії полинолистої Як ви здогадалися це амброзія полинолиста.Розглянути слайд презентації та гербарний екземпляр амброзії полинолистої.
52165. Північна Америка. Загальні відомості, особливості фізико-географічного положення, Історія відкриття та освоєння Північної Америки 46 KB
  Тема уроку: Північна Америка. Обладнання: атласи контурні карти стінні карти Північна Америка Карта півкуль підручник слайди для мультимедійної дошки. Отже ми починаємо вивчати материк Північна Америка. Розповідь вчителя За своєю площею 204 млн км2а з островами 244 млн км2 Північна Америка посідає третє місце серед континентів планети.
52166. ПІВНІЧНА АМЕРИКА 67 KB
  Завдання етапу: Назвіть і покажіть на карті крайні точки материка. За яким планом вивчають материк Розкажіть план характеристики географічного положення материка та поясніть чому опис материка починається з характеристики його географічного положення 4.Опишіть географічне положення материка.Яка площа Північної Америки Порівняйте з іншими материками.