19253

Понятие излучения. Реактор как источник излучений. Первичные и вторичные источники излучений. Задачи с источником на границе

Лекция

Энергетика

Лекция 1. Понятие излучения. Реактор как источник излучений. Первичные и вторичные источники излучений. Задачи с источником на границе. 1.1. Понятие излучения. В рамках курса с учетом акцента на задачи радиационной защиты введем понятие излучения так. Излучение и

Русский

2013-07-11

71.5 KB

7 чел.

Лекция 1.

«Понятие излучения. Реактор как источник излучений. Первичные и вторичные источники излучений. Задачи с источником на границе.»

1.1. Понятие излучения.  

В рамках курса с учетом акцента на задачи радиационной защиты введем понятие излучения так. Излучение (ионизирующее излучение) – поток частиц или гамма-квантов, взаимодействие которых с объектом защиты приводит к изменениям последнего.

1.2. Поток излучения.

Совокупность переменных {,,E,t} называют точкой фазового пространства. Здесь:

  радиус-вектор пространственной точки,

  единичный вектор направления полета излучения,

E  энергия излучения, t  момент времени.

В рассматриваемой системе можно ввести функцию плотности излучения N(,,E,t) число частиц в единичном объеме около точки фазового пространства. Размерность этой величины частиц / м3страдэВ.

Для описания взаимодействия излучения со средой в рассматриваемой системе используется функция Ф=vN=Ф(,,E,t), называемой потоком излучения (плотностью потока излучения), где v  скорость частиц. Размерность этой величины частиц / м2страдэВс.  

1.3. Реактор как источник излучений.

В работающем реакторе основным источником нейтронов являются мгновенные нейтроны деления. Средняя энергия нейтронов спектра деления 2 МэВ. Основным источником гамма-квантов являются мгновенные и запаздывающие гамма-кванты деления и гамма-кванты радиоактивного захвата и неупругого рассеяния. Средняя энергия гамма-квантов деления 1 МэВ.

В таблице 1.1 для ключевых делящихся изотопов приведены: среднее число нейтронов f и гамма-квантов  f, образующихся при делении одного ядра, среднее число гамма-квантов  c, образующихся при захвате одного нейтрона, доля запаздывающих нейтронов при делении тепловыми нейтронами.

В остановленном реакторе основной источник нейтронов определяется запаздывающими нейтронами. Основным источником гамма-квантов являются запаздывающее гамма-излучение осколков деления.


Таблица 1.1.

Некоторые характеристики ключевых делящихся изотопов.

Изотоп

f

, %

f

c

235U

2,42

0,67

7,5

3,9

239Pu

2,86

0,21

8,5

4,0

1.4. Первичные и вторичные источники излучений.

Первичные источники излучений в реакторе излучения, которые сопровождают акт деления или вызваны непосредственно этим актом. Это в первую очередь мгновенные и запаздывающие нейтроны деления, гамма-кванты деления и радиоактивного распада осколков деления.

Вторичные источники излучений в реакторе излучения, вызванные взаимодействием нейтронов и гамма-квантов с веществом без деления. Это фотонейтроны, нейтроны активации, гамма-кванты радиоактивного захвата и неупругого рассеяния, гамма-кванты продуктов активации.

1.5. Задачи с источником на границе.

Известная функция Ф0(,,E), имеющая физический смысл и размерность потока излучения внешний источник нейтронов в точках на границе системы (внешний распределенный по поверхности системы источник).

Описание неразмножающей (подкритической) системы требует обязательное знание в ней ненулевой функции внешнего источника излучения:  

или Q(,,E) внешнего объемного источника,

или Ф0(,,E) внешнего поверхостного источника хотя бы на одной границе,

или и внешнего объемного Q(,,E) и внешнего поверхостного Ф0(,,E) источников одновременно.

Некоторые формы поверхостного источника:

Моноэнергетический источник (энергия нейтронов источника E = E0):

Ф(,,E) = Ф0(,)  (EE0);    если ()<0.

Источник, распределенный по энергии заданным образом (например, распределенный по спектру деления (Е)):

Ф(,,E) = Ф0(,)  (Е);    если ()<0.

Источник, перпендикулярный поверхности облучения:

Ф(,,E) = Ф0(,E)  (()+1);    если ()<0.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56493. Подорож до країни, мову якої вивчаємо. Прикметник. Ступені порівняння прикметника 102 KB
  Travelling is remarkable in all seasons: in summer when the trees are green and there are a lot of flowers everywhere, in autumn when the trees are coloured, in winter when everything is white with snow, in spring when the trees are in blossom.
56494. Travelling 56 KB
  The most expensive and the fastest way of travelling is by plane. With modern air liner you can travel in one hour to a place you want. The seats are comfortable there. You can sit and read, look out of the window or sleep until you arrive at your airport.
56495. ЗАГАЛЬНА ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНІВ ТРАВЛЕННЯ. ФІЗІОЛОГІЧНА СУТНІСТЬ ТРАВЛЕННЯ 98 KB
  МЕТА: встановити біологічне значення травлення зробивши загальний огляд травної системи; переконатися в відповідності її функцій; уточнити поняття харчові продукти і поживні речовини...
56496. ТРАВМАТИЗМ НА УРОКАХ ФІЗКУЛЬТУРИ 134 KB
  Травматизм на заняттях фізичної культури - явище, не сумісне з оздоровчими цілями фізичної культури й спорту. Згідно із чинним законодавством, школа несе відповідальність за життя і здоровя учнів.
56498. Требования к конспекту урока математики студента-практиканта в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида 32 KB
  Требования к конспекту урока математики студентапрактиканта в специальном коррекционном образовательном учреждении VIII вида В конспекте указываются: школа класс математика как учебный предмет и дата проведения урока. Рассматривается раздел программы и тема урока в соответствии с разделом программы. Студент должен четко мысленно воспроизводить место урока по данному разделу. Раскрываются цели урока: образовательная воспитательная и коррекционноразвивающая.
56499. Требования к написанию урока по информатике 360 KB
  Образовательные - изучение типов таблиц, определение назначения таблиц различного типа, формирование умений по построению таблиц. Развивающие - формирование приемов мыслительной деятельности и гибкости мышления при ответах на вопросы учителя, развитие умения слушать в процессе объяснения нового материала.
56500. Требования к плану- конспекту урока ручного труда 38.5 KB
  В колонке «Содержание урока» должна быть отражена методика проведения каждого этапа урока, вопросы, обращенные к учащимся и предполагаемые ответы, поэтапный план выполнения изделия...