1933

Поликультурный мир

Конспект урока

Обществознание

Дать элементарные представления о детях, которые отличаются от них по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. Формирование толерантности детей. Формирование представления детей о взаимозависимости людей проживающих на планете.

Русский

2013-01-06

22.28 KB

47 чел.

Воспитательный урок 3 класс

Поликультурный мир

Цель: Ознакомление детей с многообразием мира культуры.

Задачи: Дать элементарные представления о детях, которые отличаются от них по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. Формирование толерантности детей. Формирование представления детей о взаимозависимости людей проживающих на планете.

Ценности, формируемые в ходе беседы: поликультурный мир, толерантность, равноправие.

Планета Земля, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Форма проведения: беседа с элементами диалога, эвристическая беседа

Оборудование: презентация

Ожидаемые результаты: Овладение знаниями о поликультурности мира, о различных национальностях и расах. Формирование положительного и позитивного отношения к другим культурам, национальностям, расширение представлений о толерантности. Приобретение обучающимися социальных знаний о дружбе. Первичное понимание о поликультурности как социальной реальности в повседневной жизни.

Средства: подготовительные работы.

Подготовительная работа:

Понаблюдать на улице за людьми, найти картинки, где изображены люди различных рас. Принести книги, где говорится о детях мира. Найти пословицы и поговорки о людях разных рас.

Список используемой литературы:

Метод доступа:

http://scepsis.ru/library/id_75.html

http://www.detskiysad.ru/igri.html

словарь Сергея Ивановича Ожегова

Содержание:

Организационный момент (1-3 мин) 

Учитель: Здравствуйте ребята! Сейчас мы посмотрим презентацию.

Учащиеся смотрят презентацию.

Учитель: Скажите, что вы увидели?

Учащиеся: Людей разных национальностей, культур.

Учитель: Правильно. И сегодня мы буем беседовать о многообразии культур - поликультурности.

Учитель: Как вы думаете, что такое культура?

Учащиеся: Культура это то, что связано с людьми, обществом.

Учитель: Культура, по словарю Ожегова, это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.

Учитель: Культура не может существовать без народа. А народ – это нация, национальности. Дети, вы должны были принести на урок картинки с изображениями людей различных рас. Сейчас мы узнаем, какие бывают расы и будем угадывать по изображениям, кто является представителем той или иной расы.

Само слово "раса" долгое время использовалось и в обыденном общении, и в литературе, включая научную, для обозначениях самых различных групп людей, не только собственно рас, но и этносов, групп этносов, культурно-языковых и языковых общностей, классов и т.п. Только в XX в. за ним закрепилось более или менее определенное значение.

Расы, как они понимаются в антропологической науке, суть совокупности людей, каждая из которых обладает особым набором передающихся по наследству телесных (морфологических) признаков. Этот набор роднит всех людей, принадлежащих к той или иной расе, и одновременно отличает их всех от людей, относящихся к иным расам.

Издавна возникла традиция делить все человечество на три большие расы: черную, или негроидную, желтую, или монголоидную и белую, или европеоидную. В последнее время антропологи все чаще в качестве расы первого порядка, наряду с европеоидной, монголоидной и негроидной расами, выделяют австралоидную, или веддо-австралоидную расу.

Каждая из этих больших рас, или рас первого порядка, делится на несколько групп, которые обычно именуются малыми расами, или расами второго порядка, а они, в свою очередь, подразделяются на еще меньшие единицы (группы антропологических типов и антропологические типы). Так, например, среди европеоидов чаще всего выделяют атланто-балтийскую, беломоро-балтийскую, среднеевропейскую, балкано-кавказскую и индо-средиземноморскую малые расы.

В число телесных наследственных признаков, отличающих одну расу первого порядка от другой, входят цвет кожи, форма волос, степень развития волосяного покрова на теле, особенности лицевого скелета, а также формы и строение мягких частей лица (нос, губы).

Негроидам присущи темная кожа, курчавые волосы, среднее развитие волосяного покрова на теле, прогнатизм (выступание верхней челюсти вперед), умеренно выступающие скулы, широкий нос и толстые губы.

Монголоидам свойственны желтоватая кожа, прямые жесткие волосы, слабый волосяной покров на теле, сильно выступающие скулы, умеренно толстые губы, наличие "монгольской" складки верхнего века (эпикантуса).

Признаками европеоидов являются светлая кожа, волнистые волосы, сильный волосяной покров на теле, ортогнатизм (отсутствие прогнатизма), слабое выступание скул, узкий нос, тонкие губы.

Расовые различия затрагивают лишь внешние признаки, совершенно не касаясь важных морфологических и физиологических особенностей человека. Поэтому, как единодушно считают все подлинные ученые, все современные люди без малейшего исключения, независимо от расовых различий образуют один биологический вид - Homo sapiens.

Учитель: А теперь пусть каждый по очереди выходит к доске и показывает изображения, а класс будет по ним определять расу.

Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают, угадывают расы.

Учитель: Ребята, давайте поиграем в игру, которую любят все дети мира. Игра называется «Пятнашки». Соберитесь все вместе и выберите одного.Ему мы даем прозвище пятнашки. Он будет внимательно следить за бегущими по разным направлениям детьми и стараться во что бы то ни стало поймать одного и запятнать его, т. е. коснуться рукой. Пойманный задержится таким образом и превратиться в "пятнашку," при этом его имя произносится во-всеуслышанье для того, чтобы товарищи знали, кого им следует остерегаться. Лишь только он, в свою очередь, поймает кого-нибудь из участников и немедленно перёдает ему свою роль, переходя сам в группу детей, спасающихся бегством.

Учитель: Как вы думаете, отличаются ли люди по душевным качествам только от того, что они разной расы? Могут ли представители одной расы быть хорошими, а другие плохими?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Нужно ли относиться к одной расе лучше, а к другой хуже?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Правильно. Почему?

Учащиеся: Потому что человек не может выбрать себе расу, внешность, а выбрать, быть хорошим или нет, может.

Учитель: Какой можно сделать из этого вывод?

Учащиеся: Такой, что нельзя судить о человеке только по его внешности, цвету кожи и другим признакам.

Учитель: Правильно, все люди равны, как бы они не выглядели, кем бы ни были и к какой бы расе не принадлежали.

Учитель: Какие пословицы и поговорки вы можете сказать по данному выводу?

Учащиеся:

  1.  Не суди дерева по коре.
  2.  Не гляди, каков в плечах, - слушай, каков в речах.
  3.  Все люди под одним небом живут.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9052. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА 13.75 KB
  Философия Сократа. Сократ (469-399) был философом, который, отойдя от натурфилософского истолкования мира, посвятил себя этическим проблемам. Он «спустил философию с неба на землю». Главной его целью был поиск истины. В центре внимания Сократа...
9053. СОФИСТЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 14.67 KB
  Софисты и их роль в развитии древнегреческой культуры. В V веке до н.э. заметное место в греческой философии заняла софистика. Первоначально слово софист означало мудрец, затем так стали называть тех, кто обучал молодых детей правильной речи и воз...
9054. Социальная дифференциация. Теория классов и теория стратификации 14.29 KB
  Социальная дифференциация. Теория классов и теория стратификации. В зависимости от конкретных исторических обстоятельств материально-производственной сферы общественной жизнедеятельности людей складываются определенные социальные отношения. В зависи...
9055. Субъекты истории 17.08 KB
  Субъекты истории. История - процесс и результат общественного развития - реализуется через деятельность преследующих свои цели людей. Люди выступают движущими силами, или субъектами в истории, поскольку они, по Гегелю, способны осознавать...
9056. Схоластика как форма философствования 14.76 KB
  Схоластика как форма философствования. Схоластика - господствовавшая форма философствования в XI-XV вв. Была на службе церкви и преподавалась в университетах, например, в Болонском, потому и получила такое название (schola - школа). Являла...
9057. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ 18.16 KB
  Философия, ее предмет и роль в жизни людей. Слово философия, предложенное Пифагором, в переводе с греческого обозначает любовь к мудрости, любомудрие. Под мудростью подразумевается любовь к мысли о мире в целом, дар открывать в предметах и явлениях ...
9058. ФИЛОСОФИЯ Ф.АКВИНСКОГО И НЕОТОМИЗМ 16.5 KB
  Философия Ф.Аквинского и неотомизм. Фома Аквинский (1225-1275) - центральная фигура схоластической философии. Его именем названо такое философское течение, как томизм. Основные работы - Сумма против язычников, Сумма теологии. Он был чл...
9059. Человек и его сущность 14.29 KB
  Человек и его сущность. Учение о человеке - антропология - важнейший раздел любой философской системы. Впервые вопрос о том, что есть человек, был серьезно поставлен Сократом, хотя он и не дал никакого определения. Человек оказывался неким...
9060. Человек как личность. Свобода и ответственность личности 15.46 KB
  Человек как личность. Свобода и ответственность личности. Человек не рождается личностью, а становится ею, обретая свою сущность в процессе общественной жизни. Всякий человек есть личность, но человек - родовое, общее, а личность - единичн...