1933

Поликультурный мир

Конспект урока

Обществознание

Дать элементарные представления о детях, которые отличаются от них по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. Формирование толерантности детей. Формирование представления детей о взаимозависимости людей проживающих на планете.

Русский

2013-01-06

22.28 KB

48 чел.

Воспитательный урок 3 класс

Поликультурный мир

Цель: Ознакомление детей с многообразием мира культуры.

Задачи: Дать элементарные представления о детях, которые отличаются от них по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. Формирование толерантности детей. Формирование представления детей о взаимозависимости людей проживающих на планете.

Ценности, формируемые в ходе беседы: поликультурный мир, толерантность, равноправие.

Планета Земля, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Форма проведения: беседа с элементами диалога, эвристическая беседа

Оборудование: презентация

Ожидаемые результаты: Овладение знаниями о поликультурности мира, о различных национальностях и расах. Формирование положительного и позитивного отношения к другим культурам, национальностям, расширение представлений о толерантности. Приобретение обучающимися социальных знаний о дружбе. Первичное понимание о поликультурности как социальной реальности в повседневной жизни.

Средства: подготовительные работы.

Подготовительная работа:

Понаблюдать на улице за людьми, найти картинки, где изображены люди различных рас. Принести книги, где говорится о детях мира. Найти пословицы и поговорки о людях разных рас.

Список используемой литературы:

Метод доступа:

http://scepsis.ru/library/id_75.html

http://www.detskiysad.ru/igri.html

словарь Сергея Ивановича Ожегова

Содержание:

Организационный момент (1-3 мин) 

Учитель: Здравствуйте ребята! Сейчас мы посмотрим презентацию.

Учащиеся смотрят презентацию.

Учитель: Скажите, что вы увидели?

Учащиеся: Людей разных национальностей, культур.

Учитель: Правильно. И сегодня мы буем беседовать о многообразии культур - поликультурности.

Учитель: Как вы думаете, что такое культура?

Учащиеся: Культура это то, что связано с людьми, обществом.

Учитель: Культура, по словарю Ожегова, это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.

Учитель: Культура не может существовать без народа. А народ – это нация, национальности. Дети, вы должны были принести на урок картинки с изображениями людей различных рас. Сейчас мы узнаем, какие бывают расы и будем угадывать по изображениям, кто является представителем той или иной расы.

Само слово "раса" долгое время использовалось и в обыденном общении, и в литературе, включая научную, для обозначениях самых различных групп людей, не только собственно рас, но и этносов, групп этносов, культурно-языковых и языковых общностей, классов и т.п. Только в XX в. за ним закрепилось более или менее определенное значение.

Расы, как они понимаются в антропологической науке, суть совокупности людей, каждая из которых обладает особым набором передающихся по наследству телесных (морфологических) признаков. Этот набор роднит всех людей, принадлежащих к той или иной расе, и одновременно отличает их всех от людей, относящихся к иным расам.

Издавна возникла традиция делить все человечество на три большие расы: черную, или негроидную, желтую, или монголоидную и белую, или европеоидную. В последнее время антропологи все чаще в качестве расы первого порядка, наряду с европеоидной, монголоидной и негроидной расами, выделяют австралоидную, или веддо-австралоидную расу.

Каждая из этих больших рас, или рас первого порядка, делится на несколько групп, которые обычно именуются малыми расами, или расами второго порядка, а они, в свою очередь, подразделяются на еще меньшие единицы (группы антропологических типов и антропологические типы). Так, например, среди европеоидов чаще всего выделяют атланто-балтийскую, беломоро-балтийскую, среднеевропейскую, балкано-кавказскую и индо-средиземноморскую малые расы.

В число телесных наследственных признаков, отличающих одну расу первого порядка от другой, входят цвет кожи, форма волос, степень развития волосяного покрова на теле, особенности лицевого скелета, а также формы и строение мягких частей лица (нос, губы).

Негроидам присущи темная кожа, курчавые волосы, среднее развитие волосяного покрова на теле, прогнатизм (выступание верхней челюсти вперед), умеренно выступающие скулы, широкий нос и толстые губы.

Монголоидам свойственны желтоватая кожа, прямые жесткие волосы, слабый волосяной покров на теле, сильно выступающие скулы, умеренно толстые губы, наличие "монгольской" складки верхнего века (эпикантуса).

Признаками европеоидов являются светлая кожа, волнистые волосы, сильный волосяной покров на теле, ортогнатизм (отсутствие прогнатизма), слабое выступание скул, узкий нос, тонкие губы.

Расовые различия затрагивают лишь внешние признаки, совершенно не касаясь важных морфологических и физиологических особенностей человека. Поэтому, как единодушно считают все подлинные ученые, все современные люди без малейшего исключения, независимо от расовых различий образуют один биологический вид - Homo sapiens.

Учитель: А теперь пусть каждый по очереди выходит к доске и показывает изображения, а класс будет по ним определять расу.

Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают, угадывают расы.

Учитель: Ребята, давайте поиграем в игру, которую любят все дети мира. Игра называется «Пятнашки». Соберитесь все вместе и выберите одного.Ему мы даем прозвище пятнашки. Он будет внимательно следить за бегущими по разным направлениям детьми и стараться во что бы то ни стало поймать одного и запятнать его, т. е. коснуться рукой. Пойманный задержится таким образом и превратиться в "пятнашку," при этом его имя произносится во-всеуслышанье для того, чтобы товарищи знали, кого им следует остерегаться. Лишь только он, в свою очередь, поймает кого-нибудь из участников и немедленно перёдает ему свою роль, переходя сам в группу детей, спасающихся бегством.

Учитель: Как вы думаете, отличаются ли люди по душевным качествам только от того, что они разной расы? Могут ли представители одной расы быть хорошими, а другие плохими?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Нужно ли относиться к одной расе лучше, а к другой хуже?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Правильно. Почему?

Учащиеся: Потому что человек не может выбрать себе расу, внешность, а выбрать, быть хорошим или нет, может.

Учитель: Какой можно сделать из этого вывод?

Учащиеся: Такой, что нельзя судить о человеке только по его внешности, цвету кожи и другим признакам.

Учитель: Правильно, все люди равны, как бы они не выглядели, кем бы ни были и к какой бы расе не принадлежали.

Учитель: Какие пословицы и поговорки вы можете сказать по данному выводу?

Учащиеся:

  1.  Не суди дерева по коре.
  2.  Не гляди, каков в плечах, - слушай, каков в речах.
  3.  Все люди под одним небом живут.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51602. Тварини. Охорона тварин 73 KB
  Методи і форми: групова форма роботи асоціативний кущ Компетентність: інформаційна комунікативна соціальна творча. Привітання команд Пізнайки Творча компетентність Ми пі знайки молодці Залюбки читаєм. Розминка для команд Комунікативна компетентність Найбільша тварина на землі. Інформаційна компетентність У зайців хутро посвітлішало близько зима.
51603. Учимся жить в мире и согласии 47 KB
  Тема: Учимся жить в мире и согласии Цель: Обобщить и расширить знания учащихся о таких понятиях как : друг дружба доброта справедливость ;активизировать словарь по этой теме; учить детей оценивать чувства и поступки сверстников в совместных ситуациях мотивировать . Оборудование: фонограмма песен Улыбка Настоящий друг эмблема кота Леопольда плакат Давайте жить дружно набор пословиц в конвертах для работы в парах законы дружбы на карточках сердечки из бумаги шкатулка. Ученики встают в круг и ...
51604. Узагальнення знань про написання ненаголошених е, и в корені слова 323.5 KB
  Узагальнення знань про написання ненаголошених е и в корені слова. Формувати вміння бачити орфограму в корені слова закріпити знання учнів про особливості перевірних слів і способах перевірки ненаголошених голосних; розвивати увагу мислення мовлення; мотивувати учнів на здоровий спосіб життя. Гра Мишка дірочку прогризла На дошці таблички з порожніми віконечками Впродовж уроку вчитель дописує пропущені букви в вирізані віконечка Діти читають слова. Будемо підбирати перевірні слова.
51605. Закріплення таблиці множення числа 2. Задачі на дві дії різного ступені. Безпека на дорозі. Причини небезпечних ситуацій на дорозі 64.5 KB
  А щоб урок пройшов не марно, треба сісти рівно й гарно. І протягом всього уроку стежити за своєю поставою. Дбати про своє здоровя. Бо у здоровому тілі - здоровий дух і будуть міцні знання.
51609. Форма и язык представления информации 27.5 KB
  Цели: раскрыть роль языков в передачи и получении информации. Форма представления информации очень важна при её передаче: если человек плохо слышит то передавать ему информацию в звуковой форме нельзя если у собаки слабо развито обоняние то она не может работать в розыскной службе. Язык это знаковая система передачи информации.
51610. Іменник як частина мови: загальне значення, морфологічні ознаки, синтаксична роль. Іменник – назви істот, неістот 58 KB
  Іменник як частина мови : загальне значення морфологічні ознаки синтаксична роль . Навчальна мета : повторити узагальнити і поглибити знання учнів про іменник як частину мови зміцнювати навички визначення морфологічних ознак іменників вчити правильно використовувати іменники в мовленні; розвивати в учнів навички звязного мовлення мислення творчі здібності стимулювати бажання досліджувати й аналізувати мовні явища; виховувати позитивне ставлення до рідної мови. узагальнити та систематизувати знання учнів про іменник як частину...