19270

Каноническое проектирование. Типовое проектирование ИС. Параметрически-ориентированное проектирование. Модельно-ориентированное проектирование

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Лекция 3. Каноническое проектирование. Типовое проектирование ИС. Параметрическиориентированное проектирование. Модельноориентированное проектирование. 3.1. Каноническое проектирование Организация канонического проектирования ИС ориентирована на использов...

Русский

2013-07-11

280.39 KB

88 чел.

Лекция 3.

Каноническое проектирование. Типовое проектирование ИС. Параметрически-ориентированное проектирование. Модельно-ориентированное проектирование.

3.1. Каноническое проектирование

Организация канонического проектирования ИС ориентирована на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла ИС. Стадии и этапы работы описаны в стандарте ГОСТ 34.601-90.

В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач, требующих решения при создании конкретной ИС, стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость. Допускается объединять последовательные этапы и даже исключать некоторые из них на любой стадии проекта. Допускается также начинать выполнение работ следующей стадии до окончания предыдущей.

Стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями-участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ.

Стадия 1. Формирование требований к АС (слайд 2)

Этап 1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС.

Обследование - это изучение и диагностический анализ организационной структуры предприятия, его деятельности и существующей системы обработки информации.

На этапе проводятся:

  •  сбор данных об объекте автоматизации и осуществляемых видах деятельности;
  •  оценка качества функционирования объекта и осуществляемых видах деятельности, выявление проблем, решение которых возможно средствами автоматизации;
  •  оценка (технико-экономической, социальной и т.д.) целесообразности создания АС.

Этап 1.2. Формирование требований пользователя к АС. На этапе проводятся:

  •  подготовка исходных данных для формирования требований АС (характеристика объекта автоматизации, описание требований к системе, ограничения допустимых затрат на разработку, ввод в действие и эксплуатацию, эффект, ожидаемый от системы, условия создания и функционирования системы);
  •  формулировка и оформление требований пользователя к АС.

Этап 1.3. Оформление отчёта о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания). На этапе проводятся:

  •  оформление отчета о выполненных работах на данной стадии
  •  оформление заявки на разработку АС (тактико-технического задания) или другого заменяющего её документа с аналогичным содержанием.

Стадия 2. Разработка концепции АС (слайд 2).

Этап 2.1. Изучение объекта. На этапе проводится детальное изучение объекта автоматизации

Этап 2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ. На этапе проводятся необходимые научно-исследовательские работы (НИР), связанные с поиском путей и оценкой возможности реализации требований пользователя, оформляют и утверждают отчёты о НИР.

Этап 2.3. Разработка вариантов концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя. На этапе проводятся разработку альтернативных вариантов концепции создаваемой АС и планов их реализации; оценку необходимых ресурсов на их реализацию и обеспечение функционирования; оценку преимуществ и недостатков каждого варианта; определение порядка оценки качества и условий приёмки системы; оценку эффектов, получаемых от системы

Этап 2.4. Оформление отчёта о выполненной работе.

На этапе подготавливаются и оформляются отчет, содержащий описание выполненных работ на стадии описания и обоснования предлагаемого варианта концепции системы

Стадия 3. Техническое задание (слайд 3).

Этап 3.1. Разработка и утверждение технического задания на создание АС. На этапе проводятся разработка, оформление, согласование и утверждение технического задания на АС и, при необходимости, технических заданий на части АС.

Типовые требования к составу и содержанию технического задания приведены в таблице 3.1 (слайд 3).

Таблица 3.1. Состав и содержание технического задания (ГОСТ 34.602- 89)

№ п\п

Раздел

Содержание

1

Общие сведения

  •  полное наименование системы и ее условное обозначение
  •  шифр темы или шифр (номер) договора;
  •  наименование предприятий разработчика и заказчика системы, их реквизиты
  •  перечень документов, на основании которых создается ИС
  •  плановые сроки начала и окончания работ
  •  сведения об источниках и порядке финансирования работ
  •  порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы, ее частей и отдельных средств

2

Назначение и цели создания (развития) системы

  •  вид автоматизируемой деятельности
  •  перечень объектов, на которых предполагается использование системы
  •  наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических и др. показателей объекта, которые должны быть достигнуты при внедрении ИС

3

Характеристика объектов автоматизации

  •  краткие сведения об объекте автоматизации
  •  сведения об условиях эксплуатации и характеристиках окружающей среды

4

Требования к системе

Требования к системе в целом:

  •  требования к структуре и функционированию системы (перечень подсистем, уровни иерархии, степень централизации, способы информационного обмена, режимы функционирования, взаимодействие со смежными системами, перспективы развития системы)
  •  требования к персоналу (численность пользователей, квалификация, режим работы, порядок подготовки)
  •  показатели назначения (степень приспособляемости системы к изменениям процессов управления и значений параметров)
  •  требования к надежности, безопасности, эргономике, транспортабельности, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, защите и сохранности информации, защите от внешних воздействий, к патентной чистоте, по стандартизации и унификации

Требования к функциям (по подсистемам) :

  •  перечень подлежащих автоматизации задач
  •  временной регламент реализации каждой функции
  •  требования к качеству реализации каждой функции, к форме представления выходной информации, характеристики точности, достоверности выдачи результатов
  •  перечень и критерии отказов

Требования к видам обеспечения:

  •  математическому (состав и область применения мат. моделей и методов, типовых и разрабатываемых алгоритмов)
  •  информационному (состав, структура и организация данных, обмен данными между компонентами системы, информационная совместимость со смежными системами, используемые классификаторы, СУБД, контроль данных и ведение информационных массивов, процедуры придания юридической силы выходным документам)
  •  лингвистическому (языки программирования, языки взаимодействия пользователей с системой, системы кодирования, языки ввода- вывода)
  •  программному (независимость программных средств от платформы, качество программных средств и способы его контроля, использование фондов алгоритмов и программ)
  •  техническому
  •  метрологическому
  •  организационному (структура и функции эксплуатирующих подразделений, защита от ошибочных действий персонала)
  •  методическому (состав нормативно- технической документации

5

Состав и содержание работ по созданию системы

  •  перечень стадий и этапов работ
  •  сроки исполнения
  •  состав организаций —исполнителей работ
  •  вид и порядок экспертизы технической документации
  •  программа обеспечения надежности
  •  программа метрологического обеспечения

6

Порядок контроля и приемки системы

  •  виды, состав, объем и методы испытаний системы
  •  общие требования к приемке работ по стадиям
  •  статус приемной комиссии

7

Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие

  •  преобразование входной информации к машиночитаемому виду
  •  изменения в объекте автоматизации
  •  сроки и порядок комплектования и обучения персонала

8

Требования к документированию

  •  перечень подлежащих разработке документов
  •  перечень документов на машинных носителях

9

Источники разработки

документы и информационные материалы, на основании которых разрабатывается ТЗ и система

Стадия 4. Эскизный проект (слайд 4).

Этап 4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и её частям. На этапе определяются: функции АС; функции подсистем, их цели и эффекты; состав комплексов задач и отдельных задач; концепция информационной базы, её укрупнённая структура; функции системы управления базой данных; состав вычислительной системы; функции и параметры основных программных средств.

Этап 4.2. Разработка документации на АС и её части. На этапе проводятся разработка, оформление, согласование и утверждение документации в объёме, необходимом для описания полной совокупности принятых проектных решений и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию АС.

Стадия 5. Технический проект (слайд 4).

Этап 5.1. Разработка проектных решений по системе и её частям. На этапе обеспечивается разработка общих решений по системе и её частям, функционально-алгоритмической структуре системы, по функциям персонала и организационной структуре, по структуре технических средств, по алгоритмам решения задач и применяемым языкам, по организации и ведению информационной базы, системе классификации и кодирования информации, по программному обеспечению.

Этап 5.2. Разработка документации на АС и её части. На этапе проводится разработка, оформление, согласование и утверждение документации в объёме, необходимом для описания полной совокупности принятых проектных решений и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию АС (таблица 2).

Этап 5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку. На этапе проводятся подготовка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС; определение технических требований и составление ТЗ на разработку изделий, не изготовляемых серийно

Этап 5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации. На этапе осуществляют разработку, оформление, согласование и утверждение заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации для проведения строительных, электротехнических, санитарно-технических и других подготовительных работ, связанных с созданием АС.

Состав и содержание технического проекта приведены в таблице 3.2 (слайд 5).

Таблица 3.2. Содержание технического проекта

№ п\п

Раздел

Содержание

1

Пояснительная записка

  •  основания для разработки системы
  •  перечень организаций разработчиков
  •  краткая характеристика объекта с указанием основных технико-экономических показателей его функционирования и связей с другими объектами
  •  краткие сведения об основных проектных решениях по функциональной и обеспечивающим частям системы

2

Функциональная и организационная структура системы

  •  обоснование выделяемых подсистем, их перечень и назначение
  •  перечень задач, решаемых в каждой подсистеме, с краткой характеристикой их содержания
  •  схема информационных связей между подсистемами и между задачами в рамках каждой подсистемы

3

Постановка задач и алгоритмы решения

  •  организационно-экономическая сущность задачи (наименование, цель решения, краткое содержание, метод, периодичность и время решения задачи, способы сбора и передачи данных, связь задачи с другими задачами, характер использования результатов решения, в которых они используются)
  •  экономико-математическая модель задачи (структурная и развернутая форма представления)
  •  входная оперативная информация ( характеристика показателей, диапазон изменения, формы представления)
  •  нормативно-справочная информация ( НСИ) (содержание и формы представления)
  •  информация, хранимая для связи с другими задачами
  •  информация, накапливаемая для последующих решений данной задачи
  •  информация по внесению изменений ( система внесения изменений и перечень информации, подвергающейся изменениям)
  •  алгоритм решения задачи ( последовательность этапов расчета, схема, расчетные формулы)
  •  контрольный пример (набор заполненных данными форм входных документов, условные документы с накапливаемой и хранимой информацией, формы выходных документов, заполненные по результатам решения экономико-технической задачи и в соответствии с разработанным алгоритмом расчета)

4

Организация информационной базы

  •  источники поступления информации и способы ее передачи
  •  совокупность показателей, используемых в системе
  •  состав документов, сроки и периодичность их поступления
  •  основные проектные решения по организации фонда НСИ
  •  состав НСИ, включая перечень реквизитов, их определение, диапазон изменения и перечень документов НСИ
  •  перечень массивов НСИ, их объем, порядок и частота корректировки информации
  •  структура фонда НСИ с описанием связи между его элементами; требования к технологии создания и ведения фонда
  •  методы хранения, поиска, внесения изменений и контроля
  •  определение объемов и потоков информации НСИ
  •  контрольный пример по внесению изменений в НСИ
  •  предложения по унификации документации

5

Альбом форм документов

6

Система математического обеспечения

  •  обоснование структуры математического обеспечения
  •  обоснование выбора системы программирования
  •  перечень стандартных программ

7

Принцип построения комплекса технических средств

  •  описание и обоснование схемы технологического процесса обработки данных
  •  обоснование и выбор структуры комплекса технических средств и его функциональных групп
  •  обоснование требований к разработке нестандартного оборудования
  •  комплекс мероприятий по обеспечению надежности функционирования технических средств

8

Расчет экономической эффективности системы

  •  сводная смета затрат, связанных с эксплуатацией систем
  •  расчет годовой экономической эффективности, источниками которой являются оптимизация производственной структуры хозяйства (объединения), снижение себестоимости продукции за счет рационального использования производственных ресурсов и уменьшения потерь, улучшения принимаемых управленческих решений

9

Мероприятия по подготовке объекта к внедрению системы

  •  перечень организационных мероприятий по совершенствованию бизнес-процессов
  •  перечень работ по внедрению системы, которые необходимо выполнить на стадии рабочего проектирования, с указанием сроков и ответственных лиц

10

Ведомость документов

Стадия 6. Рабочая документация (слайд 6).

Этап 6.1. Разработка рабочей документации на систему и её части. На этапе осуществляют разработку рабочей документации, содержащей все необходимые и достаточные сведения для обеспечения выполнения работ по вводу АС в действие и её эксплуатации, а также для поддержания уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы в соответствии с принятыми проектными решениями, её оформление, согласование и утверждение.

Этап 6.2. Разработка или адаптация программ. На этапе  проводят разработку программ и программных средств системы, выбор, адаптацию и (или) привязку приобретаемых программных средств, разработку программной документации.

Стадия 7. Ввод в действие (слайд 6, слайд 7).

Этап 7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие. На этапе проводят работы по организационной подготовке объекта автоматизации к вводу АС в действие, в том числе:

  •  реализацию проектных решений по организационной структуре АС;
  •  обеспечение подразделений объекта управления инструктивно-методическими материалами;
  •  внедрение классификаторов информации.

Этап 7.2. Подготовка персонала. На этапе проводят обучение персонала и проверку его способности обеспечить функционирование АС.

Этап 7.3. Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями). На этапе обеспечивают получение комплектующих изделий серийного и единичного производства, материалов и монтажных изделий, проводят входной контроль их качества.

Этап 7.4. Строительно-монтажные работы. На этапе проводят:

  •  выполнение работ по строительству специализированных зданий (помещений) для размещения технических средств и персонала АС;
  •  сооружение кабельных каналов;
  •  выполнение работ по монтажу технических средств и линий связи;
  •  испытание смонтированных технических средств;
  •  сдачу технических средств для проведения пусконаладочных работ.

Этап 7.5. Пусконаладочные работы. На этапе проводят:

  •  автономную наладку технических и программных средств,
  •  загрузку информации в базу данных и проверку системы её ведения;
  •  комплексную наладку всех средств системы.

Этап 7.6. Проведение предварительных испытаний. На этапе осуществляют:

  •  испытания АС на работоспособность и соответствие техническому заданию в соответствии с программой и методикой предварительных испытаний;
  •  устранение неисправностей и внесение изменений в документацию на АС, в том числе эксплуатационную в соответствии с протоколом испытаний;
  •  оформление акта о приёмке АС в опытную эксплуатацию.

Этап 7.7. Проведение опытной эксплуатации. На этапе проводят:

  •  опытную эксплуатацию АС;
  •  анализ результатов опытной эксплуатации АС;
  •  доработку (при необходимости) программного обеспечения АС;
  •  дополнительную наладку (при необходимости) технических средств АС;
  •  оформление акта о завершении опытной эксплуатации.

Этап 7.8. Проведение приёмочных испытаний. На этапе проводят:

  •  испытания на соответствие техническому заданию в соответствии с программой и методикой приёмочных испытаний;
  •  анализ результатов испытания АС и устранение недостатков, выявленных при испытаниях;
  •  оформление акта о приёмке АС в постоянную эксплуатацию.

Стадия 8. Сопровождение АС (слайд 7)

Этап 8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами. На этапе осуществляются работы по устранению недостатков, выявленных при эксплуатации АС в течении установленных гарантийных сроков, внесению необходимых изменений в документацию по АС.

Этап 8.2. Послегарантийное обслуживание. На этапе  осуществляют работы по:

  •  анализу функционирования системы;
  •  выявлению отклонений фактических эксплуатационных характеристик АС от проектных значений;
  •  установлению причин этих отклонений;
  •  устранению выявленных недостатков и обеспечению стабильности эксплуатационных характеристик АС;
  •  внесению необходимых изменений в документацию на АС.

3.2. Типовое проектирование ИС

Типовое проектирование ИС предполагает создание системы из готовых типовых элементов. Основополагающим требованием для применения методов типового проектирования является возможность декомпозиции проектируемой ИС на множество составляющих компонентов (подсистем, комплексов задач, программных модулей и т.д.). Для реализации выделенных компонентов выбираются имеющиеся на рынке типовые проектные решения, которые настраиваются на особенности конкретного предприятия.

Типовое проектное решение (ТПР) - это представленное в виде проектной документации, включая программные модули, проектное решение, пригодное к многократному использованию. Каждое типовое решение предполагает наличие, кроме собственно функциональных элементов (программных или аппаратных), документации с детальным описанием ТПР и процедур настройки в соответствии с требованиями разрабатываемой системы (слайд 8).

В качестве проектного решения может выступать реализация как отдельных компонентов ИС (программных модулей, функциональных задач, автоматизированных рабочих мест, локальных баз данных, локальных вычислительных сетей), так и взаимосвязанных комплексов компонентов (функциональных и обеспечивающих подсистем, ИС в целом). Типовые проектные решения также называют тиражируемыми продуктами.

Принятая классификация ТПР основана на уровне декомпозиции системы. Выделяются следующие классы ТПР:

  •  элементные ТПР - типовые решения по задаче или по отдельному виду обеспечения задачи (информационному, программному, техническому, математическому, организационному) (слайд 9);
  •  подсистемные ТПР - в качестве элементов типизации выступают отдельные подсистемы, разработанные с учетом функциональной полноты и минимизации внешних информационных связей; ТПР для функциональных подсистем реализуются в виде пакетов прикладных программ (ППП) (слайд 10)
  •  объектные ТПР - типовые отраслевые проекты, которые включают полный набор функциональных и обеспечивающих подсистем ИС (слайд 11).

Для реализации типового проектирования используются два подхода: параметрически-ориентированное и модельно-ориентированное проектирование.

3.3. Параметрически-ориентированное проектирование

При проектировании ИС на основе параметрической настройки пакета прикладных программ (ППП) последний рассматривается как «черный ящик» (слайд 12). На вход ППП подаются параметрический (ПП) и информационный (ИП) потоки, а выходом служит результат работы пакета (РП). ППП включает следующие блоки: функционирования, обработки параметров, адаптации.

Информационный поток представляет собой исходные данные, которые обрабатываются и необходимы для получения результатов работы пакета. Исходные данные для функционирования пакета могут быть представлены в виде различных документов, причем как бумажных, так и электронных.

Результаты работы пакета могут быть представлены в виде отчетов, графиков, электронных документов, которые могут накапливаться или направляться во внешнюю среду.

Блок функционирования обрабатывает исходные данные и формирует результаты работы пакета. Графически блок функционирования представляется деревом программных модулей, которые автоматизируют функции обработки данных.

Параметрический поток - информация, необходимая для настройки пакета на конкретные условия функционирования. Параметрический поток включает информацию, которая задается один раз при установке (инсталляции) этого пакета. Изменяя параметры, можно включать и выключать какие-либо модули или влиять на режим их работы. Для архитектуры «клиент-сервер» в параметрическом потоке описываются пользователи и их уровни доступа к программным модулям и ко всему пакету в целом. Параметрическая информация предоставляется:

  •  в справочниках (классификаторах с задаваемым числом уровней классификации, например, в справочниках номенклатуры изделий и услуг, видов расчетов, валют и т.д.);
  •  в таблицах описаний конфигурации программных модулей (например, условия включения (выключения) модуля, режимы ручного или автоматического обновления полей данных, методы расчетов показателей и т.д.).

Блок обработки параметров представляет собой совокупность специальных модулей по интерпретации значений параметров. В частности, блок обработки параметров переносит установки пользователя непосредственно в прикладные программы и в используемую базу данных. Проводимая настройка ППП позволяет использовать его для широкого класса объектов управления. Блок адаптации взаимодействует с блоком функционирования и может добавлять модули или модифицировать их. Необходимость применения блока адаптации связана с потребностями доработки программных модулей ППП под воздействием внешних условий функционирования. Поэтому в состав ППП включается инструментарий адаптации существующих типовых проектных решений.

Сущность применения метода типового проектирования ИС на основе параметрической настройки ППП заключается в определении критериев оценки ППП, оценке множества ППП-претендентов по сформулированным критериям, выбору и закупке ППП с наивысшей интегральной оценкой, а далее - собственно настройке параметров и возможной доработке закупленного ППП.

Технологическая сеть параметнически-ориентированного проектирования (слайд 13)

Параметрически-ориентированное проектирование включает следующие этапы:

  •  определение критериев оценки пригодности пакетов прикладных программ (ППП) для решения поставленных задач,
  •  анализ и оценка доступных ППП по сформулированным критериям,
  •  выбор и закупка наиболее подходящего пакета,
  •  настройка параметров (доработка) закупленного ППП.
  •  Обучение персонала

Перечень критериев выбора ППП для конкретной подсистемы определяется в зависимости от следующих характеристик проблемной области: срока разработки ИС, денежных ресурсов, технической оснащенности объекта управления, существующих и функционирующих ППП (ФППП), программного и сетевого оснащения и др.

Ниже представлены основные классификационные группировки критериев оценки ППП:

  •  назначение и возможности пакета;
  •  отличительные признаки и свойства пакета;
  •  требования к техническим и программным средствам;
  •  документация пакета;
  •  факторы финансового порядка;
  •  особенности установки пакета;
  •  особенности эксплуатации пакета;
  •  помощь поставщика по внедрению и поддержанию пакета;
  •  оценка качества пакета и опыт его использования;
  •  перспективы развития пакета.

Внутри каждой группы критериев выделяется некоторое подмножество частных показателей, детализирующих каждый из десяти выделенных аспектов анализа выбираемых ППП.

Числовые значения показателей для конкретных ППП устанавливаются экспертами по выбранной шкале оценок (например, 10-балльной). На их основе формируются групповые оценки и комплексная оценка пакета (путем вычисления средневзвешенных значений). Нормированные взвешивающие коэффициенты также получаются экспертным путем. ППП, получивший максимальную оценку внедряется на предприятии.

Таким образом, параметрически-ориентированное проектирование ИС на основе использования ППП по сравнению с оригинальным проектированием дает возможность более быстрого и гибкого внедрения информационной системы.

Однако существует ряд проблем, сдерживающих распространение данной технологии. К ним можно отнести следующее:

  •  психологические и организационные трудности внедрения ППП;
  •  достаточно высокую стоимость приобретения ППП и обучения персонала;
  •  отсутствие глобальной модели объекта управления, что ведет к затратам по увязке различных ППП в рамках корпоративной ИС.

3.4. Модельно-ориентированное проектирование

Модельно-ориентированное проектирование заключается в адаптации состава и характеристик типовой ИС в соответствии с моделью объекта автоматизации.

Технология проектирования в этом случае должна  поддерживать как модель типовой ИС, так и модель конкретного предприятия, а также средства поддержания соответствия между ними.

Типовая ИС в специальной базе метаинформации - репозитории - содержит модель объекта автоматизации (предприятия), на основе которой осуществляется конфигурирование программного обеспечения. Таким образом, модельно-ориентированное проектирование ИС предполагает, прежде всего, построение модели объекта автоматизации с использованием специального программного инструментария (например, SAP Business Engineering Workbench (BEW), BAAN Enterprise Modeler). Возможно также создание системы на базе типовой модели ИС из репозитория, который поставляется вместе с программным продуктом и расширяется по мере накопления опыта проектирования информационных систем для различных отраслей и типов производства.

Репозиторий содержит базовую (ссылочную) модель ИС, типовые (референтные) модели определенных классов ИС, модели конкретных ИС предприятий.

Базовая модель ИС в репозитории содержит описание бизнес-функций, бизнес-процессов, бизнес-объектов, бизнес-правил, организационной структуры, которые поддерживаются программными модулями типовой ИС.

Типовые модели описывают конфигурации информационной системы для определенных отраслей или типов производства.

Модель конкретного предприятия строится либо путем выбора фрагментов основной или типовой модели в соответствии со специфическими особенностями предприятия (BAAN Enterprise Modeler), либо путем автоматизированной адаптации этих моделей в результате экспертного опроса (SAP Business Engineering Workbench).

Построенная модель предприятия в виде метаописания хранится в репозитории и при необходимости может быть откорректирована. На основе этой модели автоматически осуществляется конфигурирование и настройка информационной системы.

Компоненты модели предприятия более подробно:

Модель бизнес-функций представляет собой иерархическую декомпозицию функциональной деятельности предприятия. На первом уровне иерархии обычно указываются основные виды функциональных подсистем: сбыт, производство, логистика, сервис, финансы, персонал и т.д. На следующем уровне иерархии для каждой функциональной подсистемы показываются функциональные модули. Например, подсистема «Логистика» включает следующие функциональные модули: планирование потребности в материалах, закупка, управление запасами, управление складами  и т.д. Для функциональных модулей задаются наборы бизнес-функций, для каждой из которых в дальнейшем определяются бизнес-процессы. Для функционального модуля «закупки» определяются бизнес-функции: оформление договоров, оформление заказов, выписка счетов и т.д.

Модель бизнес-процессов отражает последовательность выполнения работ для функций самого нижнего уровня модели бизнес-функций, которая позволяет провести конфигурацию программных модулей информационной системы в соответствие с характерными особенностями конкретного предприятия.

Модели бизнес-объектов используются для интеграции приложений, поддерживающих исполнение различных бизнес-процессов. Бизнес-объекты - компоненты уровня проблемной области, которые используются в различных приложениях в произвольных комбинациях и не зависят от них. При этом «приложение обеспечивает среду для функционирования бизнес-объектов».

С одной стороны, бизнес-объекты - это объекты-сущности в нотации UML, например заказы, счета, материалы, поставщики и т.д. С другой стороны, в отличие от обычных объектов-сущностей бизнес-объекты являются самодостаточными, т. е. имеют стандартный интерфейс, написанный на языке описания интерфейсов IDL (Interface Definition Language), с помощью которого бизнес-объекты могут взаимодействовать друг с другом через объектную шину - брокер объектных запросов (Object Request Broker). Таким образом, бизнес-объекты обладают более сложной внутренней структурой по сравнению с простыми объектами.

Модель организационной структуры предприятия представляет собой традиционную иерархическую структуру подчинения подразделений и персонала  Назначение моделирования организационной структуры применительно к ИС заключается в распределении автоматизируемых функций по работникам подразделений и определении полномочий доступа к ИС.

Бизнес-правила - это специальные сведения в области типовой ИС, которые хранятся в репозитории и используются для контроля корректности построенной модели предприятия и процессов конфигурации и эксплуатации ИС.

Правила целостности модели предприятия

Правила целостности используются для проверки согласованности модели предприятия с точки зрения полноты и непротиворечивости бизнес-функций, например:

Если присутствует вариант бизнес-функции «Прямая поставка», тогда бизнес-функции «Обработка заказа на приобретение» и «Обработка заказа на сбыт» должны быть представлены в модели.

Правила преобразования моделей бизнес-функций в модели бизнес-процессов

Модель бизнес-функции может быть автоматически преобразована в модель бизнес-процесса посредством правил преобразования, которые задают соответствие бизнес-функции и бизнес-процесса, например:

Если был определен вариант бизнес-функции «Обработка заказа на приобретение с контрактами», необходимо выбрать бизнес-процесс «Обработка контрактов».

Правила конфигурации (установки параметров)

Правила конфигурации используются для присвоения значения параметру BAAN в зависимости от его наличия в бизнес-функциях, бизнес-процессах или их комбинациях. Например:

Если был определен вариант бизнес-функции «Обработка заказа на покупку в режиме ЭОД (электронный обмен данными)», значение параметра «электронный обмен данными» настраивается на «да».

Правила установки статических условий

Правила установки статических условий осуществляют выбор варианта бизнес-процесса в зависимости от выполнения условия. Если значение условия правила ложно, то данный вариант в процессе эксплуатации не выполняется и на диаграмме процесса соответствующая неактивная ветвь дерева изображается в затемненном виде, например:

Если бизнес-функция «Оформление аккредитива» не используется в фазе внедрения, то запретить процесс оформления аккредитива.

Конфигурация ИС на основе модельно-ориентированной технологии представлена на слайде 14.

Технологическая сеть модельно-ориентированного проектирования ЭИС (слайд 15).

В силу сложности комплексной типовой информационной системы для модельно-ориентированного проектирования характерны следующие особенности.

  •  Привязка типовой информационной системы к условиям конкретного экономического объекта осуществляется в результате совместных усилий фирмы-производителя программного продукта и проектной группы предприятия.
  •  Консультанты со стороны фирмы-производителя программного продукта принимают участие на всех этапах внедрения системы и особенно на этапе анализа требований.
  •  Возрастает роль руководства предприятия в организации и контроле за созданием информационной системы.

1. Внедрение типовой информационной системы начинается с анализа требований к конкретной ИС, которые выявляются на основе результатов предпроектного обследования объекта автоматизации.  Для оценки соответствия этим требованиям программных продуктов может использоваться описанная выше методика оценки ППП. После выбора программного продукта на базе имеющихся в нем референтных моделей строится предварительная модель ИС, в которой отражаются все особенности реализации ИС для конкретного предприятия. Предварительная модель является основой для выбора типовой модели системы и определения перечня компонентов, которые будут реализованы с использованием других программных средств или потребуют разработки с помощью имеющихся в составе типовой ИС инструментальных средств (например, ABAP в SAP, Tools в BAAN).

Возможен и другой вариант анализа требований, при котором реально существующая модель предприятия адаптируется на этапе эксплуатации ИС с целью оптимизации функционирования организационно-экономической системы.

2. На этапе разработки проектной модели предприятия выполняются следующие работы:

  •  инсталляция программного продукта, реализующего типовую ИС;
  •  проведение обучения проектной команды;
  •  привязка модели предприятия к компонентам типовой информационной системы;
  •  уточнение модели предприятия
  •  привязка модулей типовой ИС к бизнес-процессам
  •  привязка бизнес-объектов к модулям
  •  привязка организационных единиц к модулям бизнес-процесса
  •  определение требований к доработке программного обеспечения;
  •  проектирование внешних интерфейсов системы

3.Реализация типового проекта сводится к конфигурации ИС и генерации интерфейсов пользователей и  предусматривает выполнение следующих операций:

  •  установку глобальных параметров системы;
  •  задание структуры объекта автоматизации;
  •  определение структуры основных данных;
  •  задание перечня реализуемых функций и процессов;
  •  описание интерфейсов;
  •  описание отчетов;
  •  настройку авторизации доступа;
  •  настройку системы архивирования.

4. Ввод в эксплуатацию типового проекта осуществляется поэтапно в соответствии с определенным планом. Перед началом эксплуатации должны быть выполнены следующие работы:

  •  Создание документации конечных пользователей и их обучение
  •  Установка программно-технической среды эксплуатации ИС
  •  Наполнение информацией новых баз данных или подключение и конвертация существующих баз данных


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49616. Расчет релейной защиты элемента электроэнергетической сети 662 KB
  Чебоксары 2009 год Задание Выполнить расчет релейной защиты элемента электроэнергетической сети: выбрать тип и основные параметры элемента защиты марка провода тип опор длина схему прилегающей сети и режим его работы; рассчитать основную или резервную защиту элемента сети: рассчитать схему замещения элемента сети; выбрать реле защиты и схему его включения; рассчитать основные режимы короткого замыкания; рассчитать уставки защиты; выполнить расчет чувствительности защиты; сделать выводы по расчету; нарисовать схему...
49617. Проектирование районной электрической сети 3.19 MB
  В данной работе проводится учебное проектирование электрической сети питающей 6 пунктов и имеющей один источник питания также выявляется необходимость реактирования линий 10 кВ отходящих от подстанции. В первом разделе работы проводится анализ исходных данных и устанавливаются батареи статических конденсаторов БСК в соответствие с требованиями приказа Минэнерго от 20022007 №49 в следующем разделе формируются варианты сети и выбираются номинальные напряжения участков схем сети. Проводится сопоставление вариантов...
49618. Расчет механизмов привода растворонасоса 448.1 KB
  Выбираем для изготовления колеса и шестерни сталь марки 40Х. Дополнительно применяем улучшение получая твердость 235…262 HB для колеса и 269…302 HB для шестерни.
49621. Теорія будови Бутлерова як основа вивчення органічної хімії в школі 1.24 MB
  ФРАНКА ХІМІЧНИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра педагогіки Кафедра неорганічної хімії Теорія будови Бутлерова як основа вивчення органічної хімії в школі Курсова робота студента 4 курсу Яворського Богдана Володимировича...
49622. Дискретная обработка сигналов и цифровая фильтрация 447.89 KB
  Рассчитать и построить спектральные характеристики аналогового сигнала. Рассчитать прохождение сигнала через цепь операторный или временной метод Дискретная обработка аналогового сигнала. Спектральный анализ аналогового сигнала