19261

Модель факторов накопления гамма-квантов. Аналитические аппроксимации факторов накопления гамма-квантов. Фактор накопления для многослойных систем

Лекция

Энергетика

Лекция 9. Модель факторов накопления гаммаквантов. Аналитические аппроксимации факторов накопления гаммаквантов. Фактор накопления для многослойных систем. 9.1. Расчет защиты от фотонного излучения. Для расчета мощности дозы гаммаквантов за защитой модель сеч

Русский

2013-07-11

54.5 KB

37 чел.

Лекция 9.

«Модель факторов накопления гамма-квантов. Аналитические аппроксимации факторов накопления гамма-квантов. Фактор накопления для многослойных систем.»

9.1. Расчет защиты от фотонного излучения.

Для расчета мощности дозы гамма-квантов за защитой модель сечения выведения неприменима. Это обусловлено различием во взаимодействии с веществом нейтронов и гамма-квантов. Любой процесс взаимодействия нейтронов при прохождении через защиту с точки зрения дозы за защитой можно рассматривать как поглощение материалом защиты, при этом их количество только уменьшается. При этом сечение взаимодействия быстрых нейтронов слабо зависит от энергии, что позволяет рассматривать все нейтроны спектра деления одной группой. В отличие от нейтронов гамма-кванты, испытав рассеяние, могут попасть в энергетический диапазон с существенно меньшим линейным коэффициентом ослабления и стать более значимыми с точки зрения дозы за защитой. Поэтому при расчетах приходится рассматривать гамма-кванты разных энергий отдельно.

9.2. Модель факторов накопления гамма-квантов.

Фактор накопления гамма-квантов по регистрируемому функционалу равен кратности превышения полной характеристики поля над характеристиками пля нерассеянного первичного излучения.

9.3. Дозовый фактор накопления гамма-квантов.

Дозовый фактор накопления гамма-квантов определяется соотношением:

.

Тогда дозу гамма-квантов за защитой можно вычислить как:

.

9.4. Аналитические аппроксимации факторов накопления гамма-квантов.

Для расчета факторов накопления гомогенной защиты можно использовать аналитические аппроксимации факторов накопления гамма-квантов, основанные на экспериментальных результатах. Существует ряд аналитических аппроксимаций факторов накопления, каждая из которых имеет диапазон толщин защит, для которых аппроксимации дают лучший результат. Для расчета реальных защитных задач ЯЭУ можно использовать двухэкспоненциальную форму Тейлора представления гомогенного фактора накопления:

,

где - коэффициенты двух экспоненциального представления. Константы A1, 1 и 2 для энергии 3 и 5 МэВ представлены в таблицах 9.1 и 9.2.

Таблица 9.1

Константы A1, 1 и 2 в двухэкспоненциальной форме Тейлора для энергии 3 МэВ.

материал

A1

1

2

1

БЕТОН

14.0

-0.03

0.03

2

ВОДА

230.

-0.0064

-0.0032

3

СТАЛЬ

5.0

-0.074

0.075

4

УРАН

2.7

-0.086

0.134

5

СВИНЕЦ

2.15

-0.097

0.077

6

ГРАФИТ

5.2

-0.062

0.108

Таблица 9.2

Константы A1, 1 и 2 в двухэкспоненциальной форме Тейлора для энергии 5 МэВ.

материал

A1

1

2

1

БЕТОН

9.2

-0.03

0.03

2

ВОДА

13.0

-0.015

0.026

3

СТАЛЬ

2.9

-0.08

0.075

4

УРАН

1.2

-0.017

0.06

5

СВИНЕЦ

1.2

-0.152

0.059

6

ГРАФИТ

3.6

-0.05

0.124

9.5. Фактор накопления для многослойных систем.

Фактор накопления для многослойных систем не обладает свойством аддитивности. Для расчета факторов накопления многослойных систем может быть использована формула Бродера:

,

где входящие в формулу слагаемые  – гомогенный фактор накопления. При вычислении такого фактора накопления, например, используя двухэкспоненциальную форму Тейлора, необходимо в формуле гомогенного фактора накопления взять коэффициенты  для материала j, а вместо величины  взять сумму этих величин для первых n слоев системы.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74989. Местоимение как часть речи. Роль местоимений в тексте 115.5 KB
  ЦЕЛЬ: Дать представление о местоимении как части речи; познакомить с особенностями местоимений и их ролью в речи; учить подбирать необходимые местоимения в связной речи. Называют ли местоимения она у нее конкретный предмет или только указывают на него...
74990. Інтерактивні методи навчання на уроках у початковій школі 42.5 KB
  Інтерактивне навчання забезпечує взаєморозуміння взаємодію взаємозбагачення. Сумісна діяльність учнів у процесі навчання полягає в тому що кожний учень сильний чи слабкий вкладає в цей процес свій особистий індивідуальний внесок.
74991. День Святого Миколая 34.5 KB
  Найбільшою пошаною в народі відзначалося свято Миколи, який вважається покровителем бідний і знедолених та заступником рибалок і моряків. Святого Миколу вшановують два рази на рік: 22 травня і 19 грудня.