19255

Понятие поглощенной и эквивалентной дозы. Коэффициенты качества излучения. Предельно допустимая доза облучения

Лекция

Энергетика

Лекция 3. Понятие поглощенной и эквивалентной дозы. Коэффициенты качества излучения. Предельно допустимая доза облучения. 3.1. Понятие поглощенной дозы. Поглощенная доза излучения доза излучения D отношение энергии переданной излучением веществу в некотором о...

Русский

2013-07-11

36.5 KB

9 чел.

Лекция 3.

«Понятие поглощенной и эквивалентной дозы. Коэффициенты качества излучения. Предельно допустимая доза облучения.»

3.1. Понятие поглощенной дозы.

Поглощенная доза излучения (доза излучения) D – отношение энергии, переданной излучением веществу в некотором объеме, к массе вещества в этом объеме.

D =  =

Энергия W, переданная излучением веществу в некотором объеме равна:

+ сумма энергий всех вошедших в объем частиц, исключая энергию покоя частиц,

– сумма энергий всех покинувших объем частиц, исключая энергию покоя частиц,

+ сумма энергий, выделяемых во всех произошедших в объеме ядерных реакциях,

– сумма энергий, затраченных во всех произошедших в объеме ядерных реакциях,

± энергетический эквивалент изменения массы покоя ядер и частиц за счет произошедших в объеме ядерных реакций.

3.2. Понятие эквивалентной дозы.

Для оценки эффекта воздействия любого вида излучения на биологическую ткань вводится новая характеристика, физическая величина, не выражающаяся через другие величины. При облучении в малых дозах, не превышающих пяти предельно допустимых доз облучения, такая характеристика называется эквивалентной дозой Dэкв.

3.3. Единицы измерения поглощенной и эквивалентной дозы.

Единица поглощенной дозы излучения в СИ – грей (Гр) – джоуль на килограмм (Дж/кг), соответствует поглощению 1 Дж энергии любого вида излучения в 1 кг облученного вещества. Внесистемная единица поглощенной дозы излучения – рад –соответствует поглощению 100 Дж энергии любого вида излучения в 1 г облученного вещества.

1 Дж/кг = 1 Гр = 100 рад.

Единица эквивалентной дозы – зиверт (Зв) – эквивалентная доза любого вида излучения в биологической ткани, которое создает такой же биологический эффект, как и поглощенная доза в 1 Гр образцового (эталонного) излучения. Образцовое излучение – рентгеновское излучение с граничной энергией 200 кэВ.

Внесистемная единица эквивалентной дозы – биологический эквивалент рентгена (бэр) – эквивалентная доза любого вида излучения в биологической ткани, которое создает такой же биологический эффект, как и поглощенная доза в 1 рад образцового излучения.     1 Зв = 100 бэр.

3.4. Коэффициент качества излучения.

Другие дозовые характеристики излучения: экспозиционная доза (размерность – Кл/кг, рентген), керма, мощность поглощенной дозы, мощность эквивалентной дозы, мощность экспозиционной дозы, мощность кермы.

Для сравнения биологических эффектов, производимых одинаковой поглощенной дозой различных видов излучения при хроническом облучении вводят безразмерную характеристику – коэффициент качества излучения. Коэффициент качества излучения (К) – отношение эквивалентной дозы рассматриваемого излучения к эквивалентной дозе образцового излучения при их одинаковых поглощенных дозах.

Если [Dэкв] = Зв, [D] = Гр, то численно справедливо соотношение: 

Dэкв = К D.

Значения К для излучений с неизвестным спектральным составом:

Вид излучения

К

Рентгеновское и -излучение, электроны, позитроны, -излучение

1

Нейтроны с энергией меньше 20 кэВ

3

Нейтроны с энергией 0,1-10 МэВ

10

-излучение с энергией меньше 10 МэВ

20

Протоны с энергией меньше 10 МэВ

10

3.5. Предельно допустимая доза облучения.

Предельно допустимая доза облучения (ППД) – максимальное значение индивидуальной эквивалентной дозы за год, которое при равномерном воздействии в течение 50 лет не вызовет в состоянии здоровья персонала неблагоприятных изменений, обнаруживаемых современными средствами. ППД – законодательно устанавливаемая величина. Для некоторых групп критических органов предельно допустимые годовые дозы внешнего и внутреннего облучения составляют: 5 бэр – для персонала, 0,5 бэр – для ограниченной части населения.

Естественный радиационный фон – излучение, создаваемое рассеянными в природе радионуклидами, содержащимися в земной коре, приземном воздухе, почве, воде, растениях, продуктах питания, в организмах животных и человека (84%), а также космическое излучение (16%). Естественный радиационный фон колеблется в широких пределах в различных регионах Земли. Ориентировочные значения – 0,2-0,4 бэр/год.  

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34505. Искусство этрусков. Архитектура. Отличие этрусского храма от греческого. Скульптура. Роспись гробниц 15.34 KB
  Искусство этрусков. и в которой наиболее интересным и развитым было искусство этрусков. Происхождение и язык этрусков до сих пор полностью не выяснены. Города этрусков были прекрасно укреплены соединялись благоустроенными дорогами и мостами.
34506. Искусство Древнего Рима. Значение, особенности художественной культуры Древнего Рима. Хронология. Отличия римского искусства от греческого. Основные типы римской архитектуры. Римский скульптурный портрет 17.81 KB
  Росписи дома Ливии на Палатине дома на Эсквилине IIго стиля. IIIго стиля в Помпеях. Вместо перспективных архитектурных построений IIго стиля фантастические трельяжи и âканделябрыâ IIIго стиля. Характерные особенности декоративного стиля I в.
34507. Искусство Византии. Раннехристианское искусство. Античные образы, христианское содержание. Символика. Орнаментика. Период иконоборчества. Связь византийского искусства с религией. Символизм. Трансцендентность. Расцвет византийского искусства в эпоху Маке 19.47 KB
  Мозаики св. Софии мозаики монастыря Дафнии. Немногие дошедшие до нас иконы VI века написанные восковыми красками некоторые из них происходят из Синайского монастыря как например Христос Пантократор хранящийся на Синае Богоматерь с младенцем Мозаики церкви Успения в Никее. Эти утраченные теперь мозаики принадлежали к числу самых замечательных произведений византийской монументальной живописи.
34508. Романское искусство. Искусство эпохи развитого феодализма. Термин «романский». Романская архитектура: ведущая роль, строительные принципы, стилистические черты. Типы церквей 22.24 KB
  С развитием торговли и ремесла в XI XII вв. С XII в. XI XIII века время расцвета монументального искусства как живописи так и скульптуры. В XI XII вв.
34509. Готическое искусство Франции. Термин «готика». Ведущая роль архитектуры. Принципы готической каркасной конструкции, ее элементы. Роль скульптуры. Причины появления витражной живописи 18.95 KB
  Особое внимание уделялось сторожевой башне ратуши беффруа которая была символом независимости республики как городской собор был символом благосостояния граждан коммуны. На площади перед собором происходили диспуты лекции разыгрывались мистерии. Самым большим храмом периода ранней готики был Собор Парижской Богоматери пятинефный храм вмещал до 9000 человек. Раннеготический собор в Лане 1174 1226.
34510. Искусство Проторенессанса. Скульптура. Н. Пизано. Живопись П. Каваллини. Джотто – реформатор итальянской живописи. Принципы творчества Фрески Капеллы дель Арена в Падуе 20.03 KB
  Мозаичный цикл в церкви Санта Мариа ин Трастевере 1291. Фрагмент фрески âСтрашный судâ в церкви Санта Чечилиа ин Трастевере 1293. Ассизи Житийный цикл фресок в верхней церкви Сан Франческо посвященных св. Фрески в трансепте верхней церкви св.
34511. Искусство Раннего Возрождения. Формирование новых принципов изобразительного языка. Переплетение ренессансных принципов и средневековых традиций в искусстве ХV в. Мазаччо – основоположник живописи Кватроченто. А. дель Кастаньо. П. дела Франческо. Проблема 21.58 KB
  Стефана 1425 1426 ниш церкви Ор Сан Микеле. Георгийâ 1415 1417 для ниш церкви Ор Сан Микеле. âБлаговещениеâ алтаря Кавальканти в церкви Санта Кроче 1я пол. Полиптих для церкви кармелиток в Пизе 1426 ныне в различных музеях: готическая экспрессия и ее преодоление.
34512. Высокое Возрождение в Италии. Общая характеристика искусства Высокого Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микельанджело Буанаротти 17.58 KB
  Творчество Леонардо да Винчи Рафаэля Санти Микельанджело Буанаротти. Флорентийскоримские мастера Леонардо да Винчи 1452 1519 ученик Верроккьо универсальный гений. Непродуктивность Леонардоживописца неспособность довести вещь до конца следствия опережающей работы интеллекта. Леонардо в Милане 1482 1499.
34513. Позднее Возрождение в Венеции. Творчество Тициана, Тинторетто, Веронезе 16.52 KB
  1509 Дрезден Картинная галерея âТри философаâ ок. âЛюбовь небесная и земнаяâ 1514 Рим галерея Боргезе. Импозантность и демонстрация жизненного амплуа модели в портретах Федериго II Гонзага 1529 Мадрид Прадо и Ипполито Медичи 1533 Флоренция галерея Питти. Работы среднего периода: âВведение во храмâ 1534 1538 Венеция Академия âВенера Урбинскаяâ 1538 Флоренция Уффици âДанаяâ 1544 1546 Неаполь галерея Каподимонте.