1933

Поликультурный мир

Конспект урока

Обществознание

Дать элементарные представления о детях, которые отличаются от них по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. Формирование толерантности детей. Формирование представления детей о взаимозависимости людей проживающих на планете.

Русский

2013-01-06

22.28 KB

48 чел.

Воспитательный урок 3 класс

Поликультурный мир

Цель: Ознакомление детей с многообразием мира культуры.

Задачи: Дать элементарные представления о детях, которые отличаются от них по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. Формирование толерантности детей. Формирование представления детей о взаимозависимости людей проживающих на планете.

Ценности, формируемые в ходе беседы: поликультурный мир, толерантность, равноправие.

Планета Земля, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Форма проведения: беседа с элементами диалога, эвристическая беседа

Оборудование: презентация

Ожидаемые результаты: Овладение знаниями о поликультурности мира, о различных национальностях и расах. Формирование положительного и позитивного отношения к другим культурам, национальностям, расширение представлений о толерантности. Приобретение обучающимися социальных знаний о дружбе. Первичное понимание о поликультурности как социальной реальности в повседневной жизни.

Средства: подготовительные работы.

Подготовительная работа:

Понаблюдать на улице за людьми, найти картинки, где изображены люди различных рас. Принести книги, где говорится о детях мира. Найти пословицы и поговорки о людях разных рас.

Список используемой литературы:

Метод доступа:

http://scepsis.ru/library/id_75.html

http://www.detskiysad.ru/igri.html

словарь Сергея Ивановича Ожегова

Содержание:

Организационный момент (1-3 мин) 

Учитель: Здравствуйте ребята! Сейчас мы посмотрим презентацию.

Учащиеся смотрят презентацию.

Учитель: Скажите, что вы увидели?

Учащиеся: Людей разных национальностей, культур.

Учитель: Правильно. И сегодня мы буем беседовать о многообразии культур - поликультурности.

Учитель: Как вы думаете, что такое культура?

Учащиеся: Культура это то, что связано с людьми, обществом.

Учитель: Культура, по словарю Ожегова, это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.

Учитель: Культура не может существовать без народа. А народ – это нация, национальности. Дети, вы должны были принести на урок картинки с изображениями людей различных рас. Сейчас мы узнаем, какие бывают расы и будем угадывать по изображениям, кто является представителем той или иной расы.

Само слово "раса" долгое время использовалось и в обыденном общении, и в литературе, включая научную, для обозначениях самых различных групп людей, не только собственно рас, но и этносов, групп этносов, культурно-языковых и языковых общностей, классов и т.п. Только в XX в. за ним закрепилось более или менее определенное значение.

Расы, как они понимаются в антропологической науке, суть совокупности людей, каждая из которых обладает особым набором передающихся по наследству телесных (морфологических) признаков. Этот набор роднит всех людей, принадлежащих к той или иной расе, и одновременно отличает их всех от людей, относящихся к иным расам.

Издавна возникла традиция делить все человечество на три большие расы: черную, или негроидную, желтую, или монголоидную и белую, или европеоидную. В последнее время антропологи все чаще в качестве расы первого порядка, наряду с европеоидной, монголоидной и негроидной расами, выделяют австралоидную, или веддо-австралоидную расу.

Каждая из этих больших рас, или рас первого порядка, делится на несколько групп, которые обычно именуются малыми расами, или расами второго порядка, а они, в свою очередь, подразделяются на еще меньшие единицы (группы антропологических типов и антропологические типы). Так, например, среди европеоидов чаще всего выделяют атланто-балтийскую, беломоро-балтийскую, среднеевропейскую, балкано-кавказскую и индо-средиземноморскую малые расы.

В число телесных наследственных признаков, отличающих одну расу первого порядка от другой, входят цвет кожи, форма волос, степень развития волосяного покрова на теле, особенности лицевого скелета, а также формы и строение мягких частей лица (нос, губы).

Негроидам присущи темная кожа, курчавые волосы, среднее развитие волосяного покрова на теле, прогнатизм (выступание верхней челюсти вперед), умеренно выступающие скулы, широкий нос и толстые губы.

Монголоидам свойственны желтоватая кожа, прямые жесткие волосы, слабый волосяной покров на теле, сильно выступающие скулы, умеренно толстые губы, наличие "монгольской" складки верхнего века (эпикантуса).

Признаками европеоидов являются светлая кожа, волнистые волосы, сильный волосяной покров на теле, ортогнатизм (отсутствие прогнатизма), слабое выступание скул, узкий нос, тонкие губы.

Расовые различия затрагивают лишь внешние признаки, совершенно не касаясь важных морфологических и физиологических особенностей человека. Поэтому, как единодушно считают все подлинные ученые, все современные люди без малейшего исключения, независимо от расовых различий образуют один биологический вид - Homo sapiens.

Учитель: А теперь пусть каждый по очереди выходит к доске и показывает изображения, а класс будет по ним определять расу.

Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают, угадывают расы.

Учитель: Ребята, давайте поиграем в игру, которую любят все дети мира. Игра называется «Пятнашки». Соберитесь все вместе и выберите одного.Ему мы даем прозвище пятнашки. Он будет внимательно следить за бегущими по разным направлениям детьми и стараться во что бы то ни стало поймать одного и запятнать его, т. е. коснуться рукой. Пойманный задержится таким образом и превратиться в "пятнашку," при этом его имя произносится во-всеуслышанье для того, чтобы товарищи знали, кого им следует остерегаться. Лишь только он, в свою очередь, поймает кого-нибудь из участников и немедленно перёдает ему свою роль, переходя сам в группу детей, спасающихся бегством.

Учитель: Как вы думаете, отличаются ли люди по душевным качествам только от того, что они разной расы? Могут ли представители одной расы быть хорошими, а другие плохими?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Нужно ли относиться к одной расе лучше, а к другой хуже?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Правильно. Почему?

Учащиеся: Потому что человек не может выбрать себе расу, внешность, а выбрать, быть хорошим или нет, может.

Учитель: Какой можно сделать из этого вывод?

Учащиеся: Такой, что нельзя судить о человеке только по его внешности, цвету кожи и другим признакам.

Учитель: Правильно, все люди равны, как бы они не выглядели, кем бы ни были и к какой бы расе не принадлежали.

Учитель: Какие пословицы и поговорки вы можете сказать по данному выводу?

Учащиеся:

  1.  Не суди дерева по коре.
  2.  Не гляди, каков в плечах, - слушай, каков в речах.
  3.  Все люди под одним небом живут.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74823. Основные этапы развития драматургии А.Н. Островского. Новаторство А.Н. Островского. Его традиции в современном театре 16.03 KB
  Обладая незаурядным общественным темпераментом Островский всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа за подлинно художественный национальный репертуар за новую этику актёра. Как драматург и режиссёр Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры выдвижению плеяды актёров особенно в московском Малом театре : семья Садовских С. Только через шесть лет после того как Островский начал печататься 14 января 1853 года поднялся занавес на первом представлении комедии Не в свои сани не садись...
74824. Философская и политическая лирика Ф.И. Тютчева 16.07 KB
  С одной стороны поэт утверждает что человек ничтожен в сравнении с природой что все в его жизни предсказуемо и трагично. Как видим поэт мыслит глобально. Великий поэт Ф. И второе: поэт особенное внимание уделял проблемам международной роли России ее месту в мировой историю будущему русского народа и славянофильства в целом.
74825. Древнерусская литература (XI – XVII вв.) – начальный этап развития русской литературы. Проблемы периодизации 16.92 KB
  Древнерусская литература XI XVII вв. Проблемы периодизации Литература Древней Руси охватывает период с XI по XVII век. Древнерусская литература была литературой формирующейся великорусской народности постепенно складывающейся в нацию. Литература Древней Руси это средневековая литература которая отличается от литературы нового времени своими специфическими особенностями.
74826. Своеобразие древнерусской литературы 15.96 KB
  Своеобразие древнерусской литературы. Своеобразие древнерусской литературы: Произведения древнерусской литературы бытовали и распространялись в рукописях. Другая особенность литературы средневековья отсутствие авторского право. Таким образом исследователь древнерусской литературы должен изучить все имеющиеся списки того или иного произведения установить время и место их написания путем сопоставления различных редакций вариантов списков а также определить в какой редакции список более всего соответствует первоначальному авторскому тексту.
74827. Оригинальные памятники древнерусской литературы – летописи, торжественные проповеди, поучения, жития, паломническая литература как свидетельство высокого уровня государственной и культурной жизни Руси XI – XII веков 17.17 KB
  Большинство дошедших до нас книг относящихся к этому периоду времени религиозного содержания.К этому же периоду времени относятся такие выдающиеся памятники церковной литературы как Слово о законе и благодати митрополита Илариона проповеди Кирилла Туровского. К этому периоду времени относится древнейший сохранившийся до наших дней летописный свод Повесть временных лет . Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени но и о быте нравах древних русичей.
74828. Повесть временных лет как литературный памятник: содержание, художественные особенности, связь с фольклором 21.34 KB
  Основные идеи начальной летописи. Уже в самом названии Се повести времянъных лет откуду есть пошла Руская земля кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть содержится указание на идейнотематическое содержание летописи. стоят в центре внимания летописи. Тема родины является определяющей ведущей в летописи.
74829. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. Поэтическая образность Слова о законе и благодати 17.53 KB
  Слово о законе и благодати проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как равноправной среди всех государств мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов. Сопостав-ляя иудаизм (Закон) с христианством (Благодатью)
74830. Житийная литература. «Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором 15.95 KB
  Житие Феодосия Печерского написанное Нестором. Житие Феодосия Печерского памятник древнерусской литературы написанный преподобным Нестором Летописцем.: Житие Феодосия Печерского типичное монашеское житие рассказ о благочестивом кротком трудолюбивом праведнике вся жизнь которого непрерывный подвиг. Написанное им Житие имеет динамичный сюжет и лишено традиционных для данного жанра риторических рассуждений.
74831. Хождение как литературный жанр. Хождение игумена Даниила в святую землю 15.45 KB
  Хождение игумена Даниила в святую землю Хождение это жанр средневековой русской литературы форма путевых записок в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель...